Христос Цунтас
Христос Цунтас | |
---|---|
Христос Цундас | |
![]() Снято в 1879 году. | |
Рожденный | 1857 |
Умер | 9 июня 1934 г. | ( 1934-06-09 )
Национальность | греческий |
Известный | Изучение и наименование кикладской культуры |
Награды |
|
Академическое образование | |
Образование | |
Влияния | |
Академическая работа | |
Дисциплина | Археология |
Субдисциплина | Греческая предыстория |
Учреждения | |
Известные студенты | |
Подпись | |
![]() |
Христос Цунтас ( греч . Χρήστος Τσούντας ; 1857 — 9 июня 1934) — греческий классический археолог . Его считают пионером греческой археологии и называют «первым и самым выдающимся греческим доисториком». [ 1 ]
Родившийся в Стенимахосе во Фракии в 1857 году, Цунтас получил университетское образование в Германии, в университетах Ганновера , Мюнхена и Йены . После непродолжительного периода работы учителем в 1882 году он был нанят Афинским археологическим обществом в качестве археологического чиновника, а поступил на работу в Греческую археологическую службу в следующем году . Наиболее активно он был полевым археологом в первые десятилетия своей жизни, проведя первые археологические исследования Фессалии , раскопав несколько микенских гробниц в Лаконии и проведя первые формальные раскопки цитадели Микен . В конце 1890-х годов его открытия на Кикладах породили первые свидетельства кикладской культуры , которой Цунтас дал свое название.
Цунтас стал профессором Афинского университета в 1904 году, после чего практически ушел из практической археологической работы. Он опубликовал несколько монографий и учебников по доисторической археологии, в том числе работы, которые стали стандартными работами в этой области. Он переехал в Университет Салоник между 1925 и 1926 годами и умер в 1934 году.
Ранняя жизнь, образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Христос Цунтас родился в греческой семье в 1857 году. [ 2 ] в Восточной Румелии , входившей тогда в состав Османской империи . [ 3 ] [ а ] Его имя при крещении могло быть Христодулос или Христопулос . Он вырос в Стенимахосе (современный Асеновград); он завершил свое обучение там, в соседнем Филиппополе (современный Пловдив) и в Афинах. [ 4 ] Как это было обычным делом для начинающих греческих археологов девятнадцатого века, [ 5 ] Впоследствии Цунтас учился в Германии; Первоначально он изучал инженерное дело в Королевском технологическом колледже в Ганновере . [ 6 ] прежде чем переехать в Мюнхенский университет, чтобы изучать филологию у классического археолога Генриха Брунна . В 1880 году он завершил докторантуру в Йенском университете . [ 7 ]
Вернувшись из Йены, Цунтас в течение года преподавал в школе Зарифиоса , греческой школе в Филиппополе. В 1882 году Цунтас был принят на работу в Афинское археологическое общество , научное общество, занимающееся раскопками и сохранением древних памятников. Одно из его первых сообщений было в 1882 году на раскопках британского архитектора Фрэнсиса Пенроуза в храме Зевса в Олимпии . [ 7 ] В том же году Панайотис Стаматакис , генерал-эфор , отвечающий за греческую археологическую службу , пригласил Цунтаса сопровождать его в поездке по Беотии , направленной на борьбу с незаконной торговлей древностями — событие, описанное археологическим историком Элени Константиниди. Цунтаса Сивриди как начало ученичества у Стаматакиса. [ 8 ]
В 1883 году Цунтас присоединился к Греческой археологической службе, во время ее первого крупного периода расширения. До 1879 года Служба полностью состояла из генерала-эфора, иногда с помощником. После найма Панайотиса Каввадиаса в 1879 году и Константиноса Димитриадиса в 1881 году, Цунтас был принят на работу Стаматакисом в качестве эфора вместе с Деметриосом Филиосом; в 1885 году к ним присоединятся Валериос Стаис , Василиос Леонардос и Георгиос Лампакис. [ 9 ] 17 августа [ OS 5 августа] 1883 года он был назначен эфором Службы в Арте и Этолии-Акарнании , расположенных на северо-западе Греции, но остался в Афинах, работая как в Археологической службе, так и в Археологическом обществе. [ 7 ] В основном он базировался в Национальном археологическом музее Афин. [ 4 ]
Раскопки
[ редактировать ]Большая часть раскопок Цунтаса проводилась в начале его карьеры, с особой концентрацией между 1886 и 1908 годами. [ 1 ] Между 1880 и 1891 годами Цунтас проводил раскопки в южногреческом регионе Лакония . Его раскопки включали гробницу толоса в Вафейо ; Хотя гробница ранее была расчищена в 1805 году, Цунтас обнаружил в ее полу неповрежденное захоронение с погребальным инвентарем, включая две чашки Вафейо . [ 10 ] Цунтас был первым современным археологом, который раскопал и опубликовал захоронение в толосе , продемонстрировав, что памятники были построены как гробницы, и опроверг широко распространенное в то время мнение, что они были построены как королевские сокровища. [ 11 ] Кампания Цунтаса в Лаконии также включала в 1890 году раскопки микенского святилища, известного как Амиклеон . [ 6 ] Там он обнаружил две скульптурные головы, известные как « Головы Амиклая », которые по-разному датировались микенским и геометрическим периодами, и одна из которых, возможно, изображала бога Аполлона . [ 12 ]
С 1884 года работал на Афинском Акрополе . [ 6 ] В 1884 году он возглавил подводное исследование места битвы при Саламине , которая произошла в 480 году до нашей эры; хотя плохая погода сделала это предприятие в значительной степени безуспешным, возможно, это были первые археологические работы, проводившиеся под водой. [ 13 ] Он также проводил раскопки в микенской цитадели Тиринф в Арголиде между 1890 и 1891 годами. [ 14 ]
В 1887 году Цунтас раскопал разграбленные кладбища Танагры в Беотии. [ 7 ] Он работал в Тиринфе в 1890–1891 гг. [ 15 ] и раскопал гробницу толоса в Камбосе недалеко от Авии в Мессении в 1891 году, обнаружив фигурки минойского типа. [ 16 ] Между 1890 и 1892 годами он помогал Каввадиасу, тогдашнему генералу Эфора, в каталогизации доисторических материалов в Национальном археологическом музее. [ 17 ] К 1896 году Цунтас стал куратором микенской и египетской коллекций музея, к этому моменту он также написал каталог микенских материалов. [ 18 ]
