Russian destroyer Bespokoiny (1913)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Bespokoiny |
Строитель | Naval Yard , Mykolaiv |
Запущен | 31 октября 1913 г. |
Введен в эксплуатацию | 29 октября 1914 г. |
Судьба | Под контроль большевиков 29 декабря 1917 г. |
![]() | |
Имя | Bespokoiny |
Оператор | Красный Флот |
Приобретенный | 29 декабря 1917 г. |
Судьба | Захвачен императорской Германией 31 октября 1918 г. |
![]() | |
Имя | Bespokoiny |
Оператор | Флот Врангеля (часть Белой армии на юге России) |
Приобретенный | сентябрь 1919 г. |
Не работает | 29 декабря 1920 г. |
Судьба | Списан в начале 1930-х годов. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Дерзкий» типа Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 98 м (321 фут 6 дюймов) |
Луч | 9,3 м (30 футов 6 дюймов) |
Черновик | 3,2 м (10 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2-х валовые турбины Брауна Бовери |
Скорость | 34 узла (63 км/ч; 39 миль в час) |
Дополнить | 125 |
Вооружение |
|
Бесспокойный (русский: Беспокойный) — «Дерзкий» класса эсминец Российского Императорского Флота . Эсминец построен на Военно-морском заводе в Николаеве . [ а ] Украина», спущен на воду 18 октября 1913 года и завершен в 1914 году. Беспокойный служил в составе Черноморского флота во время Первой мировой войны . Корабль перешел под советский контроль в декабре 1917 года, но в октябре 1918 года был захвачен немецким флотом, а после окончания войны передан союзникам, которые передали корабль под контроль белых русских . Бесспокойный был эвакуирован из Севастополя в ноябре 1920 года и был интернирован в Бизерте, а затем списан в начале 1930-х годов.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В 1911 году в результате напряженности в отношениях с Турцией России Государственная дума утвердила программу кораблестроения, направленную на усиление Черноморского флота , предусматривавшую постройку к 1915 году трёх линкоров, девяти эсминцев и шести подводных лодок. [ 1 ] Требования к эсминцам основывались на тех, которые привели к созданию « Новика» , но требовали корабля немного меньшего размера. [ 2 ] [ 3 ] Вооружение должно было состоять из трех 102-мм (4-дюймовых) орудий и десяти 457-мм (18-дюймовых) торпедных аппаратов со скоростью 34 узла (39 миль в час; 63 км/ч). [ 2 ] [ 4 ] [ б ] Рабочие проектные работы были заключены с Военно-морским и Путиловским заводами . По проекту Военно-морского завода будут построены четыре корабля, а по проекту Путилова — остальные пять кораблей. [ 2 ]
Проект военно-морской верфи имел длину 98,0 м (321 фут 6 дюймов), ширину 9,3 м (30 футов 6 дюймов) и осадку 3,2 м (10 футов 6 дюймов). Водоизмещение составляло 1100 длинных тонн (1100 т) в нормальном режиме и 1320 длинных тонн (1340 т) при полной загрузке. [ 2 ] Пять трехбарабанных водотрубных котлов Thornycroft снабжали паром два комплекта паровых турбин Brown Bolveri мощностью 25 500 л.с. (19 000 кВт). [ 4 ] «Беспокойный» был самым быстрым кораблем этого класса, достигнув во время ходовых испытаний скорости 32,7 узлов (37,6 миль в час; 60,6 км/ч) . [ 2 ] Корабли имели три воронки. [ 3 ] Основное артиллерийское вооружение состояло из трех 102-мм (4-дюймовых) орудий , подкрепленных двумя 47-мм зенитными орудиями. [ 2 ] [ 4 ] и пять пулеметов калибра 7,62 мм. [ 5 ] Корабль нес пять спаренных 457-мм (18-дюймовых) торпедных аппаратов и имел направляющие для 80 мин . [ 5 ] [ 6 ] Экипаж корабля составлял 125 офицеров и других чинов. [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] [ с ]
«Беспокойный» на заложен судостроительном заводе Военно-морского завода Николаевском 1 октября 1912 года. [ д ] , [ 7 ] спущен на воду 31 октября 1913 г. и вступил в строй 29 октября 1914 г. [ 2 ]
Услуга
