Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман
Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман | |
---|---|
Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман | |
![]() Знаки отличия эскадрильи | |
Активный | 1942 – настоящее время (по состоянию на 2024 год) |
Страна | Франция |
Ветвь | ![]() |
Тип | Истребительная авиация |
Часть | 30-й истребительный авиаполк |
Гарнизон/штаб | BA 118 Авиабаза Мон-де-Марсан |
Псевдоним(а) | Или-Или |
Помолвки |
|
Украшения | |
Командиры | |
Примечательный командиры |
|
Самолет летал | |
боец | Дассо Рафаль С |


Истребительная эскадрилья 2/30 Нормандия-Неман ( Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Nieman ) — ВВС Франции (Armée de l'air et de l'espace), истребительная эскадрилья летающая на самолетах Dassault Rafale C с авиабазы BA 118 Mont. Авиабаза де-Марсан . [ 1 ] В период покоя в 2009 году эскадрилья была оснащена истребителями Dassault Mirage F1 CT и дислоцировалась на 132-й авиабазе BA Кольмар-Мейенхайм .
Истребительный полк Нормандия-Неман (французский: Régiment de Chasse Normandie-Niemen - (русский: Нормандия-Неман ) с 1942 года принял ряд формирований и обозначений. Первоначально сформированный как Groupe de Chasse Normandie 3 в 1942 году, он был переименован в как полк (с обозначением «Неман» и без него) в 1944 году и получил четыре разных номера эскадрильи (в 1953, 1962, 1993 и 1995 годах) и два более поздних полковых обозначения (в 2008 и 2011 годах).
Эскадрилья, служившая на Восточном фронте европейского театра военных действий в составе 1-й воздушной армии , примечательна как одна из трёх частей из западных стран-союзников, участвовавших в боях на Восточном фронте во время войны, и была единственной западной эскадрильей. Союзное подразделение, сражавшееся с советскими войсками до конца войны в Европе. [ 2 ] [ 3 ] 3-я истребительная группа (Groupe de Chasse 3, или GC 3) в ВВС Свободной Франции первоначально представляла собой группу французских летчиков-истребителей, отправленную для помощи советским войскам на Восточном фронте по предложению Шарля де Голля , лидера Свободной Франции. Войска , которые считали важным, чтобы французские военнослужащие служили на всех фронтах войны. Группа, которой сначала командовал Жан Тюлан , сражалась в трех кампаниях от имени Советского Союза с 22 марта 1943 года по 9 мая 1945 года. Она уничтожила 273 самолета противника и получила ряд орденов, грамот и наград от правительств Свободной Франции и Советского Союза. , включая французский Почетный легион и советский орден Красного Знамени . Иосиф Сталин назвал эскадру « Неман» за участие в битве на реке Неман .
В 2005 году эскадрилья (теперь известная как Escadron de chasse 1/30 Normandie-Nieman) летала на самолетах Dassault Mirage F1 CT. Он был расформирован в июне 2010 года и повторно активирован в следующем году как подразделение Dassault Rafale BA 118 с его формальным возобновлением работы 25 июня 2012 года как Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Nieman на авиабазе Mont-de-Marsan . 3 сентября 2015 года эскадрилья была присоединена к 30e Escadre de Chasse и переформирована на 118-й авиабазе BA Мон-де-Марсан.
История
[ редактировать ]Хронология
[ редактировать ]
- 1 сентября 1942 года: Создание Нормандской боевой группы № 3 (GC Normandy 3) в Рияке , Ливан.
- 7 февраля 1944 года: GC Normandie 3 стал полком Chasse Normandie (RC Normandie) с четырьмя эскадрилиями .
- 21 июля 1944 года: Полк Шасса Нормандия получает обозначение Неман , становясь Полком Шасса Нормандия-Неман (RC Normandie-Niemen).
- 1953: RC Normandie-Niemen разделен на две части, одна из которых стала Escadron de Chasse 2/6 Normandie-Niemen.
- 1962: 6-й Chasse Escadre расформирован, присоединен к 30e Chasse Escadre и переименован в Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen (EC 2/30).
- 13 октября 1993 г.: EC 2/30 распущен и переименован в Escadron de Chasse 1/13 Normandie-Niemen.
