Нур Хан
Эта статья может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( сентябрь 2022 г. ) |
Малик Нур Хан Аван | |
---|---|
шестой губернатор Западного Пакистана | |
В офисе 1 сентября 1969 г. - 1 февраля 1970 г. | |
Президент | Яхья Хан |
Предшественник | Юсуф Харун |
Преемник | Аттикур Рахман |
Главнокомандующий ВВС Пакистана | |
В офисе 23 июля 1965 г. - 31 августа 1969 г. | |
Президент | Аюб Хан |
Предшественник | Маршал авиации Асгар Хан |
Преемник | Эйр Мршл А.Р. Хан |
Управляющий директор Пакистанских международных авиалиний | |
В офисе 1959–1965 | |
Предшественник | Зафар-уль-Ахсан |
Преемник | Эйр Мршл Асгар Хан |
Президент Федерации хоккея Пакистана | |
В офисе 1976–1984 | |
Предшественник | Ген. Мухаммад Муса |
Преемник | Генерал-лейтенант К.М. Ажар |
Председатель Совета Пакистана по крикету | |
В офисе 1980–1984 | |
Предшественник | Генерал-лейтенант К.М. Ажар |
Преемник | Генерал-лейтенант Сафдар Батт |
Личные данные | |
Рожденный | Малик Нур Хан 2 февраля 1923 г. Тамман , округ Талаганг , провинция Пенджаб , Британская Индия |
Умер | 15 декабря 2011 г. [ 1 ] [ 2 ] Равалпинди , Пенджаб, Пакистан | (88 лет)
Место отдыха | Тамман, Реальный район |
Гражданство | Британская Индия (1923-1947) Пакистан (1947–2011) |
Политическая партия | Независимый Пакистанская народная партия (1987–89) |
Альма-матер | Индийский военный колледж Раштрия |
Профессия | Политик |
Гражданские награды | Ситара-э-Шуджаат |
Псевдоним | Еловек из стали [ 3 ] |
Военная служба | |
Филиал/служба | Королевские ВВС Индии (1941–1947) ВВС Пакистана (1947–1969) |
Лет службы | 1941–1970 |
Классифицировать | Маршал авиации |
Единица | 11-я эскадрилья «Стрелы» |
Команды | Авиабаза Чаклала Академия ВВС Пакистана Заместитель главнокомандующего (воздушные операции) База ВВС Пешавара Авиабаза Масрур Группа тактических операций №1 |
Битвы/войны | |
Военные награды | Хилал-э-Джурат Хилал-и-Куэйд-и-Азам Ситара-э-Пакистан Орден Независимости Орден Оранж-Нассау Орден Кедра |
Малик Нур Хан Аван [ а ] (22 февраля 1923 — 15 декабря 2011) был офицером ВВС Пакистана, политиком и государственным деятелем, который занимал пост шестого главнокомандующего ВВС Пакистана с 1965 по 1969 год. Позже он занимал пост шестого губернатора Западного Пакистана с 1969 года. до 1970 года.
Он родился в племени аван в Чаквале и поступил на службу в Королевские ВВС Индии после окончания Индийского военного колледжа Раштрия в Дехрадуне в 1941 году. [ 4 ] Он участвовал во Второй мировой войне на стороне Соединенного Королевства и выбрал Пакистан после раздела Британской Индии в 1947 году. Он получил общенациональную известность и общественную известность, когда командовал и возглавлял ВВС Пакистана во второй войне с Индией. в 1965 году, а также прославился своими летными навыками, когда участвовал в Шестидневной войне от имени арабских стран, сражавшихся против Израиля. Выйдя на пенсию в 1969 году, он начал свою карьеру в национальной политике и занимал пост губернатора Западного Пакистана при президенте Яхья Хана , а также был министром кабинета министров в администрации Яхьи с 1969 по 1970 год, когда ушел в отставку из-за взаимных разногласий. [ 2 ] [ 5 ]
Во время своей карьеры в ВВС и в политике он отвечал за спортивное мастерство страны, будучи президентом/председателем организации по крикету, хоккею и сквошу, где он представил спортивную тактику и идеи, которые помогли спортивным выступлениям и привлекли внимание на международных площадках. [ 1 ] [ 6 ] Кроме того, он также лоббировал и добивался создания Азиатского совета по крикету . [ 7 ] Нур Хан, однако, известен своим острым умом и выдающимися управленческими навыками, которые во многом принесли пользу пакистанским вооруженным силам и организациям, которыми он руководил. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Предыстория, молодость и Вторая мировая война
[ редактировать ]Малик Нур Хан родился в семье Малика Мирхана, почетного армейского капитана и субедара-майора Британской индийской армии , в городе Тамман, расположенном в окрестностях округа Талаганг в провинции Пенджаб , Британская Индия, 22 февраля 1923 года. [ 2 ] [ 8 ] Он принадлежал к семье Аван , которая имела известные военные традиции, связанные с семейными корнями к Амиру Мохаммад навабу Калабага - хану . Семья носила титул «Малик» ( букв. Правитель), титул, который в основном используется семьями Аван. [ 8 ] [ 9 ]
