Пэт Хеннен
Патрик Хеннен | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Национальность | Американский | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рожденный | Финикс, Аризона , США | 27 апреля 1953 г. ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умер | 7 апреля 2024 г. | (70 лет)||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пэт Хеннен (27 апреля 1953 — 7 апреля 2024) — американский профессиональный мотогонщик . Он участвовал в AMA по бездорожью и шоссейным гонкам соревнованиях с 1971 по 1975 год, а также в чемпионатах мира по мотогонкам Гран-при с 1976 по 1978 год. [1] [2]
Хеннен примечателен тем, что стал первым американцем, выигравшим гонку Гран-при чемпионата мира в классе 500 куб.см, когда он выиграл Гран-при Финляндии в классе 500 куб.см в 1976 году . [3] Его карьера закончилась преждевременно после того, как он получил серьезные травмы в результате аварии во время участия в гонке TT на острове Мэн в 1978 году . Хеннен был введен в Зал славы мотоциклов AMA в 2007 году. [2]
Карьера мотогонщика
[ редактировать ]АМА гонки
[ редактировать ]Хеннен родился в Финиксе, штат Аризона , и вырос в районе залива Сан-Франциско , где он впервые увлекся гоночными мотоциклами в возрасте 15 лет. [2] [4] Потратив четыре года на развитие своих навыков верховой езды в региональных гонках, он принял участие в своем первом профессиональном соревновании в качестве новичка в конце сезона 1971 года. [2]
Хотя его результаты в гонках по бездорожью были многообещающими, Хеннен решил сосредоточить свое внимание на шоссейных гонках после встречи с гонщиком завода Suzuki Роном Грантом . [2] Он начал работать на Гранта, помогая ему готовить мотоциклы в домашнем гараже Гранта. [4] В 1973 году он участвовал в шоссейных гонках класса 250cc среди юниоров на Suzuki X6 , позаимствованном у Гранта и модифицированном его братьями Чипом и Дэвидом Хенненами. [2] Впоследствии Грант стал наставником Хеннена по гонкам. Грант подготовил Suzuki T500 для участия Хеннена в гонках, а затем построил для него гоночный мотоцикл с двигателем Suzuki GT750 на Rickman Brothers шасси . [5]
В 1974 году Yamaha представила Yamaha TZ700 , и Хеннену посчастливилось стать одним из немногих участников юниорского класса, получивших один из новых мощных мотоциклов от своего спонсора Гранта. [5] Новая Yamaha будет доминировать в классе 750сс в 1970-е годы. [6] Хеннен одержал первую крупную победу в своей карьере в мотогонках в 1974 году на трассе Daytona International Speedway, когда он показал лучшее время в квалификации и выиграл гонку класса юниоров на борту TZ700. [2] Хеннен выиграл гонки класса юниоров на трассах Loudon Classic , Laguna Seca и Talladega и стал чемпионом AMA среди юниоров по шоссейным гонкам 1974 года. [7]
Хеннен получил свою первую международную известность в 1974 году, когда Грант взял его на участие в новозеландской серии Мальборо, проводимой в период Рождества и Нового года. Управляя Suzuki TR500 с недостаточной мощностью , Хеннен выиграл серию Marlboro Series, за что получил рекомендательное письмо на завод Suzuki от Рода Коулмана , импортера Suzuki в Новой Зеландии и бывшего гонщика Гран-при, выигравшего в 1954 году гонку на острове Мэн Junior TT . [5] Мнение Коулмана пользовалось большим уважением в заводской иерархии Suzuki, и его рекомендация побудила завод Suzuki предложить Хеннену контракт на участие в гонках за заводскую команду Suzuki в США по шоссейным гонкам в сезоне 1975 года, заменив многократного национального чемпиона AMA Гэри Никсона , который пострадал серьезные травмы во время испытаний Suzuki в Японии. [2] [5] Вместе с Роном Грантом Коулман сыграл важную роль в дальнейшей профессиональной карьере Хеннена в гонках на мотоциклах. [4] Хеннен выигрывал новозеландскую серию Мальборо три года подряд, с 1975 по 1977 год. [8] Он установил новый рекорд круга на трассе Cemetery Circuit в Уонгануи , который продержался шесть лет, прежде чем был побит. [9]
