Пастырский период

Пасторальное наскальное искусство — наиболее распространенная форма наскального искусства Центральной Сахары , созданная в живописных и гравированных стилях. [ 1 ] изображение скотоводов и луками с охотников в сценах животноводства вместе с различными животными (например, крупным рогатым скотом, овцами, козами, собаками), [ 2 ] начиная с 6300 г. до н.э. [ 3 ] до 700 г. до н.э. [ 4 ] Пастырскому периоду предшествует период круглой головы , за которым следует период каббалы. [ 5 ] Ранний пастырский период длился с 6300 г. до н.э. по 5400 г. до н.э. [ 3 ] Одомашненный крупный рогатый скот был завезен в Центральную Сахару (например, Тадрарт-Акакус ), и ему была предоставлена возможность стать социально выдающимся, создать избыток продовольствия, а также приобрести и накопить богатство, что привело к принятию скотоводческой экономики в некоторых странах Центральной Сахары. Сахарские охотники-собиратели позднего Акака. [ 6 ] В обмен культурная информация об использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Уан Табу, Уан Мухуджиаг ) передавалась охотниками-собирателями позднего Акака с прибывшими ранними скотоводческими народами. [ 6 ]
Средний пастырский период (5200 г. до н. э. – 3800 г. до н. э.) – это время развития большей части пастырского наскального искусства. [ 7 ] В районе Мессак на юго-западе Ливии были обнаружены останки крупного рогатого скота, расположенные вблизи гравированных пасторальных наскальных изображений, изображающих крупный рогатый скот (например, ритуалы принесения в жертву скота ). [ 8 ] Каменные памятники также часто встречаются рядом с этими гравированными пасторальными наскальными рисунками. [ 8 ] Полноценное скотоводческое хозяйство (например, молочное животноводство) развивалось в регионах Акакус и Месак на юго-западе Ливии. [ 8 ] Полуоседлые поселения использовались среднепасторальными народами сезонно в зависимости от погодных условий (например, муссонов ). [ 8 ]
В позднепасторальный период животные, связанные с современной саванной, стали меньше появляться на наскальных рисунках Центральной Сахары, а животные, приспособленные для засушливой среды, и животные, связанные с современными сахелианами, стали чаще появляться на наскальных рисунках Центральной Сахары. [ 3 ] В каменном убежище Такаркори , между 5000 и 4200 годами назад, поздние пасторальные народы пасли коз сезонно (например, зимой) и положили начало тысячелетней традиции создания мегалитических памятников, используемых в качестве погребальных мест, где людей хоронили в покрытых камнями курганах, которые обычно находились вдали от жилищ в 5000 г. до н.э. [ 9 ]
Последний период пастырства (1500 г. до н. э. – 700 г. до н. э.) был переходным периодом от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни. [ 4 ] Последние пастушеские народы представляли собой разрозненные полумигрирующие группы, практиковавшие отгонное животноводство . [ 4 ] Курганы (например, конические курганы, v-типа) создавались отдельно от других, а курганы небольших размеров создавались вплотную друг к другу. [ 4 ] Народы последнего скотоводства держали мелких пастушеских животных (например, коз) и все чаще использовали растения. [ 4 ] [ 10 ] В каменном убежище Такаркори в 3000 году до н. э. народы Последнего Пастораля создали места захоронений для нескольких сотен человек, которые содержали неместные предметы роскоши и архитектуру барабанного типа, что открыло путь для развития гарамантийской цивилизации . [ 9 ]
Классификации
[ редактировать ]Наскальные рисунки подразделяются на различные группы (например, Бубалин , Кел Эссуф , Круглоголовые, Пастораль , Кабалин, Рыжий), в зависимости от множества факторов (например, метода искусства, организмов, мотивов , наложения). [ 5 ]
По сравнению с нарисованными наскальными рисунками с круглой головой , помимо метода художественного производства, изображения домашнего скота отличают гравированные/раскрашенные пасторальные наскальные рисунки; эти отчетливые изображения в Центральной Сахаре служат свидетельством того, что в этот регион проникли разные группы населения. [ 5 ] Уменьшение появления крупных неодомашненных организмов и увеличение количества одногорбых верблюдов и лошадей, изображенных на более поздних наскальных рисунках (например, Пастораль, Рыжий, Кабелин) по всей Сахаре, служит свидетельством того, что Зеленая Сахара подвергается усиленному высыханию . [ 5 ]
