Гусеничный кран

( Гусеничный кран лат . Magna rota ) представляет собой деревянное , приводимое в движение человеком подъемно-опускающее устройство . В основном он использовался в римский период и в средние века при строительстве замков и соборов . Часто тяжелый заряд поднимается по мере того, как человек идет внутри крана с гусеничными колесами. Веревка , прикрепленная к шкиву, на шпиндель за счет вращения колеса поворачивается , что позволяет устройству поднимать или опускать прикрепленный поддон .
История
[ редактировать ]Древний Рим
[ редактировать ]Римский кран Полиспастон , от древнегреческого πολύσπαστον (полуспастон, «составной шкив»), при работе четырех человек с обеих сторон лебедки , мог поднять 3000 кг . В случае замены лебедки беговым колесом максимальная нагрузка даже увеличилась вдвое до 6000 кг при наличии только половины экипажа, поскольку беговое колесо обладает гораздо большим механическим преимуществом из-за своего большего диаметра . Это означало, что по сравнению со строительством древнеегипетских пирамид , где для перемещения 2,5-тонного каменного блока по пандусу требовалось около 50 человек (50 кг на человека), грузоподъемность римского Полиспастона оказалась в 60 раз выше. более эффективный (3000 кг на человека). [1] Сохранились два рельефа римских гусеничных кранов, Хатериев надгробие конца первого века нашей эры особенно детализировано . В De Architectura содержится описание крана Полиспастон.
Для более крупных масс (до 100 т) римские инженеры соорудили деревянную подъемную башню — прямоугольную эстакаду , которая была сконструирована таким образом, чтобы колонну можно было поднять вертикально в середине конструкции с помощью шпилей с приводом от человека и животных, установленных на земля вокруг башни. [2]
Средний возраст
[ редактировать ]
В эпоху Высокого Средневековья гусеничный кран был вновь широко распространен после того, как эта технология вышла из употребления в Западной Европе с распадом Западной Римской империи . [3] Самое раннее упоминание о беговом колесе ( magna rota ) вновь появляется в архивной литературе во Франции около 1225 года. [4] за которым следует иллюминированное изображение в рукописи , вероятно, также французского происхождения, датируемой 1240 годом. [5] В судоходстве самое раннее использование портовых кранов зарегистрировано в Утрехте в 1244 году, Антверпене в 1263 году, Брюгге в 1288 году и Гамбурге в 1291 году. [6] в то время как в Англии беговое колесо не упоминалось до 1331 года. [7]
Как правило, вертикальную транспортировку можно осуществлять более безопасно и недорого с помощью кранов, чем обычными методами. Типичными областями применения были гавани , шахты и, в частности, строительные площадки, где гусеничный кран играл решающую роль в строительстве высоких готических соборов . Тем не менее, как архивные, так и графические источники того времени предполагают, что недавно появившиеся машины, такие как ступичные колеса или тачки, не полностью заменили более трудоемкие методы, такие как лестницы , ходы и тачки. Скорее, старая и новая техника продолжали сосуществовать на средневековых строительных площадках. [8] и гавани. [6]
Помимо ступичных колес, средневековые изображения также показывают краны, приводимые в движение вручную с помощью лебедок с расходящимися спицами , кривошипов , а к 15 веку также с помощью лебедок, имеющих форму корабельного штурвала . Для сглаживания неравномерностей импульса и преодоления «мертвых зон» в процессе подъема, маховики . как известно, еще в 1123 году применяются [9]
Точный процесс повторного внедрения крана с беговым колесом не описан. [4] хотя его возвращение на строительные площадки, несомненно, следует рассматривать в тесной связи с одновременным подъемом готической архитектуры . Новое появление крана с беговым колесом могло быть результатом технологического развития лебедки, на основе которой произошло структурное и механическое развитие бегового колеса. С другой стороны, средневековое беговое колесо может представлять собой преднамеренное переосмысление своего римского аналога, взятого из Витрувия » «Об архитектуре , которое было доступно во многих монастырских библиотеках . Его повторное внедрение, возможно, также было вдохновлено наблюдением за трудосберегающими качествами водяного колеса , с которым ранние ступичные колеса имели много структурных сходств. [7]
Структура и размещение
[ редактировать ]
Средневековое ступичное колесо представляло собой большое деревянное колесо, вращающееся вокруг центральной оси , с шириной колеи, достаточной для того, чтобы двое рабочих могли идти бок о бок. В то время как более раннее колесо «компасного рычага» имело спицы, непосредственно ввинченные в центральный вал, более продвинутый тип «зажимного рычага» имел рычаги, расположенные в виде хорд на ободе колеса. [10] давая возможность использовать более тонкий вал и обеспечивая, таким образом, большее механическое преимущество. [11]
