Бульвар короля Александра
![]() Дом Национального собрания и штаб-квартира Почты Сербии , в начале Бульвара. | |
Родное имя | Булевар Краля Александра ( сербский ) |
---|---|
Прежнее имя (а) | Бульвар короля Александра (1896–1945) Бульвар Красной Армии (1945–1952) Бульвар Революции (1952–1997) |
Тезка | Александр Обренович |
Длина | 7500 м (24600 футов) |
Расположение | Белград |
Бульвар Краля Александра ( сербская кириллица : Бульвар Краля Александра , «Бульвар короля Александра») — самая длинная улица, полностью находящаяся в городской черте Сербии столицы Белграда , ее длина составляет 7,5 километров. [ 1 ] Известный на протяжении десятилетий после Второй мировой войны как Булевар Революции ( сербская кириллица : Булевар Револуције , «Бульвар Революции»), он настолько отчетлив в сердцах и умах белградцев, что они называют его просто Булеваром ( сербская кириллица : Булевар) . , «Бульвар»), хотя в Белграде 20 бульваров.
Расположение
[ редактировать ]
Благодаря своей длине Булевар простирается через четыре из восьми городских муниципалитетов старой части Белграда: Стари Град , Палилула , Врачар и Звездара , в которых расположена основная часть Булевара. Начинаясь на площади Николы Пашича , он идет большей частью в юго-восточном направлении, изгибаясь лишь ближе к концу, в районе Мали Мокри Луг , после чего Булевар переходит в дорогу Смедеревского пути , соединяющую Белград. с городом Смедерево . [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Расположение бульвара всегда имело важное значение для дорожного движения. В римский период это был начальный участок Виа Милитарис длиной 924 километра , который соединял Сингидунум , предшественник Белграда, и Константинополь , а в более местных терминах, Сингидунум с крепостями и поселениями вдоль дунайской границы Римской империи , такими как Виминациум. . Построенная в I веке нашей эры дорога имела ширину шесть метров, с рядами магазинов, кузниц и арсеналов , а римлян хоронили вдоль дороги в каменных саркофагах . Археологические остатки римской дороги все еще можно увидеть под «Депо», бывшим депо городской транспортной компании. Большая часть бульвара является частью археологического памятника «Древний Сингидунум». [ 4 ]
Сингидунума Каструм занимал часть сегодняшней Белградской крепости , но гражданская зона простиралась от улицы Краля Петра, по склонам Савы и Дуная до Косанчичева Венаца , простираясь серией некрополей от площади Республики до бульвара Краля Александра на всем протяжении. в Мали Мокри Луг . Почти во время каждого строительства в центре города, где проводятся раскопки, обнаруживаются новые останки. В 2007 году на месте бывшей кафаны Три листа дувана на углу бульвара Краля Александра и улицы Кнеза Милоша было обнаружено несколько некрополей. Напротив, в парке Пионеров , находится археологический памятник Пионирский парк . При раскопках подземного гаража было обнаружено 19 гробниц. [ 5 ] Весь Сингидунум был окружен обширными некрополями, а главные и крупнейшие из них тянулись вдоль сегодняшнего бульвара, где были обнаружены многочисленные могилы, надгробные стелы и жертвенные алтари. [ 6 ] [ 7 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]В период Османской империи турки построили большое кладбище в нижней части современного бульвара, простирающееся от мечети Батал (место расположения современного Дома Национального собрания ) до Ташмайдана . [ 4 ] В этот период маршрутом Булевара была знаменитая Цариградская дорога (Константинопольская дорога), официально носившая это название с 1849 года . офисы. На белградском участке были станции в Мали Мокри Луг ( Мейхане Наджи-Ашик-Михайло), Болече и Гроцке . Четвертый находился возле Смедерево. [ 8 ]
19 век
[ редактировать ]Когда в октябре 1813 года, после подавления Первого сербского восстания , османы вернули себе Белград, их авангард сжег деревянные лачуги в районе Савамала , окутав город дымом. Когда основная османская армия высадилась, большое количество людей застряло на берегу Савамалы, пытаясь бежать через Саву в Австрию. Мужчины были убиты, а женщины и дети были порабощены. По всему городу появлялись головы на пиках , а людей насаживали на колышки вдоль всех главных дорог города, включая Цариградскую дорогу, . Вдоль дороги от мечети Батал до Ташмайдана выстроились ряды посаженных на кол людей. [ 9 ]
В середине XIX века, недалеко от современного перекрестка с улицей Таковской (тогда она называлась Ратарской ), здесь заканчивался тогда город и начинались поля. Здесь располагалась мечеть Батал, давшая название развивающемуся району, но в сербском варианте – Баталджамия. Сама мечеть была снесена после османской бомбардировки Белграда в 1862 году , в результате чего здания позади нее были видны, но название района Баталджамия сохранилось до начала 20 века. Правящий князь Михаил Обренович часто посещал этот район и строил планы строительства мечети. У него была идея реконструировать его и переместить туда Государственный архив. Он был убит в 1867 году, прежде чем его планы были реализованы. [ 8 ] [ 10 ]