Микены
[ редактировать ]
После раскопок могильного круга А в Микенах под руководством немецкого бизнесмена Генриха Шлимана и Стаматакиса в 1876–1877 годах Цунтас взял на себя управление этим местом с мая 1886 по 1910 год. [ 19 ] Он произвел первые раскопки на доисторическом кладбище вокруг поселения Микены и провел первые крупные раскопки его акрополя . [ 20 ] где он обнаружил Великую рампу, [ 21 ] расчистили склоны цитадели и обнаружили большую часть ее построек. [ 22 ] Открытие Цунтасом древнеегипетских материалов, в том числе семи фаянсовых бляшек с именем фараона Аменхотепа III , [ 23 ] на акрополе дали первые точные свидетельства того, что это место датируется эпохой поздней бронзы ( ок. 1600 – ок. 1200 г. до н.э. ); [ 24 ] Ранее он был датирован лишь расплывчато, путешественники часто описывали его как «самый древний» или считали датируемым различными периодами около 1000 г. до н.э. [ 25 ]
Основной целью первоначальных раскопок Цунтаса в 1886 году было обнаружение роскошного центра Микен. [ 26 ] В том же году он очистил большую часть цитадели, обнаружил дворец и мегарон и раскопал эллинистический храм, построенный на вершине акрополя ; Позже он удалил остатки храма, а также большинство из них, относящихся к послемикенскому периоду, чтобы еще больше раскрыть дворец бронзового века. [ 27 ] В том же году он провел раскопки на западном склоне цитадели, в районе эллинистической башни, и обнаружил комплекс зданий, позже идентифицированный как часть «Культового центра» этого места. [ 28 ]
В 1887 году Цунтас начал раскопки кладбищ за пределами цитадели Микен, считая могилы, раскопанные в Круге А, «королевскими» и, следовательно, стремясь найти то, что он считал захоронениями остального населения этого места. Между 1887 и 1898 годами Цунтас раскопал 103 камерные гробницы и три ранее неизвестных гробницы -толоса (известные как Гробница Эгисфа , Панагия Толос и Гробница гениев), а также расчистил четыре толоса . уже обнаруженных [ 29 ] В 2006 году раскопки Цунтаса составили чуть менее половины от общего числа камерных гробниц, раскопанных в Микенах, хотя скудная документация, сделанная Цунтасом, ограничила их использование для археологических исследований. [ 21 ]
В 1888 году Цунтас провел дальнейшие раскопки дворца, а также восточной части цитадели, особенно северо-восточного расширения и подземной цистерны Микен . [ 28 ] который он обнаружил. [ 13 ] Раскопки здесь продолжились в 1889 году, в течение которых Цунтас провел дальнейшие исследования юго-западной части цитадели, обнаружив за несколько сезонов работ ряд построек, но мало о них сохранив. В 1890 г. он расчистил северный и северо-западный склоны города; к 1893 году он добрался до Северных ворот. В 1895 и 1896 годах он расчистил восточный и западный склоны акрополя, а в 1896 году вернулся на юго-западный склон. В результате нераскопанным остался лишь небольшой участок на западном склоне цитадели, ныне известный как «Дом Цитадели». [ 28 ]
Записи Цунтаса о раскопках камерных гробниц на этом месте были противоречивыми и часто оставляли мало свидетельств относительно того, о какой гробнице идет речь; В 1990-х годах археолог Ким Шелтон установил соответствие между многими гробницами, раскопанными и пронумерованными Цунтасом, и археологическими находками, которые все еще видны на этом месте. [ 30 ] Его открытие египетского материала внутри цитадели установило, что он относится к позднему бронзовому веку. [ 24 ] В конце 1880-х годов он раскопал две гробницы- толоса , известные как Като Фурнос и Эпано Фурнос, которые ранее считались воротами. [ 31 ] В 1891 году он раскопал гробницу Клитемнестры . [ 32 ] В отличие от преобладавшей в то время ортодоксальности, Цунтас считал, что камерные гробницы и толои на этом месте датируются более поздним возрастом шахтных могил Круга А. [ 33 ] Он также отрицал предполагаемую Шлиманом связь между погребениями в Микенах и персонажами гомеровских эпосов . [ 34 ] С 1899 по 1903 год он отвечал за укрепление и реставрацию памятников в Микенах. [ 35 ]
Фессалия
[ редактировать ]
Регион Фессалии на севере Греции был предметом кратких и неформальных антикварных исследований в последние десятилетия османского владычества до 1881 года. Сюда входили визиты иностранных антикваров, а также исследование врача Николаоса Георгиадеса, опубликовавшего историческое, географическое и топографическое исследование региона в 1880 году. Этот регион был включен в состав греческого государства в 1881 году и, следовательно, попал под юрисдикцию Греческой археологической службы; это развитие активизировало усилия по сбору и сохранению известных древностей, по-прежнему в основном на неформальной основе - директора местных гимназий часто назывались Археологической службой «случайными сборщиками древностей» и организовывали небольшие коллекции портативных находок, иногда работая вместе с иностранцами. такие ученые, как немецкий археолог Хаббо Герхард Лоллинг . [ 36 ] Археологическая служба время от времени отправляла своих представителей для проведения спасательных раскопок , как и Афинское археологическое общество, которое собрало несколько местных коллекций артефактов, в том числе одну в начальной школе в Ларисе , которая включала 166 предметов. [ 37 ]