[ редактировать ]Когда Россия объявила войну Османской империи , четыре только что построенных на Военно-морском заводе эсминца типа «Дерзкий» были самыми мощными торпедными кораблями на Черном море , превосходя турецкие эсминцы и торпедные катера. [ 8 ] Вскоре они были задействованы в бою, и вечером 5 ноября «Беспокойный » и однотипные корабли «Дерзки» , «Гневный» и «Пронзительный» заложили мины к северо-западу от входа в Босфор . [ 9 ] [ 10 ] Бесспокойный продолжал проводить операции по постановке мин, а также нападения на турецкие прибрежные суда и береговые бомбардировки. [ 11 ] [ 12 ]
23–24 декабря 1914 года «Беспокойный» , «Дерзки» , «Гневный» и «Пронзительный» поддерживали операции Черноморского флота по постановке мин и блокированию порта Зонгулдак кораблями блок- . [ 13 ] [ 14 ] (Зонгулдак был основным портом для отправки угля в Константинополь , которую русские хотели остановить. [ 9 ] 24 декабря четыре эсминца столкнулись с немецким легким крейсером «Бреслау» , обстреляв крейсер, чтобы позволить российским крейсерам «Память Меркурия» и «Кагул» присоединиться к ним, но когда русские крейсеры приблизились, Бреслау прервал бой. [ 13 ] [ 10 ] [ и ] четыре российских эсминца снова столкнулись с Бреслау 25 декабря , но Бреслау снова сбежал. [ 13 ] [ 10 ]
4 января 1915 года четыре эсминца и «Памиат Меркурия» столкнулись с турецким крейсером «Хамидие» , но, хотя они несколько раз попали в «Хамидие» , турецкий крейсер ускользнул, а у Пронзительного и Дерзки были отказы орудий. [ 10 ] [ 13 ] On 15 July 1915, Bespokoiny , Derzki and Pronzitelny bombarded the port of Zonguldak , [ 15 ] а на следующий день затонули пароход и лихтеровоз . [ 15 ] 29 ноября 1915 года немецкая подводная лодка UC-13 села на мель примерно в 55 морских милях (63 миль; 102 км) к востоку от Босфора и была затоплена экипажем подводной лодки. 10 декабря «Беспокойный » , «Дерзки» и «Гневный» поймали две турецкие канонерские лодки «Ташкопрю» и «Йозгат» , которые были отправлены для спасения материалов с места крушения UC-13 , и потопили их в бою у острова Кирпен . [ 16 ] [ 17 ] On 11 February 1916, Bespokoiny and the destroyer Schastlivy shelled bridges near Trabzon and on 14 February, together with Pronzitelny and the older destroyer Leytenant Shestakov , escorted the battleships Imperatritsa Ekaterina Velikaya and Rostislav from Batum to Sevastapol . [ 18 ] 28 февраля 1916 года «Беспокойный» и «Пронзительный» обстреляли Гиресун , уничтожив несколько парусников, а позже в тот же день вступили в бой с немецким крейсером «Бреслау» . [ 19 ] 14 апреля «Беспокойный » , «Дерзки» и «Пронзительный» действовали в поддержку российского наступления на Трабзон , заявив, что затонуло 58 парусных кораблей с припасами для турецкой армии. [ 19 ] [ 20 ]
11 июня «Беспокойный» входил в состав эскорта «Императрицы Екатерины Великой» , действовавшей у берегов Лазистана , когда немецкая подводная лодка U-38 атаковала линкор. U-38 не Две торпеды прошли мимо «Императрицы Екатерины Великой» , которая двигалась зигзагом, а Беспокойный и Дерзкий контратаковали, Беспокойный использовал гидрофоны , чтобы направить свою атаку, в то время как Дерзкий применил взрывной удар , но U-38 ушла невредимой. [ 21 ] [ 22 ] 4 июля 1916 года «Беспокойный» и «Счастливый» сопровождали «Императрицу Екатерину Великую» в попытке найти немецкие линейные крейсеры «Гебен» и «Бреслау» , обстрелявшие Туапсе и Сочи , но немецкие корабли скрылись. [ 23 ] [ 24 ] 22 июля «Беспокойный » , «Счастливый» , «Дерзки » , «Гневный» и «Пылки» сопровождали линкор «Императрица Мария» и «Кагул» в попытке перехватить «Бреслау» , который, как предупредила разведка, совершал минный вылет в Черном море. Позже в тот же день эти две силы встретились, и хотя мм (5,9 дюйма) орудиям «Бреслау» 150 - удалось удержать российские эсминцы от сближения, развернулась долгая погоня, в ходе которой «Бреслау» получил повреждения от промахов орудий «Императрицы Марии » . В конце концов, Бреслау отошел от русских войск, и пяти эсминцам было приказано продолжать следовать за немецким кораблем и нанести торпедную атаку под покровом темноты. Однако Беспокниному пришлось прервать преследование из-за механических проблем, а четыре оставшихся эсминца потеряли связь с Бреслау из-за ливня. [ 25 ] [ 26 ]

