Майкл Атталиатес
Майкл Атталиатес | |
---|---|
Майкл Атталиатис | |
Рожденный | в. 1022 |
Умер | в. 1080 |
Гражданство | Византийская империя |
Род занятий | летописец , историк , государственный деятель |
Михаил Атталиатес или Атталиатес ( греч . Михаил Ἀτταλειάτης , транслит. Михаил Атталиатес Византийский греческий : [mixail atːaliˈatis] ; в. 1022–1080 ) – византийский греческий летописец. [ 1 ] [ 2 ] государственный деятель и историк, действовавший в Константинополе и других провинциях империи во второй половине одиннадцатого века. [ 3 ] Он был младшим современником (возможно, даже учеником) Михаила Пселла и, вероятно, старшим коллегой Иоанна Скилица , двух других византийских историков одиннадцатого века, чьи работы сохранились.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Михаил Атталиатес, вероятно, был уроженцем Атталии (ныне Анталия в Турции) и переехал в Константинополь примерно между 1030 и 1040 годами, чтобы продолжить изучение права. [ 4 ] За годы службы в судебной системе империи он сколотил небольшое частное состояние. Известность на судейской скамье также привлекла к нему внимание ряда императоров, которые наградили его одними из самых высоких почестей, доступных государственным служащим ( патрикиос и антипатос ).
В 1072 году Атталиатес составил для императора Михаила VII свод законов, известный как « Понема Номикон» конца девятого века , основанный на «Базилике» .
Кроме того, он составил Постановление о бедном доме и монастыре , который основал в Константинополе в середине 1070-х годов. Этот труд, известный как « Диатаксис» , представляет ценность для изучающих социальную, экономическую, культурную и религиозную историю Византии в Константинополе и провинциях в одиннадцатом веке. Он также предоставляет бесценную информацию о жизни самого Атталиатаса. Он включает в себя каталог книг, имеющихся в библиотеке монастыря, а также подробную информацию о судьбе основателя в столице и во Фракии. Из Диатаксиса мы узнаем, что Атталиатес владел многочисленными объектами недвижимости (как фермами, так и городской недвижимостью) в Константинополе, Райдестосе (мод. Текирдаг ), Селимбрии (мод. Силиври ).
Около 1079/80 года Михаил Атталиатес распространил «Историю», политическую и военную историю Византийской империи с 1034 по 1079 год. Это яркое и в значительной степени достоверное изложение упадка состояния империи после конца македонской династии дало Атталиату возможность участвовать к политическим вопросам своего времени обращался, хотя часто и с другой точки зрения, его современник Михаил Пселл. [ 5 ] «История» завершается длинным восхвалением императора Никифора III Ботаниата , которому посвящен весь труд. Из-за этой похвалы и самоотверженности Атталиат в течение многих лет считался честным сторонником этого пожилого и в значительной степени неэффективного императора. Однако внимательное прочтение его текста позволяет предположить, что слова похвалы могут быть не совсем честными. Вместо этого Атталиатес, похоже, симпатизирует молодому военачальнику и будущему императору Алексиосу Комнину . [ 6 ]
Атталиатес, вероятно, умер около 1080 года, незадолго до начала эпохи Комнинов . Поэтому у него не было возможности вновь посвятить свою работу основателю династии Комнинов Алексиосу I Комнину, которого «История» рассматривает как потенциального спасителя византийского государства. Его пережил его сын Теодор, который умер где-то до 1085 года. Их тела вместе с телами двух жен судьи, Эйрины и Софии, были похоронены на территории церкви Св. Георгия Кипарисового на юго-западе сторону Константинополя. Это была область, где, вероятно, были сосредоточены константинопольские поместья семьи, недалеко от монастыря Христа Паноиктейрмона, покровителями которого были Атталиатаи. Еще можно посетить церковь Святого Георгия ( Samatya Aya Yorgi Rum Ortodoks Kilisesi ), которая сегодня, после двух пожаров и обширной реконструкции, не имеет никакого сходства с церковью времен Атталиата. [ 7 ]
Цели историка
[ редактировать ]Атталиата» « История представляет собой сознательно созданный отчет об упадке византийской армии. В контексте своего анализа автор часто отклоняется от современной политической и военной истории и наполняет страницы своей работы образами славы Римской республиканской партии , которые резко контрастируют с некомпетентностью его современников. Обращение автора к прошлому, однако, не является признаком праздного антиквара. [ 8 ] Это не попытка Атталиата произвести впечатление на читателя проявлением эрудиции. Вместо этого в гражданской добродетели героев-республиканцев «Истории» читатель обнаруживает стремление к новому римскому патриотизму, который выведет империю из кризиса. В то же время написание истории позволяет Атталиату размышлять о беспокойном настоящем империи через призму прошлого, что намекает на его способность планировать неопределенное будущее. Таким образом, «История» подтверждает статус автора как политически активного чиновника и компетентного имперского советника. [ 9 ] В написании истории в целом и «Истории» в частности Атталеиат представлен как амбициозный, патриотичный и проницательный наблюдатель политических событий своего времени, осуждающий недостатки византийской администрации и в то же время участвующий в тесном диалоге по текущим событиям со своими современниками о Римский мир рушится вокруг них.
