Карфагенская чеканка
Карфагенская или Пуническая валюта относится к монетам древнего Карфагена , финикийского города-государства, расположенного недалеко от современного Туниса , Тунис . Между концом пятого века до нашей эры и его разрушением в 146 году до нашей эры Карфаген производил широкий ассортимент монет из золота , электрума , серебра , биллонов и бронзы . Базовым номиналом был шекель , который, вероятно, произносился как /səˈḳel/ на пуническом языке . [ 1 ] Лишь небольшая часть карфагенских монет производилась или использовалась в Северной Африке . Вместо этого большинство происходит из владений Карфагена на Сардинии и западной Сицилии . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Между девятым и седьмым веками до нашей эры финикийцы основали колонии по всему западному Средиземноморью, особенно в Северной Африке, западной Сицилии, Сардинии и южной Иберии . Карфаген вскоре стал крупнейшим из этих сообществ, установив особенно тесные экономические, культурные и политические связи с Мотьей на западе Сицилии и Сульчи на Сардинии.
Хотя монеты начали чеканить греческие общины на Сицилии и в Южной Италии около 540 г. до н.э., пунические общины начали чеканить монеты только примерно в 425 г. до н.э. Первые пунические монетные дворы находились на западе Сицилии, в Мотье и Тише (вероятно, Панорме, современный Палермо ). Чеканка, которую производили эти общины, известна как сикуло-пуническая чеканка . Как и монеты, производившиеся греческими общинами на Сицилии, они чеканились исключительно из серебра по аттико-евбейскому весовому стандарту , а их иконография в основном была адаптирована из других ранее существовавших сицилийских монет — в основном из Гимеры , Сегесты и Сиракуз . [ 3 ] Эта сикуло-пуническая чеканка, вероятно, предшествовала Финикии собственным тирским шекелям , которые появились ок. 400 г. до н.э. [ 4 ]
Первая карфагенская чеканка (ок. 410–390 до н. э.)
[ редактировать ]Аверс: Ника, летящая над передней частью коня, лицом вправо, пшеничное зерно справа, легенда гласит 𐤒𐤓𐤕𐤇𐤃𐤔𐤕 ( QRTḤDŠT , «Карфаген»).
Реверс: финиковая пальма , надпись 𐤌𐤇𐤍𐤕 ( MḤNT , «лагерь»).
Первые карфагенские монеты, судя по всему, были отчеканены в 410 или 409 г. до н.э. для оплаты масштабной карфагенской военной интервенции на Сицилии, которая привела ко Второй сицилийской войне (410–404 гг. до н.э.), и продолжалась до конца Третьей Сицилийской войны. (398-393 гг. до н.э.). Эта чеканка состояла исключительно из аттического веса серебряных тетрадрахм (17,26 г), известных как серия I (ок. 410–390 до н.э.), содержащих пять отдельных хронологических подгрупп (AF).
На аверсе этих самых ранних монет изображена передняя половина лошади, обращенная вправо, и легенда на пуническом языке с надписью QRTḤDŠT (𐤒𐤓𐤕𐤇𐤃𐤔𐤕, «Карфаген»). На реверсе изображена финиковая пальма с надписью MḤNT (𐤌𐤇𐤍𐤕, «лагерь»). Из подгруппы B на аверсе также изображена крылатая Ника, летящая над лошадью, держащая кадуцей и венок . В последней подгруппе F передняя часть лошади заменяется полной лошадью, свободно гарцующей. [ 5 ]
Эта серебряная монета, возможно, на более поздних стадиях сопровождалась первой карфагенской золотой монетой, известной как Дженкинс-Льюис, Группа I. Эта чеканка известна по единственному примеру. Он был отчеканен как шекель или дидрахма по финикийскому весовому стандарту (7,20 г). Ее типы, лошадь на аверсе и пальма на реверсе, очень похожи на серебряные монеты I серии , подгруппы F. [ 6 ]
Наряду с этими первыми карфагенскими выпусками отдельные сикуло-пунические монеты продолжали чеканиться в других городах карфагенской сферы на западе Сицилии, в частности в Мотии (до 398/7 г. до н.э.), Шиш-Панорме, Эриксе и Сегесте.
Дата и место монетного двора
[ редактировать ]
Дата появления серебра I серии (ок. 410–390 гг. до н.э.) установлена по нескольким свидетельствам. Монета из подгруппы Б была перечеканена монетой Агригента . Поскольку деятельность по чеканке монет в Агригенте прекратилась в 406 г. до н.э., когда карфагеняне разрушили город, серия I (B) , должно быть, уже начала обращаться до этой даты. [ 7 ] Вся серия подошла к концу к началу 380-х годов до н.э., поскольку подборка всех подгрупп фигурирует в двух кладах, хранившихся в то время: Контесса и Вито Супериоре ( IGCH 2119 и 1910). Последнее особенно важно, поскольку наиболее вероятным поводом для его отложения является осада Регия в 387 г. до н.э. [ 7 ] Схема соединения штампов внутри серии - с относительно высоким соотношением реверсных штампов к аверсным штампам и относительно небольшим количеством реверсных штампов, общих для нескольких лицевых штампов - указывает на то, что чеканка была «интенсивной, хотя и нерегулярной». [ 8 ] Сопоставляя эти нумизматические данные с исторической ситуацией в эти годы, известной из литературных источников (в первую очередь Диодора Сицилийского ), Кеннет Дженкинс утверждал, что карфагеняне инициировали чеканку монет, чтобы оплатить свою первую экспедицию на Сицилию в 410 г. до н. э. (или, возможно, вторую интервенция в 409 г. до н.э., которая была в гораздо большем масштабе), и продолжали чеканить монеты, как того требовали изменчивые обстоятельства, в течение следующих семнадцати лет войны, пока не был заключен мир. объявлено в 393 г. до н.э., после битвы при Хрисасе . [ 7 ] Легенда на реверсе, MḤNT , что означает «лагерь», имеет военный подтекст, который подтверждает идею о том, что эта монета предназначалась для оплаты текущих военных кампаний.
Местоположение монетного двора, на котором чеканились эти монеты, точно не известно. Более поздние выпуски карфагенского серебра производились на Сицилии, в Лилибее (современная Марсала ), но этот город был основан лишь в 397/396 году до нашей эры, после разрушения Мотии . Карфагенские монеты вряд ли производились в Моти до этой даты, поскольку Мотия, похоже, продолжала чеканить свои собственные монеты до их уничтожения. Таким образом, Дженкинс заключает, что первоначальное производство сериала, вероятно, происходило в самом Карфагене. Переход от подгруппы Е к подгруппе F отмечен иконографическим сдвигом, при котором оформление аверса переходит от изображения передней части лошади к изображению полной лошади. Возможно, перемена совпала с переносом чеканки в новый город Лилибей. [ 8 ]
Золотой выпуск, Группа Дженкинса-Льюиса I , датируется исключительно на основании его иконографического сходства с последней подгруппой серебра ( Серия I (F) ), что позволяет предположить, что он был отчеканен в то же время. Возможно, его отчеканили в Карфагене или Лилибее. [ 9 ] В древнем Средиземноморье выпуск золотых монет часто был связан с периодами особого кризиса, когда запасы серебра были истощены и государства были вынуждены прибегнуть к переплавке ювелирных изделий и религиозных посвящений. Это могло бы соответствовать производству на более поздних этапах семнадцатилетней карфагенской войны на Сицилии.
