Закон о гражданстве Пакистана
Закон о пакистанском гражданстве 1951 года. | |
---|---|
Учредительное собрание Пакистана | |
| |
Цитирование | Закон № II 1951 года. |
Территориальная протяженность | Пакистан |
Принят | Учредительное собрание Пакистана |
Принят | 13 апреля 1951 г. |
Началось | 13 апреля 1951 г. |
Соответствующее законодательство | |
Закон об иностранцах 1946 года. | |
Статус: Изменено |
Закон о гражданстве Пакистана при которых человек становится гражданином Пакистана подробно описывает условия , . Основным законом, регулирующим эти требования, является Закон о пакистанском гражданстве 1951 года, который вступил в силу 13 апреля 1951 года.
За некоторыми исключениями, все люди, рожденные в стране, автоматически становятся гражданами при рождении . Иностранные граждане могут натурализоваться в качестве граждан Пакистана после проживания в стране не менее пяти лет и демонстрации владения хотя бы одним народным языком Пакистана . Граждане Содружества , которые делают значительные финансовые вложения в штат, имеют право на упрощенный процесс натурализации.
Пакистан ранее находился под властью Британской империи , и местные жители были британскими подданными и лицами, находящимися под защитой Великобритании . Хотя Пакистан получил независимость в 1947 году и пакистанцы больше не имеют британского гражданства, они по-прежнему имеют привилегированный статус при проживании в Соединенном Королевстве ; Будучи гражданами Содружества, пакистанцы имеют право голосовать на выборах в Великобритании и занимать там государственные должности.
Терминология
[ редактировать ]Различие между значением терминов гражданство и национальность не всегда четкое в английском языке и различается в зависимости от страны. Как правило, гражданство означает юридическую принадлежность человека к национальному государству и является общим термином, используемым в международных договорах применительно к членам государства; гражданство относится к набору прав и обязанностей, которые человек имеет в этой стране. [ 1 ] В контексте Пакистана эти термины используются как взаимозаменяемые. [ 2 ]
Национальный статус в Британской Индии
[ редактировать ]Администрация компании
[ редактировать ]Ост -Индская компания была основана королевской хартией в 1600 году и предоставила монополию на всю английскую торговлю с Азией. В течение 17 века компания обеспечила сильное коммерческое присутствие на Индийском субконтиненте благодаря торговле красителем индиго , селитрой и индийским текстилем. Операции стали более прибыльными, когда Империя Великих Моголов пришла в упадок в 18 веке, что дало компании возможность получить дополнительные преимущества за счет вмешательства в региональную политику. Огромные финансовые ресурсы фирмы и ее превосходящая армия позволили ей победить конкурирующих европейских торговых компаний и стать доминирующей силой в Индии. [ 3 ] Сама компания правила как непосредственный руководящий орган с 1757 по 1858 год, хотя суверенитет часто делился с Короной . Хотя был принят закон, касающийся британских подданных в Индии, не существовало всеобъемлющего закона о гражданстве, определяющего, какие лица являются подданными, в результате чего статус коренных индейцев оставался неоднозначным на протяжении всего этого периода. [ 4 ]
Законодательство, принятое в 1852 году, позволило иностранцам, проживающим на территории, управляемой Ост-Индской компанией, натурализоваться в качестве британских подданных путем подачи заявления в правительство. Не было никаких требований к минимальному месту жительства, и кандидатам просто требовалось одобрение соответствующего должностного лица. Присяга на верность, которую приносили успешные кандидаты, требовала от них присяги на верную службу компании, а также на верность британскому монарху . [ 5 ]
Прямое имперское правление