Кафана Валево располагалась там, где сегодня находится посольство Чехии. На перекрестке находился дом семьи Савич, использовавшийся как медицинское учреждение, а напротив него — аптека Марич. Рядом с аптекой шла извилистая дорога, ведущая к Ташмайданскому кладбищу. Кладбище не было разделено на участки, а имело множество узких, пересекающихся дорожек, заросших кустарником. Здесь же располагался Fišeklija , серия пороховых магазинов, где порох продавался в фишеках , конусообразных мешках, сделанных из вощеной бумаги. Магазины появились во второй половине XIX века, после того как князь Милош приказал вынести пороховые склады за пределы города из соображений безопасности. [ 8 ] Белграда Главный блошиный рынок , Битпазар, находился в Дорчоле . После бомбардировки 1862 года барахолки Битпазара разбросаны по всему городу, пока в 1887 году город не приказал им сгруппироваться вдоль улицы Фишеклия. Зафиксировано, что торговцам запрещалось продавать любые «старички», если они не продезинфицируют их в «Институте, который для этого существует» и за что с них будет взиматься «маленький налог». [ 10 ]
Уже в 1880 году городские газеты писали о плохом состоянии Ташмайданского кладбища. Участки для захоронений были куплены в церкви Святого Марка, которая стала довольно богатой, но кладбище осталось в запущенном состоянии. Кроме того, поскольку земля принадлежала церкви, городская администрация не была заинтересована в обустройстве самого кладбища. Часть кладбища на стороне Таковской принадлежала католикам и лютеранам. Холм в сторону современного Института сейсмологии был отведен под могилы солдат, утопающих, самоубийц и нехристиан в целом, за исключением евреев, имевших собственное кладбище. Газеты описывали кладбище и прилегающую территорию как «приют для негодяев и мошенников, которые рвут цветы, крадут памятники, оскверняют могилы оскорблениями и другими способами, так что это кладбище является мерзостью Белграда, где нет никакого благочестия к покойный". [ 8 ]
По мере расширения города кладбищ стало недостаточно. С одной стороны, оно стало слишком маленьким для использования в качестве главного городского кладбища. С другой стороны, по мере роста Белграда Ташмайдан, который когда-то планировался находиться на окраине города, практически стал центром города и недалеко от королевского двора . Первая официальная инициатива о сносе кладбища поступила в 1871 году от Михайло Йовановича, митрополита Белградского. [ 11 ] Поскольку в то время город переживал финансовый кризис и не мог купить такой большой участок для нового кладбища, мэр Белграда Владан Джорджевич пожертвовал городу участок своей земли с целью создания нового кладбища. [ 12 ] [ 13 ] Хотя Новое кладбище в Белграде начало функционировать в августе 1886 года, перезахоронение останков из Ташмайдана затянулось на несколько десятилетий и завершилось только в 1927 году. [ 14 ]
По мере того, как вдоль дороги селилось население, постепенно она превратилась в улицу, первоначально известную как Сокаче код златног топа («Аллея у золотой пушки»). Позже она была переименована в Маркова («улица Марко»). Главный пороховой склад располагался в заброшенной и заброшенной мечети Батал, но по мере расширения города склад был перенесен, и вместо него были открыты небольшие пороховые магазины, поэтому в 1872 году он был переименован в Фишеклия . также находился большой хан . Рядом с мечетью [ 15 ] В 1896 году [ 4 ] он был переименован в «Смедеревский путь» («Дорога Смедерево»), а позже в том же году он был переименован в честь тогдашнего правящего сербского короля Александра Обреновича , последнего из династии Обреновичей . Несмотря на то, что он был одним из самых непопулярных современных сербских правителей, после его свержения новый король Петр I Караджорджевич из конкурирующей династии Караджорджевичей не изменил название улицы.
Из-за близости кладбища в Ташмайдане было много магазинов похоронного инвентаря и камнерезов. Маленькие магазины со временем превратились в более крупные предприятия, в основном продававшие старые и дешевые товары для бедных граждан. магазины , в основном принадлежавшие еврейским купцам, Эти подержанные стали предшественниками современных блошиных рынков , простирающихся вдоль улицы до места расположения современного юридического факультета. Здесь начинался ипподром, занимавший территорию вдоль дороги к современному Вукову споменику. Над ним располагались трамвайные навесы, где позже было построено депо. Опять же, это была восточная окраина города, дальше этой точки было всего несколько зданий. Дом лоскутного мастера Лазы Митич, расположенный в центре фруктового сада на склоне ручья Бульбульдерски Поток, и вилла Антулина , окруженная виноградниками, были единственными двумя постройками в этой местности до 1910 года. [ 8 ]
20 век
[ редактировать ]первая в Белграде авторемонтная мастерская На Бульваре открылась . Он располагался среди кузнечных лавок и секонд-хендов, в торговой зоне. Принадлежащий Тричко Пушкару, он был открыт через несколько лет после прибытия первого автомобиля в Белград 3 апреля 1903 года и располагался немного ниже кафаны «Три листа дувана». [ 16 ] В начале 20 века вдоль улицы было выбрано место для одного из внешних вокзалов. Железная дорога до бульвара так и не дошла, и на выбранном участке в 1920-х годах было построено здание библиотеки Белградского университета . [ 17 ]
