Приучение к туалету

Приучение к туалету (также приучение к горшку или приучение к туалету ) — это процесс обучения кого-либо, особенно малыша или младенца , пользоваться туалетом для мочеиспускания и дефекации . Отношение к обучению в новейшей истории существенно колебалось и может различаться в зависимости от культуры и демографии . Многие из современных подходов к приучению к туалету отдают предпочтение подходу, основанному на бихевиоризме и когнитивной психологии .
Конкретные рекомендации по методам значительно различаются, хотя некоторые из них обычно считаются эффективными, а конкретные исследования их сравнительной эффективности отсутствуют. Ни один подход не может быть универсально эффективным ни для всех учащихся, ни для одного и того же учащегося в разные периоды времени, и преподавателям, возможно, придется корректировать свои методы в соответствии с тем, что наиболее эффективно в их ситуации. В некоторых культурах обучение может начинаться вскоре после рождения. Однако в большинстве развитых стран это происходит в возрасте от 18 месяцев до двух лет, причем большинство детей полностью обучаются к четырем годам, хотя со многими детьми все еще могут время от времени происходить несчастные случаи.
Определенные поведенческие или медицинские расстройства могут повлиять на приучение к туалету и увеличить время и усилия, необходимые для его успешного завершения. В определенных обстоятельствах это потребует профессионального вмешательства медицинского работника. Однако это случается редко и даже среди тех детей, которые сталкиваются с трудностями в обучении, подавляющее большинство детей могут быть успешно обучены.
Дети могут сталкиваться с определенными рисками, связанными с обучением, например, скольжением или падением сидений унитаза, а приучение к туалету в некоторых обстоятельствах может послужить толчком к жестокому обращению. Для приучения к туалету были разработаны определенные технологии, некоторые специализированные, а другие широко используемые.
История
[ редактировать ]
Мало что известно о приучении к туалету в досовременных обществах. Древнему Риму приписывают самый ранний известный детский туалет. Однако нет никаких доказательств того, какие методы обучения они могли использовать. [1] : 4 Позже, во времена европейского Средневековья , согласно одному источнику, «рекомендуемые лекарства от мочи в постели… включали в себя употребление в пищу измельченного ежа или измельченных в порошок козьих когтей и посыпание кровати сухими петушиными гребешками». [2]
Культурные верования и практики, связанные с приучением к туалету, в последнее время изменились. Например, начиная с конца 18 века воспитание детей перешло от использования листьев или белья (или ничего) для прикрытия гениталий ребенка к использованию тканевых подгузников (или подгузников), которые нужно было стирать вручную. За этим последовало появление механических стиральных машин , а затем в середине 20-го века популяризация одноразовых подгузников , каждый из которых уменьшил нагрузку на родительское время и ресурсы, необходимые для ухода за детьми, которые не были приучены к туалету, и изменили ожидания. о своевременности обучения. [1] : 3 [3] : 216 Эта тенденция не проявлялась одинаково во всех частях мира. Те, кто живет в более бедных странах, обычно тренируются как можно раньше, поскольку доступ к таким удобствам, как одноразовые подгузники, все еще может представлять собой значительное бремя. [4] Бедные семьи в развитых странах также склонны обучаться раньше, чем их более богатые сверстники. [5] : 43
