Jump to content

Христос Цунтас

Христос Цунтас
Христос Цундас
Фотография молодого человека с усами.
Снято в 1879 году.
Рожденный 1857
Умер 9 июня 1934 г. (76–77 лет) ( 1934-06-09 )
Национальность греческий
Известный Изучение и наименование кикладской культуры
Награды
Академическое образование
Образование
Влияния
Академическая работа
Дисциплина Археология
Субдисциплина Греческая предыстория
Учреждения
Известные студенты
Подпись
Плавная подпись греческим алфавитом.

Христос Цунтас ( греч . Χρήστος Τσούντας ; 1857 — 9 июня 1934) — греческий классический археолог . Его считают пионером греческой археологии и называют «первым и самым выдающимся греческим доисториком». [ 1 ]

Родившийся в Стенимахосе во Фракии в 1857 году, Цунтас получил университетское образование в Германии, в университетах Ганновера , Мюнхена и Йены . После непродолжительного периода работы учителем в 1882 году он был нанят Афинским археологическим обществом в качестве археологического чиновника, а поступил на работу в Греческую археологическую службу в следующем году . Наиболее активно он был полевым археологом в первые десятилетия своей жизни, проведя первые археологические исследования Фессалии , раскопав несколько микенских гробниц в Лаконии и проведя первые формальные раскопки цитадели Микен . В конце 1890-х годов его открытия на Кикладах породили первые свидетельства кикладской культуры , которой Цунтас дал свое название.

Цунтас стал профессором Афинского университета в 1904 году, после чего практически ушел из практической археологической работы. Он опубликовал несколько монографий и учебников по доисторической археологии, в том числе работы, которые стали стандартными работами в этой области. Он переехал в Университет Салоник между 1925 и 1926 годами и умер в 1934 году.

Ранняя жизнь, образование и ранняя карьера

[ редактировать ]

Христос Цунтас родился в греческой семье в 1857 году. [ 2 ] в Восточной Румелии , входившей тогда в состав Османской империи . [ 3 ] [ а ] Его имя при крещении могло быть Христодулос или Христопулос . Он вырос в Стенимахосе (современный Асеновград); он завершил свое обучение там, в соседнем Филиппополе (современный Пловдив) и в Афинах. [ 4 ] Как это было обычным делом для начинающих греческих археологов девятнадцатого века, [ 5 ] Впоследствии Цунтас учился в Германии; Первоначально он изучал инженерное дело в Королевском технологическом колледже в Ганновере . [ 6 ] прежде чем переехать в Мюнхенский университет, чтобы изучать филологию у классического археолога Генриха Брунна . В 1880 году он завершил докторантуру в Йенском университете . [ 7 ]

Вернувшись из Йены, Цунтас в течение года преподавал в школе Зарифиоса , греческой школе в Филиппополе. В 1882 году Цунтас был принят на работу в Афинское археологическое общество , научное общество, занимающееся раскопками и сохранением древних памятников. Одно из его первых сообщений было в 1882 году на раскопках британского архитектора Фрэнсиса Пенроуза в храме Зевса в Олимпии . [ 7 ] В том же году Панайотис Стаматакис , генерал-эфор , отвечающий за греческую археологическую службу , пригласил Цунтаса сопровождать его в поездке по Беотии , направленной на борьбу с незаконной торговлей древностями — событие, описанное археологическим историком Элени Константиниди. Цунтаса Сивриди как начало ученичества у Стаматакиса. [ 8 ]

В 1883 году Цунтас присоединился к Греческой археологической службе, во время ее первого крупного периода расширения. До 1879 года Служба полностью состояла из генерала-эфора, иногда с помощником. После найма Панайотиса Каввадиаса в 1879 году и Константиноса Димитриадиса в 1881 году, Цунтас был принят на работу Стаматакисом в качестве эфора вместе с Деметриосом Филиосом; в 1885 году к ним присоединятся Валериос Стаис , Василиос Леонардос и Георгиос Лампакис. [ 9 ] 17 августа [ OS 5 августа] 1883 года он был назначен эфором Службы в Арте и Этолии-Акарнании , расположенных на северо-западе Греции, но остался в Афинах, работая как в Археологической службе, так и в Археологическом обществе. [ 7 ] В основном он базировался в Национальном археологическом музее Афин. [ 4 ]

Раскопки

[ редактировать ]

Большая часть раскопок Цунтаса проводилась в начале его карьеры, с особой концентрацией между 1886 и 1908 годами. [ 1 ] Между 1880 и 1891 годами Цунтас проводил раскопки в южногреческом регионе Лакония . Его раскопки включали гробницу толоса в Вафейо ; Хотя гробница ранее была расчищена в 1805 году, Цунтас обнаружил в ее полу неповрежденное захоронение с погребальным инвентарем, включая две чашки Вафейо . [ 10 ] Цунтас был первым современным археологом, который раскопал и опубликовал захоронение в толосе , продемонстрировав, что памятники были построены как гробницы, и опроверг широко распространенное в то время мнение, что они были построены как королевские сокровища. [ 11 ] Кампания Цунтаса в Лаконии также включала в 1890 году раскопки микенского святилища, известного как Амиклеон . [ 6 ] Там он обнаружил две скульптурные головы, известные как « Головы Амиклая », которые по-разному датировались микенским и геометрическим периодами, и одна из которых, возможно, изображала бога Аполлона . [ 12 ]

С 1884 года работал на Афинском Акрополе . [ 6 ] В 1884 году он возглавил подводное исследование места битвы при Саламине , которая произошла в 480 году до нашей эры; хотя плохая погода сделала это предприятие в значительной степени безуспешным, возможно, это были первые археологические работы, проводившиеся под водой. [ 13 ] Он также проводил раскопки в микенской цитадели Тиринф в Арголиде между 1890 и 1891 годами. [ 14 ]

В 1887 году Цунтас раскопал разграбленные кладбища Танагры в Беотии. [ 7 ] Он работал в Тиринфе в 1890–1891 гг. [ 15 ] и раскопал гробницу толоса в Камбосе недалеко от Авии в Мессении в 1891 году, обнаружив фигурки минойского типа. [ 16 ] Между 1890 и 1892 годами он помогал Каввадиасу, тогдашнему генералу Эфора, в каталогизации доисторических материалов в Национальном археологическом музее. [ 17 ] К 1896 году Цунтас стал куратором микенской и египетской коллекций музея, к этому моменту он также написал каталог микенских материалов. [ 18 ]

Археологическая схема Микен
План раскопок цитадели Микен 1911 года, показывающий многие постройки, обнаруженные Цунтасом.

