Хуан де Оньяте
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( декабрь 2022 г. ) |
Хуан де Оньяте | |
---|---|
![]() Конная статуя Хуана де Оньяте , Алькальде, Нью-Мексико | |
первый испанский губернатор Нью-Мексико | |
В офисе Ноябрь 1598 г. - 18 апреля 1606 г. | |
Преемник | Кристофер Оньяте (сын) |
Личные данные | |
Рожденный | 1550 Привет , Новая Испания (ныне Сакатекас , Мексика ) |
Умер | Гуадалканал, Севилья , Испания |
Супруг | Изабель Толоса Кортес из Моктесумы |
Дети | 2 |
Родители) | Кристофер Оньяте Каталина Салазар и де ла Кадена |
Занятие | Исследователь и губернатор Нью-Мексико |
Подпись | ![]() |
Хуан де Оньяте и Саласар (англ. Испанский: [xwan de oˈɲate] ; 1550–1626) — испанский конкистадор из Новой Испании , исследователь и колониальный губернатор провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мехико в вице-королевстве Новая Испания . Он возглавил первые испанские экспедиции на Великие равнины и в нижнюю часть долины реки Колорадо , встретив там многочисленные коренные племена на их родине. Оньяте основал поселения в провинции, ныне на юго-западе США .
Оньяте печально известен резней в Акоме 1599 года . После спора, который привел к засаде и гибели тринадцати испанцев от рук Акомы , включая племянника Оньяте, Хуана де Сальдивара , Оньяте приказал жестоко отомстить Акоме Пуэбло . Пуэбло было уничтожено. [ 1 ] Около 800–1000 Акома были убиты. [ 2 ]
, отрубили правую ногу Сегодня Оньяте остается противоречивой фигурой в истории Новой Мексики: в 1998 году у статуи конкистадора , стоящей в Алькальде, штат Нью-Мексико в знак протеста против резни, а серьезные разногласия возникли, когда была установлена большая конная статуя Оньяте был установлен в Эль-Пасо, штат Техас , в 2006 году. [ 3 ] [ 4 ] 15 июня 2020 года статуя Оньяте в Алькальде, штат Нью-Мексико, была временно снята рабочими округа Рио-Арриба по указанию официальных лиц. Гражданские учреждения примут окончательное решение о будущем статуи. [ 5 ]
Ранние годы
[ редактировать ]
Оньяте родился в 1550 году в Сакатекасе в Новой Испании (колониальная Мексика) в семье испано-баскского конкистадора и серебряного барона Кристобаля де Оньяте , потомка благородного дома Аро . Мать Оньяте, донья Каталина Салазар и де ла Кадена, [ 6 ] еврейского происхождения среди ее предков были новые христиане , которые «служили при королевском дворе испанских монархов с конца 1300-х до середины 1500-х годов». [ 7 ] Она имела испанское происхождение и происходила от conversos , бывших евреев , по крайней мере, на нескольких ветвях своего генеалогического древа. [ 8 ] Среди этих родственников- конверсо был ее дед по отцовской линии, королевский врач доктор Гваделупе де Саласар. Другие члены семьи стали христианами в 1390-х годах, примерно за 160 лет до рождения Оньяте. Ее отцом был Гонсало де Саласар , лидер нескольких советов, которые управляли Новой Испанией, когда Эрнан Кортес путешествовал в Гондурас в 1525–1526 годах.
Хуан де Оньяте женился на Изабель де Толоса Кортес де Моктесума , которая была внучкой Эрнана Кортеса , победителя Тройственного союза , и правнучкой ацтекского императора Моктесумы Шокойоцина . [ 9 ]
У них было двое детей:
- Кристобаль де Оньяте, женившийся на Марии Гутьеррес дель Кастильо, у которой была проблема , Хуан Перес де Нарриахондо и Кастильо.
- Мария де Оньяте, вышедшая замуж за Висенте де Сальдивара, у которого была проблема , Николаса де Сальдивар-и-Оньяте.
