Jump to content

История Риеки

Риека , ранее известная как Фиуме, — город, расположенный в северной оконечности залива Кварнер на севере Адриатики . В настоящее время это третий по величине город Хорватии . Это была часть римской провинции Далмация , а затем Королевства Хорватия . Он рос в XII-XIV веках как морской порт Священной Римской империи , осуществлявший торговлю с итальянскими городами. Под властью Дома Габсбургов с 1466 года он стал свободным городом ; и, хотя он был частью герцогства Карниола , здесь развито местное самоуправление.

В течение 16 и 17 веков Риека подверглась нападению как со стороны турецких , так и со стороны венецианских войск и стала базой для нерегулярных войск Габсбургов, известных как Ускокс . Его морская торговля подавлялась Венецией до конца 17 века, когда был заключен мир, и Габсбурги приступили к развитию города как крупного порта с сахарных заводов открытием и других отраслей промышленности. Риека была присоединена к Венгерскому королевству в 1779 году, сохранив свой автономный статус, хотя Королевство Хорватия также сохраняло претензии.

Между 1809 и 1813 годами Риека была оккупирована наполеоновской Францией как часть Иллирийских провинций . После завоевания Австрией он находился в составе Иллирийского королевства до 1822 года, а затем был возвращен Венгрии. Возобновилось промышленное развитие, был модернизирован порт, создана военно-морская база, построены железные дороги, связывающие город с Венгрией и Сербией. По года Австро-Венгерскому компромиссу 1867 Венгрия получила равный статус с Австрией; а Риека, как главный порт Венгрии, стала конкурентом австрийского порта Триест . Под руководством Джованни де Чотта город был полностью перестроен в конце 19 века. В результате дальнейшего промышленного расширения и иммиграции итальянцы стали самой крупной группой в городе.

После поражения и роспуска Австро-Венгерской монархии в 1918 году Италия и новое Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже Королевство Югославия) предъявили права на Риеку. Переговорам 1919 года на Парижской мирной конференции был прерван переворот, возглавляемый Габриэле Д'Аннунцио , который основал итальянское регентство Карнаро , базировавшееся в городе. В следующем году переворот был подавлен итальянскими войсками, и в соответствии с Рапалльским договором было создано независимое Свободное государство Фиуме . Однако в 1924 году, после того как Бенито Муссолини стал правителем Италии, Риека (как Фиуме) была присоединена к Италии. [ 1 ]

Риека была оккупирована немецкими войсками в 1943 году, после того как Италия пришла к соглашению с союзниками во Второй мировой войне ; и он понес значительный ущерб от бомбардировок союзников. После ожесточенных боев он был захвачен 3 мая 1945 года югославскими войсками и позже был присоединен к Социалистической Республике Хорватия в соответствии с Парижским мирным договором 1947 года . Большая часть итальянского населения бежала или была выселена и впоследствии заменена иммигрантами из других частей Югославии. Риека стала крупнейшим портом Югославии, а секторы экономического роста включали портовые перевозки, нефть и уголь. После распада Югославии в 1991 году Риека стала частью независимой Хорватии , но столкнулась с экономическими трудностями из-за закрытия многих старых отраслей промышленности.

Происхождение

[ редактировать ]

Область Кварнеро (Фиуме еще не упоминалась) входила в состав Священной Римской империи . титулов маркграфов Истрии и герцогов Мерании С приобретением семьей Андехов владение стало называться Мерания ( нем . Meer – «море»), что означает «прибрежное» ( нем . Küstenland ).

Графы Дуино (Тибейн) были феодалами Фиуме с начала XII века до 1337 года. В качестве министров семья Аквилейского Патриархата сыграла решающую роль в распространении немецкого контроля на северное побережье Адриатического моря и предотвращении дальнейшего расширения Республики Венеция . Графы Дуино построили хорошую дорожную сеть вокруг города. Фьюман Терра , их самое важное феодальное владение , доминировала на естественных маршрутах, ведущих от реки Тимаво к заливу Кварнеро. Несколько замков и аванпостов — Сеножече , Готник (Геттенегг) и Прем — охраняли эти сухопутные пути от Кварнеро до Карниолы , части современной Словении. Торговцы приезжали из Каринтии Филлах , Карниолы, Любляны (Лайбах), Штирийского Птуя (Петтау), а также из немецких земель Священной Римской империи.

В Фиуме местная топонимия происходит преимущественно от славяно- хорватского языка . [ нужна ссылка ] Итальянцы приезжали морем из центрально-итальянских портов Адриатики, таких как Фермо , Анкона , Сенигаллия и Венеция , обычно в качестве ремесленников и торговцев. [ нужна ссылка ] Торговля Фиуме связывала немецкие земли с портами центральной Италии. было мало Примечательно, что контактов с Хорватией , что было связано с отсутствием сухопутного сообщения из Фиуме с ее восточными внутренними районами.

В 1399 году территория перешла под власть немецкой семьи Вальзее , последняя из которых продала территорию Габсбургам в 1465 году. Габсбурги владели ею с 1466 по 1776 год, за это время Фиуме получил статус свободного города в составе Герцогство Карниола . Как рейхсфрай город или территория (Фиуме был террой ), город находился под прямой властью императора Священной Римской империи и императорского сейма без какого-либо посредника- сеньора . Преимущества заключались в том, что регионы рейхсфрай имели право самостоятельно собирать налоги и сборы, а также иметь свои собственные судебные суды. Имперская непосредственность соответствовала фактической полунезависимости с далеко идущей автономией. В 1599 году Фиуме стал де-факто независимой городской коммуной, освободившейся от герцогства Карниола, хотя поместья Карниолы продолжали безуспешно требовать своих прав на город – вплоть до их прекращения в 1809 году.

С 1530 года позднесредневековая коммуна управлялась в соответствии со Статутом Фиуме, формально действовавшим до 1850 года. Первый кодифицированный статут сохраняет некоторые черты средневековых хорватских статутов: [ нужна ссылка ] по-прежнему с преобладанием итальянских и венецианских учреждений. Согласно статуту, исполнительная власть находилась в руках большого совета ( Gran Consiglio ) из 50 членов и малого совета ( Piccolo Consiglio ) из 25 патрициев . Капитан был представителем феодала (с 1466 г. эрцгерцога Габсбургов). Местные руководители, ректоры юстиции ( giudici rettori ), должны подчиняться только сеньору – с 1466 года герцогу (впоследствии императору) Дома Габсбургов. Таким образом, в своем местном корпоративном представительстве Фиуме представляла собой смесь традиций местного самоуправления и Reichsfreiheit или Reichsunmittelbarkeit вольных городов Священной Римской империи.

