задний ход 13
РВД-13 | |
---|---|
RWD 13 в Музее польской авиации | |
Роль | Туристический самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | DWL Польша и Рогозарский Югославия |
Дизайнер | РВД команда |
Первый полет | 15 января 1935 г. |
Введение | 1935 |
Основные пользователи | Польша Югославия Румыния Бразилия |
Произведено | 1935-1939 |
Количество построенных | ок. 100 |
Разработано на основе | РВД-9 |
RWD 13 — польский туристический самолёт 1935 года , трёхместный моноплан с высокорасположенным крылом, разработанный командой RWD . Это был самый большой коммерческий успех RWD.
Разработка
[ редактировать ]RWD 13 был туристическим самолетом, разработанным на основе линейки спортивных самолетов RWD 6 (победитель международного конкурса туристических самолетов Challenge 1932 ) и RWD 9 (победитель Challenge 1934 ). [ 1 ] Его разработали Станислав Рогальский и Ежи Джевецкий из команды RWD в мастерских DWL ( Doświadczalne Warsztaty Lotnicze ) в Варшаве по заказу военизированной организации LOPP . Прототип был построен с использованием частей разобранного RWD 6 (первоначально он даже должен был иметь обозначение RWD 6bis), но его конструкция была больше похожа на более новый RWD 9 . Первый полет он совершил 15 января 1935 года (регистрация SP-AOA). Поскольку RWD 13 не должен был стать соревновательным самолетом, основными отличиями от RWD 9 были: рядный двигатель меньшей мощности вместо радиального двигателя и более простая механизация крыла. У него все еще были преимущества, такие как короткий взлет и посадка , простота полета и хорошая устойчивость. К 1939 году было произведено около 85 штук.
В 1937 году был построен вариант санитарной авиации ( маркировка RWD 13S прототипа SP-BFN) с правым бортовым люком для носилок в фюзеляже. Также был разработан аналогичный универсальный вариант RWD 13TS (или ST, или S/T), который можно было переоборудовать из туристического самолета в машину скорой помощи, удалив правое сиденье. К 1939 году было изготовлено 15 RWD 13S, в том числе несколько RWD 13TS. Развитием RWD 13 стал пятиместный RWD 15 .
Лицензия была продана Югославии в 1938 году и произвела четыре RWD 13, а два RWD 13 были произведены там в 1939 году Рогожарским . Все четыре RWD 13 были переоборудованы в 1939 году в санитарные самолеты RWD 13S. [ 2 ]
Летающая копия RWD 13 строится в Польше (по состоянию на 2008 год).
Дизайн
[ редактировать ]Трехместный спортивно-туристический высокорасположенным крылом высокоплан смешанной конструкции с . Фюзеляж из металлического каркаса, обтянутый брезентом , в моторном отсеке обшит алюминиевыми листами. Двухлонжеронное прямоугольное крыло деревянной конструкции, обтянутое спереди полотном и фанерой. Крылья складывались назад и оснащались автоматическими предкрылками . Хвостовое оперение свободнонесущее , обшитое фанерой (стабилизаторы) и брезентом (рули направления и рули высоты). Кабина закрытая, трехместная: два передних сиденья оснащены двойным управлением, за ними третье сиденье и место для багажа. Кабина имела пару дверей. В RWD 13S было два сиденья с левой стороны и носилки с правой. Единственным двигателем впереди был 4-цилиндровый инверторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 130 л.с. Walter Major 4, PZInż. Майор (лицензированный Уолтер Мейджор), или цыганский майор де Хэвилленда . Винт представлял собой двухлопастной деревянный Шоманьский фиксированного шага. Шасси было обычным , с задним полозьем. Топливные баки находились в крыльях емкостью 140 л. [ 1 ] Расход топлива самолета составил 28 литров/час.
Операционная история
[ редактировать ]Польша
[ редактировать ]Большинство RWD 13 использовались польской гражданской авиацией, первоначально Польским аэроклубом (они финансировались Министерством связи или военизированной организацией LOPP - Лига воздушной и противогазовой защиты). Три использовались Министерством связи в качестве служебных самолетов, два - польской авиакомпанией LOT , а несколько находились в руках частных владельцев и компаний.
