Пастырский период

Пасторальное рок -искусство - самая распространенная форма центрального сахарского рок -искусства , созданного в окрашенных и выгравированных стилях [ 1 ] изображение скотоводов и луком за владением охотников в сценах животноводства вместе с различными животными (например, крупный рогатый скот, овцы, козы, собаки), [ 2 ] охватывает 6300 г. до н.э. [ 3 ] до 700 г. до н.э. [ 4 ] Пастырскому периоду предшествует период круглой головы , а затем период Кабаллины. [ 5 ] Ранний пастырский период охватывал от 6300 до н.э. до 5400 г. до н.э. [ 3 ] Одомашненное скот был доставлен в центральную Сахару (например, Тадрарт Акакус ) и предоставила возможность стать социально выдающимся, развивать избыток продуктов питания, а также приобретать и совокупное богатство, привело к принятию пастырской экономики крупного рогатого скота некоторыми центральными. Сахарские охотники-собиратели покойного Акака. [ 6 ] В обмене культурную информацию о использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Uan Tabu, Uan Muhuggiag ), покойной охотники-собиратели Acacus с входящими пастырскими народами. [ 6 ]
Средний пастырский период (5200 кал BCE - 3800 CAL BCE) - это когда была разработана большая часть пастырского рок -искусства. [ 7 ] В регионе Мессак на юго -западе Ливии были установлены остатки скота, установленные в районах в непосредственной близости от гравированного пастырского рок -искусства с изображением крупного рогатого скота (например, ритуалы жертвы крупного рогатого скота ). [ 8 ] Каменные памятники также часто встречаются в непосредственной близости от этих гравированных пастырских рок -искусств. [ 8 ] Полная пастырская экономика крупного рогатого скота (например, молочный), разработанный в регионах Акакуса и Мессака Юго -Западной Ливии. [ 8 ] Полуамседентарные поселения использовались сезонно посредственно пастырскими народами в зависимости от погодных условий (например, муссон ). [ 8 ]
Среди позднего пастырского периода животные, связанные с современной саванной, уменьшались по внешнему виду на центральном сахарском рок -искусстве и животных, подходящих для сухой среды, и животных, связанных с современным сахелийским, увеличившись по внешнему виду на центральном сахарском рок -искусстве. [ 3 ] В Takarkori Rockshelter , от 5000 п.н. до 4200 п.н., козлы с покойными пастырскими народами, сезонно (например, зима), и начала традицию создания мегалитических памятников, используемых в качестве похороненных мест, где люди были похоронены в Тумули. обычно находились вдали от участков жилищ в 5000 п.н. [ 9 ]
Окончательный пастырский период (1500 г. до н.э. - 700 г. до н.э.) был временным периодом кочевого скота, чтобы стать все более сидячим. [ 4 ] Последние пастырские народы были разбросаны, полумигрирующие группы, которые практиковали Transhumance . [ 4 ] Похороны (например, конические тумпули, V-тип) были созданы, установленные от других, а насыпные захоронения мелкого размера были созданы тщательно. [ 4 ] Последние пастырские народы держали маленьких пастырских животных (например, коз) и все чаще используемые растения. [ 4 ] [ 10 ] В Takarkori Rockshelter финальные пастырские народы создали места захоронения для нескольких сотен человек, которые содержали нелокальные, предметы роскоши и архитектуру барабана в 3000 п.н., которая уступила развитию гарамантской цивилизации . [ 9 ]
Классификации
[ редактировать ]Рок -искусство классифицируется на разные группы (например, Bubaline , Kel Espuf , круглые головы, пастырская , кабаллина, Cameline), основываясь на различных факторах (например, Art Method, Organims, мотивы , наложенные). [ 5 ]
По сравнению с окрашенным круглым рок -искусством , в дополнение к его методу производства искусства, изображения одомашненного крупного рогатого скота - это то, что отличает гравюр/окрашенную пастырскую скалу; Эти различные изображения в Центральной Сахаре служат доказательством для различных групп населения, поступающих в регион. [ 5 ] Снижение появления крупных недооцененных организмов и повышенное появление односторонних верблюдов и лошадей, изображенных в последнем рок-искусстве (например, пастырский, камеллин, кабеллин) на протяжении всей Сахары, служит доказательством зеленого сахары , подвергающегося повышению выявления . [ 5 ]
Хронология
[ редактировать ]Критика чрезмерно упрощенных и ошибочных взглядов, представленных в длинной хронологии, является ценностью, показанной в короткой хронологии. [ 11 ] Тем не менее, довольно спонтанное развитие Центрального сахарского рок -искусства, которое, как говорится в более позднем 7 -м тысячелетии, которое представлено в короткой хронологии, является его проблемой. [ 11 ] Несмотря на то, что археология есть некоторые доказательства, подтверждающие это спонтанное развитие в 6500 п.н., количество доказательств археологии, необходимых для поддержки короткой хронологии, для объяснения сложных культурных событий (например, региональная диверсификация, продолжение непрерывности местного пастырского и гончарного. Традиции, рок -искусство) в Центральной Сахаре, отсутствуют. [ 11 ]
Круговая логика часто служит основой для интуитивно реконструированной короткой хронологии и длинной хронологии. [ 11 ] Тем не менее, хронологическая модель , которая может обеспечить объяснение сложной природы голоцена и сахары (например, культуры, народы), является идеальным. [ 11 ]
За исключением нескольких случаев, распространенное предположение состоит в том, что пастырское рок -искусство соответствует пастырским неолитическим культурам, которые остаются в значительной степени необоснованными. [ 12 ] Традиционный взгляд-это то, что пастырский рок-арт заканчивается, за которым следует начало и окончание лошадиного рок, а затем начало и окончание верблюжьего рок-арта, но, вероятно, более сложное (например, межрегиональное смешивание, совпадения, традиции длинных рок-арт, Некоторые скотоводы, которые не создавали пастырское рок -искусство). [ 12 ] Тем не менее, хотя общий консенсус еще не достигнут в отношении соответствия между началом пяти тысячелетней традиции создания пастырского рок-искусства и какое конкретное время он начался в начале пастырского периода, общий консенсус обнаружил среди тех, кто использует контрастные подходы ( Например, Splitter, Lumper) заключается в том, что начало традиции пастырского рок -искусства следует рассматривать как соответствующее археологическим культурам ранних пастырских народов. [ 12 ]
Из -за его зависимости от доказательств изменений, вызванных ветреным песком, которые могут варьироваться в зависимости от области породы, которая подвергается ему воздействия, общее использование патины для различения возраста определенного стиля рок -арта, такого как гравюры, может быть рассматривается как довольно недоступный. [ 13 ] В случае пастырского рок -искусства, что может быть более надежным, так это вероятность того, что скот нарисовал скот, гравированный скот (который составляет более половины всего гравированного рок -искусства), а пастырские мотивы были составлены одной и той же группой людей. [ 13 ] Необходимо сделать больше работы, чтобы включить стили рок -арта, которые изображают недооцененных животных (например, некоторые знакомства после пастырского рок -искусства, изображающего крупный рогатый скот, и некоторые, которые могут быть датированы ранее) в существующую хронологическую и культурную модель. [ 13 ]

Совсем недавно черная/темная патина, изобилующая марганцами, была климатологически связана с зеленой сахарой, связанной с гравировкой, выполняемой до развития патины, и археологически связана с ранним пастырским периодом и до. [ 14 ] Серый, светлая патина, изобилующая марганцами, была климатологически связана с сушкой зеленой сахары, связанной с гравировкой, выполняемой на фоне развития патины, и археологически связана со средним пасторальным периодом. [ 14 ] Красная патина, изобилующая железом, климатологически связана с сухой сахарой, связана с гравировкой, выполняемой после развития патины и до/в условиях накопления минералов, и археологически связана с поздним пастырским периодом и последним пастырским периодом. [ 14 ] Отсутствие патины было климатологически связано с полностью сухой сахарой, слишком новой для накопления минералов, и археологически связан с гарамантским периодом и после. [ 14 ]