В большей части концептуализации приучения к туалету в 20-м веке доминировал психоанализ с его упором на бессознательное и предупреждениями о потенциальных психологических последствиях приучения к туалету в дальнейшей жизни. Например, антрополог Джеффри Горер приписывал большую часть современного японского общества 1940-х годов их методу приучения к туалету, написав, что «раннее и строгое приучение к туалету является наиболее важным фактором, влияющим на формирование характера взрослого японца». [6] [7] : 50–1 [8] : 201 [а] Некоторые немецкие теоретики воспитания детей 1970-х годов связывали нацизм и Холокост с авторитарными, садистскими личностями, возникшими в результате карательного приучения к туалету. [10]
В 20-м веке от этого в значительной степени отказались в пользу бихевиоризма с упором на способы, с помощью которых награды и подкрепления увеличивают частоту определенного поведения, и когнитивной психологии с упором на смысл, когнитивные способности и личные ценности. [6] [7] Такие писатели, как психолог и педиатр Арнольд Гезелл вместе с педиатром Бенджамином Споком , оказали влияние на переосмысление проблемы приучения к туалету как проблемы биологии и готовности ребенка. [2]
Подходы
[ редактировать ]Подходы к приучению к туалету колебались между «пассивной готовностью ребенка» («подходы, основанные на природе»), которые подчеркивают индивидуальную готовность ребенка, и более «структурированными поведенческими подходами» («подходы, основанные на воспитании»), которые подчеркивают необходимость родителей как можно скорее начать режим тренировок. [1] : 4 [3] : 216 Среди наиболее популярных методов — ориентированный на ребенка подход Бразелтона, подход, изложенный в «Книге здравого смысла по уходу за младенцами и детьми» Бенджамина Спока, методы, рекомендованные Американской академией педиатрии , и подход «приучение к туалету за день». разработан Натаном Азрином и Ричардом М. Фоксом . По данным Американской академии семейных врачей , подходы Бразелтона и Азрина/Фокса эффективны для детей с нормальным развитием, хотя доказательства ограничены, и ни одно исследование не сравнивало эффективность этих двух методов напрямую. [11] Рекомендации Американской академии педиатрии тесно связаны с рекомендациями Бразелтона, и по крайней мере одно исследование показало, что метод Азрина/Фокса был более эффективным, чем метод, предложенный Споком. [11]

Мнения родителей относительно того, какой подход к приучению к туалету является наиболее эффективным, могут сильно различаться, и для успеха может потребоваться несколько или разнообразные методы в зависимости от того, на что ребенок наиболее восприимчив. Они могут включать в себя использование образовательных материалов, таких как детские книги, регулярные расспросы ребенка о том, что ему нужно в туалет, демонстрацию родителем или какую-либо систему поощрений. Некоторые дети могут более позитивно реагировать на более краткое, но интенсивное приучение к туалету, в то время как другие могут более успешно приспосабливаться к более медленному процессу в течение более длительного периода времени. [12] : 12–3 Независимо от используемых методов, Американская академия педиатрии рекомендует использовать в этой стратегии как можно большее участие и поддержку родителей, избегая при этом негативных суждений. [12] : 18–9
Канадское педиатрическое общество дает ряд конкретных рекомендаций по методам приучения к туалету. К ним относятся:
- Используйте адаптер сиденья для унитаза, подставку для ног или горшок , чтобы обеспечить легкий доступ ребенка.
- Поощрение и похвала ребенка, когда он сообщает опекунам о необходимости эвакуации, даже если это делается постфактум.
- Быть внимательным к поведенческим сигналам ребенка, которые могут указывать на необходимость эвакуации. [13]
- Предпочитайте поощрение и похвалу и избегайте наказаний или негативного подкрепления.
- Убедитесь, что все лица, осуществляющие уход, придерживаются своего подхода.
