Jump to content

Всеволод Мейерхольд

(Перенаправлено с Мейерхольда )

Всеволод Мейерхольд
Рожденный
Карл Казимир Теодор Мейерхольд

9 февраля [ OS 28 января] 1874 г.
Умер 2 февраля 1940 г. ( 1940-02-02 ) (65 лет)
Образование МХАТ
Известный Режиссер театра
Движение Символизм , футуризм , конструктивизм
Супруг (а) Ольга Мунт
Зинаида Райх (1922 – умерла в 1939)
Покровитель(и) Vera Komissarzhevskaya

Vsevolod Emilyevich Meyerhold [а] (урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд ; 9 февраля [ OS 28 января] 1874 — 2 февраля 1940) — российский и советский театральный режиссёр , актёр и театральный продюсер . Его провокационные эксперименты с физическим бытием и символизмом в нетрадиционной театральной обстановке сделали его одной из основополагающих сил современного международного театра.

Во время Великой чистки Мейерхольд был арестован в июне 1939 года. Его пытали, его жену убили, а 2 февраля 1940 года он был казнён.

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Всеволод Мейерхольд родился Карл Казимир Теодор Мейерхольд в Пензе 9 февраля [ OS 28 января] 1874 года в семье русско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его из балтийских немок жены Альвины Даниловны ( урожденной ван дер Незе ). [1] Он был младшим из восьми детей. [2] Его отец был из старой немецкой еврейской семьи Мейерхольда фон Риттерхольма, принявшей лютеранство . [3] Старший Мейерхольд эмигрировал в Россию в 1850-х годах. [3]

После окончания школы в 1895 году Мейерхольд изучал право в Московском университете, но так и не получил ученую степень. Он разрывался между учебой в театре и карьерой скрипача. Однако прослушивание на роль второго скрипача университетского оркестра он провалил и в 1896 году поступил в Драматическое училище Московской филармонии . [2]

В свой 21-й день рождения он перешел из лютеранства в православие и принял «Всеволод» как православное имя (в честь русского писателя Всеволода Гаршина , чью прозу он любил). [4]

Мейерхольд готовится к роли Треплева в 1898 года МХАТа Станиславского постановке Чайка" " по пьесе Антона Чехова .

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Мейерхольд начал действовать в 1896 году, будучи студентом Московского филармонического драматического училища под руководством Владимира Немировича-Данченко , соучредителя вместе с Константином Станиславским Московского Художественного театра . В МХАТ Мейерхольд сыграл 18 ролей, таких как Василий Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче» и Иван Грозный в «Смерти Ивана Грозного» (обе — Алексея Толстого ). В 1898 году в первой успешной постановке Чехова первой пьесы «Чайка» Мейерхольд сыграл главную мужскую роль. [5] напротив будущей жены Чехова Ольги Книппер .

Покинув МХТ в 1902 году, желая вырваться из высоконатуралистических постановок Станиславского и Немировича-Данченко о «недостающей четвертой стене», Мейерхольд участвовал в ряде театральных проектов как режиссер и актер. Каждый проект был ареной для экспериментов и создания новых методов постановки. Мейерхольд был одним из самых ярых защитников символизма в театре, особенно когда он работал главным режиссером театра Веры Комиссаржевской в ​​1906–1907 годах. Примерно в это же время его снова пригласили в МАТ, чтобы реализовать свои экспериментальные идеи.

Александра Головина . Портрет Мейерхольда работы

Мейерхольд продолжал театральные новаторства в течение десятилетия 1907–1917, работая с императорскими театрами Петербурга . Он представил классические пьесы в новаторской манере и поставил произведения таких противоречивых современных авторов, как Федор Сологуб , Зинаида Гиппиус и Александр Блок . В этих пьесах Мейерхольд пытался вернуться к традициям комедии дель арте , переосмыслив их для современной театральной действительности. Его теоретические концепции «условного театра» были разработаны в его книге « О театре» в 1913 году.

