Брак в доколумбовой Америке
Брак в доколумбовой Америке был социальным институтом, присутствовавшим в большинстве культур и цивилизаций, населявших американский континент до 1492 года ( приезда Колумба в Америку ). Восприятия и концепции на социальном уровне различались, причем свадебные церемонии часто имели преобладающее религиозное и духовное значение. Некоторые союзы даже считались священными и могли быть как моногамными , так и полигамными . Эти отношения в основном действовали в рамках преимущественно патриархальной системы и обычно были связаны внутри одной касты , когда существовала такая система социальной организации.
Исторический контекст
[ редактировать ]После завоевания Америки с последующей европейской колонизацией происходили частые культурные столкновения с конкистадорами и другими европейцами. Это привело к значительным изменениям в американских индейцев взглядах на сексуальные отношения . Со временем они адаптировали свои обычаи и традиции в ходе длительного процесса аккультурации и культурной ассимиляции в соответствии с сексуальной моралью конкистадоров . Например, в испанской , португальской и французской колониальных империях они были вынуждены придерживаться католической сексуальной морали и изменить некоторые модели поведения. их отношение к наготе, многоженству , блуду , социальной терпимости к гомосексуализму и бисексуальности , целомудрию и сохранению девственности Это включало , среди прочего, до брака. Это зависело от каждой этнической группы, хотя существовал общий консенсус в противодействии супружеской измене , инцесту и изнасилованию — практикам, которые в равной степени осуждались подавляющим большинством коренных народов . [ 1 ]
Что касается гомосексуализма у доколумбовых народов , есть зарегистрированные свидетельства широкого спектра представлений среди различных коренных племен Америки . Отношения варьировались от широкой социальной терпимости до смертных приговоров , в зависимости от племени и периода времени. Оно было социально принято в некоторых коренных племенах Северной Америки , где оно ассоциировалось с племенной концепцией « двух духов ». Религиозные или духовные авторитеты не возражали против союзов между двумя мужчинами, рассматриваемых с точки зрения гендерной идентичности . [ 2 ]
Северная Америка
[ редактировать ]
Для племен сиу брак символизировал единство пары по принципу «вместе, но не связаны», объясняемому как мораль в традиционной легенде под названием « орел и ястреб ». В этой истории мудрый человек поручает паре охотиться на этих двух хищных птиц живыми, но по отдельности. После поимки он просит их связать птиц за ноги и отпустить. Птицы, не умеющие летать, в конечном итоге дерутся друг с другом. Урок этой истории заключается в том, что оба должны «всегда летать вместе», но никогда не быть связанными, отдавая приоритет взаимной любви, уважая при этом индивидуальность каждого существа. [ 3 ]
Среди апачей , которые разделяли социокультурные черты с сиу и шайеннами женщины , целомудрие до замужества было одной из важнейших ценностей их общества и духовности, укорененной в анимизме . Первую менструацию женщины отмечали священным переходным ритуалом под названием «найхес». Этот обряд состоял из благословения уже достигшей половой зрелости девочки, дополненного танцами, пиршествами и песнями, начинавшегося на рассвете и продолжавшегося четыре дня. [ 4 ] Чтобы организовать свадьбу, семьи жениха и невесты собирались вместе, чтобы обсудить практические аспекты союза, всегда с согласия невесты. Семья жениха несла финансовую ответственность перед семьей невесты, придерживаясь матрилокального соглашения. Новобрачный муж переезжал в семейную группу своей жены, чтобы обеспечить защиту, но ему также нужно было заботиться о потребностях своих собственных родителей. на свекровь Позже супружеская пара переезжала в отдельное жилище в пределах того же племени, устанавливая « табу », означающее, что муж не мог иметь прямого устного общения с матерью своей жены. [ 4 ]
