Jump to content

Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман

Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман
Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман
Знаки отличия эскадрильи
Активный 1942 – настоящее время (по состоянию на 2024 год)
Страна Франция
Ветвь Французские воздушно-космические силы
Тип Истребительная авиация
Часть 30-й истребительный авиаполк
Гарнизон/штаб BA 118 Авиабаза Мон-де-Марсан
Псевдоним(а) Или-Или
Помолвки
Украшения
Командиры
Примечательный
командиры
Самолет летал
боец Дассо Рафаль С
Полк марширует на параде
Полк в Москве в 2010 году.
Мужчина и улыбающаяся женщина перед несколькими самолетами
Французский летчик Брюно де Фалетанс (позже погиб в бою) и советский радист в апреле 1943 года.

Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман ( Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Nieman ) — ВВС Франции (Armée de l'air et de l'espace), истребительная эскадрилья летающая на самолетах Dassault Rafale C с авиабазы ​​BA 118 Mont. Авиабаза де-Марсан . [ 1 ] В период покоя в 2009 году эскадрилья была оснащена истребителями Dassault Mirage F1 CT и дислоцировалась на 132-й авиабазе BA Кольмар-Мейенхайм .

Истребительный полк Нормандия-Неман (французский: Régiment de Chasse Normandie-Niemen - (русский: Нормандия-Неман ) с 1942 года принял ряд формирований и обозначений. Первоначально сформированный как Groupe de Chasse Normandie 3 в 1942 году, он был переименован в как полк (с обозначением «Неман» и без него) в 1944 году и получил четыре разных номера эскадрильи (в 1953, 1962, 1993 и 1995 годах) и два более поздних полковых обозначения (в 2008 и 2011 годах).

Эскадрилья, служившая на Восточном фронте европейского театра военных действий в составе 1-й воздушной армии , примечательна как одна из трёх частей из западных стран-союзников, участвовавших в боях на Восточном фронте во время войны, и была единственной западной эскадрильей. Союзное подразделение, сражавшееся с советскими войсками до конца войны в Европе. [ 2 ] [ 3 ] 3-я истребительная группа (Groupe de Chasse 3, или GC 3) в ВВС Свободной Франции первоначально представляла собой группу французских летчиков-истребителей, отправленную для помощи советским войскам на Восточном фронте по предложению Шарля де Голля , лидера Свободной Франции. Войска , которые считали важным, чтобы французские военнослужащие служили на всех фронтах войны. Группа, которой сначала командовал Жан Тюлан , сражалась в трех кампаниях от имени Советского Союза с 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года. Она уничтожила 273 самолета противника и получила ряд орденов, грамот и наград от правительств Свободной Франции и Советского Союза. , включая французский Почетный легион и советский орден Красного Знамени . Иосиф Сталин назвал эскадру « Неман» за участие в битве на реке Неман .

В 2005 году эскадрилья (теперь известная как Escadron de chasse 1/30 Normandie-Nieman) летала на самолетах Dassault Mirage F1 CT. Он был расформирован в июне 2010 года и повторно активирован в следующем году как подразделение Dassault Rafale BA 118 с его формальным возобновлением работы 25 июня 2012 года как Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Nieman на авиабазе Mont-de-Marsan . 3 сентября 2015 года эскадрилья была присоединена к 30e Escadre de Chasse и переформирована на 118-й авиабазе BA Мон-де-Марсан.

