Кристофер Уэлен
Кристофер Уэлен (17 апреля 1927 — 18 сентября 1993) — английский композитор, дирижер и драматург, наиболее известный своими операми на радио и телевидении . Поскольку большая часть его работ была написана для конкретных театральных постановок в 1950-х годах или непосредственно для трансляции в 1960-1980-х годах, мало что из них сохранилось сегодня, хотя ряд его партитур и связанных с ними документов были переданы на хранение в Британскую библиотеку. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Уэлен родилась в Лондоне в музыкальной семье. Он стал хористом в Новом колледже в Оксфорде , учился в колледже Уорксоп (изучение игры на фортепиано и виолончели), а затем в Музыкальной школе Бирмингема и Мидленда (ныне Королевская консерватория Бирмингема ) между 1944 и 1946 годами (изучение кларнета и композиции). После двух лет национальной службы в Королевских ВВС он получил уроки дирижирования у австрийского эмигранта Рудольфа Шварца , недавно назначенного в Муниципальный оркестр Борнмута, впоследствии став его помощником дирижера. [ 2 ]
, уже интересовавшаяся кельтской культурой (особенно Йейтсом Музыка Арнольда Бакса ), оказала центральное влияние на Уэлена после того, как он услышал выступление Тинтагеля . [ 3 ] Переписка началась в 1947 году, которая привела к тесной дружбе до смерти Бакса в 1953 году. Именно по просьбе Бакса в 1951 году Уилен дирижировал Шестой симфонией Бакса в Борнмуте. [ 4 ]
Учитывая отсутствие в то время руководящих должностей и необходимость зарабатывать на жизнь, Уэлен переехал в Лондон, продолжая какое-то время выступать в качестве гостя в Бирмингеме, Ливерпуле, Борнмуте и Дублине. Впоследствии он стал музыкальным директором труппы театра «Олд Вик» , а затем занялся постановкой полного цикла пьес Шекспира. Это привело к тому, что его попросили написать для них музыку. [ 5 ] Последовали заказы от других театров и от BBC.
Уилен ненадолго увлекся мюзиклами, кульминацией чего стало написание музыки к Джона Осборна фильму «Мир Пола Сликки» (1959). Это была единственная попытка Осборна написать мюзикл, но после огромного успеха его предыдущих пьес « Оглянись во гневе» и «Развлекатель » пьеса должна была стать «одной из самых зрелищных катастроф в английском театре». [ 6 ] Несмотря на эту неудачу, в период с 1960-х по 1980-е годы для Уэлена последовала серия заказов BBC , в том числе две оперы, специально задуманные для телевидения, а также серия трудно классифицируемых музыкально-драматических произведений, для которых он написал как слова, так и музыку. , тесно сочетая музыку и действие.
Уилен встретил своего партнера на всю жизнь Денниса Эндрюса в 1948 году в Борнмуте. Они прожили вместе много лет в Лондоне и Камноре , Оксфордшир, до смерти Уэлена в 1993 году. Премия Кристофера Уэлена за инновации в радио, телевидении и театре была учреждена в его имя. В число победителей вошли Пэдди Кунин, Джонатан Дав , Орландо Гоф и Мик Сэндс.
Музыка
[ редактировать ]Уэлен был прежде всего музыкальным драматургом, и его наиболее успешными работами являются серии произведений музыкального театра для радио и телевидения, заказанные BBC начиная с 1960-х годов. Его первой оперной постановкой, вышедшей в эфир 6 августа 1961 года, была «Опера нищего» , для которой он внес новые аранжировки традиционных баллад. [ 7 ] Оригинальная радиоопера «Отменяющая тьма » на текст поэта Вернона Сканнелла вышла 5 декабря 1965 года. [ 8 ] Основанное на реальной истории, действие чередуется между разбившимся самолетом в африканских джунглях недалеко от Бенгелы и радиодиспетчерской на аэродроме Каконда . [ 9 ]
запрограммировал широкий сезон . В 1966 году BBC объявила о «нашем намерении привлечь к опере более широкую аудиторию», и Седрик Мессина (директор оперно-драматической группы) [ 10 ] Джону Хопкинсу и Уэлену было совместно поручено создать работу для BBC2, в которой будет исследовано, как могла бы выглядеть телевизионная опера, с «современным сюжетом и современной одеждой». [ 11 ] Первым был фильм «Некоторое место тьмы », описанный Дженнифер Барнс как «мрачная домашняя драма, действие которой происходит в настоящем, и она иллюстрирует все, что пропагандирует телевидение». [ 12 ] [ 13 ] Вторая опера, «Ночной крик» , хотя и была завершена и запланирована к постановке в 1968 году, была отложена после смены директора BBC2.