Представление о браке в системе родства эскимосов носило экзогамный характер и имело мировоззрение, отличное от других культур. Никакой свадебной церемонии или особого обряда по этому случаю не проводилось. Супружеская жизнь началась, когда семьи из разных инуитов кланов договорились о совместном проживании мужчины и женщины из своих общин. Однако браки по любви были возможны и с четкой целью взаимного сотрудничества и обеспечения выживания этноса. В этом контексте девственность пары не играла никакой роли. [ 5 ]
Мезоамерика
[ редактировать ]Для цивилизации майя брак находился в рамках матрилокальной системы, рассматриваемой как институт, дарующий жизнь и олицетворяющий ее божественное происхождение на Земле, включающий духовные и священные элементы их религии майя . [ 6 ] У майя были специалисты по заключению договорных браков по имени Ахатанзахоб , которые выступали в роли «сватов», служа посредниками между семьями жениха и невесты и готовя свадебную церемонию, имевшую глубокий сакральный смысл. Браки обычно имели сильный эндогамный характер, при этом брак с человеком одной касты и местности пользовался большим уважением, но браки между родственниками (людьми с одной фамилией) и прелюбодеяние строго запрещались. [ 7 ] Свадьба представляла собой религиозный обряд, во время которого семьи пары обменивались подарками, а чилам (священник) совершал свадьбу, выполняя ритуал очищения пары благовониями . [ 7 ]
Для ацтеков это был брак по расчету, инициированный родителями жениха, которые играли важную роль в свадебном ритуале: они должны были попросить руки девушки с подарками для семьи невесты, и первоначальный ответ от их потенциального партнера. законы всегда были отрицательными. На второй день процедуру повторили, на этот раз по воле невесты. Если ответ был утвердительным, церемония продолжалась, и невесту отводили в дом жениха под грандиозный праздник музыки и танцев. После свадьбы пара должна была оставаться запертой в комнате в течение четырех дней, совершая покаяние и постясь ради своего общего будущего, пока священники готовили постель для заключения брака. [ 8 ]
Среди народа нгабе , жившего на современных территориях Панамы и части Коста-Рики , браки по расчету (или по расчету) внутри семей одной этнической принадлежности были обычным явлением. Девочек в раннем возрасте назначали будущими женами своих будущих мужей, причем свадьба состоялась после наступления менархе, в возрасте от 12 до 14 лет, когда они считались взрослыми и ответственными в обществе. Это сопровождалось четырехдневной церемонией, во время которой юную девушку изолировали от общества и давали ей советы старшие женщины ее племени, получая специальную диету и очищающие ванны. Очень похожая церемония произошла среди народа Эмбера , жителей между Панамой и современной Колумбией . [ 9 ]
Карибский бассейн
[ редактировать ]Для калинаго , племени, исторически проживавшего на карибском побережье Южной Америки и Малых Антильских островах , характер института брака был разносторонним, зависящим от каждой конкретной ситуации. Оно могло быть моногамным или полигамным, эндогамным или экзогамным между разными племенами в экспансионистских целях, а также матрилинейным или патрилинейным, основанным на соглашениях между семьями с сильным клановым чувством. [ 10 ] Для них также существовали браки по расчету с согласия невесты. Однако в периоды войн между племенами практиковался своего рода принудительный брак при условии, что все мужчины племени невесты терпели поражение.
