Храм Славы

Le Temple de la Gloire ( «Храм Славы ») — опера-балет Жана -Филиппа Рамо на либретто Вольтера . Впервые произведение было исполнено в пятиактной версии 27 ноября 1745 года в Гранд-Экюри в Версале в честь победы французов в битве при Фонтенуа . Он безуспешно был передан в Парижскую оперу 7 декабря 1745 года. Переработанная версия с прологом и тремя актами появилась в Опере 19 апреля 1746 года.
Роли: версия 1745 года
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Актерский состав |
---|---|---|
Акт 1 | ||
Зависть (Зависть) | - бас баритон ( роль трансвестита ) | Франсуа Ле Паж |
Аполлон ( Аполлон ) | высокий против | Пьер Желиотт |
Муза | сопрано | Мисс Ротиссе де Роменвиль |
Припев: Демоны, сопровождающие Зависть; Музы и герои, сопровождающие Аполлона | ||
Танцоры: Восемь демонов, семь героев и девять муз. | ||
Акт 2 | ||
Белус | малоэтажный | Клод-Луи-Доминик Шассе де Чинайс |
Лиди | сопрано | Мари-Жанна Феш, известная как мадемуазель Шевалье |
Арсин | сопрано | Мисс Жаке |
пастушка | сопрано | Мадемуазель Бурбоннуа старшая |
Ун бергер (Пастух) | малоэтажный | М Альберт |
Другой пастух | высокий против | Жан-Поль Спесоллер назвал Ла Тура |
Аполлон | высокий против | Пьер Желиотт |
Девять муз | Мисс Роменвиль, Канавасс, Жаке, Деластр; Господа Ле Бег, Дюге [ 1 ] | |
Припев: Пастухи и пастушки; пленные короли, сопровождающие Белуса | ||
Танцоры: Пастухи и пастушки | ||
Акт 3 | ||
Бахус | высокий против | Франсуа Пуарье |
Эригона | сопрано | Мари Фелл |
Верховный Жрец Славы | малоэтажный | Франсуа Ле Паж |
Жрица | сопрано | Мисс де Мец |
Воин | малоэтажный | М Бенуа |
Вакханка | сопрано | Мари-Анжелик Купе или купе |
Припев: Жрецы и жрицы Славы; воины, эгипяне , вакханки и сатиры, сопровождавшие Вакха | ||
Танцоры: Первый дивертисмент: пять жриц Славы, четыре героя ; Второй дивертисмент: девять вакханок, шесть египтян, восемь сатиров. | ||
Акт 4 | ||
Траян | высокий против | Пьер Желиотт |
Легочный | сопрано | Мари-Жанна Феш, известная как мадемуазель Шевалье |
Июнь | сопрано | Мисс Роменвиль |
Фанни | сопрано | Мисс Канавасс |
Побежденные цари сопровождают Траяна [ 2 ] | высокий против , талия ( баритенор ), две с заниженной талией | Франсуа Пуарье, Ла Тур, Ле Февр, Галлар, Альберт, Человек |
Хор: Жрецы Марса и жрицы Венеры; Римские мужчины и женщины; последователи Славы | ||
Танцоры: Первый дивертисмент: четыре жреца и пять жриц Марса ; Второй дивертисмент: последователи Славы, пять мужчин и четыре женщины | ||
Акт 5 | ||
Римская женщина | сопрано | Мадемуазель Бурбоннуа старшая |
Римлянин (Римлянин) | малоэтажный | М Бенуа |
пастушка | сопрано | Мари-Анжелик Купе или купе |
Примечание: все персонажи из Акта 4 появляются в Акте 5. | ||
Припев: Пастухи и пастушки; молодые римские мужчины и женщины | ||
Танцоры: римляне разных сословий : Первая кадриль: трое мужчин и две женщины ; Вторая кадриль: трое мужчин и две женщины ; Третья кадриль: три женщины и двое мужчин ; Четвертая кадриль: три женщины и двое мужчин . |
Краткое описание: Версия 1746 года.
