Загрязнение круизных лайнеров в Европе

Загрязнение круизных судов в Европе является основной частью воздействия судоходства на окружающую среду . Большинство круизных компаний, работающих в европейских исключительных экономических зонах (ИЭЗ) [ примечание 1 ] являются частью двух мегакорпораций: Carnival Corporation & plc и Royal Caribbean Group . [ 2 ] В 2017 году только круизные лайнеры Carnival загрязнили воздух оксидом серы (SO x ) в десять раз больше, чем все автомобили Европы (более 260 миллионов) вместе взятые. [ 2 ] поскольку судовое топливо выделяет примерно в 2000 раз больше оксидов серы, чем обычное дизельное топливо . [ 3 ] На все круизные лайнеры вместе приходится 15% частиц оксида азота (NO x ), выбрасываемых всеми пассажирскими транспортными средствами Европы, и они выделяют большое количество углекислого газа (CO 2 ), фосфора (P 4 ), сажи , тяжелых металлов и другие частицы также попадают в атмосферу. [ 3 ] [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Современные круизные лайнеры произошли от океанских лайнеров , которые были наиболее распространенным видом транспорта между Европой и Америкой до появления в коммерческой авиации 1950-х годах. Авиалайнеры резко сократили время трансатлантических перелетов и составили непревзойденную конкуренцию океанским лайнерам с точки зрения скорости. Чтобы выжить, в середине 1960-х годов этот сектор начал превращать свои океанские лайнеры в круизные лайнеры, привлекая пассажиров, сосредотачивая путешествие на отдыхе и осмотре достопримечательностей , а не на доставке путешественников из пункта А в пункт Б. Круизные линии , такие как норвежская (1966 г.), Royal Caribbean International (1968 г.) и Carnival Cruise Line (1972 г.) были основаны одна за другой, и с течением времени им удалось расшириться за счет строительства все более крупных круизных лайнеров с все большим и большим количеством пассажиров (21 миллион человек). во всем мире в 2013 году), что оказывает все более негативное воздействие на окружающую среду. [ 5 ]
Самые загрязненные портовые города и страны
[ редактировать ]
Во всех европейских портовых городах люди страдают от загрязнения воздуха из-за бурного развития круизной индустрии.
Согласно исследованию Transport & Environment, проведенному в 2019 году , следующие европейские портовые города были наиболее загрязнены пришвартовавшимися там круизными судами (данные за 2017 год): [ 1 ]
- Барселона , Испания: 32,8 тонны SO x [ 1 ]
- Пальма-де-Майорка , Испания: 28 тонн SO x [ 1 ]
- Венеция , Италия: 27,5 тонн SO x [ 1 ]
- Саутгемптон (включая Марчвуд ), Великобритания: 27,1 тонны SO x [ 1 ]
- Чивитавеккья (недалеко от Рима), Италия: 22,3 тонны SO x [ 1 ]
- Пирей (недалеко от Афин), Греция: 21 тонна SO x [ 1 ]
- Фуншал (на Мадейре), Португалия: 18 тонн SO x [ 1 ]
- Ливорно , Италия: 16,3 тонны SO x [ 1 ]
- Лиссабон , Португалия: 16,1 тонны SO x [ 1 ]
- Санта-Крус-де-Тенерифе , Испания: 15,6 тонны SO x [ 1 ]
Следующие европейские страны наиболее подвержены загрязнению воздуха круизными лайнерами (данные за 2017 год): [ примечание 2 ]
- Испания: 14 496 тонн SO x [ 1 ]
- Италия: 13 895 тонн SO x [ 1 ]
- Греция: 7674 тонны SO x [ 1 ]
- Франция: 5950 тонн SO x [ 1 ]
- Норвегия: 5 261 тонна SO x [ 1 ]
Топливо
[ редактировать ]