На Daytona 200 1975 года Хеннен квалифицировался восьмым, несмотря на то, что ему пришлось ездить на Suzuki модели 1974 года. [5] Он ненадолго побежал с лидерами гонки, прежде чем отказался от гонки из-за механической неисправности. [5] Он был членом американской команды, участвовавшей в матчевых гонках «Трансатлантический трофей» 1975 года . [2] В матчевых гонках Transatlantic Trophy лучшие британские гонщики встретились с лучшими американскими шоссейными гонщиками на мотоциклах объемом 750 куб.см в серии из шести гонок во время пасхальных выходных в Англии. Хеннен набрал приличные 28 очков и занял третье место в финальной гонке в Оултон-парке . [5] В том же году Соединенные Штаты впервые одержали победу над Великобританией. [2]
Хеннен показал себя многообещающе в национальном чемпионате AMA, завоевав поул-позицию на автодроме Онтарио , но у его мотоцикла возникли механические проблемы, и его лучшим результатом в сезоне стало пятое место на Laguna Seca. [2] серьезно Нефтяной кризис 1973 года повлиял на все виды автоспорта в Соединенных Штатах, и Suzuki приняла решение отозвать свою команду из национального чемпионата AMA в конце сезона 1975 года, оставив Хеннена без работы, пока Род Коулман не предложил ему Suzuki TR750. гонку велосипед, который он спас, узнав, что завод планирует его выбросить. [4]
Хеннен управлял бывшим заводским мотоциклом, собранным из выброшенных запчастей, и одержал убедительную победу в новозеландской серии Marlboro Series 1976 года, а затем занял впечатляющее третье место на Daytona 200 1976 года после Джонни Чекотто и Гэри Никсона, которые теперь катаются на Кавасаки заводе . гоночная команда. [4] [10] В то время Daytona 200 считалась одной из самых престижных мотогонок в мире, привлекая таких чемпионов мира, как Джакомо Агостини и Барри Шин . [11] К 1976 году в классе 750сс доминировал мощный TZ750 от Yamaha, что сделало третье место Хеннена на устаревшей машине еще более впечатляющим. [10] Он также ездил на Yamaha TZ 250 в гонке Daytona 250cc в легком весе, финишировав вторым после Кенни Робертса после продолжительной дуэли. [10] Хеннен был великодушен после гонки 250сс, заявив, что «Робертс был поэзией на двух колесах». [10]
Чемпионаты мира
[ редактировать ]выигравшего чемпионат мира Барри Шина В 1976 году Suzuki начала продавать серийные версии Suzuki RG 500, . Вдохновленный успехом Хеннена, Коулман купил для Хеннена RG 500, чтобы он участвовал в чемпионате мира Гран-при 500сс в 1976 году в качестве капера . [4] Он также участвовал в молодой серии Формулы 750 на том же бывшем заводском TR750, на котором он ездил в Дайтоне в том году. [4] Чемпионаты мира в классе 500cc были высшим уровнем профессиональных гонок на мотоциклах того времени. Хеннен соревновался с ограниченным бюджетом, ездя на гонки по всей Европе в небольшом фургоне, а его брат Чип был менеджером его команды, а также механиком. [4]
Когда они прибыли во Францию на открывающий сезон Гран-при Франции 1976 года , некоторые наблюдатели смеялись над неопытной и неопытной командой. [12] Хотя они получили ценные запчасти и помощь от Мерва Райта, менеджера британской заводской команды Suzuki, выступающей на Гран-при, это вызвало недовольство гонщика номер один Suzuki, Барри Шина, который осознал угрозу, которую Хеннен представлял для своего положения на вершине гонки. Иерархия команды. [4] Хеннен также подружился с другим капером Suzuki Теуво Лянсивуори , который дал ценные советы по механике, например, как правильно выбрать передачу для гоночных трасс, где у братьев Хеннен не было предыдущего опыта. [13] Менеджер команды Лянсивуори также оказал Хеннену помощь в получении приглашений на гонки. [13]
После медленного старта сезона 1976 года Хеннен занял второе место в голландском ТТ в Ассене , уступив Шину и опередив многократного чемпиона мира Джакомо Агостини. [1] Тем не менее, Шин был на пике своей карьеры и выиграл пять из первых семи гонок Гран-при и завоевал титул чемпиона мира на Гран-при Швеции . Обеспечив чемпионство, Шин решил не участвовать в последних трех раундах, так как ему не нравилось ездить по опасным трассам, оставшимся в расписании. [14]