Губернаторство и экспедиция 1598 года в Нью-Мексико
[ редактировать ]
В ответ на предложение Хуана Баутисты де Ломас-и-Кольменарес, которое впоследствии было отклонено королем, 21 сентября 1595 года Филиппа II вице-король Луис де Веласко выбрал Оньяте из двух других кандидатов для организации ресурсов недавно приобретенной территории. [ 10 ] [ 11 ]
Соглашение с вице-королем Веласко поставило перед Оньяте две цели; более известной целью было исследование и колонизация неизвестных земель, присоединенных к Новому королевству Леон и Кастилья (современный Нью-Мексико ) и вице-королевству Новая Испания . [ нужны дальнейшие объяснения ] Его второй целью было поймать капитана Франсиско Лейва де Бонилья (предателя короны). [ как? ] известно, что он находится в этом регионе), поскольку он [ ВОЗ? ] уже перевозил других преступников. [ нужны дальнейшие объяснения ] В противном случае его заявленная цель заключалась в распространении католицизма путем открытия новых миссий в Новой Мексике . [ нужна ссылка ] Оньяте приписывают основание провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико и был первым колониальным губернатором провинции, действовавшим с 1598 по 1610 год. Он держал свое колониальное правительство в Окай-Овинге и переименовал тамошний пуэбло в Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос.
В конце 1595 года вице-король Гаспар де Суньига последовал совету своего предшественника и летом 1596 года отложил экспедицию Оньяте, чтобы пересмотреть условия первоначального соглашения, подписанного до того, как предыдущий вице-король покинул свой пост. В марте 1598 года экспедиция Оньяте вышла и в конце апреля перешла вброд Рио-Гранде (Рио-дель-Норте) к югу от современных Эль-Пасо и Сьюдад-Хуареса .
В день Вознесения по католическому календарю , 30 апреля 1598 года, исследовательская группа собралась на южном берегу Рио-Гранде. На церемонии Дня Вознесения Оньяте возглавил группу в молитве, поскольку он заявил, что вся территория за рекой принадлежит Испанской империи . Первоначальные условия Оньяте сделали бы эту землю отдельным вице-королевством короны Новой Испании; этот шаг не остался в силе после того, как де Суньига рассмотрел соглашение. [ нужна ссылка ]
Все лето экспедиционная группа Оньяте следовала по средней части долины Рио-Гранде до современного северного Нью-Мексико , где он вступил в бой с индейцами пуэбло . Гаспар Перес де Вильягра , капитан экспедиции, описал завоевание Оньяте коренных народов Нью-Мексико в своей эпической поэме « История Новой Мексики» . [ 12 ]
Оньяте предоставил землю колонистам, участвовавшим в экспедиции, и уполномочил их требовать дань от коренных американцев. [ 13 ]
Резня в Акоме
[ редактировать ]В октябре 1598 года вспыхнула стычка, когда отряд людей Оньяте остановился для торговли продовольствием в Акома Пуэбло . Сами акома нуждались в запасенной пище, чтобы пережить предстоящую зиму. Акома оказала сопротивление, и 11 испанцев попали в засаду и были убиты, в том числе племянник Оньяте, Хуан де Сальдивар . [ 14 ] В январе 1599 года Оньяте осудил конфликт как восстание и приказал уничтожить пуэбло - мандат, выполненный братом Хуана де Сальдивара, Висенте де Сальдивара , в наступлении, известном как резня в Акоме . Приблизительно 800–1000 Акома погибли во время осады пуэбло . Намного позже, когда король Испании Филипп III услышал новости о резне и наказаниях, Оньяте был изгнан из Нью-Мексико за жестокость по отношению к туземцам и выслан из Мексики на пять лет, осужденный испанским правительством за использование «чрезмерного использования силой» против народа Акомы . [ 1 ] Позже Оньяте вернулся в Испанию, чтобы прожить остаток своей жизни. [ 15 ] [ 16 ]
Из примерно 500 выживших [ 17 ] На суде в Окай Овинге Оньяте приговорил всех мужчин и женщин старше 12 лет к двадцати годам принудительного «личного рабства». Кроме того, мужчинам старше 25 лет (24 человека) пришлось ампутировать ногу. [ 2 ] Согласно недавним исследованиям, нет никаких доказательств того, что это произошло, и что в большинстве случаев заключенные потеряли несколько пальцев на ногах. Эта последняя теория имеет смысл, поскольку потеря пальцев на ногах, а не целой ступни, делала заключенных полезными в качестве слуг. [ 18 ] В личном дневнике Онате он конкретно называет наказание воинов Акомы отрезанием «las puntas del pie» (кончиков ступней, пальцев ног). [ 19 ]
Экспедиция на Великие равнины
[ редактировать ]В 1601 году Оньяте предпринял большую экспедицию на восток, в регион Великих равнин в центральной части Северной Америки. В состав экспедиции входили 130 испанских солдат и 12 францисканских священников (аналогично экспедиции испанского завоевания Империи ацтеков ) и свита из 130 солдат и слуг американских индейцев. В составе экспедиции было 350 лошадей и мулов. Оньяте путешествовал по равнинам на восток от Нью-Мексико в поисках Кивиры , легендарного «золотого города». Как и предыдущая экспедиция Коронадо в 1540-х годах, Оньяте столкнулся с апачами в районе Техаса Панхандл .