Его отец, Субедар-майор и почетный армейский капитан Малик Мир Хан, OBI , IOM , IDSM, служил в британской индийской армии и служил в 15-м уланском полку , позже в 20-м уланском полку . 1 апреля 1911 года он был непосредственно назначен офицером вице-короля в звании Джемедара в 15-й уланский полк. [ 10 ] Он служил во Франции и Бельгии в составе 15-го уланского полка с 23 сентября 1914 года по январь 1916 года (за это время он был награжден Индийским орденом «За заслуги » 2-й степени), когда полк был переброшен в Месопотамию. Позже он служил в Персии на Восточно-Персидском кордоне, где получил звание Рессидар и награжден индийской медалью за выдающиеся заслуги . Он получил повышение в Рисалдаре 3 сентября 1918 года и остался в армии, когда 21 сентября 1920 года 14-й уланский полк Мюррея и 15-й уланский полк объединились в 20-й уланский полк. [ 11 ] 27 мая 1927 года ему было присвоено звание Рисалдар-майора 20-го уланского полка, и эту должность он должен был занимать до 1 мая 1928 года, когда он был назначен адъютантом командующего Восточным командованием в Индии. [ 12 ] Он занимал эту должность до выхода в отставку 28 января 1936 года. он был принят в Орден Британской Индии . 4 июня 1935 года [ 13 ] Он был назначен почетным лейтенантом 1 августа 1931 года и почетным капитаном 1 августа 1935 года. [ 14 ]
Его семейные корни восходят к семье наваба Калабага Амира Мохаммад Хана . [ 8 ]
Завершив образование в знаменитом колледже Эйчисон , он был принят в Индийский военный колледж Раштрия (RIMC) в Дехрадуне, где и получил высшее образование. Он исключительно хорошо выступает в RIMC, где его британский директор однажды отметил:
Отличная военная семья из очень военного центра. Мальчик получил хорошее образование и более развит, чем многие аванцы его возраста. Он физически здоров и в любом случае должен стать офицером, он подходящего типа. [ 8 ]
По окончании учебы семья оплатила его урок пилотирования, чтобы научиться управлять самолетом de Havilland Tiger Moth , и получила квалификацию пилота в Летном клубе Северной Индии, базирующемся в Лахоре. В 1940 году он находился в резерве Королевских ВВС Индии и проходил подготовку в качестве летного экипажа из Соединенного Королевства . [ 8 ] Нур Хан никогда не учился в университете и не получил университетского образования вместо того, чтобы 6 января 1941 года получить звание пилота-офицера в 1-й эскадрилье ВВС Великобритании. [ 8 ] [ 15 ] В Соединенном Королевстве он прошел дополнительную подготовку в качестве пилота-стрелка и бомбардировщика в ВВС Великобритании . [ 8 ] По возвращении в 1942–43 годах его отправили участвовать в бирманской кампании вместе с RIAF на стороне Соединенного Королевства, и он служил против Императорской Японии в 1945 году. [ 8 ]
В 1946 году Нур Хан был назначен командиром 4-й эскадрильи ВМФ, которой он командовал до 1947 года. [ 2 ] После раздела Британской Индии, который привел к созданию Пакистана, Нур Хан выбрал Пакистан и присоединился к недавно сформированным ВВС Пакистана (PAF), где он был командиром базы PAF в Лахоре . [ 2 ]
Главнокомандующий и между войнами
[ редактировать ]В 1948 году он был назначен командиром базы ВВС Чаклала, но позже был назначен воздушным атташе при Верховной комиссии Пакистана в Соединенном Королевстве. [ 2 ] Однако эта должность продлилась недолго, когда его попросили вернуться в Пакистан и занять должность коменданта Академии ВВС Пакистана (тогда колледж ВВС). в Рисалпуре , Пенджаб, также в том же году. [ 8 ]
Его карьера в ВВС развивалась хорошо, и он был назначен в штаб-квартиру в Равалпинди директором по организациям, которым он оставался до 1951 года. Он служил директором программы F-86 Sabre , где курировал внедрение реактивного истребителя, когда он сыграл влиятельную роль в противостоянии приобретению F-84 Thunderjet . [ 8 ] С 1955 по 1956 год он получил звание капитана группы и служил командиром базы ВВС в Пешаваре , после чего до 1957 года командовал базой ВВС Маурипур и базой ВВС Чаклала. [ 15 ] Прежде чем отправиться в штаб-квартиру в Равалпинди в качестве заместителя главнокомандующего (воздушные операции) в 1957 году, его последнее полевое назначение включало в себя должность командира группы № 1, дислоцированной на базе ВВС в Пешаваре, в качестве коммодора авиации. [ 8 ]
