Jump to content

раб

(Перенаправлено с Ulipon )

Алипины . относятся к низшему социальному классу среди различных культур Филиппин до прибытия испанцев в 16 и 17 веках В висайских языках эквивалентные социальные классы были известны как орипун , урипон или улипон .

Самый распространенный перевод слова — «слуга» или «раб», в отличие от высших классов тимава / махарлика и тумао / магиноо . Однако этот перевод неточен. Концепция алипина основывалась на сложной системе обязательств и оплаты труда в древнем филиппинском обществе, а не на фактической покупке человека, как в западном и исламском рабстве . Действительно, представители класса алипинов , владевшие собственными домами, были более точно эквивалентны средневековым европейским крепостным и простолюдинам. [1] : 146–147 

Этимология

[ редактировать ]

Алипин происходит от переходной формы архаичного висайского корневого слова udip («жить»). Оно произошло от слова, означающего «оставить в живых» в смысле позволить военнопленному жить или заплатить или выкупить кого-то за долг, который превышает ценность его жизни. [2]

Алипин также был известен как киапангдилихан в Султанате Сулу , тогда как тогда мусульманская Манила (которая выступала против местного индуистского тондо и вытеснила его) [3] предпочитают термин Алипин, когда речь идет о рабах, как мусульманах, так и немусульманах. [4] где их отличали от арабских и европейских рабов движимого имущества (известных как баньяга , бисая , ипун или аммас ). [5]

Подклассы

[ редактировать ]
Иллюстрация из Historia de las Islas e Indios de Bisayas (1668) Франсиско Игнасио Альсины, изображающая татуированного хоро-хана с веслом с надписью « esclavo » («раб»).

Как социальный класс, алипины имели несколько подклассов в зависимости от характера их обязанностей и зависимости от своих хозяев:

  • Хоро-хан или хорохан — наследственный класс орипунов, уникальный для висайцев и впервые упомянутый в Боксерском кодексе . Вместо того, чтобы выполнять обязанности трудом, хоро-ханы служили своим хозяевам в качестве воинов (обычно в качестве гребцов на военных кораблях). [2] [6] [7] В отличие от класса воинов тимава , они не считались знатными, хотя хоро-ханы низшего класса более высокого статуса были практически неотличимы от тимава . [8] Как и тимава , их иногда могут обязать выполнять общественную работу и платить вассальную плату, известную как дагупан . [2] [7]
  • Алипинг намамахай (в переводе «Слуга, имеющий жилье») относится к алипинам , имевшим собственные дома, которые обычно строились на территории их хозяев. Они также были известны как тухай , мамахай или тумаранпок (испанское написание: tumaranpoque ) на висайском языке, что буквально означает «домохозяин» или «сельский житель». Они вовсе не были рабами, поскольку часто были обязаны платить только процент от своих доходов или урожая (известный как хандог на тагальском языке и бухис своим хозяевам на висайском, «дань» и «налог» соответственно) и не более того. делая их более похожими на средневековых европейских крепостных и простолюдинов. Иногда их хозяева могли призывать их для сбора урожая, засева полей, строительства новых построек или для помощи в чрезвычайных ситуациях, хотя обычно это не входило в их обязанности. Они также могли свободно откупиться от долгов и жениться без согласия своих хозяев. На Висайских островах некоторые тухай также могли служить своим хозяевам на войне, например хороханы . [2] [9] [10]
  • Алипин са гигилид (в переводе «Слуга по углам [хозяйского дома]») относится к незамужним алипинам, не имеющим дома и существование которых полностью зависело от милости своих хозяев. Они также были известны как томатабан , алалай , хайохай или аюэй на висайском языке (что означает «слуга», «помощник» или «последователь»). Вступать в брак они могли только с согласия своего хозяина (редко дающегося для женщины alipin sa gigilid ). Выйдя замуж, алипин са гигилид становился алипином намамахаем , так как хозяин не был обязан кормить и размещать семью последнего. Их обязательства (т.е. услуги) также могли быть переданы или проданы другому хозяину. [9] [10] Большинство людей, принадлежащих к этому классу, были незамужними детьми алипинга намамахая или были невыкупленными пленниками, взятыми с войн или набегов ( бихаг ). [11]

На более низких рангах, чем вышеперечисленные, алипины алипина находились . Алипин са гигилид алипинга намамахая назывался булисик («мерзкий»), тогда как алипин са гигилид алипина са гигилид был известен под еще более уничижительным булислисом (буквально означающим «поднятая юбка», термин, подразумевающий, что эти люди были настолько уязвимы, что кажется, будто их гениталии обнажены). На еще более низком социальном ранге, чем последние двое, находились алипины , приобретенные в результате войны или пришедшие из других общин. К ним часто относились как к нелюдям, пока они не полностью интегрировались в местную культуру. [9]

Отличия от западной концепции рабства

[ редактировать ]

Хотя алипин действительно служит другому человеку, историки отмечают, что перевод этого термина как « раб » в западном смысле этого слова может быть не вполне оправданным. Документированные наблюдения 17-го века указывают на то, что между западным понятием « раб » и доиспанским филиппинским понятием « алипин » могут быть существенные различия. [2] Некоторые ученые предпочитают вместо этого использовать более точные термины «должники», «крепостные», «поручители» или «иждивенцы». [12]

Табличка в Боксерском кодексе, возможно, изображающая алипина на доиспанских Филиппинах.