Хронология
[ редактировать ]Критика чрезмерно упрощенных и ошибочных взглядов, представленных в длинной хронологии, представляет собой ценность, показанную в короткой хронологии. [ 11 ] Тем не менее, довольно спонтанное развитие наскального искусства Центральной Сахары, которое, как говорят, произошло в конце 7-го тысячелетия до нашей эры и представлено в краткой хронологии, является его проблемой. [ 11 ] Несмотря на то, что существуют некоторые археологические доказательства, подтверждающие это спонтанное развитие в 6500 году до н. традиции, наскальное искусство) в Центральной Сахаре отсутствует. [ 11 ]
Круговая логика часто служит основой интуитивно реконструируемой короткой и длинной хронологии. [ 11 ] Тем не менее, идеальна хронологическая модель , которая может объяснить сложную природу голоцена и Сахары (например, культур, народов) в целом. [ 11 ]
За исключением нескольких случаев, распространено предположение, что пасторальное наскальное искусство соответствует пасторальным неолитическим культурам, что остается в значительной степени необоснованным. [ 12 ] Традиционный взгляд состоит в том, что заканчивается пасторальное наскальное искусство, за которым следует начало и конец наскального искусства Лошади, а затем начало и окончание наскального искусства Верблюда, но это, вероятно, более сложное (например, межрегиональное смешение, наложение, давние традиции наскального искусства, некоторые скотоводы, не создававшие пасторальное наскальное искусство). [ 12 ] Тем не менее, хотя до сих пор не достигнут общий консенсус относительно соответствия между началом пятитысячелетней традиции создания пасторального наскального искусства и тем, в какое конкретное время она началась в раннепасторальный период, общий консенсус найден среди тех, кто использует противоположные подходы ( например, сплиттер, люмпер) заключается в том, что начало традиции пасторального наскального искусства следует рассматривать как соответствующее археологическим культурам ранних пасторальных народов. [ 12 ]
Из-за того, что патина опирается на свидетельства изменений, вызванных переносимым ветром песком, которые могут варьироваться в зависимости от площади скалы, подвергшейся воздействию, обычное использование патины для определения возраста определенного стиля наскального искусства, такого как гравюры, может быть рассматривается как довольно ненадежный. [ 13 ] В случае пасторального наскального искусства более вероятным является вероятность того, что нарисованный крупный рогатый скот, выгравированный крупный рогатый скот (который составляет более половины всех гравированных наскальных изображений) и пасторальные мотивы были созданы одной и той же группой людей. [ 13 ] Необходимо провести дополнительную работу по включению стилей наскального искусства, изображающих неодомашненных животных (например, некоторые из которых датируются пасторальными наскальными рисунками с изображением крупного рогатого скота, а некоторые, возможно, датируются ранее) в существующую хронологическую и культурную модель. [ 13 ]

Совсем недавно черная/темная патина, богатая марганцем, была климатологически связана с Зеленой Сахарой, связана с гравировкой, выполняемой до появления патины, и археологически связана с ранним пастырским периодом и раньше. [ 14 ] Серая, светлая патина, богатая марганцем, климатологически связана с высыханием Зеленой Сахары, связана с гравировкой, выполняемой в условиях развития патины, и археологически связана со средним пастырским периодом. [ 14 ] Красная патина, богатая железом, климатологически связана с сухой Сахарой, связана с гравировкой, выполняемой после развития патины и до/на фоне накопления минералов, и археологически связана с Поздним пастырским периодом и Заключительным пастырским периодом. [ 14 ] Отсутствие патины климатологически связано с полностью сухой Сахарой, слишком молодой для накопления полезных ископаемых, а археологически связано с гарамантским периодом и позже. [ 14 ]