К 1969 году для «Инцидента в Оул-Крик » Уэлен отказался от либреттиста, адаптировав исходный материал (основанный на рассказе Амброуза Бирса ) самостоятельно. Его следующая работа, «Находки» (1972), содержала текст, основанный на оригинальной идее раскопок этрусской гробницы. [ 14 ] Создавая свой собственный сюжет и персонажей, представленных своими словами и музыкой, Уэлен пытался создать более личную форму «тотального музыкального театра». [ 15 ] Кристофер Палмер назвал выводы и инцидент в Оул-Крик «выдающимися». [ 2 ]
Музыкальная драма «Реставратор» , продюсером и режиссером которой является Мартин Эсслин , является еще одним примером экспериментов Уэлена с тесным сочетанием слова и музыки. Сюжет включает в себя обнаружение загадочной голландской картины, побуждающей к путешествию по самоисследованию. [ 16 ]
Еще одно направление работы Уэлен было в кино. Он написал музыку к фильмам «Доблестный» (1962), «Лицо Фу Маньчжурии» (1965) и «Берег скелетов» (1965). [ 17 ] Был также балет « Куль-де-Сак » в постановке Нормана Морриса и постановке Ballet Rambert 13 июля 1964 года в Сэдлерс-Уэллс . [ 18 ] [ 19 ]
Всего Уилен написал музыку к более чем сотне пьес, в том числе около двадцати девяти для шекспировских постановок в театрах «Олд Вик», «Стратфорд-на-Эйвоне» и «Чичестер», а также для радио и телевидения BBC, а также основные партитуры, в которых участвовали оба хоры и оркестры для серии из семи греческих драм Третьей программы BBC.
Работает
[ редактировать ]Телевизионные и радиооперы
[ редактировать ]- «Отменяющая тьма» , радиоопера, либретто Вернона Сканнелла (1964)
- «Некоторое место тьмы» , телеопера, либретто Джона Хопкинса (1967)
- «Инцидент в Оул-Крик» , радиоопера, либретто Уэлена по мотивам Амброуза Бирса (1969)
- «Выводы» , радиоопера, либретто Уэлен (1972)
Радиодрама, слова и музыка Уэлен
[ редактировать ]- Реставратор (1976)
- Мосты , пьеса с музыкой, написанной для стерео (1976)
- В офис и обратно , заметки к портрету Уоллеса Стивенса (1978).
- Кучевые облака , погодная фантазия (1980)
- The Jigsaw Must Fit , музыкально-драматическое произведение (1983)
- Эд и Субито Сера , портрет Сальваторе Квазимодо (1984)
- Broad Daylight , история любви в словах и музыке (1986)
Музыкальные комедии
[ редактировать ]- Школа (1957) (по мотивам Т.В. Робертсона ). Репертуарный театр Бирмингема / Театр Палас в Лондоне
- Фердинанд, Матадор (1958) (Книга и слова Лео Лемана). Открытие спектакля недавно построенного Белградского театра в Ковентри.
- Кто такой Хопкин? (1960) По заказу РАДА
- Уокер Лондон (1962). Репертуарный театр Бирмингема.
- Мир Пола Слики (1959). (Книга и слова Джона Осборна, который также был режиссером.)
Избранная музыка для театра, радио и телевидения.
[ редактировать ]- Убийство в соборе ( Т.С. Элиота 1953, Old Vic Company, запись доступна) [ 20 ]
- «Повелитель мух» Уильяма Голдинга в драматургии Арчи Кэмпбелла (1955)
- «Зеленые пастбища» Марка Коннелли (1956), музыкальное сопровождение и музыкальное руководство. Спиричуэлс были аранжированы и проведены Аврил Кольридж-Тейлор . [ 21 ]
- Арлекино Гольдони ( 1957 ) Lyric Hammersmith / Эдинбург
- Пинчер Мартин Уильяма Голдинга по драматургии Арчи Кэмпбелла (1958)
- Кэмпион (детективный сериал BBC Television, 1959)
- Эпоха королей: Театрализованное представление английской истории , цикл исторических пьес Шекспира (с 1960 г.) (доступен DVD BBC)
- Подменыш ( Томаса Миддлтона 1960)
- Страсти по Линкольну (1963)
- Король должен умереть Мэри Рено (1963)
- Распространение орла , цикл из трех римских пьес Шекспира (1963) BBC TV
- Рождественская песнь Чарльза Диккенса (1965)
- Бык из моря Мэри Рено (1965)
- Старая слава , трилогия Роберта Лоуэлла (1969)
- Виват Рекс , драматическая хроника английской короны в 26 эпизодах, рассказанная Ричардом Бертоном (1977) (доступна запись BBC) [ 22 ]
Циклы песен
[ редактировать ]- Узкая кровать (стихи Питера Портера) для баритона и смешанного ансамбля (1964). Впервые исполнено Джоном Ширли-Квирком (ATV/Tempo).
