Оптиган
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2009 г. ) |

Оптиган предназначенный ( разновидность оптического органа ) — электронный клавишный инструмент, для потребительского рынка. Название происходит от того, что инструмент использует предварительно записанные оптические звуковые дорожки для воспроизведения звука. Более поздние версии (построенные по лицензии и ориентированные на профессиональный рынок) продавались под названием Orchestron . [ 1 ] [ 2 ]
История производства
[ редактировать ]Инженерные работы над проектом начались в 1968 году, а первые патенты были выданы в 1970 году. Optigan был выпущен в 1971 году Optigan Corporation, дочерней компанией производителя игрушек Mattel, Incorporated из Эль-Сегундо, Калифорния, с производственным заводом, расположенным неподалеку в Комптоне, Калифорния . Сохранился по крайней мере один телевизионный рекламный ролик той эпохи, в котором изображен Оптиган, продемонстрированный актером Карлом Бетцем. [ 3 ] (наиболее известен по роли отца в «Шоу Донны Рид »). Optigan рекламировался как минимум в одном каталоге Sears-Roebuck. Все права на Optigan, формат диска и все предыдущие диски были проданы в 1973 году компании Miner Industries из Нью-Йорка , производителю органов, которая создала дочернюю компанию Opsonar для его производства. Какое-то время продажи Miner были рекордными, отчасти благодаря Opsonar. Однако вскоре после этого продажи упали, и производство Optigan и его дисков было прекращено в 1976 году.
Внешний вид и конструкция
[ редактировать ]
Optigan выглядел как уменьшенная версия электронных органов того времени. Различные конструкции кабинетов и соответствующие им скамейки были имитированы деревом, изготовлены из формованного пластика, который производитель назвал «Temperite», и отделаны соответствующей тканью решетки динамика, а иногда и блоками реверберации внутри устройства. Механический ревербератор и шкафы с отделкой из натурального дерева были доступны в качестве опций за дополнительную плату; Регулятор реверберации на оборудованных таким образом устройствах расположен под выключателем питания. Оптиганы без реверберации оснащены металлической пластиной с рельефной надписью «Stereophonic», которая скрывает неиспользуемое отверстие. Устройства, оснащенные реверберацией, имели немного другую табличку с надписью «REVERB Stereophonic», прикрепленную сразу слева от кулисных переключателей и над выключателем питания. По данным optigan.com , было изготовлено два прототипа пиано-бара. Optigan играл в стерео режиме через два полупроводниковых усилителя, при этом правая клавиатура была назначена на правый канал инструмента, а аккорды и эффекты - на левый.
Формат оптического диска
[ редактировать ]

Система воспроизведения Optigan функционировала во многом аналогично хранению и чтению оптической звуковой дорожки , которая используется в кинофильмах: с помощью лампочки для подачи питания на ряд фотодиодов на противоположной стороне вращающихся 12-дюймовых дисков с прозрачной пластиковой пленкой (официально называемых как «Программные диски»), закодированные с помощью пятидесяти семи концентрических оптических дорожек, затем система преобразовывала аналоговые сигналы на диске в аудиосигнал. Откидная дверца под клавиатурой открывала доступ к диску. область загрузки дисков слева от устройства и область хранения дисков справа загружались путем простого вставления их на покрытую войлоком платформу; V-образный вырез на передней панели облегчал выравнивание при включении питания. был установлен, передняя крышка закрылась, шпиндель зацепился за центральное отверстие диска, а натяжное колесо с приводом от двигателя вращало диск на шпинделе. Сам выключатель питания был механически связан с системой привода диска, опуская переднюю панель. шпиндель и отключил питание инструмента, что позволяет заменять диски с программами без необходимости полного выключения питания. В комплект каждого Optigan входит широкий плоский белый пластиковый чистящий инструмент с фиолетовой чистящей поверхностью, имитирующей бархат, позволяющий периодически очищать фотоэлектрический элемент, расположенный рядом с задней частью прибора.
