Синод Уитби
Синод Уитби — христианское административное собрание, проводившееся в Нортумбрии в 664 году, на котором король Освиу постановил, что его королевство будет рассчитывать Пасху и соблюдать монашеский постриг в соответствии с обычаями Рима, а не обычаями, практикуемыми ирландскими монахами в Ионе и связанных с ней учреждениях. . Синод аббатством был созван в Хильды двойном монастыре Стреоншалх (Streanæshalch), позже названном Уитби .
Источники
[ редактировать ]Синод имеет два основных источника. Первый источник, « Жизнь Уилфрида », представляет собой агиографический труд, написанный Стефаном Рипонским, часто называемым Эддиусом Стефаном , вероятно, вскоре после 710 года. [1] Второй источник — Historia Ecclesiastica gentis Anglorum достопочтенного Беды , написанная в 731 году. Одним из источников Беды было само «Житие Уилфрида» , но он имел также доступ к людям, знавшим участников синода. Например, Беда знал Акку из Хексема и посвятил ему многие свои богословские труды. Акка был спутником Уилфрида в некоторых его поездках в Рим.
Оба мнения в основном согласны, хотя Беда дает гораздо более подробный комментарий по поводу дебатов. Описание процедур, на которых король Освиу сам не участвует в дебатах духовенства, соответствует примерам других синодов в других источниках, таких как синод в Vita Sancti Bonifati Виллибальда председательствует и правит, но (где король Уэссекса Ине совершил та же функция, что и у Oswiu). [2] Тем не менее, важно отметить, что авторы, несмотря на относительно хороший доступ к источникам, касающимся Синода, по-прежнему писали на расстоянии, и отчеты, особенно цитаты, приписываемые участникам, скорее всего, представляют собой краткое изложение того, как Беда и Стивен понял проблему, а не что-то вроде правдивых цитат. Далее мотивы авторов повлияли на то, как они представили материал. Беда поместил описание этого события в центр своего повествования, и было признано, что он переоценивал историческое значение синода, потому что пасхальные расчеты представляли для него особый интерес, а также потому, что он хотел подчеркнуть единство английской церкви. [3] Однако точность Беды как историка была высоко оценена англосаксонскими учеными, и историки в целом спокойно следили за основной презентацией Беды синода. Текст Стивена вызвал больше критики, и Реджинальд Пул выявил многие из его неточностей, но отчет Стивена о синоде не подвергся такой же критике, как другие отрывки в его работе. [4]
Фон
[ редактировать ]В Британии седьмого века существовало несколько различий между римским и кельтским христианством. Одним из них был метод расчета даты Пасхи. Кельтская практика была практикой гэльских монахов, связанных с островом Иона и его обширной сетью дочерних домов, где монахи все еще соблюдали 84-летний пасхальный цикл (как раньше было правилом в Галлии и Риме), тогда как новая традиция, которая к тому времени сохранялась в Риме, представляла собой 19-летний цикл, заимствованный из Александрийской церкви. В королевстве Нортумбрия эти две традиции сосуществовали, и каждая поощрялась разными королевскими домами. Эдвин Нортумбрийский обратился в христианство под влиянием миссионеров, посланных из Рима папой Григорием Великим , и таким образом установил 19-летний пасхальный цикл в своем королевстве. Однако после его смерти и года политической нестабильности Освальд Нортумбрийский трон занял . Он научился христианской практике у монахов Ионы во время своего пребывания там (во время своего политического изгнания в юности) и поощрял ионских миссионеров способствовать христианизации Нортумбрии, особенно знаменитого епископа. Эйдан .
Синод спора о правильном Уитби был созван для разрешения методе расчета даты Пасхи . Ранние христиане , вероятно, первоначально праздновали Пасху одновременно с еврейской Пасхой (см. Песах, христианский праздник ), которая проводилась в четырнадцатый день первого лунного месяца еврейского года, называемого Нисаном , в день распятия согласно Иоанна 19 : 14. Однако Первый Никейский собор в 325 году постановил, что христиане больше не должны использовать еврейский календарь, а должны повсеместно праздновать Пасху в воскресенье, день воскресения, как это стало традицией в Риме и Александрии. [5] Расчет правильной даты ( computus ) был сложным процессом (с использованием лунно-солнечного календаря ), и были разработаны различные таблицы расчетов, в результате которых были получены разные даты празднования Пасхи.
