Jump to content

Кристофер Уэлен

Кристофер Уэлен (17 апреля 1927 — 18 сентября 1993) — английский композитор, дирижер и драматург, наиболее известный своими операми на радио и телевидении . Поскольку большая часть его работ была написана для конкретных театральных постановок в 1950-х годах или непосредственно для трансляции в 1960-1980-х годах, мало что из них сохранилось сегодня, хотя ряд его партитур и связанных с ними документов были переданы на хранение в Британскую библиотеку. [ 1 ]

Уэлен родилась в Лондоне в музыкальной семье. Он стал хористом в Новом колледже в Оксфорде , учился в колледже Уорксоп (изучение игры на фортепиано и виолончели), а затем в Музыкальной школе Бирмингема и Мидленда (ныне Королевская консерватория Бирмингема ) между 1944 и 1946 годами (изучение кларнета и композиции). После двух лет национальной службы в Королевских ВВС он получил уроки дирижирования у австрийского эмигранта Рудольфа Шварца , недавно назначенного в Муниципальный оркестр Борнмута, впоследствии став его помощником дирижера. [ 2 ]

, уже интересовавшаяся кельтской культурой (особенно Йейтсом Музыка Арнольда Бакса ), оказала центральное влияние на Уэлена после того, как он услышал выступление Тинтагеля . [ 3 ] Переписка началась в 1947 году, которая привела к тесной дружбе до смерти Бакса в 1953 году. Именно по просьбе Бакса в 1951 году Уилен дирижировал Шестой симфонией Бакса в Борнмуте. [ 4 ]

Учитывая отсутствие в то время руководящих должностей и необходимость зарабатывать на жизнь, Уэлен переехал в Лондон, продолжая какое-то время выступать в качестве гостя в Бирмингеме, Ливерпуле, Борнмуте и Дублине. Впоследствии он стал музыкальным директором труппы театра «Олд Вик» , а затем занялся постановкой полного цикла пьес Шекспира. Это привело к тому, что его попросили написать для них музыку. [ 5 ] Последовали заказы от других театров и от BBC.

Уилен ненадолго увлекся мюзиклами, кульминацией чего стало написание музыки к Джона Осборна фильму «Мир Пола Сликки» (1959). Это была единственная попытка Осборна написать мюзикл, но после огромного успеха его предыдущих пьес « Оглянись во гневе» и «Развлекатель » пьеса должна была стать «одной из самых зрелищных катастроф в английском театре». [ 6 ] Несмотря на эту неудачу, в период с 1960-х по 1980-е годы для Уэлена последовала серия заказов BBC , в том числе две оперы, специально задуманные для телевидения, а также серия трудно классифицируемых музыкально-драматических произведений, для которых он написал как слова, так и музыку. , тесно сочетая музыку и действие.

Уилен встретил своего партнера на всю жизнь Денниса Эндрюса в 1948 году в Борнмуте. Они прожили вместе много лет в Лондоне и Камноре , Оксфордшир, до смерти Уэлена в 1993 году. Премия Кристофера Уэлена за инновации в радио, телевидении и театре была учреждена в его имя. В число победителей вошли Пэдди Кунин, Джонатан Дав , Орландо Гоф и Мик Сэндс.

Уэлен был прежде всего музыкальным драматургом, и его наиболее успешными работами являются серии произведений музыкального театра для радио и телевидения, заказанные BBC начиная с 1960-х годов. Его первой оперной постановкой, вышедшей в эфир 6 августа 1961 года, была «Опера нищего» , для которой он внес новые аранжировки традиционных баллад. [ 7 ] Оригинальная радиоопера «Отменяющая тьма » на текст поэта Вернона Сканнелла вышла 5 декабря 1965 года. [ 8 ] Основанное на реальной истории, действие чередуется между разбившимся самолетом в африканских джунглях недалеко от Бенгелы и радиодиспетчерской на аэродроме Каконда . [ 9 ]

запрограммировал широкий сезон . В 1966 году BBC объявила о «нашем намерении привлечь к опере более широкую аудиторию», и Седрик Мессина (директор оперно-драматической группы) [ 10 ] Джону Хопкинсу и Уэлену было совместно поручено создать работу для BBC2, в которой будет исследовано, как могла бы выглядеть телевизионная опера, с «современным сюжетом и современной одеждой». [ 11 ] Первым был фильм «Некоторое место тьмы », описанный Дженнифер Барнс как «мрачная домашняя драма, действие которой происходит в настоящем, и она иллюстрирует все, что пропагандирует телевидение». [ 12 ] [ 13 ] Вторая опера, «Ночной крик» , хотя и была завершена и запланирована к постановке в 1968 году, была отложена после смены директора BBC2.