Тридцать семь треков представляли собой продолжительные или неоднократно ударные ноты в тембре через стандартную трехоктавную фортепианного типа клавиатуру определенного инструмента и игрались правой рукой ; двадцать один из них представлял собой живую группу или солиста, играющего аккорды в разных тональностях , расположенных по кругу квинт , в частности, си-бемоль, фа, до, соль, ре, ля и ми мажор , минор и уменьшенные , и игрались левой рукой. рука во многом напоминает аккордовый орган или аккордеон . Остальные пять были назначены на кулисные переключатели над кнопками аккордов и включали (в зависимости от рассматриваемого диска) перкуссию , звуковые эффекты , вступления, вампы и концовки, синхронизированные с кнопками аккордов. Нажатие кулисных переключателей вверх фиксирует их на месте для использования с перкуссией; нажатие вниз позволяло кратковременно использовать вампы, вступления и концовки.

Не все кнопки аккордов имели свои собственные назначения треков, в результате чего на шестидесяти трех кнопках, клавишах и переключателях было всего пятьдесят семь звуков. В диски также был встроен оптический метроном , который показывался красным мигающим светом для сильной доли и белым для сильной доли внутри значка Optigan над клавиатурой. Преимущества этой уникальной оптической системы воспроизведения заключались в том, что диапазон тембров Optigan можно было бесконечно расширять и что не было ограничений на продолжительность ноты, как это было в аналоге Optigan профессионального уровня, магнитной ленте на Чемберлене или его преемнике. Меллотрон . Недостатком было то, что ноты не могли иметь ни атаки , ни затухания, поскольку треки не имели определенного начала и конца.
«Стартовый набор», продаваемый вместе с Optigan, содержал диски с достаточно понятными названиями: «Big Organ & Drums», «Pop Piano Plus Guitar», «Latin Fever» и «Guitar in 3/4 Time». Более современные стили были представлены такими названиями, как "Movin'!", который представлял собой ритм-н-блюзовый диск, и "Hear and Now", звучание которого явно основано на популярном сингле "Sweet Seasons" Кэрол Кинг (и обложка, вызывающая воспоминания. из ее альбома Tapestry (1971). Другие диски продавались индивидуально и были упакованы так же, как долгоиграющие граммофонные пластинки . Эти отдельные названия также были объединены во многом так же, как «Стартовый набор», и продавались как «Entertainment Folios» из шести дисков. Некоторые диски были доступны только как часть двухдискового «Style Pak» с такими названиями, как «Радостные звуки Рождества», «Country Style Pak», «Полька» и «Песни похвалы» - последние два выпускались. ближе к концу производства и в очень небольших количествах. Музыкальные книги различных стилей и даже аранжировок, предназначенные для отдельных дисков, также были доступны и иногда упакованы в разные комплекты.
Первые партии музыкальных треков были записаны студийными музыкантами Южной Калифорнии в Голливуде и Торрансе . Однако забастовка профсоюза музыкантов привела к тому, что некоторые из более поздних дисков были записаны в Германии. Один диск заслуживает особого внимания. Инструментальные треки для "Bluegrass Banjo" были записаны участниками группы Nitty Gritty Dirt Band . Звук клавиатуры диска Vox Humana был использован для диска Orchestron "Vocal Choir".
Для удобства тех, кто не умеет читать ноты, ноты в книгах были пронумерованы в соответствии с пронумерованной полоской фольги с цветовой кодировкой над клавиатурой. Сборники песен Optigan были написаны и аранжированы музыкальным руководителем Optigan Corporation Джонни Ларго . Ларго, аккордеонист и сессионный музыкант, был современником Джонни Маркса , композитора, наиболее известного своими популярными рождественскими мелодиями середины 20-го века. Таким образом, многие песни в рождественских книгах были композициями Марка.