Иконография
[ редактировать ]Серия I представляет два ключевых мотива, которые продолжали регулярно появляться на карфагенских монетах на протяжении всей их истории: лошадь и пальма. Значение обоих символов оспаривается, при этом в научных кругах существуют определенные разногласия по поводу того, следует ли их интерпретировать с точки зрения пунических или греческих культурных традиций.
Были предложены три основные интерпретации лошади. Во-первых, лошадь была символом Баала-Хаммона , главного бога Карфагена, который, вероятно, был связан с войной и солнцем. Однако наши знания о карфагенской религии и природе ее божеств весьма ограничены. На гораздо более поздних карфагенских монетах лошадь иногда появляется с солнечным диском , что может поддержать эту интерпретацию. [ 10 ] [ 11 ] Вторая интерпретация заключается в том, что лошадь относится к легенде об основании Карфагена, известной от римского историка Юстина . По его словам, при основании Карфагена в земле была найдена голова лошади, которая была истолкована как предзнаменование будущего процветания города. [ 12 ] На греческих монетах на Сицилии и в южной Италии было обычным явлением изображать мотивы, связанные с основанием чеканного города. Но неясно, была ли это основная история, которую знали сами карфагеняне, или просто история, рассказанная о них римлянами. [ 6 ] [ 10 ] Третья интерпретация заключается в том, что лошадь относится к военному назначению чеканки. Важным для этой интерпретации является тот факт, что, начиная с подгруппы B, лошадь сопровождает крылатая женская фигура, держащая венок и кадуцей. В греческом искусстве эта фигура является символом победы, известной как Ника , а венок вручался победителям в состязаниях и сражениях. [ 10 ] Эти три интерпретации не обязательно несовместимы друг с другом.
Обычная интерпретация пальмы заключается в том, что это был своего рода визуальный каламбур, предназначенный для обозначения власти чеканки монет, поскольку греческое слово «пальма» phoinix также является греческим словом, означающим «финикийский/пунический». Этот вид визуального каламбура, часто известный как «тип кантинга», был распространен в классической греческой чеканке, особенно на Сицилии, где известные примеры встречаются в Гимере , Селинусе , Занкле и Леонтини . [ 10 ] Эдвард Стэнли Робинсон оспорил эту интерпретацию на том основании, что греческий каламбур был бы неожиданным на пунической монете. [ 13 ] Однако греческий язык был широко известен и на нем говорили в контролируемой Карфагеном части Сицилии; на нескольких более ранних сикуло-пунических монетах надписи на монетах написаны на греческом языке. Альтернативное объяснение состоит в том, что ладонь была символом бога солнца Баала-Хаммона — если он был богом солнца — но этому не так уж много доказательств, за исключением того, что ладонь была символом греческого бога солнца Аполлона . Делос . [ 10 ]
В подгруппе E между буквами легенды на лицевой стороне изображены два необычных двухъярусных горшка. Эти сосуды представляют собой разновидность курильницы или тимиатериона , который обычно встречается в керамических комплексах на пунических стоянках этого периода. Его присутствие может поддержать попытки прочитать иконографию этих монет с точки зрения карфагенской религии.
Середина четвертого века (ок. 350/340 – 320/315 до н.э.)
[ редактировать ]Аверс: женская голова в венке с двумя дельфинами по образцу сиракузской Аретузы .
Реверс: Лошадь, стоящая перед пальмой и рядом со звездой.

Аверс: женская голова в венке. Реверс: Стоящая лошадь.
После перерыва в чеканке между 350 и 340 годами до нашей эры начали чеканить новые карфагенские монеты. Эта новая чеканка состояла из еще одной серии серебряных тетрадрахм, известной как Серия II , с четырьмя подгруппами (AD), которая просуществовала до 320/315 г. до н.э. [ 14 ] Эти монеты имеют женскую голову на аверсе, созданную по образцу изображений Коры (подгруппы Ai, B и C.iv) и Аретузы (подгруппы A.ii, Ci-iii и D) на сиракузских монетах . На реверсе обычно изображена стоящая лошадь, а позади нее - пальма. В первом выпуске есть легенда QRTHDŠT , за которой следуют M (𐤌) и BTW'L (𐤁𐤕𐤅𐤀𐤋) позже в подгруппе A и ḤB или BḤ (𐤇𐤁 или 𐤁𐤇) в подгруппе C. [ 15 ]
Это сопровождалось чеканкой новой золотой монеты Дженкинса-Льюиса, Группа II , двух номиналов (шекель и пятый шекель), которая производилась в гораздо больших масштабах, чем предыдущие выпуски. [ 16 ] [ 17 ] За ним последовал Дженкинс-Льюис, Группа III , первый крупный карфагенский выпуск электрума (95% золота, 5% серебра) с девятью подгруппами (AI), который начал чеканиться спустя некоторое время после 350 г. до н.э. и продолжался примерно до 320 г. до н.э. Он состоит из увесистого шекеля весом 9,4 г и ряда более мелких купюр (половина, четверть, пятая и десятая). [ 18 ] Обе группы II и III имеют одинаковую иконографию: женская голова по образцу Коры на аверсе и лошадь на реверсе, без пальмы и надписей. [ 17 ]
Набор бронзовых монет SNG Cop. 94–98 выпускались примерно с 350 по 330 годы до нашей эры, в двух номиналах: с мужской головой на аверсе и скачущей лошадью на реверсе. [ 19 ]
Толчком к возобновлению чеканки, похоже, послужило карфагенское вторжение в восточную Сицилию после падения режима Дионисия II в Сиракузах, а затем Шестая сицилийская война против Тимолеона . Это сопровождалось возобновлением чеканки в ряде других сикуло-пунических центров, включая «Ṣyṣ» (Панорм), «Ршмлкрт» (Селинус или Лилибей?), Терму и, возможно, Солоус .