В начале 20 века дорогу частично замостили булыжником и липовую аллею . посадили Тротуары были вымощены большими каменными плитами, которые позже, когда тротуары были вымощены асфальтобетоном , были помещены на рынок Каленич, была дорожка для верховой езды где они стоят до сих пор по состоянию на 2019 год. Между пешеходным тротуаром и проезжей частью . После 1918 года вокруг Вукова Споменика началось строительство высотки, простирающейся в сторону Цветковой Пьяцы . К этому времени блошиный рынок прекратил свое существование. [ 8 ] В 1920-1930-е годы, после того как кладбище было закрыто и перенесено на Новое кладбище, а Ташмайдан постепенно превратился в парк, были построены церковь Святого Марка (1940 г.) и здание Главпочтамта ( 1938 г.), дорога стала настоящей современной и урбанизированной улицей. [ 18 ]
Другие важные здания и объекты вдоль улицы, построенные во время Межвоенного периода , включают библиотеку Белградского университета (1926 г.), студенческую резиденцию короля Александра I (1927 г.), парк Кирило и Методие (1928 г.), здание технических факультетов (1931 г.), Юридический факультет (1937 г.), Памятник Вуку Караджичу (1937 г.). Библиотека, технические факультеты и здание факультетов машиностроения, технологии и металлургии за ними, на улице Кралице Марие, образуют своего рода студенческий городок в Белграде. Монументальная библиотека и технические факультеты были спроектированы Николой Несторовичем в стиле романтизированного академизма с оттенком сецессии . Фасады и украшения были работы Бранко Таназевича , Ильи Коларевича, Ивана Лучева и Бедриха Зелени. После Второй мировой войны был добавлен еще один этаж, спроектированный Михайло Радовановичем. [ 19 ] Строительство массивного здания Национального собрания в начале улицы, начатое в 1907 году, было завершено в 1936 году. Скульптурная группа «Игровые черные лошади» работы Томы Росандича была размещена у главного входа в собрание в 1938 года, вид на бульвар. [ 20 ]
Район вокруг перекрестка бульвара и улицы Гроблянской (ныне Рузвельтова) стал известен как Каменович, в честь одноименной кафаны. Площадка располагалась на бульваре, между улицами Молерова и Стишка (ныне Гольсвордиева). После того, как памятник Вуку Караджичу был построен, этот район постепенно стал известен как Вуков Споменик (памятник Вуку по-сербски), а старое название Каменович вышло из употребления вскоре после Второй мировой войны. [ 21 ]
Комплекс технических факультетов в основном был построен в период с 1932 по 1955 год. Хотя между ними есть внутренний двор, здания тяготеют к внешним улицам и по большей части не связаны между собой. Комплекс занимает площадь 59 000 квадратных метров (640 000 квадратных футов). В сентябре 2021 года правительство объявило о строительстве нового здания площадью 22 000 квадратных метров (240 000 квадратных футов) и 7 000 квадратных метров (75 000 квадратных футов) гаражных площадей, которое соединит все существующие здания и предоставит новое дополнительное пространство. Также было объявлено о городском ремонте всего комплекса, выбор проекта планируется осуществить до марта 2022 года. [ 22 ] Проект был выбран в апреле 2022 года, но за исключением двух зданий, возвышающихся со стороны улицы Карнегиева, внешний вид комплекса, выходящего на бульвар, останется прежним. [ 23 ]
Первые светофоры в Белграде были установлены на пересечении бульвара и улицы Таковской в ноябре 1939 года. Их планировалось разместить на каждом оживленном перекрестке города, но этому помешала начавшаяся Вторая мировая война. Второй светофор был установлен в Лондоне только в 1953 году. [ 24 ]
В здании посольства Чехословакии Югославия подписала капитуляцию в июне 1941 года, после нападения стран Оси во Второй мировой войне . [ 8 ] В 1943 году в рамках кампании стратегических бомбардировок в рамках нефтяной кампании против нацистской Германии США начали массированные бомбардировки нефтяных месторождений и нефтеперерабатывающих заводов в Румынии, известные как кампания операции «Приливная волна» . По возвращении, поскольку Белград был важным стратегическим пунктом, бомбардировщики сбросили на город неиспользованные бомбы. Немецкие оккупационные силы вырыли по всему городу несколько бассейнов для хранения воды для тушения пожаров. Самый большой такой бассейн был построен вдоль Бульвара, между зданиями Главпочтамта и Национального собрания, там, где сегодня находится часть улицы Таковской. Со временем горожане начали использовать бассейны для купания, и немцы не пытались этому помешать. Чтобы сохранить видимость нормальной жизни во время оккупации, немцы даже организовали матч по водному поло между немецкими солдатами и местной молодежью. После войны новые власти провели в этом бассейне несколько соревнований по плаванию, но в конечном итоге к 1950 году бассейн был снова наполнен. [ 25 ]