Оньяте двинулся на восток по реке Канадид в современный штат Оклахома . Оставив реку в песчаной местности, куда не могли пройти его повозки с волами, он пошел через местность, и земля стала зеленее, с большим количеством воды и рощами черного ореха ( Juglans nigra ) и репейника ( Quercus macrocarpa ) . [ 20 ]
Эсканжаке люди
[ редактировать ]Джузепе, вероятно, возглавил группу Оньяте по тому же маршруту, по которому он отправился в экспедицию Умана и Лейба шестью годами ранее. Они нашли лагерь коренных жителей, которых Оньяте назвал Эсканхакес . По его оценкам, население составляет более 5000 человек, живущих в 600 домах. [ 21 ] Эсканджаки жили в круглых домах диаметром до 90 футов (27 м), покрытых дублеными шкурами буйвола . По словам Оньяте, они были охотниками, зависели от буйволов в качестве источника средств к существованию и не сажали сельскохозяйственных культур.
Эсканхаке рассказали Оньяте, что Эцаноа , большой город их врагов, индейцев райадо , находится всего в двадцати милях отсюда. Кажется возможным, что эсканжаки собрались в больших количествах либо из страха перед райадо, либо для того, чтобы начать войну против них. Они попытались заручиться помощью испанцев и их огнестрельным оружием, утверждая, что Раядо несут ответственность за смерть Хуманы и Лейвы несколькими годами ранее.
Эсканхаки привели Оньяте к большой реке в нескольких милях от него, и он стал первым европейцем, описавшим высокотравную прерию . Он говорил о плодородной земле, гораздо лучшей, чем та, по которой он прошел раньше, и о пастбищах, « настолько хороших, что во многих местах трава была достаточно высокой, чтобы укрыть лошадь » . [ 22 ] Он нашел и попробовал фрукт с приятным вкусом, возможно, папайю .
поцарапанные люди
[ редактировать ]У реки экспедиционная группа Оньяте и их многочисленные проводники из Эсканхаке увидели на холме три или четыреста райадо. Раядо продвигались вперед, бросая в воздух землю в знак того, что они готовы к войне. Оньяте быстро дал понять, что не желает сражаться, и заключил мир с этой группой Раядо, которые оказались дружелюбными и щедрыми. Оньяте любил Раядо больше, чем Эсканхакес. Они были « едиными, мирными и оседлыми ». Они выказывали почтение своему вождю по имени Каратакс, которого Оньяте задержал в качестве проводника и заложника, хотя « относились к нему хорошо » . [ 23 ]
Каратакс повел Оньяте и эсканхаков через реку к Эцаноа , поселению на восточном берегу, в одной или двух милях от реки. Поселение опустело, жители бежали. В нем находилось « около двенадцати сотен домов, все построены вдоль берега другой большой реки, впадающей в большую [Арканзас]... поселение Раядо казалось типичным из тех, что видел Коронадо в Кивире в 1540-х годах. Усадьбы были разбросаны; дома вокруг были крыты травой, достаточно большие, чтобы вместить по десять человек каждый, и были окружены большими зернохранилищами для хранения кукурузы, бобов и тыквы, которые они выращивали на своих полях». Оньяте с трудом удержал эсканхаков от разграбления города и отправил их домой.
На следующий день экспедиция Оньяте продвинулась еще на восемь миль по густонаселенной территории, хотя и не встретила многих райадо. В этот момент храбрость испанцев покинула их. Очевидно, поблизости было много Раядо, и вскоре люди Оньяте были предупреждены, что Раядо собирают армию. Благоразумие казалось лучшей частью доблести. Оньяте подсчитал, что для противостояния Раядо потребуется триста испанских солдат, и он развернул своих солдат, чтобы они вернулись в Нью-Мексико.