Дата и место монетного двора
[ редактировать ]2133 и 2132) появляются только ранние выпуски (подгруппа Ai) На дату чеканки серебряных монет указывает тот факт, что в кладах Ниссора и Гибил-Габиб ( IGCH , отложенные в 330-х гг. до н.э. Это означает, что первая подгруппа возникла где-то в 340-х годах до нашей эры, что хорошо согласуется с историческими обстоятельствами войны между Тимолеоном и карфагенянами 344-341 годов до нашей эры. Подгруппа D, как известно, является последней подгруппой серебряных монет, поскольку она связана штампом с первым выпуском следующего набора серебряных монет, выпущенных карфагенянами ( серия III.A ). Монеты подгруппы D появляются в кладе Мегары Гиблеи ( IGCH 2135), который был отложен в 320-х годах до нашей эры, что указывает на то, что в это десятилетие серия, должно быть, подходила к концу. [ 20 ]
Золото Дженкинса-Льюиса, группа II, датируется на основе стилистических параллелей с дизайном аверса более ранних монет серебряной серии II , что предполагает датировку 340-м годом до нашей эры, но на самом деле она могла начаться раньше. [ 17 ] Дженкинс-Льюис, Группа III, отсутствует в кладе Аволы, хранящемся около 360 г. до н.э., и, следовательно, должна быть датирована позже. Последующая группа Дженкинса-Льюиса V встречается в кладе Скоглитти ( IGCH 2185a), отложенном в 290-х годах до нашей эры, поэтому группы III и IV, вероятно, были отчеканены между ок. 350 и 310 гг. до н.э. [ 21 ] На дату изготовления бронзы указывают археологические находки в западной части Сицилии. [ 19 ]
Серебро серии II обычно идентифицируется как продукция военного монетного двора, который иногда перемещался вместе с карфагенской армией, но обычно располагался в Лилибее (современная Марсала). [ 22 ] Золото группы II , возможно, чеканилось также там или в Карфагене. [ 17 ] Группа III и последующие группы, по-видимому, чеканились не в том же месте, что и серебро. У них совершенно другая система контрольных знаков (в серебре используются символы, в электруме — система точек). Они также стилистически различны: серебро имеет тенденцию во многом следовать моделям сиракузских монет, в то время как типы электрума не имитируют другие монеты. Наконец, начиная с группы IV и далее (310-е гг. до н.э.?), электрумные штампы были регулярно выровнены (т.е. верхняя часть аверса и верх реверса совпадали). Серебряные тетрадрахмы по-прежнему имеют свободные штампы (т. е. ориентация двух штампов относительно друг друга является случайной). Это показывает, что два металла изготавливались с использованием разных технологий, что позволяет предположить, что они изготавливались в разных мастерских. Все эти факторы подразумевают, что электрум был изготовлен на другом монетном дворе, чем серебро. Обычно электрумную мяту отождествляют с самим Карфагеном. [ 21 ]
Место, где SNG Cop. Были отчеканены 94–98, точно неизвестно. Сюзанна Фрей-Куппер утверждала, что монетный двор находился на Сицилии, поскольку подавляющее большинство этих монет было найдено на Сицилии и нет другой пунической бронзы, которую можно было бы отчеканить на Сицилии в этот период времени. [ 19 ] Паоло Висона утверждает, что они были отчеканены в Карфагене, поскольку монеты наименьшего номинала ( SNG Cop. 98), которые с наименьшей вероятностью улетят далеко от монетного двора, были найдены только в самом Карфагене. [ 23 ]
Иконография
[ редактировать ]
Аверс: женская голова в венке. Реверс: Стоящая лошадь.
Личность женской головы, изображенной на аверсе золотых и серебряных монет, неизвестна. Голова представляет собой близкую имитацию аверсных штампов Сиракузского монетного двора с изображением богинь Коры и Аретузы. Некоторые ученые утверждали, что это была просто имитация проверенного дизайна, и эта фигура не предназначалась для какой-либо конкретной идентичности. Другие ученые утверждали, что это следует интерпретировать как изображение богини Коры. В пользу этого говорит тот факт, что Деметре и Коре поклонялись в Карфагене, где с 396 г. до н. э. у них был храм. Кроме того, единственное существенное изменение, внесенное в изображение, — это добавление венка из снопов пшеницы, который, возможно, был предназначен для того, чтобы прояснить, что на изображении Кора изображена как богиня зерна и урожая. [ 24 ] Дональд Харден утверждал, что голову следует интерпретировать как карфагенскую богиню Танит, «в облике сицилийской Персефоны [т.е. Коры]», и эту позицию поддерживают многие другие ученые. [ 25 ] [ 26 ] Кеннет Дженкинс предполагает, что это может быть связано с интерпретацией лошади на реверсе как символа Баал-Хаммона, поскольку одним из главных эпитетов Танит в Карфагене было Пене Баал (лицо Баала), но он допускает, что свидетельства что карфагеняне отождествляли Танит с Корой, «недостает». [ 27 ]
Дженкинс интерпретирует лучистый диск, который сопровождает лошадь на реверсе одного выпуска серебра (в подгруппе B), как подтверждающий отождествление лошади с Баал-Хаммоном. [ 28 ]
Обменный курс
[ редактировать ]Золотые и серебряные монеты должны были функционировать вместе как единая система, но обменный курс между ними достоверно неизвестен. Дженкинс и Льюис предположили, что во времена Группы II соотношение серебра и золота составляло 15:1, и в этом случае один золотой шекель в этот период был бы эквивалентен 25 серебряным драхмам этого периода. [ 17 ] Поскольку серебряные монеты чеканились только в тетрадрахмах (монеты достоинством в четыре драхмы), было бы практически нелегко обменять одну из золотых монет на ее эквивалент в серебре, если бы это соотношение было правильным.
Для последующей III группы вес основного золотого номинала был увеличен с 7,6 г до 9,4 г, но был фальсифицирован серебром (5%). Дженкинс и Льюис предполагают, что соотношение серебра и электрума составляло 11,25:1, а затем упало до 11:1. Таким образом, один шекель электрума первоначально стоил 25 драхм, а позже - 24 драхмы. Согласно этому аргументу, меньшие номиналы группы III принадлежат к двум разным стадиям. Пятая и десятая единицы принадлежали к более раннему периоду и стоили 5 и 2,5 серебряных драхмы соответственно, тогда как половина и четверть принадлежали к более позднему периоду и стоили 12 и 6 серебряных драхм соответственно. [ 18 ]
Конец четвертого века (320-305 до н.э.)
[ редактировать ]Аверс: женская голова в окружении дельфинов. Реверс: голова лошади с пальмой справа, надпись гласит 𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕 ( ʿM MHNT , «люди лагеря»).
Аверс: женская голова во фригийском чепце . Реверс: лев перед пальмой, легенда гласит 𐤌𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕 ( MʿM MHNT , «от жителей лагеря»).
Следующая серия серебряных монет, Серия III , является продолжением предыдущей серии (последний выпуск Серии II разделяет штамп с первым выпуском Серии III ). Она состояла из четырех подгрупп (АД), которые чеканились непрерывно и в больших количествах. На аверсе изображена женская голова по образцу изображения Аретузы на сиракузских монетах, а на реверсе - голова лошади с ладонью вправо. В подгруппе А легенда на реверсе гласит: ʿM MHNT (𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕, «люди лагеря»). В более поздних подгруппах оно сокращается до MM (𐤌𐤌, III.B), ʿ (𐤏, III.C), M (𐤌, III.D). [ 22 ] Другой выпуск серебра, Серия IV , чеканился время от времени, в небольших количествах, одновременно с Серией III . У него совершенно новая иконография. На аверсе изображена голова, вероятно, женская, в фригийском колпаке , а на реверсе изображен лев, преследующий пальму. [ 15 ]
Новый выпуск электрума, Дженкинс-Льюис, Группа IV , возможно, начал чеканиться в 310-х годах до нашей эры и содержал четыре подгруппы (AD). Он вернулся к обычному шекелю весом 7,2 г с двумя меньшими номиналами (пятым и десятым), но имел гораздо меньшее содержание золота, чем предыдущая группа (72% золота, 28% серебра). [ 29 ] Группа IV продолжает изображать женскую голову на аверсе и стоящую лошадь на реверсе, точно так же, как и в группе III . [ 30 ]
Бронзовый выпуск SNG Cop. 102–105 годы начались где-то между 330 и 310 годами до нашей эры. На аверсе у них изображена пальма, а на реверсе — голова лошади. [ 31 ]
Знакомства и монетный двор
[ редактировать ]Преемственность с предыдущими выпусками означает, что монетные дворы выпусков электрума и серебра почти наверняка находились в том же месте, что и в предыдущий период. Легенда на серебряной монете подтверждает предположение, что она была отчеканена на передвижном военном монетном дворе.