Турецкие войны

[ редактировать ]

К 19 веку Фиуме стал самым важным портом в восточной половине империи Габсбургов, но его начало было скромным: на заре современной эпохи он все еще был небольшим, с населением менее 5000 человек.

После катастрофы битвы при Мохаче в 1526 году Королевство Хорватия и Королевство Венгрия признали суверенитет Габсбургов, чтобы защитить себя от турецкого вторжения. После 1526 года участок территории (прибрежье) к югу от Фиуме и к северу от реки Зрманья принадлежал Австрийскому дому, когда он унаследовал короны Хорватии и Венгрии. Венецианская Далмация включала земли к югу от Каттаро . Таким образом, эти земли постоянно находились на линии фронта, призванной остановить наступление Османской империи, остановившееся у залива Кварнеро .

До конца 17 века монархия Габсбургов обладала по существу территорией, не имеющей выхода к морю, торговля и движение которой следовали по коммерческим путям на север и северо-запад, а Гамбург был главным портом для австрийских товаров. Когда эти маршруты стали уязвимы для растущего прусского государства, монархия начала поворачиваться к своим южным владениям. Торговля Фиуме все еще томилась, поскольку Габсбурги предпочитали Триест для всего австрийского экспорта, а также потому, что сухопутные коммуникации через Фиуме были небезопасными.

С 1469 по 1502 год турецкие нападения на Хорватию и окрестности Фиуме были особенно частыми при почти полном отсутствии какой-либо организованной защиты. Угроза со стороны Османской империи заставляла монархию вести постоянные военные действия и заключать союзы с христианскими государствами, в Венецией том числе с . Таким образом, северная Адриатика функционировала как пограничная территория Османской империи, Венеции и Габсбургов.

На протяжении веков региональная граница была нечеткой и подвижной: хорватское побережье и его внутренние районы были неотъемлемой частью военной границы Габсбургов, которая носила не только оборонительный характер; и чей военный характер ознаменовал этапы общественного развития в этом регионе. Его основной особенностью было то, что различные крепости были укомплектованы регулярными и нерегулярными войсками для постоянных, вялотекущих войн, основным источником дохода которых были набеги. Вторжения вооруженных банд — с османской стороны, нерегулярных гайдуков и ускоков , а также местных пограничных войск ( гренцеров ) — происходили ежедневно.

Вероятно, ни одно явление не описывает бурные события в этом районе лучше, чем пиратство и бандитизм ускоков в северной Адриатике. В течение столетия Ускоки служили нерегулярными войсками в пограничном гарнизоне Габсбургов в Сене . Габсбурги и Папа прославляли роль иррегулярных войск как оплота христианского мира, в то время как для венецианцев (как мирян, так и священников) они были «бандитами и пиратами, худшими, чем турки, и ответственными за бесчисленные злодеяния». [ нужна ссылка ] На протяжении большей части XVI века история Фиуме во многом схожа с историей Ускоков. Фактически, город выжил как торговый порт главным образом благодаря притоку награбленных товаров. Это был мир, где жизнь была нестабильной, а торговля превратилась в рейдерскую экономику. В 1530 году Венеция, зная, что Фиуме является главным «торговым центром» ускоков, разграбила и сожгла город во время карательной экспедиции. Пиратство ускоков стало серьезной дипломатической проблемой между Австрией и Венецией, которая была решена в 1617 году Мадридским договором , по которому император прекратил поддержку ускоков.

Неоднократные попытки императоров Габсбургов расширить и превратить крошечные рыбацкие деревни северной Адриатики в действующие порты ранее терпели неудачу из-за доминирования Венеции, которая контролировала всю Адриатику и яростно сопротивлялась развитию габсбургских портов, что привело к серии разрушительных венецианских оккупаций Фиуме, с 1508 по 1512, 1530, 1599 и, наконец, в 1612 году. Морское сообщение Фиуме свелось к каботажу , поскольку Венеция контролировала маршруты через море. Императоры Габсбургов безуспешно пытались сломить это господство на море, требуя свободного судоходства для всех и формулируя его в договорах и дипломатических соглашениях.

Лишь после поражения турок в конце 17 века можно было предпринять новые попытки. По Карловицкому договору (1699 г.) империя восстановила контроль над обширными равнинами Воеводины и Баната , которые были быстро переданы под прямой контроль Императорской палаты ( Kaiserliche Hofkammer ) Внутренней Австрии , как Имперского Регентства, резиденция которого находилась в Грац для финансирования дальнейших военных действий против османов.

Торговый центр

[ редактировать ]

Истоки торгового центра датируются концом 17 века, когда меркантилизм проник в земли Габсбургов. В 1666 году при императоре Леопольде I в Вене была основана коммерц-коллегия — учреждение, основной функцией которого было инициирование экономических реформ и контроль за их проведением. Основываясь на меркантилистских принципах, вдоль Адриатического побережья должен был быть создан однородный «прибрежный район».

Помимо местных и до того неважных портов Триеста и Фиуме, план также предусматривал интеграцию хорватских территорий, отторгнутых у Османской империи во второй половине 17 века: залива Бакар , Сень и Карлобаг , где Габсбурги конкурировали с могущественными местными землевладельцами, которые начали превращать в порты некоторые прибрежные города, которыми они владели. Зрински ; (Зрины) были самыми могущественными землевладельцами Хорватии и большая часть земель, окружавших Фиуме, а также город Бакар (Буккари) находились в их руках. Они построили порт Буккари, лучшую естественную гавань в этом районе, сравнительно хорошо связанную с внутренними районами. Союз с Венецией и более низкие налоги объясняют успех Буккари, где вскоре рост трафика значительно опередил рост габсбургского порта Фиуме. У Буккари был лазарет, основанный венецианской компанией. Другой семьей были Франкопаны (Франжипане), которые владели и развивали порт Кралевица (Порторе). Эти события внезапно оборвались с появлением Заговор Зринского-Франкопана . После разгрома восстания в 1673 году все эти владения были конфискованы и переданы под контроль Венгерского аулического совета и вскоре переданы Императорской палате Внутренней Австрии .

Уничтожение наиболее могущественных феодальных семей и их экономической мощи означало, что между Веной и портами Адриатики не осталось феодалов, способных конкурировать или нарушать планы Габсбургов по экономическому развитию. Одним из препятствий на пути реализации этих планов была венецианская монополия на Адриатике, которая фактически не позволяла кораблям других стран свободно плавать по этому закрытому морю, известному в то время также как «Венецианский залив». Успех Габсбургов был достигнут при Карле VI . В 1717 году, после очередной победоносной кампании против османов (но на этот раз с Венеции союзником ), Адриатическое море было немедленно объявлено свободным для торговли, и Венеция больше не противостояла ему. В 1718 году был заключен мир с Османской империей, и торговый договор предоставил важные торговые свободы подданным Османской империи и Габсбургов. В 1719 году Триест и Фиуме были объявлены свободными портами империи.