В 660-х годах приверженцы Ионана решили продолжить использование 84-летнего цикла Латерка, изобретенного Сульпицием Севером ок. 410. Тем временем Папская курия поручила Викторию Аквитанскому (457 г. н.э.), а затем Дионисию Экзигусу (525 г.) произвести новый расчет, чтобы разрешить различия между римским методом и более научным методом Александрийской церкви. Три исчисления часто приводили к разным датам празднования Пасхи. Ни викторианские, ни дионисийские расчеты не были без проблем. Дионисий просто перевел александрийскую систему на латынь, не понимая ее. Викторианская система, как ни странно, предусматривала двойные даты, полагаясь на то, что Папа сам выбирал, какую дату использовать. Тем не менее, викторианский стол получил широкое признание за пределами зоны ирландского влияния. Около 602 года ирландский миссионер святой Колумбан уже был осужден синодом французских священнослужителей за игнорирование своего авторитета и следование пасхальным расчетам своей родины (викторианский стол был объявлен официальным в Галлии в 541 году). Около 600 г. н.э. Колумбан писал Папа Григорий I : «Вы должны знать, что Викторий не был принят нашими учителями, старыми ирландскими экспертами и математиками, наиболее искусными в вычислениях, но считался более достойным насмешек и жалости, чем авторитета». [6] Но и в Ирландии бушевали дебаты по поводу наилучшего варианта расчета даты Пасхи.
Правильная дата празднования самого значительного христианского праздника уже привела к видимому разногласию в нортумбрийском дворе: королева Энфлед из Берникии и ее двор отмечали Пасху в другой день, чем король Освиу . Пока одна королевская фракция праздновала Пасху, другая все еще постилась во время Великого поста . Тем не менее, разобщенность не приводила к проблемам, пока был жив уважаемый Эйдан. После его смерти его преемник Финан столкнулся с вызовом монаха по имени Ронан, ирландца, получившего образование в Риме и желавшего установить римскую Пасху. Только во времена Кольмана , третьего ионского монаха, избранного епископом Нортумбрии, конфликт потребовал королевского внимания и разрешения.
Созыв
[ редактировать ]Важной фигурой в созыве синода был Алшфрит , сын Освиу и заместитель короля Дейры . Генри Майр-Хартинг считал его «главной причиной неприятностей, приведших к Синоду». [7] В начале 660-х годов он изгнал ионских монахов из монастыря Рипон и отдал его Уилфриду , нортумбрийскому церковнику, недавно вернувшемуся из Рима. Положение Олчфрита в королевском доме, а также продвижение им Уилфрида (который будет представителем римской позиции на синоде) способствовали возникновению мнения, что он сыграл важную роль в организации созыва синода своим отцом. [8]
Синод проводился в месте под названием Стреанашалх , в монастыре Хильды , влиятельной нортумбрийской знатной особы, исповедующей Ионскую Пасху. Отождествление этого места с местом, позже названным Уитби , общепринято, но не является абсолютно достоверным. Другой возможный кандидат — Стренсалл недалеко от Йорка. [9]
Позицию Ионана отстаивал Колман , епископ Нортумбрии. В поддержку позиции римлян Энфлед послала своего капеллана Романа, и эту позицию также занял Агильберт , франкский епископ, который также занимал должность в Англии. Из-за неспособности Агильберта выражать сложные аргументы на древнеанглийском языке , который был для него иностранным, Уилфрид был выбран главным защитником римской партии. Король Освиу председательствовал на синоде и выступал в качестве окончательного судьи, который давал свою королевскую власть в поддержку той или иной стороны.
Решение
[ редактировать ]Епископ Колман защищал ионское исчисление Пасхи на том основании, что это была практика Колумбы их монашеской сети и святого несомненной святости, который сам следовал традиции Иоанна святого апостола , основателя и евангелиста .
Уилфрид защищал позицию римлян на следующих основаниях (согласно рассказу Беды):
- Так практиковалось в Риме, где апостолы Святые Петр и Павел «жили, учили, страдали и погребены».