- 1 июля 1995 г.: эскадрилья возвращается к своему названию Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen.
- 27 июня 2008 г.: истребительный полк переименован в 1/30 Нормандия-Неман.
- 1 сентября 2011 г.: эскадрилья преобразована в Regiment de Chasse 2/30 Нормандия-Неман.
Создание
[ редактировать ]Когда генерал Шарль де Голль 1940 года призвал французов присоединиться к нему в Лондоне в своем обращении от 18 июня , некоторые отправились в Великобританию, чтобы сражаться на стороне союзников. Великобритания стала важной военной базой и объединяющим пунктом Свободной Франции. [ нужна ссылка ]
Когда операция «Барбаросса» нарушила пакт Молотова-Риббентропа 22 июня 1941 года , советские власти объявили своих представителей вишистской Франции персонами нон грата и попросили их вернуться во Францию. Полковник Шарль Люге , воздушный атташе правительства Виши в Москве, перешёл на сторону « Свободной Франции» .
Де Голль, веря в важность службы французских солдат на всех фронтах войны, решил в 1942 году вступить в бой с Восточным фронтом . Первоначально он предлагал послать механизированную дивизию (будущую 1-ю дивизию Свободной Франции под командованием генерала Эдгара де Лармина) . ) на Восточный фронт. Однако британское сопротивление и совет ВВС Свободной Франции командующего Марсьяля Анри Валена заставили его выбрать авиационное подразделение вместо дивизии. [ 4 ] [ 5 ]
Советские дипломаты, поддерживающие связь с Французским национальным комитетом , в первую очередь посол Александр Богомолов , заявили, что советское правительство приветствует французских авиаторов на Восточном фронте. 19 февраля 1942 года де Голль поручил Люге и капитану Альберу Мирлессу (под командованием генерала Валена) вести переговоры с Советским Союзом. [ 6 ] Переговоры были длительными, и полковник Пугачев (военный руководитель миссии в Лондоне) выступил против отдельной французской группировки рядом с Красной Армией. Параллельные переговоры в Москве и Куйбышеве , альтернативной советской столице, оказались безрезультатными.
25 февраля 1942 года Советскому Союзу был передан первый список пилотов. Де Голль поручил первому коменданту, Жозефу Пуликену, сформировать и возглавить 3-ю истребительную группу (GC 3) в Ливане , ожидая одобрения Советского Союза. Истребительная группа «Нормандия» была создана в конце 1942 года (первая дата, упомянутая в Marching Journal, — 15 сентября). [ 7 ] как «Нормандия». Жозеф Пуликен предложил название для GC 3; он хотел использовать название своей провинции Бретань , но оно уже использовалось бомбардировочной группой. Первая группа добровольцев состояла из 14 французских летчиков-истребителей и 58 механиков, к которым присоединились 17 советских механиков.
Первые 14 летчиков-истребителей GC 3 прибыли из частей Королевских ВВС или из истребительной группы Иль-де-Франс в Англии и из Эльзасской истребительной группы в Северной Африке. Восемь британских пилотов были претендентами Жозеф Риссо , Ив Маэ , Марсель Альберт , Марсель Лефевр , Альбер Дюран , Ив Бизьен , Ролан де ла Пойп и лейтенант Дидье Беген . Шестью «ливийцами» были кандидат Ноэль Кастелен , лейтенанты Раймон Дервиль , Андре Познански и Альберт Прециози, капитан Альберт Литтольф и командир Жан Тюлан .
1 сентября 1942 года де Голль приказал создать GC 3 под командованием Пуликена. Механики, пилоты и техника добирались железнодорожным и воздушным транспортом через Тегеран в Баку .
После длительных переговоров с полковником Левандовичем, военным поверенным в делах по международным отношениям в главном штабе Министерства авиации СССР, [ 8 ] группа покинула аэродром Рияк 12 ноября 1942 года и 28 ноября прибыла на Иваново авиабазу (250 км к северо-востоку от Москвы) через Ирак и Иран . Группа прошла обучение в Иваново управлению своим первым самолетом: Яковлевом Як-1 .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Обучение эскадрильи на Як -7 и Як-1 продолжалось со 2 декабря 1942 года по 14 марта 1943 года. 20 марта начальник французской миссии в Москве Эрнест Пети, командир ивановской базы Шумов, командир авиабазы Иваново, и Полковник Левандович из Главного командования советских ВВС в течение двух дней осматривал группу. По мнению рецензентов, «по своим боевым качествам и моральному духу эта часть готова к отправке на фронт»; [ 9 ] он вступил в строй 22 марта 1943 года.