Наиболее часто используемым видом топлива для круизных лайнеров является так называемый мазут (также называемый бункерным маслом или судовым топливом), который относительно дешев, но сильно загрязняет окружающую среду. [ 7 ] [ 4 ] Хотя дизельное топливо (также известное как газойль) может служить альтернативой с низким содержанием серы, оно, как правило, в среднем на 33–35% дороже. [ 7 ] [ 4 ] По данным Deutsche Welle , «круизный лайнер среднего размера, перевозящий 2000 пассажиров, использует 150 тонн в день, когда он находится в море; в порту для удовлетворения потребностей лайнера в электроэнергии требуется в среднем 50 тонн». [ 4 ] TRT World заявила, что такие корабли, как « Гармония морей», сжигают «до 4900 литров топлива в час, 249 000 литров топлива в день». [ 8 ] Clean Air Southampton утверждает, что гигантским судам, таким как Navigator of the Seas, требуется столько же энергии, сколько городу с населением 50 000 жителей, когда он пришвартован. [ 8 ]
Исследование 2018 года, проведенное Naturschutzbund Deutschland (Лига защиты природы Германии, NABU), рассмотрело выбросы 77 круизных лайнеров (почти весь флот в европейских водах) и пришло к выводу, что только один из них, AIDAnova , не работал на сильно загрязняющем тяжелом топливе. , но относительно «чистый» сжиженный природный газ (СПГ), который снижает выбросы NO x и твердых частиц примерно на 80%. Однако, несмотря на то, что перевод всех круизных лайнеров на СПГ был бы очень полезен для здоровья человека, СПГ также содержит метан , который является очень мощным парниковым газом и может значительно усилить глобальное потепление из-за утечек и неполного сгорания. [ 6 ] [ 9 ]
Потоки отходов
[ редактировать ]Помимо загрязнения воздуха, круизные лайнеры производят различные потоки отходов , а именно сточные воды из раковин , душевых и камбузов ( серая вода ), опасные отходы , твердые отходы, нефтесодержащие трюмные воды и балластные воды .
Риски
[ редактировать ]Здоровье человека
[ редактировать ]Выбросы оксида серы (SO x ) образуют аэрозоли сульфатов (SO 4 ), которые повышают риск для здоровья человека. SO x , мелкие частицы (PM 2,5 ) и оксиды азота (NO x ) вызывают преждевременную смерть различными причинами, такими как рак легких , рак горла , хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), сердечно-сосудистые заболевания и такие заболевания , как детская астма . [ 1 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 10 ] По оценкам транспорта и окружающей среды, около 50 000 человек в год в Европе умирают преждевременно из-за загрязнения со стороны судоходного сектора в целом. [ 10 ] [ 8 ] В первую очередь это касается людей, живущих в портовых городах. [ 8 ] В некоторых круизных портах, таких как Саутгемптон, дети могут подвергаться воздействию загрязненного воздуха, когда школьные игровые площадки расположены рядом с доками. [ 8 ] В Марселе у жителей аномально высокий уровень заболеваемости раком дыхательных путей после бума круизной индустрии. [ 10 ]
Измерения показали, что помимо местных жителей, повышенным концентрациям оксидов азота во время путешествия подвергаются и сами пассажиры. [ 6 ] Например, канадские исследователи окружающей среды, которые тайно проводили тесты качества воздуха в разное время и в разных местах на борту четырех круизов Carnival Corporation, сообщили в 2019 году, что они «обнаружили, что уровни ультрамелких твердых частиц в задней части корабля за дымовыми трубами во время судно двигалось, что было сравнимо с движением некоторых из самых загрязненных городов мира, таких как Пекин и Сантьяго ». Компания Carnival отвергла эти претензии как «совершенно нелепые», заявив, что ее корабли «соответствуют всем требованиям или превосходят их». Ученый из Университета Британской Колумбии также поставил под сомнение некоторые из наиболее радикальных утверждений отчета, но согласился с общими выводами группы о круизном судоходстве с точки зрения загрязнения воздуха и изменения климата . [ 11 ]
