Artemy Vedel
Artemy Vedel | |
---|---|
Артем Ведель | |
![]() Ведель изображен на украинской памятной марке. | |
Рожденный | 13 апреля [ OS 1 апреля] 1767 г. Киев, Малороссийская губерния , Российская империя. |
Умер | 26 июля [ OS 14 июля] 1808 г. (41 год) Киев, Киевская губерния , Российская империя. |
Образование | Kyiv-Mohyla Academy |
Работает | Список композиций |
Artemy Lukyanovich Vedel [ примечание 1 ] (13 апреля [ OS 1 апреля] 1767 - 26 июля [ OS 14 июля] 1808), урожденный Артемий Лукьянович Ведельский , был русским композитором военной и литургической музыки украинского происхождения . Создавал произведения на основе украинских народных мелодий и внес важный вклад в историю музыки Украины . Вместе с Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским Ведель признан музыковедами одним из «золотой тройки» композиторов украинской классической музыки XVIII века и одним из величайших хоровых композиторов России.
Ведель родился в Киеве в семье богатого резчика по дереву. Учился в Киево-Могилянской академии до 1787 года, после чего был назначен дирижировать хором и оркестром академии. В 1788 году его отправили в Москву на работу к областному губернатору, но в 1791 году он вернулся домой и возобновил карьеру в Киево-Могилянской академии. Генерал Андрей Леванидов завербовал его руководить киевской полковой капеллой и хором — под патронажем Леванидова Ведель достиг расцвета своего творчества как композитора. Он переехал с Леванидовым в Харьковскую губернию , где организовал новый хор и оркестр, преподавал в Харьковском коллегиуме .
Его состояние пошло на убыль, когда на культурную жизнь Харькова повлияли указы российского царя Павла I. Не имея покровителя и не имея возможности исполнять свою музыку, он в 1798 году вернулся домой в Киев и стал послушником Киево- Печерской лавры . Начальство монастыря обнаружило рукописные угрозы в адрес российской царской семьи и обвинило Веделя в их написании. Впоследствии он был заключен в тюрьму как психически больной и ему запретили сочинять. Спустя почти десять лет власти разрешили ему вернуться в дом отца и умереть.
Музыка Веделя подвергалась цензуре в период, когда Украина была частью Советского Союза . Известно более 80 его произведений, в том числе 31 хоровой концерт , но многие его сочинения утеряны. Большую часть его хоровой музыки составляют тексты, взятые из Псалмов . Стиль сочинений Веделя отражает изменения, происходящие в классической музыке при его жизни; на него повлияли традиции украинского барокко , а также новые западноевропейские оперные и инструментальные стили.
Фон

Характер русского и украинского богослужения проистекает из исполнения знаменного песнопения , которое развило традицию, характеризующуюся цельной мелодичностью и способностью поддерживать высоту звука. Традиция достигла своего апогея в XVI и XVII веках, приняв свой характер в Российской империи примерно тремя веками ранее. [ 2 ]
Хоровая музыка имеет особое значение для украинской культуры ; По мнению музыковеда Юрия Чекана , «хоровая музыка воплощает украинский национальный менталитет, душу народа». [ 1 ] Украинская хоровая музыка изменилась в эпоху барокко ; были введены страсть и эмоциональность, контрастная динамика , тембр и музыкальная фактура , а монодия сменилась полифонией . Новая полихоральная культура стала известна как стиль партесный («пение частями»). [ 1 ] В течение XIX века знаменные распевы постепенно вытеснялись более новыми, такими как киевский распев, который, в свою очередь, заменялся музыкой, более близкой к речитативу . Большинство знаменных мелодий постепенно теряются или забываются. [ 2 ] В начале 19 века музыка в Западной Европе совершала переход от классической к преимущественно романтической , ранее отходившей от стиля барокко. [ 3 ]
