Хочу людей
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на вьетнамском языке . (сентябрь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() Флаг автономного района Мыонг использовался с 1947 по 1954 год. | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,452,095 1,51% населения Вьетнама (2019 г.) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Провинция Хоабинь | 549,026 |
Провинция Тханьхоа | 376,340 |
Провинция Фу Тхо | 218,404 |
Провинция Сон Ла | 84,676 |
Ханой | 62,239 |
Языки | |
Мыонг • Вьетнамский | |
Религия | |
Народная религия мыонг • Буддизм • Христианство ( вьетнамская католическая секта Хоа Бинь католической церкви ) | |
Родственные этнические группы | |
Другие вьетийские группы ( вьетнамцы , джин , чут , то ) народы |


Муонг ) ( язык мыонг : г-н Мыонг ( диалект мыонг би ), г-н мыонг; вьетнамский : народ мыонг — этническая группа, родом из северного Вьетнама . Муонг — третье по величине из 53 групп меньшинств в стране с предполагаемой численностью населения 1,45 миллиона человек (по данным переписи 2019 года). Народ мыонг населяет горный район северного Вьетнама с центром в провинции Хоабинь и некоторых районах провинций Футхо и Тханьхоа . Они говорят на языке мыонг , который родственен вьетнамскому языку и языку Тхо, и имеют общие древние этнические корни с вьетнамским народом (кинь). [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово Mường на вьетнамском языке этимологически связано со словом мыанг из тайских языков, означающим «возделываемую землю» или «сообщество», и относится к досовременным полунезависимым городам-государствам или княжествам на материковой части Юго-Восточной Азии. Это происходит из-за их тесной связи с тайскими народами. Монги называют тай как ɲew, Nyo или Âu; называя себя разными именами, например «Монглун», что означает «люди, живущие в центре», чтобы отличить себя от жителей долин и горной местности. В Хоабине они называют себя Мыл или Моан. В Тханьхоа они называют себя Мон или Мванл, а в провинции Фу Тхо они называют себя Мон или Монл. Иногда пишется как Мал, Мвал или Мваи. Все эти слова представляют собой диалектные вариации слова Mường, означающего «люди». С вьетнамской точки зрения в прошлом слово mọi было «старым словом для обозначения этнических меньшинств, [в] отдаленных регионах, [и] отсталых». [ 3 ] хотя оно родственно слову Mường mõl «человек», а вьетнамские слова и слова Mường происходят от одного и того же прото-вьетийского * mɔːlʔ . Среди различных групп людей Северного Вьетнама и вьетнамцы, и монг упоминаются под некоторыми другими общими обозначениями, такими как Чео (Чео Чи) или Кео, которые являются производными от Джао Чо, названия Северного Вьетнама во время Первой эры северного господства. . Эти обозначения используются во Вьетнаме говорящими на тайском языке.
Во вьетнамских текстах Ном монг упоминались как Мунг Ман (茫蠻), что в прошлом использовалось в уничижительном смысле. [ 4 ]
Экономика
[ редактировать ]Жители Монга в основном выращивают влажный рис, а некоторые из них также выращивают кукурузу и маниоку. Разведению придается особое значение в развитии. Основной скот – крупный рогатый скот и птица. Значительные экономические ресурсы семьи Мунг связаны с добычей лесных продуктов, включая грибы, деревянное ухо , древесину, бамбук, ротанг и т. д. Типичными ремеслами семьи Мунг являются ткачество, вязание, намотка.
История
[ редактировать ]
С точки зрения антрополога, и монг, и вьетнамские кинь происходят от общего происхождения — древних носителей вьет-мыонга — северной ветви вьетской этнолингвистической группы австроазиатской семьи, которая имела тесные контакты с тайскоязычными людьми и другими северными австроазиатами. говорящие в течение первых тысячелетий. [ 5 ] Мунг часто воспринимаются как нетронутая культура по сравнению с китаизированными вьетнамцами (кинь) в низменности, и они также склонны перенимать и обмениваться многими обычаями соседнего Черного Тай. [ 6 ]
Как и другие группы районов Зомии (горья >300 метров), на протяжении большей части истории Мунг не находились под влиянием каких-либо региональных досовременных государств, как в политическом, так и в культурном отношении. Профессор Джеймс К. Скотт в своей книге 2009 года «Искусство не быть управляемым» также включил реферат, изложенный Китом Тейлором и Патрисией Пелли, о том, что «монги широко считаются досинитской версией вьет». [ 7 ] Хотя это мало изучено, ученые полагают, что по многим правдоподобным причинам этнический и лингвистический раскол между вьетнамцами и носителями языка монг произошел в седьмом-девятом веках нашей эры, примерно в период доминирования китайской империи Тан над Северным Вьетнамом. [ 8 ] [ 9 ] Тейлор описывает окончание Наньчжао-Танской войны , вероятно, одновременно с расколом Муонг-Вьетнам. Монги называют себя вариациями эндонима Мол/Монл/Стон (люди). [ 10 ] и мвал тлонг (внутренние люди), [ 11 ] в то время как термин Mường - это всего лишь ксеноним, используемый вьетнамской, а затем французской администрацией, подразумевал, что ксеноним Mường относился к различным племенам, говорящим на языке Mường, в одну единую этническую группу Mường в 1920-х годах. [ 10 ]
Исторические записи говорят, что восстания Монг происходили в 1029, 1300, 1351, 1430-х, 1822, 1833, 1880-х годах. [ 12 ] В 1931 году население Муонга составляло 180 000 человек. [ 11 ] и к 1960 году оно выросло до 415 000. [ 13 ]
В настоящее время Mường являются одной из четырех основных групп говорящих на вьетийском языке во Вьетнаме, остальные — Việt , Thổ и Chứt . Нгуун , которых классифицируют как вьет, иногда считают самой южной группой монг, которая смешалась с народом чот.
