Jump to content

Хуан де Оньяте

(Перенаправлено из «Последнего конкистадора »)
Хуан де Оньяте
Конная статуя Хуана де Оньяте , Алькальде, Нью-Мексико
первый испанский губернатор Нью-Мексико
В офисе
Ноябрь 1598 г. - 18 апреля 1606 г.
Преемник Кристофер Оньяте (сын)
Личные данные
Рожденный 1550
Привет , Новая Испания
(ныне Сакатекас , Мексика )
Умер Гуадалканал, Севилья , Испания
Супруг Изабель Толоса Кортес из Моктесумы
Дети 2
Родители) Кристофер Оньяте
Каталина Салазар и де ла Кадена
Занятие Исследователь и губернатор Нью-Мексико
Подпись

Хуан де Оньяте и Саласар (англ. Испанский: [xwan de oˈɲate] ; 1550–1626) — испанский конкистадор из Новой Испании , исследователь и колониальный губернатор провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мехико в вице-королевстве Новая Испания . Он возглавил первые испанские экспедиции на Великие равнины и в нижнюю часть долины реки Колорадо , встретив там многочисленные коренные племена на их родине. Оньяте основал поселения в провинции, ныне на юго-западе США .

Оньяте печально известен резней в Акоме 1599 года . После спора, который привел к засаде и гибели тринадцати испанцев от рук Акомы , включая племянника Оньяте, Хуана де Сальдивара , Оньяте приказал жестоко отомстить Акоме Пуэбло . Пуэбло было уничтожено. [ 1 ] Около 800–1000 Акома были убиты. [ 2 ]

, отрубили правую ногу Сегодня Оньяте остается противоречивой фигурой в истории Новой Мексики: в 1998 году у статуи конкистадора , стоящей в Алькальде, штат Нью-Мексико в знак протеста против резни, а серьезные разногласия возникли, когда была установлена ​​большая конная статуя Оньяте был установлен в Эль-Пасо, штат Техас , в 2006 году. [ 3 ] [ 4 ] 15 июня 2020 года статуя Оньяте в Алькальде, штат Нью-Мексико, была временно снята рабочими округа Рио-Арриба по указанию официальных лиц. Гражданские учреждения примут окончательное решение о будущем статуи. [ 5 ]

Ранние годы

[ редактировать ]
Герб Хуана де Оньяте-и-Саласара

Оньяте родился в 1550 году в Сакатекасе в Новой Испании (колониальная Мексика) в семье испано-баскского конкистадора и серебряного барона Кристобаля де Оньяте , потомка благородного дома Аро . Мать Оньяте, донья Каталина Салазар и де ла Кадена, [ 6 ] еврейского происхождения среди ее предков были новые христиане , которые «служили при королевском дворе испанских монархов с конца 1300-х до середины 1500-х годов». [ 7 ] Она имела испанское происхождение и происходила от conversos , бывших евреев , по крайней мере, на нескольких ветвях своего генеалогического древа. [ 8 ] Среди этих родственников- конверсо был ее дед по отцовской линии, королевский врач доктор Гваделупе де Саласар. Другие члены семьи стали христианами в 1390-х годах, примерно за 160 лет до рождения Оньяте. Ее отцом был Гонсало де Саласар , лидер нескольких советов, которые управляли Новой Испанией, когда Эрнан Кортес путешествовал в Гондурас в 1525–1526 годах.

Хуан де Оньяте женился на Изабель де Толоса Кортес де Моктесума , которая была внучкой Эрнана Кортеса , победителя Тройственного союза , и правнучкой ацтекского императора Моктесумы Шокойоцина . [ 9 ]

У них было двое детей:

  • Кристобаль де Оньяте, женившийся на Марии Гутьеррес дель Кастильо, у которой была проблема , Хуан Перес де Нарриахондо и Кастильо.
  • Мария де Оньяте, вышедшая замуж за Висенте де Сальдивара, у которого была проблема , Николаса де Сальдивар-и-Оньяте.

