Ханаан (сын Хама)
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2021 г. ) |
Canaan (Hebrew: כְּנַעַן – Kənáʿan, in Ханаан כְּנָעַן — Kənā́ʿan ), согласно Книге Бытия в еврейской Библии , был сыном Хама и внуком Ноя , а также отцом хананеев .
Этимология
[ редактировать ]Английский термин Ханаан (произносится / ˈ k eɪ n ən / с 1500 года нашей эры из-за Великого сдвига гласных ) происходит от еврейского слова « Ханаан». כנען ( knʿn ), греческий Χαναάν Ханаан и латинский Ханаан через Это выглядит как ГДЕ ки-на-ах-на в письменах Амарны (14 в. до н. э.), а кнън встречается на монетах Финикии во второй половине I тысячелетия. Впервые оно встречается в греческом языке в трудах Гекатея как Хна (Χνᾶ). [ 1 ] Ученые связывают название Ханаан с knʿn , Канаан , общим северо-западным семитским названием этого региона.
Этимология неясна. Одно из объяснений состоит в том, что оно имеет первоначальное значение «низменность» от семитского корня knʿ «быть низким, скромным, подавленным», в отличие от арамского «горье». [ 2 ] Альтернативное предположение происходит от хурритского Кинаху , предположительно относящегося к фиолетовому цвету, так что Ханаан и Финикия будут синонимами («Земля пурпура»), но столь же распространено предположение, что Кинаху был просто хурритской интерпретацией этого цвета. Семитский кнън . [ 3 ] [ 4 ]
Потомки Ханаана
[ редактировать ]Согласно Таблице народов в Бытие 10 (стихи 15–19), Ханаан был предком племен, первоначально населявших древнюю Землю Ханаанскую : всю территорию от Сидона или Емафа на севере до Газы на юго-западе и Лаши на юго-восток. Эта территория, известная как Левант , примерно соответствует территории современного Израиля , Палестины , Ливана , западной Иордании и западной Сирии . Первенцем Ханаана был Сидон, который делит свое имя с финикийским городом Сидоном на территории современного Ливана. [ 5 ] Его вторым сыном был Хет . Согласно еврейской Библии, среди потомков Ханаана:
- сидонцы
- Хетты , дети Хета
- Иевусеи
- амореи
- Гиргашиты
- хивиты
- Аркитес
- Ты позволяешь это
- Арвадиты
- Земариты
- хаматийцы
Другие отрывки Библии предлагают разные списки точных названий ханаанских племен. Например, в Бытие 15:19–21 перечислены кенеи , кенизеи , кадмонитяне , хеттеи , феризеи , рефаимы , амореи , хананеи , гиргашиты и иевусеи . Хотя в Исходе 3:8 перечислены только хананеи, хеттеи, аморреи, перизееи, евеи и Иевусеянин. То, как эти другие библейские списки ханаанских племен согласуются с генеалогическим списком сыновей Ханаана, является предметом многочисленных дискуссий. Далее утверждалось, что библейский термин «ханаанский» на самом деле является синекдохой , которая относится как к более широкой ханаанской нации, так и к конкретному ханаанскому племени внутри этой нации. [ 6 ]
Согласно традиционным эфиопским историям, сын Ханаана Арвади (букв. «Арвадит») и его жена Энтела перешли из Азии в Эфиопию в 2101 году до нашей эры, а племя Кемант, как говорят, произошло от их сына Анайера . Существует также эфиопская традиция, согласно которой два других ханаанских племени, а именно. Синиты и земариты также вошли в Эфиопию в то время, когда ею управляло Королевство Куш , и стали Шанкелла и народами Вейто соответственно. [ 7 ] Кеманты рассказывают, что они разделяют свое ханаанское происхождение с другими группами агав. [ 8 ] говорящие на омотском языке, Шинаша, имеют аналогичную традицию происхождения от сына Ханаана Хамати. [ 9 ] Точно так же синаша распространяют ханаанское происхождение на соседние этнические группы. [ 10 ] Персидский историк Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ок. 915) рассказал о традиции, согласно которой жену Ханаана звали Арсал, дочь Батавиля, сына Тираса , и что она родила ему «черных, нубийцев, фесцана , занджа , загава». и все народы Судана». [ 11 ] Точно так же Абд аль-Хакам говорит, что «Ханаан — отец Судана. [ 12 ]
Немецкий историк Иоганн Авентин (ок. 1525 г.) записал легенду о том, что сыновья Ханаана, «Аркитяне» и «Емафияне», сначала поселились на территории Греции и дали свои имена областям Аркадии и Ематии .