Среда
[ редактировать ]Выбросы способствуют закислению океана и почвы . Оксиды азота также стимулируют образование частиц и озона . [ 1 ]
Повреждения зданий
[ редактировать ]
Помимо того, что он является третьим по величине загрязнением воздуха среди всех портовых городов Европы, [ 3 ] круизные лайнеры, проходящие через канал Джудекка, повреждают фундаменты зданий исторической Венеции , объекта Всемирного наследия , а также закрывают обзор жителям и другим туристам. [ 12 ] Через неделю после «Коста Конкордия» катастрофы 12 января 2012 года ЮНЕСКО призвала венецианские власти ограничить в будущем доступ круизных лайнеров в Венецию и другие итальянские порты с уязвимой культурно-исторической архитектурой. [ 13 ] В том году в Венеции пришвартовалось более 600 пассажирских судов, около 300 из которых были отнесены к категории мегакруизов (с тысячами пассажиров и десятью палубами), в общей сложности перевозивших от 1,6 до 2 миллионов пассажиров. [ 12 ] [ 14 ] В последующие годы город Венеция, для которого туризм имеет решающее значение, пытался достичь компромисса с круизными линиями, но в августе 2014 года вмешалось итальянское правительство, запретив судам, вес которых превышает 96 000 тонн, приближаться к историческому центру Венеции. 2015. [ 12 ] О планах изменить треть круизов было объявлено министром транспорта Данило Тонинелли в августе 2019 года, после того как 2 июня 2019 года MSC Opera врезалась в небольшой речной круизный лайнер и пристань в Венеции, в результате чего пять человек получили ранения; однако планы Тонинелли подверглись критике со стороны активистов и других политиков как нереалистичные. [ 15 ]
Правила
[ редактировать ]Международные договоры
[ редактировать ]Международная морская организация (ИМО) – агентство ООН по регулированию международного судоходства, основанное в 1948 году. Международная конвенция ИМО по предотвращению загрязнения с судов, более известная как МАРПОЛ 73/78 (действует с 1983 года, а позже расширенный), установил важнейший международный стандарт в сдерживании загрязнения окружающей среды судоходством. Среди прочего, он запрещал любые виды сброса отходов в пределах трех морских миль от береговой линии и устанавливал ограничения на выбросы оксидов серы и азота с судов. [ 16 ]
Согласно международному праву, максимальная концентрация оксида серы в выбросах круизных судов в полном море составляет 0,5% с 1 января 2020 года. [ 7 ] [ 17 ] Этот стандарт (иногда называемый «ИМО 2020») был рекомендован подкомитетом Организации Объединенных Наций в 2008 году и принят ИМО в 2016 году. [ 17 ] Ранее максимальная концентрация при полном море была установлена на уровне 3,5%. [ 7 ] [ 17 ] Поскольку по состоянию на июль 2019 года наиболее часто используемый мазут все еще считался имеющим среднее содержание серы около 2,7%, это был серьезный сдвиг в истории нефтяного рынка, и судовые компании, уличенные в нарушении новых правил, могли столкнуться с огромными штрафами. когда его поймали власти. [ 17 ]
Конвенция об управлении балластными водами , направленная на предотвращение таких проблем , как распространение инвазивных видов , вступила в силу 8 сентября 2017 года и начнет применяться в полном объеме 8 сентября 2024 года.