Terminus Post Quem для гравированного рок -искусства создается посредством доказательств археологии одомашненных животных в центральной части Сахары. [ 14 ] Археологические данные о одомашненном скоте ограничены в течение раннего пастырского периода (датируемого началом 6 -го тысячелетия до н.э.), увеличивается до устоявшейся пастырской экономики крупного рогатого скота в течение среднего пастырского периода (датируемого 5 -м тысячелетием до н.э. , классический период, поздний период). [ 14 ]
Патина, содержащая огромное количество марганцевых, лежащих в основе 53% выгравированного животного рок-рока, в Вади аль-Аджале, что определяет, что выгравированное животное-рок -Аджал были выгравированы в условиях или даже до раннего пастырского периода и среднего пастырского периода. [ 15 ] В Вади-аль-Аджале было десять разбросанных археологических мест-девять участков от раннего пастырского периода и среднего пастырского периода, а также один участок, вероятно, с добыча. [ 15 ] Многочисленные гравированные пастырские породы животных могут отражать увеличение активности (например, увеличение использования природных ресурсов) среди скотоводников среди раннего пастырского периода и среднего пастырского периода. [ 15 ]
На фоне среднего пастырского периода молочное земледелие и выпас скота на пастбищах на районе Вади аль-Аджала, а также трансмианность между южным регионом Мессака и Вади аль-Аджал. [ 15 ]
На фоне позднего пастырского периода и последнего пастырского периода (3800 г. до н.э.-1000 г. до н.э.), из всего выгравированного животного камня, которые включали в себя животные, адаптируемые в пустыне (например, Барбарские овцы, Острицы), патина с красным цветом, разработанная и под нижней платой 33 33. % гравированного животного рок-искусства в Вади аль-Аджале. [ 15 ] Опуривание использовало новые области для создания пастырского рок -искусства, которые ранее были недоступны в предыдущие времена. [ 15 ]
Климат
[ редактировать ]Ранний пастырский период
[ редактировать ]От 8000 п.н. до 7500 п.н. климат центральной Сахары мог быть засушливым. [ 6 ] От 6900 п.н. до 6400 п.н., климат нагорья и низменности центральной Сахары мог быть влажным; Следовательно, от 6600 п.н. до 6500 п.н., озера в Эдиену из Мурзуга и Уан Каса растут до самого большого. [ 6 ]
Средний пастырский период
[ редактировать ]Состояние Центральной Сахарской среды среди раннего пастырского периода и среднего пастырского периода было благоприятным. [ 16 ] Между двумя периодами был засушливой период, который длился от 7300 кал. До 6900 кал. [ 16 ]
Поздний пастырский период
[ редактировать ]Можно присутствовать значительно засушливая среда, которая также включала эрозию, связанную с ветром в каменных,. [ 6 ] После 5000 п.н. физический разрыв каменных светильников, возможно, произошел, когда наступила интенсивная засушливая зависимость по всему региону Сахары и ландшафта растений (например, пастбища с Chenopodiaceae , Compositae , псаммофильными растениями), сходные с степей и пустынной областью Полем [ 6 ]
Последний пастырский период
[ редактировать ]Окружающая среда становилась все более сухой, и стали развиваться оазисы. [ 4 ]
Происхождение скотоводов
[ редактировать ]Пастырский рок -искусство
[ редактировать ]Di Lernia et al. Теоретизировано: в 10 000 п.н., чернокожие африканские охотники-собиратели могли мигрировать на север, вместе с тропических муссонов системой дождя к югу от к югу от Сахары из западной Африки в центральную Сахару, особенно Акакуса в регионе Уан Мухаггиг ; После этого, в 7000 п.н., пасторалисты с Ближнего Востока (например, Палестина , Месопотамия ) и Восточная Сахара, как полагают, мигрировали в центральную Сахару вместе со своими пастырскими животными (например, крупный рогатый скот, козы). [ 17 ] Основываясь на том, что какое -то каменное искусство из области Акакуса Ливии изображало лиц с фенотипом (например, стиль и профиль лица) белых людей , Савино Ди Лерния охарактеризовала центральную пастырскую культуру Сахары, которая производила детскую муму Уан Мухаггига как смешанная раса . [ 17 ]
Считается, что пастырское рок-искусство изображает средиземноморские и страны африканских народов к югу от Сахары . [ 2 ] Считается, что большинство рок-искусств в основном изображают средиземноморские народы и изображают меньше африканских народов к югу от к югу от Сахары на 4000 п.н. [ 2 ] Тем не менее, другие ученые оспаривали это, поскольку Джозеф Ки-Рэмбо утверждает, что эта точка зрения отражала современные расовые теории, которые «дают известность влияниям из-за пределов Африки [которые] основаны на хрупких основаниях», и, скорее, все африканские физические типы отражаются в иконографии скалы. Полем [ 18 ] [ 19 ]
Рок -арт круглой головы изображает человеческие художественные формы с дополнительными атрибутами (например, иногда владеет луками, дизайном тела, масками) и недооцененными животными (например, овца Барбари, антилопа, слоны, жирафы); Последний период образования Rock Art Cround Crock Art был охарактеризован как негроид (например, доминирующая нижняя челюсть, большие губы, округлый нос). [ 20 ] Пасторальное рок -искусство, как отличное (например, техника, темы) из круглой головы рок -искусства, изображает ситуации из пастырской жизни и одомашненного крупного рогатого скота; Его изображения были охарактеризованы как европоид (например, тонкие губы, заостренный нос). [ 20 ]
Некоторое рок-искусство из пастырского периода, кажется, изображает африканцев с кавказскими фенотипами, проживающими среди других африканских этнических групп, а также, похоже, изображают некоторых женщин с желтыми волосами. [ 21 ] Хотя это может иметь место, неопределенность в том, фактически отражают ли изображения рок -искусства фенотипические различия, обнаруженные среди африканских этнических групп, которые занимали регион древней Ливии, привели к осторожности относительно мнений, сформированных в отношении этих изображений рок -искусства. [ 21 ]
Скотоводы
[ редактировать ]Самые ранние скотоводы, которые принесли одомашненные овец, коз и крупный рогатый скот вместе с ними в центральную Сахару, среди пастырского периода (8000 п.н.- 7000 п.н.), были охарактеризованы как протоберберы . [ 22 ]
В Гоберо , в Нигере , охотники-собиратели жили в раннем периоде голоцена и прекратили это на 8500 п.н. После тысячи лет вакансии скотоводы начали живать на 7500 п.н.; Эти фенотипически (например, высокие и надежные сравнивались меньшие и крошечные) и культурно (например, охотник-собиратель по сравнению с скотоводствами) различные народы рассматриваются как аналогичные тем, что произошло в области Акакуса в области Ливии и Тассили в Алжире . [ 20 ]
После того, как он жил друг на друга в Центральной Сахаре, на 4000 п.н., некоторые из охотников-собирателей, которые создали круглое головное рок-искусство, могли ассоциироваться, смирились и адаптировали культуру пасторалистов входящего скота. [ 20 ]

В регионе Акакуса, в каменном свете Уан Мухаггьяг, была детская мумия (5405 ± 180 п.н.) и взрослый (7823 ± 95 п.н./7550 ± 120 п.н.). [ 23 ] В регионе Тассили Н'Аджер, в скалах Tin Hanakaten, был ребенок (7900 ± 120 п.н./8771 ± 168 кал BP), с черепными деформациями из-за болезней или искусственной краниальной деформации , которые приносят сходство с неолитическими Эра нигерийцев , а также другого ребенка и трех взрослых (9420 ± 200 BP/10 726 ± 300 кал BP). [ 23 ] Основываясь на изучении детской мамы и ребенка Ханакатена Уан Мухаггига , результаты подтвердили, что эти центральные сахарские народы из эпипалелитических , мезолитических и пастырских периодов обладали темными кожными лицами. [ 23 ] Soukopova (2013), таким образом, приходит к выводу: « Остеологическое исследование показало, что скелеты можно разделить на два типа, первый тип мелано -африки с некоторыми средиземноморскими аффинтами, другой -надежный тип негроиды . Поэтому чернокожие люди с разным внешним видом жили в тассили и, скорее всего, во всей центральной части Сахары еще в 10 -м тысячелетии ». [ 23 ]
