Jump to content

Интернет-каталог в открытом доступе

Интернет -каталог публичного доступа ( OPAC ), который сейчас часто является синонимом библиотечного каталога , представляет собой онлайн-базу данных материалов, хранящихся в библиотеке или группе библиотек . Интернет-каталоги в значительной степени заменили аналоговые карточные каталоги, ранее использовавшиеся в библиотеках.

Ранний онлайн

[ редактировать ]
Скриншот меню Dynix . Впервые представленная в 1983 году, Dynix была одной из первых и самых популярных коммерческих систем автоматизации библиотек, когда-либо выпущенных, и почти двадцать лет доминировала в библиотеках по всему миру.

Хотя несколько экспериментальных систем существовало еще в 1960-х годах, первые крупномасштабные онлайн-каталоги были разработаны в Университете штата Огайо в 1975 году и Публичной библиотеке Далласа в 1978 году. [1]

Эти и другие ранние системы онлайн-каталогов, как правило, очень точно отражали карточные каталоги , которые они должны были заменить. [2] Используя выделенный терминал или клиент Telnet , пользователи могли выполнять поиск по нескольким указателям предварительных координат и просматривать полученный результат почти так же, как они раньше просматривали карточный каталог.

На протяжении 1980-х годов количество и сложность онлайн-каталогов росло. Появились первые коммерческие системы, которые к концу десятилетия в значительной степени заменят системы, созданные самими библиотеками. Каталоги библиотек начали предоставлять улучшенные механизмы поиска, включая логический поиск и поиск по ключевым словам, а также вспомогательные функции, такие как возможность удерживать элементы, которые были извлечены.

В то же время библиотеки начали разрабатывать приложения для автоматизации покупки, каталогизации и распространения книг и других библиотечных материалов. Эти приложения, известные под общим названием интегрированная библиотечная система (ILS) или система управления библиотекой, включали онлайн-каталог в качестве общедоступного интерфейса к инвентарю системы. Большинство библиотечных каталогов тесно связаны с базовой системой ILS.

Застой и неудовлетворенность

[ редактировать ]

В 1990-е годы наблюдался относительный застой в развитии онлайн-каталогов. Хотя более ранние символьные интерфейсы были заменены интерфейсами для Интернета, как дизайн, так и базовая технология поиска большинства систем не сильно продвинулись вперед по сравнению с разработанными в конце 1980-х годов. [3]

В то же время организации за пределами библиотек начали разрабатывать более сложные системы поиска информации . Поисковые системы, такие как Google , и популярные веб-сайты электронной коммерции, такие как Amazon.com, предоставили более простые в использовании (но более мощные) системы, которые могли предоставлять результаты поиска с ранжированием по релевантности с использованием вероятностных и векторных запросов.

До широкого распространения Интернета онлайн-каталог часто был первой информационно-поисковой системой библиотеки, с которой когда-либо сталкивались пользователи. Привыкшие к поисковым системам в Интернете, новые поколения пользователей библиотек все больше разочаровываются в сложных (и часто непонятных) механизмах поиска старых систем онлайн-каталогов.

Это, в свою очередь, привело к резкой критике этих систем внутри самого библиотечного сообщества, а в последние годы к разработке новых каталогов (часто называемых «следующим поколением»). [4]

Каталоги нового поколения

[ редактировать ]

Новые поколения систем каталогов библиотек, обычно называемые системами обнаружения (или уровнем обнаружения ), отличаются от более ранних OPAC использованием более сложных технологий поиска, включая ранжирование по релевантности и фасетный поиск , а также функций, направленных на более активное взаимодействие и участие пользователей. с системой, включая теги и отзывы. Эти новые функции в значительной степени зависят от существующих метаданных , которые могут быть плохими или противоречивыми, особенно для старых записей.

организации Новые платформы каталогов могут быть независимыми от интегрированной библиотечной системы (ILS), вместо этого предоставляя драйверы, позволяющие синхронизировать данные между двумя системами. Хотя первоначальные интерфейсы онлайн-каталогов почти исключительно создавались поставщиками ILS, библиотеки все чаще обращаются к каталогам следующего поколения, созданным корпоративными поисковыми компаниями и проектами программного обеспечения с открытым исходным кодом , часто возглавляемыми самими библиотеками. [5] [6]

Каталоги Союза

[ редактировать ]

Хотя библиотечные каталоги обычно отражают фонды одной библиотеки, они также могут содержать фонды группы или консорциума библиотек. Эти системы, известные как объединенные каталоги , обычно предназначены для облегчения заимствования книг и других материалов среди учреждений-членов посредством межбиблиотечного абонемента . Примеры каталогов этого типа включают COPAC , SUNCAT , NLA Trove и WorldCat — последний каталогизирует коллекции библиотек по всему миру. [7]

[ редактировать ]

Существует ряд систем, которые имеют много общего с библиотечными каталогами, но традиционно отличаются от них. Библиотеки используют эти системы для поиска предметов, которые традиционно не включены в библиотечный каталог, хотя иногда эти системы интегрируются в более комплексную систему поиска .

Библиографические базы данных , такие как Medline , ERIC , PsycINFO и многие другие, индексируют журнальные статьи и другие исследовательские данные.

Существует также ряд приложений, предназначенных для управления документами, фотографиями и другими оцифрованными или изначально цифровыми объектами, например Digital Commons и DSpace . ) , особенно в академических библиотеках, Эти системы (часто известные как системы цифровых библиотек или системы институциональных репозиториев помогают сохранять документы, созданные преподавателями и студентами.

Управление электронными ресурсами помогает библиотекарям отслеживать выбор, приобретение и лицензирование электронных информационных ресурсов библиотеки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Боргман С (1996). «Почему онлайн-каталогами все еще сложно пользоваться?» (PDF) . Журнал Американского общества информатики . 47 (7): 499. doi : 10.1002/(sici)1097-4571(199607)47:7<493::aid-asi3>3.3.co;2-y .
  2. ^ Хусейн Р., Алам Ансари М (2006). «От карточного каталога к веб-OPAC». DESIDOC Бюллетень информационных технологий . 26 (2): 41–7. дои : 10.14429/dbit.26.2.3679 .
  3. ^ Боргман С (1996), 493-503.
  4. ^ Антельман К., Линема Э., Пейс АК (2006). «На пути к библиотечному каталогу XXI века» . Информационные технологии и библиотеки . 25 (3): 128–139. дои : 10.6017/ital.v25i3.3342 .
  5. ^ Разведение М (2008). «Автоматизация библиотек с открытым исходным кодом». Отчеты о библиотечных технологиях . 44 (8): 5–10.
  6. ^ Гансеман Дж (2015). Рефакторинг устаревшего каталога библиотеки: практический пример (PDF) . IAML 2015. Нью-Йорк, США.
  7. ^ «Факты и статистика WorldCat» . Интернет-компьютерный библиотечный центр . 2009 . Проверено 4 ноября 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a1580a3138e1cfea9d055e392b14a4b__1712451360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/4b/2a1580a3138e1cfea9d055e392b14a4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Online public access catalog - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)