Городская башня с часами в стиле барокко над арочными воротами, соединяющими Корзо с центром города, спроектированная Фильбертом Базаригом в 1876 году.

В 1723 году Гран-Консильо коммуны Фьюман был передан в состав Круга Внутренней Австрии со штаб-квартирой в Граце . Капитан, как представитель императора, обладал исполнительной властью над экономической политикой правительства. Постепенно Фиуме был включен в более широкую институциональную структуру, направленную на экономическое развитие всей империи, и все чаще входил в состав Венгрии. Растущее венгерское влияние отражено в том факте, что Фиуме, как вольный город, принял Прагматическую санкцию в 1723 году, в том же году, что и венгерский сейм и другие земли Габсбургов, в то время как «город-побратим» Триест сделал это десятью годами ранее, в 1713 году. Карл VI намеревался связать Триест с австрийскими землями с оставшимися у него испанскими владениями – Неаполем. Фиуме должен был обеспечить связь с Венгрией и Банатом Темешвар колония испанских изгнанников Новая Барселона . , где должна была быть основана [ 2 ]

Создание Фиуме как связующего звена с Венгрией было поручено Рамону де Вилане Перласу (1663-1741), маркизу де Риальпу, который до своей отставки в 1737 году был государственным секретарем [ es ] при Карле VI, а также руководителем испанский и бельгийский советы, а также координатор дипломатических отношений с итальянскими и бельгийскими форпостами императора. [ 3 ] Проект провалился, но связи между Фиуме и банатом Темешвара оставались прочными. [ 4 ] В 1741 году, во время правления Марии Терезии (1740–1780), в Вене была создана Comercien Ober Directorium (Высшая коммерческая директория) для надзора за всеми торговыми делами империи. В 1745 году Мария Терезия объединила администрации всех портов в рамках Oberste Commerz-Intendenza (Высшего коммерческого управления), которое первоначально было создано ее отцом в 1731 году.

Фиуме, вместо того, чтобы быть kreisamt (районным центром), подчинялся губернию ( губернаторству) и имел Direzione Superiore Commerciale ( Kommerzassesorium ), подчинявшийся Cesarea Regia Intendenza Commerciale per il Litorale в Триесте. С 1748 по 1776 год Интенденца была первым провинциальным имперским учреждением, управлявшим городом. В 1749 году Мария Терезия издала постановление Хаупта, согласно которому гражданский и военный капитан Триеста был передан под контроль Высшего коммерческого директората в Вене. Фактически весь прибрежный регион стал территориальной зависимостью этого нового учреждения, которое специально занималось развитием торговли; и поэтому прибрежная область сильно отличалась от других феодальных провинций. С 1753 года Intendenza Capitanale di Fiume Tersatto e Buccari выполняла заказы своего головного офиса в Триесте. Fiuman luogotenente из Cesarea Regia Luogotenenza Governale del Capitanato di Fiume, Tersatto e Buccari , играл роль капитана, и его юрисдикция простиралась от Москиеницце до Карлопаго . Интенденца передала приказы ректорам юстиции в Фиуме. Тем самым постепенно размывалась автономия местных учреждений (ранее ректоры юстиции возглавляли коммунальную администрацию).

Карл VI также основал в Фиуме институт «привилегированной компании». Целью этой меры было привлечение иностранных инвестиций, однако первые компании контролировались из палаты в Вене и обанкротились. Поворот в делах произошел в 1750 году, когда была основана компания Urban Arnold & Co. со штаб-квартирой в Антверпене . Первоначально оно занималось очисткой сахара, производством поташа, сальных свечей и соленого мяса. Она имела собственный портовый бассейн, а количество сахарных заводов выросло с одного до пяти. К 1754 году компания снабжала монархию сахаром, который стал ее основным товаром торговли. Компания была больше, чем все, что Фиуме видел раньше. В нем работало более 1000 человек, в то время как в городе проживало немногим более 5000 жителей. Компания вдохнула новую жизнь в экономику Фьюмана и открыла множество дочерних компаний (фабрики по производству свечей и веревок и т. д.). Промышленное производство в городе быстро росло: в 1771 году оно оценивалось в 802 582 флорина , в 1780 году — в 2 278 000 фунтов стерлингов. Стоимость импорта в 1771 году составляла 1 187 000 фунтов стерлингов, в 1780 году - 2 781 000 фунтов стерлингов. Экспорт в 1771 году оценивался в 496 000 фунтов стерлингов, в 1780 году - в 1 340 000 фунтов стерлингов; но эта оценка, вероятно, была еще выше, по словам дипломата Рагузы Лука Соркочевич , который в 1782 году останавливался в Фиуме. В своем личном дневнике он оценил добавленную стоимость экономики Фьюмана (исходя из стоимости экспортируемых товаров) в 2,5 миллиона фунтов стерлингов.

Отдельный орган

[ редактировать ]

В 1740-х годах большая часть торговли Паннонской равнины стала проходить через Фиуме, а не через Дубровник (Рагузу), который после отступления Османской империи так и не вернул себе утраченные позиции. После серии официальных актов протеста со стороны венгерских и хорватских земельных владений Иосиф II – во время своего путешествия в 1775–1776 годах через Хорватию, Приморье и Венецию – принял решение об упразднении Litorale Austriaco . В том же году деятельность Provincia Mercantile была приостановлена.

Марии Терезии Рукописным письмом от 2 октября 1776 года город Фиуме и хорватское побережье, которые ранее находились под тем же управлением, что и остальная часть австрийского побережья, были присоединены к королевствам Хорватия и Венгрия. Императрица пожертвовала эти земли в качестве компенсации за те земли, которые были переданы под прямое имперское управление как osterreichische Militargrenze (военная граница) против турок. Первоначально Фиуме предполагалось передать Венгерскому королевству с целью развития его торговли; но поскольку сама Венгрия находилась примерно в 500 километрах (310 миль), согласно закону город был присоединен к Хорватии, территория которой начиналась прямо за городскими стенами.

Граф Йожеф Майлат [ ху ] , действуя в качестве венгерского королевского комиссара, принял город у барона Паскуале Риччи , представителя интендантства из Триеста.