После раскопок могильного круга А в Микенах под руководством немецкого бизнесмена Генриха Шлимана и Стаматакиса в 1876–1877 годах Цунтас взял на себя управление этим местом с мая 1886 по 1910 год. [ 19 ] Он произвел первые раскопки на доисторическом кладбище вокруг поселения Микены и провел первые крупные раскопки его акрополя . [ 20 ] где он обнаружил Великую рампу, [ 21 ] расчистили склоны цитадели и обнаружили большую часть ее построек. [ 22 ] Открытие Цунтасом древнеегипетских материалов, в том числе семи фаянсовых бляшек с именем фараона Аменхотепа III , [ 23 ] на акрополе дали первые точные свидетельства того, что это место датируется эпохой поздней бронзы ( ок. 1600 – ок. 1200 г. до н.э. ); [ 24 ] Ранее он был датирован лишь расплывчато, путешественники часто описывали его как «самый древний» или считали датируемым различными периодами около 1000 г. до н.э. [ 25 ]

Основной целью первоначальных раскопок Цунтаса в 1886 году было обнаружение роскошного центра Микен. [ 26 ] В том же году он очистил большую часть цитадели, обнаружил дворец и мегарон и раскопал эллинистический храм, построенный на вершине акрополя ; Позже он удалил остатки храма, а также большинство из них, относящихся к послемикенскому периоду, чтобы еще больше раскрыть дворец бронзового века. [ 27 ] В том же году он провел раскопки на западном склоне цитадели, в районе эллинистической башни, и обнаружил комплекс зданий, позже идентифицированный как часть «Культового центра» этого места. [ 28 ]

В 1887 году Цунтас начал раскопки кладбищ за пределами цитадели Микен, считая могилы, раскопанные в Круге А, «королевскими» и, следовательно, стремясь найти то, что он считал захоронениями остального населения этого места. Между 1887 и 1898 годами Цунтас раскопал 103 камерные гробницы и три ранее неизвестных гробницы -толоса (известные как Гробница Эгисфа , Панагия Толос и Гробница гениев), а также расчистил четыре толоса . уже обнаруженных [ 29 ] В 2006 году раскопки Цунтаса составили чуть менее половины от общего числа камерных гробниц, раскопанных в Микенах, хотя скудная документация, сделанная Цунтасом, ограничила их использование для археологических исследований. [ 21 ]

В 1888 году Цунтас провел дальнейшие раскопки дворца, а также восточной части цитадели, особенно северо-восточного расширения и подземной цистерны Микен . [ 28 ] который он обнаружил. [ 13 ] Раскопки здесь продолжились в 1889 году, в течение которых Цунтас провел дальнейшие исследования юго-западной части цитадели, обнаружив за несколько сезонов работ ряд построек, но мало о них сохранив. В 1890 г. он расчистил северный и северо-западный склоны города; к 1893 году он добрался до Северных ворот. В 1895 и 1896 годах он расчистил восточный и западный склоны акрополя, а в 1896 году вернулся на юго-западный склон. В результате нераскопанным остался лишь небольшой участок на западном склоне цитадели, ныне известный как «Дом Цитадели». [ 28 ]

Записи Цунтаса о раскопках камерных гробниц на этом месте были противоречивыми и часто оставляли мало свидетельств относительно того, о какой гробнице идет речь; В 1990-х годах археолог Ким Шелтон установил соответствие между многими гробницами, раскопанными и пронумерованными Цунтасом, и археологическими находками, которые все еще видны на этом месте. [ 30 ] Его открытие египетского материала внутри цитадели установило, что он относится к позднему бронзовому веку. [ 24 ] В конце 1880-х годов он раскопал две гробницы- толоса , известные как Като Фурнос и Эпано Фурнос, которые ранее считались воротами. [ 31 ] В 1891 году он раскопал гробницу Клитемнестры . [ 32 ] В отличие от преобладавшей в то время ортодоксальности, Цунтас считал, что камерные гробницы и толои на этом месте датируются более поздним возрастом шахтных могил Круга А. [ 33 ] Он также отрицал предполагаемую Шлиманом связь между погребениями в Микенах и персонажами гомеровских эпосов . [ 34 ] С 1899 по 1903 год он отвечал за укрепление и реставрацию памятников в Микенах. [ 35 ]

Фессалия

[ редактировать ]
Археологическая схема, показывающая несколько слоев зданий на многолюдном месте.
Схема городища Сескло в Фессалии, раскопанного Цунтасом с 1901 по 1902 год.

Регион Фессалии на севере Греции был предметом кратких и неформальных антикварных исследований в последние десятилетия османского владычества до 1881 года. Сюда входили визиты иностранных антикваров, а также исследование врача Николаоса Георгиадеса, опубликовавшего историческое, географическое и топографическое исследование региона в 1880 году. Этот регион был включен в состав греческого государства в 1881 году и, следовательно, попал под юрисдикцию Греческой археологической службы; это развитие активизировало усилия по сбору и сохранению известных древностей, по-прежнему в основном на неформальной основе - директора местных гимназий часто назывались Археологической службой «случайными сборщиками древностей» и организовывали небольшие коллекции портативных находок, иногда работая вместе с иностранцами. такие ученые, как немецкий археолог Хаббо Герхард Лоллинг . [ 36 ] Археологическая служба время от времени отправляла своих представителей для проведения спасательных раскопок , как и Афинское археологическое общество, которое собрало несколько местных коллекций артефактов, в том числе одну в начальной школе в Ларисе , которая включала 166 предметов. [ 37 ]

В 1889 году Цунтас, который к тому времени был главой отдела древностей Археологического общества, провел первое систематическое археологическое исследование этого района. [ 38 ] Его первыми раскопками были раскопки микенского кургана в Мармариани. [ 3 ] В ходе раскопок на этом месте пяти микенских гробниц [ 39 ] он обнаружил уровни отложений поселений, относящихся к периоду неолита , предоставив первые свидетельства неолитического материала в Греции и продемонстрировав, что курганы такого типа, известные как магулы , могут быть сформированы из отложенных слоев поселений последовательных периодов. [ 38 ] Впоследствии Цунтас раскопал микенские гробницы на кургане, известном как Кастрон (древний Иолкос ) недалеко от Волоса в 1900 году. [ 3 ] at Volos itself in 1901–1903, [ 40 ] и в Сескло с 1901 по 1902 год. Его коллега Стаис проводил раскопки в Димини в 1901–1902 годах; Впоследствии Стаис покинул Фессалию, чтобы сосредоточиться на своей работе в Аттике , и Цунтас получил от него и Археологического общества разрешение продолжить раскопки Димини. В 1903 году он обнаружил на этом месте три оборонительные стены. [ 41 ] Волос, Сескло и Димини впоследствии стали считаться типовыми памятниками периода неолита в Греции. [ 42 ] Цунтас продолжал посещать и проводить полевые исследования в Фессалии каждое лето до 1906 года. [ 41 ]

Киклады и другие острова

[ редактировать ]
Продолговатый керамический предмет, исписанный спиралями и изображением корабля, стоящего на двух небольших «ножках».
Так называемая сковорода , первоначальное назначение которой неизвестно, датируемая эпохой ранней бронзы и найденная Цунтасом на Сиросе в 1889–1890 годах. [ 43 ]

Цунтас был одним из первых археологов, проводивших раскопки на Кикладских островах . [ 45 ] В сентябре 1894 года он раскопал кладбище Аморгоса , острова, уже известного своим количеством доисторических останков, включая могилы, относящиеся к раннему и среднему бронзовому веку . [ 46 ] Его направлял местный священник Димитриос Прасинос, который ранее направлял на остров других посетителей-археологов и продавал недорогие древности иностранным археологам, в том числе Дункану Маккензи . [ 47 ] Во время короткого визита на остров Цунтас обнаружил, что два крупнейших кладбища острова, в Капросе и Докатисмате, были широко разграблены нелегальными экскаваторами, среди которых он назвал Прасиноса и Иоанниса Палайлогоса. Палайлогос был арестован в сентябре 1894 года за контрабанду награбленных древностей из Аморгоса в Афины, а Цунтаса вызвали для составления отчета о контрабандных товарах. [ 48 ] В 1897 году Цунтас раскопал кладбище Красадес на Антипаросе . [ 49 ]

Цунтас ввел термин «Кикладская культура» после своих исследований 1898–1899 годов. [ 50 ] За эти два года, [ 51 ] он раскопал кладбище Халандриани и связанное с ним укрепленное поселение Кастри на острове Сирос . [ 52 ] Он также раскопал несколько сотен других кикладских могил на кладбищах на островах Сифнос , Парос и Деспотико . [ 53 ] На Сифносе он раскопал городище Агиос Андреас, обнаружив его двойные стены с башнями. [ 54 ] Цунтас опубликовал свои выводы, полученные на Кикладах, в «Археологическом журнале» , научном издании Афинского археологического общества: его статья 1898 года, возможно, была первым систематическим исследованием экономической жизни археологического объекта, хотя его вывод о том, что рыба играла лишь небольшую роль роль в кикладской диете с тех пор была отменена. [ 55 ]

Цунтас часто проводил раскопки на острове Эвбея , который, по его мнению, оказал важное влияние на культуру Кикладского Сироса. [ 56 ] В 1885 году он раскопал некрополь к западу от древнего города Эретрия . [ 57 ] В 1886, 1891 и 1892 годах Цунтас проводил дальнейшие раскопки кладбищ вокруг города, разграбленных торговцами древностями; [ 7 ] с 1886 г. он также руководил раскопками, проводимыми частными землевладельцами на их собственной земле близ Эретрии. [ 57 ] Он снова работал на Эвбее в 1903 году, раскопав шесть гробниц на кладбище Маника близ Халкиды . [ 58 ] В марте–мае 1905 г. [ б ] Цунтас совершил 46-дневный визит на Крит, тогда автономную провинцию Османской империи , по просьбе правления Археологического общества, исследуя его археологические находки. [ 60 ] Ему помогал Стефанос Ксантудидис [ эль ] , эфор древностей Крита; Иосиф Хатзидакис [ де ] , основатель Археологического музея Ираклиона ; Артур Эванс , археолог минойского дворца в Кноссе ; и Гарриет Бойд , которая обнаружила и раскопала Гурнию . [ 59 ] В следующем году правительство Крита приняло запрос Археологического общества на раскопки на месте Малии : проект должен был начаться в том же году под Цунтасом. [ 61 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

24 февраля [ OS 11 февраля] 1904 г. [ с ] Цунтас был избран профессором истории древнего искусства Афинского университета ; Тогда же Каввадиас был избран на должность профессора. [ 63 ] По словам археолога Христаса Карузоса , который учился у Цунтаса, он не хотел соглашаться на эту должность, но университет уговорил его сделать это. [ 64 ] Его назначение во многом ознаменовало конец его карьеры экскаватора: с 1904 года он сосредоточил свою академическую работу на преподавании и писательстве. [ 65 ] С 1909 по 1911 год он занимал должность секретаря Археологического общества Афин. [ 6 ]

В феврале 1919 года Цунтас был назначен профессором-основателем «Практической школы истории искусств», археологического учебного центра, которым управляет Археологическое общество от имени правительства Греции. [ 66 ] Среди тридцати шести студентов первого года обучения в школе были Карузос, Семни Папаспириди и Спиридон Маринатос , каждый из которых впоследствии стал ведущими фигурами в греческой археологии двадцатого века. [ 67 ] Считается, что Цунтас оказала особое влияние на Папаспириди и отметила один из экзаменационных документов, необходимых для ее поступления в Археологическую службу в 1921 году. [ 68 ] Воодушевленный Артуром Эвансом, Цунтас предоставил разрешение британскому археологу Алану Уэйсу на раскопки в Микенах в начале 1920-х годов. Впоследствии Уэйс провел раскопки в гробнице Эгисфа, которую Цунтас обнаружил в 1892 году, и на всей территории Микен: его исследования подтвердили несколько теорий Цунтаса относительно хронологии этого места и природы микенской цивилизации. [ 69 ] Другим учеником Цунтаса был Джордж Э. Милонас , который позже руководил раскопками в Микенах в период с 1957 по 1985 год. [ 70 ]

Цунтас ушел из Афинского университета в 1925 году, хотя в 1925–1926 учебном году преподавал в Университете Салоник . [ 71 ] В 1926 году он стал членом Афинской академии Греции , национальной академии . [ 72 ] Он умер в 1934 году. [ 50 ] Место его захоронения неизвестно: историк Элени Мантели предположила, что греческое государство, вероятно, не организовало в его честь похороны или мемориал. [ 73 ]

Представления о греческой культуре

[ редактировать ]
Картина человека в военной форме девятнадцатого века, несущего белое знамя с фениксом на нем.
Картина девятнадцатого века, изображающая греческого революционера Александроса Ипсилантиса во время греческой войны за независимость . Он несет знамя Священного Отряда , названного в честь древнего фиванского воинского подразделения .

Цунтас считал, что греческая культура существовала в непрерывной форме с доисторического периода, развивая идеи таких историков, как Константин Папаригопулос , [ 65 ] который в середине девятнадцатого века пытался бросить вызов популярному в то время мнению, что население современной Греции не имеет биологического или культурного происхождения от населения классического периода. [ 74 ] Хотя он не участвовал в современных дебатах о географическом происхождении микенского населения, он реконструировал соперничество между Микенами и Троей, которое он описал как часть «вечного восточного вопроса », связывающего мифическую Троянскую войну с греко-персидской войной. Войны классического периода и греческая война за независимость . [ 75 ]

Цунтас, в частности, утверждал, что микенская цивилизация в основе своей была греческой. [ 1 ] и направил свою реконструкцию предыстории на построение современной греческой национальной идентичности. Хотя такие усилия были обычным явлением среди греческих археологов девятнадцатого века, к концу века Цунтас был одним из крайне немногих, кто продолжал поддерживать романтический национализм и рассматривать свою археологическую работу через его парадигму. [ 76 ] Цунтас утверждал, что микенцы изначально были иммигрантами из Северной Европы и имели генетическое сходство с немцами, кельтами и итальянцами. [ 77 ] Как и другие археологи и фольклористы своего времени, такие как немец Артур Мильххефер и француз Жорж Перро , Цунтас оценивал культурную преемственность Греции через предполагаемое сходство в народных обычаях и архитектуре; он обратил внимание, например, на схожую форму очагов, встречающуюся в микенских жилищах и современных греческих крестьянских домах. [ 78 ]

Цунтас был относительно необычным среди греческих интеллектуалов своего времени, поскольку считал византийский период, который тогда обычно рассматривался как период иностранного господства, жизненно важной частью греческого национального повествования. [ 79 ] Историографические дебаты о роли Византии в греческой истории частично разыгрывались через вопрос о греческом языке : общенациональные дебаты о том, следует ли говорить на греческом языке на престижном диалекте катаревуса , который пытался свести к минимуму постклассические черты в пользу тех, которые были найдены. на древнегреческом языке , или на демотическом диалекте, который представлял собой естественный язык большинства греков и предполагал принятие изменений в языке, произошедших, в частности , в византийский период. [ 80 ] В 1914 году Цунтас выступил в качестве свидетеля на процессе Нафплио , судебном деле по поводу закрытия школы для девочек, которая нарушила образовательные нормы, преподавая на демотическом языке вместо катаревусы ; Цунтас дал показания в пользу использования демотического слова. [ 81 ] Его положительные взгляды на византийский период были непопулярны в Афинском археологическом обществе, которое историк Фани Маллушу-Туфано описал как «непримиримого идеологического представителя чистого классицизма », которое обычно пренебрегало изучением византийской археологии в пользу изучения классической археологии. период. [ 82 ]

Оценка и наследие

[ редактировать ]

В некрологе Цунтаса, опубликованном в газете Nea Estia , его бывший ученик Карузос описал его как «прекрасного учителя… [и] скромного человека» с « сократовской » внешностью. [ 81 ] Французский археолог Шарль Пикард , бывший директор Французской школы в Афинах , также описал его как «энтузиаста-ученого, скромного и вежливого… [который] всегда проявлял самое щедрое отношение к зарубежным археологическим школам». [ 83 ]

Признание и почести

[ редактировать ]

24 ноября [ OS 12 ноября] 1892 года Цунтас был награжден Серебряным крестом Ордена Искупителя , национальным орденом Греции за заслуги , за заслуги перед археологией. Он был награжден прусским орденом Красного Орла (четвертой степени) 20 февраля [ OS 8 февраля] 1900 года и Золотым крестом ордена Искупителя 3 сентября [ OS 22 августа] 1914 года. [ 65 ] Он был сделан почетным членом Британского общества содействия эллинистическим исследованиям . [ 84 ] Часть Культового центра , которую он раскопал в 1886 году, известна как «Дом Цунтаса» в его честь. [ 85 ]

Прием археологических работ Цунтаса

[ редактировать ]

Цунтас считался недооцененной фигурой в археологии Эгейского моря, особенно по сравнению с негреческими археологами, такими как Шлиман, Уэйс и Эванс. [ 86 ] Археолог София Вутсаки назвала Цунтаса пионером греческой археологии и назвала его «первым и самым выдающимся греческим доисториком». [ 1 ] Археолог Джек Дэвис пришел к выводу, что Цунтас оказал большее влияние на область греческой предыстории, чем любой другой археолог. [ 87 ] По словам историка Кэти Гир, Цунтас - «человек, который по праву заслуживает титула отца греческого бронзового века». [ 88 ] Шелтон особенно отдал должное Цунтасу за то, что он убрал Микены и микенскую цивилизацию «из поля зрения Шлимана». [ 22 ] Археолог Кертис Раннелс назвал его раскопки в Фессалии началом систематического исследования греческого каменного века. [ 89 ]

Цунтас популяризировал термин «микенская» для обозначения цивилизации материковой Греции в позднем бронзовом веке. [ 90 ] Его книга «Микены и микенская эпоха» , впервые опубликованная в 1893 году, [ 50 ] стал стандартным учебником по греческой предыстории. [ 1 ] Ему приписывают создание Фессалии как основного места исследования неолитической Греции. [ 50 ] в то время как его работа на Кикладах была отмечена началом изучения доисторического периода на этих островах. [ 49 ] Он также сыграл большую роль в формировании коллекции доисторических артефактов Национального археологического музея. [ 18 ]

Взгляды Цунтаса на микенскую цивилизацию как на фундаментально греческую первоначально расходились с преобладающим мнением в науках за пределами Греции, которые по-разному рассматривали захоронения в могильном круге А (до работы Цунтаса) и считали совокупность свидетельств микенской цивилизации принадлежащей Ближнему Востоку, Египетская, славянская или североевропейская культуры. Немецкий филолог Ульрих Кёлер, руководивший Немецким археологическим институтом в Афинах , описывал их как «не имеющие ни малейшего следа ни греческого духа, ни каких-либо греческих обычаев и верований» и как имеющие «исключительно восточный характер». [ 91 ]

Цунтаса критиковали за недооценку ценности керамики как археологического свидетельства и за выбрасывание керамического материала во время раскопок. [ 34 ] В большинстве случаев он сохранял только находки из металла и камня, а также неповрежденные вазы, что было крайне редко, а остальное выбрасывал. [ 92 ] Хотя во время раскопок в Микенах он вел записные книжки, в среднем на каждый месяц своей работы записывал около десяти страниц. [ 92 ] он часто проводил раскопки, не ведя дневник и не используя фотографии. Историк археологии Василики Пляцика написал, что современные археологические стандарты, такие как систематическая запись находок и их контекста, «оглушительно отсутствуют» в отчетах Цунтаса. [ 93 ] После раскопок Цунтаса изучение созданной ими добычи выявило важные керамические черепки, представляющие собой существенные фрагменты сосудов, а также свидетельства более позднего заселения Микен после конца бронзового века . [ 94 ]

Гипотеза Цунтаса о том, что многочисленные кладбища Микен отражают первоначальную модель расселения в разрозненных деревнях, впервые выдвинутая в его статье 1888 года о раскопках микенских гробниц, стала общепринятой моделью для Микен и для микенской цивилизации в целом, но была опровергнута дальнейшими исследованиями в начало 1990-х годов. [ 95 ] Его утверждение о том, что микенское общество было неграмотным, было опровергнуто открытием табличек с линейным письмом B в Пилосе в 1939 году, а затем, при Алане Уэйсе, в Микенах в 1952 году. [ 96 ] Цунтас также утверждал, что микенское общество было матриархальным и что микенская религия была основана на «богине рождения». К концу девятнадцатого века эта точка зрения получила широкое признание, хотя с тех пор она была опровергнута. [ 97 ]

Избранные работы

[ редактировать ]

В 1893 году Цунтас опубликовал «Микены и микенская цивилизация» , которая была расширена и переведена на английский язык в сотрудничестве с американским классиком Дж. Ирвингом Манаттом [ el ] под названием «Микенский век: исследование памятников и культуры догомеровской Греции» в 1897 году. . [ 34 ] Книга Цунтаса была первой попыткой синтеза микенской цивилизации (хотя имеющиеся данные ограничивали Цунтаса исследованием южной Греции), опираясь на материалы из Микен, а также материалы из других мест, включая Тиринф и собственные раскопки Цунтаса в Вафейо. [ 22 ] Он также публиковал ежегодные отчеты о своих раскопках в Микенах в « Трудах Археологического общества Афин» , а также периодические статьи в журнале общества « Археологический журнал» ( греческий : Ἀρχαιολογικὴ Ἐφημερίς , латинизированный : Archaiologiki Efimeris ). [ 92 ]

Среди его опубликованных работ:

Как единственный автор

[ редактировать ]
  • Цунтас, Христос (1888). Копатели гробниц из Микен [Раскопки гробниц Микен]. Археологический журнал (на греческом языке): 119–180.
  • — (1898). Киклады [Кикладские вопросы]. Археологический журнал (на греческом языке): 137–212.
  • — (1908). Доисторические акрополи Димини и Сесклос. [ Доисторические акрополи Димини и Сескло ] (на греческом языке). Афины: Сакеллариос. OCLC   1053678917 .

Как соавтор

[ редактировать ]
  • Цунтас, Христос; Манатт, Дж. Ирвинг (1897). Микенский век: исследование памятников и культуры догомеровской Греции . Лондон: Макмиллан. OCLC   1402927063 .

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Местом рождения Цунтаса обычно называют Стенимахос (современный Асеновград в Болгарии), но современники также записывали его как Филиппополь (современный Пловдив в Болгарии). [ 4 ]
  2. Опубликованные источники расходятся во мнениях относительно того, состоялось ли путешествие в 1903 или 1905 году, хотя дневник Цунтаса датирует его 1905 годом, что делает это наиболее вероятным, по мнению историка археологии Кати Мантели. [ 59 ]
  3. ^ Греция приняла григорианский календарь в 1923 году; За 28 февраля [ OS 15 февраля] последовало 1 марта. [ 62 ] В этой статье эта дата и все последующие даты приведены в григорианском календаре «нового стиля», а даты перед ней указаны в юлианском календаре «старого стиля» .
  1. ^ Jump up to: а б с д и Воутсаки 2017 , с. 130.
  2. ^ Маскетт 2014 , стр. 43; Мандели 2021 , стр. 309.
  3. ^ Jump up to: а б с Галлис 1979 , с. 3.
  4. ^ Jump up to: а б с Пляцика 2020 , с. 291.
  5. ^ Петракос 2015 , с. 20.
  6. ^ Jump up to: а б с д Панагиотопулос 2015 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Масуриди 2017 , с. 148.
  8. ^ Константиниди-Сивриди 2020 , с. 285.
  9. ^ Петракос 2011 , с. 4.
  10. ^ Гир 2006 , с. 102? Панагиотопулос 2015 .
  11. ^ Гир 2006 , с. 102.
  12. ^ Лэнгдон 1998 , стр. 253–254.
  13. ^ Jump up to: а б Мушкет 2014 , с. 43.
  14. ^ Дэвис 2022 , с. 101, н. 22; Масуриди 2017 , с. 148 (по дате).
  15. ^ Масуриди 2013 , с. 30.
  16. ^ Марабеа 2010 , стр. 427.
  17. ^ Гузетти 2012 , с. 144; Калессопулу 2021 , с. 326.
  18. ^ Jump up to: а б Мандели 2021 , стр. 312.
  19. ^ Воутсаки 2017 , с. 130; Масуриди 2017 , с. 148; Шелтон 2006 , с. 159 (по датам); Шелтон 2006 , с. 163 (для Великой рампы).
  20. ^ Шелтон 2010 , с. 25.
  21. ^ Jump up to: а б Шелтон 2006 , с. 163.
  22. ^ Jump up to: а б с Шелтон 2006 , с. 159.
  23. ^ Келдер 2009 , с. 346.
  24. ^ Jump up to: а б Мур, Роулендс и Карадимас, 2014 г. , стр. 101–1. 42–43.
  25. ^ Мур, Роулендс и Карадимас 41–42.
  26. ^ Кляйн 1997 , с. 250.
  27. ^ Шелтон 2006 , стр. 160–161.
  28. ^ Jump up to: а б с Шелтон 2006 , с. 161.
  29. ^ Шелтон 2006 , стр. 162–163.
  30. ^ Бернс 2010 , стр. 172–173.
  31. ^ Мур, Роулендс и Карадимас 2014 , с. 69.
  32. ^ Мур, Роулендс и Карадимас 2014 , с. 78.
  33. ^ Галанакис 2007 , с. 242.
  34. ^ Jump up to: а б с Гир 2006 , с. 97.
  35. ^ Пляцика 2020 , с. 296.
  36. ^ Французский 1979 , с. 2.
  37. ^ Французский 1979 , стр. 2–3.
  38. ^ Jump up to: а б Крахтопулу и др. 2020 , стр. 25.
  39. ^ Раннелс 2008 , с. 14.
  40. ^ Французский 1979 , с. 3; Масуриди 2017 , с. 148
  41. ^ Jump up to: а б Галлис 1979 , с. 4.
  42. ^ Воутсаки 2017 , с. 130; Мушкет 2014 , с. 44 (по датам).
  43. ^ Цунтас 1898 , с. 86.
  44. ^ Галанакис 2013 , с. 191.
  45. ^ Мушкет 2014 , с. 43. Французский археолог Гастон Дешам проводил раскопки на Аморгосе в 1888 году и стал первым человеком, который сделал это с разрешения правительства. [ 44 ]
  46. ^ Галанакис 2013 , стр. 182–184.
  47. ^ Галанакис 2013 , стр. 190–192. Маккензи более известна как соратница Артура Эванса в Кноссе: об этом см. MacGillivray 2000 , стр. 171–172.
  48. ^ Галанакис 2013 , с. 193.
  49. ^ Jump up to: а б Дельвуа 1947 , с. 48.
  50. ^ Jump up to: а б с д Мушкет 2014 , с. 44.
  51. ^ Тимме 1977 , с. 185.
  52. ^ Фиттон 1999 , с. 8.
  53. ^ Фиттон 1999 , с. 8; Мушкет 2014 , с. 44.
  54. ^ Каски 1958 , стр. 135–136.
  55. ^ Милона 2003 , с. 193. Статья Цунтас 1898г .
  56. ^ Сапуна-Сакелларакис 1987 , с. 264.
  57. ^ Jump up to: а б Раус, Гугенот и Герин, 2017 , с. 9.
  58. ^ Сапуна-Сакелларакис 1987 , с. 233.
  59. ^ Jump up to: а б Мандели 2021 , стр. 310.
  60. ^ Мандели 2021 , стр. 307.
  61. ^ Мандели 2021 , стр. 308.
  62. ^ Кимин 2009 , с. 23.
  63. ^ Христодулу 2009 , стр. 106–107; Пляцика 2020 , с. 292 (по титулу Цунтаса).
  64. ^ Карузос 1934 , с. 564. О контексте дебатов по демотическому и катаревусе см. вопрос о греческом языке .
  65. ^ Jump up to: а б с Пляцика 2020 , с. 292.
  66. ^ Петракос 1995 , стр. 120–121. Петракос дает название школы на греческом языке: « Практическая школа истории искусств» .
  67. ^ Петракос 1995 , с. 122.
  68. ^ Николаиду ​​и Коккиниду 2005 , стр. 246–247.
  69. ^ Галанакис 2007 , с. 240.
  70. ^ Vogeikoff-Brogan 2020 (для исследования Милонаса под руководством Цунтаса); Шелтон 2010 , с. 26 (для Милона в Микенах).
  71. ^ Робинсон и Блеген 1935 , с. 379.
  72. ^ Масуриди 2017 , стр. 148–149.
  73. ^ Мандели 2021 , стр. 313.
  74. ^ Хамилакис и Ялури 1999 , с. 129; Краткое 2011 , с. 1.
  75. ^ Гир 2006 , с. 107.
  76. ^ Воутсаки 2017 , с. 131.
  77. ^ Воутсаки 2017 , с. 133.
  78. ^ Воутсаки 2017 , стр. 135–136.
  79. ^ Воутсаки 2017 , с. 132 (по убеждениям Цунтаса). Более широкое восприятие Византии того времени см. Marano 2019 , стр. 76–77.
  80. ^ Марано 2019 , с. 77.
  81. ^ Jump up to: а б Карузос 1934 , с. 564.
  82. ^ Воутсаки 2017 , с. 137. Цитата Маллушу-Туфано взята из Маллушу-Туфано 2007 , с. 49.
  83. ^ Пикард 1934 , с. 185. О карьере Пикарда см. Delbo 2002 , стр. 230–231.
  84. ^ Масуриди 2017 , с. 149.
  85. ^ Шелтон 2006 , с. 161; Мушкет 2014 , с. 43.
  86. ^ Трейл 1996 , с. 139.
  87. ^ Дэвис 2022 , с. 101, н. 22.
  88. ^ Гир 2006 , с. 96.
  89. ^ Раннелс 2008 , с. 9.
  90. ^ Дэвис 2022 , с. 9.
  91. ^ Воутсаки 2017 , с. 132? Воутсаки цитирует Келера из книги «Köhler 1878» , с. 3.
  92. ^ Jump up to: а б с Шелтон 2006 , с. 160.
  93. ^ Пляцика 2020 , с. 295.
  94. ^ Шелтон 2006 , стр. 161–162.
  95. ^ Шелтон 2006 , стр. 161–162. Статья Цунтас 1888г .
  96. ^ Фиттон 1996 , с. 106. О Пилосе см. Tracy 2018 , p. 13; о Микенах см. Gill 2004 .
  97. ^ Гир 2006 , стр. 105–106.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бернс, Брайан Э. (2010). Микенская Греция, средиземноморская торговля и формирование идентичности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-11954-2 .
  • Каски, Джон Л. (1958). «Раскопки в Лерне, 1957 год». Гесперия . 27 (2): 125–144. дои : 10.2307/147056 . JSTOR   147056 .
  • Христодулу, Георгиос (2009). Н. Г. Политис и археология в Афинском университете [НГ Политис и археология в Афинском университете] (PDF) . Наставник (на греческом языке). 93 : 106–107. Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2022 года . Проверено 19 февраля 2023 г.
  • Курта, Флорин (2011). Эдинбургская история греков, ок. от 500 до 1050 . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-4489-6 .
  • Дэвис, Джек Л. (2022). Формирование греческого государства: истоки цивилизации в микенском Пилосе . Том. 75. Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-38724-9 . JSTOR   j.ctv2rb75vw .
  • Дельбо, Шарлотта (2002) [1965]. Конвой 24 января [ Конвой 24 января ] (на французском языке). Париж: Éditions de Minuit. ISBN  978-2-7073-1638-7 .
  • Дельвуа, Чарльз (1947). «Четыре доэллинских вазы в Археологическом музее Шарлеруа». Классическая античность (на французском языке). 16 (1): 47–58. JSTOR   41642997 .
  • Фиттон, Дж. Лесли (1996). Открытие греческого бронзового века . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-21188-9 .
  • Фиттон, Дж. Лесли (1999). Кикладское искусство . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN  978-0-7141-2160-4 .
  • Галанакис, Яннис (2007). «Строительство гробницы Эгисфа Толоса в Микенах и «элладическая ересь» ». Ежегодник Британской школы в Афинах . 102 : 239–256. дои : 10.1017/S0068245400021481 . JSTOR   30245251 . S2CID   162590402 .
  • Галанакис, Яннис (2013). «Ранние доисторические исследования Аморгоса и начало кикладской археологии». Американский журнал археологии . 117 (2): 181–205. JSTOR   10.3764/aja.117.2.0181 .
  • Галлис, Константинос (1979). «Краткая хроника греческих археологических исследований в Фессалии с 1881 года до наших дней». В Бруно, Хелли (ред.). Фессалия: Материалы круглого стола, 21-24 июля 1975 г. Лион: Дом Востока и Средиземноморья. стр. 1–30. ISBN  978-2-35668-034-1 . Проверено 31 октября 2023 г.
  • Гир, Кэти (2006). Гробница Агамемнона: Микены и поиски героя . Лондон: Профильные книги. ISBN  978-1-86197-617-8 .
  • Гилл, Дэвид (2004). «Уэйс, Алан Джон Баярд (1879–1957)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/74552 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  • Гуззетти, Андреа (2012). Прогулка по прошлому: к изучению археологических музеев Италии, Греции и Израиля (PDF) (кандидатская диссертация). Колледж Брин-Мор. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
  • Хамилакис, Яннис ; Ялури, Элеана (1999). «Сакрализация прошлого: культы археологии в современной Греции». Археологические диалоги . 6 (2): 115–135. дои : 10.1017/S138020380000146X . ISSN   1478-2294 . S2CID   145214423 .
  • Калессопулу, Деспина (2021). «Первый национальный музей современной Греции». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы сражались: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 314–332. ISBN  978-960-386-441-7 .
  • Карузос, Христос (15 июня 1934 г.). Христос Цундас [Христос Цунтас] Что такое Эстия (по-гречески). 180 :564 . Получено 31 октября.
  • Келдер, Йоррит М. (2009). «Царский обмен подарками между Микенами и Египтом: оливки как« поздравительные подарки »в Восточном Средиземноморье позднего бронзового века». Американский журнал археологии . 113 (3): 339–352. JSTOR   20627592 .
  • Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат . Сан-Бернардино: Борго Пресс. ISBN  978-1-4344-5876-6 .
  • Кляйн, Нэнси Л. (1997). «Раскопки греческих храмов в Микенах британской школой в Афинах». Ежегодник Британской школы в Афинах . 92 : 247–322. дои : 10.1017/S0068245400016701 .
  • Кёлер, Ульрих (1878). «О дате и происхождении погребальных комплексов в Микенах и Спатах». Археологические сообщения (на немецком языке). 3 :3-13.
  • Константиниди-Сивриди, Элени (2020). «Панагиотис Стаматакис: «Ценя древние памятники Греции как священное богатство…» ». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы боролись: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 276–289. ISBN  978-960-386-441-7 .
  • Крахтопулу, Афанасия; Фредерик, Чарльз; Оренго, Гектор А.; Димула, Анастасия; Саридаки, Ники; Кириллиду, Стелла; Ливарда, Александра; Гарсия-Молсоса, Арнау (2020). «Второе открытие неолитических ландшафтов Западной Фессалии, Центральной Греции». В Бланко-Гонсалесе, Антонио; Кьенлин, Тобиас Л. (ред.). Современные подходы к теллам в доисторическом Старом Свете: межкультурное сравнение от раннего неолита до железного века . Оксфорд: Книги Оксбоу. стр. 25–40. ISBN  978-1-78925-489-1 .
  • Лэнгдон, Сьюзен (1998). «Важные другие: пара мужчина-женщина в греческом геометрическом искусстве». Американский журнал археологии . 102 (2): 251–270. JSTOR   506468 .
  • МакГилливрей, Джозеф Александр (2000). Минотавр: сэр Артур Эванс и археология минойского мифа . Нью-Йорк: Хилл и Ван (Фаррар, Штраус и Жиру). ISBN  978-0-8090-3035-4 .
  • Маллушу-Туфано, Фани (2007). «Превратности афинского Акрополя в девятнадцатом веке: от замка к памятнику». В Валаванисе, Панос (ред.). Великие моменты в греческой археологии . Афины: Капон Пресс. стр. 36–57. ISBN  978-0-89236-910-2 .
  • Мантели, Катя (2021). «Христос Цунтас в Критском государстве в начале 20 века: из архивов Национального археологического музея». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы боролись: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 306–313. ISBN  978-960-386-441-7 .
  • Марабеа, Кристина (2010). «Гробница Толоса в Камбосе, Авиа: раскопки Кристоса Цунтаса, 1891 год». В Каване, Хелен; Кавана, Уильям; Рой, Джеймс (ред.). Почитание умерших на Пелопоннесе: материалы конференции, состоявшейся в Спарте, 23–25 апреля 2009 г. . Ноттингем: Центр спартанских и пелопоннесских исследований. стр. 427–440. OCLC   802570703 .