Неолитные сельскохозяйственные сельскохозяйственные органы , которые, возможно, проживали в северо -восточной Африке и на Ближнем Востоке , могли быть исходной популяцией для вариантов стойки лактазы , в том числе –13910*T, и, возможно, впоследствии были вытеснены более поздними миграциями народов. [ 24 ] Западный Фулани к югу от Сахары , североафриканский туарег и европейские сельскохозяйственные средства , которые являются потомками этих неолитических сельскохозяйственных средств, имеют вариант стойки лактазы –13910*t. [ 24 ] В то время как пастухи Fulani и Tuareg, по сравнению с вариантом Tuareg, вариант Fulani –13910*T подвергся более длительному периоду дифференцировки гаплотипа. [ 24 ] Вариант стойкости Fulani Lactase –13910*T, возможно, распространился, наряду с скотоводством скота , между 9686 п.н. до 7534 п.н., возможно, около 8500 п.н.; Подкрепляя этот срок для фулани, по крайней мере, на 7500 п.н., есть свидетельства того, что пастухи участвуют в доении в центральной части Сахары . [ 24 ]
Происхождение пастырских животных и места одомашнивания
[ редактировать ]Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Близковое введение одомашненного крупного рогатого скота в Африку
[ редактировать ]Вместо того, чтобы одомашнивать скот, происходящий в регионе Акакуса Тадрарта, считается более вероятно, что одомашненное скот был введен в регион. [ 6 ] Считается, что крупный рогатый скот не вступил в Африку самостоятельно, а скорее считается, что скотоводческие пасторалисты привезли в Африку. [ 25 ] К концу 8 -го тысячелетия, одомашненное скот, как полагают, был привезен в центральную Сахару. [ 11 ] Центральная Сахара (Пин Ханакат, Торха, Уан Табу) была главной областью. [ 26 ]
Основываясь на крупном рогатого скота, остается недалеко от Нила, датированного 9000 п.н., а крупный рогатый скот остается возле Набта Плайя и Бир Кисеиба , надежно датированные 7750 п.н., одомашненное скот мог появиться ранее, недалеко от Нила, а затем расширился до западного региона Сахары. [ 20 ] Несмотря на то, что в северо -восточной Африке показаны недооцененные аурохи, а археологические доказательства и рок -искусство жили в северо -восточной Африке , считается, что Аурохи были независимо одомашнены в Индии и на Ближнем Востоке . [ 24 ] После того, как Арохи были одомашнены на Ближнем Востоке, скотоводческие скотоводы, возможно, мигрировали вместе с одомашненными Аурохами, через долину Нила и, на 8000 п.н., через Вади Хора в центральную Сахару. [ 24 ]
Митохондриальная дивергенция недооцененного индийского крупного рогатого скота, европейского крупного рогатого скота и африканского крупного рогатого скота (BOS Primigenius) друг от друга в 25 000 п.н. рассматривается как доказательство, подтверждающие вывод о том, что крупный рогатый скот мог быть одомашнен в северо -востоке Африки, [ 27 ] В частности, восточный регион Сахары, [ 27 ] [ 28 ] от 10 000 п.н. до 8000 п.н. [ 29 ] Остатки скота (BOS) могут датироваться уже в 9000 п.н. в Бир Кисебе и Набта Плайя. [ 29 ] В то время как митохондриальная дивергенция между евразийским и африканским скотом в 25 000 п.н. может рассматриваться как поддерживающие доказательства того, что крупный рогатый скот, независимо от одомашничества в Африке, интрогрессия от недооцененного африканского крупного рогатого скота в евразийском скотовом скоте может дать альтернативную интерпретацию этих доказательств. [ 26 ]
Независимое одомашнивание африканского скота в Африке
[ редактировать ]Время и место, когда и где скот был одомашнен в Африке, еще предстоит решить. [ 20 ]
что «археозоологическое открытие, сделанное в Осипиньская ( Аффаде на то , 2021) указывает скот был обнаружен на участках, начиная с 50 000 лет и связан с MSA Крупный рогатый . Самый южный диапазон этого вида в мире. [ 30 ] Основываясь на скоте ( BOS ), остается обнаруженным в Аффаде и Летти, Осипиньский (2022) указывает на то, что «оправдано снова поднять проблему происхождения крупного рогатого скота в северо -восточной Африке . Идея домашнего скота в Африке исходит из фертильного полумесяца В настоящее время рассматривается исключительно как серьезные недостатки ». [ 31 ]
Индийский горбатый скот (BOS Indicus) и североафриканский/ближневосточный тауриновый скот (BOS Taurus), как предполагается, предполагается, что он посмеивается друг с другом, что приводит к тому, что скот Санга в качестве их потомства. [ 32 ] Вместо того, чтобы принять общее предположение, примеси с таурином и горбатым скотом рассматривается как, вероятно, произошла в течение последних нескольких сотен лет, а скот Санга рассматривается как происходящий из африканского крупного рогатого скота в Африке. [ 32 ] Что касается возможных сценариев происхождения для африканского скота африканского санга, одомашненного тауринового скота, был введен в Северную Африку, смешанный с одомашненным африканским скотом (Bos Primigenius opisthomous), что привело к потомству (самым старым из которых был египетский/суданский рассматриваются как скот санга) или, скорее всего, одомашненное африканское скот, возникший в Африке (включая Египтянин Лонгхорн) и стал регионально диверсифицированным (например, скот таурина в Северной Африке, скот Зебу в Восточной Африке). [ 32 ]
Управление овцами Барбари можно рассматривать как параллельные доказательства одомашнивания среди раннего периода голоцена. [ 33 ] Рядом с Набтой Плайя , в западной пустыне , между 11-м тысячелетним и 10-м тысячелетним CAL BP, полуслентарные африканские охотники-охотники могут иметь независимо одомашненное африканское ското Период зеленой сахары, который привел к ограниченной доступности съедобной флоры. [ 33 ] Африканские ископаемые BOS Primigenius , которые были датированы 11 -м тысячелетним CAL BP и 10 -м тысячелетним CAL BP, были обнаружены в Bir Kiseiba и Nabta Playa. [ 33 ]
В западной пустыне, в археологической площадке E-75-6, среди 10-го тысячелетия Cal BP и 9-го тысячелетия Cal BP, африканские пастырцы могли управлять североафриканским скотом (Bos Primigenius) и постоянно использовали водоотборник и хорошо и как источник воды Полем [ 33 ] В северном регионе Судана , в Эль Барга, окаменелости скота, найденные в человеческом захоронениях, служат благоприятной доказательством того, что крупный рогатый скот находится в этом районе. [ 33 ]
Хотя это не отрицает, что крупный рогатый скот с Ближнего Востока мигрировал в Африку, большее количество африканского крупного рогатого скота в той же области разделяет митохондриальную гаплотипа T1 и нетипичные гаплотипы, чем в других областях, что обеспечивает поддержку африканцев независимо. одомашнивание африканского скота. [ 33 ] Основываясь на небольшом размере выборки ( SNP из последовательностей целых геномов ), африканский скот раскололся рано от европейского крупного рогатого скота (таурин). [ 33 ] Африканский крупный рогатый скот, несущий гаплогруппу Y2, образуют подгруппу в общей группе тауринового крупного рогатого скота. [ 33 ] Поскольку ближневосточное происхождение африканского крупного рогатого скота требует концептуального узкого места для поддержания взгляда, разнообразие гаплогруппы Y2 и гаплогруппы T1 не поддерживает представление о том, что произошло узкое место, и, таким образом, не поддерживает ближневосточное происхождение для африканского крупного рогатого скота Полем [ 33 ] В целом, эти формы генетических данных обеспечивают самую сильную поддержку африканцам, независимо от одомашнива африканского скота. [ 33 ]
Козел
[ редактировать ]С Ближнего Востока, между 6500 п.н. до 5000 п.н., овцы и козы расширились в центральную Сахару. [ 34 ]
Овца
[ редактировать ]Наиболее ранние остатки овец в Африке (7500 п.н. - 7000 п.н.) были обнаружены в восточной части Сахары, Дельты Нила и Красного моря (в частности, 7100 п.н. - 7000 п.н.). [ 35 ] Одомашненные овцы, которые, как считается, имеют вероятное происхождение на Синайском полуострове (7000 п.н.), может быть из -за нестабильности климата и нехватки воды, мигрировавшей от Леванта в Ливию (6500 п.н. - 6800 п.н.), а затем до центральной реки Нил. Долина (6000 п.н.), затем до центральной Сахары (6000 п.н.) и, наконец, в Западную Африку (3700 п.н.). [ 35 ]