С 1958 по 1965 год он входил в состав депутации в качестве председателя гражданских организаций, и его назначение на трехзвездочную должность было одобрено президентом Аюб Ханом в 1965 году. [ 8 ] Маршал авиации Асгар Хан подал в отставку с поста командующего ВВС после того, как усугубил конфликт интересов с президентом Аюб Ханом. [ 8 ] Вице-маршал авиации Нур Хан был популистским военным деятелем в стране из-за его участия в спортивном менеджменте и управляющего директора гражданской авиакомпании «Пакистанские международные авиалинии» , и его имя было включено в документы о выдвижении кандидатуры на пост командующего ВВС. [ 8 ] Напротив, Нур Хану так и не было присвоено четырехзвездочное звание главного маршала авиации, а он был назначен командующим ВВС при президенте Аюбе. [ 8 ] В 1965 году Нур Хан был назначен главнокомандующим и получил звание маршала авиации . [ 8 ]
В течение 1964–65 годов штаб авиации боролся с кабинетом министров по поводу перевооружения и планов действий на случай чрезвычайных ситуаций с Министерством обороны (МО) и Министерством иностранных дел (МИД), поскольку штаб авиации хотел скоординировать усилия в случае ответного удара. : 125–127 [ 16 ] [ нужен лучший источник ] Уходящий маршал авиации Асгар Хан передал церемониальную эстафету маршалу авиации Нур Хану и не проинформировал его о предстоящих операциях в Кашмире, находящемся под управлением Индии, поскольку последний сам не знал об этом. [ нужны разъяснения ] [ 17 ] Однако возникли подозрения относительно секретных операций, предпринятых армией в штабе авиации из-за последующих стычек на восточной границе . [ 17 ] Поэтому Нур Хан позвонил тогдашнему главнокомандующему армией генералу Мусе Хану, который признал, что «что-то происходит». Однако генерал Муса Хан заверил маршала авиации Нур Хана, что Индия не примет ответных мер, несмотря на резкую реакцию Нур Хана. [ 17 ] было сообщено очень мало подробностей плана Нур-хану и главнокомандующему ВМФ вице-адмиралу Афзалу Рахман-хану , и он кратко написал: « Слухи о предстоящей операции были распространены, но армия не поделилась планами с другими силами » . [ 17 ] Во время войны с Индией в 1965 году Нур Хан стал национальной славой и героем, сохранив превосходство в воздухе над индийскими ВВС, несмотря на их недостатки. [ 18 ] Во время войны он руководил бомбардировками, используя для этой цели C-130 Hercules для поддержки наступления армии. [ 19 ] Его доблестные действия и усилия снискали ему похвалу по всей стране после войны; ему приписывают перелом хода войны в пользу своей страны, которая за первые 24 часа завоевала превосходство в воздухе. [ 3 ] [ 20 ]
После войны он был удостоен общественного признания и стал известной фигурой в стране. В 1967 году Нур Хан вызвался служить в составе ВВС арабских стран против Израиля во время Шестидневной войны . [ 21 ] Он участвовал во многих воздушных миссиях и был свидетелем воздушного боя с израильскими ВВС, пилоты которых отметили его летные навыки во время конфликта. [ 21 ] Фактически, летчик-истребитель израильских ВВС генерал-майор Эзер Вейцман , бывший президент Израиля (1993–2000) и министр обороны (1977–80), написал в своей автобиографии, что: «Он был грозным парнем, и я был рад, что он был пакистанцем, а не египтянином». [ 21 ] [ 22 ]
После шестидневного конфликта Нур Хан вернулся в Пакистан, чтобы завершить свой срок пребывания на посту главнокомандующего ВВС Пакистана при президенте Аюб Хане, и вышел в отставку в 1969 году. [ 2 ] [ 22 ]
Гражданский и спортивный менеджмент
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2014 г. ) |
Нур Хан был одарен административными навыками. После безмятежных дней руководства Пакистанскими международными авиалиниями (PIA) он продемонстрировал свои таланты в области спортивного управления. Нур Хан, который в свое время возглавлял национальные спортивные организации по хоккею, крикету и сквошу, позволил Пакистану достичь вершин во всех этих играх.