Губернаторство и экспедиция 1598 года в Нью-Мексико

[ редактировать ]
Исторический указатель Техаса для Дон Хуана де Оньяте и Эль-Пасо-дель-Рио-Норте

В ответ на предложение Хуана Баутисты де Ломас-и-Кольменарес, которое впоследствии было отклонено королем, 21 сентября 1595 года Филиппа II вице-король Луис де Веласко выбрал Оньяте из двух других кандидатов для организации ресурсов недавно приобретенной территории. [ 10 ] [ 11 ]

Соглашение с вице-королем Веласко поставило перед Оньяте две цели; более известной целью было исследование и колонизация неизвестных земель, присоединенных к Новому королевству Леон и Кастилья (современный Нью-Мексико ) и вице-королевству Новая Испания . [ нужны дальнейшие объяснения ] Его второй целью было поймать капитана Франсиско Лейва де Бонилья (предателя короны). [ как? ] известно, что он находится в этом регионе), поскольку он [ ВОЗ? ] уже перевозил других преступников. [ нужны дальнейшие объяснения ] В противном случае его заявленная цель заключалась в распространении католицизма путем открытия новых миссий в Новой Мексике . [ нужна ссылка ] Оньяте приписывают основание провинции Санта-Фе-де-Нуэво-Мексико и был первым колониальным губернатором провинции, действовавшим с 1598 по 1610 год. Он держал свое колониальное правительство в Окай-Овинге и переименовал тамошний пуэбло в Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос.

В конце 1595 года вице-король Гаспар де Суньига последовал совету своего предшественника и летом 1596 года отложил экспедицию Оньяте, чтобы пересмотреть условия первоначального соглашения, подписанного до того, как предыдущий вице-король покинул свой пост. В марте 1598 года экспедиция Оньяте вышла и в конце апреля перешла вброд Рио-Гранде (Рио-дель-Норте) к югу от современных Эль-Пасо и Сьюдад-Хуареса .

В день Вознесения по католическому календарю , 30 апреля 1598 года, исследовательская группа собралась на южном берегу Рио-Гранде. На церемонии Дня Вознесения Оньяте возглавил группу в молитве, поскольку он заявил, что вся территория за рекой принадлежит Испанской империи . Первоначальные условия Оньяте сделали бы эту землю отдельным вице-королевством короны Новой Испании; этот шаг не остался в силе после того, как де Суньига рассмотрел соглашение. [ нужна ссылка ]

Все лето экспедиционная группа Оньяте следовала по средней части долины Рио-Гранде до современного северного Нью-Мексико , где он вступил в бой с индейцами пуэбло . Гаспар Перес де Вильягра , капитан экспедиции, описал завоевание Оньяте коренных народов Нью-Мексико в своей эпической поэме « История Новой Мексики» . [ 12 ]

Оньяте предоставил землю колонистам, участвовавшим в экспедиции, и уполномочил их требовать дань от коренных американцев. [ 13 ]

Резня в Акоме

[ редактировать ]

В октябре 1598 года вспыхнула стычка, когда отряд людей Оньяте остановился для торговли продовольствием в Акома Пуэбло . Сами акома нуждались в запасенной пище, чтобы пережить предстоящую зиму. Акома оказала сопротивление, и 11 испанцев попали в засаду и были убиты, в том числе племянник Оньяте, Хуан де Сальдивар . [ 14 ] В январе 1599 года Оньяте осудил конфликт как восстание и приказал уничтожить пуэбло - мандат, выполненный братом Хуана де Сальдивара, Висенте де Сальдивара , в наступлении, известном как резня в Акоме . Приблизительно 800–1000 Акома погибли во время осады пуэбло . Намного позже, когда король Испании Филипп III услышал новости о резне и наказаниях, Оньяте был изгнан из Нью-Мексико за жестокость по отношению к туземцам и выслан из Мексики на пять лет, осужденный испанским правительством за использование «чрезмерного использования силой» против народа Акомы . [ 1 ] Позже Оньяте вернулся в Испанию, чтобы прожить остаток своей жизни. [ 15 ] [ 16 ]

Из примерно 500 выживших [ 17 ] На суде в Окай Овинге Оньяте приговорил всех мужчин и женщин старше 12 лет к двадцати годам принудительного «личного рабства». Кроме того, мужчинам старше 25 лет (24 человека) пришлось ампутировать ногу. [ 2 ] Согласно недавним исследованиям, нет никаких доказательств того, что это произошло, и что в большинстве случаев заключенные потеряли несколько пальцев на ногах. Эта последняя теория имеет смысл, поскольку потеря пальцев на ногах, а не целой ступни, делала заключенных полезными в качестве слуг. [ 18 ] В личном дневнике Онате он конкретно называет наказание воинов Акомы отрезанием «las puntas del pie» (кончиков ступней, пальцев ног). [ 19 ]

