Я Кампаус
Извинения , смотрят , сан также [ 1 ] [ А ] аборигены австралийцы штата Новый Южный Уэльс . Общее название относится к агрегации трех групп, Ngiyampaa, Ngiyampaa Wangaaypuwan и Ngiyampaa Wayilwan , соответственно кланов более крупной нации Ngiyampaa. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Язык
[ редактировать ]Их язык состоял из разновидностей ngiyampaa , [ B ] [ 5 ] Hhihching of: and ngoyamama wangelwas и waangalvanna и wayilna ngybaa. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Вангаайпуван Вангаай (с Вангай ) люди называются так, потому что они используют , чтобы сказать «нет», в отличие от Нгиампаа на болотах Маккуори и в направлении Уолгетта , которые исторически определялись отдельно колониальными этнографами как Вейльван , потому что их слово исторически определялось отдельно ибо "нет" был Вейл . [ 9 ] [ 7 ] Различие между Ngiyamampaa, Wangaaypuwan и Wayilwan, традиционно нарисованным и санкционированным классификацией нормандского Тиндейла , может опираться на ошибочное предположение о заметных «племенных» различиях, основанных на лингвистических дискриминациях Ngiyampaa. Полем [ 4 ]
Страна
[ редактировать ]Согласно оценке Тиндейла, племенные земли ngiyampaa ( Ngurrampaa , «страна») [ C ] Проднулось около 6600 квадратных миль (17 000 км 2 ) На территории большая часть этого Пенплен , лежащий к югу от южного берега рек Барвон и Дарлинг , от Брюррины до Данлопа. Их район включал Янда -Крик вниз до источника ручья Малга и взял в реку Боган . [ 1 ] [ 10 ] Клан Вейльван [ 3 ] [ 4 ] были на юго -восточном фланге, клан Вангаайпувана [ 11 ] Юго -запад, пока Gamilaraay был на северо -востоке, а Паканти - на западе и северо -западе.
Гора Гренфелл , около 80 километров (50 миль) к северо -западу от Кобара , является важным местом для народа ngiyampaa, которым было запрещено получить доступ к нему до 1970 -х годов. [ 12 ]
Групповые классификации
[ редактировать ]Географическое различие, касающееся мира кемпинга на родине ( Ngurrampaa ), засвидетельствовано между тремя группами, все обитающие районы, лишенные постоянных водотоков.
- (а) Пилааркиялу («лесицы». Lit. « Белары ») на востоке.
- (B) Nhiyilyikiyalu ( Nilyah Tree People) Западная группа, которая ранее разбила лагерь к северо -западу от Нгуррампаа , вокруг станции Марфилд.
Эти две группы в совокупности называются засоряющимися сторонами.
- (c) Карулкиялу или «Каменные люди», связанные с каменной местностью к северу от мира кемпинга Нгиямпаа. [ 13 ]
Дальнейшее различие было проведено между тремя вышеупомянутыми группами и двумя группами речных людей, потомки которых теперь живут к востоку и западу от Нгуррампаа . Это
- (г) Калияркиялу (народ реки Лахлан ( Калияр )
- (Д) Я собираюсь быть (люди из реки Дарлинг). [ 14 ]
История контакта
[ редактировать ]В 1914 году региональная газета заявила, что в 1859 году произошла резня около 300 Ngiyampaa в больничном ручье, недалеко от Брюаррины . [ 15 ]
Некоторые слова
[ редактировать ]- Ngurram-Paa («лагерный мир», поэтому родина) [ 16 ]
- Нгуррюркиялу (домохозяйка) [ 13 ]
- Purrpa (школа для создания мужчин) [ 17 ]
- Старый ( радуга Сепент [ 18 ]
- Вирринган ( врачи или «умные» люди ) [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта версия энонима представляет собой северное произношение, в котором докладчики, как правило, бегали вместе , создавая вокализацию, близкую к английскому «E». ( Beckett et al. 2003 , p. 12)
- ^ Название языка означает «разговорный мир» ( Дональдсон 1984 , с. 23)
- ^ Нгурра означает «лагерь», а суффикс PAA указывает мир или место. ( Дональдсон 1984 , стр. 23)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Тиндейл 1974 , с. 198.
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 4
- ^ Jump up to: а беременный Beckett et al. 2003 , с. 7
- ^ Jump up to: а беременный в Дональдсон 1984 , с. 29
- ^ Дональдсон 1985 , с. 126
- ^ Диксон 2002 , с. XXXV.
- ^ Jump up to: а беременный Дональдсон 1984 , с. 26
- ^ Дональдсон 1984 , с. 38
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 17
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 14
- ^ Дональдсон 1984 , с. 28
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 13
- ^ Jump up to: а беременный Дональдсон 1984 , с. 24
- ^ Дональдсон 1984 , с. 24–25.
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 23
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 16
- ^ Дональдсон 1984 , с. 22–23.
- ^ Beckett et al. 2003 , с. 15
- ^ Дональдсон 1984 , с. 25
Источники
[ редактировать ]- Беккет, Джереми; Дональдсон, Тамсин; Стедман, Брэдли; Мередит, Стив (апрель 2003 г.). Япапунакирри Давайте отследить: мир аборигенов вокруг горы Гренфелл . Управление регистратора, Закон о правах на землю аборигенов 1983 года (Новый Южный Уэльс). ISBN 0-9581920-1-4 . .
- Диксон, RMW (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Дональдсон, Тамсин (1984). «Что в названии? Этимологическое представление о земле, языке и социальной идентификации из центрального западного Нового Южного Уэльса» (PDF) . История аборигенов . 8 (1): 21–44.
- Дональдсон, Тамсин (1985). «От разговора ngiyampa до разговора по -английски». История аборигенов . 9 (1–2): 126–147. JSTOR 24045833 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Нгемба (Новый Южный Уэльс)» . Аборигенные племена Австралии: их местность, экологический контроль, распределение, ограничения и собственные имена . Австралийский национальный университет .