Пастырский рок -искусство и пасторалисты
[ редактировать ]Среди тысяч археологических участков, которые обычно имеют несколько разных периодов традиций рок -искусства (например, дикая фауна , круглая голова, пастырская, лошадь, верблюда), присутствующие на одном месте и почти 80% участков, которые встречаются в каменных светелех. Общая форма сахарского рок -искусства - это гравированное и окрашенное пастырское рок -искусство. [ 1 ] Центральные сахарские скотоводки, такие как в регионе Акакуса, имели чувство монументальности. [ 36 ] Пасторальное рок -искусство, которое представляет собой последнее время, часто встречаются, охватывающие круглую головную рок -искусство более ранних времен. [ 11 ] Между 7000 п.н. до 4000 п.н. традиция пастырского рок -искусства могла сохраняться, и, основываясь на раскопанных доказательствах и образцах краски из региона Акакуса Тадрарта, возможно, достигли своей вершины в течение 6 -го тысячелетия. [ 1 ] Рок -искусство круглой головы отличается от гравированного и окрашенного пастырского рок -искусства. [ 2 ] В то время как пастырское рок-искусство в значительной степени характеризуется пасторалистами и охотниками за владением луком в сценах животноводства, с различными животными (например, крупный рогатый скот, овцы, козы, собаки), арт круглого головного рок может быть охарактеризован как довольно небесный. [ 2 ] Различные виды монументальных каменных конструкций (например, выравнивания, оружие, раздручание, куча камней, пироги, платформы, кольца, камни, камни, камни из камней/смули) существовали в центральной части Сахары, охватывающих средний пастырс Гараманты. [ 10 ] Скульптуры крупного рогатого скота, которые, возможно, служили религиозными символами , также были созданы в пастырский период. [ 37 ]
поздний период плейстоцена , а также в ранние и средние периоды голоцена Западной Африке и Северной Африке , народах с суданскими , мехтоидными и протологическими в В видами скелета (которые являются устаревшими, проблематичными физическими концепциями ) занял эти регионы и, таким образом, заняла центральную сахару (например, Fozziagiaren I, Imenennaden, Такаркори, Уан Мухаггиг) и Восточная Сахара (например, Набта Плайя ). [ 38 ] Существуют различные виды каменных конструкций (например, замочная скважина: 4300 г. до н.э.-3200 г. до н.э.; платформа: 3800 г. до н.э.-1200 г. до н.э. Период; [ 38 ] В Адраре Буусе , в Нигере, наиболее распространенным типом (71,66%) тумули являются платформу -тумули; Вторым наиболее распространенным (16,66%) типом тумпули являются конусообразные тумули. [ 38 ] Более ранний «стиль рок-искусства черного рок-искусства» Tassili Rock Art рассматривался как общая культурная близость с народом Фулани. [ 38 ] Прото-избиратели, которых считали, что мигрировали в центральную Сахару из северо-восточной Африки, были связаны с последним «стилем рок-искусства белого цвета» (например, бледнокожие фигуры, бусины, длинные платья, крупный рогатый скот-крупный рогатый скот-крупный рогатый скот. Связанные мероприятия), которые появились в Тассили Н'Аджер в 3500 г. до н.э. [ 38 ] В 3800 г. до н.э. самая ранняя платформа, разработанная Тумули в центральной части Сахары, которая рассматривалась как культурная практика, которая была привлечена в Центральную Сахару прото-зернишками . [ 38 ] Несоответствия в том виде, что прото-берберы мигрировали из северо-восточной Африки и привели платформу Тумули-традицию в центральную сахару, состоит в том, что измерения для скелетных типов центральной Сахары не начинают соответствовать скелетным типам северо-восточной Африки до после 2500 г. до н.э. и построение платформы Тумули в Адраре Бус, в Нигере, началась в 3500 г. до н.э. [ 38 ] В Западной Сахаре, скопируемые скотоводства, керамики из покойного неолита и наиболее распространенный тип западного сахарского тумули-конусообразных тумули (которые появились ранним в Нигере на 3750 г. до н.э. Связано с протоисторическими берберами [ 38 ] В Гоберо, в Нигере, период , который был охарактеризован как пастырский, основан только на двух остатках крупного рогатого скота и отсутствие остатков овец/коз; До конца середины холоцена существует ограниченное доказательство кочевых жизненных путей; Существуют также анатомические доказательства, которые указывают на непрерывность населения в общей сложности среди среднего голоцена в Геберо. [ 38 ] Традиция Тумули Центральной Сахары, вероятно, развивалась в результате взаимодействия между культурно и этнически различными центральными народами Сахара (например, как изображено в центральном сахарском горном искусстве), в контексте изменения и разнообразной экологии центральной Сахары. [ 38 ] Черты (например, иерархия, социальная сложность) предыдущей центральной пастырской культуры в Центральной Сахарской культуре способствовали последнему развитию государственного образования в Западной Африке, Нубии и Сахаре. [ 38 ]

В 10 000 п.н. тропических муссонов Система дождя к югу от Сахары из западной Африки изменила направление и переместилась на север в центральную Сахару . [ 17 ] По мере того, как система дождя муссонов переместилась на север в центральную Сахару, на фоне периода , который вызвал развитие среды саванны (сродни в условиях саванны современной Кении, Танзании и Зимбабве), эгалитарные чернокожие африканские охотники также мигрировали на север в Центральный Сахара (например, Уан Мухаггиг рок -приют , горы Акакуса , Ливия ). [ 17 ] Позже, в 7000 п.н., скотоводы мигрировали в центральную Сахару вместе со своими пастырскими животными (например, крупный рогатый скот, козы). [ 17 ] Пасторалисты, возможно, мигрировали с Ближнего Востока (например, Месопотамия, Палестина) и из восточной Сахары. [ 17 ] Сахарская пастырская культура охватывала северную Африку (например, Алжир, Чад, Египет, Ливия, Мали, Нигер, Судан), в том числе в Нигере, где были найдены погребение человека, керамика и рок -искусство. [ 17 ] В Уан Мухаггиге пастырская культура, которая была охарактеризована как смешанная раса , могла начаться ранее, чем 5500 п.н. [ 17 ] В регионе были различные виды флоры (например, тайфа ) и фауны (например, бегемоты, крокодилы, слоны, львы, жираф, газель). [ 17 ] В рок-приюте Уан Мухаггьяг, около 5600 п.н., двух с половиной годоваренной африканской к югу от к югу от к югу (определенный путем изучения полного набора человеческих останков, который включал негроидный череп и остатки темной кожи ) был мумифицирован (например , бальзамированные , эвискрированные - удаление органов из живота, грудной клетки и грудной клетки с последующей заменой органическими консервантами для предотвращения разложения и Обернутый в кожу антилопы и листья для изоляции), используя продвинутые мумификации . методы [ 17 ] Поскольку детская мама Уан Мухаггига была похоронена с ожерельем, сделанным из страуса , это может указывать на то, что это было сострадательное, церемониальное захоронение, связанное с загробной жизнью . [ 17 ] Как самая ранняя мама в Африке, детская мама Уан Мухаггига может встречаться как минимум на тысячу лет лет старше мумии древнего Египта, и может принадлежать к центральной традиции мумификации Сахара, которая может быть датирована сотнями до тысяч лет до мумификации детской мамы Уан Мухаггига. [ 17 ] В Mesak Settafet (например, Wadi Mathendous ) было выгравированное рок -искусство с изображением крупного рогатого скота и человеческих форм с головами животных (например, шакалами /собачьи маски ), а также присутствие крупного рогатого скота, и, в частности, рядом с круглым набором камня). Памятники, доказательства того, что крупный рогатый скот приносятся в жертву и керамику, данную в качестве ритуального предложения. [ 17 ] В районе долины Нила в Судане украшенная керамика сахар , которая была датирована 6000 п.н. и в отличие от местной керамики, которые не были украшены, также обнаружены. [ 17 ] Поскольку центральная пастырская культура скота скота появилась на тысячи лет раньше, чем когда она достигла своей вершины в долине Нила, центральная пастырская культура пастырской Сахарской на проверенных органических материалах от расщелины стены в скале) и появляется на тысячу лет раньше, чем в долине Нила, а центральная керамика Сахара была обнаружена в Нильская долина, центральная пастырская культура Сахара, возможно, способствовала последнему развитию древнего Египта (например, украшение керамики; пасторализм крупного рогатого скота; погребальная культура и мифологический опекун мертвых и бог бальзамирования, Анубис ). [ 17 ] Несмотря на то, что потомки народа Уан Мухаггига, возможно, освободили регион через пятьсот лет после того, как бальзамирование ребенка Уан Мухаггьяга из -за увеличения аридификации и возможного возникновения демистичной диффузии , более вероятно, что знания от центрального сахара Пастырская культура, возможно, была передана в долину Нила посредством культурной диффузии в 6000 п.н. [ 17 ]
