Фумико Энчи
Фумико Энчи | |
---|---|
Родное имя | Фумико Энчи |
Рожденный | Уэда 上田 富美Фуми 2 октября 1905 г. Токио , Япония |
Умер | 12 ноября 1986 г. Токио , Япония | (81 год)
Место отдыха | Кладбище Янака , Токио, Япония. |
Занятие | Писатель, драматург |
Заметные награды | Женская литературная премия (1955, 1966). Литературная премия Нома (1957). Премия Танизаки (1969) Орден Культуры (1985). |
Фумико Энчи ( 円地文子 , Энчи Фумико , 2 октября 1905 — 12 ноября 1986) [ 1 ] — псевдоним Фумико Уэда , одной из самых выдающихся японских писательниц периода Сёва в Японии. [ 2 ] Как писательница, Энчи наиболее известна своими исследованиями идей сексуальности, пола, человеческой идентичности и духовности . [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фумико Уэда родилась в Асакусе , Токио , и была второй дочерью Токийского императорского университета лингвиста и профессора Уэды Кадзутоши и его жены Цуруко. [ 4 ] Ее отец занимал пост президента Университета Кокугакуин , был членом Палаты пэров , а позже ему приписывают создание основ современной японской лингвистики. [ 4 ] В ее семью также входили бабушка по отцовской линии Ине, старший брат Хисаши, старшая сестра Чиё, а также горничные, слуги, кормилица , водитель рикши и его жена. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Из-за слабого здоровья в детстве она не могла регулярно посещать занятия в школе, поэтому отец решил оставить ее дома. преподавали ей английскую, французскую и китайскую литературу Частные репетиторы . На нее также сильно повлияла бабушка по отцовской линии, которая познакомила ее с японской классикой, такой как «Сказка о Гэндзи» , а также с периода Эдо романами гэсаку и театрами кабуки и бунраку . [ 7 ] Будучи не по годам развитым ребенком, в 13 лет ее список чтения включал произведения Оскара Уайльда , Эдгара Аллана По , Кёка Идзуми , Кафу Нагаи , Рюноске Акутагавы и особенно Дзюнъитиро Танидзаки , чей садомазохистский эстетизм особенно очаровывал ее. В детстве она также получила доступ ко многим редким текстам, когда Бэзил Холл Чемберлен , наставник ее отца по лингвистике, перед отъездом из страны в 1910 году подарил семье всю свою библиотеку, насчитывающую более одиннадцати тысяч книг. [ 8 ]
С 1918 по 1922 год она посещала женскую среднюю школу Японского женского университета , но была вынуждена бросить учебу по состоянию здоровья. Однако ее интерес к театру поощрялся отцом, и в молодости она посещала лекции Каору Осанаи , основоположника современной японской драматургии . Ее пьесы были вдохновлены Каору Осанаи , и многие из ее более поздних пьес были посвящены революционным движениям и интеллектуальным конфликтам. [ 2 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]Ее литературная карьера началась в 1926 году с одноактной пьесы « Место рождения» ( ふるさと , Фурусато ), опубликованной в литературном журнале «Кабуки» , которая была хорошо встречена критиками, отмечавшими ее симпатии к пролетарскому литературному движению . За этим последовала «Беспокойная ночь поздней весны» (晩春騒夜 Banshun sō ya ) , которая была опубликована в сентябрьском номере журнала « Женское искусство» за 1928 год ( 女人芸術 , Nyonin Geijutsu ) и представлена в Малом театре Цукидзи в декабре 1928 года. В этой пьесе две художницы, Кайоко и Мицуко, вовлечены в конфликт из-за разных взглядов на искусство и политику. Это была первая пьеса Энчи, поставленная на сцене. [ 9 ]
В 1930 году она вышла замуж за Ёсимацу Энчи, журналиста Токийской газеты «Нити Ничи Симбун» , от которого у нее родилась дочь. Затем она начала писать художественную литературу, но, в отличие от ее гладкого дебюта в качестве драматурга, ей было очень трудно публиковать свои рассказы. Хотя с 1939 года « Токио Ничи Ничи Симбун» начала публиковать сериализацию ее перевода « Повести о Гэндзи» на современный японский язык, ее ранние романы, такие как «Слова, подобные ветру» ( Kaze no gotoki kotoba , 1939), «Сокровища небес» и «Море» ( Тэн но сати, уми но сати , 1940) и «Весна и осень» ( Сюндзю , 1943) коммерческого успеха не имели. Она также продолжала бороться со своим здоровьем: в 1938 году ей сделали мастэктомию после того, как у нее диагностировали рак матки , и она страдала от послеоперационных осложнений.