- Это была универсальная практика Церкви, даже вплоть до Египта.
- Обычаи апостола Иоанна соответствовали нуждам его общины и его времени, и с тех пор Никейский собор установил другую практику.
- Колумба сделал все, что мог, учитывая свои знания, и поэтому его нерегулярная практика простительна, но ионанские монахи в настоящее время не имели оправдания невежеством.
- В любом случае, никто не имеет власти над Петром (и, следовательно, над его преемниками, епископами Рима).
Затем Освиу спросил обе стороны, согласны ли они с тем, что Петр получил ключи от Царства Небесного от Христа и был объявлен «скалой», на которой будет построена Церковь (как сказано в Евангелии от Матфея 16: 18–19), чтобы на что они согласились. Затем Освиу высказал свое мнение в пользу обладателя ключей, что соответствует римской (и петровской) практике.
Однако метод Уилфрида для расчета даты Пасхи использовался в Александрии , а не в Риме. Беда представил синод как победу римской партии, хотя у него были сомнения, использовался ли этот метод в Риме. Он создал свою собственную версию, основанную на александрийских таблицах с поправками Дионисия , для своих собственных расчетов в своем De Temporibus (703) и более подробно в своем De Temporum Ratione (716–25). Таблицы Бедана были приняты на Британских островах и в Каролингской империи в девятом веке и в Риме в десятом веке. [10]
Исход
[ редактировать ]Синод Уитби установил предполагаемую римскую практику как норму в Нортумбрии и, таким образом, «ввел Нортумбрийскую церковь в основное русло римской культуры». [11] Епископская резиденция Нортумбрии была перенесена из Линдисфарна в Йорк . Уилфрид, главный защитник римской позиции, позже стал епископом Нортумбрии, а Колман и сторонники Ионана, не изменившие своей практики, отступили на Иону. Колману разрешили взять с собой в Иону некоторые реликвии Эйдана, который сыграл центральную роль в утверждении христианства ионанской традиции в Нортумбрии. Чтобы заменить уходящих священнослужителей, Освиу выбрал в основном ирландцев из тех частей Ирландии, где сохранялась римская Пасха (как это делала большая часть Ирландии в течение некоторого времени к 660-м годам).
Наследие и историческое значение
[ редактировать ]Синод Уитби был лишь одним из многих соборов, проводившихся по вопросам правильного расчета Пасхи во всем латинском христианском мире в раннем средневековье. [12] В нем рассматривались вопросы пасхального исчисления и правильного монашеского пострига . [13] и касался только той части английской церкви, которая подчинялась Линдисфарнскому престолу: [13] то есть это было дело Нортумбрии. [8] Пропаганду Уилфридом римской Пасхи назвали «триумфальным толчком к открытой двери», поскольку большинство ирландцев уже приняли римскую Пасху, и по этой причине Иона «уже находилась в опасности быть оттесненной в сторону своими ирландскими соперниками. ." [14]
Хотя внимание Уитби сосредоточено на решениях о постриге и дате Пасхи, синод стал важным шагом в возможной романизации церкви в Англии; даже несмотря на то, что эта романизация могла бы произойти в любом случае без Синода Уитби. Тем не менее, со времен протестантской Реформации события синода символически интерпретировались как противодействие «Кельтской церкви» «Римской церкви», а решение Освиу таким образом интерпретировалось как «подчинение» «Британской церкви» Риму. . Ведутся споры относительно реальности различия между «кельтской» церковью до Уитби и «римской» церковью после Уитби. (До недавнего времени курс по истории Церкви на шотландском богословском факультете длился от Деяний апостолов до 664 года, а затем возобновился в 1560 году.) [13] По словам Патрика Вормальда : [15]
Со времен Джорджа Бьюкенена , обеспечивавшего первоначальную пропаганду создателям шотландского Кирка, и до поразительно недавнего времени существовало основание для антиримской, антиепископальной, а в девятнадцатом веке и анти-истеблишментской позиции в Колумбанская или «кельтская» церковь. ... Идея о существовании « кельтской церкви» в каком-то послереформационном смысле до сих пор раздражающе неистребима из умов студентов.