Традиция русской церковной музыки восходит к Дмитрию Бортнянскому , который почитал русскую литургическую музыкальную традицию. Начало XIX века было периодом упадка в судьбе традиционной русской музыки. Бортнянский учился в Венеции , прежде чем в 1801 году стал музыкальным руководителем придворной капеллы в Санкт-Петербурге. Создавая в эпоху, когда предпринимались попытки подавить культурное наследие Российской империи, хоровые концерты Бортнянского, написанные на тексты на русском языке, были созданы по образцу. на контрапункте — концерт гроссо и итальянская инструментальная музыка. При нем роль Императорской придворной капеллы расширилась, влияя и, в конечном итоге, контролировавшая церковное хоровое пение по всей Российской империи. [ 2 ] [ 4 ] Ведель вслед за Бортнянским соединил стиль итальянского барокко с древнерусскими гимнами . [ 2 ] в то время, когда в украинскую хоровую музыку внедрялись классические влияния, такие как четырехголосное многоголосие , пение солиста и хора в разное альтернативное время, использование трех или четырех разделов в произведении. [ 1 ]
Источники
Первоначальными биографическими источниками Веделя являются биография его ученика, композитора Петра Турчанинова статья о Веделе историка Аскоченского Виктора Аскоченский основывал свои сведения на устных рассказах современников Веделя и биографии, написанной учеником Веделя Василием Зубовским. композитором Василием Петрушевским В биографии Веделя, написанной [ 5 ]
Документы, относящиеся к Веделю, были случайно обнаружены в 1967 году украинским националистом Василием Куком , когда он исследовал московские военные архивы об НКВД операциях против Украинской повстанческой армии . Сегодня такие сторонники Веделя Николай Гобдич , как руководитель Киевского камерного хора и музыковед Татьяна Гусарчук, продолжают исследовать и популяризировать его музыку. [ 6 ] Задача изучения Веделя для историков и музыковедов осложняется фрагментарностью и поверхностностью источников — сведения о его методах отсутствуют, а его произведения не всегда могут быть точно датированы. [ 7 ]
Жизнь
Семья
Артемий Лукьянович Ведель родился в Киеве Российской империи, вероятно, 13 апреля 1767 года. [ 8 ] [ примечание 3 ] Он был единственным сыном Лукьяна Власовича Ведельского и его жены Елены или Елены Григорьевны Ведельских. [ 9 ] [ 10 ] Семья жила на Подоле , старом торгово-ремесленном центре Киева, в приходе Борисоглебской церкви . Их дом стоял на углу между улицами и Артемий прожил там все свое детство. [ 9 ] Почти половина населения Киева проживала на Подоле. [ 11 ] которое было одним из трёх обнесенных стеной поселений, образовавших город, наряду со Старым Киевом и Печерском . [ 12 ] [ примечание 4 ]
Семья Ведельских строго придерживалась православной веры . [ 5 ] Лукьян Власович Ведельский был богатым резчиком деревянных иконостасов , владевшим собственной мастерской. Фамилией Ведель, вероятно, сокращенной формой от Ведельский , композитор подписывал свои письма и называл себя в военных документах. Его отец подписывался «киевлянин Лукьян Ведельский». [ 9 ] [ примечание 5 ]
Ранние годы в Киеве
Ведель был мальчиком-певчим в епархиальном (епископском) хоре в Киеве. [ 14 ] Учился в Киево-Могилянской академии , где его преподавателями были итальянец Джузеппе Сарти , [ 15 ] проведший 18 лет как оперный композитор в Российской империи. [ 16 ] К концу XVIII века большинство студентов Киево-Могилянской академии готовились к священству. Это было в то время старейшее и влиятельнейшее высшее учебное заведение Российской империи; большинство ведущих ученых страны изначально были выпускниками академии. [ 17 ]
Ведель посещал академию до 1787 года. После этого он изучал философию и музыку и начал сочинять музыку, будучи студентом Музыкальной академии Потемкина. Во время изучения углубленного курса философии он был назначен дирижером хора академии — академия предоставляла обширные программы подготовки хоровых певцов. [ 18 ] — и дирижировал студенческим оркестром. Он также выступал как сольный скрипач. [ 9 ] [ 16 ] Он изучил теоретические книги академии по музыке, ознакомился с религиозными произведениями (в том числе кантатами ), сочиненными студентами академии, а также с духовными концертами Андрея Рачинского , а возможно, также с концертами Сарти и Максима Березовского . [ 14 ]
Москва
В 1788 году Ведель вместе с другими певчими был направлен Самуилом Мыславским , митрополитом Киевским и Галицким , ректором Киево-Могилянской академии, в Москву. [ 9 ] Там он служил помощником хормейстера и скрипачом у Дмитриевича . генерал- Еропкина [ 15 ] а после 1790 года — его преемником Александром Прозоровским . В то время хор был важной художественной частью Императорского двора в Москве. [ 9 ]