- Подумайте о переходе на хлопковое нижнее белье или тренировочные штаны, как только ребенок добьется повторных успехов. [14]
Хронология
[ редактировать ]Как отмечает психолог Джонни Л. Мэтсон , пользование туалетом может быть сложным процессом, требующим освоения: от способности распознавать и контролировать функции организма до навыков, необходимых для соблюдения правильных гигиенических процедур, необходимой ловкости, чтобы одеваться и раздеваться, и коммуникативные навыки для информирования других о необходимости сходить в туалет. [1] : 2–3 Обычно около года ребенок начинает осознавать необходимость дефекации, что можно наблюдать по изменениям в поведении непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией. Хотя они могут осознавать эту необходимость, дети младше 18 месяцев могут еще не быть в состоянии сознательно контролировать мышцы, участвующие в дефекации, и еще не могут приучать себя к туалету. Хотя они могут пользоваться туалетом, если их туда поместил родитель в подходящее время, это, скорее всего, остается непроизвольным, а не сознательным процессом. [12] : 25 Это будет постепенно меняться в течение многих месяцев или лет: обычно первым проявляется контроль кишечника в ночное время, за ним следует контроль в дневное время, а контроль мочевого пузыря в ночное время обычно сохраняется. [12] : 26
Практика приучения к туалету может сильно различаться в зависимости от культуры. Например, такие исследователи, как Мэри Эйнсворт, документально зафиксировали, что семьи в китайской , индийской и африканской культурах начинают приучать к туалету уже в возрасте нескольких недель или месяцев. [1] : 1–2 [3] : 216 Во Вьетнаме приучение к туалету начинается вскоре после рождения и завершается к 2 годам. [15] Это может быть опосредовано рядом факторов, включая культурные ценности в отношении экскрементов, роль лиц, осуществляющих уход, а также ожидания того, что матери будут работать, а также то, как скоро они должны вернуться на работу после родов. [16]
В 1932 году правительство США рекомендовало родителям начинать приучение к туалету почти сразу после рождения, рассчитывая, что оно будет завершено к тому времени, когда ребенку исполнится шесть-восемь месяцев. [б] Однако со временем ситуация изменилась: в начале 20-го века родители начинали обучение в возрасте 12–18 месяцев, а ко второй половине века перешли в среднем к более чем 18 месяцам. [17] В США и Европе обучение обычно начинается в возрасте от 21 до 36 месяцев, и только от 40 до 60% детей обучаются к 36 месяцам. [11]
И Американская академия педиатрии, и Канадское педиатрическое общество рекомендуют родителям начинать приучение к туалету примерно в 18-месячном возрасте, если ребенок в этом заинтересован. Есть некоторые данные, позволяющие предположить, что дети, обучающиеся после второго года обучения, могут подвергаться более высокому риску развития определенных расстройств, таких как урологические проблемы или дневное недержание мочи. [18] Нет никаких доказательств каких-либо психологических проблем, возникающих в результате слишком раннего начала тренировок. [19] : 83 В ходе исследования семей в Соединенном Королевстве исследователи обнаружили, что 2,1% начали обучение до шести месяцев, 13,8% - между 6 и 15 месяцами, 50,4% - между 15 и 24 месяцами и 33,7% не начали обучение в 24 месяца. [19] : 83
Большинство детей достигают полного контроля над мочевым пузырем и кишечником в возрасте от двух до четырех лет. [1] : 3 [20] [21] : 162 В то время как четырехлетние дети обычно остаются сухими во время бодрствования, примерно каждый пятый ребенок в возрасте пяти лет иногда мочится ночью. [22] Девочки, как правило, завершают успешное обучение в несколько более раннем возрасте, чем их сверстники-мужчины, а типичный период времени между началом и завершением обучения обычно варьируется от трех до шести месяцев. [14]
Несчастные случаи
[ редактировать ]Несчастные случаи, периодические эпизоды недержания мочи или кала, как правило, являются нормальной частью приучения к туалету. [13] и обычно не являются признаком серьезных проблем со здоровьем. Несчастные случаи, сопровождающиеся дополнительными проблемами, такими как боль при мочеиспускании или дефекации, хронический запор или кровь в моче или кале , должны быть осмотрены педиатром. [23] Распространенность ночного энуреза , также известного как ночное недержание мочи, может достигать 9,7% у семилетних детей и 5,5% у десятилетних детей, со временем снижаясь до примерно 0,5% у взрослых. [24] : 47
Осложнения
[ редактировать ]
Приучение к туалету может оказаться все более трудным для родителей детей, имеющих определенные нарушения в развитии, поведении или заболеваниях. Дети с аутизмом , расстройством фетального алкогольного спектра , оппозиционно-вызывающим расстройством или синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть не мотивированы к полному приучению к туалету, могут иметь трудности с адекватной реакцией на соответствующие социальные подкрепления или могут иметь сенсорную чувствительность, которая делает пользование туалетом неприятным. [21]