Экспедиция на Великие равнины

[ редактировать ]

В 1601 году Оньяте предпринял большую экспедицию на восток, в регион Великих равнин в центральной части Северной Америки. В состав экспедиции входили 130 испанских солдат и 12 францисканских священников (аналогично экспедиции испанского завоевания Империи ацтеков ) и свита из 130 солдат и слуг американских индейцев. В составе экспедиции было 350 лошадей и мулов. Оньяте путешествовал по равнинам на восток от Нью-Мексико в поисках Кивиры , легендарного «золотого города». Как и предыдущая экспедиция Коронадо в 1540-х годах, Оньяте столкнулся с апачами в районе Техаса Панхандл .

Оньяте двинулся на восток по реке Канадид в современный штат Оклахома . Оставив реку в песчаной местности, куда не могли пройти его повозки с волами, он пошел через местность, и земля стала зеленее, с большим количеством воды и рощами черного ореха ( Juglans nigra ) и репейника ( Quercus macrocarpa ) . [ 20 ]

Эсканжаке люди

[ редактировать ]

Джузепе, вероятно, возглавил группу Оньяте по тому же маршруту, по которому он отправился в экспедицию Умана и Лейба шестью годами ранее. Они нашли лагерь коренных жителей, которых Оньяте назвал Эсканхакес . По его оценкам, население составляет более 5000 человек, живущих в 600 домах. [ 21 ] Эсканджаки жили в круглых домах диаметром до 90 футов (27 м), покрытых дублеными шкурами буйвола . По словам Оньяте, они были охотниками, зависели от буйволов в качестве источника средств к существованию и не сажали сельскохозяйственных культур.

Эсканхаке рассказали Оньяте, что Эцаноа , большой город их врагов, индейцев райадо , находится всего в двадцати милях отсюда. Кажется возможным, что эсканжаки собрались в больших количествах либо из страха перед райадо, либо для того, чтобы начать войну против них. Они попытались заручиться помощью испанцев и их огнестрельным оружием, утверждая, что Раядо несут ответственность за смерть Хуманы и Лейвы несколькими годами ранее.

Эсканхаки привели Оньяте к большой реке в нескольких милях от него, и он стал первым европейцем, описавшим высокотравную прерию . Он говорил о плодородной земле, гораздо лучшей, чем та, по которой он прошел раньше, и о пастбищах, « настолько хороших, что во многих местах трава была достаточно высокой, чтобы укрыть лошадь » . [ 22 ] Он нашел и попробовал фрукт с приятным вкусом, возможно, папайю .

поцарапанные люди

[ редактировать ]

У реки экспедиционная группа Оньяте и их многочисленные проводники из Эсканхаке увидели на холме три или четыреста райадо. Раядо продвигались вперед, бросая в воздух землю в знак того, что они готовы к войне. Оньяте быстро дал понять, что не желает сражаться, и заключил мир с этой группой Раядо, которые оказались дружелюбными и щедрыми. Оньяте любил Раядо больше, чем Эсканхакес. Они были « едиными, мирными и оседлыми ». Они выказывали почтение своему вождю по имени Каратакс, которого Оньяте задержал в качестве проводника и заложника, хотя « относились к нему хорошо » . [ 23 ]

Каратакс повел Оньяте и эсканхаков через реку к Эцаноа , поселению на восточном берегу, в одной или двух милях от реки. Поселение опустело, жители бежали. В нем находилось « около двенадцати сотен домов, все построены вдоль берега другой большой реки, впадающей в большую [Арканзас]... поселение Раядо казалось типичным из тех, что видел Коронадо в Кивире в 1540-х годах. Усадьбы были разбросаны; дома вокруг были крыты травой, достаточно большие, чтобы вместить по десять человек каждый, и были окружены большими зернохранилищами для хранения кукурузы, бобов и тыквы, которые они выращивали на своих полях». Оньяте с трудом удержал эсканхаков от разграбления города и отправил их домой.

