Йехиэль Яаков Вайнберг
Йехиэль Яаков Вайнберг (1884–1966) был ашкеназским ортодоксальным раввином , посеком («решителем» еврейского закона) и рош-ешивой . Он наиболее известен как автор произведения респонса Серидей Эйш .
Вайнберга в свое время считали гением, владевшим как Торой, так и светскими предметами. Проницательный и интроспективный человек, его разнообразные интересы к Талмуду , Мусару , еврейской литературе, русскому языку и общим научным кругам делают его одним из лучших представителей бурных интеллектуальных тенденций, присутствовавших в его период.
Биография
[ редактировать ]Йехиэль Яаков Вайнберг родился в Польше . [ 1 ] Учился иешивах Мира и . Слободки в В последнем «он объединил в себе литовское глубокое понимание Галахи со Слабодским мусаром, изложенным прославленным альтером, раввином Носсоном Цви Финкелем ». [ 2 ]
В 1906 году он женился на 16-летней Эстер Левин, дочери покойного раввина Яакова Меира из Пильвишек. Позже они развелись, и Вайнберг остался холостым. Он также стал раввином этого города, как духовным раввином, так и коронным раввином , и прослужил семь лет. С началом Первой мировой войны он уехал в Германию . Там он учился в Гиссенском университете . Его докторские исследования по Таргуму проводились под руководством Пола Э. Кале . [ 3 ] Хотя Вайнберг родился в Польше и получил литовское образование, он «развил чрезвычайно красивый стиль немецкой прозы , который мог сравниться только с его мастерством в современном иврите ». [ 1 ] Он преподавал и в конечном итоге стал ректором ( рош ешива ) раввинской семинарии Хильдесхаймер в Берлине . Среди его учеников были раввины Менахем Мендель Шнеерсон , Элиэзер Берковиц , Джузеппе (Йозеф) Ларас и Йозеф Хирш Даннер .
Будучи рош-ешивой , Вайнберг стал ведущим защитником неоортодоксии , немецкого подхода к ортодоксальному иудаизму , основанного на Торе им Дерех Эрец раввина Самсона Рафаэля Хирша . Хотя Тора им Дерех Эрец была «идеологией, против которой он открыто выступал в юности», [ 4 ] Вайнберг «поддерживал» этот подход во время своего пребывания в семинарии Хильдесхаймера. [ 5 ] и он «сыграл и должен был сыграть плодотворную роль в примирении ортодоксальности Торы с современностью». [ 6 ] Его «объединение источников, методов и миров не имело аналогов в современной галахической литературе. Это требовало широты и глубины знаний, которые были и остаются редкими». [ 4 ]
должность главы престижной лондонской организации «Бет Дин». В 1934 году главный раввин Йозеф Герц предложил Вайнбергу почти двадцать лет. [ 7 ]
В 1939 году он бежал из нацистской Германии и оказался в ловушке Варшавского гетто , где был видным лидером. Из-за его российского гражданства немцы заключили его в тюрьму вместе с русскими военнопленными, что позволило ему избежать концентрационных лагерей и пережить войну. После войны преданный студент Р. Шауль Вайнгорт привез его в Монтре , Швейцария , где он жил до своей кончины в 1966 году. Несмотря на многочисленные предложения о видных раввинских должностях по всему миру, Вайнберг решил не покидать Швейцарию, где он писал много влиятельных и важных ответов. [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]- Серидей Эйш («Остатки огня») Респонса, посвященный галахическим вопросам, адресованным Вайнбергу со всего мира и касающимся великих проблем современной жизни - технологических, социальных и личных. Впервые он был опубликован в четырех томах Моссадом Харав Куком в Иерусалиме (1961, 1962 и 1966 годы – незадолго до кончины Вайнберга) и переиздан под названием «Шут Серидей Эйш» (1999). «Эти четыре тома уже стали классикой в мире галахической литературы... Как и все великие произведения респонса , [они] являются – помимо присущей им галахической ценности – точным зеркалом того времени, в котором они были написаны, и, без сомнения, будут стать благодатным источником для исследований будущих еврейских историков и социологов». [ 1 ]
- Мечкарим бе-Талмуд («Исследования Талмуда») документирует исследования Вайнберга по талмудической методологии. Он был опубликован в 1938 году, когда Вайнберг был рош-ешивой Ортодоксальной раввинской семинарии в Берлине. Эта публикация заложила основу для ответа Вайнберга. Он содержит не только большое количество сугё , объясненных в новой манере, но и может считаться руководством по методологии Талмуда. Это произведение считается «не менее классическим, чем его респонса». В нем «традиционный литовский [метод изучения] и современный научный подход к изучению Талмуда стали органическим единством». [ 1 ]
- Другие работы Вайнберга включают:
Внешние ссылки и ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Шапиро, Марк Б. Между миром ешивы и современным православием: жизнь и творчество раввина Иехиэля Джейкоба Вайнберга, 1884–1966 гг . Лондон; Портленд, Орегон: Библиотека Литтмана, 1999.