Однако судоходство выходит за рамки многих международных соглашений, таких как Киотский протокол 1997 года и Парижское соглашение 2015 года , а суда также исключены из многих национальных правил, поскольку они перемещаются между странами, часто через международные воды . [ 8 ] Эти аспекты затрудняют с юридической точки зрения возложение ответственности на тот или иной государственный орган, а также практически затрудняют проверку объемов выбросов (круизных) судов и применение санкций в случае нарушений. [ 8 ]
Зоны контроля выбросов
[ редактировать ]Зоны контроля выбросов серы (SECA) требуют применения самых строгих стандартов по выбросам серы в морское топливо, но даже в этих зонах загрязнение воздуха на круизных лайнерах может оставаться серьезной проблемой. [ 1 ] Более того, по состоянию на 2017 год в Европе существовало только два SECA, а именно в Балтийском и Северном морях , а не в остальных водах Европы. [ 1 ] Лучший морской стандарт серы (0,1% или 1000 частей на миллион) остается в 100 раз хуже, чем европейский стандарт серы для дорожного дизельного топлива/бензина (0,001% или 10 частей на миллион), действовавший в 2004–2019 годах. [ 1 ] Протестующие в порту Антверпена , чью петицию против круизов в 2019 году поддержали 15 000 граждан, отметили парадокс: в портом Антверпена. городе Антверпен есть зона с низким уровнем выбросов для автомобилей и других дорожных транспортных средств, но круизные лайнеры с высоким уровнем загрязнения могут просто причаливать рядом с центр города с небольшими ограничениями. [ 18 ]
Ограничения на стыковку
[ редактировать ]
При швартовке, швартовке или швартовке в населенных местах на несколько часов круизные лайнеры, такие как « Гармония морей», должны использовать вспомогательные двигатели, сжигающие топливо с низким содержанием серы, или использовать технологии снижения выбросов, чтобы уменьшить количество вызываемого ими загрязнения воздуха. в ущерб местным жителям. [ 19 ] Однако критики говорят, что этих мер недостаточно для обеспечения их здоровья. [ 19 ]
Активисты настаивают на том, чтобы в круизах использовалось электричество с берега (известное как « береговая энергия » или « холодная глажка »). [ 20 ] ) в часы стыковки, но круизные компании сопротивляются этой альтернативе. [ 19 ] [ 4 ] Береговая электроэнергия уже распространена в США , Канаде и некоторых европейских портах (однако по состоянию на апрель 2019 года только два европейских порта способны вырабатывать достаточно электроэнергии, чтобы обеспечить полную мощность круизных лайнеров с выключенными двигателями). [ 7 ] ), и Саутгемптон планировал стать первым портом в Великобритании, который введет его в 2020 году. [ 20 ] Недостатки берегового энергоснабжения включают в себя расход электроэнергии и необходимые финансовые вложения в установку необходимой инфраструктуры. [ 20 ] По данным CLIA, в апреле 2019 года 28% круизов использовали береговую электроэнергию. [ 7 ] Европейская комиссия обязала все порты Европейского Союза обеспечить наличие береговой электроэнергии к 2025 году, если только не будет спроса или затраты не превысят экологические выгоды. [ 7 ]
Судебные дела
[ редактировать ]В 2016 году Princess Cruises суд Майами приговорил (британо-американскую дочернюю компанию Carnival Corporation, действующую в Европе и Северной Америке) к выплате 40 миллионов долларов США в качестве компенсации за незаконный сброс нефти в море с целью сократить расходы на утилизацию отходов. . Первоначально ему был предъявлен иск только за сброс 4 227 галлонов (16 000 литров) загрязненных нефтью отходов примерно в 20 милях (32 километрах) от побережья Англии 26 августа 2013 года с использованием « волшебной трубы » с судна « Карибская принцесса» . Но позже власти обнаружили, что Princess Cruises совершала это незаконное загрязнение с 2005 года, и четыре других корабля были признаны виновными в том же преступлении, а бортовые датчики манипулировали, чтобы избежать обнаружения загрязнения морской воды. [ 21 ] [ 22 ] За нарушение условий испытательного срока в 2016 году Карнавалу и Принцессе было приказано выплатить дополнительный штраф в размере 20 миллионов долларов в 2019 году. Новые нарушения включали сброс пластика в воды на Багамах, фальсификацию записей и вмешательство в судебный надзор. [ 23 ]
В июле 2018 года впервые во французском Средиземноморье капитан круизного лайнера MS Azura предстал перед судом за нарушение ограничений на выбросы топлива в порту Марселя . [ 10 ]
Другие решения
[ редактировать ]Сокращение выбросов и отходов