Конечная точка для гравированных наскальных рисунков установлена на основе археологических свидетельств домашних животных в Центральной Сахаре. [ 14 ] Археологические данные о домашнем скотоводстве ограничены для раннего пасторального периода (датируемого началом 6-го тысячелетия до н.э.), увеличиваются до устоявшегося пастбищного хозяйства крупного рогатого скота для среднего пастырского периода (датируемого 5-м тысячелетием до н.э.) и уменьшаются к гарамантскому периоду (например, , классический период, поздний период). [ 14 ]
Патина, содержащая большое количество марганца, лежит в основе 53% гравированных наскальных изображений животных, обнаруженных в Вади-эль-Аджале, что позволяет предположить, что вполне вероятно, что выгравированные наскальные изображения животных (например, слон, антилопа, тростниковый козел, носорог) в Вади-эль-Аджале -Аджал были выгравированы в период раннего и среднего пастырского периода или даже до него. [ 15 ] В Вади-эль-Аджале было десять разбросанных археологических памятников - девять памятников раннего и среднего пастырского периода, а также один памятник, вероятно, относящийся к допасторальному периоду. [ 15 ] Многочисленные гравированные пастырские наскальные изображения животных могут отражать рост активности (например, увеличение использования природных ресурсов) среди скотоводов в период раннего и среднего пастырского периода. [ 15 ]
В период среднего скотоводства, возможно, имело место молочное животноводство и выпас скота на пастбищах в районе Вади-эль-Аджал, а также отгонное выпас скота между южным регионом Мессака и Вади-эль-Аджал. [ 15 ]
В период позднего и последнего пастырского периода (3800 г. до н. э. – 1 000 г. до н. э.) на всех гравированных наскальных изображениях животных, включающих животных, приспособленных к жизни в пустыне (например, берберийских овец, страусов), образовалась патина красного цвета, которая покрыла 33 % гравированных наскальных изображений животных в Вади аль-Аджал. [ 15 ] Опустынивание открыло новые области для создания пасторальных наскальных рисунков, которые ранее были недоступны. [ 15 ]
Климат
[ редактировать ]Ранний пастырский период
[ редактировать ]С 8000 по 7500 лет назад климат Центральной Сахары мог быть засушливым. [ 6 ] С 6900 по 6400 лет назад климат высокогорья и низменностей Центральной Сахары мог быть влажным; следовательно, с 6600 до 6500 лет назад озера в Эдейене Мурзуга и Уан Каса выросли до своих крупнейших размеров. [ 6 ]
Средний пастырский период
[ редактировать ]Состояние окружающей среды Центральной Сахары в период раннего и среднего пастырства было благоприятным. [ 16 ] Между двумя периодами был засушливый период, который длился от 7300 до 6900 кал. лет назад. [ 16 ]
Поздний пастырский период
[ редактировать ]Возможно, существовала довольно засушливая среда, что также приводило к ветровой эрозии каменных укрытий. [ 6 ] После 5000 лет назад могло произойти физическое разрушение каменных укрытий, поскольку во всем регионе Сахары началась сильная засушливость и мог развиться растительный ландшафт (например, луга с Chenopodiaceae , сложноцветными , псаммофильными растениями), похожий на степной и пустынный регион. . [ 6 ]
Последний пастырский период
[ редактировать ]Окружающая среда становилась все более засушливой, и начали развиваться оазисы. [ 4 ]
Происхождение скотоводов
[ редактировать ]Пасторальное наскальное искусство
[ редактировать ]Ди Лерния и др. предположительно: за 10 000 лет до нашей эры чернокожие африканские охотники-собиратели, возможно, мигрировали на север вместе с системой тропических муссонных дождей из к югу от Сахары Западной Африки в Центральную Сахару, особенно в регион Акакус в Уан Мухуджиаг ; после этого, в 7000 году до нашей эры, скотоводы с Ближнего Востока (например, Палестины , Месопотамии ) и Восточной Сахары, как полагают, мигрировали в Центральную Сахару вместе со своими пастушескими животными (например, крупным рогатым скотом, козами). [ 17 ] Основываясь на точке зрения, что некоторые наскальные рисунки из региона Акакус в Ливии изображают людей с фенотипом (например, стилем и профилем лица) белых людей , Савино Ди Лерния охарактеризовал пасторальную культуру Центральной Сахары, которая произвела детскую мумию Уана Мухуджиага. как смешанная раса . [ 17 ]