В 1889 году Цунтас, который к тому времени был главой отдела древностей Археологического общества, провел первое систематическое археологическое исследование этого района. [ 38 ] Его первыми раскопками были раскопки микенского кургана в Мармариани. [ 3 ] В ходе раскопок на этом месте пяти микенских гробниц [ 39 ] он обнаружил уровни отложений поселений, относящихся к периоду неолита , предоставив первые свидетельства неолитического материала в Греции и продемонстрировав, что курганы такого типа, известные как магулы , могут быть сформированы из отложенных слоев поселений последовательных периодов. [ 38 ] Впоследствии Цунтас раскопал микенские гробницы на кургане, известном как Кастрон (древний Иолкос ) недалеко от Волоса в 1900 году. [ 3 ] at Volos itself in 1901–1903, [ 40 ] и в Сескло с 1901 по 1902 год. Его коллега Стаис проводил раскопки в Димини в 1901–1902 годах; Впоследствии Стаис покинул Фессалию, чтобы сосредоточиться на своей работе в Аттике , и Цунтас получил от него и Археологического общества разрешение продолжить раскопки Димини. В 1903 году он обнаружил на этом месте три оборонительные стены. [ 41 ] Волос, Сескло и Димини впоследствии стали считаться типовыми памятниками периода неолита в Греции. [ 42 ] Цунтас продолжал посещать и проводить полевые исследования в Фессалии каждое лето до 1906 года. [ 41 ]
Киклады и другие острова
[ редактировать ]
Цунтас был одним из первых археологов, проводивших раскопки на Кикладских островах . [ 45 ] В сентябре 1894 года он раскопал кладбище Аморгоса , острова, уже известного своим количеством доисторических останков, включая могилы, относящиеся к раннему и среднему бронзовому веку . [ 46 ] Его направлял местный священник Димитриос Прасинос, который ранее направлял на остров других посетителей-археологов и продавал недорогие древности иностранным археологам, в том числе Дункану Маккензи . [ 47 ] Во время короткого визита на остров Цунтас обнаружил, что два крупнейших кладбища острова, в Капросе и Докатисмате, были широко разграблены нелегальными экскаваторами, среди которых он назвал Прасиноса и Иоанниса Палайлогоса. Палайлогос был арестован в сентябре 1894 года за контрабанду награбленных древностей из Аморгоса в Афины, а Цунтаса вызвали для составления отчета о контрабандных товарах. [ 48 ] В 1897 году Цунтас раскопал кладбище Красадес на Антипаросе . [ 49 ]
Цунтас ввел термин «Кикладская культура» после своих исследований 1898–1899 годов. [ 50 ] За эти два года, [ 51 ] он раскопал кладбище Халандриани и связанное с ним укрепленное поселение Кастри на острове Сирос . [ 52 ] Он также раскопал несколько сотен других кикладских могил на кладбищах на островах Сифнос , Парос и Деспотико . [ 53 ] На Сифносе он раскопал городище Агиос Андреас, обнаружив его двойные стены с башнями. [ 54 ] Цунтас опубликовал свои выводы, полученные на Кикладах, в «Археологическом журнале» , научном издании Афинского археологического общества: его статья 1898 года, возможно, была первым систематическим исследованием экономической жизни археологического объекта, хотя его вывод о том, что рыба играла лишь небольшую роль роль в кикладской диете с тех пор была отменена. [ 55 ]
Цунтас часто проводил раскопки на острове Эвбея , который, по его мнению, оказал важное влияние на культуру Кикладского Сироса. [ 56 ] В 1885 году он раскопал некрополь к западу от древнего города Эретрия . [ 57 ] В 1886, 1891 и 1892 годах Цунтас проводил дальнейшие раскопки кладбищ вокруг города, разграбленных торговцами древностями; [ 7 ] с 1886 г. он также руководил раскопками, проводимыми частными землевладельцами на их собственной земле близ Эретрии. [ 57 ] Он снова работал на Эвбее в 1903 году, раскопав шесть гробниц на кладбище Маника близ Халкиды . [ 58 ] В марте–мае 1905 г. [ б ] Цунтас совершил 46-дневный визит на Крит, тогда автономную провинцию Османской империи , по просьбе правления Археологического общества, исследуя его археологические находки. [ 60 ] Ему помогал Стефанос Ксантудидис , эфор древностей Крита; Иосиф Хатзидакис , основатель Археологического музея Ираклиона ; Артур Эванс , археолог минойского дворца в Кноссе ; и Гарриет Бойд , которая обнаружила и раскопала Гурнию . [ 59 ] В следующем году правительство Крита приняло запрос Археологического общества на раскопки на месте Малии : проект должен был начаться в том же году под Цунтасом. [ 61 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]24 февраля [ OS 11 февраля] 1904 г. [ с ] Цунтас был избран профессором истории древнего искусства Афинского университета ; Тогда же Каввадиас был избран на должность профессора. [ 63 ] По словам археолога Христаса Карузоса , который учился у Цунтаса, он не хотел соглашаться на эту должность, но университет уговорил его сделать это. [ 64 ] Его назначение во многом ознаменовало конец его карьеры экскаватора: с 1904 года он сосредоточил свою академическую работу на преподавании и писательстве. [ 65 ] С 1909 по 1911 год он занимал должность секретаря Археологического общества Афин. [ 6 ]
В феврале 1919 года Цунтас был назначен профессором-основателем «Практической школы истории искусств», археологического учебного центра, которым управляет Археологическое общество от имени правительства Греции. [ 66 ] Среди тридцати шести студентов первого года обучения в школе были Карузос, Семни Папаспириди и Спиридон Маринатос , каждый из которых впоследствии стал ведущими фигурами в греческой археологии двадцатого века. [ 67 ] Считается, что Цунтас оказала особое влияние на Папаспириди и отметила один из экзаменационных документов, необходимых для ее поступления в Археологическую службу в 1921 году. [ 68 ] Воодушевленный Артуром Эвансом, Цунтас предоставил разрешение британскому археологу Алану Уэйсу на раскопки в Микенах в начале 1920-х годов. Впоследствии Уэйс провел раскопки в гробнице Эгисфа, которую Цунтас обнаружил в 1892 году, и на всей территории Микен: его исследования подтвердили несколько теорий Цунтаса относительно хронологии этого места и природы микенской цивилизации. [ 69 ] Другим учеником Цунтаса был Джордж Э. Милонас , который позже руководил раскопками в Микенах в период с 1957 по 1985 год. [ 70 ]