[ редактировать ]Индия попала под прямое управление Британской империи в 1858 году. Территории были широко разделены между двумя политическими группировками: провинциями Британской Индии , которыми управляло британское правительство, и княжескими штатами , которые представляли собой территории, управляемые местными монархами с ограниченными полномочиями. автономию в обмен на признание британского сюзеренитета. Жители провинции были британскими подданными, [ 6 ] в то время как подданные правителей княжеских государств вместо этого считались лицами, находящимися под защитой Великобритании . [ 7 ]
Великобритании Несмотря на суверенитет над обоими типами владений, внутреннее законодательство Соединенного Королевства рассматривало княжества как иностранную территорию. обращались как с иностранцами С лицами, находящимися под защитой Великобритании, в Соединенном Королевстве , но как индийским британским подданным, так и лицам, находящимся под защитой, могли быть выданы британские индийские паспорта . Покровительствуемые лица не могли поехать в Великобританию без предварительного разрешения, но им предоставлялась такая же консульская защита, как и британским подданным, при выезде за пределы Империи. Человек, имеющий связи как с непосредственно управляемыми частями Британской Индии, так и с одним из княжеств, мог одновременно быть британским подданным и лицом, находящимся под защитой Великобритании. [ 8 ]
Закон о британском гражданстве в то время был некодифицирован и не имел стандартного набора правил. [ 9 ] вместо этого полагаясь на прошлый прецедент и общее право . [ 10 ] До середины XIX века было неясно, применимы ли правила натурализации в Соединенном Королевстве в других частях Империи. Каждая колония имела широкую свободу действий в разработке собственных процедур и требований для приема иностранцев в качестве подданных. [ 11 ] Натурализация в Великобритании осуществлялась посредством отдельных парламентских актов до 1844 года, когда был введен более упрощенный административный процесс. [ 12 ] В 1847 году Имперский парламент формализовал четкое различие между подданными, натурализованными в Великобритании, и теми, кто сделал это на других территориях. Считалось, что лица, натурализованные в Великобритании, получили статус в результате имперской натурализации, которая действовала на всей территории Империи. Утверждалось, что лица, натурализованные в колониях, прошли местную натурализацию и получили статус субъекта, действительный только на соответствующей территории. [ 13 ] Например, подданный, натурализованный на местном уровне в Бенгалии, был там британским подданным, но не в Англии или Новом Южном Уэльсе . Как и лица, находящиеся под защитой, натурализованные на местном уровне британские подданные по-прежнему имели право на имперскую защиту при выезде за пределы Империи. [ 14 ]
Имперский парламент впервые включил положения о статусе британских подданных в кодифицированный статутный закон, приняв Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев 1914 года . Статус британского подданного был стандартизирован как общее гражданство всей Империи. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Этот закон позволял доминионам и Британской Индии предоставлять статус подданных иностранцам путем имперской натурализации, но не препятствовал дальнейшим предоставлениям местной натурализации в соответствии с местным законодательством. [ 18 ] Продолжающееся применение местной натурализации позволило властям Британской Индии избежать добавления требований английского языка к процессу натурализации. [ 19 ]
Политика после обретения независимости
[ редактировать ]Раздел и переход
[ редактировать ]Британская Индия была разделена на две независимые страны 15 августа 1947 года: Союз Индии и Доминион Пакистан . [ 20 ] Пакистан временно сохранил британского суверена в качестве главы государства в период после раздела, используя свой статус доминиона в качестве сдерживающего фактора против возможного индийского вторжения. [ 21 ] Пакистанцы продолжали оставаться британскими подданными до тех пор, пока независимый Пакистан не принял собственное законодательство о гражданстве. [ 22 ] Подданные княжеств ранее считались лицами, находящимися под защитой Великобритании, но потеряли этот статус, когда Закон о независимости Индии 1947 года освободил эти штаты от британского вассалитета. Последующее присоединение штатов к Пакистану означало, что бывшие покровительствуемые лица стали британскими подданными Пакистана. [ 23 ]