Отсутствие Шина позволило Хеннену одержать досадную победу над Лянсивуори и Агостини на Гран-при Финляндии в классе 500 куб.см в 1976 году и стать первым американским спортсменом, выигравшим гонку Гран-при чемпионата мира в классе 500 куб.см. [4] [15] Его досадная победа была настолько неожиданной, что у финского организатора гонки не было с собой копии американского государственного гимна, который можно было бы сыграть во время церемонии награждения. [15] Хеннен сказал в интервью 1977 года, что местный гонщик Лянсивуори помог ему выиграть гонку, позволив Хеннену следовать за ним во время тренировки, чтобы изучить уличную трассу длиной 3,747 миль (6,030 км) и увидеть, где на неровной поверхности трассы есть скрытые неровности даже на ее прямых участках. . [2] Опыт Хеннена в гонках на уличных трассах Новой Зеландии, таких как Cemetery Circuit, помог ему подготовиться к сложным уличным трассам Европы. Трасса Иматра , место проведения Гран-при Финляндии , была общеизвестно опасной из-за бордюров, крышек люков, уличных знаков и фонарных столбов, а также железнодорожного переезда. [16]
Заключительной гонкой сезона стал Гран-при Германии, проходивший на сложной гоночной трассе Нюрбургринг длиной 14,2 мили (22,9 км) , считавшейся слишком опасной для чемпионата Формулы-1 . Несмотря на то, что Хеннен участвовал в гонке впервые, он финишировал на впечатляющем третьем месте после Агостини и будущего чемпиона мира Марко Луккинелли . [1] Соревнуясь в качестве частного гонщика с командами, спонсируемыми заводом, он добился двух результатов на подиуме, а также своей первой победой на Гран-при и занял третье место в общем зачете чемпионата мира в классе 500сс, отстав всего на 2 очка от занявшего второе место Лянсивуори и своего коллеги, спонсируемого заводом Suzuki, Шина. . [1]
Зарекомендовав себя как один из трех лучших гонщиков в классе 500сс в 1976 году, Хеннен получил место в заводской гоночной команде Heron - Suzuki на сезон 1977 года , а его товарищем по команде стал недавно коронованный чемпион мира в классе 500cc Шин. Шин продолжал относиться к Хеннену с враждебностью, конфисковывая лучшее оборудование для себя. [4] [17] Хеннен был вынужден пропустить Daytona 200 1977 года, потому что Suzuki еще не закончила разработку своего гоночного мотоцикла с двигателем объемом 750 куб.см, но он стал лучшим бомбардиром гонок Transatlantic Match 1977 года. [18] В середине сезона Хеннен отправился на остров Мэн, чтобы принять участие в своей первой гонке Senior TT , однако у него возникли механические проблемы, и он не финишировал в гонке. [19]
Несмотря на продолжающуюся враждебность Шина, Хеннен завоевал четыре места на подиуме, включая победу над Шином на его домашнем Гран-при на трассе Сильверстоун . [1] Шин стал лидером гонки в Сильверстоуне, когда из-за механической неисправности он вынудил его сойти с дистанции. [20] Затем Стив Пэрриш возглавил гонку, опередив Джона Уильямса, а Хеннен занял третье место, когда они начали последний круг, когда Пэрриш вылетел из лидера, а затем Уильямс сделал то же самое тремя поворотами позже, что принесло Хеннену вторую победу на Гран-при в карьере. [20]
ознаменовал Гран-при Великобритании 1977 года начало новой эры, поскольку это был первый раз, когда мероприятие проводилось на материковой части Великобритании после того, как остров Мэн TT представлял Соединенное Королевство в календаре Гран-при FIM в течение предыдущих 28 лет с тех пор, как Начало чемпионата в 1949 году . [21] Когда-то это была самая престижная гонка года, гонка TT на острове Мэн все чаще бойкотировалась ведущими гонщиками и, наконец, уступила давлению с требованием повышения безопасности на гоночных соревнованиях. [21]
Хеннен завершил сезон, снова заняв третье место в чемпионате мира после Шина и гонщика Yamaha Стива Бейкера . [1] Он закончил год, сделав хет-трик , одержав победу в престижной гонке года в Мэллори-Парке, а также в этапе Motor Cycle News -Brut 33 Superbike Championship и в финале класса 500сс. [22] [23]