Вернуться в Нью-Мексико
[ редактировать ]Оньяте беспокоился о том, что Раядо причинят вред или нападут на его экспедиционную группу, но вместо этого именно Эсканхаке отразили его людей по их возвращению в Нью-Мексико. Оньяте описал генеральное сражение с 1500 эсканхаками, что, вероятно, является преувеличением, но многие испанцы были ранены, а многие туземцы убиты. После более чем двухчасового боя Оньяте сам удалился с поля боя. Заложник вождь Раядо Каратакс был освобожден в результате рейда на Оньяте, а Оньяте освободил нескольких пленниц, но оставил нескольких мальчиков по просьбе испанских священников для обучения католической вере. Нападение могло быть вызвано похищением Оньяте Каратакса, женщин и детей. [ 24 ]
Оньяте и его люди вернулись в Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос , прибыв туда 24 ноября 1601 года. [ 25 ] без каких-либо дальнейших примечательных происшествий.
Современные исследования
[ редактировать ]Путь экспедиции Оньяте и личность Эсканхаков и Раядо вызывают много споров. Большинство авторитетных источников полагают, что его маршрут вел вниз по реке Канадид от Техаса до Оклахомы, через всю страну к Солт-Форк , где он нашел лагерь Эсканжаке, а затем к реке Арканзас и ее притоку, реке Уолнат в Арканзас-Сити, штат Канзас , где располагалось поселение Раядо. Археологические данные свидетельствуют в пользу места на реке Уолнат. [ 26 ] По мнению меньшинства, лагерь Эсканжаке находился на реке Ниннеска , а деревня Раядо находилась на месте современного Уичито, штат Канзас . [ 27 ]
Власти предположили, что эсканджаки были апачами, тонкава , джумано , квапо , кау или другими племенами. Скорее всего, они были каддоанцами и говорили на диалекте Уичито . Мы можем быть практически уверены, что Раядо были каддоанскими вичитасами. [ нужна ссылка ] Их дома из травы, рассредоточенный образ поселения, вождь по имени Катаракс ( Кадди — титул вождя в Уичито), [ 28 ] описание их зернохранилищ и их расположение согласуются с более ранним описанием кивиранцев , сделанным Коронадо . Однако, вероятно, это были не те люди, которых встретил Коронадо. Коронадо нашел Кивиру в 120 милях к северу от Раядоса Оньяте. Раядо говорили о крупных поселениях под названием Танкоа (возможно, настоящее название Кивира) в районе на севере. [ 29 ] Таким образом, райадо были культурно и лингвистически связаны с кивиранцами, но не были частью одного и того же политического образования. Уичито в то время не были едины, а представляли собой большое количество родственных племен, разбросанных по большей части Канзаса и Оклахомы, поэтому вполне вероятно, что райадо и эсканджаки говорили на одном языке, но, тем не менее, были врагами. [ нужна ссылка ]
Экспедиция по реке Колорадо
[ редактировать ]
Последняя крупная экспедиция Оньяте отправилась на запад, от Нью-Мексико до нижней долины реки Колорадо . [ 30 ] Группа из примерно трех дюжин человек выступила из долины Рио-Гранде в октябре 1604 года. Они прошли через Зуни , пуэбло хопи и реку Билл Уильямс до реки Колорадо и спустились по этой реке до ее устья в Заливе. Калифорния в январе 1605 года, прежде чем вернуться тем же маршрутом в Нью-Мексико. Очевидная цель экспедиции состояла в том, чтобы найти порт, через который можно было бы снабжать Нью-Мексико, в качестве альтернативы трудоемкому сухопутному маршруту из Новой Испании.
Экспедиция в низовье реки Колорадо имела важное значение, поскольку это было единственное зарегистрированное вторжение европейцев в этот регион между экспедициями Эрнандо де Аларкона и Мельхиора Диаса в 1540 году и визитами Эусебио Франсиско Кино, начавшимися в 1701 году. Исследователи не увидели свидетельств доисторических Озеро Кауилла , которое, должно быть, возникло вскоре после этого в Солтонской раковине .
Они ошибочно полагали, что Калифорнийский залив простирается на неопределенное время на северо-запад, что породило распространенное в 17 веке убеждение, что западные побережья острова Калифорния - это то, что видели парусные экспедиции в Тихом океане.