В 1945 году дом Энчи и все ее имущество сгорели во время одного из воздушных налетов на Токио ближе к концу Тихоокеанской войны . В 1946 году ей сделали гистерэктомию , и она перестала писать примерно до 1951 года.
Послевоенный успех
[ редактировать ]В 1953 году роман Энчи « Голодные дни» ( ひもじい月日 , Himojii Tsukihi ) был положительно принят критиками. Ее роман представляет собой жестокую, душераздирающую историю о семейных несчастьях, физических и эмоциональных лишениях, частично основанную на личном опыте военного времени, и в 1954 году он получил премию по женской литературе.
Следующий роман Энчи также получил высокую оценку: «Годы ожидания» ( 女坂 , Онна зака , 1949–1957) получил литературную премию «Нома» . Действие романа происходит в период Мэйдзи и анализируется тяжелое положение женщин, у которых нет другого выбора, кроме как принять роль, отведенную им в патриархальном общественном порядке. Главная героиня — жена государственного чиновника, которая унижается, когда ее муж не только берет наложниц , но и заставляет их жить под одной крышей как со служанками, так и в качестве второстепенных жен.
С 1950-х и 1960-х годов Энчи добился большого успеха и написал множество романов и рассказов, исследующих женскую психологию и сексуальность . В «Масках» ( Onna men , 1958) ее главный герой основан на леди Рокудзё из «Повести о Гэндзи» , изображенной как шаманский персонаж. Потеряв сына в результате несчастного случая при восхождении на гору Фудзи , она манипулирует своей овдовевшей невесткой, чтобы любыми способами родить сына, чтобы заменить того, кого она потеряла. В одной из цитат из книги говорится: «Женская любовь быстро превращается в страсть к мести – одержимость, которая становится бесконечной рекой крови, текущей из поколения в поколение». [ 10 ]
Тема шаманизма и духовного одержимости неоднократно появляется в творчестве Энчи 1960-х годов. Энчи противопоставил традиции женского порабощения в буддизме роли женщины-шамана в коренной японской религии синтоизма и использовал это как средство изобразить женщину-шамана как средство либо возмездия мужчинам, либо расширения прав и возможностей женщин. В «Сказке о ложных судьбах» ( Nama miko monogatari , 1965, также переведенной как «Сказка о ложных оракулах» , дословный перевод «Сказка о чародейке»), пересказе «Эйга моногатари» ( «Сказка о цветущих судьбах »), она устанавливает история периода Хэйан , главным героем которой является императрица Тейси (исторический деятель Фудзивара-но Тейси , также известная как Садако), супруга императора Итидзё . Роман получил Женскую литературную премию 1966 года. Наряду с «Годами ожидания» и «Масками» , «Повесть о ложных судьбах» считается ее третьей работой, на которую непосредственно повлияла «Повесть о Гэндзи» . [ 8 ]
Три ее рассказа были отобраны на премию Танидзаки в 1969 году: «Сю во убау моно» («Тот, кто берет киноварь»), «Кидзу ару цубаса» («Оцарапанные крылья») и «Нидзи то сура» («Радуга и Сюра»).
Еще одна тема в произведениях Энчи — это эротизм стареющих женщин, который она рассматривала как биологическое неравенство между мужчинами и женщинами. В «Сайму» (букв. «Цветной туман», 1976) стареющая женщина становится одержимой фантазией, в которой она может оживить себя посредством сексуальных связей с молодыми мужчинами. Работы Энчи сочетали в себе элементы реализма и эротического фэнтези — нового для того времени стиля. [ 11 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Энчи была избрана членом Японской академии художеств в 1970 году. В 1979 году она была удостоена звания «Заслуженный деятель культуры» и была награждена Орденом культуры японским правительством в 1985 году, незадолго до своей смерти 12 ноября 1986 года от сердечного приступа . пострадала, когда она была на семейном мероприятии в 1986 году в своем доме в районе Янака в Токио. Ее могила находится на близлежащем кладбище Янака . Лишь немногие работы Энчи были переведены с японского языка.