Хеннен начал сезон 1978 года с доминирования в гонках Трансатлантического матча 1978 года, выиграв три гонки, а также заняв два вторых и одно третье место, став лучшим бомбардиром этого престижного соревнования. [24] Его битва с товарищем по команде Suzuki продолжилась, когда Шин обвинил его в опасной езде, когда Хеннен обогнал его незадолго до финиша. [24] В поисках психологического преимущества над своим соперником Шин публично уничижил своего американского товарища по команде, заявив журналистам: «Если вы заплатите копейки, вы получите обезьяну». Однако его тактика не подействовала на тихого и добродушного Хеннена. [17]
После того, как Yamaha отказалась от участия в Большом национальном чемпионате AMA, Робертс присоединился к Хеннен в чемпионате мира в классе 500сс, где американский дуэт представлял самую сильную угрозу двухлетнему правлению Шина в начале сезона 1978 года . Хеннен занял второе место после Шина на открывающем сезон Гран-при Венесуэлы, а затем стал лидером чемпионата мира по очкам, одержав третью победу в своей карьере на Гран -при Испании, проходившем в Хараме . [1] [25] Затем Робертс выиграл следующие три раунда, а Хеннен занял два вторых места, поскольку двух американцев разделяло всего одно очко в турнирной таблице чемпионата мира, когда Хеннен получил травмы, завершившие карьеру, во время участия в гонке TT на острове Мэн в 1978 году. [2]
К 1978 году большинство лучших гонщиков Гран-при, включая Шина, отказались участвовать в гонках TT на острове Мэн из-за опасности гонок на уличных трассах, однако британская заводская команда Suzuki хотела, чтобы один из ее лучших гонщиков участвовал в гонках TT. В результате Хеннен была вызвана на гонку. [4] Том Херрон лидировал в гонке, а Хеннен агрессивно преследовал его на втором месте. Всего через несколько минут после записи первого в истории круга продолжительностью менее 20 минут на Suzuki объемом 500 куб. См Хеннен разбился в Бишопскорте на последнем круге гонки. [26] [27] [28] [29] В то время существовало предположение, что он ударил птицу, хотя сейчас это считается необоснованным слухом. [4] Травмы Хеннена оказались слишком серьезными, и он больше никогда не смог участвовать в соревнованиях. [2] [4] Робертс выиграл чемпионат 1978 года и стал первым в Америке чемпионом мира Гран-при в классе 500сс. [2]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]В результате аварии Хеннен получил повреждение головного мозга, и период восстановления у него был медленным. [30] После этого у него были нарушения речи, памяти и подвижности, но он мог жить относительно нормальной жизнью в районе залива Сан-Франциско. [30] Он стал набожным христианином и затем работал на производителя гоночных картингов , работал в United Airlines, выполняя работы по техническому обслуживанию реактивных двигателей . [30] Он также работал инженером по применению в американском дистрибьюторе запчастей для мотоциклов. [30]
Хотя он никогда не выигрывал чемпионат мира, Хеннен был в авангарде волны американских и австралийских гонщиков, воспитанных на гонках по бездорожью, которые доминировали на чемпионатах мира по шоссейным гонкам в классе 500сс на протяжении 1980-х годов, включая чемпионов мира Фредди Спенсера , Эдди Лоусона , Уэйна. Рейни и Кевин Шванц . [31]
Хеннен умерла 6 апреля 2024 года в возрасте 70 лет. [32] [33]
Карьерная статистика Гран-при
[ редактировать ]Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Очки | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Сорт | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Очки | Классифицировать | Победы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | 500 куб.см | Коулман -Сузуки | РГ500 | ОТ Верно | АВТОМОБИЛЬ Верно | НАТ 5 | НЕМНОГО - | ВНИЗ 2 | БЕЛ 8 | Швеция Верно | КОНЕЦ 1 | ИЮНЬ Верно | ДАВАТЬ 3 | 46 | 3-й | 1 | |
1977 | 500 куб.см | Цапля - Сузуки | РГ500 | ВЕН 3 | АВТОМОБИЛЬ - | ДАВАТЬ 2 | НАТ Верно | ОТ 10 | ВНИЗ 3 | БЕЛ 3 | Швеция 10 | КОНЕЦ Верно | ИЮНЬ 4 | Великобритания 1 | 67 | 3-й | 1 |