Начало Серии III серебра предполагается по дате окончания Серии II в 320-х годах до нашей эры. Предполагается, что новая серия была начата для финансирования интервенций в восточной Сицилии в начале правления Агафокла в Сиракузах в 317 г. до н.э. Серия III закончилась к тому времени, когда клад Пачино 1957 года ( IGCH 2151). в 290-х годах до нашей эры был заложен [ 15 ] Чеканка серии IV датируется по ее появлению в том же кладе, а также по стилистической связи с сериями II.D и сериями III.A примерно 320 г. до н.э. [ 15 ]
Бронзовая чеканка SNG Cop. 102–105 включают монеты, перечеканенные на SNG Cop. 94-98 , что указывает на то, что оно соответствует этому вопросу. Как SNG Cop. 94-98 , он поставляется с двумя различными типами фланов : выпуклый круглый флан ( SNG Cop. 103-105 ) и плоский литой флан со скошенными краями ( SNG Cop. 102 ). Анализ металла показывает, что для обоих выпусков и для обоих типов фланов используется один и тот же сплав. Это убедительное доказательство того, что SNG Cop. 102-105 отчеканены на том же монетном дворе, что и SNG Cop. 94-98 . СНГ Коп. 102–105 сам был перечеканен в Сиракузах бронзовыми монетами Гикеты (289–287 до н. э.), что указывает на то, что SNG Cop. 102–105 оставались в обращении до 290-х годов до нашей эры. [ 31 ]
Иконография
[ редактировать ]Большинство монет имеют ту же иконографию, что и в предыдущем выпуске. Ключевой иконографической проблемой, характерной для этого периода, является идентификация головы на аверсе серебра IV серии . Одно из предположений состоит в том, что на нем изображена Дидона , полумифическая основательница Карфагена. Это соответствует общему образцу греческих монет Сицилии и южной Италии, на которых часто изображается основатель общины. Другое предположение состоит в том, что эта фигура является олицетворением Ливии - теория, отвергнутая Дженкинсом как «вряд ли совместимая с карфагенским национализмом». Сам Дженкинс нашел близкие параллели в терракотовых фигурках Артемиды , на которых Артемида изображена рядом со львом или пальмой. [ 32 ] Он предполагает, что ономастические данные показывают, что Артемиду отождествляли с Танит и, следовательно, именно в Серии IV изображена богиня Танит. [ 15 ]
Начало третьего века (305/300–264 гг. до н. э.)
[ редактировать ]
Серия V представляет собой набор серебряных тетрадрахм, отчеканенных ок. от 305 до ок. 295 г. до н.э. Аверс имитирует серебряную чеканку Александра Великого , изображающую голову Геракла в львиной шкуре, а на реверсе изображена голова лошади с пальмой справа, часто сопровождаемая символом в качестве контрольного знака. Есть две подгруппы (5.A-5.B). Они имеют разные легенды: 5.A читается как ʿM MHNT (𐤏𐤌𐤌𐤇𐤍𐤕, «люди лагеря»), а 5.B почти всегда читается как MHSBM (𐤌𐤇𐤔𐤁𐤌, «квесторы» или «финансовые контролеры»). Фланы также различаются: фланы 5.B существенно более «компактны», чем 5.A. Дизайн аверса 5.А имитирует изображение Геракла на монетах Александра, выпущенных в Тарсе , Александрии и Сидоне , а 5.В. близок к чеканке Александра из Амфиполя . Голова лошади на реверсе 5.А гораздо более пышная и вытянутая, чем у 5.Б. Эти подгруппы сами делятся на более мелкие подгруппы (5.Ai-iv и 5.Bi-ii). [ 33 ]
выпуски электрума Jenkins-Lewis, Group V-VI В течение этого периода выпускались . Их иконография отличается от группы IV лишь в некоторых деталях, а вес остается прежним (7,2 г), но содержание золота многократно снижается. Группа V имеет завиток на реверсе в качестве контрольного знака, а не колос, а содержание золота составляет (55–60 % золота, 40–45 % серебра). Выделяют шесть подгрупп (AF), отличающихся узором из точек на реверсе и номиналом не меньшего размера. [ 34 ] В группе VI , выпущенной в 270-х годах до н. э., женская голова на аверсе больше, а мотив завитков больше не присутствует. Содержание золота падает до 43-47 %. Всего имеется восемь подгрупп (АН), отличающихся возрастающим количеством точек на реверсе. Есть еще один номинал меньшего размера – полшекеля. [ 34 ]
Бронзовый выпуск SNG Cop. 109–119, с женской головой в венке на аверсе и лошадью, стоящей перед пальмой на реверсе (т.е. аналогично более раннему серебру серии II ), выпускался на западе Сицилии в очень больших количествах примерно с 305 г. до н. э. до ок. . 280 г. до н.э. Как и бронзовые выпуски предыдущего периода, есть два различных флана: сферический флан более низкого качества, который встречается реже, и литой флан, который встречается чаще. [ 35 ] Аналогичный бронзовый выпуск SNG Cop. 220–223, с той же иконографией, но алеф (𐤀) или кадуцей на реверсе, судя по всему, были изготовлены на Сардинии между 280 и 260 годами до нашей эры. [ 36 ]
За этими бронзовыми выпусками, похоже, в 390-х годах до нашей эры последовал новый набор бронзовых выпусков SNG Cop. 144-153 и СНГ Коп. 154-178. Эти два типа выглядят очень похожими: женская голова на аверсе и голова лошади на реверсе (т.е. похожи на серебряные монеты Серии III ). СНГ Коп. 144-153 имеет круглый флан средней массой 4,75 г, женская фигура имеет выпуклую шею, общий вид аналогичен электруму V группы . СНГ Коп. 154-178 имеют плоские, литые фланы с немного меньшим средним весом (4,5 г), женская фигурка имеет вогнутую шею и большое разнообразие знаков монетного двора. [ 37 ]
СНГ Коп. 192-201, с женской головой в венке на аверсе и головой лошади с пальмой на реверсе, также производилась на Сардинии в период до Первой Пунической войны . [ 36 ]
Знакомства и монетный двор
[ редактировать ]Серия V регулярно появляется вместе со вторым набором тетрадрахм Агафокла Сиракузского, выпущенных ок. 305 и ок. 295 г. до н. э., в кладах, что позволяет предположить, что эти два события были современниками. [ 38 ] Две подгруппы, 5.A и 5.B, по-видимому, были отчеканены одновременно, поскольку они появляются вместе в кладах в одинаковых количествах и степени износа. Различные легенды, разные стилистические особенности и отсутствие связей между двумя подгруппами указывают на то, что они производились разными монетными дворами. 5.А, вероятно, продолжает мобильный военный монетный двор предыдущего периода. [ 33 ] MHSBM Ливии («финансовые контролеры») 5.B также засвидетельствованы в финансовой роли в надписи из Карфагена и в в качестве квесторов . Дженкинс предполагает, что их присутствие на монетах, а также окончательный конец сикуло-пунической чеканки в этот период указывает на «более тесный и прямой контроль над сицилийской территорией со стороны Карфагенского государства». [ 33 ] [ 39 ]