Талант Веделя признали и другие музыканты Москвы. Вероятно, он продолжил музыкальное обучение в университете. [ 16 ] В этот период у него появилась возможность ближе познакомиться с русской и западноевропейской музыкальной культурой. [ 9 ] В Москве он пробыл недолго и, оставив свой пост, в начале 1790-х годов вернулся домой, в Киев. [ 16 ]
Патронат Андрея Леванидова

В Киеве Ведель снова возглавил хор Киево-Могилянской академии. Среди известных в то время в городе хоров был хор генерала Андрея Леванидова при киевском штабе Украинского пехотного полка. С начала 1794 года Леванидов воспользовался услугами Веделя по руководству полковой капеллой и детским хором. Леванидов, ценивший и уважавший Веделя как композитора и музыканта, смог выступить влиятельным покровителем — в 1794–1798 годах приходится расцвет музыкального творчества Веделя. [ 9 ] [ 16 ] С 1793 по 1794 год он руководил хорами Киево-Могилянской академии и своего покровителя. [ 19 ] Его быстро повысили в армии; 1 марта 1794 года назначен штабс-писарем, а 27 апреля 1795 года — младшим адъютантом . [ 9 ]
13 марта 1796 года Леванидов был назначен генерал-губернатором Харьковской губернии. [ 20 ] Композитор переехал в Харьков вместе со своими лучшими музыкантами. В Харькове (ныне Харьков, Украина) Ведель организовал новый губернский (губернский) хор и оркестр, преподавал пение и музыку в Харьковском коллегиуме . [ 8 ] по учебной программе она уступала только Киево-Могилянской академии. [ 18 ] Музыкальный класс в Харьковском коллегиуме впервые был записан в 1798 году, когда в январе того же года были исполнены два канона и хоровой концерт Веделя. [ 21 ]
В этот период Ведель сочинял большую часть своих произведений. [ 8 ] Среди сочинений — концерты «Воскреси Бога» и «Услышь Господь глас мой» (от 6 октября 1796 г.), а также двуххоровый концерт «Господь минует меня». Композитор и его произведения высоко ценились в Харькове; его концерты изучались и исполнялись в Харьковском коллегиуме, пелись в церквях. Бортнянский, дирижировавший Санкт-Петербургской государственной академической капеллой, высоко оценил качество преподавания Веделя. В сентябре 1796 года Веделю было присвоено звание старшего адъютанта в звании капитана. [ 9 ] [ 19 ]
Упадок состояния
В декабре 1796 года по указу царя Павла I Харьковская губерния была упразднена, и на её месте появилась вновь созданная Слободская Украинская губерния . [ 22 ] Леванидов был уволен 9 января 1797 г. [ 23 ] когда его корпус был расформирован Павлом I, и он покинул Харьков. Павел I постановил упразднить все полковые капеллы, что стало причиной ухода Веделя из армии в октябре 1797 года. Он работал музыкантом у губернатора Теплова новой Теплов, получивший в молодости прекрасное музыкальное образование, лечил Веделя, как мог. [ 9 ]
Царские указы привели к упадку культурной и художественной жизни Харькова. Городской театр был закрыт, а его хоры и оркестры распущены. Исполнения произведений Веделя в церквях были запрещены. [ 9 ] так как царь запретил петь в церквях любую музыку, кроме как во время Божественной литургии . [ 24 ]
Потеря поддержки Леванидова привела Веделя к глубокой депрессии. [ 24 ] Несмотря на поддержку, которую он получил от Теплова, Ведель решил покинуть Харьков. Он раздал свои вещи (включая все свои рукописи), [ 14 ] а в конце лета 1798 г. он вернулся жить в родительский дом в Киев. Там он написал два хоровых концерта: «Боже, нарушитель закона восстания против меня» (11 ноября 1798 г.) и «Господа всегда плачем». Концерты были исполнены в Богоявленском соборе и Софийском соборе города. [ 9 ]
Жизнь новичка

В начале 1799 года, разочарованный отсутствием возможности сочинять и преподавать и, возможно, страдающий какой-либо формой психического заболевания, Ведель поступил послушником в Киево -Печерскую лавру . [ 9 ] [ 24 ] Он был активным членом общины и пользовался уважением монахов за свой аскетизм . [ 24 ]