Хронология

[ редактировать ]
Два Mirage F1 в 1986 году; ближайший к камере самолет принадлежал эскадрилье.
  • 1 сентября 1942 года: Создание Нормандской боевой группы № 3 (GC Normandy 3) в Рияке , Ливан.
  • 7 февраля 1944 года: GC Normandie 3 стал полком Chasse Normandie (RC Normandie) с четырьмя эскадрилиями .
  • 21 июля 1944 года: Полк Шасса Нормандия получает обозначение Неман , становясь Полком Шасса Нормандия-Неман (RC Normandie-Niemen).
  • 1953: RC Normandie-Niemen разделен на две части, одна из которых стала Escadron de Chasse 2/6 Normandie-Niemen.
  • 1962: 6-й Chasse Escadre расформирован, присоединен к 30e Chasse Escadre и переименован в Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen (EC 2/30).
  • 13 октября 1993 г.: EC 2/30 распущен и переименован в Escadron de Chasse 1/13 Normandie-Niemen.
  • 1 июля 1995 г.: эскадрилья возвращается к своему названию Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen.
  • 27 июня 2008 г.: истребительный полк переименован в 1/30 Нормандия-Неман.
  • 1 сентября 2011 г.: эскадрилья преобразована в Regiment de Chasse 2/30 Нормандия-Неман.

Создание

[ редактировать ]

Когда генерал Шарль де Голль 1940 года призвал французов присоединиться к нему в Лондоне в своем обращении от 18 июня , некоторые отправились в Великобританию, чтобы сражаться на стороне союзников. Великобритания стала важной военной базой и объединяющим пунктом Свободной Франции. [ нужна ссылка ]

Когда операция «Барбаросса» нарушила пакт Молотова-Риббентропа 22 июня 1941 года , советские власти объявили своих представителей вишистской Франции персонами нон грата и попросили их вернуться во Францию. Полковник Шарль Люге , воздушный атташе правительства Виши в Москве, перешёл на сторону « Свободной Франции» .

Де Голль, веря в важность службы французских солдат на всех фронтах войны, решил в 1942 году вступить в бой с Восточным фронтом . Первоначально он предлагал послать механизированную дивизию (будущую 1-ю дивизию Свободной Франции под командованием генерала Эдгара де Лармина) . ) на Восточный фронт. Однако британское сопротивление и совет ВВС Свободной Франции командующего Марсьяля Анри Валена заставили его выбрать авиационное подразделение вместо дивизии. [ 4 ] [ 5 ]

Советские дипломаты, поддерживающие связь с Французским национальным комитетом , в первую очередь посол Александр Богомолов , заявили, что советское правительство приветствует французских авиаторов на Восточном фронте. 19 февраля 1942 года де Голль поручил Люге и капитану Альберу Мирлессу (под командованием генерала Валена) вести переговоры с Советским Союзом. [ 6 ] Переговоры были длительными, и полковник Пугачев (военный руководитель миссии в Лондоне) выступил против отдельной французской группировки рядом с Красной Армией. Параллельные переговоры в Москве и Куйбышеве , альтернативной советской столице, оказались безрезультатными.

25 февраля 1942 года Советскому Союзу был передан первый список пилотов. Де Голль поручил первому коменданту, Жозефу Пуликену, сформировать и возглавить 3-ю истребительную группу (GC 3) в Ливане , ожидая одобрения Советского Союза. Истребительная группа «Нормандия» была создана в конце 1942 года (первая дата, упомянутая в Marching Journal, — 15 сентября). [ 7 ] как «Нормандия». Жозеф Пуликен предложил название для GC 3; он хотел использовать название своей провинции Бретань , но оно уже использовалось бомбардировочной группой. Первая группа добровольцев состояла из 14 французских летчиков-истребителей и 58 механиков, к которым присоединились 17 советских механиков.

Первые 14 летчиков-истребителей GC 3 прибыли из частей Королевских ВВС или из истребительной группы Иль-де-Франс в Англии и из Эльзасской истребительной группы в Северной Африке. Восемь британских пилотов были претендентами Жозеф Риссо [ фр ] , Ив Маэ , Марсель Альберт , Марсель Лефевр , Альбер Дюран , Ив Бизьен , Ролан де ла Пойп и лейтенант Дидье Беген . Шестью «ливийцами» были кандидат Ноэль Кастелен , лейтенанты Раймон Дервиль , Андре Познански и Альберт Прециози, капитан Альберт Литтольф и командир Жан Тюлан .