Первая кампания (22 марта - 6 ноября 1943 г.)
[ редактировать ]ГК-3, оснащенный истребителями Як-1, участвовал в боях между Полотняным заводом и Монастырщиной . Она стала четвертой эскадрильей 18-го гвардейского истребительного авиационного полка . Эскадрилья входила в состав 1-й воздушной армии . сбили два Fw 190 Пилоты Альберт Презиози и Альберт Дюран 5 апреля под Рославлем , сопровождая бомбардировщик Петляков Пе-2 . Восемь дней спустя были сбиты три пилота; Также были сбиты три Fw 190.
Эскадра участвовала в июльской Курской битве , в которой командир группы Жан Тюлан и заместитель командира Альберт Литтольф . погибли [ 10 ] Командиром стал Пьер Пуяд , присоединившийся к эскадрилье после дезертирства из Виши в Индокитае. Это стало центром советской пропаганды, и Вильгельм Кейтель постановил, что всех французских пилотов следует расстреливать на месте. [ 11 ]
В августе французские механики под командованием Алекса Мишеля и Луи Дюпра были отправлены на Ближний Восток и заменены советскими механиками по приказу капитана Сергея Агавеляна. [ 12 ] 11 октября де Голль наградил эскадру Орденом Освобождения . К моменту переезда GC 3 в Тулу от первоначальной группы, имевшей на счету 72 победы в воздухе, 6 ноября осталось всего шесть летчиков. За первый год на фронте они заявили о 86 уничтоженных (77 подтвержденных, 9 «вероятных») и поврежденных 16 самолетах противника при потере 25 истребителей Як.
Вторая кампания (1944 г.)
[ редактировать ]В 1944 году эскадрилья стала полком, а четвертая эскадрилья была усилена пилотами из Северной Африки. После обучения на истребителе Як-9Д в Туле полк вернулся на фронт во вторую кампанию. Кампания велась под Дубровкой и Гросс-Кальвейхеном (в Восточной Пруссии ) до 27 ноября 1944 года. На следующий день Иосиф Сталин дал полку название «Неман» (сделав его «Нормандия-Неман» ) в знак признания его участия в боях за захват города. район реки Неман ; [ 13 ] советским частям было принято давать боевые названия мест, где они сражались. 16 октября, в первый день безуспешного наступления на Восточную Пруссию , летчики полка заявили, что без потерь уничтожено 29 самолетов противника; На следующий день было сбито еще двенадцать немецких самолетов, опять же без потерь, что стало двухдневным рекордом. К ноябрю полк базировался в Германии, став первыми французскими войсками в Германии после Саарского наступления в сентябре 1939 года . В конце месяца полковник Пьер Пуяд приказал нарисовать на «Яках» эмблему 303-й воздушной дивизии (к которой принадлежала «Нормандия-Неман»). [ 14 ] Пуяде был освобожден от командования в конце года; замененный командиром Луи Дельфино , он вернулся во Францию вместе с другими пилотами-ветеранами. К концу 1944 года было зарегистрировано 201 убийство. В начале зимы полк отправился в Москву на дипломатический визит де Голля к Сталину; четверти пилотов был предоставлен отпуск во Франции, сократив его до трех эскадрилий .
Третья кампания (1945 г.)
[ редактировать ]
) эскадрилья начала Свою третью кампанию (от Допенена до Хайлигенбайля 14 января 1945 года, сосредоточившись на Восточной Пруссии . С января по май 1945 года ( День Победы ) участвовал во вторжении в Восточную Пруссию и осаде Кенигсберга (ныне Калининград ).
