Заговор Сифиса Властоса
Заговор Сифиса Властоса ( греч . Συνομωσία του Σήφη Βλαστού восстание пятнадцатого века против Венецианской республики в заморской колонии Крит ) — запланированное , названное в честь его главного зачинщика. Властос и его сотрудники были преданы венецианским властям, которые быстро арестовали и казнили их в 1454 году. Меньший план запланированного восстания против Венеции был свернут в 1462 году. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Крит под Венецией
[ редактировать ]Крит находился под властью Венеции с 1211 года, будучи продан Венеции Бонифацием Монферратским во время Четвертого крестового похода . Благодаря своему центральному расположению на торговых путях, размерам и производимой продукции Крит имел стратегическое значение для венецианского правления в Восточном Средиземноморье . [ 2 ] Оккупированный Крит был разделен на феодальные владения , и была основана колония, известная как Королевство Кандия ( итальянский : Regno di Candia ), со столицей в городе Кандия (современный Ираклион ). Земля была роздана венецианским колонистам (как дворянам, так и горожанам) при условии, что они будут платить налоги, комплектовать венецианские военные корабли экипажами и защищать владения от имени Венеции. Критом управлял венецианский дворянин, избранный Большим советом Венеции , который носил титул герцога Кандии и которому помогали два советника. Крупными городами управляли настоятели, служившие под началом герцога. Венецианцы правили Критом прежде всего ради собственных интересов, заставляя критян на принудительные работы или призывая их для участия в республиканских войнах. [ 3 ] [ 4 ] За пять столетий венецианского правления на Крите произошло множество восстаний коренного критского населения против Венеции.
Объединение католической и православной церквей
[ редактировать ]В начале пятнадцатого века Византийская империя оказалась на грани распада из-за расширения Османской турецкой империи. Надеясь получить военную помощь с Запада, византийский император Иоанн VIII Палеолог стремился заключить союз с Латинской церковью . Поэтому он договорился с Папой Евгением IV о проведении переговоров о воссоединении на Ферраро-Флорентийском соборе . После долгих переговоров и политического давления со стороны византийского императора все представители восточного епископства, за исключением Марка Эфесского, приняли западные доктрины, такие как папское превосходство , Филиокве и Чистилище , и в июле 1439 года подписали прокламацию, провозглашающую воссоединение Латинской и Восточной церквей. Однако, вернувшись в свои родные города, восточные епископы обнаружили, что их соглашение с Западом было отвергнуто населением и подавляющим большинством низшего духовенства. В результате союз, подписанный во Флоренции, так и не вступил в силу. После падения Константинополя два десятилетия спустя воссоединение стало невозможным, поскольку османы поощряли антиюнионистов, стремясь сохранить Христианство разделилось.
Венецианский Крит в первой половине XV века.
[ редактировать ]После недолговечной Критской Коммуны , возникшей в результате неудавшегося восстания святого Тита в 1363 году и подавления последующего восстания Каллергиса в 1368 году, на Крите наступил довольно длительный период мира. Хотя Венеция позволяла православным критянам свободно исповедовать свою веру согласно византийскому обряду , она отказывалась признать зависимость критского православного духовенства от Константинопольского Патриархата . Это произошло потому, что Венеция воспринимала православную веру критян как препятствие своему правлению и, следовательно, хотела предотвратить любое политическое вмешательство византийской церковной иерархии. Вместо этого для управления религиозными делами на Крите были назначены латинские епископы и протопапады , чиновники, лояльные государству. Отсутствие высшего православного духовенства на Крите означало, что православные, желающие принять сан, должны были покинуть остров и отправиться на Пелопоннес или на Ионические острова . [ 3 ] Чтобы поднять моральный дух и укрепить веру, православные епископы и экзархи во второй половине четырнадцатого и первых десятилетиях пятнадцатого века на Крит прибыли . В их число входили такие фигуры, как архиепископ Афинский Антимос Исповедник и монах Иосиф Вриенний , которые объединили усилия с местными антиунионистскими богословами, такими как Нейлос Дамилас и Иосиф Филагрис .
С другой стороны, Папа Евгений IV направил на Крит архиепископа Фантино Валарессо в качестве своего полномочного представителя, которому было поручено провести реформы, необходимые для осуществления союза церквей. Вселенские патриархи, такие как Митрофан II и его преемник Григорий III, поощряли унию и не возражали против вмешательства Запада в критские церковные дела, приняв это как цену за крайне необходимую помощь в противостоянии османам. В этой обстановке, начиная с 1439 года, религиозная политика венецианцев совпадала с политикой Святого Престола и стремилась навязать Криту условия Ферраро-Флорентийского собора. Однако критяне это не приветствовали и усилили среди них недовольство венецианской администрацией. [ 3 ]
Заговор Властоса
[ редактировать ]Летом 1454 г., вскоре после падения Константинополя 29 мая 1453 г., венецианские власти были проинформированы о подготовке восстания против республики. Их информаторами были Иоаннис Лима, критский священник, и венецианец Андреа Нигро, который указал на Сифиса Властоса ( греч . Σήφης Βλαστός ) как на лидера заговора. В поисках поддержки заговорщики обратились к Лиме, который вместо того, чтобы помочь им, сообщил об этом венецианским властям. [ 1 ]
Сифис Властос (также Сифиус или Сифи Власто ) был потомком критского знатного рода Властос , проживавшего в Ретимно . Никаких дальнейших подробностей о его жизни неизвестно, однако предполагается, что, задумав столь смелый подвиг и сумев собрать значительное число последователей, он, должно быть, был важным и влиятельным человеком.
