HMAS Канимбла (L 51)
![]() HMAS Канимбла в 2010 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Сагино |
Тезка | Город Сагино, Мичиган |
Строитель | Национальная сталелитейная и судостроительная компания |
Заложен | 24 мая 1969 г. |
Запущен | 7 февраля 1970 г. |
Спонсор | Жена Р. Джеймса Харви |
Введен в эксплуатацию | 23 января 1971 г. |
Выведен из эксплуатации | 28 июня 1994 г. |
Порт приписки | Литл-Крик, Вирджиния |
Идентификация | ЛСТ-1188 |
Судьба | Передан Королевскому флоту Австралии в 1994 году. |
![]() | |
Имя | Канимбла |
Тезка | Долина Канимбла |
Введен в эксплуатацию | 29 августа 1994 г. |
Выведен из эксплуатации | 25 ноября 2011 г. |
Порт приписки | База флота Восток |
Идентификация | Л 51 |
Девиз | "Крик хаоса" |
Почести и награды |
|
Судьба | Продан на металлолом, 20 мая 2013 г. |
Значок | ![]() |
Общие характеристики как Канимбла | |
Класс и тип | Канимбла Десантная платформа-амфибия класса |
Смещение | 8 534 тонны |
Длина | 159,2 м (522 фута 4 дюйма) |
Луч | 21,2 м (69 футов 7 дюймов) |
Черновик | 5,3 м (17 футов 5 дюймов) |
Движение | 6 дизельных двигателей ALCO V16 мощностью 2050 кВт (2750 л.с. ) каждый с приводом на два вала (по 3 двигателя на вал) |
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) |
Диапазон | 14 000 миль (26 000 км; 16 000 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Лодки и пристань судно перевозилось | 2 × LCM8 десантных корабля |
Емкость | 400 десанта, 955 м 2 (10 280 кв. футов) полезной площади танковой палубы |
Дополнить | 23 морских офицера, 2 армейских офицера, 197 матросов, 18 солдат. |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 4 × Блэкхок или 3 × Си Кинг |
Авиационные объекты | Ангар на 4 вертолета, 3 посадочных места. |
HMAS Kanimbla (L 51) — «Канимбла», десантный корабль-амфибия класса эксплуатируемый Королевским военно-морским флотом Австралии (RAN). Первоначально построенный для ВМС США (USN) как «Ньюпорт» танко-десантный корабль класса USS Saginaw (LST-1188) , корабль был выведен из эксплуатации в 1994 году и продан РАН.
После поступления на службу в РАН в 1999 году, Канимбла участвовал в многочисленных операциях по всему миру, включая вторжение в Ирак в 2003 году , реагирование на землетрясение и цунами в Индийском океане в 2004 году , а также в ответ на государственный переворот на Фиджи в 2006 году . За время карьеры корабля в результате аварий погибли два вертолета. вспыхнул пожар После того, как в конце 2010 года на борту «Канимблы» , он и однотипный корабль «Манура» были выведены из боевой службы из-за серьезных проблем, обнаруженных на обоих кораблях. Планировалось отремонтировать Канимблу и вернуть ее в строй к 2012 году, но это было сочтено неэкономичным. Корабль был выведен из эксплуатации в 2011 году и продан на разборку в 2013 году.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Корабль был заложен Национальной стальной и судостроительной компанией в Сан-Диего , штат Калифорния, для ВМС США 24 мая 1969 года как «Ньюпорт» класса танкодесантный корабль USS Saginaw . [ 1 ] Он был спущен на воду 7 февраля 1970 года при финансовой поддержке жены Р. Джеймса Харви , конгрессмена и бывшего мэра Сагино, штат Мичиган , и принят в состав ВМС США 23 января 1971 года. [ 1 ] Она была названа в честь города Сагино, штат Мичиган. [ 1 ]
Эксплуатационная история ВМС США
[ редактировать ]Перенос и конвертация
[ редактировать ]В начале 1990-х годов RAN инициировало проект закупок по замене HMAS Jervis Bay специальным кораблем для обучения и поддержки вертолетов. [ 2 ] Для удовлетворения расплывчатых спецификаций проекта требовалось специально построенное судно примерной стоимостью 500 миллионов австралийских долларов. [ 2 ] Высокая стоимость проекта привела к его отмене министром обороны в 1993 году с указанием найти более дешевую альтернативу.