После войны были разработаны планы полностью изменить внешний вид бульвара на участке Ташмайдан-Вуков Споменик. В основном они представляли собой комплексы массивных, прочных зданий. Во время Межвоенного периода планировалось построить Университетский центр. [ 26 ] После войны идея была изменена на Дом ЦК Союза коммунистической молодежи Югославии. После войны здание изначально задумывалось как «крупнейший конгресс-центр на Балканах». Строительство началось летом 1949 года в рамках обширной программы Молодежных рабочих акций , но работы прекратились в ноябре 1950 года. [ 27 ] Здание задумывалось как массивное сооружение, которое должно было иметь пешеходную дорожку к церкви Святого Марка и «доминировать в этой части города» как «эталон превосходства новой архитектуры». [ 26 ] После того, как от идеи конгресс-центра отказались, архитектор Драгиша Брашован пересмотрел планы и адаптировал здание под высотный отель. Строительные работы были продолжены в 1954 году и, хотя они были завершены в 1958 году, отель был открыт для гостей 20 августа 1957 года. [ 28 ]
В Ташмайдане планировалось построить массивное здание Художественного музея. Конкурс архитектурного дизайна 1948 года выиграл Никола Добрович , но затем было решено, что его проект «формалистский, чрезмерно массивный и крепостной». Миладину Прлевичу было поручено сократить проект, поэтому он сократил его с пяти огромных зданий до двух: одно для выставки картин и скульптур, а другое для средневековой коллекции. Это все равно сочли слишком дорогим, и вместо этого было решено создать парк. [ 26 ] Строительство парка началось в 1950 году, а торжественное открытие состоялось в мае 1954 года. [ 29 ] [ 30 ] На территории университетской библиотеки планировался концертный зал. Архитектор Бранко Бон участвовал в конкурсе проектов в 1949 году, и хотя разрешения были выданы в 1950 году, строительство так и не началось из-за нехватки средств. Вместо этого в 1960 году было построено типовое высотное здание для Федеральной строительной палаты, спроектированное Славко Леви. [ 26 ]
В коммунистической Югославии после Второй мировой войны бульвар был сначала переименован в «Бульвар Црвене Армие» («Бульвар Красной Армии» или «Бульвар Красной Армии») в 1945 году, а затем в «Бульвар Революции» в 1952 году. В 1997 году название было изменено обратно. в довоенный вид. [ 4 ] В 1958 году в доме № 82 был открыт «Горица», один из первых современных супермаркетов в Югославии (после супермаркета на Цветни Трг ). Он работал 45 лет, пока в 2003 году в него не переехал «Лилли Дрогери», который впоследствии освободил помещение в 2021 году. [ 31 ] В период югославских войн и санкций против Югославии в 1990-х годах продавцы подержанных и дешевых товаров продавали их на тротуарах и на капотах автомобилей, снова превратив часть улицы в открытую барахолку. [ 8 ]
21 век
[ редактировать ]Первый этап капитальной реконструкции Бульвара начался в августе 2006 года. На сегодняшний день построены первые 1,5 километра улицы. Следующий этап начнется в рамках строительства системы легкорельсового транспорта в 2008 году.
В феврале – июле 2010 года была проведена полная реконструкция большей части Бульвара. Были заменены все сооружения, построены новые тротуары, тротуары и светофоры. Также трамвайные пути были перенесены в центр улицы, а не располагаться частично посередине и частично вдоль тротуаров. Также была заменена электросеть в трамваях и светодиодные лампы установлены для нового светодиодного уличного освещения . [ 4 ] [ 32 ] Булевара Однако реконструкция такого масштаба должна была включать вырубку и замену 2,5-километровой аллеи , состоящей из 423 платанов . Общественный резонанс вылился в протесты и физическое препятствование резке, так что в некоторых случаях полиции приходилось вмешиваться. Городу пришлось изменить некоторые первоначальные планы: закупили более зрелые саженцы, чем планировалось изначально, посадили на 61 дерево больше, чем срубили, и ввели современный способ полива деревьев. [ 4 ] Весной 2014 года бывший городской менеджер Александр Биелич и несколько его сотрудников были арестованы и обвинены в связи с переговорами о реконструкции 2010 года, стоимость которой составила 1,7 миллиарда динаров (16,8 миллиона евро). Их обвинили в нанесении городу ущерба на сумму 650 миллионов динаров (6 миллионов евро). [ 4 ] [ 33 ] К марту 2020 года Апелляционный суд дважды отменил обвинительное заключение прокурора, а также отменил решение об 11-месячном заключении Биелича под стражу. [ 34 ]
30 августа 2021 года горсобрание проголосовало за установку памятника Михаилу Пупину на бульваре перед зданием Технического факультета под номером 73. В тот же день небольшая зеленая зона под номером 84 была названа Парком Милана Оклопа. , в честь писателя Милана Оклопджича . [ 35 ] Ранее парк не имел названия, но неофициально назывался Поштанским парком , «Почтовым парком», из-за расположенного там почтового отделения.
Имена
[ редактировать ]- Военная дорога (33 г. н.э. – средневековье)
- Цариградская дорога ( Цариградский барабан ; Средневековье-1849)
- Аллея у золотой пушки ( Sokače kod zlatnog top ; 1849-?)
- Marko's Street ( Markova ulica ; ?-1872)
- Улица Пороховых Патронов ( Фишеклия ; 1872-1896)
- Смедеревская дорога ( Смедеревский путь ; 1896 г.)