Цунтас ушел из Афинского университета в 1925 году, хотя в 1925–1926 учебном году преподавал в Университете Салоник . [ 71 ] В 1926 году он стал членом Афинской академии Греции , национальной академии . [ 72 ] Он умер в 1934 году. [ 50 ] Место его захоронения неизвестно: историк Элени Мантели предположила, что греческое государство, вероятно, не организовало в его честь похороны или мемориал. [ 73 ]
Представления о греческой культуре
[ редактировать ]
Цунтас считал, что греческая культура существовала в непрерывной форме с доисторического периода, развивая идеи таких историков, как Константин Папаригопулос , [ 65 ] который в середине девятнадцатого века пытался бросить вызов популярному в то время мнению, что население современной Греции не имеет биологического или культурного происхождения от населения классического периода. [ 74 ] Хотя он не участвовал в современных дебатах о географическом происхождении микенского населения, он реконструировал соперничество между Микенами и Троей, которое он описал как часть «вечного восточного вопроса », связывающего мифическую Троянскую войну с греко-персидской войной. Войны классического периода и греческая война за независимость . [ 75 ]
Цунтас, в частности, утверждал, что микенская цивилизация в основе своей была греческой. [ 1 ] и направил свою реконструкцию предыстории на построение современной греческой национальной идентичности. Хотя такие усилия были обычным явлением среди греческих археологов девятнадцатого века, к концу века Цунтас был одним из крайне немногих, кто продолжал поддерживать романтический национализм и рассматривать свою археологическую работу через его парадигму. [ 76 ] Цунтас утверждал, что микенцы изначально были иммигрантами из Северной Европы и имели генетическое сходство с немцами, кельтами и итальянцами. [ 77 ] Как и другие археологи и фольклористы своего времени, такие как немец Артур Мильххефер и француз Жорж Перро , Цунтас оценивал культурную преемственность Греции через предполагаемое сходство в народных обычаях и архитектуре; он обратил внимание, например, на схожую форму очагов, встречающуюся в микенских жилищах и современных греческих крестьянских домах. [ 78 ]
Цунтас был относительно необычным среди греческих интеллектуалов своего времени, поскольку считал византийский период, который тогда обычно рассматривался как период иностранного господства, жизненно важной частью греческого национального повествования. [ 79 ] Историографические дебаты о роли Византии в греческой истории частично разыгрывались через вопрос о греческом языке : общенациональные дебаты о том, следует ли говорить на греческом языке на престижном диалекте катаревуса , который пытался свести к минимуму постклассические черты в пользу тех, которые были найдены. на древнегреческом языке , или на демотическом диалекте, который представлял собой естественный язык большинства греков и предполагал принятие изменений в языке, произошедших, в частности , в византийский период. [ 80 ] В 1914 году Цунтас выступил в качестве свидетеля на процессе Нафплио , судебном деле по поводу закрытия школы для девочек, которая нарушила образовательные нормы, преподавая на демотическом языке вместо катаревусы ; Цунтас дал показания в пользу использования демотического слова. [ 81 ] Его положительные взгляды на византийский период были непопулярны в Афинском археологическом обществе, которое историк Фани Маллушу-Туфано описал как «непримиримого идеологического представителя чистого классицизма », которое обычно пренебрегало изучением византийской археологии в пользу изучения классической археологии. период. [ 82 ]
Оценка и наследие
[ редактировать ]В некрологе Цунтаса, опубликованном в газете Nea Estia , его бывший ученик Карузос описал его как «прекрасного учителя… [и] скромного человека» с « сократовской » внешностью. [ 81 ] Французский археолог Шарль Пикард , бывший директор Французской школы в Афинах , также описал его как «энтузиаста-ученого, скромного и вежливого… [который] всегда проявлял самое щедрое отношение к зарубежным археологическим школам». [ 83 ]
Признание и почести
[ редактировать ]24 ноября [ OS 12 ноября] 1892 года Цунтас был награжден Серебряным крестом Ордена Искупителя , национальным орденом Греции за заслуги , за заслуги перед археологией. Он был награжден прусским орденом Красного Орла (четвертой степени) 20 февраля [ OS 8 февраля] 1900 года и Золотым крестом ордена Искупителя 3 сентября [ OS 22 августа] 1914 года. [ 65 ] Он был сделан почетным членом Британского общества содействия эллинистическим исследованиям . [ 84 ] Часть Культового центра , которую он раскопал в 1886 году, известна как «Дом Цунтаса» в его честь. [ 85 ]
Прием археологических работ Цунтаса
[ редактировать ]Цунтас считался недооцененной фигурой в археологии Эгейского моря, особенно по сравнению с негреческими археологами, такими как Шлиман, Уэйс и Эванс. [ 86 ] Археолог София Вутсаки назвала Цунтаса пионером греческой археологии и назвала его «первым и самым выдающимся греческим доисториком». [ 1 ] Археолог Джек Дэвис пришел к выводу, что Цунтас оказал большее влияние на область греческой предыстории, чем любой другой археолог. [ 87 ] По словам историка Кэти Гир, Цунтас - «человек, который по праву заслуживает титула отца греческого бронзового века». [ 88 ] Шелтон особенно отдал должное Цунтасу за то, что он убрал Микены и микенскую цивилизацию «из поля зрения Шлимана». [ 22 ] Археолог Кертис Раннелс назвал его раскопки в Фессалии началом систематического исследования греческого каменного века. [ 89 ]
Цунтас популяризировал термин «микенская» для обозначения цивилизации материковой Греции в позднем бронзовом веке. [ 90 ] Его книга «Микены и микенская эпоха» , впервые опубликованная в 1893 году, [ 50 ] стал стандартным учебником по греческой предыстории. [ 1 ] Ему приписывают создание Фессалии как основного места исследования неолитической Греции. [ 50 ] в то время как его работа на Кикладах была отмечена началом изучения доисторического периода на этих островах. [ 49 ] Он также сыграл большую роль в формировании коллекции доисторических артефактов Национального археологического музея. [ 18 ]