Целью заговора, скорее всего, была реакция на притеснения венецианских правителей и посягательство католической церкви. Современные историки также предполагают, что более амбициозной целью было создание независимого греческого государства, которое продолжило бы наследие Византийской империи. [ 1 ] Это также подтверждается рассказом Андреа Корнаро , согласно которому заговорщики стремились разрубить венецианских правителей на части и поставить на престол другого правителя. Кроме того, в венецианских документах, найденных Манусосом Манусакасом, упоминается, что заговорщики подделали письмо поддержки от византийского императора Константина XI Палеолога . [ 1 ]
Опасаясь, что, если Властосу и его последователям удастся разжечь восстание, военные силы на Крите будут значительно превосходить критян по численности, венецианские власти под руководством герцога Кандии Бенедетто Виттури решили действовать быстро, не посоветовавшись предварительно с дожем Франческо Фоскари . Так, с помощью местных феодалов было арестовано в общей сложности 39 сообщников, среди которых были священники Манассис Арколеон и Павлос Каливас, а также мирные жители Леонтакиос Трулинос и Георгиос Каллергис. Заговорщики были казнены через повешение, а их имущество конфисковано. Информаторам были вручены награды и наследственные ежегодные субсидии, размер которых составлял по 1000 гиперпиров на каждого. Им также было предоставлено право на сопровождение вооруженной охраной. Лимасу предложили должность протопапа Кандии, но он так и не занял ее, опасаясь реакции народа. Предложение материальных вознаграждений в обмен на верные услуги Венеции было обычной практикой республики. [ 5 ] В качестве дальнейшего наказания Собор Десяти запретил рукоположение православных священников на пять лет и приказал усилить гарнизоны Ханьи и Ретимно . [ 1 ]
Заговор 1460–1462 гг.
[ редактировать ]После падения Константинополя и упадка Морейского деспотата православные священники и монахи бежали на Крит, что усилило там антиунионистские настроения. [ 3 ] унионисты, такие как Латинский Патриарх Киевский Исидор Религиозная напряженность продолжалась, поскольку на остров также прибыли . В начале февраля 1460 года возле дома критского дворянина Иоанниса Мелиссиноса были выброшены прокламации против венецианского правления. Мелиссин отправил их к настоятелю Ретимно и в отместку был убит во сне следующей ночью. Ректор предложил награду в 1000 (позже увеличенную до 3000) гиперпир за поимку участников.
В феврале 1461 года протопап Ретимно Петрос Цагаропулос был изгнан с Крита Советом Десяти. В октябре 1461 года еврейский купец Давид Маврогонатос указал на Иоанниса Гаваласа как ответственного за это дело. Гавалас был допрошен и казнен вместе с несколькими другими критянами в начале 1462 года. Сегодня известно, что тот же Иоаннис Лима, который предал Властоса, самостоятельно предал и Гаваласа, но не осмелился требовать награды, опасаясь репрессий со стороны критян. Позже, выполняя также роль шпиона от имени Венеции в Константинополе, Маврогонатос получил налоговые льготы и право появляться публично без ношения еврейского значка . Он также успешно добился определенных прав для всей еврейской общины Крита. Исследования Манусакаса [ 1 ] прояснил давнее заблуждение, впервые высказанное Андреа Корнаро и принятое многими современными историками, [ 5 ] согласно которому Маврогонатос был причастен к предательству заговора Властоса в 1454 году.
В качестве меры предосторожности венецианцы изгнали всех монахов и священников, прибывших на Крит, с оккупированной Османской империей материковой части Греции.
Последствия
[ редактировать ]Оба заговора были подавлены, прежде чем нанести какой-либо ощутимый ущерб интересам Венеции. Однако власти сохранили бдительность и усилили меры по воссоединению церквей. Продвижение союза со стороны Венеции усугубило существующую религиозную напряженность в критском обществе, что, в свою очередь, помогло развить некоторые элементы национального самосознания среди критян. Осознавая провал своей политики и призывая заручиться поддержкой местных жителей в защите Крита от турок во время разразившихся Османско-венецианских войн , Венеция после первой половины шестнадцатого века заняла более сочувственное отношение к православию. [ 1 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Манусакас, Манусос И. (1960). Сефеса Властоса на Крите (1453-1454 гг.) и новая попытка заговора 1460-1462 гг. ( Заговор докторская диссертация). Афины: Афинский национальный университет имени Каподистрии .
- ^ Джейкоби, Дэвид (2014). «Экономика Латинской Греции» . Спутник Латинской Греции . Брилл. стр. 185–216. ISBN 9789004284104 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мальтезу, Крисса [на греческом языке] (1991). «Исторический и социальный контекст». В Холтоне, Дэвид (ред.). Литература и общество на Крите эпохи Возрождения . Издательство Кембриджского университета. стр. 17–48. ISBN 9780521325790 .
- ^ Моррис, Ян (1990). Венецианская империя: морское путешествие . Книги о пингвинах. ISBN 978-0140119947 .
- ^ Jump up to: а б О'Коннелл, Моник (2009). Люди Империи: власть и переговоры в морском государстве Венеции . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801891458 .