- King Alexander Boulevard ( Bulevar kralja Aleksandra ; 1896-1945)
- Бульвар Красной Армии ( Бульвар Красной Армии ; 1945—1952)
- Бульвар Революции ( Bulevar revolucije ; 1952-1997)
- King Alexander Boulevard ( Bulevar kralja Aleksandra ; 1997–present)
Разделы
[ редактировать ]



Первый участок Бульвара, от начала до перекрестка с улицами Таковской и Князя Милоши , расположен в муниципалитете Стари Град. Бульвар начинается от большого фонтана на площади Николы Пашича. Всю левую часть этого участка занимает монументальное здание Дома Национального собрания , а с правой стороны — Парк Пионеров , а также здания Старого двора (Белградской ратуши) и Нового двора (в котором находится офис за ним стоит президент республики ( Андричев Венац ). [ 2 ] [ 3 ] Вокруг здания собрания разбит парк площадью 0,91 га (2,2 акра). [ 36 ]
Следующий участок, до перекрестка Вуков Споменик , разделен между муниципалитетами Палилула (левая сторона) и Врачар (правая сторона). Левую сторону занимают главное здание Почты Сербии , Конституционный суд Сербии , Air Сербии терминал , церковь Св. Марка (объявлена памятником культуры), парк Ташмайдан , здание Сейсмологического института , знаменитый ресторан «Мадера», Юридический факультет Белградского университета (работа Петра Баяловича , памятник культуры), отель «Метрополь Белград» , библиотека Белградского университета и технические факультеты. жилой дом № 63, построенный в первые десятилетия ХХ века в стиле академизма Памятником культуры объявлен и . Весь участок объявлен «охраняемым комплексом Старого Белграда».
Правая сторона в основном жилая и коммерческая, не считая здания посольства Чехии . Здание посольства является местом, где югославское правительство подписало капитуляцию перед нацистской Германией 17 апреля 1941 года, а во время самой войны здание было дипломатическим центром этой части Европы и местом, откуда отправлялись депеши в Берлин. [ 4 ] строится новое ультрасовременное коммерческое здание На углу улицы Кнеза Милоша , бывшая кафана «Три листа дувана» (Три табачных листа). Коллективный жилой дом № 46, построенный в 1930 году, представляет собой работу Александра Янковича в стиле модерн . Он был сильно поврежден во время люфтваффе бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года, но позже был реконструирован и надстроен в 1950-х годах и включен в «защищенный комплекс Старого Белграда».
У перекрестка и станции метро «Вуков Споменик» начинается участок «Звезда» бульвара. Он проходит через районы Джерам , Липов Лад , Лион , Звездара, Цветкова Пияча , Зелено Брдо и Мали Мокри Луг . Эта часть в основном жилая и коммерческая, с некоторыми важными объектами, расположенными на Булеваре: Муниципальное собрание Звезды, открытые зеленые рынки Джерама, Цветковой пижачи и Мали Мокри Луг, швейная фабрика «Клюз», кольцевая развязка с дюжиной автобусных и трамвайных линий и промзона Устаничка (Электропромышленность «Никола Тесла», «Утензилия», литейный завод «Ливница», прессы «Глас Явности», и т. д.).
После Цветковой Пьяцы бульвар сужается до двух полос, и с этого момента улица уже не поддерживается и не реконструируется, как на прежних участках. В городе анонсировали расширение улицы, перенос трамвайных путей в центр и другую организацию движения, как и на нижних участках. Однако когда в январе 2023 года было объявлено о работах, стало очевидно, что нынешнюю улицу просто отремонтируют в том виде, в котором она есть. Поскольку на некоторых участках даже тротуаров нет, поскольку нет места, относительно часты случаи гибели пешеходов. После объявления о проекте жители и некоторые политические партии протестовали и в январе 2023 года организовали петицию о расширении бульвара. Граждане также были обеспокоены тем, что расширение никогда не произойдет, поскольку все больше и больше высотных зданий на этом участке улицы строилось , заменяющих бульвар. небольшие дома. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Городские власти внезапно отозвали планы, заявив, что в течение нескольких месяцев они работали над возрождением старых планов, которые включали расширение улицы и перенос трамвайных путей от Цветко к конечной трамвайной остановке Устаничка. Многочисленные небольшие постройки на правой стороне бульвара будут снесены. Следующий участок, Устаничка-Мали Мокри Луг, также будет расширен с двух до четырех полос, но город отказался от продления трамвайных путей до Малого Мокри Луга. Работы начнутся не раньше 2024 года. [ 40 ]
Характеристики
[ редактировать ]Старейшая до сих пор действующая кондитерская в Белграде « Пеливан » расположена на улице, под номером 20. Она была основана в 1851 году Мустафой Пеливаном, горани из Драгаша . Первоначальный капитал Мустафа собрал победами на соревнованиях по борьбе. Первоначальный магазин располагался там, где сегодня находится современный торговый центр Staklenac , на участке Плато Зорана Джинджича на площади Республики . Ему наследовал его сын Малич Пеливанович. К тому времени магазин стал довольно известным: они снабжали Караджорджевича Королевский двор халвой , Малич был избран депутатом Национального собрания, а нобелевский лауреат Иво Андрич написал о кондитерской в «Знаках вдоль дороги». После того как к власти пришел его сын Азир, он обучил несколько поколений кондитеров со всей Сербии. Старый магазин был разрушен во время немецкой бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года , но Азир сразу же открыл новый на нынешнем месте. Сегодня пятое поколение семьи по-прежнему владеет и управляет магазином, а рецепт знаменитого мороженого «Пеливан» до сих пор остается секретом. [ 41 ]
Булевар – один из важнейших транспортных маршрутов Белграда. На большей части улицы расположены трамвайные пути для городских линий общественного транспорта, через участки улицы проходят более 40 автобусных и трамвайных линий общественного транспорта, а также находится одна из важнейших БГ Воз станций , Вуков Споменик . С другой стороны, несмотря на его протяженность и транспортную значимость, в нем нет линий третьего вида городского транспорта: троллейбусов . [ 4 ]
Муниципалитет Звездары выступил с инициативой установить памятник королю Александру Обреновичу где-нибудь вдоль улицы. Бюст был установлен в конце 2004 года на площади между зданием муниципалитета и Студенческой резиденцией короля Александра I, хотя высказывались предложения перенести памятник в Парк пионеров, где был убит король. [ 42 ] [ 43 ]
Популярный сербский фильм, названный в честь Булевара, «Булевар Революции» был снят в 1992 году. Режиссер Владимир Блажевский, в нем снимались Бояна Мальевич и Бранислав Лечич .