1 сентября 1942 года де Голль приказал создать GC 3 под командованием Пуликена. Механики, пилоты и техника добирались железнодорожным и воздушным транспортом через Тегеран в Баку .

После длительных переговоров с полковником Левандовичем, военным поверенным в делах по международным отношениям в главном штабе Министерства авиации СССР, [ 8 ] группа покинула аэродром Рияк 12 ноября 1942 года и 28 ноября прибыла на Иваново авиабазу (250 км к северо-востоку от Москвы) через Ирак и Иран . Группа прошла обучение в Иваново управлению своим первым самолетом: Яковлевом Як-1 .

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Обучение эскадрильи на Як -7 и Як-1 продолжалось со 2 декабря 1942 года по 14 марта 1943 года. 20 марта начальник французской миссии в Москве Эрнест Пети, командир ивановской базы Шумов, командир авиабазы ​​Иваново, и Полковник Левандович из Главного командования советских ВВС в течение двух дней осматривал группу. По мнению рецензентов, «по своим боевым качествам и моральному духу эта часть готова к отправке на фронт»; [ 9 ] он вступил в строй 22 марта 1943 года.

Первая кампания (22 марта - 6 ноября 1943 г.)

[ редактировать ]

ГК-3, оснащенный истребителями Як-1, участвовал в боях между Полотняным заводом и Монастырщиной . Она стала четвертой эскадрильей 18-го гвардейского истребительного авиационного полка . Эскадрилья входила в состав 1-й воздушной армии . сбили два Fw 190 Пилоты Альберт Презиози и Альберт Дюран 5 апреля под Рославлем , сопровождая бомбардировщик Петляков Пе-2 . Восемь дней спустя были сбиты три пилота; Также были сбиты три Fw 190.

Эскадра участвовала в июльской Курской битве , в которой командир группы Жан Тюлан и заместитель командира Альберт Литтольф . погибли [ 10 ] Командиром стал Пьер Пуяд , присоединившийся к эскадрилье после дезертирства из Виши в Индокитае. Это стало центром советской пропаганды, и Вильгельм Кейтель постановил, что всех французских пилотов следует расстреливать на месте. [ 11 ]

В августе французские механики под командованием Алекса Мишеля и Луи Дюпра были отправлены на Ближний Восток и заменены советскими механиками по приказу капитана Сергея Агавеляна. [ 12 ] 11 октября де Голль наградил эскадру Орденом Освобождения . К моменту переезда GC 3 в Тулу от первоначальной группы, имевшей на счету 72 победы в воздухе, 6 ноября осталось всего шесть летчиков. За первый год на фронте они заявили о 86 уничтоженных (77 подтвержденных, 9 «вероятных») и поврежденных 16 самолетах противника при потере 25 истребителей Як.

Вторая кампания (1944 г.)

[ редактировать ]

В 1944 году эскадрилья стала полком, а четвертая эскадрилья была усилена пилотами из Северной Африки. После обучения на истребителе Як-9Д в Туле полк вернулся на фронт во вторую кампанию. Кампания велась под Дубровкой и Гросс-Кальвейхеном Восточной Пруссии ) до 27 ноября 1944 года. На следующий день Иосиф Сталин дал полку название «Неман» (сделав его «Нормандия-Неман» ) в знак признания его участия в боях за захват города. район реки Неман ; [ 13 ] советским частям было принято давать боевые названия мест, где они сражались. 16 октября, в первый день безуспешного наступления на Восточную Пруссию , летчики полка заявили, что без потерь уничтожено 29 самолетов противника; На следующий день было сбито еще двенадцать немецких самолетов, опять же без потерь, что стало двухдневным рекордом. К ноябрю полк базировался в Германии, став первыми французскими войсками в Германии после Саарского наступления в сентябре 1939 года . В конце месяца полковник Пьер Пуяд приказал нарисовать на «Яках» эмблему 303-й воздушной дивизии (к которой принадлежала «Нормандия-Неман»). [ 14 ] Пуяде был освобожден от командования в конце года; замененный командиром Луи Дельфино , он вернулся во Францию ​​вместе с другими пилотами-ветеранами. К концу 1944 года было зарегистрировано 201 убийство. В начале зимы полк отправился в Москву на дипломатический визит де Голля к Сталину; четверти пилотов был предоставлен отпуск во Франции, сократив его до трех эскадрилий .