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]Сцена: Пещера Зависти на фоне Храма Славы.
Зависть и ее последователи замышляют разрушить Храм Славы, но их атаке мешают Аполлон, Музы, полубоги и герои. Аполлон приговаривает Зависть к вечной приковке к подножию храма. Пролог заканчивается праздником мира и искусства.
Акт 1: Белус
[ редактировать ]Сцена: Роща Муз на фоне Храма Славы.
Король Белус бросил свою возлюбленную, принцессу Лидию, в поисках славы посредством жестоких военных завоеваний. Лидия ищет утешения у Муз, а местные пастухи и пастушки пытаются утешить ее своими танцами. Прибывают Белус и его воины. Боги отвергли его требование войти в Храм Славы из-за его тирании. Лидия и пастухи убеждают его, что настоящий король должен распространять счастье среди своего народа, а не вести войну.
Акт 2: Вакх
[ редактировать ]Сцена: возле Храма Славы.
Последователи Вакха празднуют его завоевание Азии. Вакх хвастается своим изобретением вина перед своей возлюбленной Эригоной. Когда он приближается к Храму Славы, Первосвященник запрещает ему войти: возможно, он и снискал славу, распространяя пьяный разврат, но только добродетельные дела приносят непреходящую славу. Не обескураженный, Вакх и его последователи снова отправились в путешествие.
Акт 3: Траян
[ редактировать ]Сцена: Город Артаксата , частично разрушенный. Триумфальные арки.
Жена императора Траяна Плавтина последовала за ним в Армению, где он пытается подавить восстание пяти царей. Плавтина уговаривает жрецов Марса и жриц Венеры помолиться за успех Траяна в бою. Траян возвращается победителем с побежденными царями в цепях, но великодушно прощает их и освобождает. Слава спускается с небес, чтобы предложить Траяну лавровый венок, и сцена меняется на ее храм. Траян говорит, что не достоин такой великой чести, и просит богов вместо этого превратить его в Храм Счастья для всего мира.
Записи
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]- Храм Славы (версия 1745 года), Барочный оркестр и хорал Филармонии под управлением Николаса МакГегана (2 компакт-диска, PBP, 2018)
- Le Temple de la Gloire (версия 1746 года), Камерный хор Намюра, Les Agrémens, под управлением Ги Ван Вааса (2 компакт-диска, Ricercar, 2015)
- Храм Славы (версия 1746 года), La Grande Écurie et la Chambre du Roy , под управлением Жан-Клода Мальгуара (2 пластинки, CBS, 1982)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В либретто указаны только шесть певцов.
- ↑ В оригинальном либретто указаны шесть названий ролей побежденных королей, трое из которых, Пуарье, Латур и Лефевр, были hautes-contre ( стр. 32 ). В приведенной ниже партитуре, напротив, перечислены только пять частей королей, и только две из них записаны в альтовом ключе , который использовался для верхнего контра, третья записана в теноровом ключе , а две оставлены в клаве. басовый ключ , обычный для басов-хвостов ( с. 168 ).
Источники
[ редактировать ]- Оригинальное либретто: Храм Славы, Фестиваль в Версале, 27 ноября 1745 г. , Париж, Баллард, 1745 г. (доступно бесплатно в Интернете на сайте Gallica - BNF )
- Партитура рукописи того периода: «Храм Славы», опера М. Де Вольтера; положен на музыку М. Рамо (...) , хранится и оцифрован в Национальной библиотеке Франции (доступен бесплатно в Интернете на сайте Gallica - BNF )
- Гердлстоун, Катберт , Жан-Филипп Рамо: Его жизнь и творчество, Дуврское издание в мягкой обложке, 1969 г.
- Холден, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Сэдлер, Грэм, Роща мастеров французского барокко Нью-Гроув / Макмиллан, 1988 г.
- Рамо Сайт