Склад
[ редактировать ]Депо было построено в 1892 году как первый в городе гараж и мастерская для общественного транспорта. Именно отсюда 14 октября 1892 года, когда линия Калемегдан – Славия была проложена , первый трамвай в Белграде, запряженный лошадьми, отправился в свой первый рейс. После Второй мировой войны он сохранил свое назначение как гараж GSP Beograd . городской транспортной компании [ 4 ] [ 44 ] [ 45 ]
В 1990-е годы, с ухудшением экономической системы в Сербии и введением санкций, тротуары Булевара стали местом сбора уличных торговцев всевозможными товарами, которых не было в официальных магазинах. Они были особенно известны тем, что продавали сигареты, джинсы, кухонную утварь , цветы и т. д. Аналогичные события коснулись и района Зелени Венац , и оба они стали синонимом черного рынка в 1990-е годы. Чтобы убрать нелегальных продавцов с улиц, в 1996 году город приспособил депо под закрытый ярмарочный торговый центр «Депо» со 160 рыночными прилавками . После 2000 года продавцов по большей части убрали с улицы, продавая в основном одежда и косметика. [ 4 ] [ 44 ]
Объект сгорел дотла 23 августа 2014 года из-за плохой электропроводки. Все рыночные прилавки с полными запасами всех продавцов сожжены. Мэр Белграда Синиша Мали пообещал, что залы будут перестроены и продавцы вернутся на объект. Попытка переместить продавцов на рынок Джерам не увенчалась успехом, поскольку процесс затянулся на несколько лет, а адаптированное место («Склад 2») было сочтено продавцами неподходящим, поэтому они отказались переезжать и попросили реконструировать склад. Из 80 киосков, предусмотренных на Джераме, какое-то время работали только 10. Помимо реконструкции, упоминалось несколько других возможностей, в том числе превращение реконструированного объекта в музей городского транспорта (уже предложенное в 1996 году), что было предложением Института охраны памятников культуры, поскольку Депо находится под управлением предварительная защита. Другие предложения, одобренные институтом, включали создание музея, художественной галереи, ремесленных мастерских и т. д. [ 4 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
В августе 2016 года город изменил генеральный план города и предусмотрел в нем коммерческие объекты, в том числе гостиницу, что стало знаком того, что депо не будет реконструироваться и сохраняться. 28 августа 2017 года мэр Мали объявил, что город решил продать весь участок площадью 4316 м². 2 (46 460 кв. футов), на котором город разрешает строительство торгово-жилого комплекса. Установленная цена — 4 миллиона евро. На объекте № 4, единственном, который не сгорел в 2014 году, есть трансформатор и выпрямитель трамвая , которые до сих пор питают воздушные провода . По этой причине город сохранит власть над объектом. [ 4 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Официальную версию причины пожара вскоре сменили слухи о том, что пожар был устроен намеренно, чтобы лот можно было продать. Городские власти опровергли эти истории, заявив, что Депо будет тем или иным образом восстановлено, что лично подтвердил мэр Белграда Синиша Мали через месяц после пожара. Однако ее объявили «внешней экономической зоной» и выставили на продажу. Поскольку для того, чтобы город мог продать участок, необходимо было завершить расследование пожара, репортеры обратились за информацией в прокуратуру. В октябре 2017 года прокурор заявил, что расследование пришло к выводу, что в трехлетнем пожаре не было чьей-либо вины, но отказался раскрыть какую-либо документацию, заявив, что это может поставить под угрозу процесс, если прокуратура в конечном итоге решит возобновить расследование в будущем. [ 49 ] Но 9 октября город объявил, что лот уже продан за 4,125 миллиона евро. Покупатель, израильская компания «БКА Девелопмент», была зарегистрирована в Сербии только 26 сентября, то есть менее чем за две недели до продажи Depo. [ 50 ] «БКА Девелопмент» — совместное предприятие двух израильских компаний «Йосси Авраами» и «Алмогим Холдингс», которые уже приобрели участок бывшего посольства США в Белграде, на улице Князя Милоша , и было основано на первоначальном капитале. всего 100 динаров (0,83 евро). Построенный объект сможет покрывать не более 14 000 м2. 2 (150 000 кв. футов) и половина участка имеют максимум 6 этажей. [ 45 ]
Инвестор объявил о начале строительства в 2018 году, но этого не произошло. Летом 2018 года город объявил о разработке плана гораздо более широкой территории площадью 1,2 га (3,0 акра), которая занимает квартал между улицами Синджеличева, Нишка, Средачка и Булевар Краля Александра. Первый проект был объявлен в феврале 2019 года, что позволяет построить в Депо еще три этажа (8 этажей плюс мансарда), а также увеличить общее количество квартир в доме со 175 до 400, тем самым увеличив количество жильцов с 500. до 1100. [ 51 ] В апреле 2020 года компания «БКА Девелопмент» заявила, что не «отказывается» от проекта и не переносит его на 2021 год, но не раскрывает, когда и что они планируют построить. [ 48 ] Остатки сооружения были снесены 17-18 августа 2021 года. [ 52 ] Планируемый комплекс будет называться «Landmark Residence». [ 53 ] Строительство началось в июле 2022 года под названием «Depo Residence». Завершение планировалось на 2024 год. [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Список улиц и площадей Белграда
- БЕЛАМ , несуществующий проект
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Политика , 26 апреля 2008 г., с. 30
- ^ Jump up to: а б Тамара Маринкович-Радошевич (2007). Белград – план и руководство . Белград: Геокарта. ISBN 978-86-459-0297-2 .
