Всеволод Мейерхольд
Всеволод Мейерхольд | |
---|---|
Рожденный | Карл Казимир Теодор Мейерхольд 9 февраля [ OS 28 января] 1874 г. |
Умер | 2 февраля 1940 г. | (65 лет)
Образование | МХАТ |
Известный | Режиссер театра |
Движение | Символизм , футуризм , конструктивизм |
Супруг (а) | Ольга Мунт Зинаида Райх (1922 – умерла в 1939) |
Покровитель(и) | Vera Komissarzhevskaya |
Vsevolod Emilyevich Meyerhold [а] (урожденный Карл Казимир Теодор Мейерхольд ; 9 февраля [ OS 28 января] 1874 — 2 февраля 1940) — российский и советский театральный режиссёр , актёр и театральный продюсер . Его провокационные эксперименты с физическим бытием и символизмом в нетрадиционной театральной обстановке сделали его одной из основополагающих сил современного международного театра.
Во время Великой чистки Мейерхольд был арестован в июне 1939 года. Его пытали, его жену убили, а 2 февраля 1940 года он был казнён.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Всеволод Мейерхольд родился Карл Казимир Теодор Мейерхольд в Пензе 9 февраля [ OS 28 января] 1874 года в семье русско-немецкого винодела Фридриха Эмиля Мейерхольда и его из балтийских немок жены Альвины Даниловны ( урожденной ван дер Незе ). [1] Он был младшим из восьми детей. [2] Его отец был из старой немецкой еврейской семьи Мейерхольда фон Риттерхольма, принявшей лютеранство . [3] Старший Мейерхольд эмигрировал в Россию в 1850-х годах. [3]
После окончания школы в 1895 году Мейерхольд изучал право в Московском университете, но так и не получил ученую степень. Он разрывался между учебой в театре и карьерой скрипача. Однако прослушивание на роль второго скрипача университетского оркестра он провалил и в 1896 году поступил в Драматическое училище Московской филармонии . [2]
В свой 21-й день рождения он перешел из лютеранства в православие и принял «Всеволод» как православное имя (в честь русского писателя Всеволода Гаршина , чью прозу он любил). [4]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Мейерхольд начал действовать в 1896 году, будучи студентом Московского филармонического драматического училища под руководством Владимира Немировича-Данченко , соучредителя вместе с Константином Станиславским Московского Художественного театра . В МХАТ Мейерхольд сыграл 18 ролей, таких как Василий Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче» и Иван Грозный в «Смерти Ивана Грозного» (обе — Алексея Толстого ). В 1898 году в первой успешной постановке Чехова первой пьесы «Чайка» Мейерхольд сыграл главную мужскую роль. [5] напротив будущей жены Чехова Ольги Книппер .
Покинув МХТ в 1902 году, желая вырваться из высоконатуралистических постановок Станиславского и Немировича-Данченко о «недостающей четвертой стене», Мейерхольд участвовал в ряде театральных проектов как режиссер и актер. Каждый проект был ареной для экспериментов и создания новых методов постановки. Мейерхольд был одним из самых ярых защитников символизма в театре, особенно когда он работал главным режиссером театра Веры Комиссаржевской в 1906–1907 годах. Примерно в это же время его снова пригласили в МАТ, чтобы реализовать свои экспериментальные идеи.
Мейерхольд продолжал театральные новаторства в течение десятилетия 1907–1917, работая с императорскими театрами Петербурга . Он представил классические пьесы в новаторской манере и поставил произведения таких противоречивых современных авторов, как Федор Сологуб , Зинаида Гиппиус и Александр Блок . В этих пьесах Мейерхольд пытался вернуться к традициям комедии дель арте , переосмыслив их для современной театральной действительности. Его теоретические концепции «условного театра» были разработаны в его книге « О театре» в 1913 году.
