Суперчастичное соотношение
В математике суперчастное отношение , также называемое суперчастным числом или эпиморическим отношением , представляет собой отношение двух последовательных целых чисел .
Более конкретно, это соотношение имеет вид:
- где n — положительное целое число .
Таким образом:
Сверхчастное число – это когда в большом числе содержится меньшее число, с которым оно сравнивается, и одновременно одна его часть. Например, при сравнении 3 и 2 они содержат 2, плюс к 3 добавляется еще 1, что составляет половину двойки. Когда 3 и 4 сравниваются, каждое из них содержит 3, а 4 имеет еще одну 1, которая является третьей частью 3. Опять же, когда 5 и 4 сравниваются, они содержат число 4, а 5 имеет еще одну 1. , что является четвертой частью числа 4 и т. д.
- Труп (2006), [1]
О сверхчастных отношениях писал Никомах в своем трактате «Введение в арифметику» . Хотя эти числа имеют применение в современной чистой математике , областями исследования, которые чаще всего относятся к сверхчастным отношениям под этим названием, является теория музыки. [2] и история математики . [3]
Математические свойства
[ редактировать ]Как заметил Леонард Эйлер , суперчастные числа (включая также кратные суперчастные отношения, числа, образованные добавлением целого числа, отличного от единицы, к единичной дроби ) — это в точности те рациональные числа, чья непрерывная дробь заканчивается после двух членов. Числа, чья непрерывная дробь оканчивается одним членом, являются целыми числами, а остальные числа с тремя или более членами в своих непрерывных дробях являются суперчастицами . [4]
Продукт Уоллиса
представляет иррациональное число π несколькими способами как произведение суперчастных отношений и их обратных значений . Также возможно преобразовать формулу Лейбница для π в произведение Эйлера суперчастных отношений, в котором каждый член имеет простое число в качестве числителя и ближайшее кратное четырем в качестве знаменателя: [5]
В теории графов суперчастные числа (точнее, их обратные величины, 1/2, 2/3, 3/4 и т. д.) возникают посредством теоремы Эрдеша – Стоуна как возможные значения верхней плотности бесконечного графа. [6]
Другие приложения
[ редактировать ]При изучении гармонии многие музыкальные интервалы могут быть выражены как сверхчастное соотношение (например, из-за октавной эквивалентности девятая гармоника, 9/1, может быть выражена как сверхчастное соотношение, 9/8). Действительно, то, было ли соотношение сверхчастным, было самым важным критерием в формулировке Птолемеем музыкальной гармонии. [7] В этом приложении теорема Стёрмера может использоваться для перечисления всех возможных суперчастных чисел для заданного предела ; то есть все отношения этого типа, в которых и числитель, и знаменатель являются гладкими числами . [2]
Эти соотношения также важны для визуальной гармонии. Соотношения сторон 4:3 и 3:2 распространены в цифровой фотографии . [8] а соотношения сторон 7:6 и 5:4 используются в фотографиях среднего и большого формата соответственно. [9]
Названия соотношений и связанные с ними интервалы
[ редактировать ]Каждая пара соседних положительных целых чисел представляет собой суперчастное соотношение, и аналогичным образом каждая пара соседних гармоник в гармоническом ряду (музыка) представляет собой суперчастное соотношение. Многие отдельные сверхчастичные отношения имеют собственные названия либо в исторической математике, либо в теории музыки. К ним относятся следующие:
Соотношение | центы | Название/музыкальный интервал | Бен Джонстон обозначение над C | Аудио |
---|---|---|---|---|
2:1 | 1200 | дуплекс: [а] октава | С' | Duration: 7 seconds. |
3:2 | 701.96 | из другой половины: [а] идеальная пятая часть | Г | Duration: 7 seconds. |
4:3 | 498.04 | сесквитерций: [а] идеальная четвертая | Ф | Duration: 0 seconds. |
5:4 | 386.31 | полуторный квартум: [а] главная треть | И | Duration: 7 seconds. |
6:5 | 315.64 | полуторный: [а] малая треть | E ♭ | Duration: 0 seconds. |
7:6 | 266.87 | семимальная малая треть | И ♭ | Duration: 0 seconds. |
8:7 | 231.17 | семеричная большая секунда | Д - | Duration: 0 seconds. |
9:8 | 203.91 | полуторный октав: [а] главная секунда | Д | Duration: 0 seconds. |
