Марк Эфесский
Марк Эфесский | |
---|---|
Защитник и столп православия Архиепископ Эфесский | |
Рожденный | в. 1392 Константинополь , Византийская империя (современный Стамбул , Турция ) |
Умер | 23 июня 1444 г. (52 года) Константинополь , Византийская империя (современный Стамбул , Турция ) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь , Восточно-Католическая Церковь |
канонизирован | 1734 г., Константинополь , Патриарх Константинопольский Серафим. |
Главный храм | Монастырь Святого Лазаря, Галата, современный Каракёй , Турция |
Праздник | 19 января |
Атрибуты | Длинная белая борода, облачение епископа , держит свиток в одной руке крест . , а в другой |
Марк Эфесский ( греч. Μάρκος ὁ Ἐφέσιος, урожденный Мануил Евгеникос ) был богословом- исихастом позднего палеологовского периода Византийской империи , прославившимся своим отказом от Ферраро-Флорентийского собора (1438–1439). Будучи монахом в Константинополе , Марк был плодовитым гимнографом. [ 1 ] и последователь богословских взглядов Григория Паламы . Как богослов и ученый, он сыграл важную роль в подготовке Ферраро-Флорентийского собора, а как митрополит Эфесский и делегат Александрийского Патриарха он был одним из самых важных голосов на синоде. Отказавшись от собора как от безнадежного дела, Марк стал лидером православной оппозиции Флорентийской унии, закрепив тем самым свою репутацию защитника восточного православия и столпа Восточной православной церкви.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Марк родился Мануилом в 1392 году в Константинополе в семье Георгия, сакеллария Святой Софии , православного диакона , и Марии, дочери набожного врача по имени Лука. Марк научился читать и писать у своего отца, который умер, когда Марк и его младший брат Джон Евгеникос были еще детьми. Мария попросила Марка продолжить свое образование под руководством Иоанна Хортасмена , который позже стал митрополитом Игнатием Селимбрийским , и математиком и философом по имени Гемист Плето .
Деятельность на Флорентийском соборе и последствия
[ редактировать ]Св. Марк Эфесский был одним из восточных епископов, отказавшихся подписать соглашение с Римской церковью о добавлении пункта о Филиокве во время Ферраро-Флорентийского собора , однако был сердечен в диалогах с католиками. Он считал, что Латинская церковь продолжает пребывать как в ереси , так и в расколе . Благодаря этому его называют одним из столпов православия — наряду со святыми Фотием и Григорием Паламой . Он также отверг доктрину Чистилища , возражая против существования чистилищного огня, который очищал души верующих от их несовершенств перед получением Блаженного Видения .
Смерть
[ редактировать ]Он мирно скончался в возрасте 52 лет 23 июня 1444 года после мучительной двухнедельной борьбы с кишечной болезнью. На смертном одре Марк умолял Георгия Схолариоса, своего бывшего ученика, который позже стал патриархом Константинопольским Геннадием , остерегаться связей с западным христианским миром и защищать православие. По словам его брата Иоанна, его последними словами были: «Иисус Христос, Сын Бога Живого, в руки Твои предаю дух мой». Марк был похоронен в монастыре Мангана в Константинополе .
Посмертное чудо и канонизация
[ редактировать ]Семья Евгеникос отмечала каждую годовщину смерти Марка панегириком, состоящим из службы (аколоутия) и синаксария в честь короткой жизни Марка. Во многом благодаря патриарху Геннадию Схоларию почитание Марка распространилось в церкви. В 1734 году Константинопольский Патриарх Серафим, председательствуя на Священном Синоде Константинопольской Церкви, торжественно прославил (канонизировал) Марка и к двум старшим прибавил шесть служб.
Есть рассказ о посмертном чуде , совершенном Марком Эфесским. Врачи отказались от попыток спасти жизнь неизлечимо больной сестры Деметриоса Зурбайоса после того, как их усилия ухудшили ее состояние. Потеряв сознание на три дня, она внезапно проснулась, к радости брата, который спросил ее, почему она проснулась мокрой от воды. Она рассказала, что епископ отвел ее к источнику, омыл ее и сказал: «Возвращайся сейчас, у тебя больше нет никакой болезни». Она спросила его, кто он, и он ответил ей: «Я митрополит Эфесский Марк Евгеникос». Чудесно исцелившись, она сделала икону святого Марка и прожила благочестиво еще 15 лет.