Пасторализм, возможно, наряду с социальной стратификацией и пастырским рок -искусством, появилась в Центральной Сахаре между 5200 г. до н.э. до 4800 г. до н.э. [ 39 ] Погребальные памятники и участки на возможных территориях, на которых имели вождь, развивались в Сахарском регионе в Нигере с 4700 до н.э. до 4200 г. до н.э. [ 39 ] Похоронные места скота, разработанные в Nabta Playa (6450 п.н./5400 кал Bce), Адрар Бус (6350 п.н.), в подбородке Tafidet и в Tuduf (2400 Cal Bce - 2000 Cal Bce). [ 39 ] Таким образом, к этому времени религия крупного рогатого скота (например, мифы, ритуалы) и культурные различия между полами (например, мужчины, связанные с быками, насилием, охотой и собаками, а также захоронениями на монументальных погребальных местах; женщины, связанные с коровами, рождением,, Уход и, возможно, загробная жизнь) развивалась. [ 39 ] Предшествуют предполагаемые более ранние участки в восточной части Сахары , Тумули с мегалитическими памятниками, разработанными еще в 4700 г. до н.э. в Сахарском регионе Нигера . [ 39 ] Эти мегалитические памятники в Сахарском регионе Нигера и Восточной Сахары, возможно, служили предшественниками для мастабас и пирамид древнего Египта . [ 39 ] Во время предсказания в Египте смулива присутствовали в различных местах (например, Накада , Хельван ). [ 39 ] Между 7500 п.н. до 7400 п.н., среди покойного пастырского неолита, религиозная церемония и церемониальные захоронения, с мегалитами, возможно, служили культурным прецедентом для последнего религиозного почтения богини Хатора во время династического периода древнего Египта. [ 27 ]
По крайней мере, к 4-м тысячелетию до н.э., как указано через окрашенное рок-искусство Тассили Н'Аджер, культура протопани могла присутствовать в области Тассили Н'Аджер. [ 40 ] Agades Cross, амулет плодородия, который носят женщины Fulani, может быть связан с шестиугольником , в форме шестиугольника, изображены в рок-искусстве в Tin Felki. [ 40 ] В Tin Tazarift изображение пальца может ссылаться на руку мифической фигуры, Кикала, первого пасторалиста Фулани. [ 40 ] [ 41 ] В Uan Derbuaen Rockelter of Eastern Tassili, Композиция шесть может изображать белый бык под заклинанием животных, связанных с змеями, пересекающими U-образные ворота растительности, к мощной доброжелательной фигуре, чтобы отменить заклинание на Волке Полем [ 42 ] Композиция шестерка была истолкована как изображающий церемониальный обряд лотори в западноафриканских пастухах к югу от Сахары. [ 42 ] Ежегодный церемониальный обряд Лотори, проводимый пастухами Фулани, происходит в выбранном месте и периоде времени, [ 43 ] и отмечает бык и его происхождение в источнике воды. [ 40 ] [ 41 ] Церемониальный обряд Лотори способствует хорошему здоровью (например, предотвращает эпизоти, предотвращает болезни, предотвращает бесплодие) [ 43 ] [ 42 ] и репродуктивный успех крупного рогатого скота путем прохождения скота через ворота растительности и, следовательно, непрерывность пастырского богатства кочевого скотоводства Фулани. [ 43 ] Интерпретация состава шестерки как изображает церемониальный обряд Лотори, наряду с другими формами доказательств, использовалась для подтверждения того, что современные суб-юго-к югу Запахарские пастухи Фулани происходят от народов Сахары. [ 42 ] С растущей аридификацией в течение пастырского периода пастырские рок-художники (например, фулани ) Центральной Сахары мигрировали в регионы Африки к югу от Сахары , такие как Мали . [ 37 ]
Центральной Сахары, 4000 на перехода из п.н. После [ 44 ] в западной части Сахары. [ 45 ] Окрашенное пастырское рок -искусство Тассили Н'Аджер , Алжир и гравированное пастырское рок -искусство нигера -медведя сходства (например, цветовые знаки скота) с гравированным скотом, изображенным в рок -искусстве Дхар Тичитт в Акрейджите . [ 46 ] Грейвированный пастырский рок -искусство крупного рогатого скота Дхара Тичитта, которые отображаются в закрытых областях, которые могли быть использованы для подавления крупного рогатого скота, является подтверждающим доказательством ритуального значения скота для народов Дхара Тичитта . [ 46 ]

Ранний пастырский период
[ редактировать ]В Tadrart Acacus за период поздних охотников за акакусом последовал засушливый период в 8200 годах п.н., который уступил место для периода входящих ранних пастырских народов. [ 47 ] Ранний пастырский период охватывал от 6300 до н.э. до 5400 г. до н.э. [ 3 ] или от 7400 п.н. до 5200 п.н. [ 10 ] Одомашненное скот был доставлен в центральную Сахару (например, Тадрарт Акакус) и предоставила возможность стать социально выдающимся, развивать избыток продуктов питания, а также приобретать и совокупное богатство, привело к принятию пастырской экономики крупного рогатого скота некоторыми центральными. Сахарские охотники-собиратели покойного Акака. [ 6 ] В обмене культурную информацию о использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Uan Tabu, Uan Muhuggiag), покойной охотники-собиратели Acacus с входящими пастырскими народами. [ 6 ] В Tadrart Acacus поселения были наиболее распространены в закрытых пространствах. [ 6 ] Ранние пастырские народы, возможно, жили в районах открытых равнин для сбора, а также доступа к источникам воды (например, озер) и жили в горах с каменными светеллерами в течение засушливых сезонов. [ 6 ] Области, занятые ранними пастырскими народами, оставленными позади керамики на основе песчаника (например, Потшерды ), отличающиеся от керамики позднего акакуса (например, материал на основе песчаника по сравнению с гранитным материалом с альтернативно поворотным дизайном штампа) и костными орудиями. Это могло прийти из одомашненных остатков скота. [ 6 ] Ранние пастырские рок -искусство иногда встречаются выше ранее составленных круглых рок -искусства. [ 6 ] В то время как каменные орудия, возможно, также использовались ранними пастырскими народами, они не отличались от более ранних охотников за сахарским сахаром раннего акака. [ 6 ] В коллективной памяти ранних пастырских народов каменные светицы (например, Fozzigiaren, Imenennaden, Takarkori) в регионе Tadrart Acacus, возможно, служили в качестве монументальных районов для женщин и детей, так как они были в первую очередь. [ 10 ] Выгравированное рок -искусство было найдено на различных видах каменных сооружений (например, каменные композиции, стоящие камни, корбель - церемониальные памятники) на плато Мессак. [ 10 ]
В Rockshelter Takarkori ранние пастырские народы использовали камины между 7400 п.н. до 6400 п.н. [ 9 ] Ранние пастырские народы установили многовековую захоронения по захоронениям, используя каменные, в качестве особых мест для захоронения мертвых (например, женщин, детей), которые ко времени среднего пастырских народов перестали практиковать. [ 9 ] Ранние пастырские народы похоронили больше своих мертвых по сравнению с поздним средним пастырским народом, по крайней мере, отчасти из -за сезонного жилища и, возможно, обнаружения более ранних захородок, сделанных ранними пастырскими народами. [ 9 ] Ранние пастырские народы похоронили своих мертвых через покрытые камнем Тумули , где погибшие мертвые были покрыты камнями. [ 9 ]
Средний пастырский период