Проблемы
[ редактировать ]
Несмотря на использование записей реальных музыкальных инструментов вместо внутренних звуков, Optigan страдал от плохого качества звука не только из-за ограничений полосы пропускания его оптической системы, но и из-за механической системы. Концепция Optigan была похожа на концепцию Mellotron кинофильмов (ранняя технология дискретизации), но в то время как Mellotron использовал магнитную ленту, Optigan позаимствовал свою технологию из технологии оптического звукового сопровождения и его формата с амплитудной модуляцией .
Диск можно было ускорить или замедлить с помощью регулировочного колеса рядом с кнопками аккордов, чтобы вызвать соответствующее изменение темпа и высоты тона ; однако более высокие скорости имели тенденцию снижать низкие частоты, более низкие скорости снижали высокие частоты, а темп от умеренного до медленного в целом создавал немного мутное качество. Естественные дефекты ацетатных дисков, а также пыль и грязь проявлялись в виде царапин, щелчков и хлопков, как на изношенной граммофонной пластинке. Более того, изменение высоты звука, вызванное регулировкой темпа, сделало сессионную работу с живыми музыкантами трудной задачей, особенно потому, что высота звука сильно менялась от диска к диску.
Несмотря на то, что технологии того времени были более чем достаточно сложны, чтобы их избежать, с приводом диска возникало множество механических проблем, поскольку он был спроектирован так, чтобы быть максимально доступным. Изменения окружающей среды, оказывающие физическое воздействие на фотоэлементы, часто приводили к возникновению перекрестных помех между дорожками. Одним из распространенных примеров является клавиша F в верхней части клавиатуры: нажмите эту клавишу, нажмите на педаль регулировки громкости, и на заднем плане часто можно услышать аккорд с уменьшенным C/A.
Эти же уменьшенные аккорды намеренно попали в ряд мажорных аккордов. И, как указывалось ранее в этой статье, не все кнопки аккордов имели собственные назначения дорожек. Очень необычно, что A-мажор использует тот же саундтрек, что и B-бемоль уменьшенный, G-уменьшенный и E-уменьшенный, в то время как E-мажор делит пространство с F-уменьшенным и D-уменьшенным, что делает невозможным игру. в тональности ля или ми, по крайней мере, с аккомпанементом левой руки. Судя по всему, это было сделано для экономии места на диске, что еще больше объясняет отсутствие доминантных септаккордов или каких-либо аккордов в тональностях ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, си-бемоль и фа-диез.

Поскольку инструмент был предназначен для исполнителей-любителей, большинство песен в нотных сборниках Optigan написаны в гораздо более простых тональностях: F, C и G.
Оркестр Вако
[ редактировать ]Vako Synthesizers Incorporated, основанная пионером электронных инструментов Дэвидом Ван Кеверингом и создавшая лицензионные версии Optigan под названием Orchestron в середине 1970-х годов. Предназначенный для профессионального использования в качестве альтернативы Меллотрону, Оркестрон имел улучшенные записанные звуки по сравнению с Оптиганом. Некоторые модели включали секвенсоры и синтезаторы . Хотя к Orchestron применялись те же ограничения по точности воспроизведения, что и у Optigan, эти инструменты были созданы более надежными и успешно использовались в коммерческих записях.
Использование в музыкальной индустрии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2017 г. ) |
Несмотря на его ограничения и проблемы с высотой звука, многие известные музыканты использовали Optigan или, что более вероятно, семплы инструмента, если записи сделаны после 2000 года. Среди них: Trace, I Dont Know How But They Found Me , Стив Хэкетт , Third Eye Blind , The Clash , Элвис Костелло , Джон Брайон , Дрифзанд, Нидерланды, в сингле "Zunlicht" , Blur , Marco Беневенто , Фиона Эппл , Манекены для краш-тестов , Kraftwerk (Orchestron), Coil , Money Mark , Ани ДиФранко , Майкл Пенн , Стив Фиск , Том Уэйтс , Мэрилин Мэнсон , Нэн Вернон , Хала Страна , TISM , Thinking Fellers Union Local 282 , The Real Тьюсдей Уэлд , Король-Принцесса , Кривые стервятники , C418 , Unwound , Sparklehorse и Марк Мазерсбо из Devo , которые микшировали части диска "Banjo Sing-Along" для более позднего ремикса на сингл Devo 1981 года "Beautiful World".