Наследие
[ редактировать ]Православная церковь считает Марка Эфесского святым , называя его вместе с Фотием Великим и Григорием Паламой Столпом Православия . Никодим Святогорец , служа святителю, называл его «Атласом православия». День его памяти — 19 января, день перенесения его мощей в монастырь Лазаря в Галате.
Теология
[ редактировать ]Богословская деятельность Марка была обширной и охватывала широкий спектр жанров и тем, типичных для монашеских писателей.
Гимнография
[ редактировать ]Марк составил множество поэтических текстов, прославляющих Бога и святых, многие из которых предназначались для использования в литургической обстановке. Помимо канонов и служб Иисусу Христу, Богородице и ангелам, Марк чтил своих любимых отцов Церкви: Григория Паламу, Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, а также множество более древних святых. Кроме того, Марк сочинял стихи, прославляющие жизнь и достижения своих героев, таких как Иосиф Вриенний. [ 2 ]
Исихазм
[ редактировать ]Марк был преданным учеником Григория Паламы. На протяжении своей жизни он составил несколько трактатов в защиту различия между сущностью и энергиями и защищал уникальный вклад исихастской теологии перед лицом обвинений в новаторстве.
Догматическое/полемическое богословие
[ редактировать ]Одним из наиболее важных богословских вкладов Марка было его противодействие римско-католическому Filioque. На Флорентийском соборе рассмотрение этого спора имело как текстологическое, так и экзегетическое измерение, поскольку участники обсуждали подлинность источников, точность грамматических конструкций и канон авторитетных святоотеческих текстов. Марк сыграл одну из первых ролей в сборе рукописей, и его оспариваемые чтения на синоде с тех пор были подтверждены своей точностью и достоверностью. [ 3 ]
Во время Флорентийского собора Марк привел веские аргументы против латинского использования слова Filloque. Вторя столетиям полемики, восходящей к Фотию, дебаты вокруг «Филиокве» допускали резонансы более поздних дискуссий, таких как дискуссии Иоанна Бекка и Григория Кипрского. В конце концов, Марк не мог допустить, что Святой Дух исходит как от Сына, так и от Отца, даже используя православную фразу «через Сына», поскольку Марк считал это двусмысленностью в свете очевидных богословских разногласий. между Востоком и Западом. Для Евгеникоса Святой Дух исходит только от Отца, и фраза «через Сына» не выражала ничего похожего на богословие Филиокве.
Антропология
[ редактировать ]Критика Марком учения о чистилище, еще одной важной темы во Флоренции, вовлекла его в вопросы, касающиеся природы человеческого организма. Основываясь на паламитских представлениях о человеке, Марк сформулировал теорию человеческой личности, основанную на христологии и православных учениях о творении. Беседы Марка во Флоренции в этом отношении дополняются сочинениями, которые он написал в ответ на платонизм Гемистуса Плетона, проповедовавшего радикальное отождествление человеческой личности с душой в ущерб воплощенной жизни. [ 4 ]
Латинские влияния
[ редактировать ]Палеологовский период, в котором жил Марк, стал свидетелем перевода сочинений Фомы Аквинского на греческий язык — события, последствия которого еще предстоит полностью задокументировать и объяснить. Однако, несмотря на сохраняющуюся двусмысленность, становилось все более очевидным, что исихасты не оставались в стороне от латинского богословия.