Хотя королевство Хорватия было объединено с королевством Венгрии, и вместе они образовали «Земли Святой Короны Святого Стефана», Фьюмани протестовали; и при поддержке Венгерского совета вице-регентства два с половиной года спустя Мария Терезия (как королева Венгрии) издала королевский рескрипт от 23 апреля 1779 года, согласно которому Фиуме был напрямую присоединен к Венгрии как corpus separatum adnexum. Sacra Hungaricae Coronae (отдельная земля, присоединенная к венгерской короне; т. е. не в составе Хорватии, находившейся лишь в личной унии с Венгрией). Поскольку Фиуме должен был выполнять для Венгрии такую ​​же «эмпоральную» функцию, какую Триест выполнял для земель Габсбургов, венгерские поместья (и, скорее всего, королева) хотели предоставить городу степень институциональной автономии, аналогичную той, которой пользовался Триест.

Согласно рескрипту 1779 года, Фиуме как corpus separatum имел большую автономию, чем королевский вольный город, или comitatus. Это была территория, сопоставимая с другими partes adnexae (присоединенными частями), составляющими Корону Святого Стефана. Таким образом, его положение было сопоставимо с положением королевства : как Триест считался коронной землей наследственных земель Габсбургов ( Эрбланде ), так и Фиуме считался частью придатка венгерской короны.

После рескрипта 1779 года была подготовлена ​​почва для всех последующих политических конфронтаций, которые происходили в Фиуме на протяжении более полутора столетий, а последующая история стала результатом разной интерпретации актов 1776 и 1779 годов. Эти акты представляли собой прецедент. для венгерской конституционной практики, поскольку это был первый случай, когда часть Священной Римской империи (и наследственное феодальное владение Габсбургов) была передана Венгерско-Хорватскому королевству. Поэтому, поскольку хорватские и венгерские сословия имели весьма разные интересы в отношении Фиуме, они по-разному интерпретировали рескрипт.

Тело отделено

С этого момента два королевства не переставали спорить о том, кому следует владеть Фиуме. Фиумани, как третья сторона, дали свое мнение о том, что Фиуме как отдельное тело является автономным. Учитывая институциональную нестабильность, характеризовавшую период с 1779 по 1848 год, это было более или менее верно.

Правительство Фиуме

[ редактировать ]

На территории Фиума должен был образоваться новый комитатус Северин, в который также входили все конфискованные владения семей Франжипане и Зрински , окружавших Фиуме. Поскольку он должен был стать главным венгерским портом, он был отделен от Священной Римской империи и был учрежден губерний , или губернаторство, губернатор которого выбирался из рядов венгерской аристократии, что позволило Фиуме сохранить свой автономный статус. пользовались при Габсбургах. Фиуме был единственным городом в Венгрии (включая Хорватию), где было такое учреждение. Развитие порта потребовало крупных инвестиций, которые могла обеспечить только Венгрия.

Хорваты отказались принять венгерское прочтение рескрипта 1779 года — они отрицали возможность исключения города из окружающей территории, которая уже была оформлена в комитатус . Поскольку хорватские поместья никогда не принимали венгерскую интерпретацию, конституционное положение города всегда было неопределенным. Ситуация изменилась, когда хорватский парламент проголосовал за приостановку существования недолговечного Хорватского наместничества в Вене, прерогативы которого теперь были полностью переданы Венгерскому наместническому совету , который теперь также является высшим административным органом Хорватии.

Фиуме стал административным центром двух очень разных и пересекающихся административных единиц: губерния Фиуме и комитата Северина ( Severinska Županija ), который был неотъемлемой частью Хорватии. Возможно, одновременное существование двух конкурирующих должностей отражает все еще неурегулированный спор между венгерским и хорватским сословиями. Предсказуемый исход этого столкновения наступил в 1787 году, когда Иосиф II распустил графство Северин, подтвердив его преходящий характер, и ввел новую провинцию (вместо установленного комитата дворян): «Венгерское побережье», которое простиралось от Фиуме до Сень. В Фиуме новой провинцией управляла Cesareo Regio Governatorato per il Litorale в Фиуме , тем самым устранив хорватское управление на этом участке земли.

В 1790 году представители Фиуме впервые неофициально приняли участие в собрании венгерского парламента. Они утверждали, что Фиуме был присоединен к Венгрии, однако присоединение трижды откладывалось монархами Габсбургов: в 1790, 1802 и 1805 годах. Наконец, в 1807 году Фиуме формально стал частью Венгрии. Губернатор Фиумана имел право голоса в Палате магнатов Королевского венгерского сейма ( Оршагюлес ), тогда как «депутаты Фиуме» (вероятно, двое, хотя их число еще не было определено законом) имели право голосовать как члены Stände und Orden . Формально Фиуме вошел в состав венгерского Орзага , но фактически этот статус находился под большим сомнением.

Судебная система (1790-е гг.)

[ редактировать ]

В 1790-х годах губерния Фиуме перешла под венгерское управление с точки зрения торговой и экономической политики, но комитатус Загреба по-прежнему сохранял свою компетенцию в вопросах судебной власти и государственного образования. Но эти возможности были незначительными, поскольку в Фиуме высшее образование, первоначально созданное иезуитами в 17 веке, после подавления этого ордена было заменено венграми. Кроме того, в Фиуме судебные полномочия сохранились за местными патрициями; и де-факто комитатус Загреба и хорватские поместья в Фиуме были бессильны, поскольку губерния выступала в качестве апелляционного суда ( Capitanale Consiglio e Sede Криминале ) как для коммерческих, так и для гражданских судов в Фиуме.

Судебная система - Фиуме (1790-е гг.)
Курия Регия ( Будда )
Банальная карта королевств Далмации, Хорватии и Славонии ( Загреб )
Capitanale Consiglio e Sede Crime (при правительстве Фиуме)
Решение CR торговой биржи и морского консульства 1-й инстанции – Риека Капитальный приговор (река)
Произвольное решение Гражданский обычный суд первой инстанции в Фиуме
Примечания:

Иллирийские провинции (1809–1813 гг.)

[ редактировать ]

Стабильность, которая должна была наступить после юридического урегулирования 1807 года, продлилась недолго. Десятилетие после Французской революции стало свидетелем серии войн, в которых участвовали Габсбурги. После двух непродолжительных оккупаций, в 1797 и 1805 годах, в 1809 году было введено французское правительство, при этом Фиуме был включен в «иллирийские провинции», столица которого находилась в Любляне. Город представлял собой особый «район Фиуме» в составе гражданской Хорватии, состоящий из трех районов - Карловац, Фиуме и Сень - с административным центром в Карловаце. [ 5 ]

Французы должны были превратить иллирийские провинции в мост для восточной торговли, поэтому произошло значительное увеличение наземного сообщения с Левантом. После Тильзитского договора (июль 1807 г.) британский флот ввел блокаду Адриатического моря, что остановило торговое судоходство. Это серьезно повлияло на экономику далматинских портовых городов. Англичане со своей базой на острове Лисса вскоре стали хозяевами Адриатики. 22 октября 1810 года попытка совместных французских и итальянских войск захватить остров, удерживаемый британцами, провалилась.