К 1969 году для «Инцидента в Оул-Крик » Уэлен отказался от либреттиста, адаптировав исходный материал (основанный на рассказе Амброуза Бирса ) самостоятельно. Его следующая работа, «Находки» (1972), содержала текст, основанный на оригинальной идее раскопок этрусской гробницы. [ 14 ] Создавая свой собственный сюжет и персонажей, представленных своими словами и музыкой, Уэлен пытался создать более личную форму «тотального музыкального театра». [ 15 ] Кристофер Палмер назвал выводы и инцидент в Оул-Крик «выдающимися». [ 2 ]

Музыкальная драма «Реставратор» , продюсером и режиссером которой является Мартин Эсслин , является еще одним примером экспериментов Уэлена с тесным сочетанием слова и музыки. Сюжет включает в себя обнаружение загадочной голландской картины, побуждающей к путешествию по самоисследованию. [ 16 ]

Еще одно направление работы Уэлен было в кино. Он написал музыку к фильмам «Доблестный» (1962), «Лицо Фу Маньчжурии» (1965) и «Берег скелетов» (1965). [ 17 ] Был также балет « Куль-де-Сак » в постановке Нормана Морриса и постановке Ballet Rambert 13 июля 1964 года в Сэдлерс-Уэллс . [ 18 ] [ 19 ]

Всего Уилен написал музыку к более чем сотне пьес, в том числе около двадцати девяти для шекспировских постановок в театрах «Олд Вик», «Стратфорд-на-Эйвоне» и «Чичестер», а также для радио и телевидения BBC, а также основные партитуры, в которых участвовали оба хоры и оркестры для серии из семи греческих драм Третьей программы BBC.

Работает

[ редактировать ]

Телевизионные и радиооперы

[ редактировать ]
  • «Отменяющая тьма» , радиоопера, либретто Вернона Сканнелла (1964)
  • «Некоторое место тьмы» , телеопера, либретто Джона Хопкинса (1967)
  • «Инцидент в Оул-Крик» , радиоопера, либретто Уэлена по мотивам Амброуза Бирса (1969)
  • «Выводы» , радиоопера, либретто Уэлен (1972)

Радиодрама, слова и музыка Уэлен

[ редактировать ]
  • Реставратор (1976)
  • Мосты , пьеса с музыкой, написанной для стерео (1976)
  • В офис и обратно , заметки к портрету Уоллеса Стивенса (1978).
  • Кучевые облака , погодная фантазия (1980)
  • The Jigsaw Must Fit , музыкально-драматическое произведение (1983)
  • Эд и Субито Сера , портрет Сальваторе Квазимодо (1984)
  • Broad Daylight , история любви в словах и музыке (1986)

Музыкальные комедии

[ редактировать ]
  • Школа (1957) (по мотивам Т.В. Робертсона ). Репертуарный театр Бирмингема / Театр Палас в Лондоне
  • Фердинанд, Матадор (1958) (Книга и слова Лео Лемана). Открытие спектакля недавно построенного Белградского театра в Ковентри.
  • Кто такой Хопкин? (1960) По заказу РАДА
  • Уокер Лондон (1962). Репертуарный театр Бирмингема.
  • Мир Пола Слики (1959). (Книга и слова Джона Осборна, который также был режиссером.)

Избранная музыка для театра, радио и телевидения.

[ редактировать ]

Циклы песен

[ редактировать ]
  • Узкая кровать (стихи Питера Портера) для баритона и смешанного ансамбля (1964). Впервые исполнено Джоном Ширли-Квирком (ATV/Tempo).
  • Возмущение в зеркалах (стихи Сильвии Плат) для сопрано и духового квинтета (1964). Впервые исполнено Марджори Томас и духовым квинтетом Филипа Джонса (BBC Radio 3).

Хоровой (а капелла)

[ редактировать ]
  • «Помпеи» для смешанных голосов (Слова Питера Портера по мотивам «Помпейских граффити»).