[ редактировать ]Каталитические нейтрализаторы могут быть установлены для снижения выбросов судов. [ 6 ] [ 4 ] В судоходстве они известны как скрубберы . По данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), по состоянию на апрель 2019 года на 60% круизных лайнеров уже были установлены скрубберы. [ 7 ] ЕС может сделать эту установку обязательной. [ 6 ] MSC Cruises утверждает, что ее MSC Grandiosa (построенный в 2016 году) имеет несколько фильтров, которые сокращают выбросы оксидов серы в газойле на 97%, а выбросы оксидов азота на 80%. [ 24 ] Однако в октябре 2019 года The Independent предупредила, что большинство из недавно установленных скрубберов (3756 на судах, среди которых много круизных лайнеров) представляют собой «скрубберы с разомкнутым контуром», которые позволяют сере, извлеченной из дыма, превращаться в жидкость, которую можно незаконно сброшены в море. Таким образом, они представляют собой « мошеннические устройства », призванные создать видимость соответствия правилам IMO 2020, но на самом деле нарушают их. Только 65 из 3756 скрубберов были закрытыми и не могли использоваться для сброса серного экстракта в море, а открывались только на суше для безопасной утилизации там. [ 25 ]
Существуют также сепараторы нефтесодержащей воды . По данным CLIA, в апреле 2019 года на 62% круизов фильтровались сточные воды ( серая вода ). [ 7 ]
Электрические двигатели
[ редактировать ]Суда могут работать только на электричестве, особенно на коротких расстояниях, например, между Швецией и Данией . [ 6 ] Электродвигатели не выделяют вредных газов (при условии, что электричество чистое ), бесшумны и, таким образом, устраняют шумовое загрязнение, вызываемое двигателями внутреннего сгорания, и требуют гораздо меньшего обслуживания. [ 26 ] С другой стороны, электрические батареи относительно тяжелы, в целом генерируют меньшую мощность и скорость, их необходимо часто заряжать, поэтому они менее подходят для поездок на большие расстояния. [ 26 ]
Чтобы снизить потребление электроэнергии, на некоторых современных кораблях используются только светодиодные лампы . [ 24 ]
Перенос терминалов
[ редактировать ]
Перенос пассажирских терминалов круизных лайнеров из густонаселенных районов в близлежащие города или деревни предлагался в таких портах, как Венеция, Антверпен и Амстердам (Пит Хейнкаде), чтобы уменьшить количество местных жителей, подвергающихся воздействию загрязнения воздуха (поскольку а также более равномерное распространение массового туризма ). Однако это было встречено протестами со стороны окрестных городов и деревень, которые не хотят, чтобы загрязнение окружающей среды и чрезмерный туризм распространились на них, а сами портовые города опасаются потерять экономические выгоды от туризма, когда круизные суда причаливают слишком далеко от побережья. где посетители захотят потратить свои деньги. [ 15 ] [ 18 ] [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Загрязнение круизных лайнеров в США
- Воздействие авиации на окружающую среду
- Поэтапный отказ от автомобилей, работающих на ископаемом топливе
- Регулирование загрязнения судов в США
- Запрет на ближнемагистральные полеты
Примечания
[ редактировать ]- ^ Географический охват исследования 2017 года включал ИЭЗ всех государств-членов ЕС (включая Великобританию), Норвегию (включая Шпицберген), Исландию, Албанию, Черногорию и датскую Гренландию, Борнхольм и Фарерские острова. [ 1 ]
- ^ 'Испания, Италия, Греция, Франция и Норвегия являются наиболее подвергшиеся странам воздействию загрязнения воздуха круизными лайнерами в Европе». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Фаиг Аббасов, изд. (июнь 2019 г.). «Одна корпорация загрязняет их всех. Выбросы в воздух роскошных круизных судов в Европе» (PDF) . Транспорт и окружающая среда . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Роскошный круизный гигант выбрасывает в 10 раз больше загрязнения воздуха (SO x ), чем все европейские автомобили – исследование» . Транспорт и окружающая среда . 4 июня 2019 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2021 г. Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стивен Бурген (7 июня 2019 г.). «Порт Барселоны является худшим в Европе по загрязнению воздуха круизными лайнерами» . Хранитель . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Насколько вредны для окружающей среды круизные лайнеры?» . Немецкая волна . Ютуб. 4 апреля 2013 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Смотрите, как круизный лайнер загрязняет до 13 миллионов автомобилей за один день» . Примите участие . Друзья Земли . 28 апреля 2015 года . Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Барбара Дебушер (2 сентября 2018 г.). «Только один круизный лайнер в мире не вреден для здоровья» . Де Морген (на голландском языке) . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Питер ван Аммельрой (24 апреля 2019 г.). «От «грязной полировки» к «экологичности»: круизный лайнер усердно работает над более экологичным имиджем» . де Фолькскрант (на голландском языке) . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Инсайт: загрязнение корабля» . ТРТ Мир . Ютуб. 19 мая 2017 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Обратите внимание на метановый разрыв» .