Третья кампания (1945 г.)

[ редактировать ]
Много самолетов на земле
Истребители эскадрильи Як-3 в Реймсе в 1945 году.

) эскадрилья начала Свою третью кампанию (от Допенена до Хайлигенбайля 14 января 1945 года, сосредоточившись на Восточной Пруссии . С января по май 1945 года ( День Победы ) участвовал во вторжении в Восточную Пруссию и осаде Кенигсберга (ныне Калининград ).

В июне 1945 года Иосиф Сталин издал указ, разрешающий участникам боевых действий возвращаться домой с оружием. [ 15 ] эскадрилья вылетела в Познань 15 июня в Прагу , а на следующий день – их принял генерал де Латтр де Тассиньи в Штутгарте . 17 июня эскадра прибыла в Сен-Дизье . 20 июня через три дня . Их встретили в аэропорту Париж-Ле Бурже . [ 16 ] и их 38 Як-3 маршировали по Елисейским полям . [ 17 ]

Статистика Второй мировой войны

[ редактировать ]
Восстановленный серый истребитель в музее. Нос нарисован французским триколером.
Як 3 (01) в Музее авиации и космонавтики аэропорта Париж-Ле Бурже; его кок - французский триколор .

По данным эскадрильи, сбито 273 самолета противника (вероятно 37), потери - 87 самолетов и 52 пилота. Совершило около 5240 боевых вылетов , подразделение приняло участие в 869 воздушных боях . Было уничтожено 27 поездов, 22 локомотива, два электрокатера , 132 грузовика и 24 штабных вагона. Сорок два пилота эскадрильи погибли, 30 были летными асами . [ 18 ] Четверо летчиков ( Марсель Альбер , Марсель Лефевр, Жак Андре и Ролан де ла Пойп ) стали Героями Советского Союза . Было повреждено 47 самолетов Оси, атакованы восемь вокзалов, пять аэродромов, четыре гарнизона и три завода.

Среди его боевых наград были Брянск , Орел , Ельня и Смоленск (1943); Орша , Березина и Неман (1944 г.), Инстербург (позже переименованный в Черняховск ), Кенигсберг (позже переименованный в Калининград ) и Пиллау (ныне Балтийск ) в 1945 г. Члены эскадрильи награждены орденами Почетного легиона , Крестом освобождения , Военная медаль и Военный крест (последний с шестью пальмами) . ) из Франции, а также орден Красного Знамени и орден Александра Невского (с одиннадцатью цитатами между ними) из Советского Союза.

Судьба самолета

[ редактировать ]

Эскадрилья входила в состав ВВС Франции, которые приказали перебросить свои самолеты в Туссю-ле-Нобль в начале февраля 1946 года ; на гражданской базе была зона, отведенная для ВВС. В качестве учебных самолетов, без запчастей, самолеты постепенно разбирались . в аэропорту Париж-Ле-Бурже Отреставрированный экземпляр находится в Музее воздуха и космоса . Советский главный маршал Александр Новиков писал:

Подарок полка «Нормандия-Неман» всех самолетов, на которых они летали, продемонстрировал искреннюю дружбу между французским и советским народом... Оказав летчикам «Нормандия-Неман» честь сохранить оружие и позволив им вернуться в свои Родина на своих боевых самолетах, Советский Союз предложил им самую высокую компенсацию. [ 19 ]

1947 и после

[ редактировать ]
Картина истребителя
F6F Hellcat , пилотируемый эскадрильей в Индокитае.
Серый реактивный истребитель взлетает
Dassault Rafale в цветах эскадрильи.
Большой истребитель на взлетной полосе
" Русские Витязи" Су-27 на авиабазе 112 (ВА112) в 1992 году.
Четыре истребителя выстроились вдоль береговой линии
Фотография к 70-летию эскадрильи.