В июне 1945 года Иосиф Сталин издал указ, разрешающий участникам боевых действий возвращаться домой с оружием. [ 15 ] эскадрилья вылетела в Познань 15 июня в Прагу , а на следующий день – их принял генерал де Латтр де Тассиньи в Штутгарте . 17 июня эскадра прибыла в Сен-Дизье . 20 июня через три дня . Их встретили в аэропорту Париж-Ле Бурже . [ 16 ] и их 38 Як-3 маршировали по Елисейским полям . [ 17 ]
Статистика Второй мировой войны
[ редактировать ]По данным эскадрильи, сбито 273 самолета противника (вероятно 37), потери - 87 самолетов и 52 пилота. Совершило около 5240 боевых вылетов , подразделение приняло участие в 869 воздушных боях . Было уничтожено 27 поездов, 22 локомотива, два электрокатера , 132 грузовика и 24 штабных вагона. Сорок два пилота эскадрильи погибли, 30 были летными асами . [ 18 ] Четверо летчиков ( Марсель Альбер , Марсель Лефевр, Жак Андре и Ролан де ла Пойп ) стали Героями Советского Союза . Было повреждено 47 самолетов Оси, атакованы восемь вокзалов, пять аэродромов, четыре гарнизона и три завода.
Среди его боевых наград были Брянск , Орел , Ельня и Смоленск (1943); Орша , Березина и Неман (1944 г.), Инстербург (позже переименованный в Черняховск ), Кенигсберг (позже переименованный в Калининград ) и Пиллау (ныне Балтийск ) в 1945 г. Члены эскадрильи награждены орденами Почетного легиона , Крестом освобождения , Военная медаль и Военный крест (последний с шестью пальмами) . ) из Франции, а также орден Красного Знамени и орден Александра Невского (с одиннадцатью цитатами между ними) из Советского Союза.
Судьба самолета
[ редактировать ]Эскадрилья входила в состав ВВС Франции, которые приказали перебросить свои самолеты в Туссю-ле-Нобль в начале февраля 1946 года ; на гражданской базе была зона, отведенная для ВВС. В качестве учебных самолетов, без запчастей, самолеты постепенно разбирались . в аэропорту Париж-Ле-Бурже Отреставрированный экземпляр находится в Музее воздуха и космоса . Советский главный маршал Александр Новиков писал:
Подарок полка «Нормандия-Неман» всех самолетов, на которых они летали, продемонстрировал искреннюю дружбу между французским и советским народом... Оказав летчикам «Нормандия-Неман» честь сохранить оружие и позволив им вернуться в свои Родина на своих боевых самолетах, Советский Союз предложил им самую высокую компенсацию. [ 19 ]
1947 и после
[ редактировать ]


После дислокации в Бурже и Туссю-ле-Нобль в 1947 году полк был направлен в аэропорт Рабат-Сале в Марокко. он дислоцировался в Сайгоне Во время Первой Индокитайской войны (1949–1951) , а затем вернулся в Алжир . В 1953 году полк был разделен на две части, и одна из двух эскадрилий стала Escadron de Chasse 2/6 Normandie-Nieman. После расформирования 6-го эскадрильи де Шасс эскадрилья была присоединена к 30-й эскадрилье де Шасс и стала эскадроном де Шасс 2/30 Нормандия-Неман.
Она вернулась в Оранж, Воклюз , 13 марта 1962 года. В июне 1966 года эскадрилья перебралась на авиабазу Реймс-Шампань (BA 112), оставаясь там почти 30 лет в составе 30-й эскадры де Шасс. 18 сентября 1992 года эскадрилья отметила свое 50-летие. Торжество включало в себя визит самолетов Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи» и делегации ветеранов войны из бывшего Советского Союза , организованный министром обороны Франции Пьером Жоксом и главнокомандующим ВВС России .
13 октября 1993 года эскадрилья была переименована в Escadron de Chasse 1/13 Normandie-Niemen. Позже он покинул Реймс и переправился на авиабазу 132 Кольмар-Мейенхайм ( по-французски : base aérienne 132 ) в Мейенхайме , недалеко от Кольмара в Эльзасе . В 1994 году эскадрилья участвовала в операции «Бирюза» в Руанде и операции «Кресерель» в Боснии и Герцеговине . 9 мая 1995 года, к 50-летию Дня Победы , 18-й гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС России был переименован в «Нормандия-Неман». [ 20 ] Базируется в Галенки городе Приморского края на Дальнем Востоке России в составе 11-й воздушной армии . Полк летает Су-25 на штурмовиках .