На следующий день экспедиция Оньяте продвинулась еще на восемь миль по густонаселенной территории, хотя и не встретила многих райадо. В этот момент храбрость испанцев покинула их. Очевидно, поблизости было много Раядо, и вскоре люди Оньяте были предупреждены, что Раядо собирают армию. Благоразумие казалось лучшей частью доблести. Оньяте подсчитал, что для противостояния Раядо потребуется триста испанских солдат, и он развернул своих солдат, чтобы они вернулись в Нью-Мексико.

Вернуться в Нью-Мексико

[ редактировать ]

Оньяте беспокоился о том, что Раядо причинят вред или нападут на его экспедиционную группу, но вместо этого именно Эсканхаке отразили его людей по их возвращению в Нью-Мексико. Оньяте описал генеральное сражение с 1500 эсканхаками, что, вероятно, является преувеличением, но многие испанцы были ранены, а многие туземцы убиты. После более чем двухчасового боя Оньяте сам удалился с поля боя. Заложник вождь Раядо Каратакс был освобожден в результате рейда на Оньяте, а Оньяте освободил нескольких пленниц, но оставил нескольких мальчиков по просьбе испанских священников для обучения католической вере. Нападение могло быть вызвано похищением Оньяте Каратакса, женщин и детей. [ 24 ]

Оньяте и его люди вернулись в Сан-Хуан-де-лос-Кабальерос , прибыв туда 24 ноября 1601 года. [ 25 ] без каких-либо дальнейших примечательных происшествий.

Современные исследования

[ редактировать ]

Путь экспедиции Оньяте и личность Эсканхаков и Раядо вызывают много споров. Большинство авторитетных источников полагают, что его маршрут вел вниз по реке Канадид от Техаса до Оклахомы, через всю страну к Солт-Форк , где он нашел лагерь Эсканжаке, а затем к реке Арканзас и ее притоку, реке Уолнат в Арканзас-Сити, штат Канзас , где располагалось поселение Раядо. Археологические данные свидетельствуют в пользу места на реке Уолнат. [ 26 ] По мнению меньшинства, лагерь Эсканжаке находился на реке Ниннеска , а деревня Раядо находилась на месте современного Уичито, штат Канзас . [ 27 ]

Власти предположили, что эсканджаки были апачами, тонкава , джумано , квапо , кау или другими племенами. Скорее всего, они были каддоанцами и говорили на диалекте Уичито . Мы можем быть практически уверены, что Раядо были каддоанскими вичитасами. [ нужна ссылка ] Их дома из травы, рассредоточенный образ поселения, вождь по имени Катаракс ( Кадди — титул вождя в Уичито), [ 28 ] описание их зернохранилищ и их расположение согласуются с более ранним описанием кивиранцев , сделанным Коронадо . Однако, вероятно, это были не те люди, которых встретил Коронадо. Коронадо нашел Кивиру в 120 милях к северу от Раядоса Оньяте. Раядо говорили о крупных поселениях под названием Танкоа (возможно, настоящее название Кивира) в районе на севере. [ 29 ] Таким образом, райадо были культурно и лингвистически связаны с кивиранцами, но не были частью одного и того же политического образования. Уичито в то время не были едины, а представляли собой большое количество родственных племен, разбросанных по большей части Канзаса и Оклахомы, поэтому вполне вероятно, что райадо и эсканджаки говорили на одном языке, но, тем не менее, были врагами. [ нужна ссылка ]

Экспедиция по реке Колорадо

[ редактировать ]
«Фирменные граффити» Оньяте 1605 года на Скале Надписей в национальном памятнике Эль Морро.

Последняя крупная экспедиция Оньяте отправилась на запад, от Нью-Мексико до нижней долины реки Колорадо . [ 30 ] Группа из примерно трех дюжин человек выступила из долины Рио-Гранде в октябре 1604 года. Они прошли через Зуни , пуэбло хопи и реку Билл Уильямс до реки Колорадо и спустились по этой реке до ее устья в Заливе. Калифорния в январе 1605 года, прежде чем вернуться тем же маршрутом в Нью-Мексико. Очевидная цель экспедиции состояла в том, чтобы найти порт, через который можно было бы снабжать Нью-Мексико, в качестве альтернативы трудоемкому сухопутному маршруту из Новой Испании.