Карьера при коммунизме

[ редактировать ]

В день, когда разразилась Февральская революция - 25 февраля по старому календарю, который тогда использовался в России, - спектакль Мейерхольда «Маскарад» Михаила Лермонтова прошел генеральную репетицию в Александринском театре перед публикой, в которую входила поэтесса Анна . Ахматова . Тот вечер был описан как «последний акт трагедии старого режима, когда петербургская элита отправилась наслаждаться этим великолепно роскошным спектаклем среди хаоса и неразберихи». [6] Сергей Эйзенштейн , который тогда был подростком, но впоследствии стал всемирно известным кинорежиссером, отчаянно хотел увидеть постановку, услышав, что в ней участвуют клоуны, но, пробравшись через город, охваченный революцией, был разочарован, узнав, что Александринский закрылся. [7]

Мейерхольд был одним из первых выдающихся русских художников, приветствовавших большевистскую революцию , и одним из пяти из 120, кто принял приглашение встретиться с новым наркомом просвещения Анатолием Луначарским в ноябре 1917 года. (Среди других были поэты Александр Блок и Владимир Маяковский .) Он вступил в партию большевиков в 1918 году, едва избежав казни, когда во время гражданской войны был пойман не на той стороне линии фронта. [8] Он стал чиновником Театрального отдела (ТЭО) Наркомата просвещения и просвещения . В 1918–1919 годах Мейерхольд заключил союз с Ольгой Каменевой начальником Отдела . Вместе они пытались радикализировать российские театры, фактически национализировав их под контролем большевиков. В мае 1919 года Мейерхольд заболел туберкулезом и был вынужден уехать на юг. В его отсутствие глава Наркомата Анатолий Луначарский добился разрешения Владимира Ленина на пересмотр политики правительства в пользу более традиционных театров и уволил Каменеву в июне 1919 года. [9]

Вернувшись в Москву, Мейерхольд в 1920 году основал собственный театр, который с 1923 года был известен как Театр Мейерхольда до 1938 года. Мейерхольд выступил против принципов театрального академизма , утверждая, что они не способны найти общий язык с новой действительностью. эффектов Мейерхольда Методы сценического конструктивизма и цирковых использовались в наиболее успешных его произведениях того времени. Среди этих работ — » Николая Эрдмана , «Мандат Маяковского «Мистерия-буфф» , Кроммелинка Фернана » « Великодушный рогоносец и » Александра Сухово- Кобылина «Смерть Тарелкина . написал «Клопа» Маяковский несколько раз сотрудничал с Мейерхольдом и, как говорят, специально для него последнего ; Мейерхольд продолжал ставить спектакли Маяковского даже после самоубийства .

Двойной портрет (1916) Бориса Григорьева , изображающий Мейерхольда, делящего сцену со своим альтер-эго «Доктором Дапертутто», псевдонимом, который он позаимствовал у персонажа из « Приключения ЭТА Гофмана в канун Нового года» . [10] [11]

Актерские техники

[ редактировать ]

Актеры, участвующие в постановках Мейерхольда, действовали по принципу биомеханики (лишь отдаленно связанной с современным научным употреблением этого термина) — системы актерской подготовки, которая впоследствии преподавалась в созданной Мейерхольдом специальной школе. Принципиальные принципы актерской техники Мейерхольда расходились с актерской концепцией американского метода . В то время как актерский метод объединял персонажа с личными воспоминаниями актера, чтобы создать внутреннюю мотивацию персонажа, Мейерхольд соединил психологические и физиологические процессы. Он заставил актеров сосредоточиться на изучении жестов и движений как способа физического выражения эмоций. Следуя примеру Константина Станиславского, он сказал, что эмоциональное состояние актера неразрывно связано с его физическим состоянием (и наоборот), и что эмоции можно вызвать в спектакле, тренируясь и принимая позы, жесты и движения. Он разработал ряд выражений тела, которые его актеры использовали для изображения определенных эмоций и персонажей. (Станиславский также был не согласен с актерским методом, потому что, как и Мейерхольд, его подход был психофизическим.) [ нужна ссылка ]

Его влияние

[ редактировать ]

Мейерхольд дал первоначальный толчок сценической карьере некоторых из наиболее выдающихся комических актеров СССР, в том числе Сергея Мартинсона , Игоря Ильинского и Эраста Гарина . Его знаковая постановка Николая Гоголя » «Ревизора (1926) описывалась следующим образом:

Энергичный, озорной, обаятельный Ильинский оставил свой пост нервному, хрупкому, внезапно замерзающему, гротескно тревожному Гарину. Энергия сменилась трансом, динамика – статикой, веселый шутливый юмор – горькой и мрачной сатирой. [12]

Мейерхольд дал старт и своему бывшему помощнику по " Пиковой даме " Матвею Дубровину собственный театр , который впоследствии создал в Ленинграде .