  • Марано, Юрий Алессандро (2019). « Снова наши»? Византийская археология и формирование греческой национальной идентичности». В Геличи, Сауро (ред.). Средневековая археология, XLVI, 2019 – До публичной археологии. Идентичность, социальные конфликты и Средневековье в исследованиях Средиземноморья . Флоренция: Edizioni all'Insegna del Giglio. стр. 75–96. ISBN  978-88-7814-926-7 .
  • Масуриди, Ставрула (2013). 1885–1909. Служба в годы П. Кавадиаса [1885–1909: Служба в период П. Каввадия]. В Контури, Елена; Масуриди, Ставрула (ред.). Истории на бумаге: формы и темы археологии в Греции XIX века [ Истории на бумаге: модальности и темы археологии в Греции в девятнадцатом веке ] (PDF) (на греческом языке). Афины: Министерство культуры и спорта. стр. 28–33. ISBN  978-960-386-138-6 . Проверено 19 ноября 2023 г.
  • Масуриди, Ставрула (2017). Христос Цундас 1857–1934: исследовательский, творческий и дисциплинированный дух. [Христос Цунтас 1857–1934: Любознательный, творческий и дисциплинированный дух] (PDF) . Темы ( археологии на греческом языке). 1 (1): 148–149 . Проверено 1 ноября 2023 г.
  • Мур, Дадли; Роулендс, Эдвард; Карадимас, Нектариос (2014). В поисках Агамемнона: ранние путешественники в Микены . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN  978-1-4438-5776-5 .
  • Маскетт, Джорджина (2014). «Эгейский мир». Ин Бан, Пол (ред.). История археологии: Введение . Абингдон: Рутледж. стр. 39–56. ISBN  978-1-317-99942-3 .
  • Милона, Димитра (2003). «Археологические остатки рыбы в Греции: общие тенденции исследования и справочник памятников». Британская школа в Афинах . 9 : 193–200. JSTOR   40960346 .
  • Николаиду, Марианна; Коккиниду, Димитрия (2005). «Греческие женщины в археологии: нерассказанная история». Раскопки женщин: история женщин в европейской археологии . Абингдон: Рутледж. ISBN  978-1-134-72776-6 .
  • Панагиотопулос, Диамантис (2015). «Цунтас, Христос». В Кульманне, Питер; Шнайдер, Хельмут (ред.). История античности: Биографический лексикон . Новые добавки Pauly I Online. Том 6. doi : 10.1163/2452-3054_dnpo6_COM_00711 .
  • Петракос, Василейос (1995). Приключения греческой археологии в жизни Христа Карузоса [ Приключение греческой археологии в жизни Христа Карузоса ] (PDF) (на греческом языке). Афины: Археологическое общество Афин. ISBN  960-7036-47-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2021 года . Проверено 22 мая 2023 г.
  • Петракос, Василейос (2011). Афинское археологическое общество. Археологи и раскопки 1837–2011 гг. (Каталог выставки) [ Археологическое общество Афин. Археологи и раскопки 1837–2011 гг. (Каталог выставки) ] (на греческом языке). Афины: Археологическое общество Афин. ISBN  978-960-8145-86-3 .
  • Петракос, Василейос (2015). Политик Маринатос [Политические Маринатос] (PDF) . Наставник . 114 : 16–49 . Проверено 23 октября 2023 г.
  • Пикард, Чарльз (1934). «Христос Цунтас (1857—1934)». Revue Archéologique (на французском языке). 4 : 184–185. JSTOR   41748388 .
  • Пляцика, Василики (2020). «Страницы журнала из археологической жизни Христа Цунтаса в Микенах». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы боролись: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 290–305. ISBN  978-960-386-441-7 .
  • Робинсон, Дэвид М.; Блеген, Элизабет Пирс (1935). «Археологические новости и дискуссии». Американский журнал археологии . 39 (3): 378–411. JSTOR   498626 .
  • Роус, Изабель Хаслен; Гугенот, Кэролайн; Герин, Доминик (2017). «Эллинистические подношения в миниатюре: собрание детской гробницы из Эретрии, хранящейся в Лувре». Revue Archéologique (на французском языке). 1 :3–63. JSTOR   44710355 .
  • Раннелс, Кертис (2008). «Вклад Джорджа Финли в открытие каменного века в Греции». Ежегодник Британской школы в Афинах . 103 : 9–25. JSTOR   30245260 .
  • Сапуна-Сакелларакис, Эфи (1987). «Новые свидетельства с кладбища раннего бронзового века в Манике, Халкида». Ежегодник Британской школы в Афинах . 82 : 233–264. JSTOR   30103092 .
  • Шелтон, Ким (2006). «Длительное влияние Цунтаса на изучение Микен». В Дарке, Паскаль; Фотиадис, Майкл; Полихронопулу, Ольга (ред.). Мифы: предыстория Эгейского моря с 19 по 21 век нашей эры. Материалы Афинского международного круглого стола (21–2 ноября 2002 г.) . Дополнения к бюллетеню греческой корреспонденции. Полет. 46. ​​Афины: Французская школа в Афинах. стр. 159–164. ISBN  2-86958-195-5 .
  • Шелтон, Ким (2010). «Микены: Археология Микен». Гагарин, Михаил (ред.). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 23–28. doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 . ISBN  978-0-19-517072-6 .
  • Тимме, Юрген (1977). Искусство и культура Киклад: Справочник древней цивилизации . Карлсруэ: КФ Мюллер. ISBN  978-3-7880-9573-4 .
  • Трейси, Стивен В. (2018). «Принятие греческого решения для линейного письма B». Гесперия . 87 (1): 1–16. дои : 10.2972/гесперия.87.1.0001 . JSTOR   10.2972/hesperia.87.1.0001 . S2CID   186486561 .
  • Трейл, Дэвид Дж. (1996). «Открытие греческого бронзового века. Дж. Лесли Фиттон. Кембридж, Массачусетс: Harvard Univ. Press, 1996. Стр. 212. Ткань. 29 долларов». Классический взгляд . 73 (4): 139. JSTOR   43937886 .
  • Фогейкофф-Броган, Наталья (19 апреля 2020 г.). «Забытый друг Скироса: Хейзел Дороти Хансен (Часть I)» . Из записной книжки архивариуса . Проверено 11 января 2024 г.
  • Воутсаки, София (2017). «Эллинизация доисторического прошлого: поиск греческой идентичности в творчестве Христа Цунтаса». Вуцаки , София ; Картледж, Пол (ред.). Древние памятники и современные идентичности: критическая история археологии в Греции XIX и XX веков . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 130–147. ISBN  978-1-315-51344-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25d226527f1a7feaf9ae29093808146d__1717102800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/6d/25d226527f1a7feaf9ae29093808146d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christos Tsountas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)