Совет Винчестера (1070 г.)
— Винчестерский собор церковный совет, созванный в апреле 1070 года Вильгельмом Завоевателем и тремя папскими легатами: Эрменфридом, епископом Сиона , кардиналом Иоанном Минутусом и Петром. Он сверг Стиганда , архиепископа Кентерберийского , и нескольких других коренных английских епископов и аббатов и предоставил их должности свободными для заполнения преимущественно норманнскими назначенцами Уильяма, тем самым преобразовав высшие уровни английской церкви. Он также обнародовал большое количество мер, касающихся церковной практики в Англии, из которых некоторые параллельные аспекты григорианских реформ, отстаиваемых папством в конце 11 века. [1]
Фон
[ редактировать ]Когда герцог Вильгельм Нормандский , известный в английской истории как Вильгельм Завоеватель, успешно вторгся в Англию в 1066 году , он сделал это при поддержке папства, которую он, вероятно, получил отчасти благодаря тому аргументу, что английская церковь остро нуждалась в реформа извне. [2] И Вильгельм, и Папа Александр II хотели устранить нарушения в эффективном управлении Церковью, хотя они расходились во мнениях относительно власти, которую Папа имел право осуществлять над светскими правителями. Вильгельм желал сохранить в Англии ту же независимость в такие дела, которыми он уже наслаждался в Нормандии. [3] В период с 1068 по 1070 год Вильгельм был очень занят установлением своей власти над Англией, несмотря на сопротивление многих его англосаксонских подданных, кульминацией которого стало неудавшееся восстание в Йоркшире и последующее разграбление Севера , а также попытка вторжения короля Свейна . Эстритсон из Дании. [4] Некоторые из его противников были епископами, которых даже он не мог так легко лишить их санов, как мирян. [5]
Особенно острой проблемой была позиция архиепископа Кентерберийского Стиганда , чья легитимность на этом посту была по ряду причин сомнительной и который до завоевания в светских делах был сторонником Дома Годвинов . [6] В начале 1070 года Папа, очевидно, по приглашению Вильгельма, послал в Англию трёх легатов : Эрменфрида, епископа Сиона ; Кардинал Иоанн Минутус, священник Санта-Мария-ин-Трастевере ; и Петр, вероятно, также кардинал и священник Сан-Кризогоно . Однажды в Англии они разослали повестки (текст одной из них, адресованной епископу Вульфстану Вустерскому , сохранился) с явкой на церковный совет в Винчестере . [7] Вызов Вульфстану был выдан только на имя Петра и Иоанна, что позволяет предположить, что положение Эрменфрида было подчинено им. [8]
Источники
[ редактировать ]

Полного отчета о процессе в Винчестере не сохранилось. [9] хотя у нас есть ряд капитул или заголовков, относящихся к канонам церковного собора, которые, вероятно, можно отождествить с этим. [1] Некоторые сведения об этом можно также найти в Майло Криспина » « Жизни Ланфранчи , в письме Ланфранка Александру II, о профессии Ремигиуса де Фекана к Ланфранку, в Вустерских хрониках и хрониках Иоанна Вустера , Вильгельма Малмсберийского ( Gesta Pontificum Anglorum ) и Orderic Vitalis . [10]
Коронация
[ редактировать ]Винчестера 4 апреля, в день Пасхи, Уильям был коронован во второй раз в Старом соборе (его первая коронация состоялась в Вестминстерском аббатстве на Рождество 1066 года). [11] под председательством папских легатов. [12] Нет никаких упоминаний о каких-либо присягах королю или ему, и легитимность Вильгельма продолжала основываться на его первой коронации. [13] Цель церемонии - не установить, а подтвердить его авторитет и статус любимого сына Церкви. [12]
Совет
[ редактировать ]7 или 11 апреля 1070 г. был созван сам собор. [14] под председательством одного короля, согласно Vita Lanfranci , или короля совместно с легатами, согласно Ордерику. [15] Намерением Вильгельма, как сообщает нам Джон Вустерский, было «назначить людей своей расы, [чтобы] укрепить свое положение во вновь приобретенном королевстве», и чтобы добиться этого, он «лишил своих должностей многих епископов и аббатов, которые не имели был осужден по какой-либо очевидной причине, будь то по соборному или светскому закону». [16]
Самой известной жертвой собора стал архиепископ Стиганд. Он оставался на своем посту до этого момента правления Вильгельма, возможно, отчасти из-за своего огромного богатства и влияния, а отчасти потому, что он был в преклонном возрасте и вряд ли мог жить вечно. Однако Папа был непримиримо настроен против него, отлучив его от церкви и назвав его в письме к Вильгельму «источником зла». [5] [6] В Винчестере ему были предъявлены обвинения в том, что он первоначально получил Кентербери неканонически, когда предыдущий архиепископ Роберт Жюмьежский бежал из страны, не отрекшись от престола и не будучи свергнутым; что его тогда утвердил на посту не законный папа а антипапа , Бенедикт X ; и что он владел как Кентерберийским, так и Винчестерским епископством во множественном числе , вопреки канонам Церкви. Его низложение советом, возможно, удивило немногих наблюдателей, и он провел короткий остаток своей жизни в тюрьме в Винчестере и умер в феврале 1072 года.
