Шотландские трубки
Шотландская малая волынка — это сильфонная волынка, заново разработанная Колином Россом и многими другими на основе более ранней конструкции инструмента. Существуют сохранившиеся образцы подобных исторических инструментов, выдуваемых сильфоном, а также выдувные трубки Монтгомери, датированные 1757 годом, которые хранятся в Национальном музее Шотландии . [ 1 ] Некоторые инструменты создаются как прямые копии исторических образцов. [ 2 ] но немногие современные инструменты созданы по образцу старых образцов; современный инструмент обычно больше по размеру и имеет более низкий тон. Инновации, приведшие к созданию современного инструмента, в частности конструкция тростей, в значительной степени были заимствованы у нортумбрийских трубочек .
Хотя есть свидетельства существования небольших трубок, датируемых 15 веком, в своем нынешнем виде это, пожалуй, самая молодая волынка, получившая широкую популярность, существующая в этой форме только с начала 1980-х годов.
Характеристики
[ редактировать ]Шотландские свирели отличаются от нортумбрийских свирелок открытым концом и обычно отсутствием ключей . Это означает, что звук певца непрерывный, а не стаккато , и что его диапазон составляет всего девять нот, а не октаву и шестой диапазон нортумбрийских труб конца 18-го - начала 19-го века.
Инструмент имеет певчую головку с цилиндрическим отверстием, чаще всего в форме ля; трубы в D, C, B-плоских и G также распространены. Имея цилиндрическое отверстие, певец звучит на октаву ниже, чем певец с коническим отверстием того же размера, например, у трубок Border . Основной строй шотландской маленькой волынки идентичен миксолидийскому строю волынок Highland и Border: 7-я (ведущая) нота гаммы сглажена, что означает, что в случае певца A низкие и высокие ноты G являются естественными, а не резкими (как они были бы в гамме A). главный.)
Шотландские малые волынки чаще всего настраиваются для игры с той же системой аппликатуры, что и хайлендские волынки (иногда называемые «полупокрытыми»), однако их также можно настроить для использования «покрытой» системы аппликатуры (очень похожей на систему «закрытых» трубок). 'система, используемая для нортумбрийских трубочек), при которой певец поднимает только один палец, чтобы сыграть каждую ноту, единственное отличие от нортумбрийской системы заключается в том, что тоническое отверстие на певце остается открытым (кроме случаев исполнения низкой ведущей ноты).
Шотландские трубки обычно выдуваются с помощью сильфона, как нортумбрийские трубки и трубки Border. Преимущества сильфонных трубок, такие как большая стабильность настройки (из-за меньших колебаний влажности и температуры воздуха на язычках) и возможность петь или разговаривать во время игры, делают их безусловно самым популярным вариантом, хотя и устным. выдувные маленькие трубы довольно распространены.
У певца чаще всего нет клавиш, но иногда добавляются клавиши, чаще всего высокая си, соль-диез, фа естественная и естественная до, чтобы расширить диапазон и / или дать доступ к случайным нотам. К задней части певца можно добавить второе отверстие для большого пальца, чтобы играть до естественно. Хотя в принципе можно было бы добавить столько же ключей, сколько на современных трубках Нортумбрии, существует очень мало наборов с более чем тремя ключами. В большей части музыки, написанной для этого инструмента, используются только девять нот его неклавишного диапазона.