В 1994 году RAN смогло приобрести излишки Saginaw и ее родственного корабля Fairfax County по общей цене 61 миллион австралийских долларов (40 миллионов долларов США). [ 2 ] [ 3 ] Сагино должен был быть переименован в Канимблу . Перед выводом из эксплуатации и переводом «Сагино » экипаж RAN был отправлен в Норфолк, штат Вирджиния , для нескольких недель обучения на борту судна, поскольку они должны были отправить его в Австралию после того, как оно будет введено в состав RAN. [ 4 ] Saginaw был выведен из эксплуатации 28 июня 1994 года, но вместо немедленного повторного ввода в эксплуатацию как HMAS Kanimbla на церемонии вывода из эксплуатации было объявлено, что Конгресс США решил не отправлять корабли на дипломатическую службу. [ 5 ] Этот шаг, сделанный в последнюю минуту, был частью блокирования продаж пятнадцати излишков самолетов «Ньюпорт » девяти странам и был вызван Комитетом Сената США по вооруженным силам в попытке оказать давление на президента США Билла Клинтона в связи с предполагаемым сокращением запасов ВМС США. возможности десантной войны, а также обеспокоенность одного сенатора по поводу прав человека в Марокко (одна из других стран планирует приобрести корабль класса «Ньюпорт» ). [ 3 ] [ 6 ] Продажа не была одобрена до начала августа, и корабль был принят в состав РАН 29 августа 1994 года. [ 7 ] [ 8 ]

Канимбла отплыла в Австралию в октябре после завершения обучения и технического обслуживания. [ 7 ] Канимбла и Манура были пришвартованы на верфи Форгакс , в Ньюкасле где они прошли переоборудование из танкодесантных кораблей в боевые десантные транспорты. [ 9 ] Для переоборудования потребовалось снять носовую рампу и заварить носовые двери. [ 10 ] Был добавлен ангар для трех вертолетов Sea King или четырех Blackhawk , а кормовая вертолетная палуба была усилена. [ 11 ] Вертолеты «Чинук» могут приземляться и взлетать с кормовой палубы, но не могут перевозиться в течение длительного времени. [ 10 ] Палуба в носовой части надстройки была переоборудована для размещения двух десантных кораблей LCM-8 , которые спускаются и поднимаются с помощью одного 70-тонного крана. [ 11 ] Когда LCM-8 развернуты, эта территория функционирует как третья площадка для посадки вертолетов. [ 10 ] Было предоставлено жилье до 450 солдат, а также были установлены улучшенные медицинские помещения и модернизированный камбуз. [ 9 ] [ 12 ]
Планировалось, что ремонт продлится с 1995 по 1996 год, но завершился только в конце 1999 года, после того как на обоих кораблях была обнаружена обширная коррозия. [ 2 ] Спорная стоимость ремонта двух кораблей увеличилась на 400 миллионов австралийских долларов, при этом половина финансирования была взята за счет ассигнований на ремонт и переоборудование других кораблей. [ 2 ] Во время Канимблы переоборудования на борту возник небольшой пожар, когда окурок упал на изоляцию трубопровода. [ 13 ] Пожар, произошедший 8 февраля 1999 года, был быстро потушен и причинил лишь поверхностный ущерб. [ 13 ]
История работы РАН
[ редактировать ]1995–2003
[ редактировать ]В 1995 году сотрудники Канимблы приняли участие в праздновании 50-летия Дня Победы в Европе и Дня Победы на Тихом океане . [ 14 ] В апреле 1999 года персонал баз Канимбла , Манура и Сидней оказал помощь Министерству сельского хозяйства Нового Южного Уэльса в сдерживании вспышки болезни Ньюкасла на Мангровых гор . птицефабриках [ 15 ]
В период с апреля по июнь 2001 года Канимбла был отправлен в Вануату для оказания помощи при стихийных бедствиях после извержения вулкана Лопеви . [ 16 ] После этого, со 2 июня по 8 августа 2001 года, корабль был направлен на Соломоновы острова для поддержки Международной группы по наблюдению за миром после подписания Таунсвиллского мирного соглашения . [ 17 ] Вслед за этим [ нужна ссылка ] Канимбла действовал в поддержку Группы наблюдения за миром (PMG) на Бугенвиле . [ 18 ] Это было краткосрочное задание в конце развертывания на Соломоновых островах по оказанию помощи в обратной доставке оборудования PMG в Австралию. [ нужна ссылка ]

2 декабря 2001 года «Канмибла» и фрегат « Аделаида» были переброшены в Персидский залив в рамках операции «Тапочка» для обеспечения соблюдения торговых санкций ООН против Ирака. [ 19 ] Это развертывание завершилось 4 марта 2002 года. [ 19 ] Корабль вернулся в Персидский залив 13 февраля 2003 года. [ 20 ] Во время этого развертывания, завершившегося 14 июня, он участвовал во вторжении в Ирак в 2003 году , выполнял функции корабля командования и управления во время операций в северных водах Персидского залива и помогал доставлять гуманитарную помощь в Багдад. [ 20 ] 27 ноября 2003 года корабль получил Почетную грамоту за службу во время этого развертывания. [ 21 ]
2004–2006
[ редактировать ]30 декабря 2004 года Канимбла отплыл в рамках операции Sumatra Assist , вклада Австралии в оказание помощи после землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году . [ 22 ] Участие корабля закончилось 26 марта 2005 года, и он отплыл в Сингапур, но был передислоцирован через три дня после нового землетрясения у побережья Суматры . [ 22 ] 2 апреля вертолет Sea King, летавший из Канимблы, разбился на острове Ниас , в результате чего погибли девять из одиннадцати человек, находившихся на борту; это самый смертоносный инцидент в Силах обороны Австралии с 1996 года. [ 23 ] Операции завершились только 13 апреля. [ 22 ]

В мае 2006 года Канимбла был переброшен в Восточный Тимор в рамках операции Astute , австралийского ответа на восточнотиморский кризис 2006 года . [ 24 ] Корабль оставался в этом районе до конца июля. [ 25 ] В начале ноября 2006 года «Канимбла» , «Ньюкасл» и «Саксесс» отправились на Фиджи в рамках операции «Квикстеп» — ответа АДС на угрозы государственного переворота со стороны фиджийских вооруженных сил . [ 26 ] Три судна должны были использоваться в случае эвакуации австралийских граждан и граждан, но не в качестве военной силы. [ 26 ] 29 ноября 2006 года австралийской армии, вертолет S-70A Black Hawk выполнявший рейс из Канимблы, разбился и упал за борт при попытке приземлиться на кормовую вертолетную палубу. [ 27 ] Из десяти военнослужащих, находившихся на борту, семеро были ранены, один убит, а десятый был объявлен пропавшим без вести, пока его останки не были обнаружены 5 марта 2007 года среди обломков вертолета на высоте 3000 метров (9800 футов) ниже уровня моря. [ 27 ] [ 28 ]
2007–2010
[ редактировать ]В октябре 2007 года Канимбла посетил Новую Зеландию. [ 29 ] Ранее в 2006 году корабль должен был дважды посетить Новую Зеландию, но оба раза не смог это сделать из-за оперативного развертывания в короткие сроки. [ 29 ]

Утром 13 марта 2009 года «Канимбла» был одним из семнадцати военных кораблей, участвовавших в торжественном вводе флота и проверке флота в гавани Сиднея, что стало крупнейшим собранием кораблей RAN со времен двухсотлетия Австралии в 1988 году. [ 30 ] Канимбла был одним из тринадцати кораблей, участвовавших в торжественном входе через Сидней-Хедс и стоявших на якоре в гавани для осмотра.
После капитального ремонта системы боевых наград RAN , завершенного в начале 2010 года, Канимбла также был удостоен боевых наград «Персидский залив 2001–2003» и «Ирак 2003». [ 31 ] [ 32 ] В июле и августе 2010 года «Канимбла» был одним из трех кораблей РАН, принявших участие в многонациональных учениях RIMPAC 2010. [ 33 ]
Вывод из эксплуатации и судьба
[ редактировать ]21 сентября 2010 года Канимбла покидал гавань Сиднея, когда на борту вспыхнул пожар, в результате которого корабль ненадолго отключился. [ 34 ] Во время инцидента корабль дрейфовал в опасной близости от мыса Норт-Хед . [ 35 ] Вскоре после этого «Канимбла» и однотипный корабль «Манура» были доставлены на Восточную базу флота для «оперативной паузы» после того, как на обоих кораблях было выявлено несколько проблем. [ 34 ] [ 36 ] К ним относятся значительная продолжающаяся коррозия и неисправности палубного крана и системы сигнализации, а также необходимость капитального ремонта двигательной установки, электрогенераторов и кондиционирования воздуха, а также модернизации системы связи. [ 34 ] Проблемы связаны с высоким темпом эксплуатации корабля, задержками в обслуживании и возрастом кораблей. [ 36 ]
«Манура» была выведена из эксплуатации в начале 2011 года, но на тот момент планировалось отремонтировать «Канимблу» и вернуть ее в строй к середине 2012 года. [ 37 ] Однако прогнозируемые сроки и стоимость ремонта (18 месяцев и более $35 млн), а также успешное приобретение британского дока десантного корабля RFA Largs Bay (который поступил на вооружение RAN в конце 2011 года как HMAS Choules ) побудили австралийское правительство 18 августа 2011 года объявить о планах вывода из эксплуатации Канимблы . [ 38 ] Вывод из эксплуатации произошел 25 ноября 2011 года. [ 8 ] [ 39 ] Первоначально корабль был заменен на Choules , пока Canberra на вооружение не поступили десантные корабли класса . [ 37 ] [ 38 ]
В июне 2012 года федеральное правительство предложило Канимблу и Мануру правительству штата Квинсленд для затопления в качестве затонувших кораблей у побережья Квинсленда. [ 40 ] Однако правительство предпочло не идти на это, поскольку подготовка каждого из них к затоплению обойдется в 4 миллиона долларов и может спровоцировать аналогичную реакцию на оспариваемое затопление фрегата HMAS Adelaide . [ 41 ] Вместо этого Канимбла должна была быть разделена , а стоимость металлолома оценивалась в 2,5 миллиона долларов. [ 41 ] Поскольку оба судна изначально принадлежали Соединенным Штатам и были проданы Австралии, их утилизация должна была получить одобрение правительства США и соответствовать международным правилам торговли оружием . [ 42 ] Тендеры на утилизацию судов начались в июне 2012 года, а контракт с компанией Southern Recycling был заключен 20 мая 2013 года. [ 42 ] Оба судна были возвращены в Соединенные Штаты и разбиты в Новом Орлеане . [ 8 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сагино-II , в Справочнике боевых кораблей ВМС США.
- ^ Jump up to: а б с д и Сперлинг, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 275
- ^ Jump up to: а б Шерер и Сенат препятствуют продаже кораблей ВМФ заинтересованным странам
- ^ Поместите на наше место в «Австралия и мировые дела» , стр. 43
- ↑ Поместите на наше место , в Australia and World Relations , стр. 43–44.
- ^ Поместите на наше место в «Австралия и мировые дела» , стр. 44
- ^ Jump up to: а б США одобрили продажу двух кораблей в Sun Herald
- ^ Jump up to: а б с «HMAS Канимбла (II)» . Королевский флот Австралии . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Форгакс - часть военно-морской истории , в Newcastle Herald.
- ^ Jump up to: а б с Мэйси и ВМС заключили сделку по сделке с вертолетоносцем на 70 миллионов долларов
- ^ Jump up to: а б Шарп (ред.), Боевые корабли Джейн, 1997–1998 гг. , Стр. 30
- ^ Сперлинг, Стивенс, Королевский флот Австралии , стр. 276
- ^ Jump up to: а б Австралийское агентство Associated Press, Небольшой пожар на борту корабля ВМФ
- ^ Бендл и др., База данных операций Королевского военно-морского флота Австралии, 1990–2005 гг. , Стр. 24
- ^ Бендл и др., База данных операций Королевского военно-морского флота Австралии, 1990–2005 гг. , Стр. 37
- ^ Бендл и др., База данных операций Королевского военно-морского флота Австралии, 1990–2005 гг. , Стр. 42
- ^ Бендл и др., База данных операций Королевского военно-морского флота Австралии, 1990–2005 гг. , Стр. 41
- ^ Бендл и др., База данных операций Королевского военно-морского флота Австралии, 1990–2005 гг. , Стр. 33
- ^ «Это честь – почести» . Проверено 22 февраля 2008 г.
Образец цитирования: За заслуги в боевых операциях в войне против оружия массового уничтожения в ИРАКЕ в ходе операций БАСТИЛЬ и ФАЛЬКОНЕР в период с февраля по май 2003 года.
- ^ Дейл, Темная история аварий.
- ^ Банхем, Улицы спокойнее, но опасность остается.
- ^ Австралийское агентство Associated Press, Миротворцы проверят оружие в Восточном Тиморе.
- ^ Jump up to: а б «Австралийские военные корабли направляются на Фиджи». «Дейли телеграф» . 2 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б ABC, Один погиб, один пропал без вести в результате крушения Black Hawk у Фиджи
- ^ Останки солдата SAS найдены у Фиджи , в The Age.
- ^ Jump up to: а б Королевский военно-морской флот Австралии, опыт «чулли в зиде» для Канимблы
- ^ Брук, Идя в историю
- ^ Королевский военно-морской флот Австралии отмечает 109-й день рождения историческими изменениями в боевых почестях
- ^ Королевский военно-морской флот Австралии, Боевые награды корабля / подразделения Королевского военно-морского флота Австралии
- ↑ Додд, неявка заменителей раскритикована
- ^ Jump up to: а б с Макфедран, Ржавчина никогда не дремлет на гордости военно-морского флота
- ^ Уэлч, Дилан (24 февраля 2011 г.). «Корабельные метры от крушения в гавани» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 11 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Керр, Оперативный темп и проблемы пренебрежения стареющими австралийскими амфибиями.
- ^ Jump up to: а б Стивен Смит, член парламента, министр обороны, план перехода к посадочной вертолетной площадке
- ^ Jump up to: а б Министр оборонного оборудования и министр обороны по выводу из эксплуатации HMAS Kanimbla
- ^ Брук, Вывод из эксплуатации знаменует конец эпохи
- ^ Маршалл, Военно-морские корабли предлагаются в качестве мест для дайвинга на побережье.
- ^ Jump up to: а б Макфедран и рабочие лошадки ВМС HMAS Manoora и HMAS Kanimbla завершают карьеру на металлоломе
- ^ Jump up to: а б Журнал Australian Defense, Продажа списанных кораблей «Манура» и «Канимбла»
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Бендл, Ванесса; Гриффин, Дэвид; Лоуренс, Питер; Макмиллан, Ричард; Митчелл, Бретт; Насг, Грег; Перриман, Джон; Стивенс, Дэвид и Уит, Ниал (2005). База данных операций Королевского военно-морского флота Австралии, 1990–2005 гг. (PDF) . Рабочие документы. Том. 18. Канберра, АКТ: Центр морской энергетики – Австралия. ISBN 0-642-29623-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 года . Проверено 16 августа 2009 г.
- Шарп, Ричард, изд. (1997). Боевые корабли Джейн 1997–1998 гг . Боевые корабли Джейн (110-е изд.). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-1546-9 .
- Сперлинг, Кэтрин (2001). «Эра передовой обороны». Стивенс, Дэвид (ред.). Королевский флот Австралии . Столетняя история обороны Австралии. Том. III. Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-554116-2 . OCLC 50418095 .
Журнальные и новостные статьи
[ редактировать ]- «Один погиб, один пропал без вести в результате крушения «Блэк Хоука» у Фиджи» . АВС . 29 ноября 2006 года . Проверено 29 ноября 2006 г.