Пакистанские международные авиалинии
[ редактировать ]Также известно, что он превратил «Пакистанские международные авиалинии» в прибыльную и признанную компанию. [ 23 ] [ 24 ] В 1960 году самый первый реактивный лайнер PIA ( Боинг 707-321 , арендованный у Pan Am ) совершил плавный поворот под командованием Малика Нур Хана. Нур Хан был председателем PIA с 1959 по 1965 год. [ 2 ] Его успех в создании PIA на прочной и прибыльной финансовой основе за шесть лет стал фактом истории авиакомпаний. Под его харизматичным и вдохновляющим руководством PIA стала одной из ведущих и уважаемых авиакомпаний мира. За время его пребывания в должности PIA стала третьей азиатской авиакомпанией, эксплуатирующей реактивные самолеты, после Индии и Японии. Авиакомпания пополнила Boeing 720 свой парк современными самолетами B. В этот период PIA начала летать в Китай, а также были открыты рейсы в Европу через Москву. В 1973 году правительство Пакистана специально попросило Нур Хана возобновить контроль над PIA. Во время его второго срока на посту главы авиакомпании PIA стал эксплуатантом широкофюзеляжных самолетов DC-10 и Boeing 747. Была представлена популярная зелено-золотая окраска самолетов, а также множество других достижений, достигнутых авиакомпанией под руководством Нур Хана. Он не позволил PIA попасть на бурную политическую арену Пакистана и вернул ей прочную коммерческую основу. Нур Хан был динамичным лидером и верил в инновации и новые идеи. Он занимал пост министра связи, здравоохранения, труда, науки и технологий в кабинете Яхья Хана. [ 25 ]
20 января 1978 года самолет PIA (находившийся в Карачи) с 22 пассажирами был захвачен вооруженным преступником и попросил доставить его в Индию. Тогдашний председатель PIA маршал авиации (в отставке) Нур Хан сел в самолет, чтобы провести переговоры с угонщиком. В него попала пуля, когда он пытался обезоружить угонщика, но ему все же удалось одолеть его. [ 26 ]
Хоккей
[ редактировать ]Нур Хану передали бразды правления Федерацией хоккея Пакистана в качестве ее президента в 1976 году. [ 27 ] и был президентом Федерации хоккея Пакистана в 1967–1969 и 1976–1984 годах. За время его президентства Федерация хоккея Пакистана выиграла 2 олимпийские золотые медали (Мексика 1968 года и Лос-Анджелес 1984 года), 2 чемпионата мира по хоккею (1978 и 1982 годы) и 2 трофея чемпионов по хоккею (1978 и 1980 годы). [ 28 ] Будучи энтузиастом спорта, он на протяжении восьми лет не только умело вел игру дома. но также сыграл знаковую роль на международной хоккейной арене. Идея проведения ежегодного хоккейного турнира Champions Trophy была его детищем, реализованным в 1978 году благодаря его усилиям.
По его личной инициативе ФИХ ввела турнир Кубка мира и турнир за трофей чемпионов , которые сейчас входят в число крупнейших международных турниров наряду с Олимпийскими играми .