Вопреки распространенному мнению, краны на средневековых строительных площадках не размещались ни на чрезвычайно легких строительных лесах, использовавшихся в то время, ни на тонких стенах готических церквей, которые были неспособны выдержать вес подъемной машины и груза. Скорее всего, на начальных этапах строительства краны размещались на земле, часто внутри здания. Когда был достроен новый этаж и массивные связующие балки крыши соединили стены, кран разобрали и собрали на балках крыши, откуда его перемещали из пролета в пролет при строительстве сводов. [12] Таким образом, кран «рос» и «бродил» вместе со зданием, в результате чего сегодня все сохранившиеся строительные краны в Англии находятся в церковных башнях над сводом и под крышей, где они оставались после постройки здания для доставки наверх материала для ремонта. . [13]
Реже на средневековых иллюминациях также изображены краны, установленные на внешней стороне стен, а подставка машины прикреплена к бревнам. [14]
Механика и работа
[ редактировать ]
В отличие от современных кранов, средневековые краны и подъемники во многом похожи на свои аналоги в Греции и Риме. [15] - в первую очередь были приспособлены для вертикального подъема и не использовались для перемещения грузов на значительные расстояния по горизонтали. [12] Соответственно, подъемные работы на производстве были организованы иначе, чем сегодня. При строительстве зданий, например, предполагается, что кран поднимал каменные блоки либо снизу прямо на место, либо снизу прямо на место, [12] или из места напротив центра стены, откуда можно было доставить блоки для двух команд, работающих на каждом конце стены. [15] Кроме того, мастер крана, который обычно отдавал приказы рабочим на беговых колесах снаружи крана, мог управлять движением крана вбок с помощью небольшой веревки, прикрепленной к грузу. [16] Поворотные краны, которые позволяли вращать груз и поэтому особенно подходили для работы в порту, появились еще в 1340 году. [17] В то время как блоки тесаного камня поднимались непосредственно с помощью пращи, зажима Льюиса или дьявола (нем. Teufelskralle ), другие предметы предварительно помещались в контейнеры, такие как поддоны , корзины , деревянные ящики или бочки . [18]
Примечательно, что средневековые краны редко имели храповые механизмы или тормоза, предотвращающие движение груза назад. [19] Это любопытное отсутствие объясняется высокой силой трения, действовавшей в средневековых ступичных колесах, которая обычно не позволяла колесу выйти из-под контроля. [16]
Использование гавани
[ редактировать ]
Согласно «современному состоянию знаний», неизвестному в древности, стационарные портовые краны считаются новой разработкой средневековья. [6] Типичный портовый кран представлял собой поворотную конструкцию, оснащенную двойными ступичными колесами. Эти краны были размещены у причалов для погрузки и разгрузки грузов, где они заменили или дополнили старые методы подъема, такие как качели , лебедки и верфи . [6]
Можно выделить два разных типа портовых кранов с разным географическим распространением: в то время как козловые краны, которые вращались на центральной вертикальной оси, обычно встречались на фламандском и голландском побережье, в морских и внутренних гаванях Германии обычно использовались башенные краны с лебедкой и беговыми колесами. Расположен в прочной башне, в которой вращаются только стрела и крыша. [20] Портовые краны не были приняты в Средиземноморском регионе и высокоразвитых итальянских портах, где власти продолжали полагаться на более трудоемкий метод разгрузки товаров с помощью пандусов и после средневековья. [21]
В отличие от строительных кранов, скорость работы которых определялась относительно медленным продвижением каменщиков, портовые краны обычно имели двойные ступичные колеса для ускорения погрузки. Два беговых колеса, диаметр которых оценивается в 4 м или больше, были прикреплены к каждой стороне оси и вращались вместе. [6] Их грузоподъемность составляла 2–3 тонны, что, видимо, соответствовало обычному размеру морского груза. [6] Сегодня, согласно одному исследованию, по всей Европе все еще сохранились пятнадцать портовых кранов доиндустриальной эпохи. [22] Некоторые портовые краны специализировались на установке мачт на недавно построенные парусные суда, например, в Данциге , Кельне и Бремене . [20] Помимо этих стационарных кранов, плавучие краны , которые можно было гибко использовать по всему портовому бассейну. к 14 веку стали использоваться [20]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Оригинал
[ редактировать ]Кран с гусеничным колесом сохранился в Честерфилде , Дербишир , и находится в музее. Он датируется началом XIV века и размещался на вершине церковной башни до своего сноса в 1947 году. Он был реконструирован в музее к его открытию в 1994 году.