После дислокации в Бурже и Туссю-ле-Нобль в 1947 году полк был направлен в аэропорт Рабат-Сале в Марокко. он дислоцировался в Сайгоне Во время Первой Индокитайской войны (1949–1951) , а затем вернулся в Алжир . В 1953 году полк был разделен на две части, и одна из двух эскадрилий стала Escadron de Chasse 2/6 Normandie-Nieman. После расформирования 6-го эскадрильи де Шасс эскадрилья была присоединена к 30-й эскадрилье де Шасс и стала эскадроном де Шасс 2/30 Нормандия-Неман.

Она вернулась в Оранж, Воклюз , 13 марта 1962 года. В июне 1966 года эскадрилья перебралась на авиабазу Реймс-Шампань (BA 112), оставаясь там почти 30 лет в составе 30-й эскадры де Шасс. 18 сентября 1992 года эскадрилья отметила свое 50-летие. Торжество включало в себя визит самолетов Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи» и делегации ветеранов войны из бывшего Советского Союза , организованный министром обороны Франции Пьером Жоксом и главнокомандующим ВВС России .

13 октября 1993 года эскадрилья была переименована в Escadron de Chasse 1/13 Normandie-Niemen. Позже он покинул Реймс и переправился на авиабазу 132 Кольмар-Мейенхайм ( по-французски : base aérienne 132 ) в Мейенхайме , недалеко от Кольмара в Эльзасе . В 1994 году эскадрилья участвовала в операции «Бирюза» в Руанде и операции «Кресерель» в Боснии и Герцеговине . 9 мая 1995 года, к 50-летию Дня Победы , 18-й гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС России был переименован в «Нормандия-Неман». [ 20 ] Базируется в Галенки городе Приморского края на Дальнем Востоке России в составе 11-й воздушной армии . Полк летает Су-25 на штурмовиках .

1 июля 1995 года эскадрилья была переименована в Escadron de Chasse 2/30 «Нормандия-Неман». Четыре года спустя он участвовал в операции Allied Force ( фр . Operation Allied Force ). Президенты Николя Саркози и Владимир Путин открыли памятник российского скульптора Андрея Ковальчука в честь эскадрильи в Лефортовском парке в Москве 10 октября 2007 года.

Эскадрилья была выведена из состава 3 июля 2009 года, последние взлеты в Реймс и Шатоден состоялись в середине июля; после 17 июля 2009 года ни один самолет не вылетал с авиабазы ​​​​Кольмар-Мейенхайм . Его полковые знамена, а также часть самолетов и пилотов отправились на авиабазу Мон-де-Марсан . [ 21 ] Ветераны эскадрильи и французский контингент части приняли участие в параде Победы 9 мая 2010 года в Москве на Красной площади . [ 22 ]

Первый Dassault Rafale в цветах эскадрильи взлетел с авиабазы ​​Мон-де-Марсан 25 августа 2011 года. [ 23 ] [ 24 ] возрождение эскадрилий SPA 91 , SPA 93 , Escadrille Spa.97 и Escadrille SPA 97 . [ 25 ]

С 31 августа 2015 года по 18 сентября 2015 года пятнадцать Рафалей из состава эскадрильи Escadron de Chasse 1/7 Provence и Escadron de Chasse 1/91 Gascogne находились на авиабазе Солензара на Корсике . [ 26 ] С 13 по 25 апреля 2016 года два Rafale из эскадрильи и два из Escadron de Chasse 1/7 Provence были переброшены на базу британских ВВС в рамках учений Griffin Strike 2016. [ 27 ]