1 июля 1995 года эскадрилья была переименована в Escadron de Chasse 2/30 «Нормандия-Неман». Четыре года спустя он участвовал в операции Allied Force ( фр . Operation Allied Force ). Президенты Николя Саркози и Владимир Путин открыли памятник российского скульптора Андрея Ковальчука в честь эскадрильи в Лефортовском парке в Москве 10 октября 2007 года.
Эскадрилья была выведена из состава 3 июля 2009 года, последние взлеты в Реймс и Шатоден состоялись в середине июля; после 17 июля 2009 года ни один самолет не вылетал с авиабазы Кольмар-Мейенхайм . Его полковые знамена, а также часть самолетов и пилотов отправились на авиабазу Мон-де-Марсан . [ 21 ] Ветераны эскадрильи и французский контингент части приняли участие в параде Победы 9 мая 2010 года в Москве на Красной площади . [ 22 ]
Первый Dassault Rafale в цветах эскадрильи взлетел с авиабазы Мон-де-Марсан 25 августа 2011 года. [ 23 ] [ 24 ] возрождение эскадрилий SPA 91 , SPA 93 , Escadrille Spa.97 и Escadrille SPA 97 . [ 25 ]
С 31 августа 2015 года по 18 сентября 2015 года пятнадцать Рафалей из состава эскадрильи Escadron de Chasse 1/7 Provence и Escadron de Chasse 1/91 Gascogne находились на авиабазе Солензара на Корсике . [ 26 ] С 13 по 25 апреля 2016 года два Rafale из эскадрильи и два из Escadron de Chasse 1/7 Provence были переброшены на базу британских ВВС в рамках учений Griffin Strike 2016. [ 27 ]
9 июня 2017 года эскадрилья отметила свое 75-летие. В августе 2018 года с помощью Министерства обороны России французский историк Пьер Малиновский обнаружил Як-1 времен Второй мировой войны, принадлежавший эскадрилье. [ 28 ]
Ключевой персонал
[ редактировать ]
- Руководители:
- 1 сентября 1942 - 22 февраля 1943: командующий Жозеф Пуликен
- 22 февраля 1943 - 17 июля 1943: командир Жан Тюлан ( убит в бою ).
- 17 июля 1943 - 12 декабря 1944: командир Пьер Пуяд.
- 12 декабря 1944 г. - 20 июня 1945 г.: командир Луи Дельфино.
В феврале 1945 года Дельфино сократил эскадрилью до двух частей: 2-й и 3-й, которыми командовали соответственно капитан де Сен-Марсо и капитан Шарль де ла Саль. [ 29 ] Среди других известных сотрудников:
- Марсель Альберт (25 ноября 1917 - 23 августа 2010) - командир отряда 1, Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина.
- Марсель Лефевр (17 марта 1918 - 5 июня 1944) - командир отряда 3, посмертно Герой Советского Союза.
- Ролан де ла Пойп (28 июля 1920 - 23 октября 2012) - член 1-го отряда, Герой Советского Союза.
- Джозеф Риссо (23 января 1920 - 24 ноября 2005) - член отряда 1, орденоносец Красного Знамени, летавший на Як-9Т.
- Жак Андре (25 февраля 1919 - 2 апреля 1988) - лейтенант
Станции
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]
- 1 сентября 1942 года: Рияк (собрание)
- 28 ноября 1942 г.: Иваново (формирование).
- 22 March 1943: Polotnyany-Zavod
- 16 April 1943: Mossalsk
- 20 мая 1943 года: Козельск.
- 2 июня 1943 года: Хатенки.
- 18 August 1943: Gorodietchnia
- 24 августа 1943 года: Спасс-Деменск.
- 2 сентября 1943 г.: Мичково.
- 15 сентября 1943 года: Барсуки.
- 18 сентября 1943 года: Филатки.
- 5 октября 1943 года: Свобода .
- 6 ноября 1943 года: Тула.
- 25 мая 1944 года: Дубровка.
- 15 июля 1944 года: Микунтани. [ 30 ]
- 29 июля 1944 года: Алитус.
- 18 сентября 1944 года: Антоново. [ 31 ]
- 6 October 1944: Sredniki
- 10 октября 1944 года: Антоново.