Как и в предыдущий период, выпуски электрума, судя по всему, производились в самом Карфагене. Потертый образец одной из последних подгрупп группы VI (VI.G) появляется в кладе Карлентини ( IGCH 2206) ок. 260 г. до н.э., что позволяет предположить, что Группа в целом была создана в 270-х и начале 260-х гг. до н.э. [ 34 ]
СНГ Коп. 109–119 отчеканены на западе Сицилии, поскольку большинство находок происходит именно из этой области. Анализ содержания металлов очень похож на SNG Cop. 102-105 предыдущего периода, которые также чеканились на Сицилии. Форма фланов также очень похожа. Находки в могилах Лилибея показывают, что монеты начали чеканить до 300 г. до н.э., а их присутствие в Монтанья-деи-Кавалли в слое разрушения ок. 260 г. до н.э. показывает, что они оставались в обращении в начале Первой Пунической войны . [ 35 ] Ассоциация СНГ Коп. 220-223 и СНГ Коп. 192–201 с Сардинией, о чем свидетельствуют различные образцы находок (последние более распространены на Сардинии; на Сицилии оба ограничены прибрежными участками), общие отметки монетного двора и содержание металлов. [ 36 ]
Иконография
[ редактировать ]Изображение Геракла на аверсе Серии V , вероятно, интерпретировалось как его стандартный эквивалент в финикийской религии: Мелькарт , главный бог метрополии Карфагена, Тира . Дженкинс утверждает, что принятие этого мотива было просто мотивировано широким распространением чеканки Александра в этот период, но предполагает, что это изменение могло также быть претензией на карфагенское превосходство в финикийском мире после разрушения Тира в 332 году . до нашей эры. [ 40 ] Возможные интерпретации головы лошади и пальмы на реверсе такие же, как и для более ранних периодов. [ 41 ]
Первая Пуническая война (264-241 до н. э.)
[ редактировать ]
Проблемы Северной Африки
[ редактировать ]карфагеняне чеканили большое разнообразие монет из различных металлов Во время Первой Пунической войны . Электрум Дженкинса -Льюиса, группа VII, был произведен около 270 г. до н.э. и имеет тот же вес (7,2 г), содержание золота (45%) и изображения, что и группа VI , но имеет «более формальный» стиль. Здесь нет подгрупп и меньших номиналов. [ 34 ] [ 42 ]
Дженкинс-Льюис, группа IX — выпуск из чистого золота двух номиналов: один весом 12,5 г, другой — 25 г. Они эквивалентны 20 и 40 серебряным шекелям соответственно при соотношении золота:серебра 13⅓:1. [ 43 ] [ 44 ] В иконографии на аверсе изображена женская голова и оглядывающаяся через плечо лошадь. Найденные доказательства и тот факт, что штампы совмещены, показывают, что Группа IX была изготовлена в Карфагене. [ 43 ] На монетах есть следы, оставленные пятнами ржавчины на штампах, что позволяет предположить, что они были изготовлены из железа в результате экстренной чеканки монет - вероятно, вторжения Регула в 256 г. до н.э. [ 43 ] [ 44 ]
Дженкинс-Льюис, Группа X — это очень крупный выпуск электрума, который заменил Группу IX в Карфагене в неопределенную дату и продолжался до конца Первой Пунической войны. На аверсе изображена женская голова в венке, как и в предыдущих выпусках, а на реверсе изображена стоящая лошадь, смотрящая вперед, с солнечным диском, окруженным двумя ураями, парящими над ее спиной. Есть две подгруппы. Группа ХА , более ранняя, весит 10,8-11 г и имеет содержание золота около 45-49%. Он содержит еще семь подподгрупп. Группа ХВ легче (10,5-10,7 г) и содержит меньше золота (34-36 %). О местонахождении и дате монетного двора свидетельствует тот факт, что монеты группы X часто дублируются монетами, изготовленными повстанцами во время Наемнической войны (241-237 до н.э.). [ 45 ] Группу X сопровождает серебряная монета с такой же иконографией, отчеканенная в биллонах (серебро, сильно смешанное со свинцом ). [ 46 ]
Сицилийские проблемы
[ редактировать ]
Аверс: Женская голова в венке (без изображения). Реверс: Пегас летит вправо, на легенде написано 𐤁𐤀𐤓𐤑𐤕 ( B'RṢT , «на земле»).
На Сицилии карфагеняне чеканили монеты Дженкинса-Льюиса, электрум VIII группы и серебро VI серии . Группа VIII состояла из единственной купюры номиналом 21,6 г — тройного шекеля — с содержанием золота 30%. [ 43 ] [ 44 ] Серебро серии VI, вероятно, разделено на три номинала: монета достоинством шесть шекелей или додекадрахм (45 г) с женской головой на аверсе и скачущей лошадью на реверсе; монета номиналом три сикля или гексадрахмы (21 г) с такой же женской головой на аверсе и головой лошади на реверсе; и монета в пять шекелей или декадрахм (36 г) с женской головой на аверсе и Пегасом . летящим прямо на реверсе [ 47 ] Группа VIII и монеты достоинством пять шекелей серии VI имеют на реверсе надпись B'RṢT (𐤁𐤀𐤓𐤑𐤕). Старые ученые интерпретировали это как пуническую языковую форму Бирсы , цитадели Карфагена, но Анна Мария Бизи утверждала, что более естественная интерпретация была «на земле». Карфагенские надписи показывают, что RṢT («земля») был стандартным термином для карфагенских административных округов (известных в латинских источниках как pagi ). Дженкинс утверждает, что это указывало на «землю» Сицилии. [ 48 ] [ 49 ] Локализация этих выпусков на Сицилию основана на том факте, что они встречаются только в сицилийских кладах и на том факте, что их штампы не совмещены. [ 43 ] [ 50 ] [ 51 ]
Сардинские проблемы
[ редактировать ]Данные кладов показывают, что большая часть бронзовых монет, выпущенных во время Первой Пунической войны, была отчеканена на Сардинии, возможно, потому, что она была более безопасной. В 250-х годах до нашей эры основная бронзовая монета — SNG Cop. 202-215 , весом около 7,5 г, с женской головой в венке на аверсе и стоящей лошадью с пальмой или без нее на реверсе. [ 46 ] Более поздние выпуски бронзовых монет отчеканены с большим весом, возможно, в ответ на обесценивание серебряных монет. [ 52 ] Римская аннексия Сардинии в 238 г. до н. э. положила конец карфагенской чеканке монет.
