Jump to content

Artemy Vedel

Страница полузащищенная
(Перенаправлено с Артёма Веделя )

Artemy Vedel
Артем Ведель
марка с изображением Веделя
Ведель изображен на украинской памятной марке.
Рожденный 13 апреля [ OS 1 апреля] 1767 г.
Киев, Малороссийская губерния , Российская империя.
Умер 26 июля [ OS 14 июля] 1808 г. (41 год)
Киев, Киевская губерния , Российская империя.
Образование Kyiv-Mohyla Academy
Работает Список композиций

Artemy Lukyanovich Vedel [ примечание 1 ] (13 апреля [ OS 1 апреля] 1767 - 26 июля [ OS 14 июля] 1808), урожденный Артемий Лукьянович Ведельский , был русским композитором военной и литургической музыки украинского происхождения . Создавал произведения на основе украинских народных мелодий и внес важный вклад в историю музыки Украины . Вместе с Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским Ведель признан музыковедами одним из «золотой тройки» композиторов украинской классической музыки XVIII века и одним из величайших хоровых композиторов России.

Ведель родился в Киеве в семье богатого резчика по дереву. Учился в Киево-Могилянской академии до 1787 года, после чего был назначен дирижировать хором и оркестром академии. В 1788 году его отправили в Москву на работу к областному губернатору, но в 1791 году он вернулся домой и возобновил карьеру в Киево-Могилянской академии. Генерал Андрей Леванидов завербовал его руководить киевской полковой капеллой и хором — под патронажем Леванидова Ведель достиг расцвета своего творчества как композитора. Он переехал с Леванидовым в Харьковскую губернию , где организовал новый хор и оркестр, преподавал в Харьковском коллегиуме .

Его состояние пошло на убыль, когда на культурную жизнь Харькова повлияли указы российского царя Павла I. Не имея покровителя и не имея возможности исполнять свою музыку, он в 1798 году вернулся домой в Киев и стал послушником Киево- Печерской лавры . Начальство монастыря обнаружило рукописные угрозы в адрес российской царской семьи и обвинило Веделя в их написании. Впоследствии он был заключен в тюрьму как психически больной и ему запретили сочинять. Спустя почти десять лет власти разрешили ему вернуться в дом отца и умереть.

Музыка Веделя подвергалась цензуре в период, когда Украина была частью Советского Союза . Известно более 80 его произведений, в том числе 31 хоровой концерт , но многие его сочинения утеряны. Большую часть его хоровой музыки составляют тексты, взятые из Псалмов . Стиль сочинений Веделя отражает изменения, происходящие в классической музыке при его жизни; на него повлияли традиции украинского барокко , а также новые западноевропейские оперные и инструментальные стили.

Фон

музыкальная партитура в музее
XVII века Двоезнаменник , знаменного распева или «двойное знамя», партитура со знамениями , написанными ниже современного стиля ( Государственный исторический музей , Москва) [ примечание 2 ]

Характер русского и украинского богослужения проистекает из исполнения знаменного песнопения , которое развило традицию, характеризующуюся цельной мелодичностью и способностью поддерживать высоту звука. Традиция достигла своего апогея в XVI и XVII веках, приняв свой характер в Российской империи примерно тремя веками ранее. [ 2 ]

Хоровая музыка имеет особое значение для украинской культуры ; По мнению музыковеда Юрия Чекана , «хоровая музыка воплощает украинский национальный менталитет, душу народа». [ 1 ] Украинская хоровая музыка изменилась в эпоху барокко ; были введены страсть и эмоциональность, контрастная динамика , тембр и музыкальная фактура , а монодия сменилась полифонией . Новая полихоральная культура стала известна как стиль партесный [ ук ] («пение частями»). [ 1 ] В течение XIX века знаменные распевы постепенно вытеснялись более новыми, такими как киевский распев, который, в свою очередь, заменялся музыкой, более близкой к речитативу . Большинство знаменных мелодий постепенно теряются или забываются. [ 2 ] В начале 19 века музыка в Западной Европе совершала переход от классической к преимущественно романтической , ранее отходившей от стиля барокко. [ 3 ]