- 22 октября 1944 года: крепость Дидвиде.
- 27 ноября 1944 года: Гросс-Кальвейхен.
- 14 января 1945 года: Допенен.
- 26 января 1945 года: Гросс-Скайсгирен.
- 27 января 1945 года: Подробнее
- 5 февраля 1945 года: Паунден.
- 14 февраля 1945 г.: Виттенберг (Восточная Пруссия).
- 25 февраля 1945 года: Фридланд.
- 7 апреля 1945 года: Бладио .
- 13 апреля 1945 года: Эйлау.
- 5 мая 1945 года: Бладио
- 8 мая 1945 года: Хайлигенбайль
После войны
[ редактировать ]- Март 1947 года: Рабат - Сале ( авиабаза 151 Рабат-Сале ) (распущена в 1961 году).
- 29 октября 1949 года: Сайгон.
- Май 1951 г.: 141 авиабаза Оран (Алжир).
- 13 марта 1962 года: авиабаза Оранж-Каритат.
- 1966: Реймс - авиабаза Шампань (BA 112)
- 13 октября 1993 г.: авиабаза Кольмар-Мейенхайм (BA 132).
- 2011: Авиабаза Мон-де-Марсан (BA 118).
Самолет
[ редактировать ]- Яковлев УТ-2 — базовый учебно-тренировочный самолет, использовался для тренировок с 1 по 18 декабря 1942 года.
- Поликарпов По-2 - использовался для тренировок с 1 по 18 декабря 1942 года, а затем для выполнения функций связи и курьера.
- Яковлев Як-7 В — учебно-тренировочный самолет, использовавшийся для тренировок с декабря 1942 года по 25 января 1943 года.
- Яковлев Як-1б - истребитель, использовавшийся с 19 января по 22 марта 1943 года для повышения квалификации и подготовки к воздушному бою. Первоначально эскадрилья получила шесть самолетов; восемь были отправлены в марте 1943 года, а четыре - в конце апреля. Подготовку новых пилотов они начали в июне и оставались в составе эскадрильи до конца 1943 года.
- Яковлев Як-9 Д - истребитель, использовавшийся для тренировок в Туле с начала июня по конец июля 1944 года. Два Як-9Д все еще использовались 10 сентября 1944 года.
- Яковлев Як-3 - основной истребитель, использовавшийся с конца июля 1944 года по май 1945 года. Тридцать семь Як-3 были переданы ВВС Франции и использовались с июня 1945 года по апрель 1947 года.
- Yakovlev Yak-6 - Transport aircraft.
- Yak-1
- Yak-9
- Як-3 - последний истребитель Як-3 эскадрильи находится в Музее воздуха в аэропорту Ле Бурже в Париже.
- Де Хэвилленд Москито
- Dewoitine D.520 - летал в Ливане.
- Белл П-63 Кингкобра
- Грумман F6F Хеллкэт
- Республика P-47 Тандерболт
- Le Mistral — французский самолет de Havilland Vampire.
- SO.4050 Стервятник
- Дассо Мираж F1 C
- Дассо Мираж F1 CT
- Дассо Рафаль С
Украшения
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]- Почетный легион
- Орден Освобождения (11 октября 1943 г.)
- Военная медаль
- Военный крест 1939-1945 гг. с шестью пальмами (273 сбитых самолета)
- Военный крест внешних театров военных действий с двумя ладонями (1953 г.)
Советский Союз
[ редактировать ]- Герой Советского Союза
- Орден Ленина
- Орден Красного Знамени (19 февраля 1945 г.)
- Орден Александра Невского (5 июня 1945 г.)
- Орден Отечественной войны
- Орден Красной Звезды
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Русское кладбище
[ редактировать ]Памятники и могилы летчиков эскадрильи и неизвестных французских солдат находятся на Французской площади (фр. Carré français Москвы ) Введенского кладбища . Останки шести других членов эскадрильи были репатриированы во Францию в 1953 году.