У детей может быть ряд физических проблем, связанных с мочеполовой системой , которые могут потребовать медицинского обследования и хирургического или фармакологического вмешательства для обеспечения успешного приучения к туалету. Люди с церебральным параличом могут столкнуться с уникальным набором проблем, связанных с контролем мочевого пузыря и кишечника, а людям с проблемами зрения или слуха для компенсации может потребоваться адаптация родительского подхода к обучению в дополнение к терапии или адаптивному оборудованию. [20]
Отказ от стула в туалете возникает, когда ребенок, приученный к туалету и мочеиспусканию, отказывается пользоваться туалетом для дефекации в течение периода, продолжающегося не менее одного месяца. Это может затронуть до 22% детей и может привести к запорам или боли во время мочеиспускания. Обычно это проходит без необходимости вмешательства. [11] У детей может наблюдаться задержка стула или попытки вообще избежать дефекации. Это также может привести к запору. Некоторые дети прячут свой стул, что может быть сделано из-за смущения или страха и, скорее всего, связано как с отказом от посещения туалета, так и с воздержанием. [11]
Хотя некоторые осложнения могут увеличить время, необходимое для достижения успешного контроля над мочевым пузырем и кишечником, большинство детей, тем не менее, можно приучить к туалету. [1] : 3 [20] [21] : 162 Физиологические причины неудачного приучения к туалету встречаются редко, как и необходимость медицинского вмешательства. В большинстве случаев дети, у которых возникают трудности с обучением, скорее всего, еще не готовы. [11] [14]
В ходе опроса британских школ в 2014 году учителя начальных школ и работники сферы образования сообщили о том, что наблюдают за растущим числом здоровых школьников, которые не приучены к туалету. 15% респондентов сообщили, что видели в прошлом году здоровых детей 5-7 лет, которые ходили в школу в подгузниках. 5% сообщили то же самое о детях в возрасте 7-11 лет. [25] Медицинский работник из Kent Community Health NHS Foundation Trust рассказала, что она знала о здоровых с медицинской точки зрения подростках в возрасте 15 лет, у которых были проблемы с приучением к туалету. Комментаторы объяснили эту проблему тем, что родители слишком заняты, чтобы обучать своих детей базовым навыкам. [26]
Риски
[ редактировать ]Изучение данных отделений неотложной помощи больниц в США с 2002 по 2010 год показало, что наиболее распространенная форма травм, связанных с приучением к туалету, была вызвана падением сидений унитаза и чаще всего наблюдалась у детей в возрасте от двух до трех лет. Второй по распространенности травмой является скольжение по полу, причем 99% травм всех типов происходят дома. [1] : 176
В семьях с жестоким обращением приучение к туалету может стать спусковым крючком для жестокого обращения с ребенком, особенно в обстоятельствах, когда родитель или опекун считает, что ребенок достаточно взрослый и должен был уже успешно освоить приучение, но с ребенком продолжают происходить несчастные случаи. [27] : 311 [28] : 50 Воспитатель может ошибочно истолковать это как умышленное непослушание со стороны ребенка. [29]
Технологии и оборудование
[ редактировать ]Еще в 1938 году одна из первых технологий, разработанных для приучения к туалету, была известна как «звонок и подушечка», в которой датчик определял, когда ребенок обмочился ночью, и запускал сигнал тревоги, действуя как форма кондиционирования . Были изучены аналогичные системы сигнализации, которые определяют влажность нижнего белья, особенно когда это касается приучения к туалету людей с умственными недостатками. Совсем недавно это стало применяться при производстве горшков, которые при использовании ребенком издают звуковой сигнал или другую форму поощрения. [1] : 170–2
Тренеры могут использовать различные варианты нижнего белья для облегчения тренировок. Это включает в себя переход от традиционных подгузников или подгузников к тренировочным штанам (подтягиваниям) или использование невпитывающего хлопкового нижнего белья, которое могут носить взрослые. Обычно они используются на более поздних этапах тренировочного процесса, а не на начальном этапе. [1] : 175 [30] Детям, с которыми неоднократно происходили несчастные случаи после перехода на хлопковое нижнее белье, может быть разрешено возобновить использование подгузников. [14]
Наиболее широко используемые методы рекомендуют использовать специальные детские горшки, а некоторые рекомендуют родителям рассмотреть возможность использования закусок или напитков в качестве вознаграждения. [11]
См. также
[ редактировать ]- Приучение ребенка к горшку под руководством ребенка — метод приучения к туалету.