Наблюдаемые группы коренных жителей, проживавших в нижнем течении реки Колорадо, представляли собой, с севера на юг, Амакава (Мохаве) , Бахачеча , Осера (Пима) , в месте слияния реки Хила с Колорадо, в месте, позже занятом кечанами , Алебдома .
Виден Оньяте ниже перекрестка Хила, но впоследствии сообщил оттуда вверх по течению, в районе, где Оньяте встретил Когуану , или Кахванс, Агалле и Агалекквамайю, или Халиквамаи , и Кокопу .
Что касается областей, которые исследователи не наблюдали непосредственно, они предоставили фантастические сообщения о человеческих расах и областях, которые, как говорят, богаты золотом, серебром и жемчугом.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1606 году Оньяте был отозван в Мехико для слушания по поводу его поведения. Завершив планы основания города Санта-Фе , он оставил свой пост и предстал перед судом и был признан виновным в жестоком обращении как с туземцами, так и с колонистами. Он был изгнан из Нью-Мексико на всю жизнь и изгнан из Мехико на пять лет. [ 31 ]
В конце концов Оньяте отправился в Испанию, где король назначил его главой всех горных инспекторов Испании. Он умер в Испании в 1626 году. Его иногда называют «Последним конкистадором ». [ 32 ]
Наследие
[ редактировать ]Некоторые почитают Оньяте как исследователя, но другие критикуют его за жестокость по отношению к народу Керес из Акома Пуэбло .
Нью-Мексико
[ редактировать ]
Начальная школа Оньяте в Альбукерке, штат Нью-Мексико, была названа в честь Хуана де Оньяте и в настоящее время является единственной государственной школой в Нью-Мексико, носящей тезку Оньяте. Средняя школа Оньяте в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико , также была названа в честь Хуана де Оньяте, но в 2021 году название средней школы было изменено на Средняя школа Орган-Маунтин. Начальная школа Хуана де Оньяте в Гэллапе, штат Нью-Мексико , была объединена с другой школой и в 2017 году стала начальной школой Дель Норте. [ 33 ] Улица, проходящая через исторический центральный деловой район Эспаньола, штат Нью-Мексико , называется Пасео де Оньяте.
Статуя Алькальда
[ редактировать ]В Центре национального наследия Северного Рио-Гранде (до 2017 года это был памятник Оньяте и центр для посетителей) в Алькальде, штат Нью-Мексико , находится бронзовая статуя 1991 года, посвященная Оньяте. В 1998 году Нью-Мексико отпраздновал 400-летие со дня его прибытия. Незадолго до этого (29 декабря 1997 г.), и столь близкие даты неслучайны, неизвестный(ие) преступник(и) отрезал статуе правую ногу. [ 34 ] и оставил записку: «Справедливо есть справедливо». Скульптор Рейнальдо Ривера переделал ногу, но шов все еще виден. Некоторые комментаторы предлагали оставить статую искалеченной как символическое напоминание о резне в Акоме , в результате которой ампутировали ногу . местным режиссером Крисом Эйром Один из двух преступников связался с и сказал: «Я вернулся на место происшествия, чтобы показать людям, что Оньяте и его сторонникам должно быть стыдно». Скульптор ответил, что рубка ног «была неотъемлемой частью дисциплины 400 лет назад». [ 35 ]
В 2017 году левая нога статуи была выкрашена в красный цвет, а слова «Помни 1680» (год восстания пуэбло ). на основании памятника краской были написаны [ 36 ]
Округ Рио-Арриба временно удалил статую 15 июня 2020 года, что последовало за более широкими усилиями по удалению спорных статуй по всей территории Соединенных Штатов . [ 37 ] Неизвестно, будет ли статуя возвращена на свое место в будущем. В заявлении Комиссии округа Рио-Арриба говорится: «Жители округа Рио-Арриба должны понимать, что окончательное политическое решение в отношении статуи Оньяте не было принято, кроме ее удалить сегодня, чтобы защитить ее от повреждения или разрушения. Комиссия округа приветствует уважительное и цивилизованное обсуждение с ее жителями будущего статуи Оньяте». [ 38 ]
1998 г. 400-летие со дня прибытия.