Межвоенный период (241-218 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Между Первой и Второй Пуническими войнами Карфаген выпускал отдельные монеты в Северной Африке и в регионе Испании, контролируемом Баркидами . Чеканка этих двух регионов обращалась отдельно; т.е. монеты, отчеканенные в Испании, не встречаются в Северной Африке, а монеты, отчеканенные в Северной Африке, не встречаются в Испании. [ 53 ]
Северная Африка
[ редактировать ]Недолговечный золотой выпуск Дженкинса-Льюиса, группа XI, представляет собой почти чистое золото, с изображением женской головы на аверсе и лошади на реверсе. Символ III , возможно, указывает на то, что он стоил три двойных сикля серебра, что дает правдоподобное соотношение золота и серебра 12:1. Качество изображений говорит о том, что они были сделаны в спешке. Он появляется в кладах вместе с монетами, выпущенными противниками Карфагена во время Наемнической войны (242–238/7 гг. до н.э.), что указывает на то, что он был произведен во время или в преддверии этой войны. [ 54 ]
Большая часть монет, выпущенных в Северной Африке в этот период, изготовлена из бронзы. [ 55 ] В 230-х годах до н.э. существовал комплект тяжелых бронз, СНГ Коп. 253-254 , с женской головой на аверсе и лошадью, стоящей перед ладонью на реверсе, которые весят 15 г. Около 230 г. до н.э. была введена более сложная система бронзовых и биллонных монет трех номиналов: SNG Cop. 261 (24 г), СНГ Коп. 260 (12 г), СНГ Коп. 255-259 (6 г). [ 56 ]
Дженкинс-Льюис, группа XIII — монета из электрума в четверть шекеля (1,7 г) с очень низким содержанием золота (14%). На аверсе изображена женская голова, а на реверсе — стоящая лошадь, оглядывающаяся через плечо (т.е. аналогично Группе IX Первой Пунической войны). Дженкинс и Льюис относят это к 230-м годам до нашей эры, но убедительных доказательств нет. [ 57 ]
Четверть шекеля из чистого золота (1,7 г), Дженкинс-Льюис, группа XIV , с женской головой на аверсе и стоящей лошадью на реверсе, была отчеканена вместе с биллонной монетой с такой же иконографией в период непосредственно перед эпидемией. Второй Пунической войны. Его дата и отнесение к Северной Африке основаны на его присутствии в кладе Эль-Джем ( IGCH 2300). [ 58 ]
Барцид Испания
[ редактировать ]Баркиды выпускали в Испании золотые и серебряные монеты. [ 59 ] с головой Мелькарта с его дубинкой, но без львиной шкуры на лицевой стороне и лошадью и пальмой на реверсе. [ 60 ]
Золотые статеры Дженкинса -Льюиса, группа XII , выпускались весом 7,50 г в двух отдельных типах. Первая, группа XII.A, имеет голову Ники на аверсе и гарцующую лошадь на реверсе, тогда как группа XII.B имеет мужскую голову на аверсе (возможно, лидера Барцидов, Гасдрубала Прекрасного корабля ) и нос на аверсе. обратное. Эдвард Стэнли Робинсон утверждал, что XII.A был отчеканен в Гадесе между 237 и 230 годами до нашей эры, а XII.B был отчеканен после 230 года до нашей эры в недавно основанной Баркидами столице Испании, Новом Карфагене , но Дженкинс и Льюис считают эти обозначения монетных дворов и даты неопределенными. . [ 61 ]
Дженкинс и Льюис предлагают обменный курс золота и серебра 1:12, и в этом случае один золотой статер стоил бы 24 серебряных драхмы. [ 61 ] Л. Вилларонга приводит доводы в пользу соотношения золота и серебра 1:11⅓, при котором один золотой статер будет стоить двенадцать серебряных шекелей. [ 59 ]
Вторая Пуническая война (218-201 до н. э.)
[ редактировать ]
Во время Второй Пунической войны карфагеняне чеканили монеты из электрума, серебра, бронзы и биллонов в нескольких различных театрах. В Северной Африке чеканка монет производилась на протяжении всей войны. Чеканка монет чеканилась в Испании, пока не была потеряна римлянами в 205 г. до н.э. Специальные монеты чеканились для карфагенских войск на юге Италии под командованием Ганнибала с 215 по 210 г. до н. э. и для карфагенской экспедиции на Сицилию в 213–210 гг. до н. э.
Северная Африка (218-201 до н.э.)
[ редактировать ]Барсид Испания (218-206 до н. э.)
[ редактировать ]Испанская экспансия и римские грабежи позволили выпускать драгоценные металлы во время Второй Пунической войны , в том числе два крупных выпуска серебра для использования на Сицилии. [ 62 ] На одном наборе полшекелей была изображена в диадеме мужская голова на аверсе и слон на реверсе; на другом изображена мужская голова с венком из зерна на лицевой стороне и скачущей лошадью на реверсе. [ 63 ]
шекель также снизился в районах Барцида с 7,2 до примерно 7,0 г. В ходе войны [ 59 ] Вес бронзовых монет также варьировался от 8 до 10 г из-за разницы обменных курсов между ними и серебряной валютой. [ 59 ]
Южная Италия (215-210 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Сицилия (213-210 до н.э.)
[ редактировать ]Сиракузы под предводительством Иеронима , первоначально союзника Рима, присоединились к карфагенской стороне войны в 216 г. до н. э. Римские войска вскоре оказались более чем достойными сиракузян, и карфагеняне послали экспедиционный корпус под командованием Гимилько , чтобы подкрепить их в 213 г. до н.э., где он оставался активным до 210 г. до н.э.
