Гендерные и сексуальные меньшинства в Османской империи

Османская империя , существовавшая с 14 века до начала 20 века, имела сложный и разнообразный подход к вопросам, связанным с сексуальностью и гендером, включая вопросы пола и сексуальных меньшинств .
Такие понятия, как гей , лесбиянка или трансгендер, не существовали в эпоху Османской империи. Гомосексуализм регулировался де-юре сочетанием Кануна (султанского закона) и исламских религиозных законов , что приводило к негативным юридическим перспективам, но также к снисходительному или несуществующему правоприменению. Поэтому негативные перспективы зачастую, за редкими исключениями, не приводили к юридическим санкциям. Общественные нормы демонстрировали изменчивое гендерное выражение (особенно для молодых мужчин), а отношение к однополым отношениям было разнообразным, часто классифицированным по возрасту и ожидаемым ролям. Литература и искусство процветали как важные средства обсуждения гендера и сексуальности: османские поэты открыто исследовали однополую любовь в искусстве до 19 века, когда вестернизация привела к стигматизации гомосексуализма, потенциально влияя на цензуру определенных литературных сцен.
XIX век ознаменовал трансформационные изменения, отмеченные вестернизацией ; эти изменения в значительной степени стигматизировали гомосексуальность. Уголовный кодекс Османской империи 1858 года является поворотным моментом, который часто называют сигналом о декриминализации частной жизни. Однако османы редко применяли предыдущие законы против гомосексуализма, и эта либерализация произошла на фоне усиления гетеронормативности и опасений по поводу открытого однополого самовыражения среди мужчин, что заставило многих ученых усомниться в обоснованности парадигмы «декриминализации», используемой для Османской империи.
За ее пределами восприятие гомосексуализма в Османской империи переплелось с ориенталистскими стереотипами , увековечивая стереотипы сексуальных извращений в западном дискурсе. Это представление отражало попытки утвердить моральное превосходство христианского мира над мусульманским миром .
История и правовой статус
[ редактировать ]Поздняя Османская империя управлялась властью Кануна ( султанского закона ), основанного на ханафитском законе шариата . [ 1 ] [ 2 ] Хотя юридические взгляды на гомосексуальность были негативными, реальные юридические преследования были редки. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Общественное восприятие гомосексуальных действий и гендерных норм было разнообразным и часто двойственным; некоторые действия считались более нормативными, чем другие, а некоторые можно было прославить в литературе. [ 3 ] [ 4 ] Эти нормы кардинально изменились в XIX веке, во время вестернизации и распада империи. [ 4 ]
Муханнатхун ( مخنثون «женоподобные», «те, кто похож на женщин», единственное число «муханнатх» ) — термин, используемый в классическом арабском языке для обозначения женоподобных мужчин или людей с неоднозначными половыми характеристиками, которые выглядели женственно или действовали в социальном плане в ролях, обычно выполняемых женщинами. [ 6 ] По словам иранского ученого Мехрдада Алипура, «в досовременный период мусульманские общества знали о пяти проявлениях гендерной двусмысленности: это можно увидеть через таких фигур, как хаси (евнух), хиджра , муханнатх , мамсух и хунта. (гермафродит/ интерсекс )». [ 7 ] Хотя мукханнатхун желают женщин, позже считалось, что вместо этого они желают мужчин, и это стало ассоциироваться с гомосексуализмом. первоначально считалось, что [ 8 ] особенно восприимчивый партнер в гей-сексуальных практиках . [ 9 ]
Домодернистский период