Неполный список работ
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Казэ но готоки котоба (букв. «Слова, подобные ветру», 1939)
- Тен но сати, уми но сати (букв. «Сокровища неба и моря», 1940)
- Сюндзю (букв. «Весна и осень», 1943)
- Годы ожидания ( Онна Зака , 1949–1957), английский перевод Джона Бестера . Коданша. ISBN 477002889X
- Маски ( Onna Men , 1958), английский перевод Джульетты Уинтерс Карпентер .
- «Сказка о ложных судьбах» ( Nama miko monogatari , 1965), английский перевод Роджера Кента Томаса. Издательство Гавайского университета. ISBN 0824821874
- Сайму (букв. «Цветной туман», 1976)
Одноактные пьесы
[ редактировать ]- Фурусато (букв. «Место рождения», 1926)
- Беспокойная ночь поздней весны ( Бансю соя , 1928)
Перевод
[ редактировать ]- Энчи Гэндзи , перевод «Сказки о Гэндзи» на современный японский язык.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ширбек, Сачико (1994). Японские писательницы ХХ века. 104 Биографии, 1900-1993 гг . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. п. 112.
- ^ Jump up to: а б Раймер, Томас Дж (2014). «Колумбийская антология современной японской драмы». Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета: 170.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Осборн, Ханна (2 января 2017 г.). «Письмо за кулисами: сцена и гендер в творчестве Энчи Фумико» . Обзор азиатских исследований . 41 (1): 161–162. дои : 10.1080/10357823.2016.1253130 . ISSN 1035-7823 . S2CID 151433446 .
- ^ Jump up to: а б с Вада, Томоко (1987). Полное собрание сочинений по литературе Сёва 12. Сёгакукан, стр. 473, 1069.
- ^ Комацу, Синроку (1969, серия 40 современной литературы ). Чикума Сёбо, стр. 496–497.
- ^ Мияучи, Джунко (2009. Аке о убау моно Энчи, Фумико, стр. 206) . 978-4-06-290064-5 . OCLC 675515396 .
- ^ Карпентер, Джульетта Уинтерс (июль 1990 г.). «Энчи Фумико: «Сочинитель сказок» ». Япония ежеквартально; Токио . 37 : 343 – из Премиальной коллекции социальных наук.
- ^ Jump up to: а б Гессель, Ван (лето 1988 г.). «Медиум» художественной литературы: Фумико Энчи в роли рассказчика». Мировая литература сегодня . 62 (Современная японская литература): 380–385. дои : 10.2307/40144284 . JSTOR 40144284 .
- ^ Кано, Аяко (2006). «Бурные дни Энчи Фумико: Араши и драма родов» Ниппонике Памятник 61 (1): 59–91. дои : 10.1353/mni.2006.0006 . S2CID 153359603 .
- ^ Наполни его, Фумико. Маски .
- ^ Маккейн, Йоко (1980). «Эротизм и сочинения Энчи Фумико»: 32–46.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Ссылки
[ редактировать ]- Корнец, Нина. Опасные женщины, смертельные слова: фаллическая фантазия и современность у трех японских писателей , Stanford University Press, 1999. ISBN 0804732124
- Кано, Аяко (2006). «Бурные дни Энчи Фумико: Араши и драма родов» Ниппонике Памятник 61 (1): 59–91. дои : 10.1353/mni.2006.0006 . S2CID 153359603 .
- Макклейн, Йоко. «Эротика и сочинения Энчи Фумико». Журнал Ассоциации учителей японского языка, том 15, номер 1, 1980 г., стр. 32–46. ISSN 0885-9884
- Норт, Люси. «Энчи Фумико». Современные японские писатели , Под ред. Джей Рубин, Сыновья Чарльза Скрибнера, 2001. стр. 89–105.
- Раймер, Дж. Томас (2007). Колумбийская антология современной японской литературы: с 1945 года по настоящее время . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231138048 .
- Раймер, Дж. Томас (2014). Колумбийская антология современной японской драмы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231128308 .
- Ширбек, Сатико. Японские писательницы XX века . Музей Тускуланум Пресс (1994). ISBN 8772892684
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фумико Энчи в J'Lit Books из Японии (на английском языке)
- Краткое содержание книги «Годы ожидания» ( Онна Зака ) в JLPP (Проект публикации японской литературы) (на английском языке)