Взгляды Цунтаса на микенскую цивилизацию как на фундаментально греческую первоначально расходились с преобладающим мнением в науках за пределами Греции, которые по-разному рассматривали захоронения в могильном круге А (до работы Цунтаса) и считали совокупность свидетельств микенской цивилизации принадлежащей Ближнему Востоку, Египетская, славянская или североевропейская культуры. Немецкий филолог Ульрих Кёлер, руководивший Немецким археологическим институтом в Афинах , описывал их как «не имеющие ни малейшего следа ни греческого духа, ни каких-либо греческих обычаев и верований» и как имеющие «исключительно восточный характер». [ 91 ]
Цунтаса критиковали за недооценку ценности керамики как археологического свидетельства и за выбрасывание керамического материала во время раскопок. [ 34 ] В большинстве случаев он сохранял только находки из металла и камня, а также неповрежденные вазы, что было крайне редко, а остальное выбрасывал. [ 92 ] Хотя во время раскопок в Микенах он вел записные книжки, в среднем на каждый месяц своей работы записывал около десяти страниц. [ 92 ] он часто проводил раскопки, не ведя дневник и не используя фотографии. Историк археологии Василики Пляцика написал, что современные археологические стандарты, такие как систематическая запись находок и их контекста, «оглушительно отсутствуют» в отчетах Цунтаса. [ 93 ] После раскопок Цунтаса изучение созданной ими добычи выявило важные керамические черепки, представляющие собой существенные фрагменты сосудов, а также свидетельства более позднего заселения Микен после конца бронзового века . [ 94 ]
Гипотеза Цунтаса о том, что многочисленные кладбища Микен отражают первоначальную модель расселения в разрозненных деревнях, впервые выдвинутая в его статье 1888 года о раскопках микенских гробниц, стала общепринятой моделью для Микен и для микенской цивилизации в целом, но была опровергнута дальнейшими исследованиями в начало 1990-х годов. [ 95 ] Его утверждение о том, что микенское общество было неграмотным, было опровергнуто открытием табличек с линейным письмом B в Пилосе в 1939 году, а затем, при Алане Уэйсе, в Микенах в 1952 году. [ 96 ] Цунтас также утверждал, что микенское общество было матриархальным и что микенская религия была основана на «богине рождения». К концу девятнадцатого века эта точка зрения получила широкое признание, хотя с тех пор она была опровергнута. [ 97 ]
Избранные работы
[ редактировать ]В 1893 году Цунтас опубликовал «Микены и микенская цивилизация» , которая была расширена и переведена на английский язык в сотрудничестве с американским классиком Дж. Ирвингом Манаттом под названием «Микенский век: исследование памятников и культуры догомеровской Греции» в 1897 году. . [ 34 ] Книга Цунтаса была первой попыткой синтеза микенской цивилизации (хотя имеющиеся данные ограничивали Цунтаса исследованием южной Греции), опираясь на материалы из Микен, а также материалы из других мест, включая Тиринф и собственные раскопки Цунтаса в Вафейо. [ 22 ] Он также публиковал ежегодные отчеты о своих раскопках в Микенах в « Трудах Археологического общества Афин» , а также периодические статьи в журнале общества « Археологический журнал» ( греческий : Ἀρχαιολογικὴ Ἐφημερίς , латинизированный : Archaiologiki Efimeris ). [ 92 ]
Среди его опубликованных работ:
Как единственный автор
[ редактировать ]- Цунтас, Христос (1888). Копатели гробниц из Микен [Раскопки гробниц Микен]. Археологический журнал (на греческом языке): 119–180.
- — (1898). Киклады [Кикладские вопросы]. Археологический журнал (на греческом языке): 137–212.
- — (1908). Доисторические акрополи Димини и Сесклос. [ Доисторические акрополи Димини и Сескло ] (на греческом языке). Афины: Сакеллариос. OCLC 1053678917 .
Как соавтор
[ редактировать ]- Цунтас, Христос; Манатт, Дж. Ирвинг (1897). Микенский век: исследование памятников и культуры догомеровской Греции . Лондон: Макмиллан. OCLC 1402927063 .
Сноски
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Местом рождения Цунтаса обычно называют Стенимахос (современный Асеновград в Болгарии), но современники также записывали его как Филиппополь (современный Пловдив в Болгарии). [ 4 ]
- ↑ Опубликованные источники расходятся во мнениях относительно того, состоялось ли путешествие в 1903 или 1905 году, хотя дневник Цунтаса датирует его 1905 годом, что делает это наиболее вероятным, по мнению историка археологии Кати Мантели. [ 59 ]
- ^ Греция приняла григорианский календарь в 1923 году; За 28 февраля [ OS 15 февраля] последовало 1 марта. [ 62 ] В этой статье эта дата и все последующие даты приведены в григорианском календаре «нового стиля», а даты перед ней указаны в юлианском календаре «старого стиля» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Воутсаки 2017 , с. 130.
- ^ Маскетт 2014 , стр. 43; Мандели 2021 , стр. 309.
- ^ Jump up to: а б с Галлис 1979 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Пляцика 2020 , с. 291.
- ^ Петракос 2015 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Панагиотопулос 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д и Масуриди 2017 , с. 148.
- ^ Константиниди-Сивриди 2020 , с. 285.
- ^ Петракос 2011 , с. 4.
- ^ Гир 2006 , с. 102? Панагиотопулос 2015 .
- ^ Гир 2006 , с. 102.
- ^ Лэнгдон 1998 , стр. 253–254.
- ^ Jump up to: а б Мушкет 2014 , с. 43.
- ^ Дэвис 2022 , с. 101, н. 22; Масуриди 2017 , с. 148 (по дате).
- ^ Масуриди 2013 , с. 30.
- ^ Марабеа 2010 , стр. 427.
- ^ Гузетти 2012 , с. 144; Калессопулу 2021 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Мандели 2021 , стр. 312.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 130; Масуриди 2017 , с. 148; Шелтон 2006 , с. 159 (по датам); Шелтон 2006 , с. 163 (для Великой рампы).
- ^ Шелтон 2010 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Шелтон 2006 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с Шелтон 2006 , с. 159.