Карьера при коммунизме
[ редактировать ]В день, когда разразилась Февральская революция - 25 февраля по старому календарю, который тогда использовался в России, - спектакль Мейерхольда «Маскарад» Михаила Лермонтова прошел генеральную репетицию в Александринском театре перед публикой, в которую входила поэтесса Анна . Ахматова . Тот вечер был описан как «последний акт трагедии старого режима, когда петербургская элита отправилась наслаждаться этим великолепно роскошным спектаклем среди хаоса и неразберихи». [6] Сергей Эйзенштейн , который тогда был подростком, но впоследствии стал всемирно известным кинорежиссером, отчаянно хотел увидеть постановку, услышав, что в ней участвуют клоуны, но, пробравшись через город, охваченный революцией, был разочарован, узнав, что Александринский закрылся. [7]
Мейерхольд был одним из первых выдающихся русских художников, приветствовавших большевистскую революцию , и одним из пяти из 120, кто принял приглашение встретиться с новым наркомом просвещения Анатолием Луначарским в ноябре 1917 года. (Среди других были поэты Александр Блок и Владимир Маяковский .) Он вступил в партию большевиков в 1918 году, едва избежав казни, когда во время гражданской войны был пойман не на той стороне линии фронта. [8] Он стал чиновником Театрального отдела (ТЭО) Наркомата просвещения и просвещения . В 1918–1919 годах Мейерхольд заключил союз с Ольгой Каменевой начальником Отдела . Вместе они пытались радикализировать российские театры, фактически национализировав их под контролем большевиков. В мае 1919 года Мейерхольд заболел туберкулезом и был вынужден уехать на юг. В его отсутствие глава Наркомата Анатолий Луначарский добился разрешения Владимира Ленина на пересмотр политики правительства в пользу более традиционных театров и уволил Каменеву в июне 1919 года. [9]
Вернувшись в Москву, Мейерхольд в 1920 году основал собственный театр, который с 1923 года был известен как Театр Мейерхольда до 1938 года. Мейерхольд выступил против принципов театрального академизма , утверждая, что они не способны найти общий язык с новой действительностью. эффектов Мейерхольда Методы сценического конструктивизма и цирковых использовались в наиболее успешных его произведениях того времени. Среди этих работ — » Николая Эрдмана , «Мандат Маяковского «Мистерия-буфф» , Кроммелинка Фернана » « Великодушный рогоносец и » Александра Сухово- Кобылина «Смерть Тарелкина . написал «Клопа» Маяковский несколько раз сотрудничал с Мейерхольдом и, как говорят, специально для него последнего ; Мейерхольд продолжал ставить спектакли Маяковского даже после самоубийства .
Актерские техники
[ редактировать ]Актеры, участвующие в постановках Мейерхольда, действовали по принципу биомеханики (лишь отдаленно связанной с современным научным употреблением этого термина) — системы актерской подготовки, которая впоследствии преподавалась в созданной Мейерхольдом специальной школе. Принципиальные принципы актерской техники Мейерхольда расходились с актерской концепцией американского метода . В то время как актерский метод объединял персонажа с личными воспоминаниями актера, чтобы создать внутреннюю мотивацию персонажа, Мейерхольд соединил психологические и физиологические процессы. Он заставил актеров сосредоточиться на изучении жестов и движений как способа физического выражения эмоций. Следуя примеру Константина Станиславского, он сказал, что эмоциональное состояние актера неразрывно связано с его физическим состоянием (и наоборот), и что эмоции можно вызвать в спектакле, тренируясь и принимая позы, жесты и движения. Он разработал ряд выражений тела, которые его актеры использовали для изображения определенных эмоций и персонажей. (Станиславский также был не согласен с актерским методом, потому что, как и Мейерхольд, его подход был психофизическим.) [ нужна ссылка ]
Его влияние
[ редактировать ]Мейерхольд дал первоначальный толчок сценической карьере некоторых из наиболее выдающихся комических актеров СССР, в том числе Сергея Мартинсона , Игоря Ильинского и Эраста Гарина . Его знаковая постановка Николая Гоголя » «Ревизора (1926) описывалась следующим образом:
Энергичный, озорной, обаятельный Ильинский оставил свой пост нервному, хрупкому, внезапно замерзающему, гротескно тревожному Гарину. Энергия сменилась трансом, динамика – статикой, веселый шутливый юмор – горькой и мрачной сатирой. [12]
Мейерхольд дал старт и своему бывшему помощнику по " Пиковой даме " Матвею Дубровину собственный театр , который впоследствии создал в Ленинграде .
Осенью 1921 года Мейерхольд был назначен руководителем Государственных высших театральных мастерских в Москве, где одним из первых его учеников был Сергей Эйзенштейн, написавший впоследствии
Богоподобного, несравненного Мейерхольда, я увидел его тогда впервые и должен был поклоняться ему всю свою жизнь.