Согласно биографии Турканинова, киевский митрополит поручил Веделю написать хвалебную песнь в честь царского визита в Киев, но вместо этого Ведель написал царю письмо, вероятно, политического характера. Веделя арестовали в Ахтырке , признали невменяемым и вернули в Киев. [ 24 ]
Ведель вернулся жить к своему отцу, пытаясь восстановить психическое здоровье. Вернувшись домой в Киев, он умел сочинять, читать и играть на скрипке и, возможно, вернулся, чтобы преподавать в Киевской академии. [ 25 ] Покинув монастырь до завершения обучения, Ведель, возможно, разгневал Иерофея, митрополита . Когда монастырские власти обнаружили книгу, содержащую рукописные оскорбления в адрес царской семьи, митрополит обвинил Веделя в написании этой книги. Он уволил слуг Веделя и лично задержал его. 25 мая 1799 года Иерофей заявил, что Ведель психически болен. [ 9 ]
Заключение и смерть

По словам Кука, официальные документы по делу Веделя показывают, что он никогда официально не арестовывался и не обвинялся, и что власти никогда его не допрашивали и ему не давали возможности защитить себя. Дело Веделя поочередно передавалось от киевского губернатора губернатору Украины Александру Беклешову , генеральному прокурору России, и царю. Пока дело рассматривалось в Санкт-Петербурге, Ведель, тогда тяжело больной, был отдан под опеку своего отца в Киеве. [ 9 ] [ 14 ] Его признали виновным и поместили в приют Кирилловского монастыря в Киеве на неопределенный срок. [ 19 ] В приюте ему запретили писать и сочинять. [ 24 ] Когда в 1803 году приют закрыли, больных перевели в новую больницу в Киеве. [ 26 ]
После смерти Павла I в 1801 году новый царь Александр I объявил амнистию несправедливо заключенным каторжникам, и многие узники были освобождены. [ 25 ] Александр приказал пересмотреть дело Веделя, но Ведель снова был признан невменяемым и остался сокамерником. [ 10 ] Царь писал Веделю 15 мая 1802 г.: «...оставить в настоящем плену». [ 14 ]
В 1808 году, после девятилетнего заключения и уже смертельно больного, Веделю разрешили вернуться домой, в дом своего отца в Киеве. Говорят, что незадолго до своей смерти 14 июля 1808 года он стоял и молился в саду. [ 10 ]
Существовала неуверенность в том, когда именно умер Ведель, пока в 1910 году не было найдено свидетельство о его смерти. [ 27 ] Причина его смерти властями так и не была раскрыта. [ 14 ] Его друг Иоанн Леванда ( протоиерей Киевского собора и известный проповедник) получил разрешение на достойные похороны, что свидетельствует о том, что правительство считало Веделя «ненадежным на всю оставшуюся жизнь». [ 28 ] На похоронах Веделя присутствовало множество скорбящих, в том числе студенты Академии. [ 10 ] [ 14 ] Похоронен на Щекавицком кладбище. Во время реконструкции территории в 1930-х годах кладбище было разрушено. [ 10 ] [ 19 ] Местоположение могилы Веделя теперь утеряно. [ 9 ]
Внешний вид и характер
Ни одного портрета Веделя не сохранилось, но друзья описывали его как человека нежного, спокойного, дружелюбного, с «прекрасными сияющими глазами, горящими особым огнем великого духовного благородства и вдохновения». [ 14 ] В его письмах к Турчанинову проявляется забота об угнетенных людях, отраженная в выборе тем для его концертов, а также противодействие крепостному праву , установленному в Украине Екатериной Великой . [ 27 ]
Музыка
Композиции

Ведель был почти полностью литургическим композитором хоровой музыки а капелла, исполняемой в православных церквях. [ 8 ] [ примечание 6 ] Выявлено не менее 80 его сочинений, в том числе 31 хоровой концерт и шесть трио , две литургии , всенощное бдение , [ 8 ] [ 9 ] и три ирмоса . цикла [ 29 ] Издание произведений Веделя вышло в свет в 2007 году Николаем Ходбичем и Татьяной Гусарчук. [ 8 ]
Многие работы Веделя утеряны. [ 14 ] В Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского хранится единственная сохранившаяся автографная партитура композитора — « Партитура Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста и других произведений» . Партитура состоит из 12 хоровых концертов (сочиненных между 1794 и 1798 годами), [ 14 ] и Литургия святителя Иоанна Златоуста . Чернила различаются по цвету, что позволяет предположить, что Ведель работал над композициями в разное время. [ 30 ] Его приобрел Аскоченский, который завещал его Киевской академии. [ 14 ] [ 31 ]