У народа таино , коренных жителей Карибского бассейна , существовало два типа брака: «общий», который был моногамным и продолжительным, прежде всего по эмоциональным причинам; и королевский брак, который мог быть полигамным для вождей и членов королевской семьи племени и служить главным образом церемониальным и политическим целям, а также обеспечивать стабильность и мир между племенами. Следовательно, любовь не была определяющим фактором. Потеря девственности была связана с ритуалами перед браком, а верность была одной из фундаментальных ценностей в обоих типах брака, а прелюбодеяние каралось смертью. [ 11 ]
Южная Америка
[ редактировать ]
Для цивилизации инков , с консолидацией их империи , брак стал делом государства, рассматриваемым как административный акт без какого-либо особого священного или божественного подтекста. Однако свадебная церемония была полна обрядов и традиций, посвященных своим божествам . Хотя многоженство было разрешено, первая жена (также называемая основной женой) имела более высокий иерархический статус, чем другие наложницы . [ 12 ] Более того, существовала практика servinacuy , испытательного периода перед браком, во время которого пары могли жить вместе и заниматься добрачным сексом женщины , поскольку девственность не имела такого значения в этой культуре. [ 13 ] Еще одним отличительным аспектом этой культуры были символические детские браки между детьми куракас для установления союзов между различными общинами. Эти дети оставались в домах своих родителей, не вступая в сексуальные отношения, пока у девочки не наступила первая менструация и не прошли ритуалы, отмечающие наступление половой зрелости у мальчика. [ 12 ] У народа инга , проживающего в основном в долине Сибундой , подготовка к свадьбе начиналась за две недели. Пары воздерживались от секса перед свадьбой и обязались помогать в подготовке к церемонии и торжеству. Церемонию возглавил таита, духовный лидер ингов, включавший в себя различные религиозные и символические ритуалы. Одним из важных моментов было то, что невеста была отделена от своей семьи и присоединилась к жениху, образуя новую моногамную семейную ячейку. [ 14 ] Для народа кичва , проживающего на территории современного Эквадора , церемония была похожа на церемонию ингов. Союз мужчины и женщины рассматривался как договор между двумя семьями, и празднование длилось три дня: один день в доме жениха ( каллари пунча ), другой — у невесты ( кёа пунча ), третий — у крестных родителей. 'домой ( тукурик пунча ). [ 15 ] Духовные элементы включали чакану (Андский крест), подношения цветов и еды , а также ритуал тинкирина , символизирующий нерушимый союз двух душ . Этот ритуал включал в себя цветочные короны, помазание пары лепестками роз и дарение им двух благословенных растений или деревьев для посадки у них дома. Их одежда и украшения различались в зависимости от того, происходит ли племя из Анд или из тропических лесов Амазонки . [ 16 ]
В аймара культуре jaqichasiña (концепция брака у этой этнической группы) представляет собой процесс, включающий в себя различные ритуалы и испытания как для обеих сторон, так и индивидуально, в рамках сложной системы, направленной на обеспечение благополучия и сплоченности пары для плодотворного будущего. а также их поведение и роль в обществе. [ 17 ] Союз строго моногамен и рассматривается как двойная приверженность пары сообществу, к которому они принадлежат, причем обе стороны находятся на равных условиях и обычно управляются чача-варми , хотя он отводит женщинам второстепенные роли на социальном уровне. [ 18 ]
У народа вайу (современные Колумбия и Венесуэла ) переход женщины от детства к половой зрелости отмечен традиционным ритуалом, называемым «заключением», во время которого молодая девушка, пережившая первую менструацию, становится Маджаджут (девушкой). и больше не «девушка», начиная свой брачный возраст. Она должна быть заключена в жилище на период от шести месяцев до года, где она изучает технику ткачества и получает советы от старших женщин своей семьи, чтобы подготовить ее к супружеской жизни. [ 19 ] В день менархе у девушки проводится обряд, при котором она теряет общение и контакт с мужскими членами своей семьи, ей стригут волосы и в полночь она должна пройти очистительную ванну в присутствии гостей торжества. [ 20 ] Чтобы сделать предложение, семья жениха должна передать приданое , которое обычно состоит из животных и одежды. семье невесты [ 21 ]
У народа мапуче (современные Чили и Аргентина ) брак мог быть как полигамным, так и моногамным, в зависимости от различных факторов, особенно социального и иерархического положения мужчины. , как правило, были экзогамными Браки между разными лофами , стремясь укрепить связи между общинами через эти союзы у традиционно воинственного народа. [ 22 ] Похищение невесты у мапуче было обычным ритуалом, который обычно симулировался, хотя могло быть и настоящим похищением, предполагавшим добрачные сексуальные отношения непосредственно перед свадьбой.