Более ранний выпуск серебряных монет SNG Cop. 378–380, был отчеканен на Сицилии, вероятно, в Агригенте , карфагенской штаб-квартире на Сицилии. Он состоит из трех номиналов: полшекеля, четверти и восьмой. На аверсе этого выпуска изображена безбородая мужская голова с кукурузным венком, который может быть Триптолемусом . На реверсе изображена бегущая лошадь, пуническая буква хет (ḥ, 𐤇) на половине шекеля и хет тау (ḥt, 𐤇𐤕) на четверти шекеля. Такая же легенда появляется на некоторых монетах Агригента в этот период, предполагая, что этот выпуск также чеканился в Агригенте. Эти монеты отчеканены на римских викториатах , которые начали чеканить в 211 году до нашей эры. [ 64 ] [ 65 ]
Этот выпуск сопровождался чеканкой бронзовых монет с покрытой женской головой и кукурузным венком на аверсе (Деметра?) и бегущей лошадью на реверсе, которая сопровождается пунической буквой хет (ḥ, 𐤇) и символом. Эта дата подтверждается иконографической связью с серебряным выпуском, а также примерами, которые перечеркнуты на римских семунциях, выпущенных после 211 г. до н.э. Эндрю Бёрнетт утверждает, что иконографическая связь с серебряным выпуском предполагает, что оно было отчеканено в Агригенте. Паоло Висона предлагает Моргантину . в качестве альтернативы [ 66 ] [ 64 ]
Очередной выпуск серебряных монет SNG Cop. 382–383, дублировали предыдущие, но, возможно, продолжали чеканиться несколько позже. На аверсе изображена мужская голова в венке (возможно, Мелькарт), а на реверсе изображен слон, сопровождаемый пунической буквой алеф (𐤀). Он состоит из трех номиналов: шекеля, полутора и четверти шекеля. Раньше этот выпуск был связан с Испанией, но найден он только в кладах Сицилии, что указывает на то, что он был отчеканен именно там. Эти монеты часто имеют чрезмерную чеканку на самых ранних римских денариях (выпущенных около 211 г. до н.э.). [ 67 ] [ 64 ]
Эти монеты относительно распространены в музейных коллекциях, поскольку из-за тревожных условий Второй Пунической войны они часто складывались в клады. Однако фактическое количество отчеканенных монет, по-видимому, относительно невелико — эквивалентно выпускам Сиракуз, Агригента и Сикелиотая в этот период, и намного меньше, чем выпусков, произведенных римлянами на Сицилии в то же время. [ 68 ] Бернетт предполагает, что они были отчеканены не только для покрытия карфагенских военных расходов на Сицилии, но и что чрезмерная чеканка римских монет этими пуническими выпусками также имела символическое измерение, происходящее из «желания уничтожить римские монеты как символ римской власти». [ 69 ]
Заключительный период (200-146 гг. до н. э.)
[ редактировать ]После поражения Карфагена во Второй Пунической войне карфагеняне чеканили монеты исключительно из бронзы. В Карфагене, судя по всему, действовала закрытая денежная система, в которой люди, привозившие в город золотые и серебряные монеты, должны были отдавать их гражданским властям в обмен на местные бронзовые монеты. В этот период в Птолемеевском Египте действовала аналогичная система. В текстовых источниках период после Второй Пунической войны представлен как период экономического восстановления карфагенян, но Паоло Висона предполагает, что отсутствие чеканки монет из драгоценных металлов «ставит под сомнение» это повествование. [ 70 ]
Есть три бронзовых номинала. СНГ Коп. 409-413 , весом около 100 г, на аверсе изображена женская голова, а на реверсе - стоящая лошадь с солнечным диском урея над ней (т. е. тот же дизайн, что и у электрума группы X ). СНГ Коп. 399-400 весит около 20 г, на аверсе изображена женская голова, а на реверсе - лошадь, поднимающая одно копыто. СНГ Коп. 414 имеет тот же дизайн, что и 409-413 , но весит всего 4 г. Это очень редко. [ 70 ] В этот период бронзовые монеты также начали чеканиться в Утике и нумидийскими царями. [ 71 ]
Во время Третьей Пунической войны карфагеняне выпустили свои последние монеты из золота, серебра и бронзы с изображением женской головы на аверсе и лошади, поднимающей одно копыто, с дробью в поле. Некоторые проблемы имеют зазубренный край. Золотой выпуск Дженкинс-Льюис, Группа XVIII очень чистый, но выпущен только относительно небольшим номиналом - 3 г (4/5 драхмы). Серебро, SNG Cop. 401-408 весит 13,10 г (примерно 2 шекеля). [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] После войны большая часть серебра и золота, вероятно, была переплавлена, но карфагенская бронзовая чеканка распространена в Иллирии в конце второго и начале первого веков до нашей эры, наряду с сицилийской и нумидийской бронзой; возможно, его вывезли туда как металлолом. [ 75 ]
История исследований
[ редактировать ]Первой существенной работой по карфагенской нумизматике была «Нумизматика древней Африки» Людвига Мюллера , опубликованная между 1860 и 1874 годами. Из-за отсутствия в то время монетных кладов она почти полностью основывалась на стилистических особенностях чеканки, но установила базовую основу для различных металлов и оставался стандартным справочным изданием до середины двадцатого века. [ 76 ] Начиная с 1960-х годов, крупномасштабные публикации кладов и находок при раскопках, в том числе пунических кладов, начали прояснять хронологию и монетные дворы карфагенских монет. [ 77 ] В 1960-х и 70-х годах Дж. Кеннет Дженкинс и Р.Б. Льюис опубликовали серию важных исследований, в которых использовались новые археологические данные и идентификация последовательностей штампов , чтобы дать современное понимание серий золота, серебра и электрума. [ 78 ] Систематизация бронзовых монет продолжается, опираясь на дополнительную информацию, полученную в результате раскопок на Сицилии и Сардинии, а также металлургических исследований. Ключевые достижения были достигнуты благодаря Паоло Висона исследованиям по пунической бронзовой чеканке и моделям их обращения, а также публикации Сюзанны Фрей-Куппер в 2013 году о монетах, найденных во время раскопок в Монте-Ято .
Коллекции
[ редактировать ]Коллекция восстановленных монет хранится в Музее монетного двора Туниса ( : Musée de la Monnaie en Tunisie ) при Центральном банке Туниса французский . [ 79 ]
Спекулятивные теории
[ редактировать ]В 2013 году Тео Веннеманн предположил, что германские пенни , пеннинг , пфенниг и т. д. может происходить от раннего заимствования пунического PN ( Пане или Пене , «Лицо»), поскольку лицо карфагенской богини плодородия Танит было изображено почти на всей карфагенской валюте. [ 80 ] Однако эта теория до сих пор остается спорной. Предполагаемое обнаружение клада карфагенских монет на Корво в 1749 году является основанием для предположения, что карфагеняне достигли Азорских островов , но это тоже остается спорным. [ 81 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веннеманн (2013b) , с. 487.
- ^ Кроуфорд (1985) , с. 103 и 133.
- ^ Дженкинс 1971 , с. 27-30.
- ^ Бронсон (1976) , с. 8.
- ^ Дженкинс 1974 .
- ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс 1974 , стр. 24–26.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс 1974 , с. 26.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 16-17.
- ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс 1974 , стр. 27–29.
- ^ Феррон (1966). «Солнечный характер бога Карфагена». Африка . 1:41 .
- ^ Воплощение Помпея Трога 18.5
- ^ Робинсон 1963 .
- ^ Дженкинс 1977 , стр. 5–7.
- ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс 1977 .
- ^ Дженкинс 1977 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 26–29.
- ^ Jump up to: а б с Фрей-Куппер 2013 , стр. 115–122.
- ^ Дженкинс 1977 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 20–25.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс 1977 , стр. 8–11.
- ^ Видение 2006 .
- ^ Acquaro 1971 , с. 25.
- ^ Харден, Доланд (1971). Финикийцы . стр. 158 и 81.
- ^ Веннеманн (2013a) .
- ^ Дженкинс 1977 , стр. 7–8.