Традиция русской церковной музыки восходит к Дмитрию Бортнянскому , который почитал русскую литургическую музыкальную традицию. Начало XIX века было периодом упадка в судьбе традиционной русской музыки. Бортнянский учился в Венеции , прежде чем в 1801 году стал музыкальным руководителем придворной капеллы в Санкт-Петербурге. Создавая в эпоху, когда предпринимались попытки подавить культурное наследие Российской империи, хоровые концерты Бортнянского, написанные на тексты на русском языке, были созданы по образцу. на контрапункте концерт гроссо и итальянская инструментальная музыка. При нем роль Императорской придворной капеллы расширилась, влияя и, в конечном итоге, контролировавшая церковное хоровое пение по всей Российской империи. [ 2 ] [ 4 ] Ведель вслед за Бортнянским соединил стиль итальянского барокко с древнерусскими гимнами . [ 2 ] в то время, когда в украинскую хоровую музыку внедрялись классические влияния, такие как четырехголосное многоголосие , пение солиста и хора в разное альтернативное время, использование трех или четырех разделов в произведении. [ 1 ]

Источники

Первоначальными биографическими источниками Веделя являются биография его ученика, композитора Петра Турчанинова , . и статья о Веделе историка Аскоченского Виктора Аскоченский основывал свои сведения на устных рассказах современников Веделя и биографии, написанной учеником Веделя Василием Зубовским. композитором Василием Петрушевским [ Великобритания ] , опубликованной в 1901 году, использовались аналогичные источники. В биографии Веделя, написанной [ 5 ]

Документы, относящиеся к Веделю, были случайно обнаружены в 1967 году украинским националистом Василием Куком , когда он исследовал московские военные архивы об НКВД операциях против Украинской повстанческой армии . Сегодня такие сторонники Веделя Николай Гобдич , как руководитель Киевского камерного хора и музыковед Татьяна Гусарчук, продолжают исследовать и популяризировать его музыку. [ 6 ] Задача изучения Веделя для историков и музыковедов осложняется фрагментарностью и поверхностностью источников — сведения о его методах отсутствуют, а его произведения не всегда могут быть точно датированы. [ 7 ]

Жизнь

Семья

Артемий Лукьянович Ведель родился в Киеве Российской империи, вероятно, 13 апреля 1767 года. [ 8 ] [ примечание 3 ] Он был единственным сыном Лукьяна Власовича Ведельского и его жены Елены или Елены Григорьевны Ведельских. [ 9 ] [ 10 ] Семья жила на Подоле , старом торгово-ремесленном центре Киева, в приходе Борисоглебской церкви [ Великобритания ] . Их дом стоял на углу между улицами Братской Андреевской ; и Артемий прожил там все свое детство. [ 9 ] Почти половина населения Киева проживала на Подоле. [ 11 ] которое было одним из трёх обнесенных стеной поселений, образовавших город, наряду со Старым Киевом и Печерском . [ 12 ] [ примечание 4 ]

Семья Ведельских строго придерживалась православной веры . [ 5 ] Лукьян Власович Ведельский был богатым резчиком деревянных иконостасов , владевшим собственной мастерской. Фамилией Ведель, вероятно, сокращенной формой от Ведельский , композитор подписывал свои письма и называл себя в военных документах. Его отец подписывался «киевлянин Лукьян Ведельский». [ 9 ] [ примечание 5 ]

Ранние годы в Киеве

Ведель был мальчиком-певчим в епархиальном (епископском) хоре в Киеве. [ 14 ] Учился в Киево-Могилянской академии , где его преподавателями были итальянец Джузеппе Сарти , [ 15 ] проведший 18 лет как оперный композитор в Российской империи. [ 16 ] К концу XVIII века большинство студентов Киево-Могилянской академии готовились к священству. Это было в то время старейшее и влиятельнейшее высшее учебное заведение Российской империи; большинство ведущих ученых страны изначально были выпускниками академии. [ 17 ]

Ведель посещал академию до 1787 года. После этого он изучал философию и музыку и начал сочинять музыку, будучи студентом Музыкальной академии Потемкина. Во время изучения углубленного курса философии он был назначен дирижером хора академии — академия предоставляла обширные программы подготовки хоровых певцов. [ 18 ] — и дирижировал студенческим оркестром. Он также выступал как сольный скрипач. [ 9 ] [ 16 ] Он изучил теоретические книги академии по музыке, ознакомился с религиозными произведениями (в том числе кантатами ), сочиненными студентами академии, а также с духовными концертами Андрея Рачинского [ uk ] , а возможно, также с концертами Сарти и Максима Березовского . [ 14 ]