Vsevolod Meyerhold and Zinaida Meyerhold-Reich in Leningrad (St. Petersburg), 1925

Осенью 1921 года Мейерхольд был назначен руководителем Государственных высших театральных мастерских в Москве, где одним из первых его учеников был Сергей Эйзенштейн, написавший впоследствии

Богоподобного, несравненного Мейерхольда, я увидел его тогда впервые и должен был поклоняться ему всю свою жизнь.

Но они рассорились, видимо, потому, что Эйзенштейн не отнесся к пожилому человеку с достаточным почтением, за что был, как он выразился, «изгнан из Врат Рая». [13] В своих фильмах Эйзенштейн использовал актеров, работавших в традициях Мейерхольда. Он также подбирал актеров, основываясь на их внешности и выражениях, и следовал стилизованным актерским методам Мейерхольда. В забастовке , например, буржуазия всегда страдает ожирением, пьет, ест и курит, тогда как рабочие более спортивны. Для оригинальной постановки «Клопа» в феврале 1929 года Мейерхольд нанял молодого Дмитрия Шостаковича в качестве пианиста. Многие годы спустя Шостакович вспоминал: «Теперь невозможно представить, насколько популярен был Мейерхольд. Его знали все, даже те, кто не имел никакого интереса или связи с театром или искусством. В цирке клоуны всегда шутили над Мейерхольдом. для мгновенного смеха в цирке, и не пели частушки о людях, которых публика не узнает сразу. Они даже продавали гребни по имени Мейерхольд». [14]

Репрессии

[ редактировать ]

В начале 1930-х годов Иосиф Сталин начал кампанию по подчинению советских художников и принуждению их всех соблюдать правила «социалистического реализма», которые запрещали авангардное искусство и эксперименты, а также любые формы искусства, считающиеся «формалистическими». , поскольку художник уделял больше внимания форме произведения, чем его политическому посланию. После того, как в январе 1936 года Шостакович был признан виновным в «формализме», Мейерхольд, очевидно, предположил, что вскоре он станет мишенью, и в марте выступил с речью под названием «Мейер против мейерхольдизма», в которой он сказал – якобы «громовому» аплодисменты» – что «путь к простоте нелегок. Каждый художник идет в своем темпе, и они не должны терять свою особую походку... Советская тематика часто является дымовой завесой, скрывающей посредственность». [15] Год спустя, в апреле 1937 года, его жена, актриса Зинаида Райх, написала Сталину длинное письмо, в котором утверждала, что ее муж стал жертвой заговора троцкистов и бывших членов расформированной Российской ассоциации пролетарских писателей . На письмо не ответили. В декабре 1937 года соратник Сталина Лазарь Каганович пришел на спектакль в Театр Мейерхольда и с отвращением ушел. Театр был закрыт по распоряжению Политбюро 7 января 1938 года на том основании, что «театр Мейерхольда за все время своего существования не смог освободиться от вполне буржуазных формалистических позиций». [16] его произведения были объявлены антагонистическими и чуждыми советскому народу.

Арест и смерть

[ редактировать ]
Фотография Мейерхольда, сделанная во время его ареста советской полицией.

Больной Станиславский, который был директором оперного театра, ныне известного как Театр Станиславского и Немировича-Данченко , пригласил Мейерхольда стать своим ассистентом – приглашение, которое удивило многих в Москве, учитывая их давние творческие разногласия. Станиславский умер вскоре после этого, в августе 1938 года. Его предсмертным желанием было: «Позаботьтесь о Мейерхольде; он мой единственный наследник в театре – здесь или где-либо еще». [17] Мейерхольд руководил своим театром почти год и был занят постановкой премьеры спектакля « Сергея Прокофьева » Семен Котко , когда ему поручили поставить хореографию спектакля в Ленинграде с участием 30 000 спортсменов. 15 июня 1939 года он выступил на конференции театральных режиссёров в присутствии Андрея Вышинского , государственного обвинителя, председательствовавшего на печально известных московских показательных процессах. [18] Его речь не была освещена в советской прессе, что послужило поводом для сообщения, в котором он дерзко заявил:

Если то, что вы делаете с советским театром в последнее время, вы называете антиформализмом, если вы считаете то, что происходит сейчас на сценах лучших театров Москвы, достижением советского театра, то я бы предпочел быть то, что вы считаете формалистом... в охотничьем формализме вы устранили искусство. [19]