- ^ Келдер 2009 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б Мур, Роулендс и Карадимас, 2014 г. , стр. 101–1. 42–43.
- ^ Мур, Роулендс и Карадимас 41–42.
- ^ Кляйн 1997 , с. 250.
- ^ Шелтон 2006 , стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б с Шелтон 2006 , с. 161.
- ^ Шелтон 2006 , стр. 162–163.
- ^ Бернс 2010 , стр. 172–173.
- ^ Мур, Роулендс и Карадимас 2014 , с. 69.
- ^ Мур, Роулендс и Карадимас 2014 , с. 78.
- ^ Галанакис 2007 , с. 242.
- ^ Jump up to: а б с Гир 2006 , с. 97.
- ^ Пляцика 2020 , с. 296.
- ^ Французский 1979 , с. 2.
- ^ Французский 1979 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Крахтопулу и др. 2020 , стр. 25.
- ^ Раннелс 2008 , с. 14.
- ^ Французский 1979 , с. 3; Масуриди 2017 , с. 148
- ^ Jump up to: а б Галлис 1979 , с. 4.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 130; Мушкет 2014 , с. 44 (по датам).
- ^ Цунтас 1898 , с. 86.
- ^ Галанакис 2013 , с. 191.
- ^ Мушкет 2014 , с. 43. Французский археолог Гастон Дешам проводил раскопки на Аморгосе в 1888 году и стал первым человеком, который сделал это с разрешения правительства. [ 44 ]
- ^ Галанакис 2013 , стр. 182–184.
- ^ Галанакис 2013 , стр. 190–192. Маккензи более известна как соратница Артура Эванса в Кноссе: об этом см. MacGillivray 2000 , стр. 171–172.
- ^ Галанакис 2013 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Дельвуа 1947 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д Мушкет 2014 , с. 44.
- ^ Тимме 1977 , с. 185.
- ^ Фиттон 1999 , с. 8.
- ^ Фиттон 1999 , с. 8; Мушкет 2014 , с. 44.
- ^ Каски 1958 , стр. 135–136.
- ^ Милона 2003 , с. 193. Статья Цунтас 1898г .
- ^ Сапуна-Сакелларакис 1987 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Раус, Гугенот и Герин, 2017 , с. 9.
- ^ Сапуна-Сакелларакис 1987 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б Мандели 2021 , стр. 310.
- ^ Мандели 2021 , стр. 307.
- ^ Мандели 2021 , стр. 308.
- ^ Кимин 2009 , с. 23.
- ^ Христодулу 2009 , стр. 106–107; Пляцика 2020 , с. 292 (по титулу Цунтаса).
- ^ Карузос 1934 , с. 564. О контексте дебатов по демотическому и катаревусе см. вопрос о греческом языке .
- ^ Jump up to: а б с Пляцика 2020 , с. 292.
- ^ Петракос 1995 , стр. 120–121. Петракос дает название школы на греческом языке: « Практическая школа истории искусств» .
- ^ Петракос 1995 , с. 122.
- ^ Николаиду и Коккиниду 2005 , стр. 246–247.
- ^ Галанакис 2007 , с. 240.
- ^ Vogeikoff-Brogan 2020 (для исследования Милонаса под руководством Цунтаса); Шелтон 2010 , с. 26 (для Милона в Микенах).
- ^ Робинсон и Блеген 1935 , с. 379.
- ^ Масуриди 2017 , стр. 148–149.
- ^ Мандели 2021 , стр. 313.
- ^ Хамилакис и Ялури 1999 , с. 129; Краткое 2011 , с. 1.
- ^ Гир 2006 , с. 107.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 131.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 133.
- ^ Воутсаки 2017 , стр. 135–136.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 132 (по убеждениям Цунтаса). Более широкое восприятие Византии того времени см. Marano 2019 , стр. 76–77.
- ^ Марано 2019 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Карузос 1934 , с. 564.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 137. Цитата Маллушу-Туфано взята из Маллушу-Туфано 2007 , с. 49.
- ^ Пикард 1934 , с. 185. О карьере Пикарда см. Delbo 2002 , стр. 230–231.
- ^ Масуриди 2017 , с. 149.
- ^ Шелтон 2006 , с. 161; Мушкет 2014 , с. 43.
- ^ Трейл 1996 , с. 139.
- ^ Дэвис 2022 , с. 101, н. 22.
- ^ Гир 2006 , с. 96.
- ^ Раннелс 2008 , с. 9.
- ^ Дэвис 2022 , с. 9.
- ^ Воутсаки 2017 , с. 132? Воутсаки цитирует Келера из книги «Köhler 1878» , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Шелтон 2006 , с. 160.
- ^ Пляцика 2020 , с. 295.
- ^ Шелтон 2006 , стр. 161–162.
- ^ Шелтон 2006 , стр. 161–162. Статья Цунтас 1888г .
- ^ Фиттон 1996 , с. 106. О Пилосе см. Tracy 2018 , p. 13; о Микенах см. Gill 2004 .
- ^ Гир 2006 , стр. 105–106.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бернс, Брайан Э. (2010). Микенская Греция, средиземноморская торговля и формирование идентичности . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-11954-2 .
- Каски, Джон Л. (1958). «Раскопки в Лерне, 1957 год». Гесперия . 27 (2): 125–144. дои : 10.2307/147056 . JSTOR 147056 .
- Христодулу, Георгиос (2009). Н. Г. Политис и археология в Афинском университете [НГ Политис и археология в Афинском университете] (PDF) . Наставник (на греческом языке). 93 : 106–107. Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2022 года . Проверено 19 февраля 2023 г.
- Курта, Флорин (2011). Эдинбургская история греков, ок. от 500 до 1050 . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4489-6 .
- Дэвис, Джек Л. (2022). Формирование греческого государства: истоки цивилизации в микенском Пилосе . Том. 75. Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-38724-9 . JSTOR j.ctv2rb75vw .
- Дельбо, Шарлотта (2002) [1965]. Конвой 24 января [ Конвой 24 января ] (на французском языке). Париж: Éditions de Minuit. ISBN 978-2-7073-1638-7 .