[ редактировать ]На фоне и вскоре после аридификации в области Акакуса, между 7300 кал BP и 6900 CAL BP, средним пастырским народом и ранними пастырскими народами взаимодействовали друг с другом, что привело к слиянию средних пастырских народов и ранних пастырских народов и замены ранних пастбищных народов с Средние пастырские народы. [ 16 ]
Средний пастырский период (5200 кал BCE - 3800 CAL BCE) - это когда была разработана большая часть пастырского рок -искусства. [ 7 ] В регионе Мессак на юго -западе Ливии были установлены остатки скота, установленные в районах в непосредственной близости от гравированного пастырского рок -искусства с изображением крупного рогатого скота (например, ритуалы жертвы крупного рогатого скота ). [ 8 ] Каменные памятники также часто встречаются в непосредственной близости от этих гравированных пастырских рок -искусств. [ 8 ] Полная пастырская экономика крупного рогатого скота (например, молочный), разработанный в регионах Акакуса и Мессака Юго -Западной Ливии. [ 8 ] Полуамседентарные поселения использовались сезонно посредственно пастырскими народами в зависимости от погодных условий (например, муссон ). [ 8 ] Wadi Bedis Mander имел 42 каменных памятника (например, в основном Corbeeles, каменные структуры и платформы, Tumuli). Были обнаружены керамика (например, сшерды) и каменные орудия вместе с 9 памятниками, несущими гравированные рок -искусство. [ 8 ] От 5200 до н.э. до 3800 г. до н.э. произошло захоронение животных. [ 8 ] Были обнаружены девять украшенная керамика (например, в основном каменные макиялы/конструкция с простой краем, иногда попеременно разворачивая дизайн штампа) и шестнадцать каменных мак. [ 8 ] Некоторые каменные маки, используемые буквально или символически для убийства скота (например, Bos Taurus), были церемониально установлены возле головы жертвенного скота или каменных памятников. [ 8 ] Эти церемонии были показаны на протяжении нескольких веков раскопанных участков. [ 8 ] Козы или копытные животные также были найдены. [ 8 ] Хотя возможная причина (например, апелляция к дождю, передача культурной идентичности, смерти, сушка сахары, посвящение, брак, транссуманс) для возникновения жертвенных церемоний крупного рогатого скота могут не быть в состоянии подтвердить, это может быть случай, когда они произошли Во время событий, когда отдельные пастырские группы собрались вместе. [ 8 ] В целом, это было охарактеризовано как африканский комплекс крупного рогатого скота. [ 8 ]
В каменном светелатере Уан Мухаггига, детской мамочкой Уан Мухаггига, была радиоуглерода, датированная через самый глубокий угольный слой, где он был обнаружен до 7438 ± 220 п.н. [ 48 ] который был откалиброван до 6250 кал. [ 16 ] Еще одна дата для животной шкуры, сделанной из кожи антилопы , которая сопровождалась остатками из шлифовального камня и ожерелье, сделанное из яичной скорлупы страуса , составляет 4225 ± 190 г. до н.э. [ 38 ]
В Rockshelter Takarkori средние пастырские народы разработали полностью скотоводную экономическую систему, управляемую пасторалистом (например, керамика, доение) между 6100 п.н. до 5100 п.н. [ 9 ] Средние пастырские народы, которые занимали сезонные каменные светицы, похоронили своих мертвых в ямах на разнообразных глубинах. [ 9 ] Тринадцать человеческих останков, а также две женщины -человеческие останки, которые подвергались неполным, естественные мумификации были обнаружены в скалах Такаркори, которые были датированы средним пасторальным периодом (6100 п.н. - 5000 п.н.). [ 49 ] Более конкретно, что касается мумий, одна из естественных мумифицированных женщин была датирована 6090 ± 60 п.н., а другая была датирована до 5600 ± 70 п.н. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Эти две естественные мумифицированные женщины были самыми ранними устаревшими мумиями, которые проходили гистологическую проверку. [ 49 ] Две мумифицированные женщины с естественным образом несли базальную гаплогруппу n . [ 52 ]
В 5000 п.н. развитие мегалитических памятников (например, архитектура ) увеличилось в центральной части Сахары. [ 10 ] В центральной части Сахары традиция Тумули возникла в среднем пастырском периоде и трансформировался в течение позднего пастырского периода (4500 п.н. - 2500 п.н.). [ 53 ]

Поздний пастырский период
[ редактировать ]Среди позднего пастырского периода животные, связанные с современной саванной, уменьшались по внешнему виду на центральном сахарском рок -искусстве и животных, подходящих для сухой среды, и животных, связанных с современным сахелийским, увеличившись по внешнему виду на центральном сахарском рок -искусстве. [ 3 ] Рок -светицы в горных районах, возможно, использовались редко, и водоема (например, озера) на равнинах стали становиться себхас , что приводило к тому, что поселения в тех районах были временными. [ 6 ] Следовательно, развитие все более и более кочевых форм пасторализма начало происходить и широкое распределение поздних пастырских поселений (например, Эдйен из Мурзука , Эрг Ван Каса, Месак Сеттфет , Тадрарт Акакус, Вади Танезуфт ). [ 6 ] Некоторые камни и керамика, а также доказательства скотоводства Овикаприд были обнаружены на участках позднего пастырского периода. [ 6 ] В Takarkori Rockshelter, от 5000 п.н. до 4200 п.н., козлы с покойными пастырскими народами, сезонно (например, зима), и начала традицию создания мегалитических памятников, используемых в качестве похороненных мест, где люди были похоронены в Тумули. обычно находились вдали от участков жилищ в 5000 п.н. [ 9 ]
Последний пастырский период
[ редактировать ]Окончательный пастырский период (1500 г. до н.э. - 700 г. до н.э.) был временным периодом кочевого скота, чтобы стать все более сидячим. [ 4 ] Последние пастырские народы были разбросаны, полумигрирующие группы, которые практиковали Transhumance . [ 4 ] Похороны (например, конические тумпули, V-тип) были созданы, установленные от других, а насыпные захоронения мелкого размера были созданы тщательно. [ 4 ] Последние пастырские народы держали маленьких пастырских животных (например, коз) и все чаще используемые растения. [ 4 ] [ 10 ] В Takarkori Rockshelter финальные пастырские народы создали места захоронения для нескольких сотен человек, которые содержали нелокальные, предметы роскоши и архитектуру барабана в 3000 п.н., которая уступила развитию гарамантской цивилизации . [ 9 ] Последние пастырские народы были в контакте с Гарамантами. [ 54 ] Позже Гарамантес приобрел монополию на базирующуюся в Оазисе экономику южного региона Ливии. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Галлинаро, Марина; Ди Лерния, Савино (ноябрь 2011 г.). «Работа на сайте ЮНЕСКО. Проблемы и практики на рок -искусстве Тадрарта Акакуса (SW Libya, Central Sahara)» . Журнал африканской археологии . 9 (2): 162, 167, 169, 173. doi : 10.3213/2191-5784-10198 . ISSN 1612-1651 . OCLC 7787754660 . S2CID 162084812 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Коулсон, Дэвид; Кэмпбелл, Алек (2010). (PDF)Полем Adoranten : 30, 33,
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гуагнин, Мария (февраль 2015 г.). «Гравирования животных в Центральной Сахаре: прокси прокси» . Экологическая археология . 20 (1): 1–2, 12. Bibcode : 2015envar..20 ... 52G . doi : 10.1179/1749631414y.0000000026 . ISSN 1461-4103 . OCLC 8659976399 . S2CID 128628375 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Мори, Люсия; и др. (Октябрь 2013). Жизнь и смерть Слива . Выпуск All's Gygle учитель. п. 374. Два : 10 1400/220016 . ISBN 9788878145948 Полем OCLC 881264296 . S2CID 159219731 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Soukopova, Jitka (2017). «Центральный сахарский рок -искусство: учитывая чайники и кубки» . Журнал засушливых сред . 143 : 10–12. Bibcode : 2017Jaren.143 ... 10S . doi : 10.1016/j.jaridenv.2016.12.011 . ISSN 0140-1963 . OCLC 7044514678 . S2CID 132225521 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Гарчеа, Елена А.А. (июль 2019 г.). «Культурная адаптация в Уан Табу от верхнего плейстоцена до позднего голоцена» . Уан Табу в истории поселений ливийской сахары . All'insegna del Giglio. С. 232–235. ISBN 9788878141841 Полем OCLC 48360794 . S2CID 133766878 .