Москва

В 1788 году Ведель вместе с другими певчими был направлен Самуилом Мыславским [ uk ] , митрополитом Киевским и Галицким , ректором Киево-Могилянской академии, в Москву. [ 9 ] Там он служил помощником хормейстера и скрипачом у Дмитриевича Петра московского губернатора . генерал- Еропкина [ 15 ] а после 1790 года — его преемником Александром Прозоровским . В то время хор был важной художественной частью Императорского двора в Москве. [ 9 ]

Талант Веделя признали и другие музыканты Москвы. Вероятно, он продолжил музыкальное обучение в университете. [ 16 ] В этот период у него появилась возможность ближе познакомиться с русской и западноевропейской музыкальной культурой. [ 9 ] В Москве он пробыл недолго и, оставив свой пост, в начале 1790-х годов вернулся домой, в Киев. [ 16 ]

Патронат Андрея Леванидова

Рисунок Харьковской коллегии XIX века.
Харьковский коллегиум , каким он был в первой половине XIX века.

В Киеве Ведель снова возглавил хор Киево-Могилянской академии. Среди известных в то время в городе хоров был хор генерала Андрея Леванидова при киевском штабе Украинского пехотного полка. С начала 1794 года Леванидов воспользовался услугами Веделя по руководству полковой капеллой и детским хором. Леванидов, ценивший и уважавший Веделя как композитора и музыканта, смог выступить влиятельным покровителем — в 1794–1798 годах приходится расцвет музыкального творчества Веделя. [ 9 ] [ 16 ] С 1793 по 1794 год он руководил хорами Киево-Могилянской академии и своего покровителя. [ 19 ] Его быстро повысили в армии; 1 марта 1794 года назначен штабс-писарем, а 27 апреля 1795 года — младшим адъютантом . [ 9 ]

13 марта 1796 года Леванидов был назначен генерал-губернатором Харьковской губернии. [ 20 ] Композитор переехал в Харьков вместе со своими лучшими музыкантами. В Харькове (ныне Харьков, Украина) Ведель организовал новый губернский (губернский) хор и оркестр, преподавал пение и музыку в Харьковском коллегиуме . [ 8 ] по учебной программе она уступала только Киево-Могилянской академии. [ 18 ] Музыкальный класс в Харьковском коллегиуме впервые был записан в 1798 году, когда в январе того же года были исполнены два канона и хоровой концерт Веделя. [ 21 ]

В этот период Ведель сочинял большую часть своих произведений. [ 8 ] Среди сочинений — концерты «Воскреси Бога» и «Услышь Господь глас мой» (от 6 октября 1796 г.), а также двуххоровый концерт «Господь минует меня». Композитор и его произведения высоко ценились в Харькове; его концерты изучались и исполнялись в Харьковском коллегиуме, пелись в церквях. Бортнянский, дирижировавший Санкт-Петербургской государственной академической капеллой, высоко оценил качество преподавания Веделя. В сентябре 1796 года Веделю было присвоено звание старшего адъютанта в звании капитана. [ 9 ] [ 19 ]

Упадок состояния

В декабре 1796 года по указу царя Павла I Харьковская губерния была упразднена, и на её месте появилась вновь созданная Слободская Украинская губерния . [ 22 ] Леванидов был уволен 9 января 1797 г. [ 23 ] когда его корпус был расформирован Павлом I, и он покинул Харьков. Павел I постановил упразднить все полковые капеллы, что стало причиной ухода Веделя из армии в октябре 1797 года. Он работал музыкантом у губернатора Теплова Алексея губернии . новой Теплов, получивший в молодости прекрасное музыкальное образование, лечил Веделя, как мог. [ 9 ]

Царские указы привели к упадку культурной и художественной жизни Харькова. Городской театр был закрыт, а его хоры и оркестры распущены. Исполнения произведений Веделя в церквях были запрещены. [ 9 ] так как царь запретил петь в церквях любую музыку, кроме как во время Божественной литургии . [ 24 ]

Потеря поддержки Леванидова привела Веделя к глубокой депрессии. [ 24 ] Несмотря на поддержку, которую он получил от Теплова, Ведель решил покинуть Харьков. Он раздал свои вещи (включая все свои рукописи), [ 14 ] а в конце лета 1798 г. он вернулся жить в родительский дом в Киев. Там он написал два хоровых концерта: «Боже, нарушитель закона восстания против меня» (11 ноября 1798 г.) и «Господа всегда плачем». Концерты были исполнены в Богоявленском соборе [ Великобритания ] и Софийском соборе города. [ 9 ]

Жизнь новичка

фотография Печерской лавры.
Киево-Печерская Лавра , где Ведель был послушником.