- Элиминация общения , подход к общению родителя и ребенка.
- Энурез , повторяющаяся неспособность контролировать мочеиспускание.
- Вторжение в дом , процесс дрессировки домашнего животного
- Метод приучения младенцев к горшку , метод приучения и книга Лори Бук
- Брюки с открытой промежностью - одежда, которую обычно носят дети в Китае, которую можно снять, не снимая.
Примечания
[ редактировать ]- ^ К аналогичному выводу пришла антрополог Рут Бенедикт . Однако после окончания Второй мировой войны возникли серьезные проблемы с характеристиками привычек японских семей к туалету и их выводами, которые были сделаны в основном без данных полевых исследований. [9] : 186
- ^ Согласно оригинальному тексту публикации « Уход и кормление младенцев» : «Если вы можете, начните приучать ребенка к дефекации в камере каждое утро в возрасте одного месяца.… Поместите камеру себе на колени. … и подержите над ним ребенка… Введите в прямую кишку конусообразную мыльную палочку примерно на два дюйма и держите ее там от 3 до 5 минут… Движения обычно будут происходить под этим стимулом, если вы будете делать это регулярно, ежедневно. вероятно, произойдет дефекация». [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джонни Л. Мэтсон (4 октября 2017 г.). Клиническое руководство по приучению детей к туалету . Издательство Спрингер . ISBN 978-3-319-62725-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Ник Хаслам (7 июня 2012 г.). Психология в ванной . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания . ISBN 978-0-230-36755-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вальсинер, Яан ; ван Дейк, январь (2 февраля 2000 г.). Культура и человеческое развитие . Издательство SAGE . ISBN 978-0-7619-5684-6 .
- ^ Ховард, Жаклин (8 ноября 2017 г.). «Как мир приучается к горшку» . CNN . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Маркданте, Карен; Клигман, Роберт М. (25 февраля 2014 г.). Нельсон Основы педиатрии . Elsevier Науки о здоровье . ISBN 978-0-323-22698-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с День, Николай (16 апреля 2013 г.). «Что я должен сделать, чтобы мой ребенок покакал? Когда ему исполнится?» . Сланец . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэтлин Стассен Бергер (12 мая 2014 г.). Версия на вкладышах для развивающегося человека на протяжении всей жизни: в бумажном переплете . Стоит издательства . ISBN 978-1-319-02949-4 .
- ^ Рудольф В.А. Янссенс (1995). «Какое будущее для Японии?»: Военное планирование США на послевоенную эпоху, 1942-1945 гг . Родопи . ISBN 90-5183-885-9 .
- ^ Айзенк, Ганс Юрген (1991). Упадок и падение империи Фрейда . Издатели транзакций . ISBN 978-1-4128-2137-7 .
- ^ Херцог, Дагмар (22 января 2007 г.). Секс после фашизма: память и мораль в Германии двадцатого века . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-4332-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чоби, Бет А.; Джордж, Шефаа (1 ноября 2018 г.). «Приучение к туалету» . Американский семейный врач . 79 (8): 1059–1064 . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ДиМаджио, Дина. «Как начать приучать к горшку» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Полное руководство по обучению туалету | Путь SOEL» . СОЭЛ . 23 апреля 2018 г. Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клиффорд, Т.; Городзинский, Ф.П. (сентябрь 2000 г.). «Приучение к туалету: упреждающее руководство с подходом, ориентированным на ребенка» . Педиатрия и здоровье детей . 5 (6): 333–44. дои : 10.1093/пч/5.6.333 . ПМК 2819951 . ПМИД 20177551 .
- ^ Дуонг, TH; Янссон, ЮБ; Хеллстрем, Алабама (2013). «Опыт вьетнамских матерей по приучению детей к горшку от рождения до 2 лет» . Журнал детской урологии . 9 (6 часть А): 808–814. дои : 10.1016/j.jpurol.2012.10.023 . ПМИД 23182948 .