Считается, что пасторальное наскальное искусство изображает народы Средиземноморья и Африки к югу от Сахары . [ 2 ] Считается, что большая часть наскальных рисунков преимущественно изображает народы Средиземноморья и к 4000 году до нашей эры изображает меньшее количество народов Африки к югу от Сахары. [ 2 ] Однако другие ученые оспаривают это, поскольку Джозеф Ки-Зербо утверждает, что эта точка зрения отражает современные расовые теории, которые «придают особое значение влияниям из-за пределов Африки, [которые] основаны на шатких основах», и, скорее, все африканские физические типы отражены в наскальной иконографии. . [ 18 ] [ 19 ]
Наскальные рисунки Круглой Головы изображают человеческие формы искусства с дополнительными атрибутами (например, иногда с луками, рисунками на теле, масками) и неодомашненными животными (например, берберийскими овцами, антилопами, слонами, жирафами); Заключительный период наскальных изображений Круглоголовых характеризовался как негроидный (например, доминирующая нижняя челюсть, большие губы, округлый нос). [ 20 ] Пасторальное наскальное искусство, в отличие (например, техника, тематика) от наскального искусства Круглой Головы, изображает ситуации из пасторальной жизни и домашнего скота; его изображения характеризуются как европеоидные (например, тонкие губы, заостренный нос). [ 20 ]
Некоторые наскальные рисунки пасторального периода, кажется, изображают африканцев с европеоидным фенотипом, проживающих среди других африканских этнических групп, а также, кажется, изображают некоторых женщин с желтыми волосами. [ 21 ] Хотя это может быть и так, неуверенность в том, действительно ли изображения наскальных рисунков отражают фенотипические различия, обнаруженные среди африканских этнических групп, населявших регион древней Ливии, привела к осторожности в отношении мнений, сформировавшихся в отношении этих изображений наскальных рисунков. [ 21 ]
Скотоводы
[ редактировать ]Самые ранние скотоводы, которые привезли с собой домашних овец, коз и крупный рогатый скот в Центральную Сахару в пасторальный период (8000 – 7000 лет назад), были охарактеризованы как протоберберы . [ 22 ]
В Гоберо , в Нигере , охотники-собиратели жили в раннем периоде голоцена и прекратили это делать к 8500 году до нашей эры; после тысячи лет пустоты скотоводы начали заселяться к 7500 году до нашей эры; эти фенотипически (например, высокие и крепкие по сравнению с меньшими и крошечными) и культурно (например, охотники-собиратели по сравнению со скотоводами) отдельные народы рассматриваются как схожие с теми, что произошли в регионе Акакус в Ливии и Тассили регионе в Алжире . [ 20 ]
Поселившись друг с другом в Центральной Сахаре к 4000 году до нашей эры, некоторые из охотников-собирателей, создавших наскальные рисунки Круглой Головы, возможно, связались с культурой прибывших скотоводов, смешались с ней и адаптировались к ней. [ 20 ]

В районе Акакус, в каменном убежище Уан Мухуджиаг, обнаружены мумии ребенка (5405 ± 180 л.н.) и взрослой (7823 ± 95 л.н./7550 ± 120 л.н.). [ 23 ] В районе Тассили-н'Аджер, в каменном убежище Тин-Ханакатен, жил ребенок (7900 ± 120 лет назад/8771 ± 168 лет назад) с деформациями черепа, вызванными болезнью, или искусственными деформациями черепа , имеющими сходство с деформациями черепа, совершаемыми в эпоху неолита. эпохи нигерийцы , а также еще один ребенок и трое взрослых (9420 ± 200 BP/10726 ± 300 кал BP). [ 23 ] Основываясь на исследовании мумии ребенка Уан Мухуджиаг и ребенка Тин Ханакатен, результаты подтвердили, что эти народы Центральной Сахары из эпипалеолита , мезолита и пасторального периода обладали темным цветом кожи. [ 23 ] Соукопова (2013) заключает: « Остеологическое исследование показало, что скелеты можно разделить на два типа: первый мелано -африканский тип с некоторым сходством со Средиземноморьем , другой — устойчивый негроидный тип. Таким образом, чернокожие люди разной внешности жили в Тассили и, скорее всего, во всей Центральной Сахаре еще в 10-м тысячелетии до нашей эры». [ 23 ]
эпохи неолита Земледельцы , которые, возможно, проживали в Северо-Восточной Африке и на Ближнем Востоке , возможно, были источником вариантов персистенции лактазы , включая –13910*T, и могли быть впоследствии вытеснены более поздними миграциями народов. [ 24 ] Западноафриканские фулани к югу от Сахары . , североафриканские туареги и европейские земледельцы , являющиеся потомками этих неолитических земледельцев, разделяют вариант персистенции лактазы –13910*T [ 24 ] Хотя вариант Фулани -13910*T является общим для пастухов фулани и туарегов, по сравнению с вариантом туарегов он претерпел более длительный период дифференциации гаплотипов. [ 24 ] Вариант персистенции лактазы Фулани -13910*T, возможно, распространился вместе со скотоводством между 9686 и 7534 годами назад, возможно, около 8500 лет назад; Подтверждая этот временной интервал для фулани, по крайней мере, на 7500 лет назад, есть свидетельства того, что пастухи занимались доением в Центральной Сахаре . [ 24 ]