[ редактировать ]Для мужчин термин гулампаре использовался для обозначения «любовника-мужчины» (мужчины, любящие мужчин), а дзэнпаре - для обозначения «любитель женщин» (мужчины, любящие женщин). [ 10 ] Концепций « лесбиянок » или « геев » не существовало. Вместо этого идентичность основывалась на сексуальных ролях , то есть на том, считался ли человек активным или пассивным . [ 3 ] Мальчики и мужчины без бороды ( эмред ) считались сексуально желанными и женственными, что позволяло им быть «пробиваемыми» и объектами вожделения для мужчин старшего возраста. [ 11 ] Уилл Роско и Стивен О. Мюррей утверждают, что разделение между гендерными различиями и выбором сексуального объекта произошло в начале 20 века. До конца 1940-х годов сексуальная миноритарность ассоциировалась с немужским мужчиной или неженственной женщиной, в то время как «нормальными» считались «мужественные» мужчины и «женственные» женщины. По их словам, этот исторический взгляд на гомосексуализм был распространен в мусульманском мире , особенно в средневековый период ( золотой век ислама ). [ 12 ]
Как правило, мужчинам-подросткам социально разрешалось желать мужчин или женщин старшего возраста. Ожидалось, что после полового созревания они будут желать молодых мальчиков или женщин. Нахождение в обеих ролях могло привести к общественному порицанию. [ 3 ] Однако есть свидетельства того, что имели место и эгалитарные однополые отношения. [ 13 ]
Гийом де Водонкур писал, что Али-паша (правитель контролируемой Османской империей Албании в 1788–1822 гг.) «почти исключительно предался сократовским удовольствиям и для этой цели содержит сераль молодежи, из числа которых он выбирает себе доверенные лица и даже его главные офицеры»; [ 14 ] Говорят, что его сын Вели-паша также разделял «тягу к мальчикам». [ 15 ] Хотя в большинстве случаев эти отношения были временными, в Османской Албании в то время также существовала концепция, подобная однополым союзам , как среди мусульманских , так и среди христианских общин. [ 16 ]

Юридическая концепция гендера была бинарной , но гендерное выражение в некоторых местах и контекстах могло быть более гибким. Кёчек — термин для танцоров-мужчин; [ 10 ] Турецкий музыковед Шехвар Бешироглу отмечает, что кёчеклер (множественное число от кёчек ) обычно были красивыми, молодыми и женственными. [ 17 ] Обычно они одевались в женскую одежду и работали артистами. [ 18 ] Мужчины, наблюдавшие за кёчеклером , якобы сходили с ума, разбивали очки, кричали беззвучно или дрались, а иногда и убивали друг друга, соперничая за возможность изнасиловать, приставать или иным образом принуждать молодых людей к сексуальному рабству. [ 19 ] Эта связь с сексуальной эксплуатацией привела к подавлению этой практики при султане I. Абдул- Меджиде [ 20 ] Поскольку в то время гендерные и сексуальные роли были объединены, женская идентичность кёчек ассоциировалась с восприимчивым партнером в гомосексуальном половом акте, который считался женским или феминизирующим. [ 21 ]
В своей работе «Сексуальность в исламе» Абдельвахаб Бухдиба называет хамам (общественные бани) местом, где вообще могут иметь место гомосексуальные контакты. [ 22 ] [ 23 ] Он отмечает, что некоторые историки нашли свидетельства существования хамама как места для сексуального самовыражения среди женщин, что, по их мнению, было результатом универсальности наготы в этих местах. Хамам также ассоциировался с мужским гомосексуализмом на протяжении веков и до наших дней. [ 22 ] [ 24 ] [ 25 ]
вестернизация
[ редактировать ]XIX век принес сложные изменения, отмеченные повышенной гетеронормативностью , несмотря на изменения де-юре , которые можно было рассматривать как либерализацию. [ 4 ] [ 26 ] В 1858 году Османское общество провело реформу своего уголовного кодекса, которая была очень похожа на французский Уголовный кодекс 1810 года. В Уголовном кодексе Османской империи 1858 года говорилось следующее:
Искусство. Статья 202. Лицо, осмелившееся публично совершить отвратительный поступок вопреки скромности и чувству стыда, подлежит тюремному заключению на срок от трех месяцев до одного года и наложению штрафа в размере от одного до десяти золотых меджидий.