Помещая синод в надлежащий исторический контекст, историки англосаксонской Англии также отметили позицию синода в контексте современной политической напряженности. Генри Майр-Хартинг считал, что интерес Олчфрита к созыву синода проистекает из его желания бросить вызов положению его отца в Бернисии и увидеть замену Кольмана другим епископом, который был бы более близок к нему. [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Колгрейв, Жизнь епископа Уилфрида Эддия Стефана , стр. i–ix.
- ^ Кэтрин Кубитт, Советы англосаксонской церкви, с. 6–7.
- ^ Патрик Вормолд, «Беда и «английская церковь», в The Times of Bede , стр. 211.
- ^ см. Пул, Реджинальд Л. 'St. Уилфрид и кафедра Рипона, в English Historical Review 34 (1919).
- ^ Константин (325 г.), «Письмо о соблюдении Пасхи тем, кто не присутствовал в Никее» , в Евсевии Кесарийском (ред.), Житие Константина , т. 1, с. III, Подписные книги (опубликовано в 1996 г.), §18–20, ISBN 1-56085-072-8
- ^ GSM Уокер (изд. и пер.), Работы святого Колумбы (Дублин, 1957), стр. 7.
- ^ Майр-Хартинг, Приход христианства в англосаксонскую Англию , стр. 107.
- ^ Jump up to: а б с Майр-Хартинг, Приход христианства в англосаксонскую Англию , стр. 108.
- ^ Барнуэлл, PS; Батлер, Лос-Анджелес; Данн, CJ (2003), «Замешательство обращения: Стреанашалх , Стренсалл и Уитби и Нортумбрийская церковь», в Карвере, Мартине (редактор), The Cross Goes North , York Medieval Press, ISBN 1-903153-11-5
- ^ Стивенс, стр. 160–161.
- ^ Колгрейв, Ранняя жизнь Григория Великого , с. 9.
- ^ См. вступительный текст К.В. Джонса к его изданию Bedae Opera de Temproibus (Кембридж, Массачусетс, 1946), стр. 55–104.
- ^ Jump up to: а б с Вормальд, Патрик (2006). «Беда и «английская церковь» ». Времена Беды . Уайли-Блэквелл. п. 210. ИСБН 9780631166559 .
- ^ Браун, Возвышение западного христианского мира , с. 361.
- ^ Вормальд, Патрик (2006). «Беда и «английская церковь» ». Времена Беды . Уайли-Блэквелл. п. 207. ИСБН 9780631166559 .
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Беда, Церковная история английской нации , в исторических трудах достопочтенного Беды . ред. К. Пламмер (Оксфорд, 1896 г.)
- Стефан Рипонский, Жизнь епископа Уилфрида , изд. и транс. Бертрам Колгрейв (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1985)
Вторичные источники
[ редактировать ]- Абельс, Ричард. «Совет Уитби: исследование ранней англосаксонской политики», в Journal of British Studies , 23 (1984).
- Браун, Питер . Возвышение западного христианского мира: триумф и разнообразие , 2-е изд. (Оксфорд: издательство Blackwell Publishing, 2003 г.)
- Кубитт, Кэтрин, Советы англосаксонской церкви ок. 650–850 (Лондон: издательство Лестерского университета, 1995)
- Хайэм, Нью-Джерси, Королевство Нортумбрия, 350–1100 гг. н.э. (Алан Саттон, 1993)
- Майр-Хартинг, Генри . Приход христианства в англосаксонскую Англию , 3-е издание (Лондон: BT Batsford Ltd, 1991)
- Стентон, FM англосаксонской Англии , 3-е издание (Оксфорд: Clarendon Press, 1971)
- Стивенс, Уэсли М. (2014). «Пасхальный спор». В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (второе изд.). Чичестер, Великобритания: Blackwell Publishing. стр. 160–161. ISBN 978-0-470-65632-7 .
- Вормальд, Патрик , «Времена Беды: исследования раннего английского христианского общества и его историка» , изд. Стивен Бакстер (Оксфорд: Blackwell Publishing, 2006)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберт Терстон (1913). . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.