Но они рассорились, видимо, потому, что Эйзенштейн не отнесся к пожилому человеку с достаточным почтением, за что был, как он выразился, «изгнан из Врат Рая». [13] В своих фильмах Эйзенштейн использовал актеров, работавших в традициях Мейерхольда. Он также подбирал актеров, основываясь на их внешности и выражениях, и следовал стилизованным актерским методам Мейерхольда. В забастовке , например, буржуазия всегда страдает ожирением, пьет, ест и курит, тогда как рабочие более спортивны. Для оригинальной постановки «Клопа» в феврале 1929 года Мейерхольд нанял молодого Дмитрия Шостаковича в качестве пианиста. Многие годы спустя Шостакович вспоминал: «Теперь невозможно представить, насколько популярен был Мейерхольд. Его знали все, даже те, кто не имел никакого интереса или связи с театром или искусством. В цирке клоуны всегда шутили над Мейерхольдом. для мгновенного смеха в цирке, и не пели частушки о людях, которых публика не узнает сразу. Они даже продавали гребни по имени Мейерхольд». [14]
Репрессии
[ редактировать ]В начале 1930-х годов Иосиф Сталин начал кампанию по подчинению советских художников и принуждению их всех соблюдать правила «социалистического реализма», которые запрещали авангардное искусство и эксперименты, а также любые формы искусства, считающиеся «формалистическими». , поскольку художник уделял больше внимания форме произведения, чем его политическому посланию. После того, как в январе 1936 года Шостакович был признан виновным в «формализме», Мейерхольд, очевидно, предположил, что вскоре он станет мишенью, и в марте выступил с речью под названием «Мейер против мейерхольдизма», в которой он сказал – якобы «громовому» аплодисменты» – что «путь к простоте нелегок. Каждый художник идет в своем темпе, и они не должны терять свою особую походку... Советская тематика часто является дымовой завесой, скрывающей посредственность». [15] Год спустя, в апреле 1937 года, его жена, актриса Зинаида Райх, написала Сталину длинное письмо, в котором утверждала, что ее муж стал жертвой заговора троцкистов и бывших членов расформированной Российской ассоциации пролетарских писателей . На письмо не ответили. В декабре 1937 года соратник Сталина Лазарь Каганович пришел на спектакль в Театр Мейерхольда и с отвращением ушел. Театр был закрыт по распоряжению Политбюро 7 января 1938 года на том основании, что «театр Мейерхольда за все время своего существования не смог освободиться от вполне буржуазных формалистических позиций». [16] его произведения были объявлены антагонистическими и чуждыми советскому народу.
Арест и смерть
[ редактировать ]Больной Станиславский, который был директором оперного театра, ныне известного как Театр Станиславского и Немировича-Данченко , пригласил Мейерхольда стать своим ассистентом – приглашение, которое удивило многих в Москве, учитывая их давние творческие разногласия. Станиславский умер вскоре после этого, в августе 1938 года. Его предсмертным желанием было: «Позаботьтесь о Мейерхольде; он мой единственный наследник в театре – здесь или где-либо еще». [17] Мейерхольд руководил своим театром почти год и был занят постановкой премьеры спектакля « Сергея Прокофьева » Семен Котко , когда ему поручили поставить хореографию спектакля в Ленинграде с участием 30 000 спортсменов. 15 июня 1939 года он выступил на конференции театральных режиссёров в присутствии Андрея Вышинского , государственного обвинителя, председательствовавшего на печально известных московских показательных процессах. [18] Его речь не была освещена в советской прессе, что послужило поводом для сообщения, в котором он дерзко заявил:
Если то, что вы делаете с советским театром в последнее время, вы называете антиформализмом, если вы считаете то, что происходит сейчас на сценах лучших театров Москвы, достижением советского театра, то я бы предпочел быть то, что вы считаете формалистом... в охотничьем формализме вы устранили искусство. [19]
Это из версии выступления, записанной позднее музыкантом-эмигрантом Юрием Елагиным, из заметок, сделанных им на конференции, – но ее точность оспаривается. [20] После выступления он вернулся в Ленинград и был арестован по прибытии, 20 июня 1939 года. Вскоре после этого злоумышленники ворвались в его квартиру и неоднократно нанесли ножевые ранения его жене Зинаиде Райх , которая скончалась от полученных ранений. Доставленный в штаб-квартиру НКВД в Москве и отданный в руки печально известного палача Льва Шварцмана , Мейерхольд не выдержал и признался, что был британским и японским шпионом. В свои последние дни он написал письмо главе советского правительства Вячеславу Молотову , которое сохранилось в полицейских файлах, где его обнаружил после распада СССР журналист Виталий Шенталинский . В нем он написал:
Следователи начали применять силу ко мне, больному мужчине 65 лет. Меня заставили лечь лицом вниз и били по подошвам ног и позвоночнику резиновым ремнем. Меня посадили на стул и били сверху по ногам , со значительной силой... В последующие дни, когда эти части ног покрылись обширными внутренними кровоизлияниями, снова били красно-сине-желтые синяки. с ремнем, и боль была настолько сильной, что казалось, будто на эти чувствительные места лили кипяток. Я выла и плакала от боли. Они били меня по спине тем же резиновым ремнем и били по лицу, размахивая кулаками с большой высоты... Невыносимая физическая и душевная боль заставляла мои глаза плакать нескончаемыми потоками слез. Лежа ничком на полу, я обнаружил, что могу извиваться, извиваться и визжать, как собака, когда хозяин ее хлещет... Когда я лег на койку и заснул, после 18 часов допроса, чтобы вернуться обратно через час, чтобы еще, меня разбудили собственные стоны и потому, что я дергался, как больной на последней стадии брюшного тифа... «смерть, ох уж точно, смерть легче этой!» — говорит себе допрашиваемый. Я начал оговаривать себя в надежде, что это, по крайней мере, быстро приведет на эшафот. [21]
Он был приговорен к смертной казни через расстрел 1 февраля 1940 года и казнен на следующий день. Верховный суд СССР снял с него все обвинения в 1955 году, во время первой волны десталинизации . [22]
Брак и семья
[ редактировать ]Мейерхольд женился на своей первой жене Ольге Мунт в 1896 году, и вместе у них родилось три дочери. Позже он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, когда она начала у него учиться. Они полюбили друг друга, и он развелся со своей женой; Райх уже была разведена и имела двоих собственных детей. Они поженились в 1922 или 1924 году.
Библиография
[ редактировать ]Тексты Мейерхольда
[ редактировать ]- Мейерхольд о театре , пер. и изд. Эдварда Брауна с критическим комментарием, 1969. Лондон: Метуэн и Нью-Йорк: Хилл и Ван.
- Мейерхольд говорит / Мейерхольд репетирует (Архив российского театра) , В. Мейерхольд, Александр Гладков (редактор) и Альма Лоу (редактор), Routledge, 1996
- Мейерхольд за работой , Пол Шмидт (редактор), Книжное издательство Applause Theater, 1 996
- Уроки режиссуры [23] 2010
- Ле Театр Театрал [24] 2008
Работает над Мейерхольдом.
[ редактировать ]- Всеволод Мейерхольд (Серия «Практикующие специалисты Routledge»), Джонатан Питчес, Routledge, 2003 г.
- Мейерхольд: Искусство сознательного театра , Марджори Л. Гувер, Массачусетский университет Press , 1974 (биография)
- Всеволод Мейерхольд (Директора в перспективном сериале), Роберт Лич, Кристофер Иннес (редактор), Cambridge University Press, 1993
- Театр гротеска Мейерхольда: послереволюционные постановки, 1920–32 , Джеймс М. Саймонс, 1971
- Мейерхольд: революция в театре , Эдвард Браун, University of Iowa Press, 1 998
- Театр Мейерхольда: революция и современная сцена Эдварда Брауна, 1995 г.
- Станиславский и Мейерхольд (Этюды сцены и экрана, т. 3), Роберт Лич, Питер Лэнг, 2003 г.
- Мейерхольд-режиссер , Константин Рудницкий, Ардис, 1981 г.
- Мейерхольд, Эйзенштейн и биомеханика: подготовка актеров в революционной России , Альма Х. Лоу, Мел Гордон, МакФарланд и компания, 1995 г.
- Смерть Мейерхольда Пьеса Марка Джексона, премьера которой состоялась в The Shotgun Players, Беркли, Калифорния, в декабре 2003 года.
- Театр Мейерхольда и Брехта , Кэтрин Б. Итон, Greenwood Press, 1985 г.
- Мейерхольд и Музыкальный театр , Исаак Гликман, «Советский композитор», Ленинград, 1989
- Аннотированная библиография Всеволода Мейерхольда Дэвида Роя, LTScotland, 2002 г.
- Станиславский на практике: подготовка актеров в постсоветской России (Художники и проблемы театра, Том 16), Вренели Фарбер, Питер Ланг, 2008 (идеи Мейерхольда, примененные в постсоветской актерской подготовке)
См. также
[ редактировать ]- Nikolay Okhlopkov
- Михаил Чехов
- Yevgeny Vakhtangov
- Sergei Mikhailovich Tretyakov
- Андрей Дрознин
- Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» в Пензе
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвард Браун (1998). Мейерхольд: революция в театре . А&С Черный. п. 5. ISBN 978-1-4081-4880-8 .