Будучи президентом Федерации хоккея Пакистана, он подарил трофей чемпионата мира и трофей чемпионов Международной федерации хоккея. За время его пребывания в должности хоккейная сборная Пакистана провела турнир Большого шлема. Кубок мира и Кубок чемпионов — самые сложные соревнования в хоккее. [ 28 ]
Он внес ценный и огромный вклад в хоккей Пакистана. Во время его первого пребывания в должности (1967–1969) хоккейная команда Пакистана выиграла Олимпийские игры в Мексике, а во время второго пребывания в должности (1976–1986) команда Пакистана выиграла Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. [ 29 ]
Крикет
[ редактировать ]В 1980 году он также был назначен президентом Совета по контролю за крикетом в Пакистане (BCCP; в настоящее время известный как Совет по крикету Пакистана ), чтобы управлять беспорядочными делами в крикете. Он занимал пост президента с 1980 по 1984 год. В этом качестве он помог выиграть право проведения чемпионата мира по крикету 1987 года с Индией. Он также был членом организационного комитета чемпионата мира 1987 года, и ему приписывают организацию некоторых матчей чемпионата мира в Пакистане. [ 30 ]
Омар Номан в своей истории крикета в Пакистане сказал: «Нур Хан был исключительным администратором. Он мало что знал о крикете, но его эффективность и дальновидность оказали положительное влияние на развитие хоккея, сквоша и крикета». [ 31 ]
Давить
[ редактировать ]С 1951 по 1963 год пакистанцы добились выдающихся успехов в сквоше, выиграв за все эти тринадцать лет самый желанный титул – Открытый чемпионат Великобритании. После этого наступил бесплодный период. Ни одному пакистанцу не удалось завоевать титул в течение следующего десятилетия, за исключением одного Афтаба Джаваида, которому удалось выйти в финал. Нур Хан во второй раз возглавил Пакистанские международные авиалинии в 1973 году. Он сразу же предпринял революционные шаги. Он инициировал схему PIA Colts. Молодые многообещающие мальчики были замечены и получили ежемесячную стипендию. Их тренировали и отправляли на международные турниры, а PIA взяла на себя путевые расходы. Тот, кто хорошо показал себя на международном уровне, получил постоянную работу в PIA. На этом стимулы не закончились. Если кто-то из игроков добивался серьезных успехов в главных турнирах, его награждали ведомственным повышением. Все это привело к избытку пакистанских игроков мирового класса в 70-е годы: Камара Замана , Гоги Аллауддина, Хидди Джахана, Мо Хана Джуниора и других. Раньше в первой десятке мирового рейтинга было от шести до семи пакистанцев. [ 32 ]
В 1975 году по просьбе Нур Хана легендарный Азам Хан , четырехкратный победитель British Open (1959–62), руководивший сквош-клубом в Англии, подготовил Камара Замана и Мохибуллу-младшего к British Open. Камар Заман вернул титул Пакистану спустя 12 лет. Он подарил миру сквоша Джахангира Хана , чистого жеребенка PIA, который стал величайшим игроком в сквош всех времен. Открытый чемпионат Пакистана, стартовавший в 1980 году, стал престижным турниром, и в стране также прошел World Open. [ 33 ] [ 34 ]
Политика и губернаторство
[ редактировать ]В 1969 году Нур Хан ушел с военной службы, и его престиж позволил ему добиться назначения в кабинете министров, возглавляемом президентом Яхья Ханом; но это длилось недолго из-за его требований реформ. : 49–50 [ 35 ] Его срок полномочий был продлен, а его отставка была отменена президентом Яхьей, который назначил его заместителем CMLA под своей администрацией. [ 36 ]
В администрации Яхьи он был назначен министром связи, здравоохранения, труда и науки в августе 1969 года. [ 37 ]
Однако 1 сентября 1969 года Нур Хан был назначен губернатором Западного Пакистана, который провел радикальные реформы в политической и образовательной структуре страны. [ 4 ] : 106 [ 38 ]
Он поддержал передачу спорной программы One Unit и наблюдал за ее закрытием в 1970 году. : 51–52 [ 35 ] Он также объявил о новой политике в сфере труда и образования, призванной ограничить роль политики в университетах. : 122–123 [ 35 ] [ 39 ] Позже Нур Хан был неожиданно заменен генерал-лейтенантом 1 июля 1970 года после того, как стал свидетелем прекращения программы One Unit и подал в отставку с продленного срока в 1970 году из-за взаимных разногласий с президентом Яхьей. : 83 [ 35 ]
В 1985 году он решил заняться национальной политикой как беспартийный человек после успешного участия во всеобщих выборах, чтобы быть избранным членом Национальной ассамблеи . [ 2 ] В 1987 году он вступил в Пакистанскую народную партию (ПНП) и баллотировался от избирательного округа NA-44 на платформе ПНП на всеобщих выборах , состоявшихся в 1988 году. [ 2 ] Он признал свое поражение и в конце концов ушел из политики в 1988 году. [ 2 ]
Наследие и память
[ редактировать ]В ознаменование его заслуг перед ВВС Пакистана база ВВС Чаклала была переименована в базу ВВС Нур Хан в 2012 году. Считается героем воздушной войны 1965 года - человек, который возглавлял ВВС Пакистана, добился паритета над в три раза более крупными воздушными силами Индии. силы в самый первый день войны 1965 года - человек, широко уважаемый не только за свою честность, но также за острый ум и выдающиеся управленческие способности.