В начале 1799 года, разочарованный отсутствием возможности сочинять и преподавать и, возможно, страдающий какой-либо формой психического заболевания, Ведель поступил послушником в Киево -Печерскую лавру . [ 9 ] [ 24 ] Он был активным членом общины и пользовался уважением монахов за свой аскетизм . [ 24 ]

Согласно биографии Турканинова, киевский митрополит поручил Веделю написать хвалебную песнь в честь царского визита в Киев, но вместо этого Ведель написал царю письмо, вероятно, политического характера. Веделя арестовали в Ахтырке , признали невменяемым и вернули в Киев. [ 24 ]

Ведель вернулся жить к своему отцу, пытаясь восстановить психическое здоровье. Вернувшись домой в Киев, он умел сочинять, читать и играть на скрипке и, возможно, вернулся, чтобы преподавать в Киевской академии. [ 25 ] Покинув монастырь до завершения обучения, Ведель, возможно, разгневал Иерофея, митрополита . Когда монастырские власти обнаружили книгу, содержащую рукописные оскорбления в адрес царской семьи, митрополит обвинил Веделя в написании этой книги. Он уволил слуг Веделя и лично задержал его. 25 мая 1799 года Иерофей заявил, что Ведель психически болен. [ 9 ]

Заключение и смерть

картина монастыря
Кирилловский монастырь в Киеве , изображенный на акварельной картине 1843 года.

По словам Кука, официальные документы по делу Веделя показывают, что он никогда официально не арестовывался и не обвинялся, и что власти никогда его не допрашивали и ему не давали возможности защитить себя. Дело Веделя поочередно передавалось от киевского губернатора губернатору Украины Александру Беклешову , генеральному прокурору России, и царю. Пока дело рассматривалось в Санкт-Петербурге, Ведель, тогда тяжело больной, был отдан под опеку своего отца в Киеве. [ 9 ] [ 14 ] Его признали виновным и поместили в приют Кирилловского монастыря в Киеве на неопределенный срок. [ 19 ] В приюте ему запретили писать и сочинять. [ 24 ] Когда в 1803 году приют закрыли, больных перевели в новую больницу в Киеве. [ 26 ]

После смерти Павла I в 1801 году новый царь Александр I объявил амнистию несправедливо заключенным каторжникам, и многие узники были освобождены. [ 25 ] Александр приказал пересмотреть дело Веделя, но Ведель снова был признан невменяемым и остался сокамерником. [ 10 ] Царь писал Веделю 15 мая 1802 г.: «...оставить в настоящем плену». [ 14 ]

В 1808 году, после девятилетнего заключения и уже смертельно больного, Веделю разрешили вернуться домой, в дом своего отца в Киеве. Говорят, что незадолго до своей смерти 14 июля 1808 года он стоял и молился в саду. [ 10 ]

Существовала неуверенность в том, когда именно умер Ведель, пока в 1910 году не было найдено свидетельство о его смерти. [ 27 ] Причина его смерти властями так и не была раскрыта. [ 14 ] Его друг Иоанн Леванда [ uk ] ( протоиерей Киевского собора и известный проповедник) получил разрешение на достойные похороны, что свидетельствует о том, что правительство считало Веделя «ненадежным на всю оставшуюся жизнь». [ 28 ] На похоронах Веделя присутствовало множество скорбящих, в том числе студенты Академии. [ 10 ] [ 14 ] Похоронен на Щекавицком кладбище. Во время реконструкции территории в 1930-х годах кладбище было разрушено. [ 10 ] [ 19 ] Местоположение могилы Веделя теперь утеряно. [ 9 ]

Внешний вид и характер

Ни одного портрета Веделя не сохранилось, но друзья описывали его как человека нежного, спокойного, дружелюбного, с «прекрасными сияющими глазами, горящими особым огнем великого духовного благородства и вдохновения». [ 14 ] В его письмах к Турчанинову проявляется забота об угнетенных людях, отраженная в выборе тем для его концертов, а также противодействие крепостному праву , установленному в Украине Екатериной Великой . [ 27 ]

Музыка

Композиции

страница музыкальной рукописи
Первая страница рукописи Веделя хорового концерта № 12 («В моей беде я воззвал к Господу»)