- ^ Дженкинс 1977 , с. 13.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 20–29.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 29–31.
- ^ Jump up to: а б Фрей-Куппер 2013 , стр. 126–129.
- ^ например, Каталог греческих терракот Р. А. Хиггинса в Британском музее № 731, 1212 и 1362; Archaeologica Classica 9 (1957), табл. XXIV.2
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс 1978 , стр. 5–8.
- ^ Jump up to: а б с д Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 31–34.
- ^ Jump up to: а б Фрей-Куппер 2013 , стр. 129–135.
- ^ Jump up to: а б с Фрей-Куппер 2013 , стр. 135–136.
- ^ Фрей-Куппер 2013 , стр. 138–143.
- ^ Дженкинс 1978 , с. 5.
- ^ Биси 1969–1970 , стр. 93–95.
- ^ Дженкинс 1978 , стр. 8–11.
- ^ Дженкинс 1978 , с. 8.
- ^ Visonà 1998 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б с Висона 1998 , с. 13.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 40–42.
- ^ Jump up to: а б Висона 1998 , с. 14.
- ^ Дженкинс 1978 , стр. 36–37.
- ^ Биси 1969–1970 , с. 103.
- ^ Дженкинс 1978 , стр. 37–39.
- ^ Дженкинс 1978 , с. 38.
- ^ Visonà 1998 , с. 13-14.
- ^ Visonà 1998 , стр. 14–15.
- ^ Visonà 1998 , с. 16.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 43.
- ^ Кроуфорд (1985) , с. 136.
- ^ Visonà 1998 , стр. 15–16.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 46.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д Кроуфорд (1985) , с. 87.
- ^ Кроуфорд (1985) , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс и Льюис 1963 , стр. 44–45.
- ^ Кроуфорд (1985) , с. 109.
- ^ Кроуфорд (1985) , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Видение (1998) , стр. 18–19.
- ^ Бернетт (1995) , стр. 384–386.
- ^ Бернетт (1995) , стр. 387–388.
- ^ Бернетт (1995) , стр. 386–388.
- ^ Бернетт (1995) , стр. 389–392.
- ^ Бернетт (1995) , стр. 392–398.
- ^ Jump up to: а б Висона 1998 , стр. 20–22.
- ^ Кроуфорд (1985) , с. 140.
- ^ Дженкинс и Льюис 1963 , с. 52.
- ^ Visonà 1998 , с. 22.
- ^ Кроуфорд 1985 , стр. 138–139.
- ^ Visonà 1998 , с. 22-23.
- ^ Visonà 1998 , с. 1.
- ^ Visonà 1998 , стр. 2–3.
- ^ Visonà 1998 , с. 3.
- ^ «Музей» , Центральный банк Туниса , дата обращения 9 февраля 2016 г.
- ^ Веннеманн (2013a) , стр. 467.
- ^ Бикай, Пьер М.; и др. (Январь 1990 г.), «Хронологии: финикийская басня» , Археология.
Библиография
[ редактировать ]- Аккуаро, Э. (1971). «О чтении монет пунического типа». Итальянский журнал нумизматики и смежных наук . 19 :25–30.
- Биси, AM (1969–1970). «Монеты с пуническими и неопуническими легендами из Национального музея Неаполя». Анналы Итальянского института нумизматики . 16/17: 55–127.
- Бронсон, Беннет (ноябрь 1976 г.), «Наличные, пушки и снаряды Каури: несовременные деньги мира», Bulletin , vol. 47, Чикаго: Полевой музей естественной истории, стр. 3–15 .
- Бернетт, Эндрю (1995). «Чеканка Пунической Сицилии во время Ганнибаловой войны». В Каккамо Кальтабиано, Мария (ред.). Сицилия между Египтом и Римом, сиракузская чеканка эпохи Гиерона II: материалы учебного семинара, Мессина, 2–4 декабря 1993 г. Мессина: Академия Пелоритана. стр. 384–398. АСИН B00F9IJRMK .
- Кроуфорд, Майкл Хьюсон (1985), Чеканка монет и деньги в Римской республике: Италия и средиземноморская экономика , Библиотека нумизматики, Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-05506-3 .
- Кутрони Туса, Альдина (1991). «Последние выпуски Карфагена на Сицилии». Труды II Международного конгресса финикийских и пунических исследований, вып. 1 . Рим. стр. 271–79.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Фрей-Куппер, Сюзанна (2009). «Каменная форма из Бир-Мессауда (Карфаген) для бронзовых монет Второй Пунической войны. Предварительные заметки». Швейцарский нумизматический обзор . 88 : 185–91.
- Фрей-Куппер, Сюзанна (2013). Древние монеты, найденные в Монте-Иато: 1971-1990 годы: вклад в денежную историю Западной Сицилии . Лозанна: Editions du Zebre. ISBN 978-2-940351-16-9 .
- Дженкинс, Г. Кеннет (1971). «Монеты Пунической Сицилии, часть I». Швейцарский нумизматический обзор . 50 :25–.
- Дженкинс, Г. Кеннет (1974). «Монеты Пунической Сицилии, Часть II». Швейцарский нумизматический обзор . 53 .
- Дженкинс, Г. Кеннет (1977). «Монеты Пунической Сицилии, Часть III». Швейцарский нумизматический обзор . 56 :5-65.
- Дженкинс, Г. Кеннет (1978). «Монеты Пунической Сицилии, часть IV». Швейцарский нумизматический обзор . 57 :5–68.
- Дженкинс, Г. Кеннет; Льюис, Ричард Болдуин (1963). Карфагенские монеты из золота и электрума . Лондон: Королевское нумизматическое общество.
- Робинсон, ESG (1963). « Карфагенские монеты из золота и электрума . (Специальные публикации № 2) Г.К. Дженкинса, Р.Б. Льюиса». Нумизматическая хроника . 120 : 285–292.
- Робинсон, ESG (1964). «Карфагенские и другие южноитальянские чеканки Второй Пунической войны». Нумизматическая хроника . 121 :37–63=4.
- Веннеманн, Тео (2013a), «Ни-лицо: заметка об этимологии слова Пенни с приложением по этимологии слова Пане » , Germania Semitica , Тенденции в лингвистике: исследования и монографии , № 259, Вальтер де Грюйтер, стр. 467–484 , ISBN 978-3-11-030094-9 .
- Висона, Паоло (1990). «Йельский клад пунических бронзовых монет с Мальты». Журнал финикийских исследований . 18 (1): 169–92.
- Висона, Паоло (1998). «Карфагенская чеканка в перспективе» . Американский журнал нумизматики . 10 :1–27. JSTOR 43580385 .
- Висона, Паоло (2006). «Пролегомены к корпусу карфагенских бронзовых монет». Нумизматика и антиквариат . 35 :239–51.
- Веннеманн, Тео (2013b), «Заметка об этимологии германского + skellingaz 'Шиллинг': с приложением о латинском Siliqua 'Маленькая монета' » , Germania Semitica , Вальтер де Грюйтер, стр. 485–496 , ISBN 9783110301090 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с пуническими монетами, на Викискладе?