Музыкальный стиль
Музыковеды . Игорь Соневицкий и Марко Роберт Штех считают Веделя архетипическим композитором украинской музыки эпохи барокко [ 8 ] Выдающийся певец-тенор, он был одним из лучших хоровых дирижеров своего времени. Он помог поднять уровень хорового пения в Украине на невиданный ранее уровень. [ 1 ]
Ведель при жизни считался традиционным и консервативным композитором, в отличие от своих старших современников Березовского и Бортнянского. В отличие от Веделя, они сочиняли светские, недуховные произведения. Он был известным скрипачом, но музыки Веделя для скрипки не сохранилось. Его произведения, возможно, даже в большей степени, чем произведения Березовского или Бортнянского, представляли собой развитие украинской музыкальной культуры. [ 6 ] По словам Кошца, музыка Веделя основывалась на украинских народных мелодиях . [ 29 ]
Музыка Веделя была написана в то время, когда западная музыка в основном возникла из эпох Возрождения и Барокко. Стиль его композиций отражал две контрастирующие традиции. На него сильное влияние оказали барочные традиции украинской гетманской культуры с ее религиозно-мистической музыкой, связанной с идеями духовного просветления, но также на него повлияло развитие новых оперных и инструментальных стилей, возникших в то время в Западной Европе. [ 32 ]
Наследие
Цензура и возрождение

Исполнения музыки Веделя подвергались цензуре, а публикация его партитур была запрещена на протяжении большей части XIX века. Они тайно распространялись в рукописном виде, были известны и исполнялись, несмотря на запрет. [ 9 ] Появились рукописные вариации музыки Веделя. [ 7 ] но дирижеры внесли поправки в партитуры, чтобы сделать их более подходящими для несанкционированных исполнений. Были изменены темпи, изменены модальные текстуры, уровень сложности музыки и формальная структура. [ 33 ] Ручное копирование музыки Веделя привело к созданию версий, которые заметно отличались от его оригинальных партитур. [ 25 ]
Композиции Веделя были заново открыты в начале 20 века дирижером и композитором Александром Кошцем , в то время руководителем студенческого хора Киево-Могилянской академии и самим студентом. [ 14 ] Впервые они были опубликованы в 1902 году. [ 34 ] Кошец, один из первых дирижеров из Украины, попытавшихся возродить исполнение Веделя, используя партитуры с автографом, отмечал, что «большие технические трудности сольных партий... и необходимость в больших хорах» затрудняли исполнение его произведений публично. [ 33 ] Кошец гастролировал по Европе и Америке, дирижируя Украинской республиканской капеллой в исполнении Веделя. [ 6 ]
Возрождение Кошцем музыки Веделя было запрещено Советским Союзом после того, как Украина была присоединена к Советскому Союзу в 1922 году. [ 14 ] В отличие от многих духовных произведений, написанных западными композиторами, православная духовная музыка исполняется на народном языке , и ее религиозный характер виден и осязаем для православных христиан. Из-за этого советское антирелигиозное законодательство запрещало публичное исполнение русской и украинской духовной музыки с 1928 года до начала 1950-х годов, когда произошла хрущевская оттепель , и произведения Веделя снова услышала советская публика. [ 35 ]
Почти двухвековой разрыв, когда музыка Веделя была забыта, отрицательно сказался на развитии украинской церковной музыки. Ведель внес важный вклад в музыку конца 18 века, но его достижения были в значительной степени недокументированы и поэтому не были реализованы. [ 29 ] Первые попытки составить повествование о жизни и творчестве Веделя, основанное на воспоминаниях его современников, начались только после их смерти, и это привело к противоречивым описаниям его жизни. Наиболее важные исследования о Веделе, сделанные в 19 - начале 20 веков, принадлежали музыковедам Аскоченскому, Василию Металову , Владимиру Стасову и Петру Турчанинову. Некоторые из этих авторов, например Аскоченский, были представителями русского национального движения ; по словам Игоря Тылика и Оксаны Дондык, исторические исследования этих авторов были искажены в соответствии с их конкретными взглядами на украинскую политику и музыку. [ 7 ]
Признание