Сохранившийся гусеничный кран в Гилдфорде , графство Суррей , Великобритания . Он датируется концом 17 или началом 18 века и раньше стоял на Фрайри-стрит. Он был перенесен в 1970 году, последний раз использовался ок. 1960 г. Перевозка материалов для Гилфордского собора . Это запланированный древний памятник и здание, внесенное в список памятников архитектуры II * . [23]
Сохранившийся гусеничный кран в Харвиче , Эссекс , Великобритания. Он был построен в 1667 году и раньше стоял на Военно-морской верфи. Его перевезли в Харвич-Грин в 1932 году. Кран имеет на оси два беговых колеса диаметром 16 футов (4,88 м) и шириной 3 фута 10 дюймов (1,17 м). Диаметр 13 + 1 ⁄ 2 дюйма (340 мм). Это единственный двухколесный кран с ходовым колесом в Великобритании. [24] Кран является памятником архитектуры II* категории. [25]
-
Колесный кран Гилфорда
-
Колесный кран Harwich
Реконструкции
[ редактировать ]Реконструкцию гусеничного крана 13-го века можно увидеть в действии в замке Геделон , Треньи , Франция . Он используется для подъема раствора, щебня, блоков тесаного камня и древесины. Целью замка Геделон является строительство замка-крепости, используя только методы и материалы средневековой Франции 13-го века. [26]
-
Бегучий кран или «беличья клетка» в замке Геделон.
Журавлиные ворота ( польский : Brama Żuraw ) ( нем . Krantor ), Гданьск были построены до 1366 года. Они были разрушены советскими войсками во время боев за город в начале 1945 года. Кирпичная конструкция сохранилась, деревянные части были восстановлен.
-
Гданьский кран
Реконструкция двухколесного гусеничного крана используется в Пражском Граде, Чехия . [27]
Кран с беговым колесом использовался в фильме «Эван Всемогущий» , когда Эван пожаловался Богу, что ему нужен кран, чтобы построить Ковчег в пригороде Вашингтона, округ Колумбия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Dienel & Meighörner 1997 , с. 13
- ^ Ланкастер 1999 , стр. 426–432.
- ^ Маттис 1992 , с. 514
- ^ Перейти обратно: а б Маттис 1992 , с. 515
- ^ Маттис 1992 , с. 526
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Матеус 1996 , с. 345
- ^ Перейти обратно: а б Маттис 1992 , с. 524
- ^ Маттис 1992 , с. 545
- ^ Маттис 1992 , с. 518
- ^ Маттис 1992 , стр. 525f.
- ^ Маттис 1992 , с. 536
- ^ Перейти обратно: а б с Маттис 1992 , с. 533
- ^ Маттис 1992 , стр. 532 и далее.
- ^ Маттис 1992 , с. 535
- ^ Перейти обратно: а б Коултон 1974 , с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Динель и Мейхёрнер 1997 , с. 17
- ^ Маттис 1992 , с. 534
- ^ Маттис 1992 , с. 531
- ^ Маттис 1992 , с. 540
- ^ Перейти обратно: а б с Матеус 1996 , с. 346
- ^ Матеус 1996 , с. 347
- ^ Это Берген, Стокгольм, Карлскрона (Швеция), Копенгаген (Дания), Харвич (Англия), Гданьск (Польша), Люнебург, Стаде, Оттерндорф, Марктбрайт, Вюрцбург, Острих, Бинген, Андернах и Трир (Германия). См. Матеус 1996 , с. 346
- ^ Историческая Англия . «КОЛЕСНЫЙ КРАН, МИЛБРУК (западная сторона), ГИЛДФОРД, ГИЛДФОРД, СЕРРЕЙ (1377866)» . Список национального наследия Англии . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ «Колёсный кран» . Харвичское общество . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Историческая Англия . «СТАРЫЙ КРАН МОРСКОЙ ВЕРФИ, ХАРВИЧ-ЗЕЛЕНЫЙ, ХАРВИЧ, ТЕНДРИНГ, ЭССЕКС (1187899)» . Список национального наследия Англии . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Том Скотт (26 сентября 2022 г.). «Я думал, что кран с беговой дорожкой был вымышленным» – через YouTube .
- ^ «Средневековый кран с приводом от человека в Пражском Граде» . Радио Прага. 5 сентября 2006 г. Проверено 28 октября 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Динель, Ганс Людгер; Мейхёрнер, Вольфганг (1997), "Der Tretradkran", издание Немецкого музея (серия истории технологий) (2-е изд.), Мюнхен
- Коултон, Дж. Дж. (1974), «Лифтинг в ранней греческой архитектуре», Журнал эллинских исследований , 94 : 1–19, doi : 10.2307/630416 , JSTOR 630416
- Ланкастер, Линн (1999), «Строительство колонны Траяна», Американский журнал археологии , 103 (3): 419–439, doi : 10.2307/506969 , JSTOR 506969
- Матеус, Майкл (1996), «Средневековые портовые краны», в Линдгрене, штат Юта (ред.), Европейские технологии в средние века. От 800 до 1400. Традиции и инновации (4-е изд.), Берлин: Gebr Mann Verlag, стр. 345–348, ISBN. 3-7861-1748-9
- Мэттис, Андреа (1992), «Средневековые ступичные колеса. Взгляды художников на строительство зданий», Technology and Culture , 33 (3): 510–547, doi : 10.2307/3106635 , JSTOR 3106635
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с гусеничными кранами, на Викискладе?