Экспедиция в низовье реки Колорадо имела важное значение, поскольку это было единственное зарегистрированное вторжение европейцев в этот регион между экспедициями Эрнандо де Аларкона и Мельхиора Диаса в 1540 году и визитами Эусебио Франсиско Кино, начавшимися в 1701 году. Исследователи не увидели свидетельств доисторических Озеро Кауилла , которое, должно быть, возникло вскоре после этого в Солтонской раковине .

Они ошибочно полагали, что Калифорнийский залив простирается на неопределенное время на северо-запад, что породило распространенное в 17 веке убеждение, что западные побережья острова Калифорния - это то, что видели парусные экспедиции в Тихом океане.

Наблюдаемые группы коренных жителей, проживавших в нижнем течении реки Колорадо, представляли собой, с севера на юг, Амакава (Мохаве) , Бахачеча , Осера (Пима) , в месте слияния реки Хила с Колорадо, в месте, позже занятом кечанами , Алебдома .

Виден Оньяте ниже перекрестка Хила, но впоследствии сообщил оттуда вверх по течению, в районе, где Оньяте встретил Когуану , или Кахванс, Агалле и Агалекквамайю, или Халиквамаи , и Кокопу .

Что касается областей, которые исследователи не наблюдали непосредственно, они предоставили фантастические сообщения о человеческих расах и областях, которые, как говорят, богаты золотом, серебром и жемчугом.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 1606 году Оньяте был отозван в Мехико для слушания по поводу его поведения. Завершив планы основания города Санта-Фе , он оставил свой пост и предстал перед судом и был признан виновным в жестоком обращении как с туземцами, так и с колонистами. Он был изгнан из Нью-Мексико на всю жизнь и изгнан из Мехико на пять лет. [ 31 ]

В конце концов Оньяте отправился в Испанию, где король назначил его главой всех горных инспекторов Испании. Он умер в Испании в 1626 году. Его иногда называют «Последним конкистадором ». [ 32 ]

Наследие

[ редактировать ]

Некоторые почитают Оньяте как исследователя, но другие критикуют его за жестокость по отношению к народу Керес из Акома Пуэбло .

Нью-Мексико

[ редактировать ]
Исторический указатель на « Параже де Фра Кристобаль ». пересечении Рио-Гранде

Начальная школа Оньяте в Альбукерке, штат Нью-Мексико, была названа в честь Хуана де Оньяте и в настоящее время является единственной государственной школой в Нью-Мексико, носящей тезку Оньяте. Средняя школа Оньяте в Лас-Крусес, штат Нью-Мексико , также была названа в честь Хуана де Оньяте, но в 2021 году название средней школы было изменено на Средняя школа Орган-Маунтин. Начальная школа Хуана де Оньяте в Гэллапе, штат Нью-Мексико , была объединена с другой школой и в 2017 году стала начальной школой Дель Норте. [ 33 ] Улица, проходящая через исторический центральный деловой район Эспаньола, штат Нью-Мексико , называется Пасео де Оньяте.

Статуя Алькальда

[ редактировать ]

В Центре национального наследия Северного Рио-Гранде (до 2017 года это был памятник Оньяте и центр для посетителей) в Алькальде, штат Нью-Мексико , находится бронзовая статуя 1991 года, посвященная Оньяте. В 1998 году Нью-Мексико отпраздновал 400-летие со дня его прибытия. Незадолго до этого (29 декабря 1997 г.), и столь близкие даты неслучайны, неизвестный(ие) преступник(и) отрезал статуе правую ногу. [ 34 ] и оставил записку: «Справедливо есть справедливо». Скульптор Рейнальдо Ривера переделал ногу, но шов все еще виден. Некоторые комментаторы предлагали оставить статую искалеченной как символическое напоминание о резне в Акоме , в результате которой ампутировали ногу . местным режиссером Крисом Эйром Один из двух преступников связался с и сказал: «Я вернулся на место происшествия, чтобы показать людям, что Оньяте и его сторонникам должно быть стыдно». Скульптор ответил, что рубка ног «была неотъемлемой частью дисциплины 400 лет назад». [ 35 ]

В 2017 году левая нога статуи была выкрашена в красный цвет, а слова «Помни 1680» (год восстания пуэбло ). на основании памятника краской были написаны [ 36 ]

Округ Рио-Арриба временно удалил статую 15 июня 2020 года, что последовало за более широкими усилиями по удалению спорных статуй по всей территории Соединенных Штатов . [ 37 ] Неизвестно, будет ли статуя возвращена на свое место в будущем. В заявлении Комиссии округа Рио-Арриба говорится: «Жители округа Рио-Арриба должны понимать, что окончательное политическое решение в отношении статуи Оньяте не было принято, кроме ее удалить сегодня, чтобы защитить ее от повреждения или разрушения. Комиссия округа приветствует уважительное и цивилизованное обсуждение с ее жителями будущего статуи Оньяте». [ 38 ]

1998 г. 400-летие со дня прибытия.