Ведель, Березовский и Бортнянский признаны современными исследователями «золотой тройкой» композиторов украинской классической музыки конца XVIII века. [ 36 ] [ 37 ] и выдающихся композиторов в то время, когда церковная музыка достигла своего расцвета в Восточной Европе. [ 5 ] Они сочинили одни из величайших хоровых произведений Российской империи. [ 18 ]
Ведель внес важный вклад в музыкальную историю Украины . [ 38 ] [ 39 ] музыковеды считают его архетипическим композитором стиля барокко в украинской музыке . [ 8 ] Кошец заявил, что Веделя следует рассматривать как «первого и величайшего выразителя национальной сути украинской церковной музыки». [ 29 ] Музыкальная культура, сложившаяся в Украине в XIX веке, частично была основана на хоровых сочинениях Веделя. По мнению этномузыковеда Тараса Филенко , «свободное владение современными техниками хорового письма в сочетании с новациями в адаптации особенностей украинской мелодии делают произведения Артема Веделя уникальным явлением в контексте мировой музыкальной культуры». [ 40 ] По словам Чекана, фактура Веделя «иногда монументальна, а иногда слегка контрастна, ярко демонстрируя возможности звучания а капелла». [ 1 ]
Мемориальная доска Веделю была изготовлена скульптором Игорем Гречаником в 2008 году. Мемориальная доска расположена на стене Киево-Могилянской академии. [ 41 ] школа современной музыки «Ведель» В честь композитора названа Львовская , основанная в 2017 году музыкантом Михаилом Балогом. [ 42 ] Улицы имени композитора есть в Киеве и Харькове. [ 26 ] [ 43 ]
Примечания
- ^ Russian : Артемий , Russian : Артем . Лукьянович Ведель Ведель Лукьянович
- ^ Монодии были написаны особым образом с использованием символов, называемых знаменями («баннерные» символы), чтобы показать, как исполнялась музыка. [ 1 ]
- ↑ Дата рождения Веделя доподлинно не известна. Согласно восточно-православному литургическому календарю , имя при крещении ребенку давалось в честь святого, день которого ближе всего к дате рождения ребенка. Память мучеников Артемона и Артемисона совершалась 13 и 29 апреля ( по старому стилю ). [ 9 ]
- ↑ Большая часть Подола была уничтожена пожаром 1811 года, после чего территория была перепланирована и построена новая планировка улицы. [ 13 ]
- ^ Имя Ведель само по себе не славянского происхождения, но распространено в Западной Европе, особенно в северной Германии, Дании и Норвегии. [ 5 ]
- ^ В православии не используются музыкальные инструменты, а пение является неотъемлемой частью церковных служб. [ 18 ]
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чекан, Юрий (15 октября 2012 г.). «Тысячелетняя традиция: хоровое искусство Украины» . Международный хоровой вестник . Перевод Когута Мирослава. Международная федерация хоровой музыки . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Куантрилл, Питер (2021). «Русская православная хоровая музыка» ( Ноты компакт-диска ) . Блестящая классика.
- ^ Августин, Адам. «Романтизм» . Британская энциклопедия . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Алвес 2016 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с д Соневицкий 1966 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с "Телепередача " ". № 28. Несусветный Артем Ведель" ["Out-of-world Artem Vedel" - TV Глазами культуры -program Through the Eyes of Culture No 28] (in Russian). Lviv Polytechnic National University. 14 апреля 2014 . Retrieved 24 марта 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б с Тылык и Дондык 2018 , стр. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Соневицкий, Игорь; Стеч, Марко Роберт (2011). «Ведель, Артем» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т "Ведель Артем Лукьянович – композитор, дирижер, певец, скрипач" [Vedel Artem Lukyanových – composer, conductor, singer, violinist] . История Академии (в Russian). National University of Kyiv-Mohyla Academy . Archived из original на 16 February 2010 . Retrieved 19 марта 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гриневич, Виктор (10 июля 2008). Artemiy Vedel died praying in his parents' garden] " Артемий Ведель умер, молясь в родительском саду" [ . Газетта (в Украину) . Retrieved 24 марта 2022 .