Наполеоновские таможенные службы, базирующиеся исключительно на суше, не могли остановить британских контрабандистов, тем более что они действовали при попустительстве избранных Наполеоном правителей Испании, Вестфалии и других немецких государств, которые столкнулись с острой нехваткой товаров из французских колоний. Эмбарго побудило британских торговцев активно искать новые рынки и заниматься контрабандой в континентальной Европе. В Фиуме Андреа Лодовико де Адамич стал самым богатым и влиятельным купцом. [ 6 ]

В августе 1813 года Австрия объявила войну Франции. Австрийские войска под предводительством генерала Франьо Томашича вторглись в иллирийские провинции. Хорватские войска, зачисленные во французскую армию, перешли на другую сторону. 26 августа 1813 года ирландец Лаваль Ньюджент фон Вестмит , служивший Австрийской империи, освободил город от правления «иллирийской мимолетной славы». [ 7 ]

Реставрация (1814–1848)

[ редактировать ]

Вена не хотела вновь включать в состав «Транссаванскую Хорватию» (или «Иллирию Хорватию»), вероятно, из-за политики Меттерниха в отношении региона. [ 8 ] Во время Реставрации, с 1814 по 1822 год, Фиуме входил в состав эфемерного « Королевства Иллирия ». К концу австрийского правления (1823 г.), включая первый венгерский период (1776–1809 гг.), Фиуме практически не развивался – велись лишь незначительные постройки. Число жителей показывает небольшой рост: в 1777 г. население составляло 5312 человек, в 1819 г. - 8345 человек.

Франциск I приказом от 1 июня 1822 года вернул Фиуме Венгрии, чтобы сформировать центр венгерского побережья ( Littorale Hungaricum ) с портами Буккари, Порторе и Нови. Новый венгерский губернатор Антал Майлат (сын Йожефа Майлата, первого венгерского губернатора Фиуме) вступил во владение 15 октября 1822 года. Император Франциск рескриптом 1822 года сделал Карлштадтский край автономным, а Фиуме восстановил комитатус Северина. [ 9 ]

Фиуме был приглашен для участия в хорватском сейме в Загребе, куда был отправлен Антун Миханович (1796–1861), тогда работавший секретарем губернатора. В 1825–1826 годах Миханович и Андреа Лодовико Адамич (1766–1828) участвовали в венгерском сейме в Пресбурге, где Адамич пытался продвигать проект венгерской коммерческой компании с центром в Фиуме, распространяя меморандум ( eszrevetelek ) с небольшим успехом. После этого Адамыч служил торговым представителем Фиуме с 1827 года до своей смерти в 1828 году. [ 10 ]

Депутаты Фиумана участвовали в качестве наблюдателей в хорватских сеймах 1830 и 1832 годов. Гораздо более важными были венгерские сеймы с 1832 по 1836 год, которые ознаменовали начало периода либеральных реформ в Венгрии. В соответствии со статьей XIX венгерского закона 1836 года судебная власть Фьюмана прочно стала частью венгерской судебной системы, а местный гражданский судья утратил свои судебные полномочия, которые были переданы местному суду Giudizio Civico Distrettuale della fedelissima Città, Porto Franco e Distretto di Fiume («Окружной гражданский суд города верных, Свободного порта и округа Риека»).

После губернаторства Ференца Урменьи [ ху ] (1780–1858, губернатор с 1823 по 1837 год) губернатором стал Пал Кисс де Немскер, а граф Ференц Зичи (1811–1900), который должен был стать венгерским государственным секретарем по торговле в Министерство Сечени с 1848 г. исполнял обязанности заместителя губернатора. После смерти Адамича Джузеппе Чимиотти стал заместителем Фиуме в венгерском сейме, выступая в 1836 году сначала наблюдателем, а затем принимая активное участие в 1843–1844 годах. Одной из его первых задач в качестве депутата вместе с Михаем Хорхи была разработка плана политической модернизации Фиуме при сохранении его автономии в рамках венгерской политической системы. После включения города в венгерскую систему Чимиотти воспользовался просьбой ( Torvenyjavaslat a Hajdúkerületrol 1843/4 ), выдвинутой графством Хайду ( Hajdúság ), которое представляло собой «воинское поместье» внутри венгерского феодального общества, освобожденное в 1604–1606 гг. Иштван Бочкай , лорд Бихара , из-под юрисдикции своих лордов. Как Хайду, Яс и Куманские округа были освобождены от феодальных обязательств по обеспечению военной службы, поэтому Фиуме будет освобожден от предоставления морской службы Венгрии. Чимиотти также воспользовался привилегиями, предоставленными горнякам Гельникбанья (нем. Göllnitz), которым, как баварским поселенцам, приглашенным королем Венгрии, были предоставлены особые привилегии. [ 11 ]

Промышленная революция шла полным ходом: уже в 1827 году была основана бумажная фабрика Smith & Meynier. В 1842 году, чтобы заручиться поддержкой модернизации порта, «торговая депутация» Фиуме направила Ференца Часара лоббировать в обменный двор в Пеште. В 1843 году Йозеф Бейнвиль, французский инженер из Фиуме, повторно предложил старый французский план, который был заказан Адамичем в эпоху иллирийских провинций. Бэнвиль поселился в Венгрии и создал план города Сегед .

В 1842 г. были выдвинуты амбициозные планы развития торговли с Венгрией, Валахией и Банатом; а Чимиотти привлек инженера Марио А. Санфермо, который разработал план соединения Фиуме с железной дорогой Сиссек-Карлштадт и ее продления до Вуковара, таким образом достигая Сербии и Валахии. Железная дорога Фиуме-Вуковар, предназначенная для сдерживания России в контексте Восточного вопроса , была с энтузиазмом поддержана Лайошем Кошутом ; и создание компании – Vukovar-Fiumana Unitae Societatis Pestano Fluminensis ad construendam semitam Ferratam – было проголосовано венгерским парламентом в 1848 году. Известные дебаты между Кошутом и Иштваном Сечени (который посетил Фиуме в 1844 году и решил выделить 260 фунтов стерлингов) 000 фунтов на модернизацию порта) о том, как построить железную дорогу, ведущую из центральной Венгрии в Фиуме, состоялась в Фиуме в 1846 году. В том же году вышла статья Кошута под названием «К морю, венгры! Идите к морю!» была опубликована в периодическом издании Торгового объединения.