- Уголовный кодекс Османской империи 1858 г. [ 27 ]
Этот закон, аннулировавший предыдущие постановления, часто называют частной декриминализацией . Однако, поскольку предыдущие законы применялись очень редко, а эта реформа была реализована в период усиления гетеронормативности, некоторые заявили, что парадигма «криминализация-декриминализация» не подходит для Османской империи. [ 26 ]
По словам Дрора Зеэви , европейское давление сформировало девятнадцатый век, что привело к переосмыслению местного культурного материала и традиций. [ 28 ] Европейские путешественники осуждали османов за их якобы «развращенные» сексуальные наклонности, а Зеэви утверждает, что грамотные классы империи в ответ «заново изобрели» свои собственные сексуальные нормы. [ 28 ] Новый дискурс был создан для утверждения идеализированного, гетеронормативного Османского мира, который превзошел Европу в своей якобы сексуальной «морали», в то время как местные практики и дискурсы активно подавлялись, чтобы соответствовать этой вымышленной традиции. [ 28 ] Во многом благодаря этим изменениям, гомосексуальные контакты начали сокращаться в конце 19 века, и центр внимания обратился к молодым девушкам. Ахмед Джевдет-паша заявил:
«Число любителей женщин ( зендост ) увеличилось, а любителей мальчиков ( махбуб ) уменьшилось. Это как если бы народ Лота был поглощен землей. Любовь и близость, которые были в Стамбуле общеизвестно и традиционно направленные на молодых мужчин, теперь перенаправлены на девушек, в соответствии с естественным состоянием». [ 29 ]
Исследования показывают, что этот спад тесно связан с усилением криминализации гомосексуализма в западном мире в то время, за которым последовали репрессии в отношении гендерных и сексуальных меньшинств. [ 30 ]
Литература и искусство
[ редактировать ]
Османская литературная культура, особенно поэзия, открыто обсуждали гендер и сексуальность (включая однополую любовь и желание) до 19 века. Различные поэты спорили о самой красивой форме любви, женской или мужской. Некоторые поэты сосредотачивали внимание только на любви между мужчиной и женщиной, некоторые — на любви между женщинами, а некоторые — только на любви между мужчинами. [ 31 ]
Наиболее предпочтительной формой письма и поэзии в классической культуре была традиционная суфийская литература, а также классическая газель . любовь Бога с любовью других мужчин; Поэты-мужчины иногда сравнивали [ 32 ] [ 33 ] Яхья бек Дукаджини заявляет в своих стихах, что ему не нравится маснави , в основе любовных историй которого лежит любовь к противоположному полу вместо любви к своему полу. По его мнению, гомоэротическая любовь превосходит и чище межполовой любви. [ 34 ] Гомоэротическим метафорам в поэзии часто отдавалось предпочтение из-за разделения мужчин и женщин. [ 35 ] но они не обязательно выражали гомосексуальные желания. [ 33 ]
Одним из самых известных авторов гомоэротической литературы в Османской империи был Эндерунлу Фазыл . [ 36 ] Фазил эротически писал о красоте мужчин разных народов в «Хубаннаме» («Книга [мужских] красавиц»). («Книга женщин») Фазиля «Зенаннаме» описывает характеристики женщин разных национальностей. Давно существовало мнение, что гомоэротические стихи носят исключительно педерастический характер . Хотя это было нормой, существовали и другие варианты, включая отношения между постпубертатными мужчинами одного возраста или между более молодыми мужчинами, берущими на себя инсертивную роль в анальном сексе. [ 37 ] [ 38 ] Османский поэт XVIII века Невизаде Атайи подробно описал однополые отношения в своей рукописи «Хамсе» . Хамсе включил истории отдельных членов Имперского совета и обсудил социальные ценности века, а также моральные и этические кодексы. В нем представлены два молодых персонажа мужского пола, которые путешествуют по морю в Египет, прежде чем быть захваченными и порабощенными европейскими солдатами. Находясь в рабстве, европейские похитители влюбляются в своих пленников. [ 39 ] Подобные гомоэротические образы типичны и для хамсе пенталогий , в которых представлены эротические миниатюрные изображения сексуальных сцен. [ 40 ]