Проклятие Ханаана
[ редактировать ]Согласно Бытию 9:20–27 , Ной напился и после этого проклял Ханаан. Это Проклятие Ханаана , называемое [ 13 ] « Проклятие Хама » со времен классической древности из-за интерпретации, согласно которой Ханаан был наказан за грехи своего отца Хама. [ 14 ] Однако есть интерпретации, что Ханаан сам был единственным грешником. [ 15 ] Рассматриваемый грех обсуждается, начиная от буквального вуайеризма и заканчивая [ 16 ] кастрация или инцестуозное изнасилование. [ 17 ]
Преступление Хама:
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и рассказал об этом двум братьям своим снаружи. (Бытие 9:22)
Бытие 9:24–27
24 И Ной проснулся от вина и понял, что сделал с ним его младший сын.
25 И он сказал: проклят Ханаан ; раб рабов будет он у братьев своих.
26 И сказал он: благословен Господь Бог Сима ; и Ханаан будет его слугой.
27 Бог расширит Иафета, и он будет жить в шатрах Сима; и Ханаан будет его слугой.
(— Авторизованная версия короля Джеймса )
Некоторые современные ученые рассматривают проклятие Ханаана в Бытие 9:20–27 как раннее еврейское объяснение Израилем . завоевания Ханаана [ 18 ] Когда Ной проклял Ханаан в Бытие 9:25, он использовал выражение: «Проклят Ханаан! Раб рабов будет Он у братьев своих». НКЖВ Выражение «слуга слуг», иначе переводится как «раб рабов», НИВЛ подчеркивает крайнюю степень рабства, которое будет испытывать Ханаан по отношению к своим «братьям». [ 19 ] В последующем отрывке «Сема... да будет Ханаан слугой ему»: [9:26] рассказчик предвещает завоевание Израилем земли обетованной. [ 20 ] Библеист Филип Р. Дэвис объясняет, что автор этого повествования использовал Ноя, чтобы проклясть Ханаан, чтобы оправдать более поздние израильтяне, изгнавшие и поработившие хананеев . [ 21 ]
Внебиблейская традиция полагает, что Ханаан был проклят вторым проклятием после того, как «поселился» на унаследованной Симом территории. Согласно Книге Юбилеев :
И увидел Ханаан землю Ливанскую до реки Египетской, что она весьма хороша, и не вошел он в землю наследия своего к западу (то есть к) морю, и поселился в земле Ливанской, к востоку и на запад от границы Иордана и от границы моря. И Хам, отец его, и Хуш и Мицраим, братья его, сказали ему: «Ты поселился на земле, которая не твоя и которая не досталась нам по жребию; не делай этого; ибо если ты сделаешь это, ты и твои сыновья падут в земле и будут прокляты из-за мятежа; ибо смутом вы поселились, и смутом падут дети ваши, и вы будете искоренены навеки. Не живи в жилище Сима; ибо Симу и его сыновьям это досталось по их жребию. Проклят ты, и проклят ты будешь пред всеми сыновьями Ноя проклятием, которым мы связали себя клятвой перед святым судьей и перед Ноем, отцом нашим». Но он не послушался их и жил в земле Ливанской от Емафа до входа в Египет, он и сыновья его до сего дня. И по этой причине эта земля называется Ханаан.
- Юбилеи 10:29–34.