9 июня 2017 года эскадрилья отметила свое 75-летие. В августе 2018 года с помощью Министерства обороны России французский историк Пьер Малиновский обнаружил Як-1 времен Второй мировой войны, принадлежавший эскадрилье. [ 28 ]

Ключевой персонал

[ редактировать ]
Трехцветный флаг
Флаг эскадрильи (1943–1951)

В феврале 1945 года Дельфино сократил эскадрилью до двух частей: 2-й и 3-й, которыми командовали соответственно капитан де Сен-Марсо и капитан Шарль де ла Саль. [ 29 ] Среди других известных сотрудников:

  • Марсель Альберт (25 ноября 1917 - 23 августа 2010) - командир отряда 1, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина.
  • Марсель Лефевр (17 марта 1918 - 5 июня 1944) - командир отряда 3, посмертно Герой Советского Союза.
  • Ролан де ла Пойп (28 июля 1920 - 23 октября 2012) - член 1-го отряда, Герой Советского Союза.
  • Джозеф Риссо (23 января 1920 - 24 ноября 2005) - член отряда 1, орденоносец Красного Знамени, летавший на Як-9Т.
  • Жак Андре (25 февраля 1919 - 2 апреля 1988) - лейтенант

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Знак летящей утки
Знак отличия СПА 93

После войны

[ редактировать ]
  • Яковлев УТ-2 — базовый учебно-тренировочный самолет, использовался для тренировок с 1 по 18 декабря 1942 года.
  • Поликарпов По-2 - использовался для тренировок с 1 по 18 декабря 1942 года, а затем для выполнения функций связи и курьера.
  • Яковлев Як-7 В — учебно-тренировочный самолет, использовавшийся для тренировок с декабря 1942 года по 25 января 1943 года.
  • Яковлев Як-1б - истребитель, использовавшийся с 19 января по 22 марта 1943 года для повышения квалификации и подготовки к воздушному бою. Первоначально эскадрилья получила шесть самолетов; восемь были отправлены в марте 1943 года, а четыре - в конце апреля. Подготовку новых пилотов они начали в июне и оставались в составе эскадрильи до конца 1943 года.
  • Яковлев Як-9 Д - истребитель, использовавшийся для тренировок в Туле с начала июня по конец июля 1944 года. Два Як-9Д все еще использовались 10 сентября 1944 года.
  • Яковлев Як-3 - основной истребитель, использовавшийся с конца июля 1944 года по май 1945 года. Тридцать семь Як-3 были переданы ВВС Франции и использовались с июня 1945 года по апрель 1947 года.
  • Yakovlev Yak-6 - Transport aircraft.
  • Yak-1
  • Yak-9
  • Як-3 - последний истребитель Як-3 эскадрильи находится в Музее воздуха в аэропорту Ле Бурже в Париже.
  • Де Хэвилленд Москито
  • Dewoitine D.520 - летал в Ливане.
  • Белл П-63 Кингкобра
  • Грумман F6F Хеллкэт
  • Республика P-47 Тандерболт
  • Le Mistral — французский самолет de Havilland Vampire.
  • SO.4050 Стервятник
  • Дассо Мираж F1 C
  • Дассо Мираж F1 CT
  • Дассо Рафаль С

Украшения

[ редактировать ]

Советский Союз

[ редактировать ]

Русское кладбище

[ редактировать ]

Памятники и могилы летчиков эскадрильи и неизвестных французских солдат находятся на Французской площади (фр. Carré français Москвы ) Введенского кладбища . Останки шести других членов эскадрильи были репатриированы во Францию ​​в 1953 году.