гомосексуальность в Османской империи был не только между мужчинами. Сексуальность между женщинами, хотя и менее заметная, чем между мужчинами, также была предметом поэзии. В стихах поэтесс обычно неясно, является ли возлюбленный женщиной или мужчиной. Михри Хатун , высокообразованная незамужняя поэтесса, написала стихотворение, в котором изображает из себя мужчину, влюбленного в женщину. Некоторые интерпретируют это как выражение ее собственной любви к женщинам. [ 41 ] [ 42 ]
Западные представления
[ редактировать ]На Западе гомоэротические изображения Востока (включая Османскую империю) считались аспектом литературного ориентализма , что затрудняло западное обсуждение исламского пола и сексуальной идентичности. [ 43 ]
Английский историк Эдвард Шеперд Кризи писал в 1835 году, что «в Турции вошло в практику приобретать по договору, путем покупки, силой или обманом банды прекраснейших детей побежденных христиан, которых помещали во дворцы султана, его визирей, и его пачи под заголовком страниц, но слишком часто действительно служат беспомощными материалами мерзости». [ 44 ] В 1913 году Альберт Хоу Либайер заявил, что «порок, получивший свое название от Содома, был очень распространен среди османов, особенно среди тех, кто занимал высокие посты». [ 45 ]
В то время как западные наблюдатели, такие как леди Мэри Уортли Монтегю (1689–1762), британский посол в Османской империи, отрицали, что лесбийская сексуальная активность имела место в хаммамах (традиционных общественных банях с разделением по признаку пола); [ 46 ] другие наблюдатели также заявляли о лесбийских сексуальных практиках в османских сералях или гаремах . [ 47 ] Частично это произошло из-за западного восприятия османов как склонных к сексуальным извращениям , но также было вызвано критикой гендерной сегрегации в османском обществе, при этом многие аспекты однополой активности приписывались ситуативному гомосексуализму . [ 48 ]
Османскому чиновнику Мехмету Джемаледдину Эфенди предлагали мужчин-проституток во время его пребывания в Париже в период с 1903 по 1906 год хозяева , которые думали, что, поскольку он турок, он будет заинтересован. Это смутило его, который позже написал, что на улицах Парижа было «1500 мальчиков, занятых исключительно содомией», а их наличие и цены были указаны на печатных карточках, что во Франции было гораздо более вопиющим, чем где-либо в Османской империи. [ 46 ] Это восприятие изменило социальные нормы и отношения (включая представление однополого желания в литературе), поскольку Османская империя стремилась стать более западной. [ 48 ] С вестернизацией Османской империи гомосексуализм стал рассматриваться в османском обществе девятнадцатого века как девиантная форма сексуального самовыражения. [ 31 ] Также возможно, что некоторые литературные сцены гомосексуального характера были удалены цензурой позже, когда гетеросексуальность стала более нормативной в османском обществе. [ 49 ]
На Западе Коулмана Баркса версии произведений Руми популяризировали его о газелях литературу . Однако в последние годы эти версии подверглись критике за неточность. [ 50 ] что привело к «сведению божественного к сексуальному», по мнению по переводу и сравнительному литературоведению экспертов Омиду Азадибугару и Саймону Паттону , а также игнорированию культурного контекста в его версиях произведений Руми. [ 51 ] Переводчик Дик Дэвис также отмечает сложность перевода с персидского языка поэзии на английский из-за отсутствия в персидском языке местоимений рода . [ 33 ]
Гомосексуализм обсуждался в bāhnāmes («частично медицинские, частично эротические трактаты») с особым упором на мужской гомосексуализм, в том числе принятые учёным Мехмедом Газали и адаптированные для принца Шехзаде Коркута , сына султана Баязида. II . Оригинальная композиция « Альфия ва Шалфийя » была написана по заказу сельджукского Тоган-шаха. описывает ее Йозеф фон Хаммер-Пургшталь как известное « сотадическое » произведение (отсылка к географической зоне, в которой педерастия предположительно распространена и прославляется среди коренных жителей). [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Кац 2009 .