Награды и награды
[ редактировать ]Хилал-э-Джурат
(Полумесяц мужества) |
|||
Хилал-и-Куэйд-и-Азам
(HQA) |
Ситара-э-Пакистан
(СПк) |
Ситара-э-Хидмат
(СК) |
Тамга-э-Диффа
(Медаль за общие заслуги) Военная застежка 1965 года |
Ситара-э-Харб, война 1965 года
(Звезда войны, 1965) |
Тамга-э-Джанг, война 1965 года
(Военная медаль 1965 г.) |
Пакистан Тамга
1947 |
Тамга-э-Джамхурия
(Республиканская памятная медаль) 1956 |
1939-1945 Звезда | Бирманская звезда | Медаль обороны | Военная медаль 1939-1945 гг. |
Коронационная медаль королевы Елизаветы II
(1953) |
Орден Независимости | Орден Оранж-Нассау | Национальный Орден Кедра |
Иностранные награды
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Некролог , ежедневная газета The Nation
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Некролог , Трибьюн .
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер, ВВС, командир авиации (в отставке) С. Саджад (29 декабря 2011 г.). "Еловек из стали" . Коммодор авиации (в отставке) Сайед Саджад Хайдер отдает дань уважения резкому и блестящему маршалу авиации Нур Хану, скончавшемуся на прошлой неделе . Том. XXIII, нет. 45. «Фрайдей Таймс», С.С. Хайдер. «Фрайдей Таймс» . Проверено 1 ноября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Р., 1999, Американские документы: секретные и конфиденциальные документы Индии, Пакистана и Бангладеш, 1965–1973 гг. , Oxford University Press, стр. 265.
- ^ Некролог , ежедневная газета The News
- ^ Дань уважения Нур Хану , Рассвет .
- ^ Издательство, Блумсбери (28 февраля 2013 г.). Краткий индийский альманах Wisden 2013 . А&С Черный. ISBN 9789382951018 . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «ВВС ПАКИСТАНА – Официальный сайт» . www.paf.gov.pk. ИСПР ВВС . Проверено 21 октября 2016 г.
- ^ Пак Стратегический - Нур Хан: Повесть о легенде
- ^ Список индийской армии, январь 1915 г.
- ↑ Дополнение к списку индийской армии, январь 1930 г.
- ^ Список индийской армии, январь 1931 г.
- ↑ Дополнение к списку индийской армии, январь 1939 г.
- ↑ London Gazette, 2 октября 1931 г. и 25 октября 1935 г.
- ^ Перейти обратно: а б Начальник штаба авиации PAF. Архивировано 28 ноября 2010 года в Wayback Machine , эскиз, веб-сайт PAF Falcons.
- ^ Хусейн, Сайед Шаббир (2000). Аюб, Бхутто и Зия: как они стали жертвой собственных планов . Публикации Санг-э-Мил. ISBN 9789693510805 . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Редакционное издание (6 сентября 2005 г.). «Нур Хан вспоминает войну 65-го года» . РАССВЕТ.КОМ . Газеты «Рассвет», редакция . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ Издательство, Блумсбери (6 августа 2015 г.). The Shorter Wisden 2011–2015 гг . Издательство Блумсбери, Блумсбери. ISBN 9781472927330 . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Весь флот C-130 ВВС США использовался в качестве бомбардировщиков в войне 1965 года | ЖЕ ТВ» . Тот же телевизор . Тот же телевизор . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ WHITENGREEN.com. «Индо-пакистанская война 1965 года покойный маршал авиации Малик Нур Хан – непревзойденный» . WHITEnGREEN.com . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эзер Вейцман , На орлиных крыльях: Личная история ведущего командующего ВВС Израиля . Нью-Йорк: Macmillan Publishing Co., Inc., 1977 (Вейцман был бывшим главой ВВС и президентом Израиля).