Статус британского подданного был изменен в соответствии с Законом о британском гражданстве 1948 года . Закон отказался от общего гражданства, используемого по всей Империи, и дал новое определение британскому подданному, означающее любого гражданина страны Содружества. Гражданин Содружества был определен в этом Законе как имеющий то же значение. Статус британского подданного/гражданина Содружества сосуществовал с гражданством каждой страны Содружества. Поскольку к моменту вступления Закона 1948 года в силу в Пакистане не были приняты правила о гражданстве, пакистанцы (и граждане всех других доминионов, не имеющих законов о гражданстве) были временно классифицированы как «британские подданные без гражданства». [ 24 ]
Раздел привел к крупномасштабному перемещению населения через новые границы, разделяющие Пакистан и Индию. Положения Закона о гражданстве Пакистана 1951 года отражают это и предоставляют мигрантам возможность автоматически приобретать статус, соответствующий стране по их выбору, после раздела. Любой человек, проживавший в Пакистане, автоматически становился гражданином Пакистана 13 апреля 1951 года, если он: родился в Пакистане, родился хотя бы от одного родителя или дедушки и бабушки, которые сами родились в Пакистане, родился в Индии, но проживал в Пакистане, или натурализован как британец. субъекта в Пакистане и отказались от своего предыдущего гражданства. Кроме того, любое другое лицо, которое мигрировало в Пакистан из другой части Индийского субконтинента до вступления в силу Закона с намерением постоянно проживать в Пакистане, получало гражданство. [ 25 ]
Гражданство Содружества
[ редактировать ]Граждане Содружества первоначально продолжали автоматически иметь право на поселение в Соединенном Королевстве и Ирландии после 1949 года. [ 26 ] [ 27 ] Иммиграция небелого населения в Великобританию систематически не поощрялась, но сильные экономические условия в Британии после Второй мировой войны вызвали беспрецедентную волну колониальной миграции. [ 28 ] В ответ британский парламент ввел иммиграционный контроль в отношении всех граждан Содружества, происходящих из-за пределов Британских островов, на основании Закона Содружества об иммигрантах 1962 года . [ 29 ] Ирландия продолжала разрешать всем британским подданным свободное передвижение, несмотря на обретение независимости в 1922 году в рамках соглашения об общей зоне путешествий , но в 1962 году перешла к тому, чтобы отразить британские ограничения, ограничив эту возможность только людьми, родившимися на островах Великобритании или Ирландии. [ 30 ] [ 27 ] Великобритания несколько смягчила эти меры в 1971 году для граждан, чьи родители или бабушки и дедушки родились в Соединенном Королевстве. [ 29 ] который предоставил эффективные преференции белым гражданам Содружества. [ 31 ] Позже Великобритания обновила свой закон о гражданстве, чтобы отразить более скромные границы ее оставшейся территории и заморских владений, приняв Закон о британском гражданстве 1981 года . [ 32 ] который изменил определение термина «британский подданный», чтобы больше не включать граждан Содружества. [ 33 ]
В соответствии с Законом о гражданстве Пакистана 1951 года граждане Содружества технически имели право на получение пакистанского гражданства путем регистрации вместо натурализации, но не было опубликовано никаких дополнительных законов или постановлений, делающих этот путь доступным. Хотя граждане Содружества имеют отдельный статус в соответствии с законодательством Пакистана о гражданстве, они не отличаются от иностранных граждан, не входящих в Содружество, для других целей, включая иммиграцию. [ 34 ] После выхода Пакистана из Содружества в 1972 году пакистанские граждане перестали быть гражданами Содружества по британскому законодательству после принятия Закона о Пакистане 1973 года. [ 35 ] Пакистанцы вновь обрели этот статус после того, как страна вновь присоединилась к организации в 1989 году. [ 36 ] Как граждане Содружества, они имеют право голосовать и баллотироваться на государственные должности в Великобритании. [ 37 ]