- ^ Jump up to: а б с д Анжелика Крисафис (6 июля 2018 г.). « Я не хочу, чтобы корабли меня убили»: Марсель борется с загрязнением круизных лайнеров» . Хранитель . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Рене Филиппоне (25 января 2019 г.). «Качество воздуха на круизных лайнерах такое же плохое, как и в «самых загрязненных городах мира» » . Новости ЦБК . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «ЮНЕСКО: Большие круизные лайнеры вредят Венеции» . Трау (на голландском языке). 23 января 2012 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Долой «морские небоскребы» » . Де Морген (на голландском языке). 17 августа 2014 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
В 2012 году здесь пришвартовалось более шестисот пассажирских судов. Около трёхсот вписываются в категорию мегакруизных лайнеров с тысячами пассажиров и дюжиной палуб.
- ^ Филипп Риде (20 сентября 2013 г.). «В Венеции распространение гигантских круизных лайнеров угрожает лагуне» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Анжела Джуффрида (8 августа 2019 г.). «Венецианские круизные лайнеры могут быть перенаправлены из центра города в следующем месяце» . Хранитель . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Лео Хикман (17 января 2012 г.). «Какое влияние окажет катастрофа на Коста Конкордия на окружающую среду?» . Хранитель . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сэм Мередит (15 июля 2019 г.). «До «самого большого изменения в истории нефтяного рынка» осталось менее шести месяцев» . CNBC . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Марк Шотенс (2 августа 2019 г.). «Активисты Антверпена используют коврики для йоги против круизных лайнеров» . Де Морген (на голландском языке) . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Джон Видал (21 мая 2016 г.). «Самый большой круизный лайнер в мире и его огромная проблема загрязнения» . Хранитель . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Порт Саутгемптона в первую очередь держит курс на береговое электроснабжение круизных судов» . Новости Би-би-си . 29 декабря 2019 года . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ «Волшебная трубка» стоимостью 40 миллионов долларов: компания Princess Cruises получила рекордный штраф за сброс нефти в море» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 2 декабря 2016 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Экологический штраф для круизных лайнеров Princess с незаконной «волшебной трубкой» » . Альгемин Дагблад (на голландском языке). Ассошиэйтед Пресс. 1 декабря 2016 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ «Carnival Cruises заплатит 20 миллионов долларов за загрязнение окружающей среды и сокрытие» . Нью-Йорк Таймс . 4 июня 2019 года . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Леон ван Хил (4 ноября 2019 г.). «Это круизный гигант MSC Grandiosa: очень большой и немного зеленый» . Альгемин Дагблад (на голландском языке) . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Уил Крисп (25 октября 2019 г.). «Тысячи кораблей оснащены «читерскими устройствами» для отвода ядовитых загрязнений в море» . Независимый . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ноэль ван Беммель (4 сентября 2020 г.). «На электрическом парусном спорте это не так быстро. Почему?» . де Фолькскрант (на голландском языке) . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Мишель Кузи (29 июня 2019 г.). «Узнайте это с помощью своего терминала» . Het Parool (на голландском языке) . Проверено 21 сентября 2020 г.