- ^ Jump up to: а б Питчи (2003, стр. 4)
- ^ Jump up to: а б "Древо Мейерхольдово | Газета о театре и кино" (in Russian). 14 August 2015 . Retrieved 25 June 2024 .
- ^ "P. V. Merkuviev reminiscing about his grandfather — V. E. Meyerhold" (in Russian). Sovershenno Sekretno.
- ^ МакСмит, Энди (2015). Страх и муза охраняли, Русские мастера – от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна – при Сталине . Нью-Йорк: Новая пресса. п. 16. ISBN 978-1-59558-056-6 .
- ^ Reeder, Roberta (1995). Anna Akhmatova, Poet & Prophet . London: Allison & Busby. pp. 107–108. ISBN 0-85031-998-6 .
- ^ МакСмит. Страх и Муза . п. 2.
- ^ МакСмит. Страх и Муза . стр. 16–17.
- ^ См. Роберта Лича и Виктора Боровского. История русского театра , Издательство Кембриджского университета, 1999, ISBN 0-521-43220-0 стр. 303.
- ^ Браун (1995), стр. 100-102.
- ^ Питчи (2003), стр. 23–25, 63–65.
- ^ Константин Л. Рудницкий. Мейерхольд, режиссер . Москва, 1969 год.
- ^ МакСмит. Страх и Муза . п. 17.
- ^ Волков, Соломон (1979). Свидетельство, Воспоминания Дмитрия Шостаковича . Лондон: Хэмиш Гамильтон. стр. 163–164. (степень, в которой эта книга является подлинными мемуарами, оспаривается)
- ^ МакСмит. Страх и Муза . стр. 176–177.
- ^ МакСмит. Страх и Муза . п. 231.
- ^ Браун, Эдвард (1986). Театр Мейерхольда, революция на современной сцене . Лондон: Метуэн. п. 267. ИСБН 0-413-41120-6 .
- ^ "Речь на Всесоюзной режиссёрской конференции 15 июня 1939 года" . readli.net . Retrieved 6 April 2024 .
- ^ Горчаков, Николай Александрович (1957). Театр в Советской России . Нью-Йорк: Колумбия Пресс. стр. 100-1 363–364.
- ^ Браун. Театр Мейерхольда . стр. 268–269.
- ^ Шенталинский, Виталий (1995). Литературный архив КГБ . Харвилл: Джон Кроуфут. стр. 25–26. ISBN 1-86046-072-0 .
- ^ Роберт Лич (2004). Создатели современного театра: Введение . Психология Пресс. п. 93. ИСБН 978-0-415-31240-0 .
- ^ Мейерхольд В.Е. (4 мая 2010 г.). Уроки режиссуры . Публикации Ассоциации режиссеров Испании. ISBN 978-84-92639-06-9 .
- ^ «Театральный театр Всеволода Мейерхольда, пер. Нины Гурфинкель: Очень хорошая мягкая обложка (1963) | Encore Books» . www.abebooks.com . Проверено 5 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Meyerhold's Boris Godunov
- Мейерхольд в Британской энциклопедии
- Мемориальный музей Мейерхольда. Архивировано 31 августа 2007 года в Wayback Machine.
- Театральная система Мейерхольда
- Биомеханика, этюды, обучение Мейерхольда. Архивировано 15 августа 2021 года в Wayback Machine.
- Театральная биомеханика как метод репетиций
- Биомеханика Мейерхольда
- Статья Оливера М. Сэйлера о театре Мейерхольда
- Мейерхольд на russiandrama.net. Архивировано 23 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- Московский театр Мейерхольда (на русском языке)
- Мейерхольд и Маяковский – Биомеханика и коммунистическая утопия
- Мейерхольд в русской периодике. Архивировано 15 сентября 2018 года в Wayback Machine.
- 1874 рождений
- Русские люди немецкого происхождения
- 1940 смертей
- Люди из Пензы.
- Жители Пензенского уезда.
- Выходцы из Российской империи голландского происхождения
- большевики
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Переходит в православие из лютеранства
- Российские театральные режиссёры
- Российские теоретики актерского мастерства
- Российские актеры театра-мужчины.
- Модернистский театр
- Театральные деятели
- русские коммунисты
- Смерти от огнестрельного оружия в России
- Советские реабилитации
- Burials at Donskoye Cemetery
- советские театральные режиссёры