- ^ де Гроот 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д Элиф 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д Лапидус и Лена 2014 .
- ^ Семерджян 2008 .
- Согласно обзорам Керна, 2011 г. , Слаглетта, 2009 г. и Рассела, 2010 г.
- ^ Роусон 1991 .
- ^ Алипур 2017 .
- ^ Роусон 1991 , стр. 675–676.
- ^ Мюррей и Роско 1997 , стр. 305–310.
- ^ Jump up to: а б Арвас 2014 , с. 8.
- ^ Каяал 2020 , с. 34.
- ^ Мюррей и Роско 1997 , с. 7.
- ^ Мюррей и Роско 1997 , с. 23-25.
- ^ де Водонкур 1816 , с. 278.
- ^ Мюррей 2002 , с. 62.
- ^ Мюррей 2002 , с. 60-61.
- ^ Бешироглу 2019 , с. 6.
- ^ Бешироглу 2019 .
- ^ Караянни 2006 , стр. 78, 82–83.
- ^ Бешироглу 2019 , с. 9.
- ^ Мюррей и Роско 1997 , стр. 32.
- ^ Jump up to: а б Бухдиба 2008 , с. 167.
- ^ Хейс 2000 , с. 206.
- ^ Пасин 2016 , с. 14.
- ^ Германия, 2015 .
- ^ Jump up to: а б Озсой 2021 .
- ^ Стрейчи Бакнилл и Аписогом С. Утиджян, 1913 .
- ^ Jump up to: а б с Зеви, Дрор. «Сокрытие сексуальности - исчезновение сексуального дискурса на позднеосманском Ближнем Востоке» . Социальный анализ .
- ^ Kreil, Sorbera & Tolino 2022 , p. 91.
- ^ Шик 2018 .
- ^ Jump up to: а б Арвас 2014 , с. 145.
- ^ Мюррей и Роско 1997 , стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б с Мор 2017 .
- ^ Арвас 2014 , стр. 149–154.
- ^ Шик 2004 , стр. 89–90.
- ^ Старки 2021 , с. 264.
- ^ Мюррей и Роско 1997 , стр. 22–23, 33–34.
- ^ Артан и Шик 2013 , с. 167.
- ^ Эрдман 2019 .
- ^ Артан и Шик 2013 , с. 157.
- ^ Арвас 2014 , с. 153.
- ^ Хавлиоглу 2010 .
- ^ Бун 2014 , стр. 113–114.
- ^ Данн 1990 , с. 72.
- ^ Цитируется по Мюррею и Роско 1997 , с. 176
- ^ Jump up to: а б Мюррей 2007 , с. 104.
- ^ Мюррей 2007 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Арвас 2014 , с. 146.
- ^ Артан и Шик 2013 , с. 187.
- ^ Для дальнейшего обсуждения см.: «Исправления популярных версий» . www.dar-al-masnavi.org . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Азадибугар и Паттон 2015 , с. 177.
- ^ Артан и Шик 2013 , стр. 157–8.
Библиография
[ редактировать ]- Алипур, Мехрдад (2017). «Исламский закон шариата, мусульманские ученые-неотрадиционалисты и трансгендерная операция по смене пола: тематическое исследование фетв аятоллы Хомейни и шейха аль-Тантави» . Международный журнал трансгендеризма . 18 (1). Тейлор и Фрэнсис : 91–103. дои : 10.1080/15532739.2016.1250239 . ISSN 1553-2739 . LCCN 2004213389 . OCLC 56795128 . S2CID 152120329 .
- Артан, Тюлай; Шик, Ирвин Джемил (2013). «Отоманизация порнотопии: изменение визуальных кодов в османских эротических миниатюрах восемнадцатого века». В Леони, Франческа; Натиф, Мика (ред.). Эрос и сексуальность в исламском искусстве . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 157–207. ISBN 978-1-4094-6438-9 .