В 1846 году Винченцо де Домини (1816–1903) стал профессором местной мореходной школы. Венецианскому патриоту, близкому к кругу Кошута, ему было поручено вместе с Гаспаре Мацовичем и Спиридионе Гопцевичем (1815 – 1861) проект превратить фрегат «Имплакабиле» в венгерский военный корабль. Вооружение корабля, которым командовал де Домини, побудило Елачича 31 августа 1848 года отправить экспедицию хорватских войск для оккупации Фиуме.

Венгерский порт 1870-1918 гг.

[ редактировать ]
Риека около 1900 года.

После создания Австро-Венгрии в результате Компромисса 1867 года Фиуме был присоединен к Венгрии в третий и последний раз в 1870 году. Хорватия имела конституционную автономию в составе Венгрии, но, будучи единственным международным портом Венгрии, город стал независимым корпусом separatum , управляемым прямо из Будапешта назначенным губернатором. Австрийский Триест и венгерский Фиуме конкурировали за морскую торговлю.

Фиуме также имел значительную военно-морскую базу; а в середине 19 века здесь располагалась Австро-Венгерская военно-морская академия [ де ] ( KuK Marine-Akademie), где австро-венгерский флот готовил своих офицеров.

Джованни де Чотта (мэр с 1872 по 1896 год, с кратким перерывом в 1884 году) оказался выдающимся местным политическим лидером. Под его руководством начался впечатляющий этап расширения города, отмеченный крупным развитием портов, чему способствовало общее расширение международной торговли и подключение города (1873 г.) к венгерским и австрийским железнодорожным сетям. Поддержка Венгрии оказалась решающей для развития порта Фиуме, и Чиотта был ключевым человеком в ее обеспечении. После финансового кризиса 1873 года, кульминацией которого стал 1875 год, консервативно-либеральная партия Деака столкнулась с кризисом, из которого она выжила только благодаря слиянию с более многочисленным консервативным левым центром Кальмана Тисы . «Новая» Либеральная партия Венгрии должна была править Венгрией (и Фиуме) с 1875 по 1890 год, отмечая золотые годы Чиотты, которые позже были известны как Идиллия . [ 12 ]

Чиотта возглавил начало впечатляющего этапа расширения города, ознаменовавшегося завершением строительства железной дороги Фиуме-Будапешт, строительством современного порта и созданием современных промышленных и коммерческих предприятий, таких как Королевская венгерская морская навигационная компания. « Адриа » и торпедный завод Уайтхеда. В 1866 году Роберт Уайтхед , менеджер Stabilimento Tecnico Fiumano (австрийской инжиниринговой компании, занимающейся поставкой двигателей для австро-венгерского флота), провел эксперимент с первой торпедой . Вклад Чиотты имел решающее значение, поскольку он финансировал усилия Уайтхеда по созданию жизнеспособной торпеды. Современные промышленные и торговые предприятия, такие как расположенная в каньоне Речина бумажная фабрика, производившая всемирно известную сигаретную бумагу, стали визитной карточкой города.

Население выросло с 21 000 в 1880 году до 50 000 в 1910 году. За это время был построен ряд крупных гражданских зданий, в том числе губернаторский дворец, спроектированный венгерским архитектором Алахосом Хаусманном . В 1885 году было завершено строительство роскошного нового театра по образцу театров в Будапеште и Вене, что привело к политическому кризису для Чиотты в 1884 году из-за затрат на его строительство. Во время службы в армии Чиотта познакомился с Джоном Лирдом , фьюманом английского происхождения. В 1889 году Чотта и Леард инициировали « Piano regolatore» — комплексный план урбанизации города. Новый план предусматривал создание современного коммерческого города, что потребовало бы разрушения большинства старых зданий и дорог и введения регулярной планировки, как это было сделано в Будапеште и других городах того времени. В 1891 году было завершено строительство Акведотто-Чотта , обеспечившего город современной системой водоснабжения и канализации. Чиотта также был основателем нескольких благотворительных учреждений.

В 1896 году «система Чиотта» пережила кризис, когда премьер-министр Венгрии Дежо Банфи инициировал политику централизации. Чиотта, будучи не в состоянии обеспечить равновесие между Фиуме и Венгрией, подал в отставку и ушел в частную жизнь, следуя примеру губернатора Лайоша Грофа Баттяни де Неметуйвара . В ответ Мишель Майлендер при поддержке Луиджи Оссойнака (инициатора создания Королевской венгерской морской навигационной компании «Адрия») основал новую партию, Автономистскую ассоциацию , положив конец правлению Либеральной партии Венгрии в Фиуме.

На рубеже 20-го века будущий мэр Нью-Йорка Фиорелло Ла Гуардиа жил в городе и, как сообщается, даже играл в футбол за местный спортивный клуб.

Итало-югославский спор и Свободное государство

[ редактировать ]
Жители Фиуме приветствуют прибытие Габриэле Д'Аннунцио и его легионеров в сентябре 1919 года, когда в Фиуме проживало 22 488 (62% населения) итальянцев при общей численности населения в 35 839 жителей.

управляемой Габсбургами Распад Австро-Венгрии, , в последние недели Первой мировой войны , осенью 1918 года, привел к созданию в городе конкурирующих хорватских и итальянских администраций; И Италия , и основатели нового Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже Королевства Югославия) претендовали на суверенитет, основанный на их « ирредентистском » («неискупленном») этническом населении.

В ноябре 1918 года международные силы итальянских, французских, сербских, британских и американских войск оккупировали город, и будущее города обсуждалось на Парижской мирной конференции в течение 1919 года. [ 13 ]

Италия основывала свои претензии на том факте, что итальянцы составляли самую большую национальность в городе, составляя 88% населения. Хорваты составляли большую часть оставшейся части, а также составляли большинство в окрестностях, включая соседний город Сушак . [ 14 ] Андреа Оссойнак , которая была последним делегатом от Фиуме в венгерском парламенте, была допущена на конференцию как представитель Фиуме и по существу поддержала претензии Италии.