1978 | 500 куб.см | Цапля-Сузуки | РГ500 | ВЕН 2 | ESP 1 | АВТОМОБИЛЬ Верно | ОТ 2 | НАТ 2 | ВНИЗ - | БЕЛ - | Швеция - | КОНЕЦ - | Великобритания - | ДАВАТЬ - | 51 | 6-е место | 1 |
Источник: [1] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Статистика гонщиков — Пэт Хеннен» . MotoGP.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Пэт Хеннен в Зале славы мотоциклов AMA» . сайт Motorcyclemuseum.org . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Риггс, Д. Рэнди (1976). «Гоночный дозор» . Циклический мир . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н ДеВитт, Норм (16 сентября 2010 г.). Мотоциклисты Гран-при: Американские герои . Издательская компания МБИ. ISBN 9781610600453 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моисей, Сэм (1975), «Езда с новичком», Cycle Guide , Kable News Company
- ^ Иенач, Ник (2019). «Двухтактный зверь Yamaha — TZ750» . Циклический мир . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Рейтинг очков национальной серии 1974 года , американский мотоциклист , март 1975 года, Vol. 29, № 3, ISSN 0277-9358
- ^ «Архивы: Пэт Хеннен» . Cyclnews.com . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «История кладбища» . Кладбищесхема.co.nz . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Доцент, американский мотоциклист (май 1976 г.). 1976 Daytona 200, американский мотоциклист, май 1976 г., Vol. 30, № 5, ISSN 0277-9358 . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Шельциг, Эрик. «Daytona 200 празднует 75-й забег некогда престижной гонки» . Сиэтлтаймс.com . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ Картер, Крис (1977). «Американский всплеск вызывает тремор в Европе» . Американский мотоциклист . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дженнингс, Гордон (1977), «Интервью: Пэт Хеннен», журнал Cycle , Зифф Дэвис
- ^ «Шин покоряет мир – сегодня 40 лет назад» . Motorsportmagazine.com . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Доцент, американский мотоциклист (декабрь 2007 г.). Истории и легенды, Американский мотоциклист, декабрь 2007 г., Том. 61, № 12, ISSN 0277-9358 . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Возврат в четверг: Гран-при на улицах» . Cyclnews.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Товарищи по команде из ада» . Cyclnews.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (июнь 1977 г.). «Робертс и Хеннен опередили команду США в матчевых гонках» . Американский мотоциклист . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ «Результаты Пэт Хеннен на острове Мэн TT» . iomtt.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Gas It W…» motogp.com. 21 августа 2018 года . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ «Гонка года» . Архивировано из оригинала 3 августа 2011 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Turning The Tables , американский мотоциклист , январь 1978 г., Vol. 32, № 1, ISSN 0277-9358
- ^ Jump up to: а б Амик, Билл (1978). «Матчевые гонки: далеки от совершенства, но все же хороши» . Американский мотоциклист . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «На этой неделе в истории гонок: 16 апреля» . SuperbikePlanet.com. Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 года . Проверено 3 марта 2008 г.
- ^ «Сводка TT по острову Мэн, 1978 год» . iomtt.com . Проверено 2 декабря 2023 г.
- ^ «Топ-10 производителей-победителей ТТ» . Визордаун . Проверено 26 февраля 2018 г.
- ^ «История гонок TT на острове Мэн» . www.ttwebsite.com . Проверено 26 февраля 2018 г.
- ^ www.isle-of-man.ws. Архивировано 29 января 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Уэст, Фил. — Что случилось с Пэт Хеннен? . сайт Motorcyclenews.com . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Оксли, Мэт (2010), Эпоха супергероев , Haynes Publishing, ISBN 978-1-84425-583-2
- ^ Сазерленд, Дэн (8 апреля 2024 г.). «Пэт Хеннен умер» . сайт Motorcyclenews.com . Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ «Вспоминая Пэта Хеннена» . motogp.com. 8 апреля 2024 г. Проверено 9 апреля 2024 г.