Ведель был почти полностью литургическим композитором хоровой музыки а капелла, исполняемой в православных церквях. [ 8 ] [ примечание 6 ] Выявлено не менее 80 его сочинений, в том числе 31 хоровой концерт и шесть трио , две литургии , всенощное бдение , [ 8 ] [ 9 ] и три ирмоса . цикла [ 29 ] Издание произведений Веделя вышло в свет в 2007 году Николаем Ходбичем и Татьяной Гусарчук. [ 8 ]

Многие работы Веделя утеряны. [ 14 ] В Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского хранится единственная сохранившаяся автографная партитура композитора — « Партитура Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста и других произведений» . Партитура состоит из 12 хоровых концертов (сочиненных между 1794 и 1798 годами), [ 14 ] и Литургия святителя Иоанна Златоуста . Чернила различаются по цвету, что позволяет предположить, что Ведель работал над композициями в разное время. [ 30 ] Его приобрел Аскоченский, который завещал его Киевской академии. [ 14 ] [ 31 ]

Музыкальный стиль

Музыковеды . Игорь Соневицкий и Марко Роберт Штех считают Веделя архетипическим композитором украинской музыки эпохи барокко [ 8 ] Выдающийся певец-тенор, он был одним из лучших хоровых дирижеров своего времени. Он помог поднять уровень хорового пения в Украине на невиданный ранее уровень. [ 1 ]

Ведель при жизни считался традиционным и консервативным композитором, в отличие от своих старших современников Березовского и Бортнянского. В отличие от Веделя, они сочиняли светские, недуховные произведения. Он был известным скрипачом, но музыки Веделя для скрипки не сохранилось. Его произведения, возможно, даже в большей степени, чем произведения Березовского или Бортнянского, представляли собой развитие украинской музыкальной культуры. [ 6 ] По словам Кошца, музыка Веделя основывалась на украинских народных мелодиях . [ 29 ]

Музыка Веделя была написана в то время, когда западная музыка в основном возникла из эпох Возрождения и Барокко. Стиль его композиций отражал две контрастирующие традиции. На него сильное влияние оказали барочные традиции украинской гетманской культуры с ее религиозно-мистической музыкой, связанной с идеями духовного просветления, но также на него повлияло развитие новых оперных и инструментальных стилей, возникших в то время в Западной Европе. [ 32 ]

Наследие

Цензура и возрождение

фотография Кошца
Oleksandr Koshyts (1900), который был решен

Исполнения музыки Веделя подвергались цензуре, а публикация его партитур была запрещена на протяжении большей части XIX века. Они тайно распространялись в рукописном виде, были известны и исполнялись, несмотря на запрет. [ 9 ] Появились рукописные вариации музыки Веделя. [ 7 ] но дирижеры внесли поправки в партитуры, чтобы сделать их более подходящими для несанкционированных исполнений. Были изменены темпи, изменены модальные текстуры, уровень сложности музыки и формальная структура. [ 33 ] Ручное копирование музыки Веделя привело к созданию версий, которые заметно отличались от его оригинальных партитур. [ 25 ]

Композиции Веделя были заново открыты в начале 20 века дирижером и композитором Александром Кошцем , в то время руководителем студенческого хора Киево-Могилянской академии и самим студентом. [ 14 ] Впервые они были опубликованы в 1902 году. [ 34 ] Кошец, один из первых дирижеров из Украины, попытавшихся возродить исполнение Веделя, используя партитуры с автографом, отмечал, что «большие технические трудности сольных партий... и необходимость в больших хорах» затрудняли исполнение его произведений публично. [ 33 ] Кошец гастролировал по Европе и Америке, дирижируя Украинской республиканской капеллой в исполнении Веделя. [ 6 ]

Возрождение Кошцем музыки Веделя было запрещено Советским Союзом после того, как Украина была присоединена к Советскому Союзу в 1922 году. [ 14 ] В отличие от многих духовных произведений, написанных западными композиторами, православная духовная музыка исполняется на народном языке , и ее религиозный характер виден и осязаем для православных христиан. Из-за этого советское антирелигиозное законодательство запрещало публичное исполнение русской и украинской духовной музыки с 1928 года до начала 1950-х годов, когда произошла хрущевская оттепель , и произведения Веделя снова услышала советская публика. [ 35 ]