В популярной культуре
[ редактировать ]Франко-российский фильм 1960 года «Нормандия-Неман» режиссеров Жана Древиля и Дамира Вятича-Бережных рассказывает о прибытии в Россию первых двадцати пилотов для обучения и формирования эскадрильи. Эскадрилья появляется в сериале фильмов Юрия Бондарева 1970–1971 годов « Освобождение» о русской войне от Курской битвы до Берлинской битвы , где итальянский актер Эрно Бертоли играет Пьера Пуяда. Персонаж лейтенант Дюрок ( Патрик Шовель ) описывает свое время в эскадрилье Свободной Франции в фильме Пьера Шендорфера 1992 года « Дьенбьенфу» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Ключевые показатели ВВС — ВВС в цифрах: 2019-2020 (ФР)» . Французские воздушно-космические силы . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Первым было 151-е крыло RAF - 81-я и 134-я эскадрильи RAF - которые дислоцировались в Мурманске в сентябре и октябре 1941 года. В ходе операции «Оратор» (сентябрь 1942 года) крыло легких бомбардировщиков RAF- RAAF на короткое время дислоцировалось в Ваенге. .
- ^ Шон М. Маккатир, 500 дней: Война в Восточной Европе, 1944–1945 , стр.361
- ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.35.
- ^ Роланд де ла Пойп, Эпос Нормандии-Немана , Париж, Éditions Perrin, 2011, стр.100.
- ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.39.
- ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.128.
- ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.64.
- ^ Маршевый журнал Нормандии-Немана.
- ^ По словам Ива Курьера, 1979 г., цена была тяжелой: шесть смертей за четыре дня за 17 подобных побед (тяжелые потери: шесть смертей за четыре дня за 17 побед).
- ^ Ив Курьер, 1979, с. 199.
- ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр. 195-197.
- ^ M. M. Kozlov, Velikaya Otechestvennaya Voina 1941-1945, Moskva: Sovetskaya Entsiklopediya, 1985
- ^ Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны , Париж, Presses de la Cité, 1979, стр.364.
- ^ Курьер (1976).
- ^ «Нормандия-Неман: хронология» . Архивировано из оригинала 15 августа 2016 года . Проверено 3 января 2018 г.
- ^ «Полковник Делин: Нормандия, Неман (pdf)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2014 г. Проверено 3 января 2018 г.
- ↑ Берноле, Андре и Гленн Барнетт, «Французские асы на Восточном фронте», Ежеквартальный журнал WWII , осень 2011 г., стр. 16–25, 94.
- ^ Revue Icare , № 62, весна-лето 1972 г., стр.73.
- ^ «18-й гвардейский истребительно-бомбардировочный авиационный полк» . www.ww2.dk. Проверено 17 апреля 2018 г.
- ^ «Мейенхайм: конец Нормандии-Немана и военной авиации в Эльзасе» L'Alsace , 4 июля 2009 г. ( онлайн) [ постоянная мертвая ссылка ] ).
- ^ См. репортаж Радио-Франция в тот же день .
- ^ «25 июня, возвращение Нормандии-Немана» . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Первый Рафаль в цветах Нормандии-Немана» . Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ↑ Традиции эскадрильи ВВС. Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine .
- ↑ Defense.gouv.fr. Архивировано 13 июня 2018 г. в Wayback Machine .
- ↑ Defense.gouv.fr. Архивировано 17 июля 2018 г. в Wayback Machine .
- ^ «Русские и французские разведчики извлекают из болота истребитель времен Второй мировой войны и останки пилота» . ТАСС . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Роджер Соваж, Un du Normandie-Niemen , éditions J'ai Lu Leur Adventure, № A23, Париж, 1971, стр. 301.
- ^ Микутани — небольшая литовская деревня на полпути между Вильнюсом и Лидой , Беларусь.
- ^ Юго-запад Каунаса .
Библиография
[ редактировать ]- Французские орлы, советские герои , Джон Д. Кларк, Саттон, 2005 г. ISBN 0-7509-4074-3
- Ив Курьер , Нормандия Неман , Омнибус, 2004 г. ISBN 2-258-06171-7
- Ив Курьер, Нормандия, Неман. Время войны, Париж, Presses de la Cité, 1979, 414 стр. ( ISBN 2-258-00590-6 )
- Франсуа Де Жоффр (фото из частных коллекций пилотов и капитана Эйхенбаума), Нормандия Неман: Сувениры пилота, Париж, Editions André Bonne, 1958, 288 стр., 19x14
- Жан де Панж, Де Куфра... в Нормандии-Немане 1940–1945, Мец, éditions Serpenoise, 2011, 345 стр. ( ISBN 978-2-87692-885-5 )
- Ролан де ла Пойп, Эпос Нормандии-Немана, Париж, издания Perrin, 2011, 268 стр. ( ISBN 978-2-262-03647-8 )
- Ив Донжон, Нормандия-Неман (Нормандия-Неман).