- ^ Готлиб, Альма (20 ноября 2017 г.). «Пусть эти уроки приучения к горшку избавят вас от родительских забот» . PBS NewsHour . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Роджерс, июнь (22 октября 2002 г.). «Приучение к туалету: уроки прошлого?» . Время медсестер . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Кидду, Д.А. (8 августа 2011 г.). «Приучение детей к туалету: когда начинать и как приучать» . Журнал Канадской медицинской ассоциации . 184 (5): 511–2. дои : 10.1503/cmaj.110830 . ПМК 3307553 . ПМИД 21825046 .
- ^ Перейти обратно: а б Стокман, Джеймс А. III (1 января 2011 г.). Ежегодник педиатрии 2011 . Elsevier Науки о здоровье . ISBN 978-0-323-08746-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кокчиола, Майкл А. младший; Редпат, Кэролайн С. (2017). «Особые группы населения: приучение к туалету детей с ограниченными возможностями» . Клиническое руководство по приучению детей к туалету . Серия «Аутизм и детская психопатология». Издательство Спрингер . стр. 227–250. дои : 10.1007/978-3-319-62725-0_13 . ISBN 978-3-319-62724-3 . Проверено 12 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вольрайх, Марк; Американская академия педиатрии (2016). Руководство Американской академии педиатрии по приучению к туалету . Бантамские книги . ISBN 978-0-425-28580-0 .
- ^ «Как приучать к горшку – руководство для беременных и малышей» . Национальная служба здравоохранения . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ «Проблемы приучения к горшку» . Чего ожидать . Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ Франко, Израиль; Остин, Пол; Бауэр, Стюарт (23 сентября 2015 г.). Детское недержание: оценка и клиническое лечение . Уайли . ISBN 978-1-118-81475-8 .
- ^ «Sky News задает вопросы группе учителей NFER об учениках в подгузниках» (пресс-релиз). Национальный фонд образовательных исследований . 28 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2015 г.
- ^ Хирш, Афуа (27 апреля 2014 г.). «Дети старше пяти лет носят подгузники на уроках » . Небесные новости . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ Коцца, Стивен Дж. (30 марта 2014 г.). Катастрофа и травма, выпуск детских и подростковых психиатрических клиник Северной Америки, электронная книга . Elsevier Науки о здоровье . ISBN 978-0-323-28992-4 .
- ^ Кларк, Робин Э.; Фриман Кларк, Джудит; Адамец, Кристина А. (2007). Энциклопедия жестокого обращения с детьми . Издание информационной базы . ISBN 978-0-8160-7506-5 .
- ^ «Приучение к туалету» . Американская академия педиатрии . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Горский, Питер А. (6 июня 1999 г.). «Руководство по приучению к туалету: Родители — роль родителей в приучении к туалету» (PDF) . Педиатрия . 103 (6, ч. 2): 1362–1363. дои : 10.1542/peds.103.S3.1362 . ПМИД 10353955 . S2CID 29183646 . Проверено 16 июля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шум, ТР; Колб, ТМ; Маколифф, ТЛ; Симмс, доктор медицины; Андерхилл, РЛ; Льюис, М. (2002). «Последовательное приобретение навыков приучения к туалету: описательное исследование половых и возрастных различий у нормальных детей» . Педиатрия . 109 (3): е48. дои : 10.1542/peds.109.3.e48 . ПМИД 11875176 .
- Блюм, Нью-Джерси, Таубман Б., Немет Н. (2003). «Взаимосвязь между возрастом начала приучения к туалету и продолжительностью обучения: проспективное исследование». Педиатрия . 111 (4 Ч. 1): 810–4. дои : 10.1542/педс.111.4.810 . ПМИД 12671117 .
- Деврис, Миссури; Деврис, MR (1977). «Культурная относительность готовности к туалету: взгляд из Восточной Африки». Педиатрия . 60 (2): 170–7. дои : 10.1542/педс.60.2.170 . ПМИД 887331 . S2CID 36154293 .
- Кавана, Шейла Л. (2017). «Приучение к туалету: гендерная и сексуальная политика в отношении тела в ванной». Странный интерьер . Рутледж. ISBN 978-1-00-308647-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- «Приучение к туалету» . Медицинская школа Джонса Хопкинса . Проверено 16 июля 2019 г.