[ редактировать ]

Мемориал Оньяте был создан для Cuarto Centenario в Нью-Мексико (400-летие поселения Оньяте в 1598 году). Мемориал должен был стать результатом сотрудничества трех культур (латиноамериканцев, англоязычных и коренных американцев Тева Пуэбло) с Рейнальдо «Сонни» Риверой, Бетти Сабо и Норой Наранхо Морс . Из-за разногласий вокруг Оньяте были созданы два отдельных мемориала и перспективы. [ 39 ] Ривера и Сабо создали серию бронзовых статуй Оньяте, ведущего первую группу испанских поселенцев в Нью-Мексико, под названием «Ла Хорнада», а Наранхо-Морс создал абстрактный лэнд-арт из самой пустыни в виде большой грязной спирали, представляющей точку зрения коренных американцев. под названием «Numbe Whageh» (интерпретация Тева: Наше центральное место). [ 40 ] [ 41 ] Он расположен в музее Альбукерке .

2014 400-летие изгнания

[ редактировать ]

В 1614 году Оньяте был изгнан из территории нынешнего Нью-Мексико и обвинен в бесхозяйственности и чрезмерной жестокости, особенно в резне в Акоме в Акоме . В 1599 году, убив 500 воинов и 300 женщин и детей, он приказал отрубить правую ногу всем оставшимся в живых 24 воинам Акомы. Мужчины в возрасте от 12 до 25 лет также были порабощены на 20 лет вместе со всеми женщинами старше 12 лет. Когда король Испании Филипп услышал новости из Акомы, Оньяте был привлечен к ответственности по 30 обвинениям в бесхозяйственности и чрезмерной жестокости. . Он был признан виновным в жестокости, безнравственности и ложной информации и был сослан в Испанию, чтобы прожить остаток своей жизни. В 2014 году исполнилось 400 лет со дня изгнания Хуана де Оньяте из Нью-Мексико. Несмотря на свои злодеяния, Оньяте до сих пор празднуют на праздниках долины Эспаньола. [ 42 ]

В 1997 году город Эль-Пасо нанял скульптора Джона Шерилла Хаузера для создания конной статуи конкистадора. В ответ на протесты два члена городского совета отказались от поддержки проекта. [ 34 ] На строительство статуи стоимостью 2 000 000 долларов ушло почти девять лет, и она хранилась на складе скульптора в Мехико. Статуя была завершена в начале 2006 года, летом перевезена по частям на бортовых трейлерах в Эль-Пасо и установлена ​​в октябре. Споры по поводу статуи до ее установки стали темой документального фильма «Последний конкистадор» представленного в 2008 году в рамках PBS POV . , телесериала [ 43 ] [ 44 ]

Город Эль-Пасо открыл восемнадцатитонную статую высотой 34 фута (10 м) на церемонии 21 апреля 2007 года. Оньяте восседает на своей андалузской лошади и держит декларацию Ла Тома в правой руке. Это одна из самых высоких статуй в США. По словам Хаузера, это самая большая и тяжелая бронзовая конная статуя в мире.