Территориальные изменения и последующие реформы
[ редактировать ]Джамму и Кашмир
[ редактировать ]Джамму и Кашмир был княжеским штатом Британской Индии с местным индуистским монархом, который управлял населением, большинство которого составляло мусульмане. Первоначально это государство оставалось независимым после раздела в 1947 году, но позже в том же году решило присоединиться к Индии. Решение было непопулярным среди местного населения и спровоцировало восстания, организованные теми, кто хотел присоединения государства к Пакистану, что привело к индо-пакистанской войне 1947–1948 годов . Контроль над государством был разделен между двумя сторонами линией контроля после окончания вооруженного конфликта, хотя и Пакистан, и Индия претендуют на суверенитет над всей территорией. Любое лицо, мигрировавшее из бывшего княжества на постоянное место жительства в Пакистане, является гражданином Пакистана, а также лица, считающиеся подданными Кашмира, имеющие пакистанские паспорта и проживающие за границей в Соединенном Королевстве или любой другой стране, указанной федеральным правительством. [ 38 ]
Потеря восточной территории
[ редактировать ]На момент раздела Пакистан включал Восточную Бенгалию , несмежную территорию, отделенную от остальной части страны Индией. После Освободительной войны Бангладеш 1971 года Пакистан потерял контроль над регионом, который стал независимым как Бангладеш . Постановление о пакистанском гражданстве (поправка) 1978 года урегулировало новую политическую ситуацию и лишило гражданства пакистанских граждан, которые проживали в Восточном Пакистане до отделения и остались там проживать после обретения независимости, а также тех, кто проживал в Западном Пакистане , но мигрировал в Бангладеш. после 1971 года. Жители Восточного Пакистана, проживавшие за границей на момент отделения, могли решить остаться гражданами Пакистана, получив от правительства свидетельство о гражданстве. [ 39 ]
Мусульмане Бихари , сообщество граждан, мигрировавших в Восточную Бенгалию из индийского штата Бихар во время раздела Индии, особенно пострадали от независимости Бангладеш. Эта группа в основном не поддержала разделение Пакистана и отказалась приобрести бангладешское гражданство, но не имела ресурсов для переселения в Западный Пакистан. [ 40 ] Подавляющее большинство представителей этой группы меньшинства не имели гражданства до 2008 года, когда Высокий суд Бангладеш постановил, что гражданство Бихара, родившееся в стране, будет предоставлено. [ 41 ] Хотя около 170 000 жителей Бихара с тех пор были репатриированы в Пакистан, более 400 000 « застрявших пакистанцев » остаются проживать в Бангладеш. [ 42 ]
Множественное гражданство
[ редактировать ]Ограничения на обладание несколькими гражданствами были смягчены в 1972 году. Граждане Пакистана, натурализовавшиеся в Соединенном Королевстве или любой другой стране, указанной федеральным правительством, больше не теряют автоматически свое пакистанское гражданство. Правительство заключает двусторонние договоры о двойном гражданстве с государствами-участниками, каждое из которых отдельно договаривается с Пакистаном о том, что граждане одной страны не обязаны отказываться от своего гражданства перед натурализацией в другой. Несмотря на официальную санкцию на обладание альтернативным гражданством ограниченного набора стран, лицам с двойным гражданством конституционно запрещено работать в парламенте Пакистана . С 2013 года им также запретили занимать государственные должности в Пенджабе . [ 43 ]
Доступ беженцев к гражданству