Другие епископы также были подвергнуты чистке либо в Винчестере, либо на следующем соборе, состоявшемся в Виндзоре всего несколько недель спустя на Троице . Брат Стиганда Этельмер , епископ Эльмхэмский , был свергнут, возможно, за женитьбу; Леофвин , епископ Личфилда , который был виновен в том же преступлении и проигнорировал свой вызов на совет, был отлучен от церкви при подготовке к низложению; Этельрик , епископ Селси , был признан виновным в неизвестных преступлениях, свергнут и заключен в тюрьму; и Этельвин , епископ Дарема , который бежал к шотландскому двору после краха северного восстания 1069 года, был объявлен вне закона . Только три коренных английских епископа остались на посту. По словам Джона Вустера, многие аббаты также были свергнуты в Винчестере, и Марк Моррис аббаты Абингдона , Сент-Олбанса и Сент-Огастина в Кентербери . считает, что среди них были [17] [18] они также сделали первые шаги к передаче престола Дорчестера на Темзе Линкольну Возможно , . [19]
Суть дальнейших положений совета можно почерпнуть из сохранившейся капитулы , если предположить, что они относятся к Винчестеру 1070 года. Так, например, мессу нельзя было совершать с элем или водой, а не с вином, или с медными чашами. алтари должны были быть сделаны только из камня, крещения должны были проводиться только на Пасху или Троицу, за исключением чрезвычайных ситуаций, и рукоположения только в дни Эмбера , духовенство не должно было жениться или жить с наложницами, а также не должно было покупать свои рукоположения. [1] Кроме того, ни один епископ не должен был занимать более одной кафедры, решения о наказании за преступления должны были приниматься только епископами. [20] беглые монахи должны были быть отлучены от церкви и не допущены в светское духовенство или в армию, [21] Множественные кафедры были запрещены, должны были проводиться ежегодные епархиальные синоды , назначались архидьяконы и выплачивалась десятина . [22] Общая политика, наблюдаемая здесь, аналогична той, которой придерживается английское церковное законодательство в течение следующих семидесяти лет: насаждать безбрачие, бороться с симонией и, насколько это возможно, отстранять священнослужителей от светских дел. [23]
Исход
[ редактировать ]Неудивительно, что когда Вильгельм пришел назначать замену подвергшимся чистке англосаксонским епископам, он в основном выбирал норманнов, по большей части капелланов королевской капеллы или хорошо известных ему церковников. Ланфранк , аббат церкви Святого Стефана в Кане , был возведен в сан архиепископства Кентерберийского, а Вальчелин , каноник Руана , — в Винчестер. исключительных случаев было епископство Дарема, на которое Уильям назначил лотарингийца Уолчера Одним из . Из папских легатов Иоанн и Петр переправились в Нормандию на Троицу, где Иоанн и остался. Эрменфрид председательствовал на Виндзорском совете на Троице, затем последовал за своими братьями-легатами в Нормандию, где помог убедить Ланфранка принять его архиепископство. [24]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Пфафф 2009 , с. 103.
- ^ Моррис 2012 , стр. 142–143, 237.
- ^ Stenton 1971 , p. 658.
- ^ «Вильгельм I [известный как Вильгельм Завоеватель]». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/29448 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Перейти обратно: а б Моррис 2012 , с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Каудри 2012 .
- ^ Бейтс 2018 , стр. 334–335.
- ^ Уайтлок, Бретт и Брук 1981 , стр. 564.
- ^ Stenton 1971 , p. 660.
- ^ Уайтлок, Бретт и Брук 1981 , стр. 569–574.
- ^ Биддл, Мартин (2018). В поисках англосаксонских министров Винчестера . Оксфорд: Археопресс. п. 60. ИСБН 9781784918576 . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моррис 2012 , с. 236.
- ^ Бейтс 2018 , с. 336.
- ^ Бакстер, Стивен (2007). Графы Мерсии: господство и власть в позднеанглосаксонской Англии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 276. ИСБН 9780199230983 . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Бейтс 2018 , с. 337.
- ^ «Этельмаер». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/ref:odnb/101200 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Моррис 2012 , стр. 238–240.
- ^ Бейтс 2018 , стр. 334–335, 337.
- ^ Уайтлок, Бретт и Брук 1981 , стр. 566.
- ^ Барлоу 1979 , с. 124.
- ^ Джеррард, Дэниел МГ (2017). Церковь в состоянии войны: военная деятельность епископов, аббатов и другого духовенства в Англии, ок. 900–1200 . Лондон: Рутледж. п. 160. ИСБН 9781472423757 . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Бейтс 2018 , стр. 337–338.
- ^ Барлоу 1979 , стр. 123–124.
- ^ Бейтс 2018 , стр. 334, 336, 338.
Ссылки
[ редактировать ]- Барлоу, Фрэнк (1979). Английская церковь 1066–1154 гг . Лондон: Лонгман. ISBN 0582502365 . Проверено 18 июня 2023 г.
- Бейтс, Дэвид (2018). Вильгельм Завоеватель . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300234169 . Проверено 12 июня 2023 г.
- Каудри, HEJ (24 мая 2012 г.) [23 сентября 2004 г.]. «Стиганд». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/26523 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Моррис, Марк (2012). Нормандское завоевание . Лондон: Хатчинсон. ISBN 9780099537441 . Проверено 11 июня 2023 г.
- Пфафф, Ричард В. (2009). Литургия в средневековой Англии: история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521808477 . Проверено 14 июня 2023 г.
- Стентон, Фрэнк (1971). Англосаксонская Англия . Оксфордская история Англии, 2 (3-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780191500244 . Проверено 12 июня 2023 г.
- Уайтлок, Д .; Бретт, М.; Брук, CNL , ред. (1981). Советы и синоды с другими документами, относящимися к английской церкви I: 871–1204 гг. н.э. Часть II: 1066–1204 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 9780198223948 . Проверено 18 июня 2023 г.