- ^ Перейти обратно: а б Некролог , ежедневная газета «Пакистан сегодня»
- ^ «Подъем ПИА: путь Нур Хана - Газета - DAWN.COM» . 31 января 2012 г.
- ^ «Эксклюзив для Herald: Самолетные истины - Пакистан - DAWN.COM» . 26 марта 2014 г.
- ^ «Скончался герой войны 1965 года, маршал авиации Нур Хан | Пакистан сегодня» . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «Видео» . www.facebook.com . Проверено 23 марта 2024 г.
- ↑ Президенты Федерации хоккея Пакистана. Архивировано 3 сентября 2012 г. на Wayback Machine PHF. официальном сайте
- ^ Перейти обратно: а б «Провидец хоккея на траве, маршал авиации М. Нур Хан покидает наследие | HockeyGods» .
- ^ «Скончался лучший спортивный администратор страны Великого Нур Хана» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 31 августа 2014 г.
- ^ «Бывший президент правления Пакистана маршал авиации Нур Хан умер в возрасте 88 лет» .
- ^ Омар Номан, Гордость и страсть: волнующие полвека крикета в Пакистане , OUP, Карачи, 1998, стр. 59.
- ^ «Спорт, NOS, The News International» . jang.com.pk. Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «Азам Хан, Величайший?» .
- ^ «Пакистанский сквош4» . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бурки, Шахид Джавед (ноябрь 1988 г.). Пакистан при Бхутто, 1971–1977 гг . Спрингер, Бурки. ISBN 9781349195299 . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Хан, Гул Хасан (2005) [Впервые опубликовано в 1993 году]. «§ Последняя надежда Объединенного Пакистана». Мемуары генерал-лейтенанта Гюль Хасан Хана . Карачи: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-547329-9 .
- ^ Доктор Г.Н. Кази (21 мая 2008 г.). «Самый маленький кабинет Пакистана» . Доктор Г.Н. Кази . Проверено 17 апреля 2014 г.
- ^ Шах, Акил (21 апреля 2014 г.). Армия и демократия . Издательство Гарвардского университета, Шах. ISBN 9780674419773 . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Ризви, Х. (15 мая 2000 г.). Военные, государство и общество в Пакистане . Спрингер, Ризви. ISBN 9780230599048 . Проверено 1 ноября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миниатюра эскиза блога Наджама Хана из PAF Wallpapers
- Нур Хан перед Т-37 (фото на сайте www.Flickr.com)
- Нур Хан в кабине F-86 (фото на сайте www.Flickr.com)
- Нур Хан в кабине F-104 (фото на сайте www.Flickr.com)
- Некролог , ESPNcricinfo
- Некролог. Архивировано 13 августа 2014 года на сайте Wayback Machine , сайт Siasat.pk (www.siasat.pk).
- Некролог , NewsPakistan.Pk (islamabad.newspakistan.pk)
- Маршал авиации Нур Хан | Гази войны 1965 года
- 1923 рождения
- смертей в 2011 г.
- Выпускники Индийского военного колледжа Раштрия
- Индийский народ Второй мировой войны
- Пакистанские летчики-испытатели
- Пакистанские летающие асы
- Маршалы авиации ВВС Пакистана
- Начальники штабов авиации Пакистана
- Военнослужащие Индо-Пакистанской войны 1965 года.
- Пилоты Шестидневной войны
- Губернаторы Западного Пакистана
- Пакистанские автобиографы
- Пакистанские мемуаристы
- Пакистанские спортивные руководители и администраторы
- Президенты Федерации хоккея Пакистана
- Президенты и председатели Совета по крикету Пакистана
- Политики Пакистанской народной партии
- Люди Пакистанских международных авиалиний
- Получатели Хилал-и-Джурат
- Маршалы авиации Индо-Пакистанской войны 1965 года.
- Пакистанская воздушная связь
- Жители Талагангского района