Атталиаты и историческая причинность
[ редактировать ]С первых строк «Истории » Атталиатес объясняет своим читателям, что он будет искать причины различных исторических событий, представленных в его произведении. [ 10 ] Это программное утверждение очень серьезно воспринимается историком на протяжении всей его деятельности. Атталиатес дает, насколько это возможно, правильный исторический анализ каждого события и каждый раз сосредотачивается на действиях людей. Интерес автора к причинам вещей распространяется и на его описания мира природы. Таким образом, природные явления, такие как землетрясения и гром, описываются и объясняются в «Истории» с помощью того, что в то время считалось научным анализом. Однако, писая для аудитории, исповедующей христианскую веру, Атталиатес осторожен и часто упоминает христианского Бога как возможную силу, стоящую за историческими и природными событиями, которые он иначе объясняет с помощью исторических или научных рассуждений. Таким образом, читатель часто сталкивается с, казалось бы, противоречивыми объяснениями одного события. Однако тщательный анализ «Истории» показывает, что анализ историка отдает предпочтение аргументированному анализу. В то же время призывы Атталиата к божественному часто достаточно расплывчаты, чтобы вызвать классическое представление о удаче ( tyche ), а не христианский Бог как таковой. [ 11 ] В этом смысле Атталиатес является настоящим учеником Михаила Пселла, философа, который отметил интеллектуальную сцену Константинополя своей любознательностью и поиском знаний. [ 12 ]
Место в византийской интеллектуальной традиции
[ редактировать ]В то время как Атталиатес в основном изучается из-за его весьма информативного исторического труда и, во вторую очередь, из-за полезных исторических мелочей, которые можно найти в « Диатаксисе» , его работы, как исторические, так и юридические, следует читать в контексте интеллектуального брожения и расцвета одиннадцатого века. . Александр Каждан считал Атталиатаса относительно консервативным голосом, принадлежавшим к кругу патриарха Михаила Керулария . [ 13 ] Однако лучше было бы думать о судье как о части увлекательного мира интеллектуалов от Михаила Пселла и Иоанна Мавропуса до Ксифилинов (как монаха , так и патриарха ) и Симеона Сифа .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краллис, Димитрис (2019). Служение императорам Византии: куртуазная жизнь и карьера Михаила Атталията . Новые подходы к византийской истории и культуре. Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1007/978-3-030-04525-8 . ISBN 978-3-030-04525-8 .
- ^ Калделлис, Энтони (2019). Романландия: Этническая принадлежность и империя в Византии . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-67498-651-0 .
- ^ Готье, «La Diataxis de Michel Attaliate», 12 лет, родился в начале 20-х годов.
- ^ Готье, «La Diataxis de Michel Attaliate», 12 убедительно доказывает рождение в Атталии; Цолакис, «Aus dem Leben des Michael Attaleiates», 5–7; Каждан, «Социальные взгляды Михаила Атталиатата» 58, оба приводили доводы в пользу константинопольского происхождения.
- ^ Краллис , «Майкл Атталиатис как читатель Пселла»
- ^ Краллис , Михаил Атталиатес и политика имперского упадка , 213-28.
- ^ Атталият, Диатаксис и Краллис, Михаил Атталиат и политика упадка империи, 235–36 за локализацию собственности Атталиата на юго-западной стороне Константинополя.
- ^ Краллис, «Демократические» действия в Византии одиннадцатого века: «республиканизм» Михаила Атталиатеса в контексте», Viator 40.2 (осень 2009 г.): 35–53; Михаил Атталиатес и политика упадка империи , 192–198 гг.
- ^ Краллис, Майкл Атталиатес и политика имперского упадка , 134-41.
- ^ Атталиатес, История 5 (стр. 7 в переводе Калделлиса/Краллиса): «По этой причине я написал книгу, содержащую отчет о поступках, которые произошли в наше время в войнах и сражениях, как о победах, так и о поражениях. военные достижения и неудачи, и я, насколько это было в моих силах, добавил причины, по которым они произошли именно так, а не иначе».