- Арвас, Абдулхамит (декабрь 2014 г.). «8». От извращенца, обратно к любимой: гомосексуальность и история османской литературы, 1453–1923 гг. Кембриджская история литературы для геев и лесбиянок . Издательство Кембриджского университета . стр. 145–159. ISBN 9781139547376 .
- Азадибугар, Омид; Паттон, Саймон (2015). «Версии Руми Коулмана Баркса в США» . Перевод и литература . 24 (2): 172–189. дои : 10.3366/тал.2015.0200 . ISSN 0968-1361 . JSTOR 24585407 .
- Бешироглу, Шефика Шехвар (17 марта 2019 г.). «Музыка, Личность, Пол: Чингисхан, Кочек, Кочек» . ITU Турецкая государственная музыкальная консерватория , факультет музыковедения . Академия.edu .
- Бун, Джозеф А. (25 марта 2014 г.). Гомоэротика ориентализма . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-52182-6 .
- Бухдиба, Абдельвахаб (2008) [1975]. Сексуальность в Исламе . Рутледж . п. 167. ИСБН 9781135030377 .
- Данн, Брюс В. (1990). «Гомосексуальность на Ближнем Востоке: программа исторических исследований» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 12 (3/4): 72. ISSN 0271-3519 . JSTOR 41857885 .
- Элиф, Йылмазлы (весна 2020 г.). «Гомосоциальные места и сексуальная ориентация в Османской империи» [Гомосоциальные места и сексуальная ориентация в Османской империи] (PDF) . Общество педагогической науки . 18 (70): 38–63 . Проверено 18 мая 2023 г.
- Эрдман, Майкл (13 июня 2019 г.). «Однополые отношения в османской рукописи XVIII века» . Блог по исследованиям Азии и Африки . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- Герман, Баран (1 марта 2015 г.). «О парках и хамамах: странные гетеротопии в эпоху неолиберальной современности и граждан-геев» . Интерсекциональные перспективы: идентичность, культура и общество . 5 (1): 111–137. дои : 10.18573/ipics.76 . ISSN 2752-3497 . S2CID 242117795 .
- де Гроот, Александр Х. (11 августа 2010 г.). «6. Историческое развитие капитулянтского режима на Османском Ближнем Востоке с пятнадцатого по девятнадцатый век». Нидерланды и Турция . Горгиас Пресс. стр. 95–128. дои : 10.31826/9781463226022-008 . ISBN 9781463226022 .
- Хавлиоглу, Дидем (1 мая 2010 г.). «На полях и между строк: османские женщины-поэты XV-XX веков» (PDF) . Турецкий исторический обзор . 1 (1): 25–54. дои : 10.1163/187754610X494969 . hdl : 10161/10628 .
- Хейс, Джаррод (2000). Квир-нации: маргинальная сексуальность в Магрибе . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-32105-9 .
- Караянни, Ставрос Ставру (2006). Танцующий страх и желание: раса, сексуальность и имперская политика в ближневосточном танце . ВЛУ Пресс. ISBN 088920926X .
- Кац, Стэнли Найдер (2009). Османская империя: исламское право в Малой Азии (Турция) и Османской империи — Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195134056 . Проверено 18 ноября 2017 г.
- Каяал, Тугче (2020). « «Извращенные желания», мальчики-любовники и межпоколенческий секс между мужчинами и мужчинами в поздней Османской империи (1912–1918)». Исторические размышления/Reflexions Historiques . 46 : 31–46. дои : 10.3167/час.2020.460103 . S2CID 226128832 .
- Крейл, Эймон; Пиво, Люсия; Толино, Серена (30 июня 2022 г.). Секс и желание в мусульманских культурах: за пределами норм и нарушений от Аббасидов до наших дней . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-7556-3713-3 .
- Лапидус, Ира М .; Лена, Салайме (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle). стр. 361–362. ISBN 978-0-521-51430-9 .
- Мор, Мелани Кристина (9 января 2017 г.). «Гомоэротическая поэзия в исламе: шатаясь от желания» . Qantara.de . Проверено 28 января 2024 г.