Дроны, обычно три, установлены на общем ложе и обычно настраиваются по одному из двух шаблонов. Для труб в ля теноровый гул настраивается на низкую «ля» певца (тоника ) , а басовый гул на «ля» на октаву ниже. Часто присутствует и доминантное гудение – это может быть либо баритон, настроенный на квинту выше баса, либо альтовый гуд, настроенный на квинту выше тенора. Для мелодий, сыгранных на 4-й ноте (т. е. в D у певца A), доминирующий дрон можно либо отключить, либо перенастроить на четвертую ноту певца. Большинство производителей предпочитают баритон, а не альт, хотя некоторые используют только бас и тенор. Некоторые производители разработали дроны, совместимые с певцами A и D, так что один инструмент можно использовать с любым певцом. Одним из примеров является стиль «ADAD» с басом, баритоном, тенором и альтом, как показано здесь: [ 3 ] С помощью более длинных слайдов настройки или добавления настроечных шариков (широко используемых на дронах Northumbrian smallpipe) дроны можно легко перенастроить на тон на один или два тона выше. Это позволяет расширить возможности настройки дрона, то есть мелодии можно воспроизводить в номинальных тональностях ля миксолидийский, ре мажор, си минор и, понижая тональность, в соль. Использование более длинных слайдов настройки также используется для преобразования ля и Дроны D превращаются в дроны G и C (или наоборот), что означает, что одним и тем же набором дронов можно играть с певцами в D, C, A и G.
История
[ редактировать ]Первоначально одна из первых задокументированных волынок в Шотландии, наряду с трубками Border, маленькие волынки были популярны в низинных районах Шотландии, вплоть до Абердина. Факты показывают, что они существовали с 15 века (горные трубки могут быть задокументированы только с 15 века в форме, явно отличной от ирландских «варпайпов»), когда они использовались для танцев и развлечений при дворе и замке, позже они стали популярными. среди городских волынщиков и городских менестрелей до начала 19 века, когда упадок городских волынщиков привел к их исчезновению из записей. Будучи сильфонными, они были пригодны для длительной игры. Считается, что сильфонные трубки проникли в Шотландию через Англию и на европейский континент, образцы сохранились на многих рисунках, резьбе и картинах, начиная с 15 века, а в Европе - с 12 века. В истории волынок Коллинсона есть некоторое обсуждение исторических шотландских волынок. [ 4 ] Более надежные исследования и информацию можно получить в книге Хью Чипа «Волынки: национальная коллекция».
Поскольку в непрерывной традиции игры на малых трубках и трубках Border произошел разрыв, им нельзя приписать какой-либо абсолютный, окончательный стиль игры. Однако, согласно свидетельствам сохранившихся рукописных сборников музыки, написанной для этих трубок (особенно Диксона, Пикока и Ридделла), их стиль был построен на вариациях, пробежках и арпеджио, в отличие от сохранившейся музыки Хайленда, которая преобладают стилизованные приемы грациозных нот.
Маленькие трубки чрезвычайно популярны среди волынщиков Хайленда , многие из которых используют их или набор трубок Border как второй инструмент, лучше подходящий для игры в помещении, и играют на них в соответствии с традицией Хайленда. Хотя он в некоторой степени вытеснил неудовлетворительное в музыкальном отношении тренировочное пение Хайленда как относительно тихий репетиционный инструмент для волынщиков Хайленда, он получил широкое распространение в качестве сессионного инструмента, играя как в Хайлендском , так и в низинном (пограничном) репертуаре.
Шотландские волынки были первым широко доступным инструментом, который позволял волынщикам Хайленда участвовать в музыкальных сессиях со скрипачами , флейтистами и другими инструментами, а также аккомпанировать певцам. В число ведущих игроков входят Хэмиш Мур , Иэн Макиннес, Аллан Макдональд, Гэри Уэст, Фред Моррисон , Фин Мур, Бригд Шаимбель , Майкл Родди, Каллум Армстронг, Росс Эйнсли, Гордон Муни, Э.Дж. Джонс, Эйлис Сазерленд, Гленн Кулен, Барри Ширс, а также как покойный Мартин Беннетт .
См. также
[ редактировать ]Список производителей труб малого диаметра и приграничных трубок LBPS
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Маленькие трубы-волынка» . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ «Шотландские волынки» . Хорошие волынки . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ [1] Архивировано 6 января 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Коллинсон, Ф., Волынка, История музыкального инструмента, Routledge & Kegan Paul, Лондон, 1975. ISBN 0710079133