В августе 1916 года Бесспокойный был занят минными постановками, ставя мины на подступах к Босфору в ночь с 3 на 4 августа (с Дёрзками , Гневным и Пронзительным ), 6/7 августа (с Дёрзками и Пронзительным ), 8 /9 августа (с Держками , Громками и Пронзительным ) и у берегов Анатолии в ночь на 11 августа (с Пронзительным ). [ 19 ] On the night of 8/9 September, Bespokoiny , Gnevny and Pronzitelny were ordered to lay mines off the port of Varna, Bulgaria . [ 19 ] [ ж ] На обратном пути «Беспокойный» подорвался на двух минах возле Констанцы и получил серьезные повреждения. [ 29 ] [ 27 ] Он был отбуксирован в Констанцу тральщиком № 241 и после временного ремонта отбуксирован в Николаев для более масштабных ремонтных работ на Военно-морской верфи, продолжавшихся до 1917 года. [ 30 ]
29 декабря 1917 года Беспокойный перешел под контроль большевистского Черноморского флота. [ 5 ] [ 12 ] В то время как в декабре 1917 года было подписано перемирие между Россией и Центральными державами , немецкие войска продвинулись вглубь Украины после Брест-Литовского договора в марте 1918 года, а 12 мая 1918 года Бесспокойный покинул Севастополь и направился в Новороссийск с большей частью Черноморского флота. . [ 31 ] [ 5 ] [ 12 ] В июне 1918 года Германия пригрозила атаковать Новороссийск, если Черноморский флот не вернется в Севастополь, где он окажется под немецким контролем. Хотя большевистское правительство отдало секретный приказ о том, что флот должен быть затоплен, а не сдан немцам, решение было поставлено на голосование экипажами кораблей на публичном собрании, и «Беспокойный » вместе с несколькими другими эсминцами и торпедными катерами и линкор «Воля» отплыл в Севастополь и 18 июня был интернирован немцами. [ 32 ] 1 октября 1918 года Германия захватила контроль над «Беспокойным» и рядом других военных кораблей с намерением ввести их в состав немецкого флота, но окончание войны положило конец этим планам. [ 33 ]
26 ноября 1918 года союзный флот прибыл в Севастополь и взял под свой контроль корабли Черноморского флота по условиям перемирия , при этом Бесспокойный перешел под контроль Франции. [ 34 ] и получил вымпел номер R.1 . [ 35 ] Корабль был переведен в Измир в апреле 1919 года. [ 5 ] [ 12 ] а в сентябре 1919 года был передан под контроль Белой России, поскольку Гражданская война в России продолжалась. [ 2 ] В марте 1920 года Бесспокойный принял участие в эвакуации белогвардейских войск и беженцев из Новороссийска. [ 36 ] После этой эвакуации «Беспокойный» действовал в Керченском проливе и Азовском море , осуществляя патрулирование, сопровождение продовольственных обозов и поддержку войск Вооружённых Сил Юга России . [ 37 ] [ 35 ] 15 сентября 1920 года о ней сообщили. [ г ] как добытый в Керченском проливе, [ 2 ] но получил незначительные повреждения или не получил вообще никаких повреждений и продолжил работу без сбоев. [ 37 ] [ 35 ] 14 ноября 1920 года «Беспокойный» покинул Севастополь в рамках последней эвакуации Крыма , пройдя через Стамбул в Бизерту , где корабль был интернирован французами 29 декабря 1920 года. 29 октября 1924 года французское правительство признало советскую собственность на интернированных. корабли флота Врангеля , но корабли не были возвращены и в конечном итоге были проданы Советским Союзом французской компании на металлолом. Бесспокойный распад в начале 1930-х годов. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ На русском языке известен как Николаев.
- ^ По словам Фока, контрактная скорость составляла 30 узлов (35 миль в час; 56 км / ч). [ 3 ]
- ^ Уоттс дает команду из 160 человек, [ 4 ] в то время как Фок утверждает, что экипаж состоит из 93 человек. [ 3 ]
- ↑ Дата по новому стилю : 20 сентября по старому стилю.