- Мюррей, Стивен О. (июнь 2002 г.). Гомосексуализм . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-55195-1 .
- Мюррей, Стивен О. (2007). «гомосексуальность в Османской империи». Исторические размышления . 33 (1): 101–116.
- Мюррей, Стивен О .; Роско, Уилл (1 февраля 1997 г.). Исламский гомосексуализм . Издательство Нью-Йоркского университета . дои : 10.18574/ню/9780814761083.003.0004 . ISBN 978-0-8147-6108-3 .
- Озсой, Элиф Джейлан (2021). «Анализ деколонизации и декриминализации: декриминализовали ли османы гомосексуальность в 1858 году?» . Журнал гомосексуализма . 68 (12): 1979–2002. дои : 10.1080/00918369.2020.1715142 . hdl : 10871/120331 . ПМИД 32069182 . S2CID 211191107 .
- Пасин, Буркай (2016). «Критическое прочтение османско-турецкого хаммама как репрезентативного пространства сексуальности» . МЕТУ Журнал архитектурного факультета . 33 (2).
- Роусон, Эверетт К. (октябрь 1991 г.). «Женоподобные женщины ранней Медины» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 111 (4). Американское восточное общество : 671–693. CiteSeerX 10.1.1.693.1504 . дои : 10.2307/603399 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 603399 . LCCN 12032032 . OCLC 47785421 . S2CID 163738149 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2008 года.
- Шик, Ирвин Джемил (2004). «Репрезентация пола и сексуальности в османской и турецкой эротической литературе» . Журнал Ассоциации тюркских исследований . 28 (1/2): 81–103. ISSN 2380-2952 . JSTOR 43383697 .
- Шик, Ирвин Джемил (23 марта 2018 г.). «Чему османская эротика учит нас о сексуальном плюрализме» . Эон . Архивировано из оригинала 8 декабря 2020 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- Семерджян, Элиза (8 декабря 2008 г.). «С прямого пути»: незаконный секс, закон и сообщество в османском Алеппо . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-5155-0 .
- Керн, Карен М. (февраль 2011 г.). «Элиз Семерджян, «С прямого пути»: незаконный секс, закон и сообщество в Османском Алеппо, гендер, культура и политика на Ближнем Востоке (Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 2008). Стр. 285. Ткань за 29,95 долларов. " . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 43 (1): 158–160. дои : 10.1017/S0020743810001364 . ISSN 1471-6380 . S2CID 153580187 .
- Слаглетт, Питер (2009). «Обзор книги «С прямого пути»: незаконный секс, закон и сообщество в Османском Алеппо» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 72 (3): 567–569. дои : 10.1017/S0041977X09990127 . ISSN 0041-977X . JSTOR 40379038 .
- Рассел, Мона Л. (1 декабря 2010 г.). « «С прямого пути»: незаконный секс, закон и сообщество в Османском Алеппо. Автор: Элиз Семерджян. (Сиракьюс, Нью-Йорк: Syracuse University Press, 2008. Стр. xxxvii, 247. $ 29,95.)». Историк . 72 (4): 914–915. дои : 10.1111/j.1540-6563.2010.00281_4.x . S2CID 143100931 .
- Старки, Пол (30 сентября 2021 г.). Келлман, Стивен Г.; Львович, Наташа (ред.). Справочник Рутледжа по литературному транслингвизму . Рутледж. ISBN 978-1-000-44151-2 .
- Стрейчи Бакнилл, Джон Александр ; Аписогом С. Утиджян, Хейг (1913). «Императорский уголовный кодекс Османской империи». Турецкий текст . Хамфри Милфорд, Oxford University Press, Amen Corner, Лондон, EC
- де Водонкур, Гийом (1816). Мемуары об Ионических островах, рассмотренные с коммерческой, политической и военной точки зрения... Перевод Уильяма Уолтона . Крэдок и Джой.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лена Маттейс (7 февраля 2023 г.). « «Странности в Османской империи» с Тугче Каяалом» . Квир Лит (Подкаст).