- Дельвуа, Чарльз (1947). «Четыре доэллинских вазы в Археологическом музее Шарлеруа». Классическая античность (на французском языке). 16 (1): 47–58. JSTOR 41642997 .
- Фиттон, Дж. Лесли (1996). Открытие греческого бронзового века . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-21188-9 .
- Фиттон, Дж. Лесли (1999). Кикладское искусство . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2160-4 .
- Галанакис, Яннис (2007). «Строительство гробницы Эгисфа Толоса в Микенах и «элладическая ересь» ». Ежегодник Британской школы в Афинах . 102 : 239–256. дои : 10.1017/S0068245400021481 . JSTOR 30245251 . S2CID 162590402 .
- Галанакис, Яннис (2013). «Ранние доисторические исследования Аморгоса и начало кикладской археологии». Американский журнал археологии . 117 (2): 181–205. JSTOR 10.3764/aja.117.2.0181 .
- Галлис, Константинос (1979). «Краткая хроника греческих археологических исследований в Фессалии с 1881 года до наших дней». В Бруно, Хелли (ред.). Фессалия: Материалы круглого стола, 21-24 июля 1975 г. Лион: Дом Востока и Средиземноморья. стр. 1–30. ISBN 978-2-35668-034-1 . Проверено 31 октября 2023 г.
- Гир, Кэти (2006). Гробница Агамемнона: Микены и поиски героя . Лондон: Профильные книги. ISBN 978-1-86197-617-8 .
- Гилл, Дэвид (2004). «Уэйс, Алан Джон Баярд (1879–1957)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/74552 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Гуззетти, Андреа (2012). Прогулка по прошлому: к изучению археологических музеев Италии, Греции и Израиля (PDF) (кандидатская диссертация). Колледж Брин-Мор. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2021 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
- Хамилакис, Яннис ; Ялури, Элеана (1999). «Сакрализация прошлого: культы археологии в современной Греции». Археологические диалоги . 6 (2): 115–135. дои : 10.1017/S138020380000146X . ISSN 1478-2294 . S2CID 145214423 .
- Калессопулу, Деспина (2021). «Первый национальный музей современной Греции». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы сражались: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 314–332. ISBN 978-960-386-441-7 .
- Карузос, Христос (15 июня 1934 г.). Христос Цундас [Христос Цунтас] Что такое Эстия (по-гречески). 180 :564 . Получено 31 октября.
- Келдер, Йоррит М. (2009). «Царский обмен подарками между Микенами и Египтом: оливки как« поздравительные подарки »в Восточном Средиземноморье позднего бронзового века». Американский журнал археологии . 113 (3): 339–352. JSTOR 20627592 .
- Киминас, Деметриус (2009). Вселенский Патриархат . Сан-Бернардино: Борго Пресс. ISBN 978-1-4344-5876-6 .
- Кляйн, Нэнси Л. (1997). «Раскопки греческих храмов в Микенах британской школой в Афинах». Ежегодник Британской школы в Афинах . 92 : 247–322. дои : 10.1017/S0068245400016701 .
- Кёлер, Ульрих (1878). «О дате и происхождении погребальных комплексов в Микенах и Спатах». Археологические сообщения (на немецком языке). 3 :3-13.
- Константиниди-Сивриди, Элени (2020). «Панагиотис Стаматакис: «Ценя древние памятники Греции как священное богатство…» ». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы боролись: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 276–289. ISBN 978-960-386-441-7 .
- Крахтопулу, Афанасия; Фредерик, Чарльз; Оренго, Гектор А.; Димула, Анастасия; Саридаки, Ники; Кириллиду, Стелла; Ливарда, Александра; Гарсия-Молсоса, Арнау (2020). «Второе открытие неолитических ландшафтов Западной Фессалии, Центральной Греции». В Бланко-Гонсалесе, Антонио; Кьенлин, Тобиас Л. (ред.). Современные подходы к теллам в доисторическом Старом Свете: межкультурное сравнение от раннего неолита до железного века . Оксфорд: Книги Оксбоу. стр. 25–40. ISBN 978-1-78925-489-1 .
- Лэнгдон, Сьюзен (1998). «Важные другие: пара мужчина-женщина в греческом геометрическом искусстве». Американский журнал археологии . 102 (2): 251–270. JSTOR 506468 .
- МакГилливрей, Джозеф Александр (2000). Минотавр: сэр Артур Эванс и археология минойского мифа . Нью-Йорк: Хилл и Ван (Фаррар, Штраус и Жиру). ISBN 978-0-8090-3035-4 .
- Маллушу-Туфано, Фани (2007). «Превратности афинского Акрополя в девятнадцатом веке: от замка к памятнику». В Валаванисе, Панос (ред.). Великие моменты в греческой археологии . Афины: Капон Пресс. стр. 36–57. ISBN 978-0-89236-910-2 .
- Мантели, Катя (2021). «Христос Цунтас в Критском государстве в начале 20 века: из архивов Национального археологического музея». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы боролись: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 306–313. ISBN 978-960-386-441-7 .
- Марабеа, Кристина (2010). «Гробница Толоса в Камбосе, Авиа: раскопки Кристоса Цунтаса, 1891 год». В Каване, Хелен; Кавана, Уильям; Рой, Джеймс (ред.). Почитание умерших на Пелопоннесе: материалы конференции, состоявшейся в Спарте, 23–25 апреля 2009 г. . Ноттингем: Центр спартанских и пелопоннесских исследований. стр. 427–440. OCLC 802570703 .
- Марано, Юрий Алессандро (2019). « Снова наши»? Византийская археология и формирование греческой национальной идентичности». В Геличи, Сауро (ред.). Средневековая археология, XLVI, 2019 – До публичной археологии. Идентичность, социальные конфликты и Средневековье в исследованиях Средиземноморья . Флоренция: Edizioni all'Insegna del Giglio. стр. 75–96. ISBN 978-88-7814-926-7 .