Статуя вызвала споры из-за того, что Оньяте предстал перед судом и был осужден за множество преступлений, включая жестокость в отношении племени Акома Пуэбло. [ 45 ] и вызвал протесты со стороны таких групп, как племя Акома, во время разработки проекта, а также на инаугурации. Чтобы разрядить споры, статую переименовали в «Конную». [ 46 ] Статуя подверглась вандализму в июне 2020 года. [ 47 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Предыстория | Последний конкистадор» . Точка зрения PBS | Американский документальный фильм Inc. 22 января 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. . Проверено 2 сентября 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Трухильо, Майкл Л. (2008). «Нога Оньяте: воспоминания и расчленение в северном Нью-Мексико». Ацтлан: Журнал исследований чикано . 33 (2): 91–99. дои : 10.1525/azt.2008.33.2.91 . S2CID   160445622 .
  3. ^ «400 лет спустя Акома протестует против жестокости испанцев – Хронология – Местные голоса» . www.nlm.nih.gov .
  4. ^ Темпл, Джорджия (10 июля 2008 г.). «Спор вокруг статуи «Последнего конкистадора» в Эль-Пасо является темой документального фильма» . Midland Reporter-Telegram .
  5. ^ Монтгомери, Молли (15 июня 2020 г.). «Округ сносит памятник Оньяте» . Рио-Гранде-Сан .
  6. ^ Симмонс, Марк (1991). Последний завоеватель: Иоанн Оньяте и заселение Дальнего Юго-Запада Университет Оклахомы Пресс. п. 30. ISBN  0-8061-2338-9 .
  7. ^ «Набожность и привилегии сталкиваются в еврейской линии Хуана де Оньяте» Хосе Антонио Эскибель, осень 2016 г., El Palacio, журнал Музея Нью-Мексико , http://www.elpalacio.org/2016/09/blood-oaths/
  8. ^ Донья Тереза ​​противостоит испанской инквизиции: новая мексиканская драма семнадцатого века , Фрэнсис Левин, 2016, University of Oklahoma Press [ ISBN отсутствует ]
  9. ^ Л. Трапп, Дэн. Энциклопедия пограничной биографии: GO , University of Nebraska Press, 1991, стр. 1083 [ ISBN отсутствует ]
  10. ^ Кесселл, Джон Л. (1979). «Разочарование Оньяте: 1595–1617». Кива, крест и корона: индейцы Пекос и Нью-Мексико, 1540–1840 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Служба национальных парков . ISBN  9781877856563 .
  11. ^ Шеридан, Томас Э., изд. (2015). «Колонизация Нью-Мексико Хуаном де Оньяте». Мокис и Кастиилам: хопи, испанцы и историческая травма, том I, 1540–1679 гг . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. стр. 82–83. ISBN  9780816532438 . JSTOR   j.ctt183p8mp.9 .
  12. ^ Гаспар Перес из Вильягра (1992). Майкл Энсиниас; Альфред Родригес; Джозеф П. Санчес (ред.). История Нью-Мексико, 1610 год: критическое и аннотированное испанско-английское издание . Перевод Джозефа П. Санчеса. УНМ Пресс. ISBN  0826313922 – через Google Книги. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  13. ^ Кем был Хуан Де Оньяте? Взгляд на жестокое наследие конкистадора в Нью-Мексико
  14. ^ «Сан-Габриэль-де-Юнке-Уинге: Сан-Хуан-Пуэбло, Нью-Мексико» . Откройте для себя наш маршрут путешествия по общему наследию: американское латиноамериканское наследие. Служба национальных парков Министерства внутренних дел США. =
  15. ^ Симмонс, с. 145
  16. ^ Рамон А. Гутьеррес (1 февраля 1991 г.). Когда пришел Иисус, «Матери кукурузы» ушли: брак, сексуальность и власть в Нью-Мексико, 1500–1846 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 53.
  17. ^ Симмонс, с. 143
  18. ^ Чавес, Томас Э. (2006). Прошлое и будущее Нью-Мексико . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. п. 54. ИСБН  0-8263-3444-Х . OCLC   70054191 .
  19. ^ Гилберт, Дональд А. Чавес Ю. «МНЕНИЕ | Точный отчет об истории Оньяте» . www.abqjournal.com . Проверено 22 июня 2020 г.
  20. ^ Болтон, Герберт Юджин, изд. Испанские исследования на юго-западе, 1542–1706 гг . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, 250–267.
  21. ^ Болтон, 257
  22. ^ Болтон, 253
  23. ^ Вехик, Сьюзен К. «История культуры Уичито», Plains Anthropologie , Vol. 37, № 141, 1992, 327