- Донжон, Ив (апрель 2023 г.). «Славное испытание огнем, но заплаченное дорогой ценой: Первая кампания GC III в Нормандии (март – ноябрь 1943 г.), часть 1]. Le Fana de l’Aviation ): 18–28 (на французском языке) ( 641 .
- Донжон, Ив (май 2023 г.). «Славное испытание огнем, но заплаченное дорогой ценой: Первая кампания GC III в Нормандии (март – ноябрь 1943 г.), часть 2]. Le Fana de l’Aviation ): 58–66 (на французском языке) ( 642 .
- Сергей Дыбов, Нормандия-Неман. Полная история легендарного полка. Москва, Editions Yaouza, 2011. 320 с.
- Кристиан-Жак Эренгардт, Нормандия-Неман, éditions Heimdal, 1989, 96 стр. ( ISBN 2-902-171-58-7 )
- Патрис Эрлер, L'ardenteflamme, самостоятельное издание, история с 1942 по 2002 год.
- Константин Фельдзер, Поехали!, Булонь, Axis, 1987, 482 с. ( ISBN 2-905 814-03-9 )
- Антуан Фуше, «Нормандия-Неман наконец-то в центре внимания», Ла Круа, 7 октября 2006 г. (онлайн [архив]).
- Мэривонн и Рене Годар, Пилоты Нормандии-Немана, на основе журнала Роджера Пенверна в Красной Армии, Éditions JPO, 2016, 500 стр.
- История эскадры «Нормадия-Неман» в журнале СССР Journal de Marche (22 марта 1942 г. – 20 июня 1945 г.), Париж, французское издательство, 1946, 203 с.
- Icare № 62 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том I: Чего хотел Де Голль, подготовка в Иваново, первые исчезнувшие люди, Париж, весна-лето 1972, 221 с.
- Icare № 63 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том II: Орловское сражение, механики, возвращение в Тулу, Париж, осень-зима 1972 г., 227 с.
- Icare № 64 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том III: Кампания 1944 года, Советские механики, Визит генерала де Голля, Париж, зима-весна 1973 года, 221 с.
- Icare № 65 Обзор французской авиации, Нормандия, Неман. Том IV: Кампания 1944 года, Беларусь, битва при Немане, Париж, весна 1973 года, 175 с.
- Icare № 67 Французское авиационное обозрение, Нормандия, Неман. Том V: Кампания 1945 года в Восточной Пруссии, Париж, зима-весна 1974 г., 137 с.
- Icare № 70 Французское авиационное обозрение, Нормандия, Неман. Том VI: Победа, возвращение во Францию, Париж, осень-зима 1974, 163 с.
- Клод-Анри Леконт, Андре Муане, боевой летчик, Париж, издания современной мысли, 1955, 222 стр.
- Роджер Соваж, Un du Normandie-Niemen, издания, которые я читал «Их приключения», № A23, Париж, 1971, 372 стр. ISBN B0000DOP3V
- Везин, Ален, Охотничий полк Нормандия-Неман, Éditions ETAI, 2009, 208 стр. ( ISBN 978-2-7268-8888-9 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт эскадрильи (на французском языке)
- Прибытие полка «Нормандия-Неман» в Штутгарт , ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭСКАДРИЛИ «НОРМАНДИЯ-НЕМЕН» Les Actualités Françaises – 29 июня 1945 г., Французский национальный аудиовизуальный институт INA.
- Официальный сайт музея (на французском языке)
- Президент Франции наградил российский авиаполк "Нормандия-Неман" - Информационное агентство "Лента.Ру" - на русском языке
- Последний оставшийся Нормандия Неман Яковлев 3 на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Ле Бурже / Musée de l'air et de l'espace.
- Французы готовятся к параду в Москве