Некоторые ученые выдвинули гипотезу, что Марк принимает гиломорфизм Фомы Аквинского в своей защите Воскресения и что он экспериментирует с аргументами из «Суммы против язычников» Фомы Аквинского, чтобы аргументировать сопутствие милосердия в Божьем осуждении нераскаявшихся грешников в ад. «Далее, трактат Евгеника Peri anastaseôs (под ред. А. ШМЕМАНА, «Une œuvre inédite de St Marc d'Ephèse: Peri anastaseôs», в: Theología 22 (1951): 51–64; текст на стр. 53–60) является всего лишь защитой рациональной возможности доктрины воскресения и рационального опровержение некоторых философских возражений против него, почти полностью основанное на описании Фомой Аквинским естественного единства человеческой души и тела в явно гиломорфных и антиплатонических терминах (см. Summa contra Gentiles IV, 79-81; ср. Vat. gr .616, сл. 289р-294в).» [ 5 ] Кроме того, выдающиеся восточно-православные ученые уже предположили, что во время учтивого и извиняющегося периода подготовки Марка к Флорентийскому собору в Ефесине явно опущены осуждения Фомы Аквинского по имени, даже если его два «Антирретика против Мануила Калеки» содержали осуждение томистского тринитария. богословие, особенно неявное отрицание Фомой различия между сущностью и энергиями и утверждение Фомы о том, что аристотелевские «привычки» были очень похоже на харизмы Святого Духа (например, Вера, Надежда и Милосердие). [ 6 ] Более того, Марк очень любил Августина Гиппонского и тратил деньги во Флоренции на покупку его рукописей. Фактически, во Флоренции он обильно цитирует труды Августина и Пс.-Августина, одобрительно считая их авторитетными источниками в пользу восточно-православной позиции. [ 7 ] Наконец, Марк оказался достаточно сообразительным, чтобы понять сочинения Бернара Клервоского по неизвестному переводу (вероятно, через его бывшего ученика Схолария). Он использовал Бернара, чтобы аргументировать позицию паламитов в отношении блаженного видения. [ 8 ] По сути, либеральное использование Марком Эфесским латинских авторитетов проложило путь к более полному синтезу его ученика Геннадия Схолария после смерти его учителя. [ 9 ]
Даже если Марк изначально был ревностным к «божественному делу соединения» [ 10 ] В своей вступительной речи перед Папой Евгением IV Марк выразил отвращение к попыткам и заговорам латинян помешать ему читать вслух акты Вселенских Соборов, каноны которых запрещали дополнения к Никейскому Символу веры . У латинян и греков были разные мнения относительно того, что важнее решить в первую очередь. То есть дополнение к вероучению и ортодоксальности самого пункта о филиокве. Марк Евгеникос и греки склонялись к первому (хотя Виссарион Никейский имел по этому поводу сомнения и предпочитал обсуждать сам догмат, чтобы избежать уныния греческой партии в случае, если латиняне одержат победу в дебатах о дополнении к вероучению ) и латиняне предпочитают дискуссию по поводу ортодоксальности самого этого пункта, полагая, что, если будет продемонстрирована ортодоксальность filioque , у греков не будет веских оснований противостоять его включению в символ веры.
В начале собора, в той же вступительной речи, Марк отметил, что только два вопроса необходимы для преодоления исторических разделений между Латинской и Греческой Церквами; а именно: (1) вопрос о Filioque или утверждении латинян о том, что Отец и Сын совместно являются причиной Святого Духа, и (2) вопрос о пресном хлебе, в соответствии с которым латиняне считались исторически отказавшимися от православная (против армянской) практика использования квасного хлеба ради азимов. Поскольку Марк нашел причины отвергать исключительно латинские авторитеты, соборы и тексты, недоступные на греческом языке или не одобренные совместно каноническими синодами, его все больше раздражали попытки латинян ввести множество новых авторитетов в дебаты, которые оказались ложными. Обвинение ему было предъявлено из-за частого (хотя и невинного) использования латинянами подобных документов. В конце концов, Марк отказался подписать документы собора после дебатов с Иоанном Монтенеро, который утверждал, что существует различие в достоинстве людей в Отце, Сыне и Святом Духе. Это убедило Марка в том, что томисты были субординационистами, поскольку Монтенеро был готов защищать различие людей в соответствии с «достоинством» (dignitas или axiôma). [ 11 ]
Неудивительно, что Марк сосредоточил свое внимание на антилатинской пропаганде, обратившись к различиям, которые были наиболее очевидны для простого греческого населения. Например, он отмечал, что у латинян не было отведено в святилище престола для своего иерарха, что латинские священники брили лица «как женщины, совершающие мессу», и разные другие мелочи. [ 12 ] При этом Марк не игнорировал различные абстракции метафизики, но был более реалистичен и практичен в своей апологетике и был прекрасным пропагандистом. Следовательно, постфлорентийскую и антилатинскую пропаганду Марка следует читать через призму целей Марка. Даже если Марк не соглашался с Флоренцией по традиционным богословским мотивам, он сразу же указал на практические различия, которые подчеркивали пропасть между латинянами и греками.
Гимны
[ редактировать ]Аполитикион (глас 4)
- По вере твоей, всехвальный Марк
- Церковь нашла в вас ревнителя истины.
- Вы боролись за учение Отцов;
- Ты низвергаешь тьму хвастливой гордости.
- Ходатайствуйте перед Христом Богом о даровании прощения почитающим Вас!
Кондак (глас 3)
- Непобедимыми доспехами облачённый, о блаженный,
- Ты низверг мятежную гордость,
- Ты служил орудием Утешителя,
- И просиял поборником Православия.