10 сентября 1919 года был подписан Сен-Жерменский мирный договор , по которому Австро-Венгерская монархия объявила о роспуске. Переговоры о будущем города были прерваны два дня спустя, когда отряд итальянских националистических нерегулярных формирований во главе с поэтом Габриэле д'Аннунцио силой захватил контроль над городом; д'Аннунцио в конце концов основал государство, итальянское регентство Карнаро . [ 15 ]

Возобновление премьерства Италии либералом Джованни Джолитти д'Аннунцио в июне 1920 года сигнализировало об ужесточении официального отношения к перевороту . 12 ноября Италия и Югославия заключили Рапалльский договор , согласно которому Риека должна была стать независимым государством, Свободным государством Фиуме , под режимом, приемлемым для обеих сторон. [ 16 ] Ответ Д'Аннунцио был характерно ярким и сомнительным: его объявление войны Италии повлекло за собой бомбардировку итальянскими королевскими войсками, которая привела к его сдаче города в конце года после пятидневного сопротивления. Итальянские войска пришли к власти в январе 1921 года. Выборы учредительного собрания территории под руководством автономистов не положили конец раздорам: краткий захват власти итальянскими националистами был прекращен вмешательством итальянского королевского комиссара и непродолжительным жил местный фашистский захват в марте 1922 года, закончившийся третьей итальянской военной оккупацией. Семь месяцев спустя Италия сама попала под власть фашистов.

Фиуме под властью фашистов

[ редактировать ]

Период дипломатической вражды завершился Римским договором (27 января 1924 г.), по которому Фиуме был передан Италии, а Сушак - Югославии с совместным управлением портом. [ 17 ] Официальная итальянская аннексия (16 марта 1924 г.) положила начало двадцатилетнему итальянскому правительству, за которым последовали двадцать месяцев немецкой военной оккупации во Второй мировой войне. В 1938 году Темистокле Теста , префект из Удине префектом провинции Карнаро стал .

Риека во Второй мировой войне

[ редактировать ]
Риека под бомбардировкой самолетов Королевских ВВС , 1944 год.

После капитуляции Италии союзникам в сентябре 1943 года Риека и прилегающие территории были оккупированы Германией , став частью прибрежной зоны Адриатического моря . Из-за своей промышленности (нефтеперерабатывающий завод, торпедный завод, верфи) и портовых сооружений город был объектом частых англо-американских воздушных атак. Некоторые из самых страшных нападений произошли 12 января 1944 года (нападение на нефтеперерабатывающий завод в рамках Нефтяной кампании ). [ 18 ] 3–6 ноября 1944 г., когда в результате серии атак погибло не менее 125 человек, и с 15 по 25 февраля 1945 г. (200 убитых, 300 раненых). [ 19 ] Район гавани был разрушен отступающими немецкими войсками в самом конце войны. Югославские войска вошли в город 3 мая 1945 года после тяжелых боев.

Изгнание итальянцев после Второй мировой войны

[ редактировать ]

После войны судьба города снова была решена сочетанием силы и дипломатии. продвинулись на запад до Триеста На этот раз (начало мая 1945 года) югославские войска в своей кампании против немецких оккупантов . Таким образом, Риека стала хорватской (то есть югославской), и эта ситуация была официально оформлена Парижским мирным договором от 10 февраля 1947 года между Италией и союзниками военного времени. Как только смена суверенитета была официально оформлена, 58 000 из 66 000 италоязычных (известных по-итальянски как esuli или изгнанники) были более или менее поспешно вытеснены различными способами из города. Дискриминация и преследования, которым многие из них подверглись со стороны югославских чиновников в последние дни Второй мировой войны и первые девять лет мира, остались болезненными воспоминаниями. Казни без суда и следствия предполагаемых фашистов (которые порой были доказанными антифашистами), итальянских государственных служащих, военных чиновников и даже обычных гражданских лиц; ограниченные террористические акты; тюремное заключение; а потеря работы и государственных должностей вынудила большинство этнических итальянцев покинуть Риеку, чтобы избежать дальнейшего насилия. Триестский кризис 1954 года дал югославским властям последний предлог лишить местное италоязычное население большей части оставшихся прав и провести более радикальную и успешную ассимиляцию оставшихся итальянцев в новое югославское большинство.

Внутри Югославии

[ редактировать ]

Из-за своей важности для страны судостроительная промышленность с 1947 по 1954 год находилась в ведении Министерства национальной обороны. В 1948 году главная верфь, переименованная в Май 3 (3 мая), должна была стать базой восстанавливаемой судостроительной промышленности. В 1949 году спущен на воду первый послевоенный югославский корабль MB Zagreb дедвейтом 4000 тонн . Наряду с судостроительной промышленностью будет развиваться и производство морской техники. После реконструкции торпедный завод приступил к выпуску дизельных двигателей. Бывший завод черепов, ныне Светлост, занимался производством электронавигационного оборудования, а завод Рикарда Бенчича производил водные суда и другое вспомогательное оборудование. В 1948 году нефтеперерабатывающий завод вернулся к довоенному производству, переработав 110 000 тонн; в начале пятидесятых годов он мог перерабатывать 200 000 тонн нефти. В то время он удовлетворял 37,6% потребностей страны.

С 1960 по 1990 год Риека была городом, который стремился к величайшим достижениям и оснастил тяжелую промышленность, мечтая об утопическом завтрашнем дне. После Эдо Ярдаса мэрами были Франьо Широла (1959–1964), Никола Павлетич (1964–1968), Драгутин Харамия (1968–1969), Неда Андрич (1969–1974), Никола Павлетич во второй раз (1974–1979). , Вилим Мульц (1979–1982), Йосип Штефан (1982–1984), Здравко Саршон (1985–1987) и Желько Лужавец (1988–1993). Большинство мэров были выходцами из небольших городов, расположенных в непосредственной близости.

Грузопоток портового комплекса увеличился с 420 тыс. тонн в 1946 году до более 20 млн тонн в 1980 году. Порт осуществлял более 50% грузоперевозок по стране и около 80% - морского транзита. В 1980 году через Риеку проходило 20% экспорта из Хорватии и 10% экспорта из Югославии . В 1980 году, когда торговый флот был на пике своего развития, грузоподъемность Риеки составляла 500 000 тонн. Юголиния была крупнейшей судоходной компанией страны, а Ядролиния имела 49 судов и осуществляла перевозки пассажиров на паромах. В промышленности в этом году было занято около 23 тысяч человек. Свыше 80% общего промышленного производства приходится на энергетику (электроэнергетика, нефтепереработка, уголь), а также судостроение. Это, в сочетании с небольшим количеством готовой продукции, объясняет, почему промышленность Риеки рухнула в начале 1990-х годов. В 1982 году насчитывалось 92 489 сотрудников при населении в 193 000 человек. Нефтеперерабатывающий завод переработал 8 миллионов тонн – 28% общего оборота страны. Завод базировался в Урине с 1966 года. В восьмидесятые годы началось строительство нефтехимического комплекса в Начался Омишаль , который позже понес одни из самых больших потерь в стране. На верфи Maj 3 обслуживалось около трети судостроительной отрасли. Пик производства был достигнут между 1971 и 1975 годами, когда было построено 32 судна общим водоизмещением более 1 200 000 брутто-тонн. Эти суда предназначались в основном на экспорт. В восьмидесятые годы были построены лодки меньшего размера, а производство увеличилось до 7000 рабочих верфи, а Maj 3 стала крупнейшей компанией в Риеке. В то же время верфь Виктора Ленаца в Мартинщице стала крупнейшей ремонтной верфью в Средиземноморье.