10:9 | 182.40 | полуторная: [а] минорный тон | Д- | Duration: 0 seconds. |
11:10 | 165.00 | большая недесятичная нейтральная секунда | D ↑ ♭ - | Duration: 0 seconds. |
12:11 | 150.64 | меньшая десятичная нейтральная секунда | D ↓ | Duration: 0 seconds. |
15:14 | 119.44 | семеричный диатонический полутон | С ♯ | Duration: 0 seconds. |
16:15 | 111.73 | просто диатонический полутон | D ♭ - | Duration: 0 seconds. |
17:16 | 104.96 | минорный диатонический полутон | С ♯ | Duration: 0 seconds. |
21:20 | 84.47 | семеричный хроматический полутон | Д ♭ | Duration: 0 seconds. |
25:24 | 70.67 | просто хроматический полутон | C ♯ | Duration: 0 seconds. |
28:27 | 62.96 | семеричный третий тон | Д ♭ - | Duration: 0 seconds. |
32:31 | 54.96 | 31-я субгармоника , нижний четверть тона | Д ♭ - | Duration: 0 seconds. |
49:48 | 35.70 | семеричный диезис | Д ♭ | Duration: 0 seconds. |
50:49 | 34.98 | семимальный шестой тон | Б ♯ - | Duration: 0 seconds. |
64:63 | 27.26 | семеричная запятая , 63-я субгармоника | С - | Duration: 0 seconds. |
81:80 | 21.51 | синтонная запятая | С + | Duration: 7 seconds. |
126:125 | 13.79 | семеричная запятая | Д | Duration: 0 seconds. |
128:127 | 13.58 | 127-я субгармоника | Duration: 7 seconds. | |
225:224 | 7.71 | семеричная клейсма | Б ♯ | Duration: 0 seconds. |
256:255 | 6.78 | 255-я субгармоника | Д - | Duration: 7 seconds. |
4375:4374 | 0.40 | рагизма | С ♯ - | Duration: 0 seconds. |
Корень некоторых из этих терминов происходит от латинского sesqui- «полтора» (от semis «половина» и -que «и»), описывающего соотношение 3:2.
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Труп, Присцилла (2006). Этимологии Исидора Севильского: Полный английский перевод, Том 1 , с. III.6.12, н. 7. ISBN 978-1-4116-6523-1 .
- ^ Jump up to: а б Хэлси, Джорджия; Хьюитт, Эдвин (1972). «Подробнее о сверхчастных соотношениях в музыке». Американский математический ежемесячник . 79 (10): 1096–1100. дои : 10.2307/2317424 . JSTOR 2317424 . МР 0313189 .
- ^ Робсон, Элеонора ; Стедалл, Жаклин (2008), Оксфордский справочник по истории математики , Oxford University Press, ISBN 9780191607448 . На стр. 123–124 в книге обсуждается классификация отношений на различные типы, включая суперчастные отношения, а также традиция, по которой эта классификация передавалась от Никомаха к Боэцию, Кампану, Орему и Клавию.
- ^ Леонард Эйлер; переведено на английский Майрой Ф. Вайман и Боствиком Ф. Вайманом (1985), «Очерк о цепных дробях» (PDF) , Mathematical Systems Theory , 18 : 295–328, doi : 10.1007/bf01699475 , hdl : 1811/32133 , S2CID 126941824
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . См., в частности, стр. 304. - ^ Дебнат, Локенат (2010), Наследие Леонарда Эйлера: дань трехсотлетию , World Scientific, стр. 214, ISBN 9781848165267 .
- ^ Эрдеш, П .; Стоун, АХ (1946). «О структуре линейных графов» . Бюллетень Американского математического общества . 52 (12): 1087–1091. дои : 10.1090/S0002-9904-1946-08715-7 .
- ^ Барбур, Джеймс Мюррей (2004), Настройка и темперамент: исторический обзор , Courier Dover Publications, стр. 23, ISBN 9780486434063 Первостепенным
принципом настройки Птолемея было использование сверхчастных пропорций.
. - ^ Анг, Том (2011), Основы цифровой фотографии , Penguin, стр. 107, ISBN 9780756685263 . Энг также отмечает соотношение сторон 16:9 ( широкоэкранное ) как еще один распространенный выбор для цифровой фотографии, но в отличие от 4:3 и 3:2 это соотношение не является чем-то особенным.
- ^ Соотношение сторон среднего формата 7:6 является одним из нескольких возможных соотношений при использовании пленки среднего формата 120 , а соотношение 5:4 достигается за счет двух распространенных размеров пленки большого формата: 4×5 дюймов и 8×10 дюймов. См., например Шауб, Джордж (1999), Как фотографировать на открытом воздухе в черно-белом режиме , Серия «Как фотографировать», том. 9, Stackpole Books, с. 43, ISBN 9780811724500 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сверхчастные числа, для построения пентатонических гамм примененные Дэвидом Кэнрайтом .
- De Institutione Arithmetica, книга II Анициуса Манлия Северина Боэция