[ редактировать ]Мемориал Оньяте был создан для Cuarto Centenario в Нью-Мексико (400-летие поселения Оньяте в 1598 году). Мемориал должен был стать результатом сотрудничества трех культур (латиноамериканцев, англоязычных и коренных американцев Тева Пуэбло) с Рейнальдо «Сонни» Риверой, Бетти Сабо и Норой Наранхо Морс . Из-за разногласий вокруг Оньяте были созданы два отдельных мемориала и перспективы. [ 39 ] Ривера и Сабо создали серию бронзовых статуй Оньяте, ведущего первую группу испанских поселенцев в Нью-Мексико, под названием «Ла Хорнада», а Наранхо-Морс создал абстрактный лэнд-арт из самой пустыни в виде большой грязной спирали, представляющей точку зрения коренных американцев. под названием «Numbe Whageh» (интерпретация Тева: Наше центральное место). [ 40 ] [ 41 ] Он расположен в музее Альбукерке .
2014 400-летие изгнания
[ редактировать ]В 1614 году Оньяте был изгнан из территории нынешнего Нью-Мексико и обвинен в бесхозяйственности и чрезмерной жестокости, особенно в резне в Акоме в Акоме . В 1599 году, убив 500 воинов и 300 женщин и детей, он приказал отрубить правую ногу всем оставшимся в живых 24 воинам Акомы. Мужчины в возрасте от 12 до 25 лет также были порабощены на 20 лет вместе со всеми женщинами старше 12 лет. Когда король Испании Филипп услышал новости из Акомы, Оньяте был привлечен к ответственности по 30 обвинениям в бесхозяйственности и чрезмерной жестокости. . Он был признан виновным в жестокости, безнравственности и ложной информации и был сослан в Испанию, чтобы прожить остаток своей жизни. В 2014 году исполнилось 400 лет со дня изгнания Хуана де Оньяте из Нью-Мексико. Несмотря на свои злодеяния, Оньяте до сих пор празднуют на праздниках долины Эспаньола. [ 42 ]
Техас
[ редактировать ]В 1997 году город Эль-Пасо нанял скульптора Джона Шерилла Хаузера для создания конной статуи конкистадора. В ответ на протесты два члена городского совета отказались от поддержки проекта. [ 34 ] На строительство статуи стоимостью 2 000 000 долларов ушло почти девять лет, и она хранилась на складе скульптора в Мехико. Статуя была завершена в начале 2006 года, летом перевезена по частям на бортовых трейлерах в Эль-Пасо и установлена в октябре. Споры по поводу статуи до ее установки стали темой документального фильма «Последний конкистадор» представленного в 2008 году в рамках PBS POV . , телесериала [ 43 ] [ 44 ]
Город Эль-Пасо открыл восемнадцатитонную статую высотой 34 фута (10 м) на церемонии 21 апреля 2007 года. Оньяте восседает на своей андалузской лошади и держит декларацию Ла Тома в правой руке. Это одна из самых высоких статуй в США. По словам Хаузера, это самая большая и тяжелая бронзовая конная статуя в мире.
Статуя вызвала споры из-за того, что Оньяте предстал перед судом и был осужден за множество преступлений, включая жестокость в отношении племени Акома Пуэбло. [ 45 ] и вызвал протесты со стороны таких групп, как племя Акома, во время разработки проекта, а также на инаугурации. Чтобы разрядить споры, статую переименовали в «Конную». [ 46 ] Статуя подверглась вандализму в июне 2020 года. [ 47 ]
См. также
[ редактировать ]- Народы Пуэбло
- Пуэбло Восстание
- Испанские миссии в Нью-Мексико
- Колониальный Нью-Мексико
- Гаспар Кастаньо де Соса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Предыстория | Последний конкистадор» . Точка зрения PBS | Американский документальный фильм Inc. 22 января 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трухильо, Майкл Л. (2008). «Нога Оньяте: воспоминания и расчленение в северном Нью-Мексико». Ацтлан: Журнал исследований чикано . 33 (2): 91–99. дои : 10.1525/azt.2008.33.2.91 . S2CID 160445622 .
- ^ «400 лет спустя Акома протестует против жестокости испанцев – Хронология – Местные голоса» . www.nlm.nih.gov .
- ^ Темпл, Джорджия (10 июля 2008 г.). «Спор вокруг статуи «Последнего конкистадора» в Эль-Пасо является темой документального фильма» . Midland Reporter-Telegram .