- Возмущение в зеркалах (стихи Сильвии Плат) для сопрано и духового квинтета (1964). Впервые исполнено Марджори Томас и духовым квинтетом Филипа Джонса (BBC Radio 3).
Хоровой (а капелла)
[ редактировать ]- «Помпеи» для смешанных голосов (Слова Питера Портера по мотивам «Помпейских граффити»).
Оркестровый
[ редактировать ]- Разговор. (Посвящается Рудольфу Шварцу ) (1964). (Партитура в библиотеке симфонического оркестра Борнмута).
- Куль-де-Сак , партитура балета, впервые исполненная балетом Рамбер в театре Сэдлерс-Уэллс, 1964 год, Норман Моррис (хореограф), Ральф Колтай (художник). [ 18 ] [ 19 ]
Фортепиано
[ редактировать ]- Тема с вариациями (1946). Написанные в память о немецком кузене Уэлена, погибшем на войне, семь вариаций необычно предшествуют теме, за которой следует краткий эпилог.
- Соната для фортепиано (1963). В трёх частях, впервые исполненная Маргарет Гиббс в Вигмор-холле , 10 февраля 1964 года.
- Адажио (для левой руки) (было написано для личного друга, шведского поэта, лауреата Нобелевской премии Томаса Транстремера .
Сочинения
[ редактировать ]- А.И.Бахарах - Мастера музыки Том 4. Глава о сэре Арнольде Баксе. (1954). Кассель/Пингвин.
- «Мысли о телевизионной опере», в Composer 24 (1967), стр. 17.
- Композитор как драматург , выступление на BBC Radio 3, трансляция 16 июля 1972 г.
- Кухулан среди оружия: письма сэра Арнольда Бакса Кристоферу Уэлену вместе с сочинениями и трансляциями последнего о Баксе и его музыке под редакцией Денниса Эндрюса (2000)
Дальнейшее чтение/прослушивание
[ редактировать ]- Как того требует случай (памятная дань памяти Кристоферу Уэлену), Libanus Press, Мальборо, 1994, напечатано 110 экземпляров.
- «Дальние спектакли дня » Джонатона Дава (стихи Эмили Дикинсон) для 4 солистов, хора, духового квинтета и органа, написанные по заказу и написанные в память о Кристофере Уилене. Впервые исполнено в Кентерберийском соборе и церкви Св. Невесты в Лондоне под эгидой JAM (Peters Edition) (доступно на компакт-диске).
- Ноты Уэлена, либретти, компакт-диски, записанные в частном порядке, и т. д. хранятся в Британской библиотеке (MS Mus 1798).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Британская библиотека, MS Mus 1798 г.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Кристофер. «Уэлен, Кристофер» в Grove Music Online
- ^ Форман, Льюис. Бакс: композитор и его времена (1983)
- ^ Скотт-Сазерленд, Колин. «Обзор, Кухулан среди оружия» в Tempo No 2015, январь 2001 г., стр. 34–5.
- ↑ Shakespeare Quarterly , Том 7, № 1 (зима 1956 г.), стр. 85-6.
- ^ Хейлперн, Джон, Джон Осборн: Патриот для нас , 2007, Random House, стр. 249-54
- ↑ Radio Times Issue 1969, 3 августа 1961 г., стр. 16.
- ↑ Radio Times , выпуск 2195, 2 декабря 1965 г., стр. 22.
- ↑ Sunday Times , 12 декабря 1965 г., стр. 40.
- ↑ Пресс-релиз BBC, 1966 г.
- ^ Уэлен, Кристофер, Мысли о телевизионной опере , в книге «Композитор» , лето 1967, стр. 15-17.
- ^ Барнс, Дженнифер. Телевизионная опера: Падение оперы по заказу телевидения (2003), стр. 9
- ^ Джейкобс, Артур. «Некоторое место тьмы», в Opera 18 (1967), стр. 261–2.
- ^ Милнс, Родни : «Выводы» в Opera 23 (1972), стр. 945–8.
- ↑ Radio Times , выпуск 2540, 13 июля 1972 г., стр. 20.
- ^ Рэйс, Стив (16 декабря 1976 г.). «Мягкое ядро». Слушатель : 793–4.
- ^ Биография IMDb
- ^ Перейти обратно: а б Архив спектаклей балета Рамбер
- ^ Перейти обратно: а б Показ балета «Проблема» в Лондоне; Труппа Рамбера исполняет «Тупик» Морриса в The New York Times , 20 июля 1964 года.
- ^ Аудиокниги Наксоса. Убийство в соборе (производство 1953, Old Vic Company)
- ^ Radio Times , выпуск 1728, 23 декабря 1956 г., стр. 20
- ^ Да здравствует король , BBC Digital Audio (2015)