низшего класса, Алипины происходящие из военнопленных, первоначально продавались как рыночные товары. Но в отличие от западных рабов последующая передача алипина новому хозяину была оценена по стоимости [оставшегося] залога. Это была трудовая повинность продаваемого алипина , а не человека. Большинство алипинов обычно приобретали свой статус либо добровольно (обычно из-за материального или почетного долга, либо в форме помощи обедневшим родственникам), унаследовав статус своих родителей, в качестве законного наказания за преступление или избавившись от казнь после захвата в ходе войны или набега. Алипины , получившие свой статус за счет долга, были известны как тинубос (буквально «выкупленные» или «выкупленные»), и их кредиторы могли продавать свои услуги с целью получения прибыли по цене возникшего долга. [2]

Реальная степень обязательств алипина могла значительно варьироваться. Он зависел от денежного эквивалента причитающегося обязательства и обычно был ограничен по продолжительности. Алипин выполнение мог заслужить свою свободу или получить более высокий статус посредством брака, будучи освобожденным своими хозяевами (известными как матитимава или тинимава среди висайцев), купив ее за свои заработки, обязательств или благодаря выдающимся достижениям и храбрости в бою. [2] [9]

Наследование статуса алипина подчинялось сложной системе правил, зависящей от состояния потомства, известной как сая . Например, первый ребенок свободного мужчины и женщины -алипинки будет свободным, но их второй ребенок будет алипином, как и мать; и так с остальными детьми. Если бы число детей было нечетным, последний ребенок был бы частичным алипином . Хозяин алипина намамахая мог также иногда взять одного ребенка последнего в качестве алипина са гигилида в случае его смерти. Они могли стать сибинами или гиногатанами («любимцами») своих хозяев и быть освобожденными после смерти хозяина. [2]

Алипин , унаследовавший долги своих родителей, был известен как гинтубо (буквально «выросший»). [11] Дети родителей, оба из которых были алипинами, были известны как гинлубо , а дети гинлубо были известны как лубос нга орипун . [2]

Частичные алипины сохраняют обязанности своих предков -алипинов в зависимости от степени их родства. Частичный алипина ребенок тимавы и алипина , например, унаследует половину обязательств своего родителя -алипина , в то время как внук алипина будет должен только четверть. Полуалипины , службы которых были запланированы поочередно по месяцам, называются булан («луна» или «месяц») или пищухи («половина»). Четверть алипина называлась тилор или сагипат («четверть»). Они также могут свободно откупиться от службы, если могут себе это позволить. Часть или все обязанности родителей- алипинов часто берут на себя их дети. [2] [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Скотт, Уильям Генри (1980). «Филиппинская классовая структура в шестнадцатом веке» . Филиппинские исследования . 28 (2): 142–175.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уильям Генри Скотт (1994). Баранггай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века (PDF ) Издательство Афинского университета. ISBN  9715501354 .
  3. ^ Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. ISBN  978-971-550-135-4 .
  4. ^ «Доколониальная Манила» . Президентский музей и библиотека Малакананга . Президентский музей и библиотека Малакананга с Maynila Briefers. Управление развития президентских коммуникаций и стратегического планирования. 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 27 апреля 2017 г.
  5. ^ Джеймс Фрэнсис Уоррен (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морские рейдерства и рождение этнической принадлежности . НУС Пресс. стр. 53–56. ISBN  9789971692421 .
  6. ^ Кристина Блан-Сантон (1990). «Столкновение культур: исторические реформы гендера в низменных Висайских островах, Филиппины». В Джейн Монниг Аткинсон и Шелли Эррингтон (ред.). Сила и различие: гендер в островной Юго-Восточной Азии . Издательство Стэнфордского университета. п. 356 . ISBN  9780804717816 . дворянство тумао.
  7. ^ Jump up to: а б Соуза, Джордж Брайан; Терли, Джеффри С., ред. (2016). Боксерский кодекс: транскрипция и перевод иллюстрированной испанской рукописи конца шестнадцатого века, посвященной географии, этнографии и истории Тихого океана, Юго-Восточной Азии и Восточной Азии . Перевод Терли, Джеффри С. Лейдена: Brill. стр. 346–347. ISBN  978-90-04-30154-2 .
  8. ^ Хосе Амиэль Анхелес (2007). «Битва при Мактане и рассуждения коренных народов о войне». Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 55 (1). Университет Атенео де Манила: 3–52. ISSN   2244-1093 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Пол Морроу (16 января 2009 г.). «Махарлика и древняя классовая система» . Пилипинский экспресс . Проверено 18 июля 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б Эмма Хелен Блэр и Джеймс Александр Робертсон, изд. (1903). «Relacion de las Yslas Filipinas (1582) Мигеля де Лоарки». Филиппинские острова, 1493–1803 гг., Том V., 1582–1583 гг.: Исследования первых мореплавателей, описания островов и их народов, их история и записи католических миссий, отраженные в современных книгах и рукописях, показывающие политические, Экономические, торговые и религиозные условия этих островов от их самых ранних отношений с европейскими странами до начала девятнадцатого века . Компания AH Clark (переиздано в Интернете Project Gutenberg ).
  11. ^ Jump up to: а б с MC Халили (2004). Филиппинская история . Книжный магазин Рекс, Inc. п. 57. ИСБН  9789712339349 .
  12. ^ Кэролайн Брюэр (2004). Шаманизм, католицизм и гендерные отношения на колониальных Филиппинах, 1521–1685 гг . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 197. ИСБН  9780754634379 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Леон Ма. Герреро (2007). Первый филиппинец . Издательство Герреро. Манила.
  • Рейнальдо Оливерос (2007). Филиппинская история и правительство Издательство Ибон. Манила.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: decc67f8dfdbfe083ad966cf5bcec482__1713244620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/82/decc67f8dfdbfe083ad966cf5bcec482.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alipin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)