- ^ Хамм 1993 , с. 10.
- ^ Хэмм 1993 , стр. 19–21.
- ^ Хамм 1993 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Яценко Андрей. «Артемий Лукьянович Ведель» (на украинском языке). Украинская радиостанция классической музыки . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б ван Бур 2012 , с. 577.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Соневицкий 1966 , с. 162.
- ^ Магочи 2010 , с. 301.
- ^ Перейти обратно: а б с д Магоци 2010 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б с д Качановский и др. 2013 , с. 734.
- ^ Вирский, Дмитрий Станиславович (2009). «Леванідов Андрій Якович» [Леванидов, Андрей Якович]. Энциклопедия истории Украины (на украинском языке). Том. 6. Институт истории Украины Национальной академии наук Украины . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Korniy 1998 , p. 675.
- ^ Маркова Елена Евгеньевна; Шандра, Валентина Степановна (2009). «Харьковское наместничество». Энциклопедия истории Украины (на украинском языке). Том. 10. Институт истории Украины Национальной академии наук Украины . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Потемкин 2017 , с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Соневицкий 1966 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Филенко 2018 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Рудыченко, Александр (9 августа 2019). " Боголюбивый меланхолик: Вспоминаем Артемия Веделя — одного из основателей украинской национальной музыки" [God-loving melancholic: Remembering Artemy Vedel – один из деятелей русской национальной музыки]. День (Киев) (в Украину). Archived из original на 3 June 2022 . Retrieved 2 апреля 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Соневицкий 1966 , с. 164.
- ^ Соневицкий 1966 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д Филенко 2018 , с. 3.
- ^ «Партитура Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста и других сочинений Артемия Веделя» . Библиотека Конгресса . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ Соневицкий 1966 , с. 165.
- ^ Тылык 2016 , стр. 193–194.
- ^ Перейти обратно: а б Филенко 2018 , с. 6.
- ^ Соневицкий 1966 , стр. 164–165.
- ^ Фэрклаф 2012 , с. 69.
- ^ «Артем Ведель: Двенадцать духовных хоровых концертов и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста» . Лиф Мьюзик Инк . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Запутанная история Украины и России приводит к музыкальной загадке» . www.yourclassical.org . 4 марта 2022 г. Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ ван Бур 2012 , с. 619.
- ^ Рицарев 2016 , с. 298.
- ^ Филенко 2018 , с. 10.
- ^ «Артемий Ведель» . Игорь Гречаник . 28 июня 2021 г. Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ "Музыкант Михаил Балог о школе современной музыки Vedel School" [Musician Mikhail Balog about the Vedel School, a school of contemporary music]. Vogue Ukraine (in Russian). 6 September 2017 . Retrieved 27 March 2022 .
- ^ "Artema Vedelia St, Kharkiv, Kharkivs'ka oblast, Ukraine, 61000" . Google Maps . Retrieved 3 April 2022 .
Источники
- Алвес, Честер Л. (2016). История западной хоровой музыки . Том. 2. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-937701-5 .
- ван Бур, Бертиль (2012). Исторический словарь музыки . Плимут: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7183-0 .
- Фэрклаф, Полина (2012). « Не пойте в праздник»: прием и исполнение западной духовной музыки в Советской России, 1917–1953» . Журнал Американского музыковедческого общества . 65 (1). Издательство Калифорнийского университета : 67–111. дои : 10.1525/jams.2012.65.1.67 . JSTOR 10.1525/jams.2012.65.1.67 .
- Филенко, Тарас (2018). Артем Ведель: Двенадцать духовных хоровых концертов и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста (PDF) (на английском и украинском языках). Галифакс, Канада: Leaf Music Inc.
- Хэмм, Майкл Ф. (1993). Киев: Портрет, 1800–1917 . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-5151-5 – через Интернет-архив .
- Katchanovski, Ivan ; Kohut, Zenon E.; Nebesio, Bohdan Y.; Юркевич, Myroslav (2013). Historical Dictionary of Ukraine (2nd ed.). Plymouth: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7847-1 .
- Корнии, Лидия Пылыпывная (1998). History of Russian Music [ История украинской музыки ] (in Russian). Vol. 2. Kharkiv; Нью-Йорк: П. Коцз. OCLC 978701286 .