- ^ Монтгомери, Молли (15 июня 2020 г.). «Округ сносит памятник Оньяте» . Рио-Гранде-Сан .
- ^ Симмонс, Марк (1991). Последний завоеватель: Иоанн Оньяте и заселение Дальнего Юго-Запада Университет Оклахомы Пресс. п. 30. ISBN 0-8061-2338-9 .
- ^ «Набожность и привилегии сталкиваются в еврейской линии Хуана де Оньяте» Хосе Антонио Эскибель, осень 2016 г., El Palacio, журнал Музея Нью-Мексико , http://www.elpalacio.org/2016/09/blood-oaths/
- ^ Донья Тереза противостоит испанской инквизиции: новая мексиканская драма семнадцатого века , Фрэнсис Левин, 2016, University of Oklahoma Press [ ISBN отсутствует ]
- ^ Л. Трапп, Дэн. Энциклопедия пограничной биографии: GO , University of Nebraska Press, 1991, стр. 1083 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Кесселл, Джон Л. (1979). «Разочарование Оньяте: 1595–1617». Кива, крест и корона: индейцы Пекос и Нью-Мексико, 1540–1840 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Служба национальных парков . ISBN 9781877856563 .
- ^ Шеридан, Томас Э., изд. (2015). «Колонизация Нью-Мексико Хуаном де Оньяте». Мокис и Кастиилам: хопи, испанцы и историческая травма, том I, 1540–1679 гг . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 82–83. ISBN 9780816532438 . JSTOR j.ctt183p8mp.9 .
- ^
Гаспар Перес из Вильягра (1992). Майкл Энсиниас; Альфред Родригес; Джозеф П. Санчес (ред.). История Нью-Мексико, 1610 год: критическое и аннотированное испанско-английское издание . Перевод Джозефа П. Санчеса. УНМ Пресс. ISBN 0826313922 – через Google Книги.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Кем был Хуан Де Оньяте? Взгляд на жестокое наследие конкистадора в Нью-Мексико
- ^ «Сан-Габриэль-де-Юнке-Уинге: Сан-Хуан-Пуэбло, Нью-Мексико» . Откройте для себя наш маршрут путешествия по общему наследию: американское латиноамериканское наследие. Служба национальных парков Министерства внутренних дел США. =
- ^ Симмонс, с. 145
- ^ Рамон А. Гутьеррес (1 февраля 1991 г.). Когда пришел Иисус, «Матери кукурузы» ушли: брак, сексуальность и власть в Нью-Мексико, 1500–1846 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 53.
- ^ Симмонс, с. 143
- ^ Чавес, Томас Э. (2006). Прошлое и будущее Нью-Мексико . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 54. ИСБН 0-8263-3444-Х . OCLC 70054191 .
- ^ Гилберт, Дональд А. Чавес Ю. «МНЕНИЕ | Точный отчет об истории Оньяте» . www.abqjournal.com . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Болтон, Герберт Юджин, изд. Испанские исследования на юго-западе, 1542–1706 гг . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, 250–267.
- ^ Болтон, 257
- ^ Болтон, 253
- ^ Вехик, Сьюзен К. «История культуры Уичито», Plains Anthropologie , Vol. 37, № 141, 1992, 327
- ^ Болтон, 264
- ^ «Юнке-Юнке — город-призрак Нью-Мексико» .
- ^ Хоул, Марлин Ф. «Европейские контакты и юго-западные артефакты в местах сосредоточения нижнего орехового дерева в Арканзас-Сити, штат Канзас», Plains Anthropologie , Vol. 45, № 173, август 2000 г.
- ^ Вехик, Сьюзен К. (1986). «Экспедиция Онате на южные равнины: маршруты, пункты назначения и последствия для поздней доисторической культурной адаптации». Равнинный антрополог . 31 (111): 13–33. дои : 10.1080/2052546.1986.11909314 .
- ^ "Индейцы Пауни". Джордж Э. Хайд, 1951. Новое издание серии «Цивилизация американских индейцев» , University of Oklahoma Press, Норман, 1974. ISBN 0-8061-2094-0 , с. 19
- ^ Транспортное средство, 22–23.