[ редактировать ]Вопреки Закону 1951 года, предоставляющему гражданство по праву рождения практически всем лицам, родившимся в стране, детям афганских беженцев , бежавших в Пакистан после начала советско-афганской войны в 1979 году, обычно отказывали в гражданстве. Хотя эти беженцы должны были быть репатриированы в соответствии с Женевскими соглашениями 1988 года , подавляющее большинство из них осталось в Пакистане из-за продолжающейся нестабильности в Афганистане. [ 44 ]
Пакистанские суды высказали противоречивые мнения по поводу применения гражданства по праву рождения. В деле 1999 года Гулам Санаи против помощника директора Национального регистрационного бюро Высокий суд Пешавара постановил, что положения Закона 1951 года о гражданстве по месту рождения и происхождению следует интерпретировать вместе при правильном прочтении закона. Эффект этой новой интерпретации ограничил применение гражданства по праву рождения только к детям, рожденным хотя бы от одного родителя-пакистанца. [ 45 ] [ 46 ] В 2018 году Высокий суд Исламабада вынес противоречивое решение, постановив, что ребенок сомалийских беженцев получил пакистанское гражданство в силу рождения в Пакистане и что Закон 1951 года следует интерпретировать как письменный, а не в методе, предписанном судом Пешавара. [ 47 ] наряду с дальнейшим постановлением 2022 года, согласно которому любой человек, родившийся в Пакистане, имеет право на пакистанское гражданство. [ 48 ] в Пакистане проживало 1,7 миллиона афганских беженцев без документов, не имеющих гражданства и места жительства. В ноябре 2023 года, когда правительство начало инициативу массовой депортации с целью изгнания всех нелегальных мигрантов из страны, [ 49 ]
Приобретение и утрата гражданства
[ редактировать ]Право по рождению или происхождению
[ редактировать ]Любой человек, родившийся в Пакистане после 13 апреля 1951 года, автоматически получает пакистанское гражданство по рождению, за исключением случаев, когда он является ребенком иностранного дипломата или вражеского иностранца . [ 50 ] Дети, рожденные за рубежом, автоматически становятся гражданами Пакистана по происхождению, если один из родителей является гражданином не по происхождению или работает в правительстве Пакистана. Лица, рожденные от родителей, которые являются гражданами только по происхождению, могут альтернативно получить гражданство, если их рождение зарегистрировано в дипломатическом представительстве Пакистана . [ 51 ] Дети, родившиеся до 18 апреля 2000 года, имели право на гражданство только по происхождению по отцу. Однако несовершеннолетние дети пакистанских матерей могли подать заявление на регистрацию в качестве граждан в рамках отдельной процедуры, которая подлежала дискреционному одобрению правительства. [ 52 ]
Добровольное приобретение
[ редактировать ]Иностранцы старше 18 лет могут стать гражданами Пакистана путем натурализации после проживания в стране не менее четырех лет в течение семилетнего периода, за которым следует еще один год проживания непосредственно перед подачей заявления. Кандидаты должны продемонстрировать знание хотя бы одного из языков Пакистана , соответствовать требованиям хорошего характера , иметь намерение постоянно проживать в стране или начать службу в правительстве Пакистана, а также не могут иметь гражданство стран, которые запрещают пакистанским гражданам натурализацию. [ 53 ] Граждане Содружества могут альтернативно получить гражданство путем регистрации с финансовыми инвестициями в стране. После перевода 5 000 000 пакистанских рупий в Госбанк инвесторы получают иммиграционную визу. [ 54 ] Гражданство предоставляется по прибытии в Пакистан. Иностранные женщины, вышедшие замуж за пакистанских мужчин (и вдовы, ранее состоявшие в браке с) пакистанскими мужчинами, имеют право подать заявление на получение гражданства при условии, что их мужья не получили гражданство путем натурализации или регистрации. [ 55 ]
Отказ и лишение