Еще одной ранней записью, в которой использовался Optigan, был альбом пионера европейской танцевальной музыки Алана Стюарда . В своем концертном альбоме 1976 года Just Listen Алан широко использовал Optigan. Шесть из девяти треков альбома, включая заглавный трек «Just Listen», содержат Optigan. Алан также широко использовал «брейкбиты» и сэмплы органа Hammond B3 , которые были частью минусовок на многих дисках Optigan, ориентированных на соул и R&B. Европейский дистрибьютор Optigan использовал альбом Алана Стюарда для продвижения и демонстраций в магазинах.
Стив Хакетт также часто использовал Optigan. Альбом Хакетта 1980 года Defector включает необычный номер под названием "Sentimental Institution", записанный с соло Optigan, крутящим диск "Big Band Beat" под вокал певца Питера Хикса. Хакетт использовал все пять вампиров этого диска и его концовку; на этом конкретном диске не было перкуссионных треков. В своем «Живом архиве: 70-е » (2001), где представлено исполнение 1979 года, он играет на инструменте сюрреалистически глупую интерлюдию (представляя ее как «самую безвкусную вещь, которую я мог сделать»). Его релиз 2003 года, To Watch the Storms , включает в себя расширенные по звучанию семплы диска Opsonar "Champagne Music" на треке "Circus of Becoming".
Музыкант Джон Брайон написал саундтрек к фильму 2004 года « Вечное сияние чистого разума» (режиссер Мишель Гондри ), используя «гитару» Talentmaker. «Это забавно, потому что вы говорили о том, что мой дедушка изобрел (так в оригинале) эту клавиатуру», — начинает Гондри. «У Джона есть несколько старых клавишных. Мой отец, зять моего дедушки, взял на себя управление его магазином клавишных и начал продавать электронные синтезаторы и органы, и у него был очень странный синтезатор под названием The Talentmaker. Я не слышал и не видел ни одной за 30 лет. И когда я пришел к Джону, у него была эта. Итак, когда вы слышите эту очень грустную гитару, которую мы часто используем [в фильме], это [Создатель талантов]. ностальгия по магазин моего дедушки». [ 4 ]
Кинорежиссер и звукорежиссер Дэвид Линч использовал сэмпл «Big Band Beat» как часть своего звукового ландшафта «Воздух в огне », созданного в качестве атмосферы для художественной выставки 2007 года. Затем он повторно использовал песню, переименованную в «Slow 30s Room», в восьмая серия третьего сезона телесериала «Твин Пикс » , вышедшая в эфир в июне 2017 года. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бренд, Марк (2005). Странные звуки: необычные инструменты и звуковые эксперименты в поп-музыке . Хэл Леонард. п. 104. ИСБН 978-0-87930-855-1 .
- ^ Ленхофф, Алан; Робертсон, Дэвид (2019). Классические клавиши: звуки клавишных, которые положили начало рок-музыке . Дентон, Техас, США: Издательство Университета Северного Техаса. стр. 275–276. ISBN 9781574417760 .
- ^ Реклама Optigan около 1971 г.
- ^ Спенс Д. (18 марта 2004 г.). «Мишель Гондри говорит о музыке» . IGN Entertainment, Inc. Архивировано из оригинала 2 апреля 2004 года . Проверено 26 января 2010 г.
- ^ Поахикс (28 июня 2017 г.). «Жуткая музыка в стиле биг-бэнда в Твин Пикс» . Проверено 26 августа 2017 г.
- Питер Донхаузер, Electric Sound Machines, Бёлау, Вена, 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- « Грув под звуки оптигана » с сайта NPR.org .
- Optigan.com — ресурс для изучения Optigan, Orchestron и аналогичных Chilton Talentmaker.