Это из версии выступления, записанной позднее музыкантом-эмигрантом Юрием Елагиным, из заметок, сделанных им на конференции, – но ее точность оспаривается. [20] После выступления он вернулся в Ленинград и был арестован по прибытии, 20 июня 1939 года. Вскоре после этого злоумышленники ворвались в его квартиру и неоднократно нанесли ножевые ранения его жене Зинаиде Райх , которая скончалась от полученных ранений. Доставленный в штаб-квартиру НКВД в Москве и отданный в руки печально известного палача Льва Шварцмана , Мейерхольд не выдержал и признался, что был британским и японским шпионом. В свои последние дни он написал письмо главе советского правительства Вячеславу Молотову , которое сохранилось в полицейских файлах, где его обнаружил после распада СССР журналист Виталий Шенталинский . В нем он написал:

Следователи начали применять силу ко мне, больному мужчине 65 лет. Меня заставили лечь лицом вниз и били по подошвам ног и позвоночнику резиновым ремнем. Меня посадили на стул и били сверху по ногам , со значительной силой... В последующие дни, когда эти части ног покрылись обширными внутренними кровоизлияниями, снова били красно-сине-желтые синяки. с ремнем, и боль была настолько сильной, что казалось, будто на эти чувствительные места лили кипяток. Я выла и плакала от боли. Они били меня по спине тем же резиновым ремнем и били по лицу, размахивая кулаками с большой высоты... Невыносимая физическая и душевная боль заставляла мои глаза плакать нескончаемыми потоками слез. Лежа ничком на полу, я обнаружил, что могу извиваться, извиваться и визжать, как собака, когда хозяин ее хлещет... Когда я лег на койку и заснул, после 18 часов допроса, чтобы вернуться обратно через час, чтобы еще, меня разбудили собственные стоны и потому, что я дергался, как больной на последней стадии брюшного тифа... «смерть, ох уж точно, смерть легче этой!» — говорит себе допрашиваемый. Я начал оговаривать себя в надежде, что это, по крайней мере, быстро приведет на эшафот. [21]

Он был приговорен к смертной казни через расстрел 1 февраля 1940 года и казнен на следующий день. Верховный суд СССР снял с него все обвинения в 1955 году, во время первой волны десталинизации . [22]

Брак и семья

[ редактировать ]

Мейерхольд женился на своей первой жене Ольге Мунт в 1896 году, и вместе у них родилось три дочери. Позже он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, когда она начала у него учиться. Они полюбили друг друга, и он развелся со своей женой; Райх уже была разведена и имела двоих собственных детей. Они поженились в 1922 или 1924 году.

Библиография

[ редактировать ]
Мейерхольд на марке России 2024 года.

Тексты Мейерхольда

[ редактировать ]
  • Мейерхольд о театре , пер. и изд. Эдварда Брауна с критическим комментарием, 1969. Лондон: Метуэн и Нью-Йорк: Хилл и Ван.
  • Мейерхольд говорит / Мейерхольд репетирует (Архив российского театра) , В. Мейерхольд, Александр Гладков (редактор) и Альма Лоу (редактор), Routledge, 1996
  • Мейерхольд за работой , Пол Шмидт (редактор), Книжное издательство Applause Theater, 1 996
  • Уроки режиссуры [23] 2010
  • Ле Театр Театрал [24] 2008

Работает над Мейерхольдом.