- ^ Jump up to: а б Белград - план города . Смедревска Паланка: M@gic M@p. 2006. ISBN 86-83501-53-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Мария Бракочевич и Деян Алексич (21 февраля 2016 г.). «Бульвар короля Александра – современный проспект с очарованием прошлого» (на сербском языке). Политика .
- ^ Мария Бракочевич (16 июня 2009 г.). «Белград на остатках Римской империи» [Белград на остатках Римской империи]. Политика (на сербском языке). стр. 01 и 09.
- ^ Мирослав Вуйович (2008). Радош Люшич (ред.). народа Энциклопедия сербского . Институт учебников, Белград. п. 1006. ИСБН 978-86-17-15732-4 .
- ^ Марко Попович (2011). Драган Станич (ред.). Сербская энциклопедия, том 1, книга 2, Белград-Буштранье [ Сербская энциклопедия, Том. I, Книга 2, Белград-Бустранье ]. Нови-Сад , Белград: Матица Сербская , Сербская академия наук и искусств , Институт учебников. п. 37. ИСБН 978-86-7946-097-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Горан Весич (4 января 2019 г.). «Бульвар – история Сербии» [Бульвар – история Сербии]. Политика (на сербском языке).
- ^ Горан Весич (21 октября 2022 г.). Люда Наста и несчастье Белграда [Сумасшедшая Наста и несчастье Белграда]. Политика (на сербском языке). п. 19.
- ^ Jump up to: а б Горан Весич, Милан Дж. Миличевич (7 августа 2020 г.). Битпазар, Бульбулдер, Джалия... [Битпазар, Бульбулдере, Джалия. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Бранка Васильевич (12 ноября 2018 г.). «История в галерее под открытым небом». Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Димитрий Буквич (28 октября 2012 г.), «Реставрация старейшего кладбища столицы», Politika (на сербском языке)
- ^ Драган Перич (23 апреля 2017 г.), «Прогулка по рынкам и паркам», «Политика» - журнал № 1021 (на сербском языке), стр. 28–29
- ^ Бранка Васильевич (30 сентября 2017 г.), «Музей под открытым небом» , Politika (на сербском языке), с. 15
- ^ Драган Перич (2 сентября 2018 г.). «Когда все дороги вели в Белград» . Политика-Магазин, №1. 1092 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Горан Весич (5 апреля 2019 г.). «Первый дорожный знак имел форму Микки Мауса». Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Милош Лазич (14 июня 2021 г.). Путешествие в темноту с билетом на платформу [Путешествие в темноту с билетом на платформу]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Драган Перич (21 января 2018 г.). «Министру не подобает иметь кабак . » Политика-Магазин, №1. 1060 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Ненад Новак Стефанович (4 сентября 2020 г.). Дворец треугольников и циркулей [Дворец треугольников и циркулей]. Политика-Моя куча (на сербском языке). п. 1.
- ^ Горан Весич (20 мая 2022 г.). Здание Дома Национального Собрания [Дом Национального собрания Республики Сербия]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Александр Блажек (19 ноября 2022 г.). «Реставрация памятника Вуку» [Реставрация памятника Вуку]. Политика (на сербском языке). п. 21.
- ^ Далиборка Мучибабич (24 сентября 2021 г.). «ETF расширяет и подключает технические факультеты» [Школа электротехники расширяется, соединяя ее с техническими факультетами]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Далиборка Мучибабич (18 апреля 2022 г.). «Соединяя Ташмайдан и парк Кирило и Методия» [Соединяя Ташмайдан и парк Кирило и Методия]. Политика (на сербском языке). п. 13.
- ^ Момчило Петрович (5 марта 2023 г.). Первый светофор [Первый светофор]. Политика-Магазин, № 1327 (на сербском языке). п. 23.