- Масуриди, Ставрула (2013). 1885–1909. Служба в годы П. Кавадиаса [1885–1909: Служба в период П. Каввадия]. В Контури, Елена; Масуриди, Ставрула (ред.). Истории на бумаге: формы и темы археологии в Греции XIX века [ Истории на бумаге: модальности и темы археологии в Греции в девятнадцатом веке ] (PDF) (на греческом языке). Афины: Министерство культуры и спорта. стр. 28–33. ISBN 978-960-386-138-6 . Проверено 19 ноября 2023 г.
- Масуриди, Ставрула (2017). Христос Цундас 1857–1934: исследовательский, творческий и дисциплинированный дух. [Христос Цунтас 1857–1934: Любознательный, творческий и дисциплинированный дух] (PDF) . Темы ( археологии на греческом языке). 1 (1): 148–149 . Проверено 1 ноября 2023 г.
- Мур, Дадли; Роулендс, Эдвард; Карадимас, Нектариос (2014). В поисках Агамемнона: ранние путешественники в Микены . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-4438-5776-5 .
- Маскетт, Джорджина (2014). «Эгейский мир». Ин Бан, Пол (ред.). История археологии: Введение . Абингдон: Рутледж. стр. 39–56. ISBN 978-1-317-99942-3 .
- Милона, Димитра (2003). «Археологические остатки рыбы в Греции: общие тенденции исследования и справочник памятников». Британская школа в Афинах . 9 : 193–200. JSTOR 40960346 .
- Николаиду, Марианна; Коккиниду, Димитрия (2005). «Греческие женщины в археологии: нерассказанная история». Раскопки женщин: история женщин в европейской археологии . Абингдон: Рутледж. ISBN 978-1-134-72776-6 .
- Панагиотопулос, Диамантис (2015). «Цунтас, Христос». В Кульманне, Питер; Шнайдер, Хельмут (ред.). История античности: Биографический лексикон . Новые добавки Pauly I Online. Том 6. doi : 10.1163/2452-3054_dnpo6_COM_00711 .
- Петракос, Василейос (1995). Приключения греческой археологии в жизни Христа Карузоса [ Приключение греческой археологии в жизни Христа Карузоса ] (PDF) (на греческом языке). Афины: Археологическое общество Афин. ISBN 960-7036-47-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2021 года . Проверено 22 мая 2023 г.
- Петракос, Василейос (2011). Афинское археологическое общество. Археологи и раскопки 1837–2011 гг. (Каталог выставки) [ Археологическое общество Афин. Археологи и раскопки 1837–2011 гг. (Каталог выставки) ] (на греческом языке). Афины: Археологическое общество Афин. ISBN 978-960-8145-86-3 .
- Петракос, Василейос (2015). Политик Маринатос [Политические Маринатос] (PDF) . Наставник . 114 : 16–49 . Проверено 23 октября 2023 г.
- Пикард, Чарльз (1934). «Христос Цунтас (1857—1934)». Revue Archéologique (на французском языке). 4 : 184–185. JSTOR 41748388 .
- Пляцика, Василики (2020). «Страницы журнала из археологической жизни Христа Цунтаса в Микенах». Ин Лагоянни-Георгакаракос, Мария; Куцояннис, Тодорис (ред.). Вот за что мы боролись: древности и греческая война за независимость . Афины: Фонд археологических ресурсов. стр. 290–305. ISBN 978-960-386-441-7 .
- Робинсон, Дэвид М.; Блеген, Элизабет Пирс (1935). «Археологические новости и дискуссии». Американский журнал археологии . 39 (3): 378–411. JSTOR 498626 .
- Роус, Изабель Хаслен; Гугенот, Кэролайн; Герин, Доминик (2017). «Эллинистические подношения в миниатюре: собрание детской гробницы из Эретрии, хранящейся в Лувре». Revue Archéologique (на французском языке). 1 :3–63. JSTOR 44710355 .
- Раннелс, Кертис (2008). «Вклад Джорджа Финли в открытие каменного века в Греции». Ежегодник Британской школы в Афинах . 103 : 9–25. JSTOR 30245260 .
- Сапуна-Сакелларакис, Эфи (1987). «Новые свидетельства с кладбища раннего бронзового века в Манике, Халкида». Ежегодник Британской школы в Афинах . 82 : 233–264. JSTOR 30103092 .
- Шелтон, Ким (2006). «Длительное влияние Цунтаса на изучение Микен». В Дарке, Паскаль; Фотиадис, Майкл; Полихронопулу, Ольга (ред.). Мифы: предыстория Эгейского моря с 19 по 21 век нашей эры. Материалы Афинского международного круглого стола (21–2 ноября 2002 г.) . Дополнения к бюллетеню греческой корреспонденции. Полет. 46. Афины: Французская школа в Афинах. стр. 159–164. ISBN 2-86958-195-5 .
- Шелтон, Ким (2010). «Микены: Археология Микен». Гагарин, Михаил (ред.). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 23–28. doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 . ISBN 978-0-19-517072-6 .
- Тимме, Юрген (1977). Искусство и культура Киклад: Справочник древней цивилизации . Карлсруэ: КФ Мюллер. ISBN 978-3-7880-9573-4 .
- Трейси, Стивен В. (2018). «Принятие греческого решения для линейного письма B». Гесперия . 87 (1): 1–16. дои : 10.2972/гесперия.87.1.0001 . JSTOR 10.2972/hesperia.87.1.0001 . S2CID 186486561 .
- Трейл, Дэвид Дж. (1996). «Открытие греческого бронзового века. Дж. Лесли Фиттон. Кембридж, Массачусетс: Harvard Univ. Press, 1996. Стр. 212. Ткань. 29 долларов». Классический взгляд . 73 (4): 139. JSTOR 43937886 .
- Фогейкофф-Броган, Наталья (19 апреля 2020 г.). «Забытый друг Скироса: Хейзел Дороти Хансен (Часть I)» . Из записной книжки архивариуса . Проверено 11 января 2024 г.
- Воутсаки, София (2017). «Эллинизация доисторического прошлого: поиск греческой идентичности в творчестве Христа Цунтаса». Вуцаки , София ; Картледж, Пол (ред.). Древние памятники и современные идентичности: критическая история археологии в Греции XIX и XX веков . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 130–147. ISBN 978-1-315-51344-7 .