Происхождение пастушеских животных и места их одомашнивания
[ редактировать ]Крупный рогатый скот
[ редактировать ]Ближневосточная интродукция домашнего скота в Африку
[ редактировать ]Вместо одомашнивания крупного рогатого скота, происходящего в регионе Тадрарт-Акакус, считается более вероятным, что в этот регион был завезен одомашненный скот. [ 6 ] Считается, что крупный рогатый скот не попал в Африку самостоятельно, а, скорее, был завезен в Африку скотоводами. [ 25 ] Считается, что к концу 8-го тысячелетия до нашей эры домашний скот был завезен в Центральную Сахару. [ 11 ] Центральная Сахара (например, Тин Ханакатен, Тин Торха, Ван Мухуджиаг, Ван Табу) была основным промежуточным районом распространения домашних животных из Восточной Сахары в Западную Сахару. [ 26 ]
Судя по останкам крупного рогатого скота возле Нила, датируемым 9000 лет назад, и останкам крупного рогатого скота возле Набта Плайя и Бир-Кисейба , достоверно датируемым 7750 годом до нашей эры, домашний скот мог появиться раньше, возле Нила, а затем распространиться на западный регион Сахары. [ 20 ] Хотя археологические данные и наскальные рисунки показывают, что неодомашненные зубры обитали в Северо-Восточной Африке , считается, что зубры были одомашнены независимо в Индии и на Ближнем Востоке . [ 24 ] После того, как зубры были одомашнены на Ближнем Востоке, скотоводы, возможно, мигрировали вместе с одомашненными зубрами через долину Нила и, к 8000 году до нашей эры, через Вади-Ховар в Центральную Сахару. [ 24 ]
Митохондриальное расхождение неодомашненного индийского, европейского и африканского крупного рогатого скота (Bos primigenius) друг от друга, произошедшее 25 000 лет назад, рассматривается как свидетельство, подтверждающее вывод о том, что крупный рогатый скот мог быть одомашнен в Северо-Восточной Африке. [ 27 ] в частности, восточный регион Сахары, [ 27 ] [ 28 ] от 10 000 до 8 000 BP. [ 29 ] Останки крупного рогатого скота (Бос) могут датироваться уже 9000 годом до нашей эры в Бир-Кисейбе и Набта-Плайя. [ 29 ] Хотя митохондриальная дивергенция между евразийским и африканским скотом, произошедшая 25 000 лет назад, может рассматриваться как подтверждающее свидетельство независимого одомашнивания крупного рогатого скота в Африке, интрогрессия неодомашненного африканского скота в евразийский скот может дать альтернативную интерпретацию этих доказательств. [ 26 ]
Независимое приручение африканского скота в Африке
[ редактировать ]Время и место, когда и где был одомашнен крупный рогатый скот в Африке, еще предстоит определить. [ 20 ]
Осипиньская (2021) указывает, что «археозоологическое открытие, сделанное в Аффаде, оказалось имеющим большое значение для всей истории крупного рогатого скота на африканском континенте. Большой фрагмент черепа и почти полное ядро рога зубра , дикого предка домашних крупного рогатого скота , были обнаружены на стоянках, датируемых 50 000 лет назад и связанных с MSA . Это самые старые останки зубра в Судане, а также самые южные из них. ареал этого вида в мире. [ 30 ] На основании останков крупного рогатого скота ( Bos ), найденных в Аффаде и Летти, Осипинский (2022) указывает, что «оправданно снова поднять вопрос о происхождении крупного рогатого скота в Северо-Восточной Африке . Идея о домашнем скоте в Африке происходит из Плодородного полумесяца». «Эксклюзив» теперь рассматривается как имеющий серьезные недостатки». [ 31 ]
Обычно считается, что индийский горбатый скот (Bos indicus) и тауриновый скот Северной Африки и Ближнего Востока (Bos taurus) смешались друг с другом, в результате чего крупный рогатый скот санга . их потомством стал [ 32 ] Вместо того, чтобы принять общепринятое предположение, считается, что примесь таурина и горбатого крупного рогатого скота, вероятно, произошла в течение последних нескольких сотен лет, а скот санга произошел от африканского скота в Африке. [ 32 ] