Джарроу Марч

Марш Джарроу 5–31 октября 1936 года, также известный как Крестовый поход Джарроу . [ н 1 ] Это был организованный протест против безработицы и бедности, от которых страдал английский город Джарроу в 1930-е годы. Около 200 человек, или «крестоносцев», как они предпочитали называть, прошли маршем из Джарроу в Лондон, неся петицию к британскому правительству с просьбой восстановить промышленность в городе после закрытия в 1934 году его основного работодателя, верфи Палмера. . Петиция была получена Палатой общин , но не обсуждалась, и марш не дал немедленных результатов. Джарровцы вернулись домой, полагая, что потерпели неудачу.
Джарроу был поселением, по крайней мере, с 8 века. В начале 19 века угольная промышленность развивалась до основания верфи в 1851 году. В течение следующих 80 лет в Джарроу было спущено на воду более 1000 кораблей. В 1920-х годах сочетание бесхозяйственности и изменившихся условий мировой торговли после Первой мировой войны привело к упадку, который в конечном итоге привел к закрытию верфи. Планы по его замене современным сталелитейным заводом были сорваны противодействием со стороны Британской федерации черной металлургии , организации работодателей, имеющей собственные планы относительно отрасли. Провал плана строительства сталелитейного завода и отсутствие каких-либо перспектив крупномасштабной занятости в городе стали окончательными факторами, приведшими к решению о марше.
Марши безработных в Лондон, получившие название « голодные марши », проводились с начала 1920-х годов и в основном организовывались Национальным движением безработных (NUWM), организацией, возглавляемой коммунистами . Опасаясь быть связанными с коммунистической агитацией, руководство Лейбористской партии и Конгресса профсоюзов (TUC) держалось в стороне от этих маршей. Они проводили ту же политику отстранения по отношению к Маршу Джарроу, который был организован городским советом при поддержке всех частей города, но без какой-либо связи с NUWM. Во время своего путешествия участники марша Джарроу получали поддержку и гостеприимство от местных отделений всех основных политических партий, а по прибытии в Лондон им был оказан широкий общественный прием.
Несмотря на первоначальное ощущение неудачи среди участников марша, в последующие годы Марш Джарроу стал признан историками определяющим событием 1930-х годов. Это помогло способствовать изменению взглядов, которые подготовили путь к мерам социальной реформы после Второй мировой войны , которые, по мнению их сторонников, улучшили условия труда. В городе установлено множество памятников маршу. Реконструкции отмечали 50-летие и 75-летие, в обоих случаях используя «дух Джарроу» в своих кампаниях против безработицы. В отличие от холодности Лейбористской партии в 1936 году, послевоенное партийное руководство восприняло марш как метафору бессердечия правительства и стойкости рабочего класса.
Национальное происхождение
[ редактировать ]Безработица в Британии между войнами
[ редактировать ]Год | Общий % [ 2 ] |
ЮВ Англия % [ 3 ] |
NE Англия % [ 3 ] |
Корабль- здание % [ 4 ] |
---|---|---|---|---|
1923 | 11.7 | 9.2 | 12.2 | 43.6 |
1924 | 10.3 | 7.5 | 10.9 | 30.3 |
1925 | 11.3 | 5.9 | 15.0 | 33.5 |
1926 | 12.5 | 5.4 | 17.2 | 39.5 |
1927 | 9.7 | 5.0 | 13.7 | 29.7 |
1928 | 10.8 | 5.4 | 15.1 | 24.5 |
1929 | 10.4 | 5.6 | 13.7 | 25.3 |
1930 | 16.1 | 8.0 | 20.2 | 27.6 |
1931 | 21.3 | 12.0 | 27.4 | 51.9 |
1932 | 22.1 | 14.3 | 28.5 | 62.0 |
1933 | 19.9 | 11.5 | 26.0 | 61.7 |
1934 | 16.7 | 8.7 | 22.1 | 51.2 |
1935 | 15.5 | 8.1 | 20.7 | 44.4 |
1936 | 13.1 | 7.3 | 16.8 | 33.3 |
В период сразу после окончания Первой мировой войны британская экономика пережила кратковременный бум. [ 5 ] Предприятия бросились пополнять запасы и восстанавливать мирные условия торговли, и, хотя цены быстро росли, заработная плата росла быстрее, а безработица была незначительной. [ 6 ] К апрелю 1920 года этот бум уступил место первому послевоенному спаду в Великобритании, который положил начало эре высокого уровня безработицы. [ 7 ] Принятие Великобританией в целом дефляционной экономической политики, включая возврат к золотому стандарту в 1925 году, [ 8 ] помог гарантировать, что процент рабочей силы, не имеющей работы, оставался на уровне около 10% до конца 1920-х годов и далее, [ 2 ] значительно выше обычного довоенного уровня. [ 9 ] Во время мировой рецессии , которая началась в 1929 году и продолжалась до 1932 года, процент безработных достиг максимума в 22%, что составляет более 3 миллионов рабочих. [ 2 ]
Безработица была особенно тяжелой в традиционных основных экспортных отраслях Британии — угольной промышленности, судостроении, черной металлургии и текстиле — все из которых находились в медленном упадке по сравнению с периодом своего викторианского расцвета. Из-за концентрации этих отраслей промышленности на севере Англии, в Шотландии и Уэльсе процент безработных в этих регионах был значительно выше, иногда более чем вдвое, чем на юге в течение всего межвоенного периода. [ 3 ] Упадок этих отраслей способствовал созданию очагов долгосрочной безработицы, выходящей за рамки обычных циклических колебаний . Некоторые рабочие годами не имели работы. [ 10 ]
Голодные марши
[ редактировать ]В 1921 году, в ответ на растущий уровень безработицы, недавно сформированная Коммунистическая партия Великобритании создала Национальное движение безработных (NUWM). [ 11 ] С 1922 по конец 1930-х годов под руководством своего харизматичного лидера Уола Хэннингтона NUWM организовывал регулярные марши, на которых безработные собирались в Лондоне, чтобы противостоять парламенту, полагая, что это улучшит условия. [ 12 ] Они стали известны как « марши голода », возродив название, придуманное прессой в 1908 году, когда группа лондонских безработных прошла маршем в Гайд-парк . [ 13 ]
Участники марша 1922 года добивались встречи с новым премьер-министром Бонаром Лоу , который отказался их видеть из-за их недемократического руководства. [ 14 ] Лидеры марша были названы в «Таймс» «откровенными коммунистами… которые были идентифицированы как участники беспорядков в своих населенных пунктах». [ 15 ] Лейбористская партия и TUC держались в стороне, опасаясь быть запятнанными связью с коммунистическими организаторами. [ 12 ] По той же схеме следовали и последующие марши NUWM; сменявшие друг друга премьер-министры — Стэнли Болдуин в 1929 году, Рамзи Макдональд в 1930 и 1934 годах — отказались встретиться с представителями участников марша, а Лейбористская партия и TUC продолжали держаться на расстоянии. [ 16 ]
В 1931 году Макдональд стал главой консерваторы в котором доминировали национального правительства, , которое ввело проверку нуждаемости для пособий по безработице. [ 17 ] Гнев по поводу бедности стал причиной голодного марша 1932 года . [ 18 ] в ходе которого серия митингов и демонстраций по всему Лондону переросла в серьезное насилие; лидеры спровоцировали столкновения с оппонентами и полицией в Гайд-парке, Трафальгарской площади и Вестминстере, что привело к аресту и тюремному заключению лидеров марша. [ 19 ] [ 20 ] Хотя женщинам не разрешалось участвовать в марше Джарроу, женские контингенты присутствовали и на других маршах голода в 1930-е годы. Эти женщины, которые часто были женами безработных мужчин, часто сталкивались с ограничениями, например, их заставляли оставаться в работных домах , если местная Лейбористская партия не соглашалась их принять. [ 21 ]
Два дополнительных национальных марша были проведены в 1934 и 1936 годах. К этому времени страна существенно оправилась от худшей депрессии 1929–32 годов. Безработица значительно снизилась, [ 2 ] годовой рост составлял в среднем 4%, [ 22 ] и во многих частях страны наблюдался значительный бум в сфере жилья и потребительских товаров. [ 23 ] Растущее процветание не распространялось равномерно, и существовали резкие контрасты между экономическими условиями на юге и северо-востоке, Южном Уэльсе, Шотландии и других местах, где темпы восстановления были намного медленнее. [ 24 ]
В то же время национальные настроения менялись. Внешние факторы, такие как рост фашизма в Европе, помогли объединить британских левых, и в парламенте было больше голосов в поддержку безработных. [ 25 ] Идея марша как средства выражения политического или социального недовольства к настоящему времени стала общепринятой и устоявшейся тактикой, и росло осознание проблем, на которые жаловались, что уравновешивало их эксплуатацию коммунистами. [ 26 ] Историк А.Дж.П. Тейлор считал, что участники марша голода «продемонстрировали провал капитализма так, как этого не могли сделать простые цифры или литературные описания. Люди среднего класса почувствовали зов совести». [ 27 ]
Местное происхождение: Джарроу
[ редактировать ]История города
[ редактировать ]«[Джарроу]… хорошо рассчитан на то, чтобы производить общее впечатление торжественной тишины. Церковь и разрушающиеся монастырские стены на зеленом холме, спускающемся к заливу, длинная серебристая гладь воды, нежная рябь наступающего прилива… .. Джарроу — «место романтики».
Роберт Сёртиз описывает доиндустриальный Джарроу в своей истории графства Дарем (1820 г.). [ 28 ]
Джарроу , расположенный на реке Тайн в графстве Дарем , [ н 2 ] Северная Англия вошла в британскую историю в VIII веке как дом Беды , раннехристианского монаха и ученого. [ 29 ] После Беды в отдаленной сельской общине за тысячу лет мало что изменилось, хотя его монастырь был распущен при Генрихе VIII в 16 веке. Открытие угля в 17 веке привело к серьезным изменениям. Добыча полезных ископаемых в промышленных масштабах началась в начале 1800-х годов, в результате чего население Джарроу увеличилось более чем вдвое в период с 1801 по 1821 год и составило примерно 3500 человек, в основном за счет притока горняков. [ 30 ]
Годы существования города как угольного месторождения были несчастливыми. Условия жизни во многих наспех построенных коттеджах были антисанитарными, отсутствовали вода и канализация. произошла серьезная вспышка холеры Зимой 1831–1832 годов в Джарроу и на северо-востоке Англии , ставшая частью эпидемии, которая распространилась из Европы и привела к гибели более 200 человек только в Ньюкасле . [ 30 ] Отношения в Джарроу между работодателем и работником были плохими; рабочие удерживались по системе «облигаций», согласно которой они были привязаны к конкретному работодателю в течение года, независимо от того, мог ли этот работодатель предоставить работу. [ 31 ]
Условия труда на рудниках были опасными: в 1826, 1828 и 1845 годах произошли взрывы, каждый из которых привел к большим человеческим жертвам. [ 32 ] Попытки рабочих объединиться в профсоюз встретили яростное сопротивление со стороны работодателей. Шахтеры проводили длительные забастовки в 1832 и 1844 годах, каждая из которых заканчивалась, когда голод вынуждал их вернуться к работе. [ 33 ] После того, как более легкие угольные пласты были исчерпаны, карьеры Джарроу стали менее прибыльными, и в 1851 году владельцы вообще от них отказались. [ 34 ]
Судостроение
[ редактировать ]
Джарроу начал свое развитие как судостроительный город с основания в 1851 году верфи Палмера на берегу реки Тайн . Первый корабль верфи был спущен на воду в 1852 году — железный угольщик с паровым приводом . За этим последовало еще много таких перевозчиков. В 1856 году верфь начала строить военные корабли и вскоре стала снабжать ими многие военно-морские силы мира. Вместе с соответствующими металлургическими заводами он стал крупнейшим центром судостроения в стране, в котором работали тысячи человек. Население Джарроу, составлявшее около 3800 человек в 1850 году, увеличилось почти в десять раз до 35 000 к 1891 году. [ 35 ] Предприятие Палмера занимало центральное место в экономике Джарроу как по количеству работающих там, так и по вспомогательным предприятиям, которые обслуживали нужды как двора, так и города. [ 36 ]
Верфь обеспечила Джарроу высокую занятость, но промышленные предприятия создали суровую окружающую среду. Эллен Уилкинсон , историк города и член парламента с 1935 по 1947 год, цитирует газетный источник 1858 года: «В этом районе преобладает чернота. Дома черные, корабли черные, небо черное, и если вы пойди туда на час-два, читатель, ты будешь черным». [ 37 ] По словам Уилкинсона, основатель верфи сэр Чарльз Палмер «не считал своим долгом следить за тем, чтобы условия, в которых жили его рабочие, были либо санитарными, либо терпимыми». [ 38 ]
В 1890-х годах Великобритания владела почти монополией мирового судостроения с долей около 80%. [ 39 ] Эта доля упала в первые годы 20-го века примерно до 60%, поскольку другие страны увеличили свое производство. [ 40 ] Завод Палмера оставался занятым, и в годы Первой мировой войны было построено множество британских военных кораблей: линкор HMS Резолюция , легкий крейсер HMS Dauntless и множество небольших судов были построены в Джарроу. [ 41 ] Во время краткого послевоенного бума 1919–20 годов заказов оставалось много, и компания Palmer's процветала. Однако руководство фирмы не предвидело условий, сложившихся в 1920-е годы, когда, как говорит Уилкинсон, «каждая индустриальная страна, купившая корабли у Британии, теперь строила для себя». [ 42 ] Фирма слишком оптимистично оценила будущий спрос и соответственно инвестировала. Ожидаемый спрос не оправдался. К середине 1920-х годов Palmer's несла большие убытки и была близка к банкротству. [ 36 ] [ 43 ] Его временно отсрочил кратковременный бум 1929 года, когда количество заказов возросло, и город на короткое время наслаждался перспективой экономического восстановления. [ 44 ]
Закрытие Palmer's
[ редактировать ]
24 июля 1930 года компания «Палмер» спустила на воду свой тысячный корабль — танкер «Питер Херл» . [ 45 ] К этому времени краткий бум судостроения закончился Великой депрессией , и на балансе фирмы не было новых заказов. [ 46 ] Слухи о предстоящей реорганизации и рационализации в отрасли дали повод для беспокойства среди рабочих, которое усилилось с образованием в 1930 году компании National Shipbuilders Security Ltd (NSS). Это была компания, созданная правительством для помощи судостроителям путем приобретения вышедших из строя верфей и их демонтажа, чтобы производство было сосредоточено на меньшем количестве прибыльных верфей. Чтобы обеспечить сохранение этой рационализации, на закрытых верфях была запрещена любая судостроительная деятельность как минимум на 40 лет. [ 47 ] [ 48 ]
В 1931 году СНБ была занята закрытием верфей в других частях страны. [ 46 ] а заказ Адмиралтейства на два эсминца позволил Палмеру работать до середины 1932 года. Второй из этих кораблей, HMS Duchess , был последним кораблем, спущенным на воду 19 июля 1932 года. [ 49 ] К этому времени компания Palmer's была неплатежеспособной, но сохраняла слабую надежду на дальнейшие военно-морские контракты. Этого не произошло, и в июне 1933 года кредиторы фирмы назначили управляющего. [ 49 ]
К декабрю 1933 года в прессе появились слухи об интересе СНБ к верфи. [ 50 ] а в Палате общин Уолтер Рансимен , президент Совета по торговле , сказал членам: «Нет никакой пользы, если создать у Джарроу впечатление, что Palmer's можно возродить». Он продолжил: «Не было бы намного лучше полностью очистить эту верфь и выставить на продажу миру одно из лучших и самых удобных мест в Европе?» [ 51 ] Несмотря на усилия руководства и рабочих найти альтернативное решение, [ 52 ] В начале лета 1934 года НСС приобрела верфь, закрыла ее и приступила к демонтажу завода. [ 53 ] Блайт писал: «Единственным звуком, который мог конкурировать с незнакомым шумом болотных птиц… был звон молотков бурунов». [ 54 ]
После закрытия Палмера небольшую надежду на облегчение и некоторое промышленное возрождение предложил промышленник сэр Джон Джарвис , занимавший церемониальную должность Верховного шерифа Суррея . [ 55 ] Он был потенциальным кандидатом от консерваторов в Гилфорде . [ 56 ] 4 октября 1934 года Джарвис объявил о «принятии» Джарроу графством Суррей и пообещал открыть в городе новые предприятия; он упомянул разборку кораблей , производство бутылок и изготовление мебели. [ 57 ] Признавая щедрый принцип, лежащий в основе схемы Джарвиса, Бетти Вернон, биограф политика Джарроу Эллен Уилкинсон, описала ее как в конечном счете поверхностную, предлагающую не более чем лоскутную помощь. [ 58 ] Блайт отмечает: «Этот превосходный человек потерпел неудачу, как и любой, кто пытается сыграть доброго оруженосца в городе с населением почти в сорок тысяч человек». [ 59 ]
Эллен Уилкинсон
[ редактировать ]
На всеобщих выборах 1931 года , в результате общенационального разгрома лейбористов, в избирательном округе Джарроу победил кандидат от национального правительства Уильям Пирсон . [ 60 ] консервативный член городского совета и бывший мэр. [ 61 ] В 1932 году, когда настроение в Джарроу было отчаянным — по словам одного комментатора, «работный дом без стен». [ 62 ] — местная Лейбористская партия выбрала Эллен Уилкинсон своим кандидатом в парламент на следующих всеобщих выборах. [ 63 ] Уилкинсон помог основать Коммунистическую партию Великобритании в 1920 году и имел ярую репутацию. [ 64 ] Она была связана с Ханнингтоном и NUWM в начале 1920-х годов. [ 65 ] был депутатом от Лейбористской партии от восточного Мидлсбро . но вышел из Коммунистической партии в 1923 году и с 1924 по 1931 год [ 64 ]
Уилкинсон чувствовал глубокую симпатию к жителям Джарроу и утрате верфи, которая была источником жизни города. [ 63 ] В начале 1934 года она возглавила депутацию безработных Джарроу, чтобы встретиться с премьер-министром Макдональдом в его соседнем избирательном округе Сихэм . [ 66 ] Она рассказывает, что в конце встречи Макдональд сказал ей: «Эллен, почему бы тебе не пойти и не проповедовать социализм, который является единственным средством от всего этого?» Это «бесценное замечание», по ее словам, продемонстрировало «реальность и притворство… той теплой, но такой легкой симпатии». [ 67 ]
Она стала депутатом от Джарроу на всеобщих выборах в ноябре 1935 года , когда получила это место с большинством в 2360 голосов. [ 68 ] В первых дебатах новой сессии парламента 9 декабря 1935 года она выступила от имени своих новых избирателей: «Это опытные слесари, люди, которые построили эсминцы, линкоры и лучшие пассажирские суда... Годы идут, и ничего не делается... это крайне неотложный вопрос, и нужно что-то сделать, чтобы обеспечить работу в тех областях, которые, видит Бог, нуждаются в работе». [ 69 ]
Предлагаемый металлургический завод
[ редактировать ]Пока разрабатывались паллиативные меры Джарвиса, рассматривался более существенный проект по возвращению промышленности в Джарроу. Американскому предпринимателю Т. Восперу Солту стало известно о предстоящей продаже и разрушении двора Палмера. Он был убежден, что мировой спрос на сталь вот-вот возрастет, и считал, что это место с готовыми причалами и железнодорожными путями идеально подойдет для нового современного сталелитейного завода. В январе 1934 года, когда первоначальный отчет о технико-экономическом обосновании оказался положительным, Солт начал переговоры с Британской федерацией черной металлургии (BISF), организацией производителей стали, созданной в том же году в рамках рационализации национального правительства черной металлургии. [ 70 ] [ н 3 ]
Британская сталелитейная промышленность была защищена от более эффективной иностранной конкуренции высокой тарифной стеной, установленной правительством. BISF, благодаря своему контролю над ценами, также может выступить единым фронтом против новой конкуренции внутри страны. [ 71 ] Когда в марте 1935 года BISF получил технико-экономическое обоснование, председатель Федерации сэр Эндрю Дункан поначалу отреагировал положительно. Его члены с северо-востока проявили гораздо меньший энтузиазм. Только одна из крупных сталелитейных компаний в регионе, Consett Iron Company , предложила поддержку сталелитейному заводу Джарроу, в то время как другие члены BISF оказывали давление на лондонские финансовые учреждения, чтобы они удержали капитал от новой схемы. [ 72 ] Сообщения о такой тактике вызвали большую тревогу в районе Джарроу, где люди отчаянно ждали начала новых работ. В обнадеживающей речи незадолго до всеобщих выборов в ноябре 1935 года Болдуин, ныне возглавляющий национальное правительство, сообщил своим слушателям в Ньюкасле : «Нет правды ни в одном из сообщений о том, что ни банки, ни какие-либо другие власти... делают твердо намерены предотвратить что-либо подобное в этом районе». [ 73 ]
«И если… [сталелитейного завода Джарроу] не произойдет, значит ли это, что правительство, создавшее практическую монополию в торговле сталью и предоставившее этой торговле все, что оно хочет, теперь собирается сказать что лорд Фернесс будет монополистом в торговле сталью, а контролируемые им фирмы будут получать заказы. Вот что мы хотим знать, и пора нам это узнать».
Эллен Уилкинсон, Палата общин, 2 марта 1936 г. [ 74 ]
После выборов и возвращения национального правительства мало что могло подтвердить оптимистические слова Болдуина. В Палате общин 2 марта 1936 года Уилкинсон говорил об «атмосфере таинственности», окружающей схему Джарроу: «Публично можно увидеть огромный оптимизм... но когда вы видите людей приватно, возникает много гудения и ха». ing, и они не совсем уверены». [ 74 ] Между тем, BISF утверждает, что увеличение производства стали должно быть достигнуто за счет расширения мощностей существующих предприятий, а не за счет строительства нового завода. [ 75 ] Дункан, вопреки своей прежней позиции, теперь выступил против предоставления финансирования Джарроу, что, по его мнению, могло создать прецедент, которым могли бы воспользоваться другие проблемные регионы. В конце концов BISF удалось смягчить эту схему до такой степени, что она стала нежизнеспособной; [ 76 ] Солт и его синдикат вышли из игры, и схема была мертва, «задушена при рождении», по словам Уилкинсона. [ 77 ]
В серии бесед в палате общин с Рансиманом 30 июня Уилкинсон тщетно просил, чтобы этот вопрос был пересмотрен независимым органом, а не решался BISF. [ 78 ] Один из представителей правительства на переговорах, принимавший участие в проекте с самых ранних его стадий, написал в «Таймс» : «Система, позволяющая выносить решения по предложениям национальной важности... оставлять в руках сторон, чьи финансовые интересы могут противоречить этому проекту, не способствует предприимчивому развитию сталелитейной промышленности». [ 79 ]
Когда позднее летом Рансимен встретился с рабочими из Джарроу, депутация столкнулась, по словам Уилкинсона, с «ледяной фигурой. Ледяно корректной, ледяной вежливостью, очевидно совершенно безразличной к бедам других». [ 80 ] Его настойчивое утверждение о том, что «Джарроу должен сам добиться своего спасения», [ 47 ] был описан Блайтом как «последняя капля официальной жестокости»; [ 81 ] По мнению Уилкинсона, фраза «зажгла город» и вдохновила его на действия. [ 82 ]
Маршировать
[ редактировать ]Подготовка
[ редактировать ]
После потери сталелитейного завода Дэвид Райли, председатель городского совета Джарроу, заявил на митинге безработных города в июле 1936 года: «Если бы у меня была моя воля, я бы организовал безработных всей страны... и повел бы их вперед». В Лондоне, чтобы они все прибыли одновременно, тогда правительство будет вынуждено прислушаться или направить против нас армию». [ 84 ] Идея марша была с энтузиазмом поддержана мэром Билли Томпсоном, Уилкинсоном, а также политическими, коммерческими и религиозными группами. Было решено, что марш будет местным мероприятием, представляющим город, без политического подтекста. Оно будет ограничено 200 подходящими мужчинами, которые прибудут в Лондон к началу новой парламентской сессии 3 ноября 1936 года, когда петиция города будет подана в Палату общин. [ 85 ] [ н 4 ]
Райли был назначен главным маршалом с четырьмя подкомитетами, которые занимались организационными деталями. [ 87 ] Все местные политические партии — лейбористская, консервативная и либеральная — поддержали его, а также городские церкви и бизнес-сообщество. [ 84 ] Эстафеты студентов-медиков Межбольничного социалистического общества согласились сопровождать марш в качестве фельдшеров. [ 88 ] Был создан фонд с первоначальной целью в 800 фунтов стерлингов для покрытия расходов на марш; [ 85 ] в конечном итоге, как на месте, так и на маршруте, было собрано почти вдвое больше суммы. [ 89 ] Для ночевок были запланированы общественные собрания, чтобы привлечь внимание общественности к тяжелому положению Джарроу и других подобных ему районов. Один из участников марша объяснил: «Мы были более или менее миссионерами в бедствующих районах, [не только] Джарроу». [ 90 ]
В понедельник, 5 октября, участники марша, выбранные из более чем 1200 добровольцев, посетили экуменическую службу посвящения в Крайст-Черч, Джарроу, где благословение дал Джеймс Гордон , епископ Джарроу . [ 91 ] Эта очевидная поддержка со стороны высокопоставленного священнослужителя привлекла значительное внимание прессы, но вызвала резкую реакцию со стороны Хенсли Хенсона , епископа Дарема . Хенсон, суровый критик социализма и профсоюзного движения, назвал марш «революционным давлением толпы». [ 85 ] и выразил сожаление по поводу участия своего коллеги в «этих бессмысленных демонстрациях, которые в основном направлены на интересы не безработных, а Лейбористской партии». [ 92 ]
Пока представители Джарроу готовились к отъезду, шесть региональных контингентов шестого Национального голодного марша направлялись в Лондон, куда они должны были прибыть через неделю после участников марша Джарроу. [ 93 ] [ 94 ] Группа слепых ветеранов, организованная Национальной лигой слепых и инвалидов , также участвовала в марше, требуя улучшения пособий для 67 000 слепых в стране. [ 95 ]
На дороге
[ редактировать ]Этап | Дата [ 96 ] | От [ 96 ] | К [ 96 ] | Расстояние [ 96 ] |
---|---|---|---|---|
1 | Мой 5 октября | Джарроу | Честер-ле-Стрит | 12 миль (19 км) |
2 | Вт 6 окт. | Честер-ле-Стрит | Феррихилл | 12 миль (19 км) |
3 | ср 7 окт. | Феррихилл | Дарлингтон | 12 миль (19 км) |
4 | Чт 8 окт. | Дарлингтон | Норталлертон | 16 миль (26 км) |
5 | Пт 9 окт. | Норталлертон | Рипон | 17 миль (27 км) |
Сб, 10 окт. | Дни отдыха | — | ||
Вс 11 окт. | ||||
6 | Пн, 12 октября | Рипон | Харрогейт | 11 миль (18 км) |
7 | Вт 13 окт. | Харрогейт | Лидс | 15 миль (24 км) |
8 | Ср, 14 окт. | Лидс | Уэйкфилд | 9 миль (14 км) |
9 | Чт, 15 окт. | Уэйкфилд | Барнсли | 10 миль (16 км) |
10 | Пт 16 окт. | Барнсли | Шеффилд | 13 миль (21 км) |
11 | Сб, 17 окт. | Шеффилд | Честерфилд | 12 миль (19 км) |
Вс 18 окт. | День отдыха | — | ||
12 | Пн, 19 октября | Честерфилд | Мэнсфилд | 12 миль (19 км) |
13 | Вт 20 окт. | Мэнсфилд | Ноттингем | 14 миль (23 км) |
14 | Ср, 21 окт. | Ноттингем | Лафборо | 15 миль (24 км) |
15 | Чт, 22 окт. | Лафборо | Лестер | 11 миль (18 км) |
16 | Пт 23 окт. | Лестер | Маркет-Харборо | 14 миль (23 км) |
17 | Сб 24 окт. | Маркет-Харборо | Нортгемптон | 17 миль (27 км) |
Вс 25 окт. | День отдыха | — | ||
18 | Пн, 26 октября | Нортгемптон | Бедфорд | 21 миль (34 км) |
Вт 27 окт. | День отдыха | — | ||
19 | Ср, 28 окт. | Бедфорд | Лутон | 19 миль (31 км) |
20 | Чт, 29 окт. | Лутон | Сент-Олбанс | 10 миль (16 км) |
21 | Пт 30 окт. | Сент-Олбанс | Крайние изделия | 11 миль (18 км) |
22 | Сб 31 окт. | Крайние изделия | Мраморная арка , Лондон | 8 миль (13 км) |
Общий | 291 миль (468 км) |
Неделя первая: из Джарроу в Рипон
[ редактировать ]После службы посвящения участники марша покинули ратушу Джарроу . [ 97 ] поддержали большую часть города и несли транспаранты, объявляющие себя «Крестовым походом Джарроу». [ 98 ] [ 99 ] К следующим выходным они проехали 69 миль (111 км) до соборного города Рипон , где их приветствовали епископ Рипона и делегация, представляющая местные церкви. [ 100 ] Прием на промежуточных остановках был неоднозначным: теплый на Честер-ле-стрит , [ 101 ] Теплые и дружеские отношения со стороны жителей Феррихилла , а также со стороны контролируемого консерваторами совета в Дарлингтоне . [ 102 ] [ 103 ]
Уилкинсон покинул марш на Честер-ле-Стрит, чтобы присутствовать на ежегодной конференции Лейбористской партии, проходившей в Эдинбурге . [ 104 ] Конференция не поддержала марш - один делегат раскритиковал Уилкинсона за то, что он «отправил голодных и плохо одетых людей маршем в Лондон». [ 105 ] Негативная позиция Лейбористской конференции вызвала гневную реакцию участников марша; Райли посчитала, что им «нанесли удар в спину». [ 106 ] Участники марша были еще больше встревожены, узнав, что труда Министерства Совет по помощи безработным постановил, что их пособия будут сокращены, поскольку они не смогут работать в случае появления рабочих мест. [ 107 ]
Неделя вторая: от Рипона до Честерфилда
[ редактировать ]После отдыха на выходных участники марша направились в Харрогейт . В этом консервативном, процветающем городе участники марша были тепло встречены гражданскими властями и накормлены Ротари-клубом . предоставила им спальные помещения Территориальная армия . [ 88 ] [ 108 ] смена школьных и церковных залов, а также периодическое размещение в работных домах, которое предоставлялось на большинстве ночевок. [ 109 ] Становилось очевидным, что местные консерваторы часто могли оказать практическую помощь с такой же вероятностью, как и лейбористы, чьи местные партии были ограничены позицией национального руководства партии. [ 110 ]
Заявление участников марша о том, что это уникальная ситуация, возникшая в результате конкретных действий, таких как закрытие верфи и блокирование предлагаемого сталелитейного завода, которую можно исправить немедленными действиями правительства, также могло оттолкнуть местные рабочие сообщества. [ 1 ] Межпартийная поддержка была важна для поддержания беспартийного духа марша, и этот фактор заставил Райли отказаться от пожертвования в размере 20 фунтов стерлингов от коммунистической группы, заявив: «Мы полны решимости любой ценой сохранить неполитический характер этого марша». Крестовый поход». [ 111 ]
В Харрогейте Уилкинсон присоединился к маршу, который продвигался через южный Йоркшир к Честерфилду в Дербишире . [ 108 ] Марш получил широкую огласку. В Лондоне правительство беспокоилось, что король Эдуард может превысить свои конституционные ограничения и принять участников марша. [ 112 ] Кабинет министров опубликовал заявление, в котором подчеркнул конституционные средства выражения недовольства и осудил марши за то, что они причиняют «ненужные трудности тем, кто в них участвует». [ 113 ] — « крокодиловы слезы », по словам Уилкинсона. [ 114 ]
Достигнув Честерфилда 17 октября, участники марша за неделю преодолели 70 миль (110 км) и прошли примерно половину своего пути. [ 96 ] В тот день епископ Даремский был удовлетворен, а участники марша, соответственно, разочарованы, когда в письме в «Таймс» епископ Джарроу отрицал, что его благословение на марш свидетельствует о его поддержке этого предприятия. Благословение было, по его словам, актом христианского долга. В целом он считал, что такие марши следует препятствовать. [ 115 ] Уилкинсон прощала резкий поворот епископа, зная, как она позже сказала, «с трудностями, с которыми ему пришлось столкнуться». [ 116 ]
Неделя третья: от Честерфилда до Нортгемптона
[ редактировать ]
На третьей неделе марша было преодолено наибольшее расстояние за четыре недели — 83 мили (134 км). [ 96 ] В Мэнсфилде совет, контролируемый лейбористами, бросил вызов национальному руководству и оказал участникам марша теплый прием. [ 117 ] Это сопровождалось приемом со стороны консервативного мэра и членов совета Ноттингема , а также подарками в виде одежды и нижнего белья от городских производителей. [ 118 ] В Лестере сапожники Кооперативного общества работали всю ночь бесплатно, ремонтируя ботинки участников марша. [ 110 ] По некоторым данным, участники марша подарили викарию церкви Святого Марка в Лестере деревянный крест. [ 119 ] хотя Мэтт Перри в своей истории Марша Джарроу указывает, что этот крест был подарен в 1934 году национальным маршем голода. [ 120 ]
Из Лестера марш переместился в Маркет-Харборо . Это была одна из наименее гостеприимных ночевок из всех. Никто из членов местного совета не приветствовал и не посетил участников марша, и они были вынуждены ночевать на каменном полу недостроенного здания (местная пресса позже отрицала это). [ 121 ] В субботу, 24 октября, участники марша достигли Нортгемптона , прибыв в то же время, что и слепая группа. Уилкинсон уехал, чтобы контролировать приготовления в Лондоне, и после этого будет участвовать лишь время от времени до последнего дня, то есть через неделю. [ 122 ]
Неделя четвертая: из Нортгемптона в Лондон
[ редактировать ]
Этап в понедельник, 26 октября, от Нортгемптона до Бедфорда , был самым длинным дневным маршем — 21 миля (34 км). Из первоначального контингента 185 человек все еще находились в пути, включая 10 запасных. [ 123 ] Чтобы соблюсти график прибытия к Мраморной Арке , участники марша взяли дополнительный день отдыха во вторник, прежде чем пройти под проливным дождем 19 миль (31 км) до Лутона . [ 124 ]
29 октября, когда участники марша шли из Лутона в Сент-Олбанс , тяжелое положение Джарроу стало предметом разговоров в Палате общин между Уилкинсоном и Болдуином. Премьер-министр обратил внимание на недавнее сокращение числа безработных в Джарроу и сказал: «Есть все основания надеяться, что восстановление промышленности, происходящее сейчас в районе Тайнсайд, приведет к появлению дополнительных возможностей трудоустройства для тех, кто все еще безработный в Джарроу». Уилкинсон ответил, что очевидное снижение показателей безработицы в Джарроу возникло в результате объединения показателей Джарроу с показателями соседнего Саут-Шилдса и не представляет собой увеличение занятости. Она спросила Болдуина, нарушит ли он традицию и встретится с делегацией участников марша; премьер-министр отказался. [ 125 ]
На предпоследнем этапе, от Сент-Олбанса до Эджвера , когда марш подходил к концу, участники марша начали размышлять о возвращении домой и о перспективе «выглянуть в окно… зная, что делать нечего, вообще нечего». . [ 126 ] В последний день на коротком отрезке длиной 8 миль (13 км) большие толпы наблюдали, как колонна двигалась через пригород Лондона к Мраморной арке, маршируя под аккомпанемент собственного оркестра губной гармоники, несмотря на непрекращающийся дождь. [ 127 ] По прибытии, пока их лидеры общались с прессой, участники марша разошлись по ночлегу в лондонском Ист-Энде . [ 128 ]
Лондон
[ редактировать ]«Джарроу как город был убит. Он был убит в результате сговора двух великих комбинатов — судоходного с одной стороны и сталелитейного с другой… Что сделало правительство? Удивительно, что этот кабинет не хочет нас видеть».
Эллен Уилкинсон, Гайд-парк, 1 ноября 1936 года. [ 129 ]
В воскресенье 1 ноября участники марша направились в Гайд-парк на спешно организованный митинг. Коммунистическая партия проводила в парке всеобщий митинг против безработицы; Уилкинсон записывает, что они «великодушно уступили место на час и попросили свою огромную аудиторию расширить наше собрание Крестового похода». [ 130 ] Полиция оценила численность толпы в 3000 человек, журналист Ричи Колдер назвал цифру в 50 000 человек. присутствовавший [ 131 ]
После дневного отдыха главным событием марша во вторник стало общественное собрание в Мемориальном зале на Фаррингдон-стрит. Среди приглашенных докладчиков был преподобный каноник Дик Шеппард , основатель Союза «Залог мира» . Он сказал участникам марша: «Вы настолько пробудили совесть страны, что что-то обязательно произойдет». [ 132 ] Затем сэр Джон Джарвис без предварительного предупреждения раскрыл планы строительства завода по производству стальных труб на территории Палмерса. Впечатление, что проблемы Джарроу можно решить таким образом, без действий правительства, смутило слушавших марш. [ 133 ] Уилкинсон отметил, что такие планы существуют в будущем и не могут заменить требование города о немедленном вмешательстве правительства. [ 134 ]
В среду, 4 ноября, Уилкинсон представил петицию Джарроу в Палату общин. Имея более 11 000 подписей, он просил, чтобы «правительство Его Величества и этот уважаемый Дом осознали насущную необходимость безотлагательного проведения работ для города». [ 135 ] В последовавшем за этим кратком обсуждении Рансимен сказал, что «положение с безработицей в Джарроу, хотя и далекое от удовлетворительного, за последние месяцы улучшилось», на что Джеймс Чутер Эде , член Лейбористской партии, представляющий Саут-Шилдс , соседний с Уилкинсоном избирательный округ, ответил: что «самоуспокоенность правительства рассматривается по всей стране как оскорбление национального сознания». [ 136 ] [ n 5 ]
Блайт резюмирует гнев и разочарование участников марша: «Вот и все. Результат трехмесячной напряженной подготовки и месячного марша привел к нескольким минутам вялотекущих споров, в течение которых спикеры правительства едва набрались достаточно энергии, чтобы откатиться к своей позиции. ноги". [ 107 ] На короткое время было предложено провести забастовку, прежде чем Уилкинсон организовал встречу с межпартийной группой депутатов. Дело участников марша было встречено сочувственно; участников встречи предупредили, что, учитывая международную неопределенность, они могут пожалеть о демонтаже важного судостроительного предприятия из соображений частной выгоды. [ 138 ] Такие заявления, по словам Уилкинсона, вызвали у членов «явное неудобство». [ 134 ] [ n 6 ] На следующий день участники марша вернулись на поезде в Джарроу, где их встретил восторженный прием в городе. [ 140 ]
Оценка и наследие
[ редактировать ]

Перед началом Второй мировой войны и созданием военной промышленности инициативы Джарвиса принесли Джарроу скромное облегчение. К 1939 году около 100 человек работали на небольшой мебельной фабрике и еще до 500 — на различных металлургических предприятиях, созданных на территории Палмера. Джарвис приобрел устаревшие лайнеры «Олимпик» и «Беренгария» для разборки на верфи. [ 141 ] [ н 7 ] Однако после триумфального возвращения на родину многие участники марша почувствовали, что их усилия провалились. Корнелиус Уэлен, который на момент своей смерти в 2003 году был последним выжившим из тех, кто прошел всю дистанцию, [ 142 ] [ н 8 ] сказал, что марш был «пустой тратой времени», но добавил, что наслаждался каждым шагом. [ 138 ]
Товарищ Уэлена по маршу Гай Уоллер на 40-й годовщине марша в 1976 году сказал, что «[т] этот марш не вызвал немедленного резкого роста занятости в городе. Для этого потребовалась война». [ 145 ] Эту точку зрения разделяет Daily Mirror обозреватель Кевин Магуайр , который назвал марш «героическим провалом». [ 146 ] в то время как Мэтт Добсон в «Социалисте » пишет, что «из всех голодных маршей его цели были наиболее размытыми, а результаты были самыми скромными». [ 147 ] Историки Малкольм Пирс и Джеффри Стюарт высказывают положительную точку зрения, утверждая, что Марш Джарроу «помог сформировать восприятие 1930-х годов [после Второй мировой войны]» и, таким образом, проложил путь к социальным реформам. [ 12 ]
Перри отмечает, что «с течением времени крестовый поход Джарроу превратился… в мощный талисман, с которым многие, очевидно, ищут общения». [ 148 ] Таким образом, Лейбористская партия, которая в 1936 году избегала марша, позже приняла его как «знак доверия». [ 149 ] В 1950 году партия разместила баннеры Джарроу на своих предвыборных плакатах; затем марш исчез из поля зрения в эпоху высокого уровня занятости, но к нему снова призвали, когда безработица снова стала политической проблемой в 1980-х годах. [ 1 ] В конце 20-го века и позже лидеры Лейбористской партии — Майкл Фут , Нил Киннок , Тони Блэр — все присоединились к маршу. [ 150 ]
В октябре 1986 года, к 50-летнему юбилею, группа из Джарроу и других городов по пути проследовала по маршруту в Лондон. [ 151 ] Во время промышленного спада в Джарроу снова был самый высокий уровень безработицы в стране. [ 152 ] 75-летие в 2011 году было отмечено «Маршем рабочих мест». [ 153 ] это вызвало гнев депутата-консерватора Роберта Гудвилла , который отметил высокий уровень вывода войск на ранних стадиях и назвал это «оскорблением памяти участников марша Джарроу… Они не подходят для того, чтобы ходить в [свои] шаги». [ 154 ]
Вскоре после возвращения домой в ноябре 1936 года Райли вместе с тремя другими советниками Джарроу, возглавившими марш, — Джеймсом Хэнлоном, Пэдди Скаллионом и Джозефом Саймондсом — покинули Лейбористскую партию, чтобы сформировать отколовшуюся группу, приверженную более прямой борьбе за трудоустройство. Все четверо позже снова присоединились к группе; Скаллион и Саймондс оба были мэрами города, а Саймондс был депутатом от лейбористской партии Уайтхейвена с 1959 по 1970 год. [ 155 ]
В 1939 году Уилкинсон опубликовала свою историю Джарроу, города, который был убит . Рецензент The Economic Journal счел книгу «не такой полемической, как можно было ожидать», но посчитал, что в своем осуждении BISF Уилкинсон не учла в полной мере состояние черной металлургии в 1930-х годах. [ 156 ] Уилкинсон продолжила свою парламентскую карьеру и с 1940 по 1945 год занимала пост младшего министра в коалиционном правительстве Черчилля военного времени . [ 157 ] В лейбористском правительстве 1945 года она была назначена министром образования с местом в кабинете министров, и занимала этот пост до своей смерти в возрасте 55 лет в феврале 1947 года. [ 64 ]

В 1974 году рок-певец Алан Прайс выпустил «Песню Джарроу», которая помогла привлечь внимание нового поколения к событиям 1936 года. [ 158 ] Среди инсценировок по мотивам «Марша Джарроу» — пьеса «Свист на вехах» (1977) Алекса Глазго . [ 152 ] и опера «Горящая дорога» (1996) Уилла Тодда и Бена Данвелла. Перри называет одной из ироний марша то, что опера была исполнена в Даремском соборе в мае 1997 года, ретроспективно бросая вызов епископу, осудившему марш. [ 159 ]
29 октября 2017 года Тайн-Бридж был закрыт и стал местом проведения финала «Свобода на Тайне». «Свобода на Тайне Финал» стала финалом фестиваля «Город свободы» 2017 года. Мероприятие, организованное Университетом Ньюкасла, воспроизвело множество историй о гражданских правах в мире на протяжении всей истории. Финальное мероприятие, посвященное марту, было описано как незабываемое завершение финала. [ 160 ] [ 161 ] «Дух крестового похода» В городе Джарроу есть несколько памятных мест, в том числе стальная рельефная скульптура Винса Ри на новом железнодорожном вокзале, фреска из плитки, созданная местными школьниками, и бронзовая скульптура Грэма Иббесона в центре города. . Названия зданий и улиц носят имена Уилкинсона и Райли. Перри пишет, что «в Джарроу пейзаж и воспоминания слились воедино, точно так же, как когда-то раскаленные докрасна заклепки скрепляли огромные листы стали в Палмерс-Ярде». [ 140 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя термин «Крестовый поход Джарроу» широко используется в истории марша Мэтта Перри, он отмечает, что жители Джарроу обычно называют его «Маршем». [ 1 ]
- ↑ Джарроу был в графстве Дарем до 1974 года.
- ↑ Уилкинсон позже описал Федерацию как «группу людей, для которых национальные нужды, даже под угрозой приближающейся войны, означали не что иное, как возможность выжать прибыль из устаревшего завода». [ 70 ]
- ↑ Хотя число участников марша обычно указывается как 200, существует некоторая путаница относительно точного количества участников марша. В исторических записях указано всего 185 имен; В отчетах специального подразделения упоминается номер 207. Зафиксировано, что часть первоначального контингента выбыла во время поездки, а в некоторых случаях была заменена, но возможно, что некоторые имена в отчетах отсутствуют. [ 86 ]
- ↑ Вторая петиция в поддержку позиции Джарроу, содержащая более 68 000 подписей, собранных со всего региона Тайнсайд, была подана сэром Николасом Грэттан-Дойлом , старшим депутатом региона, сразу после того, как Уилкинсон сдал петицию Джарроу. Второе ходатайство было отклонено Комиссией общин по петициям из-за процедурных нарушений. [ 137 ]
- ↑ Среди депутатов, присутствовавших на встрече, был Клемент Эттли , лидер Лейбористской партии, который не выступил. Однако в следующее воскресенье, 8 ноября, Эттли и дюжина других депутатов от лейбористской партии, в том числе Анейрин Беван , нарушили установленную политику партии и полностью поддержали митинг в Гайд-парке, положивший конец Национальному голодному маршу. [ 139 ]
- ^ Степень, в которой деятельность Джарвиса была в основном корыстной, остается дискуссионным вопросом. В рецензии на книгу Перри Льюис Х. Мейтс сообщает, что сын Джарвиса был принят кандидатом от консерваторов Джарроу в 1938 году (он никогда не оспаривал избирательный округ). [ 1 ]
- ↑ Кон Шилс, чей отец работал придорожным поваром во время марша и который сам прошел последний этап от Эджвера до центра Лондона, умер 26 декабря 2012 года в возрасте 96 лет. Он был последним выжившим из всех, кто участвовал в марше. [ 143 ] [ 144 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Мейтс, Льюис Х. (2006). «Развенчивание мифов: обзор книги Мэтта Перри «Крестовый поход Джарроу: протест и легенда » . История Северо-Востока . 38 : 171–79. Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пирс и Стюарт, с. 354
- ^ Перейти обратно: а б с Гарсайд, стр. 10.
- ^ Гарсайд, с. 13
- ^ Скидельский, с. 15
- ^ Тейлор, стр. 188–89.
- ^ Гарсайд, с. 8
- ^ Пирс и Стюарт, стр. 355–56.
- ^ Флауд и др., стр. 244–45
- ^ Гарсайд, с. 11
- ^ Кингсфорд, стр. 19–22.
- ^ Перейти обратно: а б с Пирс и Стюарт, с. 359
- ^ Джеймс Вернон, с. 56
- ^ «Марш безработных: посещение Уайтхолла запрещено» . Таймс . 22 ноября 1922 г. с. 10. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 23 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ «Коммунистические организаторы» . Таймс . 22 ноября 1922 г. с. 10. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Кингсфорд, стр. 107, 126.
- ^ Пирс и Стюарт, стр. 403–06 и 357–58.
- ^ Кингсфорд, стр. 134–38.
- ^ Кингсфорд, стр. 154–61.
- ^ «Организация участников марша: якобы контроль из Москвы» . Таймс . 5 ноября 1932 г. с. 7. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Брюли, Сью (1999). Женщины в Британии с 1900 года . Бейзингсток: Пэлгрейв. п. 82.
- ^ «Как жилищное строительство помогло экономике восстановиться: Британия в 1930-е годы» . Хранитель . 19 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Пирс и Стюарт, стр. 364–65.
- ^ Гардинер, с. 448
- ^ Кингсфорд, с. 167
- ^ Перри, с. 12
- ^ Тейлор, с. 433
- ^ Сёртиз, Роберт (1820). История и древности Палатинского графства Дарем (Том 2) . Лондон: Честер Уорд. п. 66. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Уилкинсон, стр. 11–12.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, стр. 13–16.
- ^ Уилкинсон, стр. 20–21.
- ^ Уилкинсон, стр. 27–28 и 55.
- ^ Уилкинсон, стр. 29–35 и 51–55.
- ^ Уилкинсон, с. 57
- ^ Линсли, Стаффорд (2004). «Палмер, сэр Чарльз Марк» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/35369 . Проверено 15 марта 2015 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) (Требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Ричи, с. 15
- ^ Newcastle Chronicle , июнь 1858 г., цитируется по Wilkinson, p. 72
- ^ Уилкинсон, с. 73
- ^ Смейлс, с. 259
- ^ Лоренц, с. 3
- ^ Уилкинсон, с. 130
- ^ Уилкинсон, с. 133
- ^ Уилкинсон, стр. 137–39.
- ^ Уилкинсон, стр. 141–42.
- ^ «Палмерс Шипбилдинг и Айрон Ко» . Путеводитель Грейс: Британская промышленная история. Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, стр. 153–55.
- ^ Перейти обратно: а б Бетти Вернон, с. 140
- ^ Уилкинсон, с. 149
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, стр. 157–58.
- ^ «Верфь Палмерс Джарроу». Манчестер Гардиан . 12 декабря 1933 г. с. 9. ПроКвест 483570930 .
- ^ Уилкинсон, с. 163
- ^ «Будущее верфи Палмерс». Манчестер Гардиан . 29 декабря 1933 г. с. 4. ПроКвест 483552717 .
- ^ Уилкинсон, с. 161
- ^ Блайт, с. 188
- ^ «Политика в Гилфорде» . Таймс . 26 февраля 1934 г. с. 16. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ «Коротко о новостях» . Таймс . 9 марта 1934 г. с. 19. (требуется подписка)
- ^ «Новая надежда Джарроу» . Таймс . 5 октября 1934 г. с. 14. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Бетти Вернон, с. 148
- ^ Блайт, с. 189
- ^ «Полные результаты всеобщих выборов». Манчестер Гардиан . 28 октября 1931 г. с. 9. ПроКвест 478310551 . (требуется подписка)
- ^ «Пирсон, Уильям Джордж» . Интернет-издание «Кто есть кто». Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 24 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Бетти Вернон, с. 138
- ^ Перейти обратно: а б Бартли, стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрисон, Брайан (2004). «Уилкинсон, Эллен Сисели» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/36902 . Проверено 3 октября 2014 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Бетти Вернон, с. 63
- ^ Бартли, с. 83
- ^ Уилкинсон, стр. 195–96.
- ^ Бетти Вернон, с. 240
- ^ «Дебаты об адресе» . Хансард . 307 : кол. 619. 9 декабря 1935. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, стр. 172–73.
- ^ Уилкинсон, стр. 174–76.
- ^ Уилкинсон, стр. 180–81.
- ^ Цитируется по Уилкинсону, с. 180
- ^ Перейти обратно: а б «Особые районы» . Хансард . 309 : кол. 1101. 2 марта 1936. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Уилкинсон, с. 162
- ^ Паркер, Селвин (2010). «Ликвидировать всё» . Великая катастрофа (электронная книга) . Лондон: Hatchette Digital. ISBN 978-0-7481-2231-8 . Архивировано из оригинала 16 октября 2021 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Уилкинсон, с. 186
- ^ «Металлургический завод, Джарроу» . Хансард . 314 : кол. 205–07. 30 июня 1936 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ «Сталелитейный завод в Джарроу: история схемы» . Таймс . 6 июля 1936 г. с. 10. (требуется подписка)
- ^ Уилкинсон, с. 197
- ^ Блайт, с. 190
- ^ Уилкинсон, с. 198
- ^ «Статуя сэра Чарльза Марка Палмера, вход в пешеходный туннель к востоку от Тайна» . Совет Южного Тайнсайда. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 4 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пикард, стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон, стр. 198–202.
- ^ Перри, с. 122
- ^ Пикард, с. 14
- ^ Перейти обратно: а б Блайт, с. 194
- ^ Перри, стр. 45–46.
- ^ Пикард, с. 89
- ^ Перри, стр. 21–23.
- ↑ Дневниковая запись Хенсона от 8 октября 1936 г., цитируется у Перри, стр. 72
- ^ Кингсфорд, с. 211
- ^ Перри, стр. 12, 30.
- ^ Перри, стр. 12, 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Перри, стр. 21, 31, 34, 39, 45, 53, 58, 63, 70, 76, 64, 87, 89, 92, 98, 100, 104, 111, 121, 126, 130, 134, 140.
- ^ Бартли, с. 89
- ^ Пикард, с. 91
- ^ «Безработный Джарроу: марш в Лондон начинается сегодня» . Таймс . 5 октября 1936 г. с. 14. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 29 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Перри, стр. 46–48.
- ^ Перри, с. 26
- ^ Пикард, с. 94
- ^ Перри, стр. 35–36.
- ^ Перри, с. 27
- ^ Уилкинсон, с. 204
- ^ Перри, с. 45
- ^ Перейти обратно: а б Блайт, с. 199
- ^ Перейти обратно: а б Перри, с. 55
- ^ Коллетт, Кристина (3 марта 2011 г.). «Крестовый поход Джарроу» . История Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, стр. 205–07.
- ^ Перри, стр. 84–85.
- ^ Перри, с. 67
- ^ «Документы кабинета министров: Марш безработных в Лондоне» (PDF) . Национальный архив. 14 октября 1936 года. Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ Перри, с. 70
- ^ Джарроу (епископ), Джеффри (17 октября 1936 г.). «Джарроу Марчерс: Провинция духовенства» . Таймс . п. 8. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 29 марта 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Уилкинсон, с. 201
- ^ Перри, с. 90
- ^ Перри, стр. 93–94.
- ^ «Интервью 963 (резюме), Коллекция архива устной истории Лестера» . Архив устной истории Ист-Мидлендса. 7 ноября 1986 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 30 марта 2015 г.
- ^ Перри, с. 102
- ^ Перри, с. 111
- ^ Перри, стр. 113–14.
- ^ Перри, стр. 121–22.
- ^ Перри, стр. 124–27.
- ^ «Джарроу» . Хансард . 316 : кол. 5–6. 29 октября 1936 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2015 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
- ^ Перри, с. 139
- ^ Перри, стр. 140–42.
- ^ Уилкинсон, с. 208
- ^ Перри, с. 149
- ^ Уилкинсон, с. 209
- ^ Перри, с. 146
- ^ Перри, стр. 159–60.
- ^ Перри, стр. 160–61.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, стр. 210–11.
- ^ «Петиции, Джарроу» . Хансард . 317 : кол. 75. 4 ноября 1936 года. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ «Джарроу» . Хансард . 317 : кол. 76–77. 4 ноября 1936 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Перри, стр. 164–65.
- ^ Перейти обратно: а б Перри, стр. 166–70.
- ^ Перри, стр. 150 и 169.
- ^ Перейти обратно: а б Перри, стр. 174–75.
- ^ Уилкинсон, с. 264
- ^ «Прощание с последним участником марша Джарроу» . Новости Би-би-си . 19 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 г. Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Дань уважения человеку, который сохранил дух Джарроу Марча». Газета Джарроу и Хебберна . 3 января 2013 г. с. 3.
- ^ «Семидневная догонялка: 30 декабря – 5 января». Газета Джарроу и Хебберна . 4 января 2013 г. с. 6.
- ^ Пикард, с. 26
- ^ Магуайр, Кевин (4 января 2013 г.). «Марш Джарроу — наша настоящая история» . Ежедневное зеркало . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Добсон, Мэтт (19 октября 2011 г.). «Голодные марши – Когда безработные дали отпор» . Социалистический . Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 года . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Перри, с. 1
- ^ Перри, с. 37
- ^ Перри, с. 42
- ^ Монкур, Эндрю (3 ноября 1986 г.). «Голоса Джарроу отчаиваются 50 лет спустя» . Хранитель . п. 32. ПроКвест 186700549 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Перри, с. 193
- ^ «Акционеры по борьбе с безработицей воссоздают Марш Джарроу 1936 года» . Новости Би-би-си . 1 ноября 2011 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 г. . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Реконструкция Джарроу Марча сходит на нет уже через четверть пути» . «Дейли телеграф» . 7 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Перри, стр. 175, 36–37.
- ^ Холлсворт, HM (июнь – сентябрь 1940 г.). « Рецензия на книгу : Город, который был убит». Экономический журнал . 50 (198–99): 292–294. дои : 10.2307/2226123 . JSTOR 2226123 . (требуется подписка)
- ^ Вернон, стр. 184–85.
- ^ Симингтон, с. 116
- ^ Перри, стр. 115–16.
- ^ Уэтстоун, Дэвид (4 октября 2017 г.). «Знаменитый мост Тайн в Ньюкасле должен принять захватывающий финал «Свободы на Тайне»» . Хроника . Ньюкасл: Chroniclelive.co.uk. Архивировано из оригинала 11 июля 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ СвободаГород2017 Персонал. «Город Свободы 2017» . Freedomcity2017.com . Университет Ньюкасла. Архивировано из оригинала 30 июля 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Бартли, Паула (2014). Эллен Уилкинсон: от красной суфражистки до министра правительства . Лондон: Плутон Пресс. ISBN 978-0-7453-3237-6 .
- Блайт, Рональд (1964). Эпоха иллюзий . Хармондсворт, Великобритания: Penguin Books. OCLC 493484388 .
- Флауд, Родерик; Хамфрис, Джейн; Джонсон, Пол (2014). Кембриджская экономическая история современной Британии, том II: с 1879 года по настоящее время . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03846-2 . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- Гардинер, Джульетта (2010). Тридцатые годы: интимная история . Лондон: Харпер Пресс. ISBN 978-0-00-731453-9 .
- Гарсайд, WR (1990). Британская занятость 1919–1939: исследование государственной политики (PDF) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36443-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 23 марта 2015 г.
- Кингсфорд, Питер (1982). Голодные марши в Великобритании 1920–1840 гг . Лондон: Лоуренс и Уишарт . ISBN 978-0-85315-556-0 .
- Лоренц, Эдвард Х. (1991). Экономический упадок в Британии . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-828502-1 .
- Пирс, Малькольм; Стюарт, Джеффри (1992). Британская политическая история, 1867–1991 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-07247-2 .
- Перри, Мэтт (2005). Крестовый поход Джарроу: протест и легенда . Сандерленд: Издательство Сандерлендского университета. ISBN 978-1-873757-60-4 .
- Пикард, Том (1982). Джарроу Марч . Лондон: Эллисон и Басби. ISBN 978-0-85031-398-7 .
- Ричи, Лос-Анджелес, изд. (1992). Судостроительная промышленность: Путеводитель по историческим записям . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-3805-7 . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- Скидельский, Роберт (1970). Политики и экономический спад: лейбористское правительство 1929–31 гг . Хармондсворт, Великобритания: Penguin Books. ISBN 978-0-14-021172-6 .
- Смейлс, Бернард Дж. (1975). Экономическая история . Лондон: WH Аллен. ISBN 978-0-491-01654-4 .
- Симингтон, Мартин (2011). Священная Британия: Путеводитель по местам, которые потрясают душу . Чалфонт-Сент-Питер, Бакс, Англия: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-84162-363-4 . Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 6 ноября 2020 г.
- Тейлор, AJP (1970). Английская история 1914–45 гг . Хармондсворт, Великобритания: Penguin Books. ISBN 978-0-14-021181-8 .
- Вернон, Бетти Д. (1982). Эллен Уилкинсон (1891–1947) . Лондон: Крум Хелм. ISBN 978-0-7099-2603-0 .
- Вернон, Джеймс (2007). Голод: современная история . Лондон: Белкнап Пресс. ISBN 978-0-674-02678-0 .
- Уилкинсон, Эллен (1939). Город, в котором убили . Лондон: Виктор Голланц. OCLC 1423543 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1936 год в Англии.
- 1936 год в политике
- протесты 1936 года
- История британских профсоюзов
- Великая депрессия в Соединенном Королевстве
- Джарроу
- Трудовые споры в Англии
- События октября 1936 года
- Политика Северо-Восточной Англии
- Бедность в Англии
- Марши протеста в Великобритании
- Протесты в Англии
- Безработица в Соединенном Королевстве