- Магоччи, Пол Роберт (2010). История Украины: Земля и ее народы (2-е изд.). Торонто: Издательство Университета Торонто . ISBN 978-1-4426-1021-7 .
- Potemkin, E.L. (2017). Биографический Словарь Высшие Чины Российской Империи (22.10.1721–2.03.1917) [ Biographical Dictionary of the Highest Ranks of the Russian Empire (22.10.1721–2.03.1917) ] (in Russian). Vol. 2. Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рицарева, Марина (2016). Русская музыка XVIII века . Абингдон, Великобритания; Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-0-7546-3466-9 .
- Соневицкий, Игорь (1966). Ведель Артем и его музыкальная спадщина (на украинском языке). Нью-Йорк: Украинская академия искусств и наук в США. ОСЛК 12901903 .
- Tylyk, Игорь (2016). " [Chronotopic and Stylistic Parameters of Artemy Vedel's Work " Хронотопически-стилевые параметры творчества Артемия Веделя ]. Национальная музыкальная академия украинского языка (117): 181–194 гг. – via VNLU .
- Tylyk, Игорь; Дондик, Оксана (2018). ХІХ – середины ХХ века". " Формирование научно-аналитических параметров изучения творчества Артема Веделя сквозь призму музыковедческо-текстологических исследований второй половины of the XIX – среда of the XX century]. Scientific Notes (в Russian and English). 2 (39). Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University 57–66. ISSN 2411-3271 . Archived из original на 20 March 2022.
Дальнейшее чтение
- По-английски
- Костюк, Наталия (2016). «Хор Киевской духовной академии: организация, традиции и экспериментирование» . Журнал Международного общества православной церковной музыки . 2 : 44–50. ISSN 2342-1258 .
- Ковальчук Наталья; Зосим, Ольга; Овсянкина Людмила; Ломачинская Ирина; Рыхлицкая, Оксана (2022). «Особенности духовной музыки в контексте украинского барокко» . Религии . 13 (88). Многопрофильный институт цифровых издательств : 88. doi : 10.3390/rel13020088 .
- Тылык, Игорь (2019). «Специфика образно-драматургического взаимодействия музыкального и словесно-текстового концептов в творчестве Артемия Веделя» . Вестник Киевского национального университета культуры и искусств. Серия по музыкальному искусству . 2 (2): 140–150. дои : 10.31866/2616-7581.2.2.2019.187439 . S2CID 213899222 .
- На украинском или русском языке
- Askochensky, Victor Ipatievich (1863). Протоиерей Петр Иванович Турчанинов [Protoiyerey Petr Ivanovich Turchaninov] [ Archpriest Peter Ivanovich Turchaninov ] (in Russian). Saint Petersburg: Edward Weimar.
- Husarčuk, Тетяна Volodymyrivna (2019). Артемий Ведель : [in Russia фигура художника в контексте эпох ]. Киев: Музыкальная Украина. ISBN 978-966-8259-87-6 .
- Карас, Ганна (2018). "Фигура Артемия Веделя в культурно-художественных рефлексиях украинской диаспоры". Педагогический геральд тайковской национальной музыкальной академии Украини (в Украину) (121). doi : 10.31318/2522-4190.2018.121.133109 . Archived из original на 12 May 2022.
- Семион, Виктория. (2019). " Народнописные истоки хоровой полифонии Артемия Веделя" (PDF) . Young Scientist (в Russian). 69 (5). Kharkiv National Kotlyarevsky University of Arts : 101-105. doi : 10.32839/2304-5809/2019-5-69-21 . S2CID 198037196 .
Внешние ссылки

- Бесплатные партитуры Артемия Веделя в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Информация о сочинениях Веделя из онлайн-Справочной библиотеки православной духовной музыки.
- Бесплатные ноты произведений Веделя на iKliros (на русском языке)
- 1767 рождений
- 1808 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Хоровые композиторы
- Композиторы Российской Империи.
- Украинские композиторы-мужчины-классики
- Мужские классические скрипачи
- Композиторы военной музыки
- Monks of Kyiv Pechersk Lavra
- Музыканты из Киева
- Kyiv-Mohyla Academy alumni
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Украинские композиторы-классики
- Украинские классические музыканты
- Украинские классические скрипачи
- Украинских заключенных приговорили к пожизненному заключению
- Скрипачи Российской Империи.