Почти двухвековой разрыв, когда музыка Веделя была забыта, отрицательно сказался на развитии украинской церковной музыки. Ведель внес важный вклад в музыку конца 18 века, но его достижения были в значительной степени недокументированы и поэтому не были реализованы. [ 29 ] Первые попытки составить повествование о жизни и творчестве Веделя, основанное на воспоминаниях его современников, начались только после их смерти, и это привело к противоречивым описаниям его жизни. Наиболее важные исследования о Веделе, сделанные в 19 - начале 20 веков, принадлежали музыковедам Аскоченскому, Василию Металову [ ru ] , Владимиру Стасову и Петру Турчанинову. Некоторые из этих авторов, например Аскоченский, были представителями русского национального движения ; по словам Игоря Тылика [ uk ] и Оксаны Дондык, исторические исследования этих авторов были искажены в соответствии с их конкретными взглядами на украинскую политику и музыку. [ 7 ]

Признание

Ведель, Березовский и Бортнянский признаны современными исследователями «золотой тройкой» композиторов украинской классической музыки конца XVIII века. [ 36 ] [ 37 ] и выдающихся композиторов в то время, когда церковная музыка достигла своего расцвета в Восточной Европе. [ 5 ] Они сочинили одни из величайших хоровых произведений Российской империи. [ 18 ]

Ведель внес важный вклад в музыкальную историю Украины . [ 38 ] [ 39 ] музыковеды считают его архетипическим композитором стиля барокко в украинской музыке . [ 8 ] Кошец заявил, что Веделя следует рассматривать как «первого и величайшего выразителя национальной сути украинской церковной музыки». [ 29 ] Музыкальная культура, сложившаяся в Украине в XIX веке, частично была основана на хоровых сочинениях Веделя. По мнению этномузыковеда Тараса Филенко , «свободное владение современными техниками хорового письма в сочетании с новациями в адаптации особенностей украинской мелодии делают произведения Артема Веделя уникальным явлением в контексте мировой музыкальной культуры». [ 40 ] По словам Чекана, фактура Веделя «иногда монументальна, а иногда слегка контрастна, ярко демонстрируя возможности звучания а капелла». [ 1 ]

Мемориальная доска Веделю была изготовлена ​​скульптором Игорем Гречаником [ uk ] в 2008 году. Мемориальная доска расположена на стене Киево-Могилянской академии. [ 41 ] школа современной музыки «Ведель» В честь композитора названа Львовская , основанная в 2017 году музыкантом Михаилом Балогом. [ 42 ] Улицы имени композитора есть в Киеве и Харькове. [ 26 ] [ 43 ]