Для яганов , жителей архипелага Огненной Земли , брак был союзом, основанным на любви и совместном труде в обществе с сильным чувством принадлежности к своему клану . Ухаживание было жизненно важным и могло длиться месяцы или даже годы, прежде чем церемония была организована. Обе стороны должны были пройти свой Ciexaus , обряд полового созревания. Более того, вдовцов обычно выдавали замуж за кого-то из той же социальной группы, чтобы избежать одиночества. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Открытая сексуальность доколумбовых культур» . Libertaddigital.com . 3 сентября 2009 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Якоби, Джеффри С. (2006). «Два духа, две эпохи, один пол: традиционалистский взгляд на политику однополых браков в племенах коренных американцев» . Журнал правовой реформы . 39 (4) . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Мадридский психологический центр. «Орел и ястреб» . Centrodepsicologiademadrid.es . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ривера Сабатес (2014). «Брак и семья в обществе апачей» . Форо Нью Эйдж . 17 (2): 333–345. ISSN 1698-5583 . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ де Ларраменди, Рамон Эрнандо (1995). Эскимосы-индейцы (2-е изд.). МАПФР. ISBN 9978041028 .
- ^ Де ла Гарса, Мерседес. «Брак у майя» . Arqueologiamexicana.mx . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Журнал Explore (8 ноября 2019 г.). «Брак майя» . Исследуйте.mx . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Выборки из читательского дайджеста . «Свадебный обряд ацтеков» . Selecciones.com.ar . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Торрес де Араус, Рейна (1961). «Церемония женского полового созревания в двух коренных панамских культурах» (PDF) . Журнал «Тарес» (2). Репозиторий документов из Панамской цифровой библиотеки . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ «Доминика: коренные жители Калинаго страдают от вторжений на землю» . Сервинди . Сервинди.орг. 11 января 2011 года . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ «Тайноские представления о женском поле» . Национальный . 26 сентября 2009 года . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Витри, Кристиан. «Брак во времена инков: обычаи и верования Андского прошлого» . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Мак-Лин и Эстенос, Роберто. «Эль-Сирвинакуй: Пробный брак среди перуанских аборигенов» . Мексиканский журнал социологии . 3 (1): 25–33 . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ « Западная культура отделила новые поколения от этнической принадлежности кечуа»: Абелардо Чанга» . Национальное радио Колумбии . 15 августа 2017 г. Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ «Брак в общине кичва» . Газета Север . 28 февраля 2016 г. Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Морета, Модесто (1 марта 2018 г.). «Две культуры, объединенные андским браком» . Эль Комерсио . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Фернандес Рок, Альберт Гюго (2018). Брак: ритуал традиционного брака аймара и его изменения в городских условиях: зона Альто-лас-Делисиас города Ла-Пас (Тезис). Большой университет Сент- Эндрюс Получено 6 июля.
- ^ Мать М., Руководство. «Мужчина-женщина: парадигма и супружеская идентичность в провинции Паринакота » Чунгара, чилийский журнал антропологии . 31 (2). Арика : SciELO : 307–317. ISSN 0717-7356 . Получено 6 июля.
- ^ «Приданое вайю, родовой ритуал, а не продажа женщин» . Журнал Еженедельник . Неделя.com. 26 мая 2020 г. Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ «Заключение Маджаджюта: ритуал женского полового созревания вайю» . Desparchado.com . 5 апреля 2017 года . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ «Браки вайю и их обычаи» . Национальное радио Колумбии . Radionacional.co. 30 сентября 2009 года . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Лонкомил К., Мануэль П. (1990). «Брак мапуче (Mapuche küreyewün) и его проявление в языке» . Труды по языку и литературе мапуче . 4 . Университет Пограничья . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Галлардо А., Паола; Карденас Х., Памела; Паредес Б., Клаудия (2011). « Роль женщин в яганской культуре: вклад в нашу Магелланову историю» » ( PDF) . Умаг.кл. Магелланов университет . Проверено 8 декабря 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- РОМЕРО ДЕ НОРА , Флор (2001). Богини шторма: доколумбовая женщина (на испанском языке). Центральный университет — Техасский университет . ISBN 9789582600594 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Примечание: - «версалита» в Википедии переведена как «sc» (маленькие прописные). - «Diosas de tempestad: la mujer precolombina» переведено как «Богини бури: Доколумбовая женщина». Это интерпретационный перевод, позволяющий передать суть названия. Если у книги есть официальное название на английском языке, лучше использовать его.