Мифология
[ редактировать ]мыонгов Эпос «Те так те дак » ( вьетнамский : «Рождение воды») прослеживает их мифологическое происхождение от легендарной пары птиц по имени Чим Ай (птица-самец) и Цай Уа (птица-самка). [ 4 ] В эпическом цикле Монг рассматриваются истоки всех природных явлений, сначала люди, а затем их культурные обычаи, такие как добыча огня, строительство домов, производство шелка, литье бронзовых барабанов, ткачество и вышивание, связаны с возвышенностями. Первые люди монг жили в пещере на горе Ханг Хао, откуда их потомки расселились по всем остальным большим и малым деревням (монг). Только один сын первых родителей Монг, Дут Данг , или король Вьет, спустился в низину, чтобы жить и построить там столицу с дворцом и большим рынком.
Это место на равнине названо в эпических сказаниях как Кинь Ко-Ко Чо, то есть территория столицы и рыночной площади. В эпических сказаниях Мыонг происходит интенсивное взаимодействие горцев и равнинников. друг с другом. Например, они совместно срубили огромное дерево Чу «с медным стволом и железными ветвями» и вместе перенесли его с гор на равнины.
В отличие от этого, во вьетнамской истории происхождения столица расположена на возвышенности, в Фонг Чау. Здесь старший из пятидесяти сыновей, оставшихся в горах вместе с матерью, основал столицу первого вьетнамского королевства Ван Ланг. С горами связаны и многие изображенные детали древней жизни вьетнамцев: вместо соли, которую можно было добыть только у моря, они используют обожженные корни имбиря; мужчины коротко стригутся, чтобы облегчить передвижение по лесу; их земли предназначены в основном для выращивания клейкого риса, для выращивания которого требуется меньше воды, чем для выращивания влажного риса, и который можно легко выращивать на склонах холмов; для некоторых ритуальных целей из этого сорта риса готовят особые блюда, например, рис, приготовленный в бамбуковых трубочках, или лепешки, приготовленные на пару с начинкой (бань чонг, бань дай). Леса во вьетнамской традиции всегда ассоциируются с горными районами, поскольку равнины отведены под рисовые поля. Стрижка волос была обычаем, характерным для мужчин Вьет (Юэ), в отличие от ханьцев, которые носили длинные волосы.
Фаршированные лепешки, приготовленные на пару, похожие на вьетнамские бань чонг и бань дай, также встречаются в кухне народа чжуан в провинции Гуанси, что снова провоцирует ассоциации между культурными традициями тай и вьет-мыонг. [ 14 ]
Язык
[ редактировать ]Монги говорят на языке монг , близком родственнике вьетнамского языка . Письменность на основе вьетнамского алфавита появилась в XX веке, привнесенная западными учеными. Аристократия Мунг уже была знакома с китайской письменностью благодаря изучению конфуцианского канона.
Язык монг в основном используется в бытовой сфере общения. Большинство носителей языка также говорят на вьетнамском языке.
Географическое распространение
[ редактировать ]По данным переписи 2019 года, население Мунга во Вьетнаме составляло 1 452 095 человек, что составляет 1,51% населения Вьетнама. [ 1 ] В основном они проживают на севере Вьетнама, в основном в горных провинциях Хоа Бинь (549 026 человек, что составляет 64,28% населения провинции), Тхань Хоа (376 340 человек, что составляет 10,34% населения провинции), Фу Тхо (218 404 человека). , что составляет 14,92% населения провинции), и Сон Ла (84 676 человек, что составляет 6,78% населения провинции). [ 1 ] В провинции Хоабинь расположены четыре крупных населенных пункта Муонг: Муонг Ванг ( район Лакшон ), Муонг Би ( район Танлак ), Муонгтханг ( район Каофонг ) и Муонг Донг ( район Кимбой ).