[ редактировать ]От пакистанского гражданства может добровольно отказаться любой человек старше 18 лет при условии, что заявитель уже имеет (или имеет документальное подтверждение того, что он вскоре приобретет) другое гражданство. Несовершеннолетние дети отца, отказавшегося от гражданства, также перестают быть гражданами, если только они не остались проживать в Пакистане на момент отказа отца. Бывшие граждане, отказавшиеся от своего статуса, могут впоследствии подать заявление о возобновлении своего пакистанского гражданства. Никаких конкретных требований для возобновления гражданства не существует, кроме подачи письменного заявления правительству. [ 56 ]
Натурализованные граждане могут быть принудительно лишены статуса, если они приобрели его обманным путем, приговорены к тюремному заключению на срок более 12 месяцев в любой юрисдикции мира или умышленно совершили действие, представляющее собой нарушение лояльности по отношению к государству. Любой гражданин, который непрерывно проживает за границей более семи лет, также подлежит лишению, если только он не работает на правительство, находясь за границей, или не подал заявление о намерении сохранить гражданство в дипломатическом представительстве Пакистана. [ 57 ]
Хотя Закон о пакистанском гражданстве 1951 года предусматривает лишение гражданства любого пакистанца, который становится гражданином другой страны, Высокий суд Лахора постановил, что этот процесс не является автоматическим и не применяется, если приобретение иностранного гражданства не обусловлено отказом от пакистанского гражданства. гражданство. [ 58 ] Несмотря на отсутствие лишений, Пакистан заключил ряд двусторонних соглашений с другими странами, которые прямо допускают двойное гражданство с государствами-участниками. [ 59 ] В число 22 стран, имеющих такое соглашение с Пакистаном, входят: Австралия , Бахрейн , Бельгия , Канада , Дания , Египет , Финляндия , Франция , Германия , Исландия , Ирландия , Италия , Люксембург , Нидерланды , Иордания , Новая Зеландия , Норвегия , Швеция , Швейцария , Сирия , Великобритания и США . [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кондо 2001 , стр. 2–3.
- ^ Фархат 2019 , стр. 60–61.
- ^ Меткалф и Меткалф 2006 , стр. 44–55.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам 2017 , стр. 3–4.
- ^ Закон о натурализации Индии 1852 года .
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 4.
- ^ Джонс 1945 , с. 124.
- ^ Джонс 1945 , стр. 127–128.
- ^ Госевинкель 2008 , с. 13.
- ^ Каратани 2003 , с. 41.
- ^ Каратани 2003 , с. 55–56.
- ^ Бэгналл и Шерратт, 2021 , с. 286.
- ^ Историческая справка о национальности , с. 8.
- ^ Каратани 2003 , с. 55.
- ^ Болдуин 2001 , стр. 527–528.
- ^ Историческая справка о национальности , с. 10.
- ^ Ашеш и Тирувенгадам, 2017 , с. 5.
- ^ Парри 1954 , с. 102.
- ^ Парри 1954 , стр. 106–107.
- ^ Пачаури 2010 , с. 1135.
- ^ Кумарасингем 2013 , с. 224.
- ^ Ансари 2013 , с. 287
- ^ Парри 1954 , с. 107.
- ^ Уэйд 1948 , стр. 69–70, 73.
- ^ Назир 2016 , стр. 2–3.
- ^ Маккей 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Райан 2001 , с. 862.
- ^ Хансен 1999 , стр. 90, 94–95.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс 1972 , стр. 508–509.
- ^ Ллойд 1998 , стр. 515–516.
- ^ Пол 1997 , стр. 181.
- ^ Пол 1997 , стр. 182–183.
- ^ Блум 2011 , с. 640.
- ^ Токсли 1967 , стр. 498–499.
- ^ Лорд Харрис из Гринвича , государственный министр внутренних дел , «Пакистанский законопроект» .
- ^ Тим Сейнсбери , парламентский заместитель государственного секретаря по иностранным делам и делам Содружества , «Пакистан Билл Лордс» .
- ^ Блум 2011 , с. 654.
- ^ Назир 2016 , стр. 8–9.
- ^ Назир 2016 , стр. 10–11.
- ^ Назир 2016 , с. 11.
- ^ «Суд Бангладеш постановил, что молодые бихарцы являются гражданами Бангладеш» . Рейтер . 18 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 г. . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Малик, Хаанаат (30 марта 2015 г.). «Пакистанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в Бангладеш, не являются ответственностью Пакистана, - сообщает FO» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ^ Назир 2016 , стр. 15–17.
- ^ Назир 2016 , с. 5.
- ^ Фархат 2019 , стр. 65–66.