- ^ Горан Весич (5 июля 2019 г.). История общественных бань города насчитывает 115 лет. [115-летняя история общественного плавания]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Jump up to: а б с д Горан Весич (4 марта 2022 г.). Три здания, которые так и не были построены [Три никогда не построенных здания]. Политика (на сербском языке). п. 17.
- ^ Далиборка Мучибабич (18 октября 2012 г.), «Kako je "Metropol" postao Metropola" [Как «Метрополь» стал метрополией], Politika (на сербском языке)
- ^ Далиборка Мучибабич (2012), «Od juna ponovo radi «Метрополь» » [«Метрополь» снова открывается в июне], Politika (на сербском языке)
- ^ Бранка Васильевич (ноябрь 2010 г.), «Ташмайдан готовится к капитальной реконструкции», Politika (на сербском языке)
- ^ Владимир Станимирович (4 мая 2009 г.), «Поддержка Ташмайдана», Политика (на сербском языке)
- ^ «Смесь традиций и успеха на новом месте» [Смесь традиций и успеха на новом месте]. Политика (на сербском языке). 6 марта 2021 г. 10.
- ^ Новые светодиодные уличные фонари в Белграде , Beobuild, 16 июня 2010 г.
- ^ Деян Алексич (18 сентября 2017 г.), «Когда устраивали Неманину, «Газела», тоже были ропоты...» , Politika (на сербском языке)
- ^ Бета (5 марта 2020 г.). «Дилас Вучичу: прекратите арестовывать и приставать к моим сотрудникам» [Дилас Вучичу: прекратите арестовывать и приставать к моим сотрудникам] (на сербском языке). Н1.
- ^ Официальный вестник города Белграда, вып. 78/21 [ Официальный вестник города Белграда, № 78/21 ]. Город Белград. 30 августа 2021 г. стр. 1–2. ISSN 0350-4727 .
- ^ Аника Теофилович; Весна Исайлович; Милица Грозданич (2010). Проект «Зеленое регулирование Белграда» - IV этап: План общего регулирования системы зеленых насаждений Белграда (концепция плана) [ Проект «Зеленый регламент Белграда» - IV этап: План общего регулирования системы зеленых насаждений в Белграде (концепция плана) ] (PDF) . Урбанистический завод Белграда. п. 46. Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2022 г. Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Деян Алексич (13 января 2023 г.). «Петиция о расширении бульвара короля Александра» [Петация о расширении бульвара короля Александра]. Политика (на сербском языке). п. 18.
- ^ Деян Алексич (17 января 2023 г.). Трамвай находится в нескольких сантиметрах от пешеходов [Трамвай в сантиметрах от пешеходов]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Деян Алексич (20 января 2023 г.). «Подписание прошения о расширении бульвара короля Александра» [Подписание прошения о расширении бульвара короля Александра]. Политика (на сербском языке). п. 18.
- ^ Деян Алексич, Далиборка Мучибабич (21 января 2023 г.). «Бульвар будет расширен от «Цветко» до Малого Мокри Луга» [Бульвар будет расширен от «Цветко» до Малого Мокри Луга]. Политика (на сербском языке). стр. 13.
- ^ Никола Белич (24 мая 2013 г.), « Деликатесы Пеливана – сильнее оккупации, рэкета и переходного периода» , Politika (на сербском языке), с. 19
- ^ «Памятники - Муниципалитет города Звездара» [Памятники - Муниципалитет города Звездара]. Городской муниципалитет Звездара (на сербском языке). 2020 год
- ^ Радомир Пашич (13 мая 2023 г.). Поставим памятник на месте убийства короля Александра Обеновича [Давайте установим мемориал на месте убийства короля Александра Обреновича]. Политика (на сербском языке). п. 18.
- ^ Jump up to: а б с д «Комплекс «Депо» иде на продаю», Политика (на сербском языке), с. 17, 29 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Далиборка Мучибабич, Бранка Васильевич (10 октября 2017 г.), «Израильтяне купили бывшее депо» , Politika ( на сербском языке), стр. 16
- ^ Jump up to: а б Далиборка Мучибабич; Бранка Васильевич; Деян Алексич (29 августа 2016 г.), «Уз «Депо» и отель» , Политика (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б Бранка Васильевич (7 сентября 2017 г.), «Продаже се изгорели комплекс «Депо» », Политика (на сербском языке), стр. 14
- ^ Jump up to: а б Далиборка Мучибабич (27 апреля 2020 г.). «Депо ждет окончания эпидемии, чтобы ожить». Политика (на сербском языке). п. 17.
- ^ Елена Велькович (4 октября 2017 г.). «Данные расследования пожара в Депо объявлены секретом» (на сербском языке). Явно.рс.
- ^ Блик (9 октября 2017 г.). «Продат Депо» [Депо продано] (на сербском языке). Н1 .
- ^ Далиборка Мучибабич (12 февраля 2019 г.). «Жилой комплекс на месте « Депоа » . Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Деян Алексич (20 июля 2021 г.). «Депо на Булеваре снесли». Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Далиборка Мучибабич, Деян Алексич (7 декабря 2021 г.). «Торговая сеть вместо бывшего депо» [Торговая сеть вместо бывшего депо]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ Далиборка Мучибабич, Деян Алексич (19 июля 2022 г.). « Депо Резиденс на месте изгорелого тржног центра». Политика (на сербском языке). п. 15.