- Потому взываем тебе: «Радуйся, Марк, похвала православных!»
Кавычки
[ редактировать ]Этот раздел является кандидатом на копирование в Wikiquote с использованием процесса Transwiki . |
- «Невозможно вспомнить о мире, не устранив причину раскола — первенство Папы, превозносящего себя наравне с Богом».
- «Латиняне не только раскольники, но и еретики... мы не отделились от них ни по какой другой причине, кроме того, что они еретики. Именно поэтому мы не должны объединяться с ними, если они не отвергнут добавление из «Символа веры филиокве» . и исповедовать Символ веры, как и мы».
- «Глава наш, Христос, Бог наш... не терпит, чтобы узы любви были отняты от нас целиком». [ 13 ]
- «Мы ищем и молимся о нашем возвращении в то время, когда, будучи едины, мы говорили одно и то же и между нами не было раскола». [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Минева, Эвелина (2000). Гимнографический опус Марка Евгеникоса (на греческом языке) . Афины.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Констас, Николас (2002). «Марк Евгеникос» . Бреполи: Тело христиан. стр. 429–432.
- ^ Алексакис, Александрос (1996). Codex Parisinus Graecus 1115 и его архетип . Думбартон-Оукс.
- ^ Констанс, Николс (2002). «Марк Евгеникос», в изд. Контичелло, Византийская теология II . Бреполи: Тело христиан. стр. 452–459.
- ^ См. Дж. А. Деметракопулос, «Преобразованная Палама: паламитские интерпретации различия между Божьей «Сущностью» и «энергиями» в поздней Византии», в книге «Греки, латиняне и интеллектуальная история 1204-1500», изд. М. Хинтербергер и К. Шабель (Париж: Peeters Leuven, 2011), 369. http://www.elemedu.upatras.gr/english/images/jdimitrako/Palamas_Transformed_Demetracooulos.pdf
- ^ См. Пилавакис, Введение в «Первый антиретик», 149 (ниже). Марк осуждает томистскую метафизику в книге Марка Евгеника «Второй антиретик против Мануила Калекаса». Editio Princeps, изд. М. Пилавакис (готовится кандидатская диссертация, Афины, 2014 г.), 53.
- ^ Демакопулос, Джордж Э.; Папаниколау, Аристотель (2008). Православные чтения Августина . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-327-4 .
- ^ Каппес, Кристиан (1 января 2013 г.). ""Предварительное определение византийского богословия против столпов православия?"" . Николаус 40 .
- ^ Каппес, «Предварительное определение византийского богословия», 193-196.
- ^ То, что осталось от актов Греческого совета Флоренции. Документы Флорентийского совета и писатели, серия B, том. 5, кн. 1-2, изд. Дж. Гилл (Рим: PIOS, 1953), 1:49 (он же Acta Graeca)
- ^ см.: Дж. Л. ван Дитен, «Об обсуждении Filioque на Флорентийском соборе», Byzantina Symmeikta 16 (2008): 280–282.
- ^ А. Хрисобергес, Неопубликованные показания Андрея, архиепископа Родосского, о Марке Евгении, изд. Г. Хоффман, Acta Academiae Velebradensis 13 (1937) 19–23.
- ^ «Обращение архиепископа Афинского и всея Греции Христодула к Папе Римскому Иоанну Павлу II» . www.orthodoxresearchinstitute.org . Архивировано из оригинала 8 августа 2004 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Обращение архиепископа Афинского и всея Греции Христодула к Папе Римскому Иоанну Павлу II» . www.orthodoxresearchinstitute.org . Архивировано из оригинала 8 августа 2004 года . Проверено 13 января 2022 г.
Минева, Эвелина, «Гимнографические произведения Марка Эйгеникоса», Афины: Канаки изд. 2004 г. (на греческом языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Православная икона и синаксарий святителя Марка Эфесского (память 19 января)
- Святой Марк Эфесский и ложная Флорентийская уния
- Св. Марк Эфесский: истинный экуменист
- Обращение святителя Марка Эфесского в день его смерти
- Энциклика св. Марка Эфесского
- Святой Марк Евгеникос (Вежливый). Архивировано 24 декабря 2016 г. в Wayback Machine.
- Том 160 Patrologia Graeca Миня, содержащий произведения Марка Эфесского.
- Святой Марк Эфесский
- [1]
- [2]
- [3]