- ^ Калделлис, «Византийский аргумент в пользу эквивалентности всех религий»
- ^ Краллис, Майкл Атталиатес и политика имперского упадка , 105–112, 171–212.
- ^ Каждан, «Социальные взгляды Михаила Атталиатеса», 23–86; Краллис, «Священный император, Святой Патриарх: новое прочтение столкновения между императором Исааком I Комнином и патриархом Михаилом Керуларием в истории Атталиата», Byzantinlavica 67 (2009): 169–190 для противоположного мнения.
Библиография
[ редактировать ]Первичные источники
[ редактировать ]- Майкл Атталиатес, История , пер. Энтони Калделлис и Димитрис Краллис (Кембридж/Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2012).
- Историю . первоначально редактировал И. Беккер , в «Корпусе рукописи. Быз» (Бонн, 1853 г.). Новое греческое издание и испанский перевод были опубликованы И. Пересом Мартином, Мигелем Аталиатесом, Historia, (Nueva Roma 15), Мадрид, 2002 г.
- П. Готье, «La Diataxis de Michel Attaliate», REB 39 (1981), 5-143 для издания «Диатаксиса » с французским переводом. Английский перевод см. в разделе «Алиса-Мэри Талбот» в «Документах византийского монастырского фонда» , изд. Джон П. Томас и Анджела Константинидис Герой (Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, 2000), 1: 326–76.
- О юридическом руководстве Атталиатаса см. Ponema Nomicon , ed. Иоанн Зепос и Зепос. In Jus graecoromanum (Афины: Георгий Фексис и сын, 1931), 7: 411–97.
Современная стипендия
[ редактировать ]- Антониос Вратимос, «Присутствовал ли Михаил Атталиатес в битве при Манцикерте?» Византийский журнал 105.2 (2012): 829–839.
- Димитрис Краллис , Майкл Атталиатес и политика упадка империи в Византии одиннадцатого века (Темпе: Аризонский центр исследований средневековья и Возрождения, 2012)
- Димитрис Краллис , «Демократические» действия в Византии одиннадцатого века: «республиканизм» Михаила Атталиатеса в контексте», Viator 40.2 (осень 2009 г.): 35–53
- Димитрис Краллис , «Святой император, Святой Патриарх: новое прочтение столкновения между императором Исаакием I Комнином и патриархом Михаилом Керуларием в истории Атталиата», Byzantinlavica 67 (2009): 169–190
- Энтони Калделлис , «Византийский аргумент в пользу эквивалентности всех религий: Михаил Атталиатес о древних и современных римлянах», Международный журнал классической традиции 14 (2007) 1–22.
- Димитрис Краллис , «Майкл Атталиатес как читатель Пселла» в Barber Ch. изд., Ридинг Майкла Пселла (Лейден, 2006): 167–191.
- Афанасиос Маркопулос, «Изображение мужской фигуры в Михаиле Атталиате», в книге « Империя в кризисе: Византия в 11 веке (1025–1081)» (Афины, 2003): 215–30.
- Сперос Врионис , « Михаил Пселл , Михаил Атталиатес: ослепление Романа IV в Котиионе, 29 июня 1072 г. и его смерть в Проти, 4 августа 1072 г.», в Порфирогените: очерки по истории и литературе Византии и Латинского Востока в честь Юлиана Хризостомиды (Олдершот, 2003): 3–14.
- Джон Хэлдон , «The Krites tou Stratopedou: новый офис для новой ситуации?», Travaux et mémoires 14 (Париж, 2002): 279–86.
- Александр П. Каждан , «Социальные взгляды Михаила Атталиата», в eadem, Исследования византийской литературы одиннадцатого и двенадцатого веков (1994): 23–86.
- Лия Раффаэлла Креши, «Предвидение и возможности: интерпретационные модули истории Микеле Атталиаты, истории и культурной традиции в Византии между 11 и 12 веками» в материалах первого Дня византийских исследований под патронажем Итальянской ассоциации византийских исследований ( Неаполь, 1993)
- Лия Раффаэлла Креши, «Повествовательные ритмы и критическая интерпретация в исторических работах Микеле Атталиате», REB 49 (1991): 197–218.
- Карлотта Аманде, «Похвалы Никифора Ботаниата в истории Атталиате: модели, источники, литературные предложения», Serta Historica antiqua 2 (1989): 265–86.
- Поль Лемерль, «La Diataxis de Michel Attaleiate (март 1077 г.)», в eadem , Cinq Etudes sur le XI siècle Byzantine (Париж, 1977): 65–112
- Евдоксос Цолакис, «Из жизни Михаила Атталиатаса (его родной город, год рождения и смерти)», BZ 58 (1965), 3–10.