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Разговор. (Посвящается Рудольфу Шварцу ) (1964). (Партитура в библиотеке симфонического оркестра Борнмута).
  • Куль-де-Сак , партитура балета, впервые исполненная балетом Рамбер в театре Сэдлерс-Уэллс, 1964 год, Норман Моррис (хореограф), Ральф Колтай (художник). [ 18 ] [ 19 ]

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Тема с вариациями (1946). Написанные в память о немецком кузене Уэлена, погибшем на войне, семь вариаций необычно предшествуют теме, за которой следует краткий эпилог.
  • Соната для фортепиано (1963). В трёх частях, впервые исполненная Маргарет Гиббс в Вигмор-холле , 10 февраля 1964 года.
  • Адажио (для левой руки) (было написано для личного друга, шведского поэта, лауреата Нобелевской премии Томаса Транстремера .

Сочинения

[ редактировать ]
  • А.И.Бахарах - Мастера музыки Том 4. Глава о сэре Арнольде Баксе. (1954). Кассель/Пингвин.
  • «Мысли о телевизионной опере», в Composer 24 (1967), стр. 17.
  • Композитор как драматург , выступление на BBC Radio 3, трансляция 16 июля 1972 г.
  • Кухулан среди оружия: письма сэра Арнольда Бакса Кристоферу Уэлену вместе с сочинениями и трансляциями последнего о Баксе и его музыке под редакцией Денниса Эндрюса (2000)

Дальнейшее чтение/прослушивание

[ редактировать ]
  • Как того требует случай (памятная дань памяти Кристоферу Уэлену), Libanus Press, Мальборо, 1994, напечатано 110 экземпляров.
  • «Дальние спектакли дня » Джонатона Дава (стихи Эмили Дикинсон) для 4 солистов, хора, духового квинтета и органа, написанные по заказу и написанные в память о Кристофере Уилене. Впервые исполнено в Кентерберийском соборе и церкви Св. Невесты в Лондоне под эгидой JAM (Peters Edition) (доступно на компакт-диске).
  • Ноты Уэлена, либретти, компакт-диски, записанные в частном порядке, и т. д. хранятся в Британской библиотеке (MS Mus 1798).
  1. ^ Британская библиотека, MS Mus 1798 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Палмер, Кристофер. «Уэлен, Кристофер» в Grove Music Online
  3. ^ Форман, Льюис. Бакс: композитор и его времена (1983)
  4. ^ Скотт-Сазерленд, Колин. «Обзор, Кухулан среди оружия» в Tempo No 2015, январь 2001 г., стр. 34–5.
  5. Shakespeare Quarterly , Том 7, № 1 (зима 1956 г.), стр. 85-6.
  6. ^ Хейлперн, Джон, Джон Осборн: Патриот для нас , 2007, Random House, стр. 249-54
  7. Radio Times Issue 1969, 3 августа 1961 г., стр. 16.
  8. Radio Times , выпуск 2195, 2 декабря 1965 г., стр. 22.
  9. Sunday Times , 12 декабря 1965 г., стр. 40.
  10. Пресс-релиз BBC, 1966 г.
  11. ^ Уэлен, Кристофер, Мысли о телевизионной опере , в книге «Композитор» , лето 1967, стр. 15-17.
  12. ^ Барнс, Дженнифер. Телевизионная опера: Падение оперы по заказу телевидения (2003), стр. 9
  13. ^ Джейкобс, Артур. «Некоторое место тьмы», в Opera 18 (1967), стр. 261–2.
  14. ^ Милнс, Родни : «Выводы» в Opera 23 (1972), стр. 945–8.
  15. Radio Times , выпуск 2540, 13 июля 1972 г., стр. 20.
  16. ^ Рэйс, Стив (16 декабря 1976 г.). «Мягкое ядро». Слушатель : 793–4.
  17. ^ Биография IMDb
  18. ^ Перейти обратно: а б Архив спектаклей балета Рамбер
  19. ^ Перейти обратно: а б Показ балета «Проблема» в Лондоне; Труппа Рамбера исполняет «Тупик» Морриса в The New York Times , 20 июля 1964 года.
  20. ^ Аудиокниги Наксоса. Убийство в соборе (производство 1953, Old Vic Company)
  21. ^ Radio Times , выпуск 1728, 23 декабря 1956 г., стр. 20
  22. ^ Да здравствует король , BBC Digital Audio (2015)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16548277b2684d2bb40874749551cce9__1721783280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/e9/16548277b2684d2bb40874749551cce9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christopher Whelen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)