- ^ Титшоу 2022 , стр. 25–26.
- ^ Фархат 2019 , с. 66.
- ^ «Выслушав заявление афганского беженца, суд Исламабада заявил, что каждый ребенок, рожденный в Пакистане, имеет право на гражданство» . Арабские новости . 20 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Мухтар, Ахмад (3 ноября 2023 г.). «Пакистан начинает массовую депортацию афганских беженцев» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 16 ноября 2023 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
- ^ Фархат 2019 , стр. 65–67.
- ^ Фархат 2019 , с. 67.
- ^ Фархат 2019 , с. 68.
- ^ Назир 2016 , с. 7.
- ^ Назир 2016 , с. 8.
- ^ Назир 2016 , с. 10.
- ^ Фархат 2019 , стр. 76–78.
- ^ Фархат 2019 , с. 75.
- ^ Фархат 2019 , с. 74.
- ^ Чаудри и Билал 2020 , с. 60.
- ^ «Двойное гражданство» . Главное управление иммиграции и паспортов . Архивировано из оригинала 14 ноября 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]Публикации
[ редактировать ]- Ансари, Сара (2013). «Подданные или граждане? Индия, Пакистан и Закон о британском гражданстве 1948 года». Журнал истории Империи и Содружества . 41 (2). Рутледж : 285–312. дои : 10.1080/03086534.2013.768094 . S2CID 143661406 .
- Ашеш, Ашна; Тирувенгадам, Арун (июль 2017 г.). Отчет о законе о гражданстве: Индия (Отчет). Европейский университетский институт . hdl : 1814/47124 .
- Бэгналл, Кейт; Шерратт, Тим (2021). «Недостающие звенья: истории данных из архива колониального гражданства британских поселенцев» . Журнал всемирной истории . 32 (2). Издательство Гавайского университета : 281–300. дои : 10.1353/jwh.2021.0025 .
- Болдуин, М. Пейдж (октябрь 2001 г.). «Подчинение империи: замужние женщины и Закон о британском гражданстве и статусе иностранцев». Журнал британских исследований . 40 (4). Издательство Кембриджского университета : 522–556. дои : 10.1086/386266 . JSTOR 3070746 . ПМИД 18161209 . S2CID 5762190 .
- Блум, Тендайи (2011). «Противоречия в формальных правах гражданства Содружества в странах Содружества». Круглый стол . 100 (417). Тейлор и Фрэнсис : 639–654. дои : 10.1080/00358533.2011.633381 . S2CID 154726067 .
- Чаудри, Аиша Масуд; Билал, Мухаммед (2020). «Миграция, диаспора и гражданство: качественное исследование представлений граждан Пакистана о политических правах пакистанских граждан с двойным гражданством». Международная миграция . 59 (1). Уайли-Блэквелл : 58–73. дои : 10.1111/imig.12717 .
- Эванс, Дж. М. (1972). «Закон об иммиграции 1971 года». Обзор современного права . 35 (5). Уайли : 508–524. дои : 10.1111/j.1468-2230.1972.tb02363.x . JSTOR 1094478 .
- Фархат, Сайед Надим (2019). «Законы о гражданстве Пакистана: критический обзор». Политические перспективы . 16 (2). Журналы Плутона: 59–85. дои : 10.13169/polipers.16.2.0059 .
- Гозевинкель, Дитер (15 апреля 2008 г.). Нация и гражданство с конца девятнадцатого века и далее: сравнительная европейская перспектива (PDF) (Отчет). Европейский парламент . Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2019 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- Хансен, Рэндалл (1999). «Политика гражданства в Великобритании 1940-х годов: Закон о британском гражданстве». Британская история двадцатого века . 10 (1). Издательство Оксфордского университета : 67–95. дои : 10.1093/tcbh/10.1.67 .
- Историческая справка о национальности (PDF) (Отчет). 1.0. Великобритания: Министерство внутренних дел . 21 июля 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2018 г. . Проверено 3 апреля 2019 г.