Литература
[ редактировать ]У народа Монг есть много ценных эпосов (Mường: mo), таких как Те tấc te đác (что означает «рождение Земли и Воды»).
Праздники
[ редактировать ]Главные праздники монгов — Новый год и аграрные праздники. Во время празднования Нового года люди Монг молятся предкам. Такие молебны устраивают и в революционные праздники, после которых вся деревня угощается заранее приготовленными блюдами.
Одежда
[ редактировать ]
Разные группы Mường будут носить разные стили одежды. Некоторые носят одежду, позаимствованную у тайцев, другие носят одежду, похожую на вьетнамскую. Обычно одежда женщин состоит из туники или халата, платка и юбки. Некоторые женщины в прошлом носили кольца на шее, как и другие меньшинства в Северном Вьетнаме. Мужчины обычно носят простые туники и брюки.
Религия
[ редактировать ]В основном, монг исповедуют буддизм и христианство ( католики ), часто с местными анимистическими влияниями. Они верят в существование вредных духов (ма тай, мам и др.).
Монги исповедуют свою традиционную этническую религию, поклоняясь духам предков и другим сверхъестественным божествам. В первую очередь они анимисты, а это значит, что они верят, что неживые объекты обладают духом. Они также обожествляют погибших местных героев. Однако с появлением современной медицины приверженность многим народным верованиям снизилась.
Генетика
[ редактировать ]Хуанг и др. (2022) обнаружили, что носители языка вьет-мыонг , включая этнические народы мыонг и кинь, генетически группируются с носителями языка кра-дай. [ 15 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Главное статистическое управление Вьетнама (2019 г.). «Завершенные результаты переписи населения и жилищного фонда Вьетнама 2019 года» (PDF) . Статистическое издательство (Вьетнам). ISBN 978-604-75-1532-5 .
- ^ «Группа Муонг и их типичная культура» . ВОВМир . 30 августа 2014 г.
- ^ Нгуен Куанг Хонг, Словарь персонажей-номеров с цитатами и аннотациями . цитата: "Древний язык для этнических меньшинств, отдаленных и отсталых регионов".
- ^ Jump up to: а б Grigoreva 2015 , p. 8.
- ^ Кирнан 2019 , стр. 46–47.
- ^ Шрок 1972 , с. 318.
- ^ Скотт 2009 , с. 117.
- ^ Тейлор 1983 , с. 180.
- ^ Тейлор 1983 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б Grigoreva 2015 , p. 5.
- ^ Jump up to: а б Шрок 1972 , с. 316.
- ^ Шрок 1972 , с. 320.
- ^ Шрок 1972 , с. 315.
- ^ Grigoreva 2015 , p. 14.
- ^ Хуан, Сюфэн; Ся, Цзы-Ян; Бинь, Сяоюнь; Он, Гуанглин; Го, Цзяньсинь (30 июня 2022 г.). «Геномный взгляд на демографическую историю южных китайцев» . Границы экологии и эволюции . 10 . Фронтирс Медиа С.А. дои : 10.3389/fevo.2022.853391 . ISSN 2296-701X .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Чемберлен, Джеймс (2019), «Исчезающие кочевники: языки и народы Накаи, Лаоса и прилегающих территорий», в Брунне, Стэнли; Кехрейн, Роланд (ред.), Справочник по меняющейся языковой карте мира , Вьентьян: Springer International Publishing, стр. 1589–1606, ISBN. 978-3-03002-437-6
- Григорьева, Нина (2015). «МУОНГСКАЯ ЭПИКА «РОЖДЕНИЯ ЗЕМЛИ И ВОДЫ» В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ВЬЕТ-МУОНГ: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ВИДЕНИЕ ОБЩЕГО ПРОШЛОГО» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Шрок, Джоан Л. (1972). Группы меньшинств в Северном Вьетнаме . Штаб, Департамент армии.
- Скотт, Джеймс С. (2009). Искусство не быть управляемым: анархическая история возвышенной Юго-Восточной Азии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-30015-228-9 .
- Тейлор, Кейт Веллер (1983), Рождение Вьетнама , Калифорнийский университет Press, ISBN 9780520074170
- Главное статистическое управление Вьетнама (2019 г.). «Завершенные результаты переписи населения и жилищного фонда Вьетнама 2019 года» (PDF) . Статистическое издательство (Вьетнам). ISBN 978-604-75-1532-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]