- «У берегов Фиджи найдены останки солдата САС» . Возраст . 6 марта 2007 года . Проверено 6 марта 2007 г.
- «Поставьте на наше место». Австралия и мировые дела . 22 (Весна): 43–45. Весна 1994 г. ISSN 1033-6192 .
- Австралийское агентство Associated Press (8 февраля 1999 г.). «Небольшой пожар на борту корабля ВМФ». Австралийское агентство Ассошиэйтед Пресс . Информационные службы ААП.
- Австралийское агентство Associated Press (19 июля 2006 г.). «Миротворцы проверят оружие в Восточном Тиморе» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 19 августа 2011 г.
- «Продажа списанных кораблей Манура и Канимбла» . Австралийский оборонный журнал . 25 июня 2013 года . Проверено 28 июня 2013 г.
- Бэнхэм, Синтия (27 мая 2006 г.). «На улицах спокойнее, но опасность остается» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 19 августа 2011 г.
- Брук, Майкл (2 апреля 2009 г.). «Шаг в историю» . Новости ВМФ . Министерство обороны.
- Брук, Майкл (24 ноября 2011 г.). «Вывод из эксплуатации знаменует конец эпохи» . Новости ВМФ . 54 (22). Министерство обороны: 3 (лифт) . Проверено 23 ноября 2011 г.
- Дейл, Эми (30 ноября 2006 г.). «Темная история аварий» . «Дейли телеграф» . Проверено 19 августа 2011 г.
- Додд, Марк (6 августа 2010 г.). «Неявка субмарин хлопнула» . Австралиец . Проверено 17 августа 2010 г.
- Керр, Джулиан (15 октября 2010 г.). «Темп работы и проблемы с пренебрежением для стареющих австралийских амфибий». Джейн ВМС Интернэшнл . Информационная группа Джейн.
- Макфедран, Ян (18 октября 2010 г.). «Ржавчина никогда не дремлет на гордости военно-морского флота» . Вестник Солнца . Проверено 23 октября 2010 г.
- Макфедран, Ян (3 января 2013 г.). «Рабочие лошадки ВМФ HMAS Manoora и HMAS Kanimbla завершат карьеру в металлолом» . Вестник Солнца . Проверено 4 января 2013 г.
- Мейси, Ричард (27 июня 1994 г.). «Военно-морской флот заключил сделку на авианосец на 70 миллионов долларов» . Сидней Морнинг Геральд . п. 6.
- Маршалл, Кэндис (25 июня 2012 г.). «Военные корабли предлагаются в качестве мест для дайвинга у побережья» . АВС Голд-Кост . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 26 июня 2012 г.
- «Контракт делает Форгач частью военно-морской истории». Ньюкасл Геральд . Фэрфакс Медиа. 13 мая 1998 г. с. 8.
- «Военно-морской флот отмечает 109-й день рождения историческими изменениями в боевых почестях» . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 23 декабря 2012 г.
- «Опыт «чулли в зиде» для Канимблы» . Королевский флот Австралии. 1 ноября 2007 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 19 августа 2011 г.
- Шерер, Рон (18 июля 1994 г.). «Сенат препятствует продаже кораблей ВМФ желающим странам». Христианский научный монитор . п. 7.
- «США одобрили продажу двух кораблей» . Солнечный Вестник . 7 августа 1994 г. с. 26.
Веб-сайты и пресс-релизы
[ редактировать ]- «Сагино-II» . Словарь боевых кораблей американского флота . Военно-морской исторический центр – ВМС США . Проверено 22 февраля 2008 г.
- «Вывод из эксплуатации HMAS Kanimbla» . Министр военной техники и министр обороны. Архивировано из оригинала 29 декабря 2011 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- «HMAS Канимбла (II)» . Истории кораблей . Королевский флот Австралии . Проверено 4 января 2013 г.
- «Боевые награды корабля/подразделения Королевского военно-морского флота Австралии» (PDF) . Королевский флот Австралии. 1 марта 2010 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 г. . Проверено 23 декабря 2012 г.
- «План перехода к посадочному вертолетному доку» . Медиа-релиз . Стивен Смит, член парламента, министр обороны. 1 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]