  24. ^ Болтон, 264
  25. ^ «Юнке-Юнке — город-призрак Нью-Мексико» .
  26. ^ Хоул, Марлин Ф. «Европейские контакты и юго-западные артефакты в местах сосредоточения нижнего орехового дерева в Арканзас-Сити, штат Канзас», Plains Anthropologie , Vol. 45, № 173, август 2000 г.
  27. ^ Вехик, Сьюзен К. (1986). «Экспедиция Онате на южные равнины: маршруты, пункты назначения и последствия для поздней доисторической культурной адаптации». Равнинный антрополог . 31 (111): 13–33. дои : 10.1080/2052546.1986.11909314 .
  28. ^ "Индейцы Пауни". Джордж Э. Хайд, 1951. Новое издание серии «Цивилизация американских индейцев» , University of Oklahoma Press, Норман, 1974. ISBN   0-8061-2094-0 , с. 19
  29. ^ Транспортное средство, 22–23.
  30. ^ Хаммонд, Джордж П. и Агапито Рей, Дон Хуан де Оньяте, колонизатор Нью-Мексико, University of New Mexico Press, Альбукерке, 1953; Лейландер, Дон, «География фактов и фантазий: Оньяте в нижнем течении реки Колорадо, 1604–1605», Southern California Quarterly, Vol. 86, нет. 4, 2004, 309–324.
  31. ^ «Предыстория | Последний конкистадор | POV | PBS» . ПБС . 22 января 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 г. . Проверено 2 сентября 2017 г.
  32. ^ Симмонс, Марк, Последний конкистадор: Хуан де Оньяте и заселение дальнего юго-запада , University of Oklahoma Press, Норман, Оклахома, 1991. [ ISBN отсутствует ]
  33. Отдавая дань уважения северной стороне Гэллапа . Gallup Sun , 22 сентября 2017 г. По состоянию на 7 мая 2019 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Джинджер Томпсон. «По мере того как скульптура обретает форму в Мексике, оппозиция обретает форму в США», The New York Times , 17 января 2002 г. Проверено 15 июля 2008 г.
  35. ^ Плевин, Нэнси (8 января 1998 г.). «Вандалы калечат бронзовую скульптуру в туристическом центре недалеко от Эспаньолы». Санта-Фе, Нью-Мексико .
  36. ^ Ромеро, Саймон (30 сентября 2017 г.). «Украденная нога статуи отражает разногласия по поводу символов завоевания» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 октября 2017 г.
  37. ^ Писатель, Молли Монтгомери, сотрудники SUN (15 июня 2020 г.). «Округ сносит памятник Оньяте» . Рио-Гранде САН . Проверено 15 июня 2020 г.
  38. ^ Писательница Аманда Мартинес (15 июня 2020 г.). «Статуя Оньяте пока снята» . Таосские новости . Проверено 17 июня 2020 г.
  39. ^ Монументальная ложь . Раскрытие (подкаст) . 8 декабря 2018 г. По состоянию на 4 мая 2019 г.
  40. ^ Ла Хорнада и Нумбе Ваге образуют мемориал Куарто Сентенарио, символизирующий прошлое и настоящее Альбукерке: два мемориала, множество точек зрения, один памятник .
  41. ^ Cuarto Centenario Нью-Мексико: История в визуальном диалоге . Публичный историк , Vol. 33, № 1 (зима 2011 г.), стр. 44–72. Доступ 5 мая 2019 г. из Университета Нью-Мексико. цифрового репозитория
  42. ^ Мэтью Дж. Мартинес (август 2014 г.). «Вспоминая 400 лет изгнания» . Архивировано из оригинала 26 августа 2018 г. Проверено 10 июля 2015 г.
  43. ^ POV - Последний конкистадор
  44. ^ Vimeo: Последний конкистадор
  45. ^ Перес, Фрэнк; Ортега, Карлос (2020). Деконструкция евроцентристского туризма и повествований о наследии в мексиканско-американских сообществах: Хуан Де Оньяте как икона Западного Техаса . Нью-Йорк: Милтон: Рутледж. п. 76. ИСБН  978-0-367-13679-6 .
  46. ^ 12 путешественников Юго-Запада. «Конный | XII Мемориал путешественников Юго-Запада» . {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  47. ^ « Статуя Дон Хуана де Оньяте «Конный» в аэропорту Эль-Пасо подверглась вандализму» . 12 июня 2020 г.
  • Поррас Муньос, Гильермо, Ла Калле де Кадена в Мексике . стр. 1–46. [ ISBN отсутствует ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0115981c1d9c6d4b11abb7a69410271c__1723971060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/1c/0115981c1d9c6d4b11abb7a69410271c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Juan de Oñate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)