- Джонс, Дж. Мервин (1945). «Кто такие лица, находящиеся под защитой Великобритании» . Британский ежегодник международного права . 22 . Издательство Оксфордского университета : 122–145. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г. - через HeinOnline .
- Каратани, Риеко (2003). Определение британского гражданства: Империя, Содружество и современная Британия . Издательство Фрэнка Касса. ISBN 0-7146-8298-5 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- Кондо, Ацуши, изд. (2001). Гражданство в глобальном мире . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9780333993880 . ISBN 978-0-333-80266-3 .
- Кумарасингхам, Харшан (2013). «Тропические доминионы»: апелляция к статусу доминиона в деколонизации Индии, Пакистана и Цейлона». Труды Королевского исторического общества . 23 . Королевское историческое общество : 223–245. дои : 10.1017/S0080440113000108 . JSTOR 23726109 . S2CID 162954437 .
- Ллойд, Тревор (1998). «Перегородка внутри, перегородка: ирландский пример». Международный журнал . 53 (3). Издательство SAGE : 505–521. дои : 10.2307/40203326 . JSTOR 40203326 .
- Маккей, Джеймс (2008). «Принятие Закона Содружества об иммигрантах 1962 года, пример закулисной власти». Обсерватория Британского общества (6). Тулонский университет : 89–108. дои : 10.4000/osb.433 .
- Меткалф, Барбара ; Меткалф, Томас Р. (2006). Краткая история современной Индии (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-68225-1 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- Назир, Фарьял (декабрь 2016 г.). Отчет о законе о гражданстве: Пакистан (Отчет). Европейский университетский институт . hdl : 1814/44544 .
- Пачаури, СК (2010). «Решение Индии остаться в Содружестве - 1949 год — важная веха во внешней политике». Труды Индийского исторического конгресса . 70 . Конгресс истории Индии : 1134–1143 гг. JSTOR 44147757 .
- Парри, Клайв (1954). «Гражданство в Содружестве с особым упором на Индию». Индия ежеквартально . 10 (2). Издательство SAGE : 101–125. дои : 10.1177/097492845401000201 . JSTOR 45068608 . S2CID 155297198 .
- Пол, Кэтлин (1997). Обеление Британии: раса и гражданство в послевоенную эпоху . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-0-8014-8440-7 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года . Проверено 21 октября 2021 г.
- Райан, Бернард (2001). «Общая зона путешествий между Великобританией и Ирландией» (PDF) . Обзор современного права . 64 (6). Уайли : 855–874. дои : 10.1111/1468-2230.00356 . JSTOR 1097196 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 13 ноября 2023 г.
- Титшоу, Скотт (2022). «Наследование гражданства». Стэнфордский журнал международного права . 58 (1). Стэнфордская юридическая школа : 1–62. дои : 10.2139/ssrn.3958442 .
- Токсли, Уолтер В. (1967). «Политика ограничения гражданства в Содружестве» . Юридический журнал Макгилла . 13 . Университет Макгилла : 494–502. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 21 октября 2021 г. - через HeinOnline .
- Уэйд, ECS (1948). «Закон о британском гражданстве 1948 года». Журнал сравнительного законодательства и международного права . 30 (3/4). Издательство Кембриджского университета : 67–75. JSTOR 754289 .
Парламентские дебаты
[ редактировать ]- «Пакистанский законопроект» . Парламентские дебаты (Хансард) . Том. 353. Соединенное Королевство: Палата лордов . 9 июля 1974 года . Проверено 13 ноября 2023 г. Архивировано 13 ноября 2023 года в Wayback Machine.
- «Пакистан Билл Лордс» . Парламентские дебаты (Хансард) . Том. 172. Соединенное Королевство: Палата общин . 14 мая 1990 года . Проверено 13 ноября 2023 г. Архивировано 13 ноября 2023 года в Wayback Machine.