- Навот, Анат. Бен ха-хилони ле-мумар ха-дат ба-еит ха-хадаша: мишнатам ха-хилчатит шел ха-рабаним ха-леумийим - Ицхак Халеви Герцог, Бен Зийон Меир Узиэль ве-Йехиэль Яаков Вайнберг . Беэр-Шева: Университет Бен-Гуриона ба-Негев, 2005.
- Вейнгорт, Авраам Аба. Эрев июн бе-мишнато шел ха-Рав Вайнберг: йом ха-зикарон — 4 швата 5757 года . Иерусалим: 1997.
- Блайх, Юдит. Между Востоком и Западом: современность и традиционализм в трудах раввина Йехиэля Яакова Вайнберга . Привлечение современности (1997) 169-273
- Хамиэль Эфраим, Двойная истина, Исследования современной религиозной мысли девятнадцатого века и ее влияния на еврейскую философию двадцатого века, Academic Studies Press, Бостон, 2019, том II, стр. 368-406.
Биография
[ редактировать ]- Некролог Даяна доктора И. Грюнфельда
- Биография OU рава Вайнберга
- Наследие Йехиэля Джейкоба Вайнберга - (Обзор Шапиро, Марка Б. Между миром ешивы и современной ортодоксией: жизнь и творчество раввина Иехиэля Джейкоба Вайнберга, 1884–1966 . Лондон; Портленд, штат Орегон: Библиотека Литтмана, 1999.)
Статьи и Галаха
[ редактировать ]- Раввин Вайнберг об учении раввина Самсона Рафаэля Хирша ( иврит ), daat.ac.il
- Неполный список конкретных галахических вопросов, затронутых раввином Вайнбергом
- Взгляд рава Вайнберга на запрет кражи мицвы
- Взгляд рава Вайнберга на колишу. Архивировано 26 июля 2015 г. в Wayback Machine.
- Раввин М.М. Шнеерсон, Любавичский Ребе принимает смиху от раввина Вайнберга
- Рав Авраам Абба Вайнгорт вспоминает Серидей Эйш (журнал «Мишпача»)
- Мемориальное мероприятие раввина Вайнберга в Ганзах Кидуш Хашем
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Баал Серид Эш»
- ^ Иудаизм 101 - Раввин Йехиэль Яаков Вайнберг - Глоссарий основных еврейских терминов и понятий - OU.ORG
- ^ Шапиро, Марк Б. (1997). «О Таргуме и традиции: Дж. Дж. Вайнберг, Пол Кале и Исход 4:22». Хенох . 19 (2): 215–232.
- ^ Перейти обратно: а б Лазурный
- ^ См., например, https://www.daat.ac.il/daat/kitveyet/deot/vaynberg.htm ( иврит ).
- ^ Раввин Йозеф Даннер | Специальные репортажи | Гардиан Безлимитный
- ^ «В главной строке: Гостевой пост: Главный раввинат и состав лондонского Бет Дина, 1840–1984 гг., Доктор Бенджамин Элтон» . 6 апреля 2011 г.
- ^ Рав Ицхак Блау : Жизнь Р. Йехиэля Яакова Вайнберга , vbm-torah.org.