[ редактировать ]

Франко-российский фильм 1960 года «Нормандия-Неман» режиссеров Жана Древиля и Дамира Вятича-Бережных рассказывает о прибытии в Россию первых двадцати пилотов для обучения и формирования эскадрильи. Эскадрилья появляется в сериале фильмов Юрия Бондарева 1970–1971 годов « Освобождение» о русской войне от Курской битвы до Берлинской битвы , где итальянский актер Эрно Бертоли играет Пьера Пуяда. Персонаж лейтенант Дюрок ( Патрик Шовель ) описывает свое время в эскадрилье Свободной Франции в фильме Пьера Шендорфера 1992 года « Дьенбьенфу» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Ключевые показатели ВВС — ВВС в цифрах: 2019-2020 (ФР)» . Французские воздушно-космические силы . Проверено 8 ноября 2020 г.
  2. ^ Первым было 151-е крыло RAF - 81-я и 134-я эскадрильи RAF - которые дислоцировались в Мурманске в сентябре и октябре 1941 года. В ходе операции «Оратор» (сентябрь 1942 года) крыло легких бомбардировщиков RAF- RAAF на короткое время дислоцировалось в Ваенге. .
  3. ^ Шон М. Маккатир, 500 дней: Война в Восточной Европе, 1944–1945 , стр.361
  4. ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.35.
  5. ^ Роланд де ла Пойп, Эпос Нормандии-Немана , Париж, Éditions Perrin, 2011, стр.100.
  6. ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.39.
  7. ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.128.
  8. ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.64.
  9. ^ Маршевый журнал Нормандии-Немана.
  10. ^ По словам Ива Курьера, 1979 г., цена была тяжелой: шесть смертей за четыре дня за 17 подобных побед (тяжелые потери: шесть смертей за четыре дня за 17 побед).
  11. ^ Ив Курьер, 1979, с. 199.
  12. ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр. 195-197.
  13. ^ M. M. Kozlov, Velikaya Otechestvennaya Voina 1941-1945, Moskva: Sovetskaya Entsiklopediya, 1985
  14. ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.364.
  15. ^ Курьер (1976).
  16. ^ «Нормандия-Неман: хронология» . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 3 января 2018 г.
  17. ^ «Полковник Делин: Нормандия, Неман (pdf)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2014 г. Проверено 3 января 2018 г.
  18. Берноле, Андре и Гленн Барнетт, «Французские асы на Восточном фронте», Ежеквартальный журнал WWII , осень 2011 г., стр. 16–25, 94.
  19. ^ Revue Icare , № 62, весна-лето 1972 г., стр.73.
  20. ^ «18-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный полк» . www.ww2.dk. ​Проверено 17 апреля 2018 г.
  21. ^ «Мейенхайм: конец Нормандии-Немана и военной авиации в Эльзасе» L'Alsace , 4 июля 2009 г. ( онлайн) [ постоянная мертвая ссылка ] ).
  22. ^ См. репортаж Радио-Франция в тот же день .
  23. ^ «25 июня, возвращение Нормандии-Немана» . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
  24. ^ «Первый Рафаль в цветах Нормандии-Немана» . Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 2 января 2018 г.
  25. Традиции эскадрильи ВВС. Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine .
  26. Defense.gouv.fr. Архивировано 13 июня 2018 г. в Wayback Machine .
  27. Defense.gouv.fr. Архивировано 17 июля 2018 г. в Wayback Machine .
  28. ^ «Русские и французские разведчики извлекают из болота истребитель времен Второй мировой войны и останки пилота» . ТАСС . Проверено 28 июля 2020 г.
  29. ^ Роджер Соваж, Un du Normandie-Niemen , éditions J'ai Lu Leur Adventure, № A23, Париж, 1971, стр. 301.
  30. ^ Микутани — небольшая литовская деревня на полпути между Вильнюсом и Лидой , Беларусь.
  31. ^ Юго-запад Каунаса .

