Бумин Каган
Бумин Каган | |||||
---|---|---|---|---|---|
Каган Первого Тюркского каганата | |||||
Царствование | 552 | ||||
Коронация | 552 в Горном Алтае [ 1 ] | ||||
Преемник | Иссик Каган | ||||
Умер | 552 | ||||
Супруг | Принцесса Чангле | ||||
Проблема | Иссик Каган Бори Каган | ||||
| |||||
Дом | Клан Ашина | ||||
Отец | Ашина Туву | ||||
Религия | Тенгрианство |
Бумин Old Turkic: 𐰉𐰆𐰢𐰣:𐰴𐰍𐰣, romanized: Bumïn qaγanКаган [ 2 ] Также известен как Иллиг Каган ( китайский : 伊利可汗, пиньинь : Йили Кехан, Уэйд-Джайлс : и-ли к'о-хан) или Ями Каган. [ а ] ( древнетюркский : 𐰖𐰢𐰃:𐰴𐰍𐰣 , латинизированный: Yаmï qaγan , умер в 552 году нашей эры) был основателем Тюркского каганата . Он был старшим сыном Асина Туу (吐務 / 吐务). [ 7 ] Он был вождем тюрков под властью Жужанского каганата . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Он также упоминается как Тумен ( Домон , Томон , командующий десятитысячным войском). [ 12 ] ) Жужанского каганата. [ 13 ]
Ранняя жизнь и правление
[ редактировать ]Согласно «Истории северных династий» и «Цыжи Тунцзянь» , в 545 году племя Тюмень начало восставать и часто вторгалось на западную границу Вэй . Канцлер (安諾盤陀, Нанай - Западной Вэй Ювэнь Тай прислал Ань Нуопанто Банда, согдийца из Бухары , [ 14 ] ) в качестве эмиссара гектюркского вождя Тюмена в попытке установить торговые отношения. [ 15 ] [ 16 ] В 546 году Тюмень отдал дань государству Западная Вэй. [ 16 ] В том же году Тюмень подавил восстание племен Тиле против Жужанского каганата, их повелителей. [ 16 ] После этого Тюмень почувствовал себя вправе просить жужаньца принцессу в жены. Жужанский каган Анаги отправил послание, в котором отклонил эту просьбу и добавил: «Ты мой раб-кузнец. Как ты смеешь произносить эти слова?» Бумин разозлился, убил эмиссара Анаги и разорвал отношения с Жужаньским каганатом. [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Оскорбление «кузнеца» Анагуи ( 鍛 奴 / 锻奴, пиньинь: дуан ну, Уэйд-Джайлс: туан-ну) было зафиксировано в китайских хрониках. Некоторые источники утверждают, что тюрки (называемые в китайских источниках «Туцзюэ») действительно служили кузнецами у жужанской элиты. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] и что «кузнечное рабство» может относиться к своего рода вассальному подчинению, преобладавшему в жужанском обществе. [ 20 ] Тем не менее, после этого инцидента Бумин стал лидером восстания против Жужана.
В 551 году Бумин женился на принцессе Западной Вэй. Ювэнь Тай разрешил это и отправил принцессу Чанлэ (長樂公主) из Западной Вэй в Бумин. [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ] В том же году, когда умер император Западной Вэй Вэнь , Бумин отправил миссию и дал двести лошадей. [ 15 ] [ 17 ]
Начало официальных дипломатических отношений с Китаем укрепило авторитет Бумина среди турок. В конце концов он объединил местные тюркские племена и сбросил ярмо жужанского владычества . В 552 году армия Бумина разбила силы Анагуи на севере Хуайхуана , после чего Анагуи покончила жизнь самоубийством. [ 17 ] После их поражения Бумин провозгласил себя « Иллиг Каганом » и сделал свою жену кагатун . [ 17 ] «Иллиг» означает Ильхан (т.е. правитель народа) на древнетюркском языке . [ 21 ] Согласно мемориальному комплексу Бильге Кагана и мемориальному комплексу Кул Тигина , Бумин и Истеми управляли людьми по тюркским законам и развивали их. [ 2 ] [ 22 ]
Смерть и семья
[ редактировать ]Бумин умер через несколько месяцев после провозглашения себя Иллиг Каганом. Он был женат на принцессе Чанлэ Западной Вэй .