Примечания

  1. ^ Russian : Артемий , Russian : Артем . Лукьянович Ведель Ведель Лукьянович
  2. ^ Монодии были написаны особым образом с использованием символов, называемых знаменями («баннерные» символы), чтобы показать, как исполнялась музыка. [ 1 ]
  3. Дата рождения Веделя доподлинно не известна. Согласно восточно-православному литургическому календарю , имя при крещении ребенку давалось в честь святого, день которого ближе всего к дате рождения ребенка. Память мучеников Артемона и Артемисона совершалась 13 и 29 апреля ( по старому стилю ). [ 9 ]
  4. Большая часть Подола была уничтожена пожаром 1811 года, после чего территория была перепланирована и построена новая планировка улицы. [ 13 ]
  5. ^ Имя Ведель само по себе не славянского происхождения, но распространено в Западной Европе, особенно в северной Германии, Дании и Норвегии. [ 5 ]
  6. ^ В православии не используются музыкальные инструменты, а пение является неотъемлемой частью церковных служб. [ 18 ]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чекан, Юрий (15 октября 2012 г.). «Тысячелетняя традиция: хоровое искусство Украины» . Международный хоровой вестник . Перевод Когута Мирослава. Международная федерация хоровой музыки . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 3 апреля 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Куантрилл, Питер (2021). «Русская православная хоровая музыка» ( Ноты компакт-диска ) . Блестящая классика.
  3. ^ Августин, Адам. «Романтизм» . Британская энциклопедия . Проверено 10 ноября 2022 г.
  4. ^ Алвес 2016 , с. 188.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Соневицкий 1966 , с. 161.
  6. ^ Перейти обратно: а б с "Телепередача " ". № 28. Несусветный Артем Ведель" ["Out-of-world Artem Vedel" - TV Глазами культуры -program Through the Eyes of Culture No 28] (in Russian). Lviv Polytechnic National University. 14 апреля 2014 . Retrieved 24 марта 2022 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Тылык и Дондык 2018 , стр. 58–59.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Соневицкий, Игорь; Стеч, Марко Роберт (2011). «Ведель, Артем» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 19 марта 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т "Ведель Артем Лукьянович – композитор, дирижер, певец, скрипач" [Vedel Artem Lukyanových – composer, conductor, singer, violinist] . История Академии (в Russian). National University of Kyiv-Mohyla Academy . Archived из original на 16 February 2010 . Retrieved 19 марта 2022 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Гриневич, Виктор (10 июля 2008). Artemiy Vedel died praying in his parents' garden] " Артемий Ведель умер, молясь в родительском саду" [ . Газетта (в Украину) . Retrieved 24 марта 2022 .
  11. ^ Хамм 1993 , с. 10.
  12. ^ Хэмм 1993 , стр. 19–21.
  13. ^ Хамм 1993 , с. 19.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Яценко Андрей. «Артемий Лукьянович Ведель» (на украинском языке). Украинская радиостанция классической музыки . Проверено 19 марта 2022 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б ван Бур 2012 , с. 577.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Соневицкий 1966 , с. 162.
  17. ^ Магочи 2010 , с. 301.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Магоци 2010 , с. 302.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Качановский и др. 2013 , с. 734.
  20. ^ Вирский, Дмитрий Станиславович (2009). «Леванідов Андрій Якович» [Леванидов, Андрей Якович]. Энциклопедия истории Украины (на украинском языке). Том. 6. Институт истории Украины Национальной академии наук Украины . Проверено 16 августа 2022 г.
  21. ^ Korniy 1998 , p. 675.
  22. ^ Маркова Елена Евгеньевна; Шандра, Валентина Степановна (2009). «Харьковское наместничество». Энциклопедия истории Украины (на украинском языке). Том. 10. Институт истории Украины Национальной академии наук Украины . Проверено 16 августа 2022 г.
  23. ^ Потемкин 2017 , с. 247.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соневицкий 1966 , с. 163.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Филенко 2018 , с. 5.
  26. ^ Перейти обратно: а б Рудыченко, Александр (9 августа 2019). " Боголюбивый меланхолик: Вспоминаем Артемия Веделя — одного из основателей украинской национальной музыки" [God-loving melancholic: Remembering Artemy Vedel – один из деятелей русской национальной музыки]. День (Киев) (в Украину). Archived из original на 3 June 2022 . Retrieved 2 апреля 2022 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Соневицкий 1966 , с. 164.
  28. ^ Соневицкий 1966 , с. 110.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Филенко 2018 , с. 3.
  30. ^ «Партитура Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста и других сочинений Артемия Веделя» . Библиотека Конгресса . Проверено 25 декабря 2013 г.
  31. ^ Соневицкий 1966 , с. 165.
  32. ^ Тылык 2016 , стр. 193–194.
  33. ^ Перейти обратно: а б Филенко 2018 , с. 6.
  34. ^ Соневицкий 1966 , стр. 164–165.
  35. ^ Фэрклаф 2012 , с. 69.
  36. ^ «Артем Ведель: Двенадцать духовных хоровых концертов и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста» . Лиф Мьюзик Инк . Проверено 25 марта 2022 г.
  37. ^ «Запутанная история Украины и России приводит к музыкальной загадке» . www.yourclassical.org . 4 марта 2022 г. Проверено 26 февраля 2023 г.
  38. ^ ван Бур 2012 , с. 619.
  39. ^ Рицарев 2016 , с. 298.
  40. ^ Филенко 2018 , с. 10.
  41. ^ «Артемий Ведель» . Игорь Гречаник . 28 июня 2021 г. Проверено 21 марта 2022 г.
  42. ^ "Музыкант Михаил Балог о школе современной музыки Vedel School" [Musician Mikhail Balog about the Vedel School, a school of contemporary music]. Vogue Ukraine (in Russian). 6 September 2017 . Retrieved 27 March 2022 .
  43. ^ "Artema Vedelia St, Kharkiv, Kharkivs'ka oblast, Ukraine, 61000" . Google Maps . Retrieved 3 April 2022 .

Источники

Дальнейшее чтение

По-английски
На украинском или русском языке
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e405ec9ea08e5d13ec9cb976b477e42e__1722528660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/2e/e405ec9ea08e5d13ec9cb976b477e42e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artemy Vedel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)