- ^ Jump up to: а беременный Галлинаро, Марина; Di Lernia, Savino (2018). «Захват или привязание камней (TS): многофункциональное устройство в пастырском неолите сахары» . Plos один . 13 (1): E0191765. BIBCODE : 2018PLOSO..1391765G . doi : 10.1371/journal.pone.0191765 . ISSN 1932-6203 . OCLC 7315414106 . PMC 5784975 . PMID 29370242 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Ди Лерния, Савино; и др. (2013). «Внутри« африканского комплекса крупного рогатого скота »: захоронения животных в голоценовом центральном сахаре» . Plos один . 8 (2): E56879. BIBCODE : 2013PLOSO ... 856879D . doi : 10.1371/journal.pone.0056879 . ISSN 1932-6203 . OCLC 828565064 . PMC 3577651 . PMID 23437260 . S2CID 4057938 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Ди Лерния, Савино; Тафури, Мэри Энн (март 2013 г.). «Постоянные места смерти и мобильные достопримечательности: голоценовая морг и изотопные записи от Вади Такаркори (SW Libya) » Журнал антропологической археологии 32 : 3–5, 8–1 Doi : 10.1016/ j.j.2 HDL : 11573/491908 ISSN 0278-4 OCLC 5902856678 144968825S2CID
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Ди Лерния, Савино (июнь 2013 г.). «Места, памятники и ландшафт: доказательства из голоцена центральной Сахары» . Азания: археологические исследования в Африке . 48 (2): 176, 179–181, 183–186. doi : 10.1080/0067270x.2013.788867 . HDL : 11573/514585 . ISSN 0067-270X . OCLC 5136086464 . S2CID 162877973 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Di Lernia, Savino (2012). «Мысли о рок -искусстве Tadrart Acacus Mts., SW Libya» (PDF) . Adoranten : 34–35. S2CID 211732682 .
- ^ Jump up to: а беременный в Ди Лерния, Савино (март 2017 г.). «Археология рок -искусства в северной Африке» (PDF) . В Давиде, Бруно; McNiven, Ian J (Eds.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии рок -искусства . Оксфордский справочник по археологии и антропологии рок -искусства. п. 16. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190607357.013.17 . ISBN 978-0-19-060735-7 Полем S2CID 134533475 .
- ^ Jump up to: а беременный в Huyge, D.; Ван Нотен, Ф.; Суинн Д. (июнь 2010 г.). «Пересмотр идентифицированных доисторических стилей рок -искусства Центральной ливийской пустыни (Восточная Сахара) и их относительную хронологию» . Признаки какого раз? Хронологические и палеоэкологические проблемы в рок -искусстве Северной Африки . Королевская академия для зарубежных наук: 222. ISBN 9789075652512 Полем OCLC 840887024 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Гуагнин, Мария (сентябрь 2014 г.). «Патина и окружающая среда в Вади аль-Хаяте: к хронологии рок-искусства Центральной Сахары» . Африканский археологический обзор . 31 (3): 408–409, 411, 413–414. doi : 10.1007/s10437-014-9161-8 . ISSN 0263-0338 . OCLC 5690447542 . S2CID 128480258 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Барнетт, Тертия; Гуагнин, Мария (декабрь 2014 г.). «Изменение мест: рок-искусство и ландшафты голоцена в Вади-аль-Аджале, юго-западной Ливии» . Журнал африканской археологии . 12 (2): 174–176. doi : 10.3213/2191-5784-10258 . ISSN 1612-1651 . OCLC 6876608321 . S2CID 161435510 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ди Лерния, Савино (январь 2002 г.). «Сухие климатические события и культурные траектории: корректировка пастырской экономики среднего голоцена ливийской сахары» . Засухи, еда и культура: экологические изменения и продовольственная безопасность в более поздней предыстории Африки . Kluwer Academic/Plenum Publishers. С. 232, 235–237. doi : 10.1007/0-306-47547-2_14 . ISBN 0-306-47547-2 Полем OCLC 51874863 . S2CID 128088259 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Хук, Крис; Мозли, Джиллиан (7 февраля 2003 г.). «Тайна черной мамы» . Небесное зрение. OCLC 911956810 .
- ^ Общая история ЮНЕСКО. Методология и африканская предыстория (сокращенное изд.). Калифорнийский университет. 1990. С. 294–295. ISBN 0520066960 Полем OCLC 20056194 .
- ^ Дэвидсон, Василий (1991). Африка в истории: темы и очертания (пересмотренное и расширенное изд.). Кольер книги. С. 1–25. ISBN 0684826674 Полем OCLC 1341240341 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Сукопова, Джитка (2020). «Доисторическая колонизация Центральной Сахары: Охотники против пастухов и доказательства из рок -искусства» . Выражение : 58–60, 62, 66. ISSN 2499-1341 .
- ^ Jump up to: а беременный Абдулхамид, Луай А. (2015). Художественные стили на гравюрах древнего рок -искусства в Вади аль -Бакаре (Долина коров) в пустыне Сахара в Ливии . Университет Ньюкасла. С. 27, 46–47, 49–50, 77–78. S2CID 131359526 .
- ^ Адду, Рахида (29 января 2019 г.). «7000 лет назад: первый бербер» . Алжир и трансатлантические отношения . Брукингс Институт Пресс. п. Неснамерен. ISBN 9780960012701 Полем OCLC 1085173896 . S2CID 159071329 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Сукопова, Джитка (16 января 2013 г.). «Центральная Сахара: климат и археология» . Круглые головы: самые ранние рок -картины в Сахаре . Кембриджские ученые издательство. п. 22. ISBN 9781443845793 Полем OCLC 826685273 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Приходова, Редита; и др. (Ноябрь 2020). «Сахельский пасторализм с точки зрения вариантов, связанных с постоянством лактазы» (PDF) . Американский журнал физической антропологии . 173 (3): 423–424, 436. doi : 10.1002/ajpa.24116 . ISSN 0002-9483 . OCLC 8674413468 . PMID 32812238 . S2CID 221179656 .
- ^ Ханотт, Оливье (декабрь 2019 г.). «Почему крупный рогатый скот: устойчивая и важная связь» (PDF) . История скота в Африке: почему разнообразие имеет значение . Межафриканское бюро Африканского союза для ресурсов животных. С. 6, 8. S2CID 226832881 .
- ^ Jump up to: а беременный Барих, Барбара (декабрь 2018 г.). "Сахара" . Оксфордский справочник доисторических статуэток . Издательство Оксфордского университета. С. 108–110. ISBN 9780199675616 Полем OCLC 944462988 .
- ^ Jump up to: а беременный в Холл А. (1998). «Рассвет африканских пасторализмов: вступительная записка» . Журнал антропологической археологии . 17 (2): 81–83. doi : 10.1006/jaar.1998.0318 . ISSN 0278-4165 . OCLC 361174899 . S2CID 144518526 .
- ^ Ханотт, Оливье (2002). «Африканская пасторализм: генетические отпечатки происхождения и миграций» . Наука . 296 (5566): 338–339. Bibcode : 2002sci ... 296..336H . doi : 10.1126/science.1069878 . ISSN 0036-8075 . OCLC 5553773601 . PMID 11951043 . S2CID 30291909 .
- ^ Jump up to: а беременный Мачуг, Дэвид (1996). «Митохондриальное разнообразие и происхождение африканского и европейского крупного рогатого скота» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 93 (10): 5135. Bibcode : 1996pnas ... 93.5131b . doi : 10.1073/pnas.93.10.5131 . ISSN 0027-8424 . OCLC 117495312 . PMC 39419 . PMID 8643540 . S2CID 7094393 .