Проблема:
- Ашина Келуо - Иссиг Каган
- Ашина Циджин - Мукан Каган
- Таспар Каган
- Ашина Куто (阿史那庫頭) - Дито Каган (назначен Муканом Каганом Малым Каганом Восточного крыла Тюркской Империи) [ 23 ]
- Махан Тигин - Младший хаган, назначенный Таспаром Каганом [ 24 ]
- Рудан Каган [ 25 ]
- Бери Каган - Младший хаган, назначенный Таспаром Каганом [ 25 ]
Наследие
[ редактировать ]Ему наследовал его младший брат Истеми. [ 26 ] в западной части и его сыном Иссыком Каганом в восточной части. Менее чем за столетие его каганат расширился и охватил большую часть Центральной Азии .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ями Каган на надписи Онгин часто идентифицируется как Цимин Кехан 啟民可汗 (годы правления 603–609 или 599–614) Восточно -Тюркского каганата. [ 3 ] В. Радлов идентифицирует Ямы-кагана как Бумын-кагана, основываясь на сходстве букв «б» и «у» (Х.Н.Орхун); Бумын каган (С.Э. Малов), [ 4 ] Г. Айдаров, [ 5 ] Ями каган (Т.Текин), [ 6 ] Ями каган (Л.Болд), по мнению И. Маркварта, Ямы каган – это Бумын/Тюмень.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бауэр, Сьюзен Уайз (2010). История средневекового мира: от обращения Константина до первого крестового похода . WW Нортон и компания . п. 238. ИСБН 978-0-393-05975-5 .
- ^ Jump up to: а б «Мемориальный комплекс Культегина ТЮРИК БИТИГ» .
- ^ Баумера История Центральной Азии (2016), стр. 324.
- ^ Памятник С.Е. Малову Онгинскому; Памятники древнетюркской письменности Монголии, Киргизии, М., Л., 1959, с. 7-11
- ^ Г. Айдаров На языке памятника Кутлуг-кагану; Известия Академии наук Казахской ССР, Серия общественных наук, 1963, выпуск-6. п. 81-88
- ^ Орхун HN Старые турецкие надписи. Издательство Турецкого исторического общества, Анкара, 1986, стр.127-132.
- ^ Оуян Сю и др., Новая книга Тан , Cilt 215-II (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б Ма Чжаншоу, Туцзюэ ве Туцзюэ Каганат . , стр. 10-11 (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б Чэнь Фэнсян, Юй Инши, «Всеобщая история Китая», Wunan Book Publishing Co., Ltd., 2002 г., ISBN 978-957-11-2881-8 (Чэнь Фэнсян, Юй Инши, Всеобщая история Китая ), стр. 155. (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б Гао Ян, «Происхождение турок и турецкого ханства», X-й Конгресс по истории Турции: Анкара, 22–26 сентября 1986 г., Доклады, представленные Конгрессу , Том V, Турецкое историческое общество, 1991, стр. 731 . Типография Кенан. 1986. ISBN 9789751604033 .
- ^ Jump up to: а б Бурхан Огуз, Культурное происхождение народа Турции: Введение, методы питания , Стамбульская типография, 1976, с. 147. Освободившись от «раба-кузнеца», они отправились к своему вождю Бумину (на английском языке)
- ^ «Тумен» используется для выражения 10 000, а «Бум» используется для выражения 100 000 в «Тайной истории монголов» , Ларри Мозес, «Легенда чисел: символизм чисел в «Тайной истории монголов»», Азиатский фольклористика , Том. 55-56, Институт антропологии Университета Нанзан, 1996, с. 95.
- ^ Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . стр. 387, 390. ISBN. 978-0691135892 . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Шинг Мюллер, «Согдийцы в Китае около 600 г. н.э. Археологические свидетельства жизни между ассимиляцией и сохранением идентичности», NOAG, Vol. 183-184, 2008. стр. 123. (на немецком языке)
- ^ Jump up to: а б с д Ли Яньшоу (李延寿), История северных династий , Том. 99. (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б с Сыма Гуан , Цзыжи Тунцзянь , Том 159. (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Линху Дефен и др., Книга Чжоу , Том. 50. (на китайском языке)
- ^ Jump up to: а б Сыма Гуан, Цзыжи Тунцзянь , Том 164. (на китайском языке)
- ^ Кристофер И. Беквит, Империи Шелкового пути: история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней , Princeton University Press, 2009, ISBN 978-0-691-13589-2 , с. 9.
- ^ Ларри В. Мозес, «Отношения с варварами из Внутренней Азии», изд. Джон Кертис Перри , Бардуэлл Л. Смит, Очерки общества Тан: взаимодействие социальных, политических и экономических сил , Архив Брилла, 1976, ISBN 978-90-04-04761-7 , с. 65. «Рабство», вероятно, означало вассальную зависимость от конфедерации Хуан Хуан в Монголии, которой они служили в боях, предоставляя железное оружие, а также маршируя с армиями кагана.
- ^ Талат Текин, (1968), Грамматика орхонско-тюркского языка , с. 58
- ^ «Мемориальный комплекс Бильге кагана, ТУРЕЦКИЙ БИТИГ» .
- ^ Линху, Дефен. Книга Чжоу , стр. 33.
- ^ Алылмаз, Дженгиз (2003). «О Бугутской надписи и мавзолейном комплексе» . Журнал тюркологии . 1 (13): 11–21.
- ^ Jump up to: а б Северная история/Том 099 — Wikisource, бесплатная библиотека . zh.wikisource.org (на китайском языке) . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Майкл Н. Майкл; Маттиас Капплер; Эфтий Гавриил (2009). Османские архивы . Мутон. стр. 68, 69. ISBN 9783447058995 .