- ↑ Атака России на Зонгулдак закончилась неудачей: в ночь с 23 на 24 декабря «Бреслау» потопил два блоккора, а два других были потоплены турецкой береговой артиллерией. [ 14 ]
- ^ Два болгарских торпедных катера подорвались на минах на этом минном поле 11 сентября, при этом Шумни затонул, а Строги были повреждены. [ 27 ] [ 28 ]
- ↑ Заблоцкий и Левицкий утверждают, что инцидент упоминается в советских источниках, но не в отчетах белых русских. [ 37 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 291.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Гардинер и Грей, 1985 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б с д Фок 1981 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д Уоттс 1990 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Berezhnoy 2002 , p. 305.
- ^ Jump up to: а б Апалков 1996 , с. 132.
- ^ Berezhnoy 2002 , p. 304.
- ^ Халперн 1994 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б Халперн 1994 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с д Фок 1989 , с. 403.
- ^ Berezhnoy 2002 , pp. 304–305.
- ^ Jump up to: а б с д Апалков 1996 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с д Заблоцкий и Левицкий 2008 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Халперн 1994 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б Фок 1989 , с. 404.
- ^ Мессимер 2002 , с. 250
- ^ Халперн 1994 , с. 237.
- ^ Заблоцкий и Левицкий 2008 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Фок 1989 , с. 405.
- ^ Заблоцкий и Левицкий 2008 , с. 48.
- ^ Халперн 1994 , с. 244.
- ^ Заблоцкий и Левицкий 2008 , стр. 48–49.
- ^ Заблоцкий и Левицкий 2008 , с. 49.
- ^ Халперн 1994 , с. 245.
- ^ Халперн 1994 , с. 246.
- ^ Заблоцкий и Левицкий 2008 , стр. 49–51.
- ^ Jump up to: а б Заблоцкий и Левицкий 2008 , с. 52.
- ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 412.
- ^ Халперн 1994 , с. 247.
- ^ Verstyuk & Gordeyev 2006 , pp. 78–79.
- ^ Халперн 1987 , с. 542–543.
- ^ Халперн 1987 , с. 546.
- ^ Халперн 1987 , стр. 552–554.
- ^ Халперн 2011 , стр. 12–14.
- ^ Jump up to: а б с Verstyuk & Gordeyev 2006 , p. 79.
- ^ Халперн 2011 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б с Заблоцкий и Левицкий 2008 , с. 59.
Ссылки
[ редактировать ]- Apalkov, Yu. V. (1996). Боевые корабли русского флота: 8.1914г–10.1917г [ Warships of the Russian fleet: 8.1914–10.1917 ] (in Russian). Saint Petersburg, Russia: ИНТЕК. ISBN 5-7559-0018-3 .
- Berezhnoy, S. S. (2002). Крейсера и Миносцы: Справочик [ Cruisers and Destroyers: Reference ] (in Russian). Moscow: Ввоенное Ииздательство. ISBN 5-203-01780-8 .
- Фок, Харальд (1981). Черные подмастерья: Том 2: Эсминцы до 1914 года (на немецком языке). Херфорд, Германия: Koelers Verlagsgesellschaft mbH. ISBN 3-7822-0206-6 .
- Фок, Харальд (1989). З-Вор!: Международное развитие и военные действия эсминцев и торпедных катеров: 1914–1939 гг. (на немецком языке). Херфорд, Германия: Koelers Verlagsgesellschaft mbH. ISBN 3-7822-0207-4 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Халперн, Пол Г. (1987). Морская война в Средиземноморье 1914–1918 гг . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-448-9 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Лондон: UCL Press. ISBN 1-85728-498-4 .
- Халперн, Пол, изд. (2011). Средиземноморский флот, 1919–1929 гг . Издательство Ashgate для Общества звукозаписи ВМФ. ISBN 9781409427568 .
- Мессимер, Дуайт Р. (2002). Вершоллен: Потери подводных лодок в Первой мировой войне . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-475-Х .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-912-1 .
- Verstyuk, Anatoly; Gordeyev, Stanislav (2006). Корабли Минных дивизий. От "Новика" до "Гогланда" [ Torpedo Division Ships: From Novik to Gogland ] (in Russian). Moscow: Voennaya Kniga. ISBN 5-902863-10-4 .
- Zablotsky, V. P.; Levitsky, V. A. (2008). "Перые "Новики" Черноморского флота Зсминцы типа "Дерзкий" " [First "Noviks" of the Black Sea Fleet: "Derzky" Type Destroyers]. Морская Кампия . Vol. 21, no. 8.