В теорию узурпации также верит Альберт Барнс . Согласно толкованию Барном Бытия 10:18, ханаанские кланы рассеялись после инцидента с Вавилонской башней и поселились в южном Леванте, где они назвали этот регион в честь себя. Неизвестно, были ли они разогнаны насильственно или нет. Однако двоюродный брат Ханаана, Нимрод , имел «склонность к хватанию», что заставило Барнса поверить, что Ханаан обладает схожими качествами. Таким образом, заселение Ханааном южного Леванта было истолковано как насильственное завоевание, при котором Ханаан «захватил страну своей властью». [ 22 ]
В исламе
[ редактировать ]В Коране у Ноя четыре сына, младший из которых отказывается садиться в ковчег и впоследствии тонет. Хотя в тексте он не назван, традиция иногда называет его Кананом, арабской версией слова «Ханаан». Альтернативно, эту фигуру иногда называют Ямом . Однако это не подтверждается никакими текстовыми откровениями или какой-либо пророческой традицией [хадисом], и в основном это связано с влиянием интерпретации еврейскими учеными Бытия 9: 20-27, которая позже была принята некоторыми мусульманскими учеными. не полагаясь ни на какие религиозные тексты или откровения.
См. также
[ редактировать ]- Ханаан , местоположение и его исторические жители
- Поколения Ноя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ашери, Дэвид; Ллойд, Алан; Корселла, Альдо (2007). Комментарий к Геродоту, книги 1-4 . Издательство Оксфордского университета. п. 75.
- ^ «Библейские места; или Топография Святой Земли: краткое описание всех мест, рек и гор земли Израиля, упомянутых в Библии...» HathiTrust .
- ^ Гесениус , Еврейский лексикон
- ^ Лемче, Нильс-Петер (1991). Хананеи и их земля: традиция хананеев Континуум. стр. 100-1 24–32. ISBN 978-0-567-45111-8 .
- ^ Мария Э. Обе. Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля . ISBN 978-0-521-79543-2 ), 2001, с. 66
- ^ Кляйн, Реувен Хаим (Рудольф). «Нации и супернации Ханаана» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 46 (2): 73–85. ISSN 0792-3910 .
- ^ Джон Уолд Мариам, История Йеляма , 1948, стр. 105–106.
- ^ Гамст, Фредерик К. (1969). Кемант: язычески-еврейское крестьянство Эфиопии . п. 37.
- ^ Эндалью, Смейся. Межэтнические отношения на границе: один (Эфиопия), 1898–1991 гг . п. 23.
- ^ Гонсалес-Руибаль, Альфредо. Археология сопротивления: материальность и время на африканском пограничье . п. 109. [ ISBN отсутствует ]
- ^ аль-Табари, Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир (1 января 1987 г.). История ат-Табари Том. 2: Пророки и Патриархи . СУНИ Пресс. ISBN 9780873959216 – через Google Книги.
- ^ Футуа Миср, с. 8
- ^ Меткалф, Алида К. (2005). Посредники и колонизация Бразилии, 1500–1600 гг . Издательство Техасского университета. стр. 163–164. ISBN 978-0-292-71276-8 .
- ^ Гольденберг, Дэвид М. (2009). Проклятие Хама . Издательство Принстонского университета. п. 157. ИСБН 978-1-4008-2854-8 .
- ^ Кугель 1998 , с. 223.
- ^ Гольденберг 2005 , стр. 259–60.
- ^ Гольденберг 2005 , с. 258.
- ^ Гован, Дональд Э. (1988). Бытие 1–11: от Эдема до Вавилона . Вм. Б. Эрдманс. стр. 110–115. ISBN 0-8028-0337-7 .
- ^ Элленс, Дж. Гарольд, и Роллинз, Уэйн Г., ред. (2004). Психология и Библия: новый способ чтения Священного Писания. т. 1–4. Вестпорт: Издательство Praeger. ISBN 978-0275983475 с. 54
- ^ Хейнс, Стивен Р. (2002). Проклятие Ноя: библейское оправдание американского рабства . п. 184. ИСБН 978-0-19-514279-2 .
- ^ Филип Р. Дэвис; Джон Роджерсон (2005). Второе издание «Мира Ветхого Завета» . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 121–122. ISBN 0-664-23025-3 .
- ^ «Бытие 10. Заметки Барнса» . Biblehub.com . 2024. Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года.
Библиография
[ редактировать ]- Гольденберг, Дэвид М. (2005). «Что Хам сделал с Ноем?» . В Штембергере, Гюнтер; Перани, Мауро (ред.). Слова уст мудрого человека милостивы . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110188493 .
- Кугель, Джеймс Л. (1998). Традиции Библии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674791510 .