- ^ Хаммонд, Джордж П. и Агапито Рей, Дон Хуан де Оньяте, колонизатор Нью-Мексико, University of New Mexico Press, Альбукерке, 1953; Лейландер, Дон, «География фактов и фантазий: Оньяте в нижнем течении реки Колорадо, 1604–1605», Southern California Quarterly, Vol. 86, нет. 4, 2004, 309–324.
- ^ «Предыстория | Последний конкистадор | POV | PBS» . ПБС . 22 января 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. . Проверено 2 сентября 2017 г.
- ^ Симмонс, Марк, Последний конкистадор: Хуан де Оньяте и заселение дальнего юго-запада , University of Oklahoma Press, Норман, Оклахома, 1991. [ ISBN отсутствует ]
- ↑ Отдавая дань уважения северной стороне Гэллапа . Gallup Sun , 22 сентября 2017 г. По состоянию на 7 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джинджер Томпсон. «По мере того как скульптура обретает форму в Мексике, оппозиция обретает форму в США», The New York Times , 17 января 2002 г. Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Плевин, Нэнси (8 января 1998 г.). «Вандалы калечат бронзовую скульптуру в туристическом центре недалеко от Эспаньолы». Санта-Фе, Нью-Мексико .
- ^ Ромеро, Саймон (30 сентября 2017 г.). «Украденная нога статуи отражает разногласия по поводу символов завоевания» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ Писатель, Молли Монтгомери, сотрудники SUN (15 июня 2020 г.). «Округ сносит памятник Оньяте» . Рио-Гранде САН . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Писательница Аманда Мартинес (15 июня 2020 г.). «Статуя Оньяте пока снята» . Таосские новости . Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Монументальная ложь . Раскрытие (подкаст) . 8 декабря 2018 г. По состоянию на 4 мая 2019 г.
- ^ Ла Хорнада и Нумбе Ваге образуют мемориал Куарто Сентенарио, символизирующий прошлое и настоящее Альбукерке: два мемориала, множество точек зрения, один памятник .
- ^ Cuarto Centenario Нью-Мексико: История в визуальном диалоге . Публичный историк , Vol. 33, № 1 (зима 2011 г.), стр. 44–72. Доступ 5 мая 2019 г. из Университета Нью-Мексико. цифрового репозитория
- ^ Мэтью Дж. Мартинес (август 2014 г.). «Вспоминая 400 лет изгнания» . Архивировано из оригинала 26 августа 2018 г. Проверено 10 июля 2015 г.
- ^ POV - Последний конкистадор
- ^ Vimeo: Последний конкистадор
- ^ Перес, Фрэнк; Ортега, Карлос (2020). Деконструкция евроцентристского туризма и повествований о наследии в мексиканско-американских сообществах: Хуан Де Оньяте как икона Западного Техаса . Нью-Йорк: Милтон: Рутледж. п. 76. ИСБН 978-0-367-13679-6 .
- ^ 12 путешественников Юго-Запада. «Конный | XII Мемориал путешественников Юго-Запада» .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ « Статуя Дон Хуана де Оньяте «Конный» в аэропорту Эль-Пасо подверглась вандализму» . 12 июня 2020 г.
- Поррас Муньос, Гильермо, Ла Калле де Кадена в Мексике . стр. 1–46. [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Нога Оньяте: истории, пейзажи и спорные воспоминания на юго-западе - относительно нападения на статую Оньяте в 1998 году .
- [1] Архивировано 26 августа 2018 г. на Wayback Machine.
- Люди из города Сакатекас
- Испанские конкистадоры
- Испанские исследователи Северной Америки
- Исследователи Соединенных Штатов
- Исследователи Нью-Мексико
- Испанские исследователи XVI века
- Колониальные губернаторы Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико
- 1590-е годы в Нью-Мексико
- 1600-е годы в Нью-Мексико
- Мексиканцы баскского происхождения
- Мексиканцы испано-еврейского происхождения
- Колониальный Нью-Мексико
- Испанский Техас
- История Аризоны до образования штата
- История Канзаса до образования штата
- История Нью-Мексико до обретения статуса штата
- Люди из Оклахомы до обретения статуса штата
- История Техаса до образования штата
- Мексиканцы 16 века
- Испанцы 17 века
- 1552 рождения
- 1626 смертей
- Испанцы баскского происхождения
- Военачальники
- Христианские миссии
- Преобразует
- Испанские массовые убийцы
- Индейцы, виновные в геноциде