Развитие металлообрабатывающей промышленности было связано с потребностями судостроения. Так, «Вулкан» производил краны для корабельных насосов «Рикард Бенчич», «Торпедо» производил дизельные двигатели и тракторы, «Раде Кончар» строил электрогенераторы, а «Металографический комбинат» занимался производством металлической упаковки для нужд нефтеперерабатывающего завода. Гражданское строительство расширялось до такой степени, что в 1981 году в таких кооперативах, как «Приморье», «Ядран», «Кварнер» и «Конструктор», работало около 10 000 рабочих. Более 6 000 из них занимались торговлей с «Бродокомерц». Это отразилось на строительстве многих новых жилых домов в городе, таких как пять зданий в Шкуринье, все высотой 26 этажей.

Здание Геталдуса на Корзо, спроектированное Зденко Колацио (1949 г.), открывает период современной архитектуры. Йосип Улик спроектировал здание Социального страхования. Игорь Эмили создал проекты улиц Ужаршка (1959 г.) и Шпорерова (1968 г.), универмага «Вартекс» (1975 г.), банка «Ри-Адрия» (1986 г., позже Югобанка) в старой части города, а также дома «Крас» (1964 г.). ) и здания Бродоматериал II (1970 г.) на Корзо. Ада Феличе-Рошич спроектировала магазин Korzo (1972 г.) с фасадом, выходящим на старую часть города, а Нинослав и Вера Кучан спроектировали универмаг RI (1974 г.). Ряд офисных зданий - работа Владимира Грубешича: Jadroagent (1977–1984), Delta (1983–1984), Privredna Banka Zagreb (1986) и Jadrosped – все они расположены в старой части города, а также Хорватия. Линии (1982–1992). Одним из наиболее заметных достижений стало строительство банка «Риечка» по проекту Казимира Оштроговича (1966 г.). Музей Революции (ныне Муниципальный музей) был спроектирован Невеном Шегвичем (1976 г.), а офисная башня в HPT-Centar Kozala была спроектирована Н. Кучаном и В. Антоловичем (1975 г.). Архитектор Борис Магаш является проектировщиком двух крупных зданий: юридического факультета (1980 г., совместно с Ольгой Магаш) и церкви Святого Николая (1981–1988 гг.).

В пределах независимой Хорватии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Риека | Хорватия» . Британская энциклопедия . Проверено 21 апреля 2021 г.
  2. ^ Алькоберро, Агусти (май 2008 г.). Sapiens (Узнай свою историю) № 67: Новая Барселона: город изгнанников 1714 года (на каталонском языке). Sàpiens Publications, Revue, Барселона.
  3. ^ Хохдлингер, Майкл (2003). Войны возникновения Австрии: война, государство и общество в Габсбургской монархии, 1683-1797 гг . Пирсон Образование. п. 224. ИСБН  9780582290846 . Проверено 26 августа 2012 г.
  4. ^ Колин Томас, Анатомия колонизационной границы: Банат Темешвара , Ежегодник истории Австрии, 19–20 (1983–1984), стр. 7–8. (по-английски)
  5. ^ Вьеццоли, Джузеппе. Фиуме во время французского господства (1809-1813), Фиуме. Журнал исследований Фиуме , XIII-XIV годы, 1935-1936, стр. 23-99.
  6. ^ Авакумович, Иван. «Эпизод континентальной системы в иллирийских провинциях», Журнал экономической истории , Vol. 14. № 3 (лето 1954 г.), стр. 254-261.
  7. ^ Антоляк, Степан. «Докосавская Хорватия и вопрос ее воссоединения (1813–1822)», у Степана Антоляка, Степан. 1994. Хорваты в истории , Сплит, Книжевни круг, 1992.
  8. ^ Андич Эржебет. 1973. Меттерних и венгерский вопрос , Академия Киадо, Будапешт.
  9. ^ Зик, Игорь. Краткая история города Риека , Адамич, Риека, 2007.
  10. ^ Риккардо Гиганте , «Отрывок из переписки Л. А. Адамича с лейтенантом маршалом Лавалем Ньюджентом», Фиуме (XV-XVI) 1937-1938, с. 131.
  11. ^ Клингер, Уильям (2011). «Джузеппе Людовико Чимиотти (1810-1892) и проблематичные истоки историографии Риеки» ( PDF) . Река. Журнал адриатических исследований (на итальянском языке). 24 :49–64 . Проверено 31 августа 2022 г.
  12. ^ Деполи Аттилио, Союз Фиуме с венгерской короной и его законодательный «процесс», Год Фиуме X, N.3-4, июль-декабрь 1963 г., стр. 97.
  13. ^ Станислав Краков, Прибытие сербской армии в Риеку и Северную Адриатику, Белград: Ядранска Страза , 1928/29; Прибытие сербской армии в Фиуме и Северную Адриатику
  14. ^ Аноним, 1919. Река-Фиуме: заметки по истории, языку и статистике, Белград.
  15. ^ Ледин, Майкл А. 1977. Первый дуче. Д'Аннунцио в Фиуме, Балтиморе и Лондоне: Издательство Университета Джона Хопкинса.
  16. ^ Федерцони, Луиджи. договор 1921 года. Рапалльский , Болонский и Заничеллиский
  17. ^ Бенедетти, Джулио. Мир Фиуме , Болонья, Заничелли, 1924 год.
  18. ^ «Состав 317-й бомбардировочной эскадрильи» . Веб-сайт Майка Лама, посвященный фильмам «B-17: Королева небес» и «В огне» . Проверено 27 мая 2021 г.
  19. ^ Как Киебитц затонул?, Славко Сузич, Susacka Revija 54/55, 2007, см. [1] (на хорватском языке)

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd0df00a4fc928ed02cbdbbbdd071a57__1713810240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/57/fd0df00a4fc928ed02cbdbbbdd071a57.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Rijeka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)