Самолеты Польского аэроклуба также использовались для спортивных полетов, принимая участие в многочисленных международных конкурсах и ралли, занимая высокие места. Среди прочих, они заняли 1-е, 4-е, 6-е и 7-е места в соревнованиях туристических самолетов во время 4-го Международного конкурса самолетов скорой помощи в Цюрихе в 1937 году. RWD 13S получил приз города Эш за лучшую санитарную авиацию на Международном конкурсе самолетов скорой помощи. в Эше, Люксембург, в июле 1938 года (сам конкурс выиграл другой польский самолет — LWS-2 ).
Большинство машин санитарной авиации RWD 13S принадлежало Польскому Красному Кресту , пять — ВВС Польши , но они также несли гражданскую маркировку. Несколько (не менее пяти) RWD 13, не считая санитарных самолетов, были мобилизованы после начала Второй мировой войны и использовались в качестве самолетов связи во время Польской сентябрьской кампании . Часть самолетов была эвакуирована в соседние страны, часть уничтожена или захвачена немцами.
Большинство польских RWD 13 были окрашены в красный цвет, с серебряной молнией на фюзеляже и серебряными крыльями. RWD 13S были окрашены в цвет слоновой кости с маркировкой Красного Креста , а RWD 13TS были окрашены в цвет слоновой кости с красной молнией на фюзеляже.
После войны в Польше использовались только четыре RWD 13, которые были возвращены Румынией в 1947 году (в 1948 году польское коммунистическое правительство потеряло интерес ко всей польской довоенной технике, оставшейся за рубежом). Они использовались до 1953-1955 годов, имея регистрации: СП-МСЗ (принадлежит Министерству иностранных дел, сокращенно МСЗ), СП-АРГ, СП-АРХ, СП-АРЛ. SP-ARL в настоящее время хранится в Музее польской авиации в Кракове с довоенной регистрацией SP-BNU (ранее использовался LOT Polish Airlines ).
Испания
[ редактировать ]Около 20 RWD 13 были экспортированы до Второй мировой войны. Четыре из них были проданы Испании компанией SEPEWE и использовались в качестве самолетов связи франкистской авиацией Nacional во время гражданской войны в Испании под названием Polaca (номера: 30-1 - 30-4). После гражданской войны оставшиеся использовались в аэроклубах.
Бразилия
[ редактировать ]В 1937-1938 годах восемь RWD 13 были проданы в Бразилию и использовались там до 1960-х годов. Один из них до сих пор находится в летной годности (PT-LFY). [ 3 ]
Палестина/Израиль
[ редактировать ]Два или три RWD 13 были проданы владельцам-евреям в Палестине. С формированием в ноябре 1947 года Шерут Авир , воздушного подразделения Хаганы , в его состав были включены два самолета. 17 декабря 1947 года один из них предпринял первую воздушную атаку с применением ручных гранат и пистолетов во время израильско-арабских перестрелок (ранее, 15 июня 1936 года, RWD 13 был первым самолетом, приземлившимся в Тель-Авиве ). Два RWD 13 были одними из первых самолетов недавно созданных ВВС Израиля и использовались для связи и транспорта во время арабо-израильской войны 1948 года . [ 3 ]
Румыния
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны 28 польских RWD 13 были эвакуированы в Румынию (23 RWD 13 и 5 RWD 13S). После падения Польши их взяла на себя румынская гражданская и военная авиация. После того, как Румыния присоединилась к войне на стороне Оси и приняла участие в нападении на СССР , RWD 13 использовались ВВС в качестве самолетов связи. Особой известностью пользовались санитарные самолеты « Escadrila Albă » (Белая эскадрилья), которыми управляли женщины. Двадцать один пережил войну, а остальные использовались в Румынии до 1950-х годов.
Другие страны
[ редактировать ]использовался единственный самолет В Эстонии . Два RWD 13, отправленные на Всемирную выставку , были проданы после начала войны в 1939 году и использовались в США (N20651 и N20652), где их конструкция была модифицирована лейтенантом Джозефом Малейки . [ 4 ] Три (или один) самолета были проданы Йемену . Несколько RWD 13 были эвакуированы в Латвию и, вероятно, позже были захвачены Советским Союзом.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Эстонские ВВС эксплуатировали один RWD 13S, эвакуированный в сентябре 1939 года в Эстонию.
- Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты.
- ВВС Швеции эксплуатировали одиночный RWD 13 (под обозначением Tp 11 ), эвакуированный в Швецию в сентябре 1939 года.
- Королевские ВВС Югославии эксплуатировали два самолета RWD 13 и два RWD 13S югославского производства.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- В мае 1939 года одиночный RWD 13 (SP-BNY) был подарен президентом Польши персидскому наследнику Мохаммеду Резе Пехлеви в качестве свадебного подарка.
- Компания Aviron эксплуатировала 2 или 3 самолета RWD 13 (зарегистрированные как VQ-PAL и VQ-PAM) до 1948 года, когда два самолета были переданы ВВС Израиля .
- После войны самолеты бывших ВВС Швеции использовались с гражданской маркировкой SE-AOF до 1951 года.
- SU Belgrade эксплуатировало 2 самолета RWD 13. [ 5 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные польских самолетов 1893-1939 гг. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: 1 или 2 пассажира
- Длина: 7,85 м (25 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 11,6 м (38 футов 1 дюйм)
- Высота: 2,05 м (6 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 16 м 2 (170 кв. футов)
- Профиль крыла : IAW-192 (PZL-DJ3). [ 7 ]
- Вес пустого: 530 кг (1168 фунтов)
- Полная масса: 890 кг (1962 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 930 кг (2050 фунтов)
- Запас топлива: 140 л (37 галлонов США; 31 имп гал) в корневых баках крыла.
- Силовая установка: 1 × PZInż-Walter Major 4-цилиндровый перевернутый рядный поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 89–97 кВт (120–130 л.с.)
- или аналогичные двигатели, такие как Walter Major или de Havilland Gipsy Major I.
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт Szomański фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 210 км/ч (130 миль в час, 110 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 180 км/ч (110 миль в час, 97 узлов)
- Посадочная скорость: 67 км/ч (42 миль в час; 36 узлов)
- Дальность: 900 км (560 миль, 490 миль)
- Практический потолок: 4200 м (13 800 футов)
- Скорость набора высоты: 3,8 м/с (750 футов/мин) [ нужна ссылка ]
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты 20 секунд.
- Нагрузка на крыло: 55,6 кг/м 2 (11,4 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,109 кВт/кг (0,066 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шмидт, Хайнц А.Ф. (1968). Исторический самолет (на немецком языке). Берлин: Транспортное издательство «Транспресс Веб». п. 127.
- ^ Петрович, Огнян М. (3/2004). «Военные самолеты Королевства СВС/Югославия (Часть II: 1931–1941)» (на (сербском)). Полет - Рейс 3: 42-44. ISSN 1450-684X .
- ^ Jump up to: а б Стефаницкий, Мацей. «Заднеприводные самолеты в Бразилии, Израиле и США» . planes.ow (на польском языке). Архивировано из оригинала 9 июля 2007 года . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ "Иосиф Малейки - Военнослужащий ВОВ - 82ФГ - Эскадрилья" . www.82fg.org . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ «Реестр гражданских самолетов – Югославия» . Проверено 30 октября 2019 г.
- ^ Цинк, Ежи Б (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Патнэм. стр. 539-546 . ISBN 0-370-00085-4 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Арраес Серда, Хуан (декабрь 2001 г.). «Польские самолеты националистических ВВС: PWS-10 и RWD-13». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (105): 38–43. ISSN 1243-8650 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стекло, Эндрю (1977). Польские авиационные структуры 1893–1939 (на польском языке). Варшава: WKiŁ. стр. 313–318.
- Петрович, Огнян М. (2004). «Военные самолеты Королевства СВС/Югославия (Часть II: 1931 – 1941 гг.)». Полет – Полет (на сербском языке). 3 . -{Ю}--Белград: Музей югославской авиации: 42–44. ISSN 1450-684X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии и чертежи RWD 13 и RWD 13S на Уголок неба сайте
- Регистр гражданских самолетов - Югославия
- Анджей Гласс: «Самолеты RWD 13 в Румынии» (на польском языке)
- Мацей Стефаницкий: «Самолеты с задним приводом в Бразилии, Израиле и США» (на польском языке)