[ редактировать ]
  • Всеволод Мейерхольд (Серия «Практикующие специалисты Routledge»), Джонатан Питчес, Routledge, 2003 г.
  • Мейерхольд: Искусство сознательного театра , Марджори Л. Гувер, Массачусетский университет Press , 1974 (биография)
  • Всеволод Мейерхольд (Директора в перспективном сериале), Роберт Лич, Кристофер Иннес (редактор), Cambridge University Press, 1993
  • Театр гротеска Мейерхольда: послереволюционные постановки, 1920–32 , Джеймс М. Саймонс, 1971
  • Мейерхольд: революция в театре , Эдвард Браун, University of Iowa Press, 1 998
  • Театр Мейерхольда: революция и современная сцена Эдварда Брауна, 1995 г.
  • Станиславский и Мейерхольд (Этюды сцены и экрана, т. 3), Роберт Лич, Питер Лэнг, 2003 г.
  • Мейерхольд-режиссер , Константин Рудницкий, Ардис, 1981 г.
  • Мейерхольд, Эйзенштейн и биомеханика: подготовка актеров в революционной России , Альма Х. Лоу, Мел Гордон, МакФарланд и компания, 1995 г.
  • Смерть Мейерхольда Пьеса Марка Джексона, премьера которой состоялась в The Shotgun Players, Беркли, Калифорния, в декабре 2003 года.
  • Театр Мейерхольда и Брехта , Кэтрин Б. Итон, Greenwood Press, 1985 г.
  • Мейерхольд и Музыкальный театр , Исаак Гликман, «Советский композитор», Ленинград, 1989
  • Аннотированная библиография Всеволода Мейерхольда Дэвида Роя, LTScotland, 2002 г.
  • Станиславский на практике: подготовка актеров в постсоветской России (Художники и проблемы театра, Том 16), Вренели Фарбер, Питер Ланг, 2008 (идеи Мейерхольда, примененные в постсоветской актерской подготовке)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian : Всеволод Эмильевич Мейерхольд , romanized Vsévolod Èmíl'evič Mejerchól'd
  1. ^ Эдвард Браун (1998). Мейерхольд: революция в театре . А&С Черный. п. 5. ISBN  978-1-4081-4880-8 .
  2. ^ Jump up to: а б Питчи (2003, стр. 4)
  3. ^ Jump up to: а б "Древо Мейерхольдово | Газета о театре и кино" (in Russian). 14 August 2015 . Retrieved 25 June 2024 .
  4. ^ "P. V. Merkuviev reminiscing about his grandfather — V. E. Meyerhold" (in Russian). Sovershenno Sekretno.
  5. ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза охраняли, Русские мастера – от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна – при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 16. ISBN  978-1-59558-056-6 .
  6. ^ Reeder, Roberta (1995). Anna Akhmatova, Poet & Prophet . London: Allison & Busby. pp. 107–108. ISBN  0-85031-998-6 .
  7. ^ МакСмит. Страх и Муза . п. 2.
  8. ^ МакСмит. Страх и Муза . стр. 16–17.
  9. ^ См. Роберта Лича и Виктора Боровского. История русского театра , Издательство Кембриджского университета, 1999, ISBN   0-521-43220-0 стр. 303.
  10. ^ Браун (1995), стр. 100-102.
  11. ^ Питчи (2003), стр. 23–25, 63–65.
  12. ^ Константин Л. Рудницкий. Мейерхольд, режиссер . Москва, 1969 год.
  13. ^ МакСмит. Страх и Муза . п. 17.
  14. ^ Волков, Соломон (1979). Свидетельство, Воспоминания Дмитрия Шостаковича . Лондон: Хэмиш Гамильтон. стр. 163–164. (степень, в которой эта книга является подлинными мемуарами, оспаривается)
  15. ^ МакСмит. Страх и Муза . стр. 176–177.
  16. ^ МакСмит. Страх и Муза . п. 231.
  17. ^ Браун, Эдвард (1986). Театр Мейерхольда, революция на современной сцене . Лондон: Метуэн. п. 267. ИСБН  0-413-41120-6 .
  18. ^ "Речь на Всесоюзной режиссёрской конференции 15 июня 1939 года" . readli.net . Retrieved 6 April 2024 .
  19. ^ Горчаков, Николай Александрович (1957). Театр в Советской России . Нью-Йорк: Колумбия Пресс. стр. 100-1 363–364.
  20. ^ Браун. Театр Мейерхольда . стр. 268–269.
  21. ^ Шенталинский, Виталий (1995). Литературный архив КГБ . Харвилл: Джон Кроуфут. стр. 25–26. ISBN  1-86046-072-0 .
  22. ^ Роберт Лич (2004). Создатели современного театра: Введение . Психология Пресс. п. 93. ИСБН  978-0-415-31240-0 .
  23. ^ Мейерхольд В.Е. (4 мая 2010 г.). Уроки режиссуры . Публикации Ассоциации режиссеров Испании. ISBN  978-84-92639-06-9 .
  24. ^ «Театральный театр Всеволода Мейерхольда, пер. Нины Гурфинкель: Очень хорошая мягкая обложка (1963) | Encore Books» . www.abebooks.com . Проверено 5 июня 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06c8beacbd0740f2893782a528ce0671__1721529720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/71/06c8beacbd0740f2893782a528ce0671.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vsevolod Meyerhold - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)