- ^ Осипиньска, Марта; Осипиньский, Потр (2021). От Фара до ложности: 60 лет сотрудничества в Судане -Полишском сотрудничестве в спасении наследия Судана (PDF ) Польский центр средиземноморской археологии/Войны Университета. П. 460. ISBN 9788395336256 Полем OCLC 1374884636 .
- ^ Осипиньский, Петр (30 декабря 2022 г.). «Выявление среднего Нила перекрестка - исследуя предысторию бассейна Летти (Судан)» (PDF) . Польская археология в Средиземноморье . 31 : 55–56. doi : 10.31338/uw.2083-537x.pam31.13 (неактивный 2024-09-19). ISSN 1234-5415 .
{{cite journal}}
: CS1 Maint: doi неактивен по состоянию на сентябрь 2024 года ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в Григсон, Кэролайн (декабрь 1991 г.). «Африканское происхождение для африканского скота? - некоторые археологические данные» . Африканский археологический обзор . 9 : 119, 139. doi : 10.1007/bf01117218 . ISSN 0263-0338 . OCLC 5547025047 . S2CID 162307756 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Маршалл, Фиона; Вайсброд, Лиор (октябрь 2011 г.). «Процессы одомашнивания и морфологические изменения через призму осла и африканского скотоводства» . Текущая антропология . 52 (S4). Университет Чикагского прессы: S397 - S413. doi : 10.1086/658389 . S2CID 85956858 .
- ^ Перейра, Филипе (декабрь 2009 г.). «Отслеживание истории козласторализма: новые подсказки от митохондриальной и Y -хромосомной ДНК в Северной Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 26 (12): 2765–2773. doi : 10.1093/molbev/msp200 . ISSN 0737-4038 . OCLC 466762292 . PMID 19729424 . S2CID 23741227 .
- ^ Jump up to: а беременный Muigai, Энн WT; Ханотт, Оливье (март 2013 г.). «Происхождение африканских овец: археологические и генетические перспективы» . Африканский археологический обзор . 30 : 42. DOI : 10.1007/S10437-013-9129-0 . ISSN 0263-0338 . OCLC 5659261365 . S2CID 162199977 .
- ^ Cancellieri, Emanuele; Ди Лерния, Савино (23 января 2014 г.). «Повторное введение в центральную Сахару в начале голоцена: территориальный подход к раннему охотникам на акакуса (SW Libya)» . Кватернарная международная . 320 : 59. Bibcode : 2014quint.320 ... 43c . doi : 10.1016/j.quaint.2013.08.030 . ISSN 1040-6182 . OCLC 5146151649 . S2CID 128897709 .
- ^ Jump up to: а беременный Aïn-Séba, Naète (3 июня 2022 г.). «Сахарское рок -искусство, отражение изменения климата в сахаре» (PDF ) Табона: Revista de prehistorian y arqueología 22 (22): 312. DOI : /J.Tabona.2022.22.22.1 10.25145 ISSN 2530-8 S2CID 249349324 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Латунь, Майкл (июнь 2019 г.). «Появление мобильных пастырских элит во время середины до позднего голоцена в Сахаре» . Журнал африканской археологии . 17 (1): 16–20, 24. doi : 10.1163/21915784-20190003 . OCLC 8197260980 . S2CID 198759644 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Хасан, Ф.А. (2002). «Палеоклимат, изменение пищи и культуры в Африке: обзор» . Засухи, еда и культура . Засухи, еда и культура. п. 17. doi : 10.1007/0-306-47547-2_2 . ISBN 0-306-46755-0 Полем OCLC 51874863 . S2CID 126608903 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Министерство искусств Африки, Океания и Америки (октябрь 2002 г.). «Люди Фулани/Фулбе» . Метрополитен -музей искусств.
{{cite web}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Achrati, Ahmed (2008). «Отпечатки рук, следы и отпечатки эволюции» . Rock Art Research . 25 (1): 4. ISSN 0813-0426 . OCLC 7128530168 . S2CID 128003222 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Холл, Августин ФК (январь 2016 г.). « Вот и невесты»: читать неолитические картины из Уан Дербуана (Тасили-н-айер, Алжир) » . Трабаджос де Приистория . 73 (2): 222–225. doi : 10.3989/tp.2016.12170 . ISSN 0082-5638 . OCLC 7179753558 . S2CID 54009832 .
- ^ Jump up to: а беременный в Холл, Августин ФК; Чанг, Гао (февраль 2021 г.). «Оружие, инструменты и предметы: системы материальной культуры в африканском рок -искусстве» . Оружие и инструменты в рок -искусстве: мировая перспектива . Книги Oxbow. п. 30. doi : 10.2307/j.ctv13pk6wz . ISBN 9781789254914 Полем OCLC 1236250756 . S2CID 244880238 .
- ^ Абд-эль-Мония, Хамди Аббас Ахмед (май 2005 г.). Новая запись мавританского рок -искусства (PDF) . Лондонский университет. п. 210. OCLC 500051500 . S2CID 130112115 .
- ^ Кеа, Рэй (26 ноября 2004 г.). «Расширение и сокращения: мировые исторические изменения и мировая система западного Судана (1200/1000 г. до н.э.-1200/1250 г. н.э.)» . Журнал исследований мировых систем . X (3): 737–738. doi : 10.5195/jwsr.2004.286 . ISSN 1076-156X . S2CID 147397386 .
- ^ Jump up to: а беременный Смит, Эндрю (2001). "Shaharo-Shudanse Neolithic " Африка Сохранение прегистории. стр. 245–259. doi : 10.1007/978-4615-1193-9_19 . ISBN 978-0-306-46255-9 .
- ^ Кремаши, Мауро; и др. (Октябрь 2014). «Rock Shelter Takarkori (SW Libya): архив голоценового климата и изменений окружающей среды в центральной части Сахары» . Кватернарные науки обзоры . 101 : 40, 56. Bibcode : 2014qsrv..101 ... 36c . doi : 10.1016/j.quascirev.2014.07.004 . ISSN 0277-3791 . OCLC 5903241925 . S2CID 129380392 .
- ^ Ascenzi, Antonio (январь 1998 г.). «Младенческая мама Уан Мухаггига» . Мумии, болезнь и древние культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 281. ISBN 9780521580601 Полем OCLC 37181000 . S2CID 160070228 .
- ^ Jump up to: а беременный в Вентура, Лука; Меркурио, Чинсия; Fornaciari, Джино (10 сентября 2019 г.). «Палеопатология двух мумифицированных тел из приюта Такаркори (SW Libya, 6100-5600 лет BP)» (PDF) . Европейский конгресс патологии. С. 5, 7.
- ^ Профико, Антонио; и др. (Октябрь 2019). «Медицинская визуализация как тафономический инструмент: естественно-мумифицированные тела из горного убежища Такаркори (Tadrart Acacus, SW Libya, 6100-5600 Uncal BP)» . Журнал управления культурным наследием и устойчивого развития : 1. doi : 10.1108/jchmsd-06-2019-0066 . HDL : 11568/1033540 . OCLC 8547102666 . S2CID 210638746 .
- ^ Ди Винченцо, Фабио; и др. (2015). «Современные лучи для древних мумий компьютеризированная томография голоценовых мумифицированных останков от Вади Такаркори (Акакус, юго-западная Ливия; Средний пастыр)» . Журнал истории медицины . 27 (2): 575–88. ISSN 0394-9001 . OCLC 6006456486 . PMID 26946601 . S2CID 12933819 .
- ^ Вай, Стефания; и др. (5 марта 2019 г.). «Искусственная митохондриальная N -линия из неолитической« зеленый »сахара» . Научные отчеты . 9 (1): 3530. BIBCODE : 2019NATSR ... 9.3530V . doi : 10.1038/s41598-019-39802-1 . OCLC 8016433183 . PMC 6401177 . PMID 30837540 . S2CID 71145116 .
- ^ Маскат, Иона (май 2012 г.). Мегалитизм и монументальность в доисторической Северной Африке . Университет Мальты. S2CID 133240608 .
- ^ Jump up to: а беременный Кейта, Шомарка (1 января 2010 г.). «Краткое введение в геохимический метод, используемый при оценке миграции в биологической антропологии» . История миграции в мировой истории: междисциплинарные подходы . Брилль С. 57–72. ISBN 9789004186453 Полем OCLC 457129864 .