Библиография

[ редактировать ]
  • Французские орлы, советские герои , Джон Д. Кларк, Саттон, 2005 г. ISBN   0-7509-4074-3
  • Ив Курьер , Нормандия Неман , Омнибус, 2004 г. ISBN   2-258-06171-7
  • Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны, Париж, Presses de la Cité, 1979, 414 стр. ( ISBN   2-258-00590-6 )
  • Франсуа Де Жоффр (фото из частных коллекций пилотов и капитана Эйхенбаума), Нормандия Неман: Сувениры пилота, Париж, Editions André Bonne, 1958, 288 стр., 19x14
  • Жан де Панж, Де Куфра... в Нормандии-Немане 1940–1945, Мец, éditions Serpenoise, 2011, 345 стр. ( ISBN   978-2-87692-885-5 )
  • Ролан де ла Пойп, Эпос Нормандии-Немана, Париж, издания Perrin, 2011, 268 стр. ( ISBN   978-2-262-03647-8 )
  • Ив Донжон, Нормандия-Неман (Нормандия-Неман).
  • Донжон, Ив (апрель 2023 г.). «Славное испытание огнем, но заплаченное дорогой ценой: Первая кампания GC III в Нормандии (март – ноябрь 1943 г.), часть 1]. Le Fana de l’Aviation ): 18–28   (на французском языке) ( 641 .
  • Донжон, Ив (май 2023 г.). «Славное испытание огнем, но заплаченное дорогой ценой: Первая кампания GC III в Нормандии (март – ноябрь 1943 г.), часть 2]. Le Fana de l’Aviation ): 58–66   (на французском языке) ( 642 .
  • Сергей Дыбов, Нормандия-Неман. Полная история легендарного полка. Москва, Editions Yaouza, 2011. 320 с.
  • Кристиан-Жак Эренгардт, Нормандия-Неман, éditions Heimdal, 1989, 96 стр. ( ISBN   2-902-171-58-7 )
  • Патрис Эрлер, L'ardenteflamme, самостоятельное издание, история с 1942 по 2002 год.
  • Константин Фельдзер, Поехали!, Булонь, Axis, 1987, 482 с. ( ISBN   2-905 814-03-9 )
  • Антуан Фуше, «Нормандия-Неман наконец-то в центре внимания», Ла Круа, 7 октября 2006 г. (онлайн [архив]).
  • Мэривонн и Рене Годар, Пилоты Нормандии-Немана, на основе журнала Роджера Пенверна в Красной Армии, Éditions JPO, 2016, 500 стр.
  • История эскадры «Нормадия-Неман» в журнале СССР Journal de Marche (22 марта 1942 г. – 20 июня 1945 г.), Париж, французское издательство, 1946, 203 с.
  • Icare № 62 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том I: Чего хотел Де Голль, подготовка в Иваново, первые исчезнувшие люди, Париж, весна-лето 1972, 221 с.
  • Icare № 63 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том II: Орловское сражение, механики, возвращение в Тулу, Париж, осень-зима 1972 г., 227 с.
  • Icare № 64 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том III: Кампания 1944 года, Советские механики, Визит генерала де Голля, Париж, зима-весна 1973 года, 221 с.
  • Icare № 65 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том IV: Кампания 1944 года, Беларусь, битва при Немане, Париж, весна 1973 года, 175 с.
  • Icare № 67 Французское авиационное обозрение, Нормандия, Неман. Том V: Кампания 1945 года в Восточной Пруссии, Париж, зима-весна 1974 г., 137 с.
  • Icare № 70 Французское авиационное обозрение, Нормандия, Неман. Том VI: Победа, возвращение во Францию, Париж, осень-зима 1974, 163 с.
  • Клод-Анри Леконт, Андре Муане, боевой летчик, Париж, издания современной мысли, 1955, 222 стр.
  • Роджер Соваж, Un du Normandie-Niemen, издания, которые я читал «Их приключения», № A23, Париж, 1971, 372 стр. ISBN B0000DOP3V
  • Везин, Ален, Охотничий полк Нормандия-Неман, Éditions ETAI, 2009, 208 стр. ( ISBN   978-2-7268-8888-9 ).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37ce452635e69c3e1e15c4a4cbd05ce5__1722186300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/e5/37ce452635e69c3e1e15c4a4cbd05ce5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fighter Squadron 2/30 Normandie-Niemen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)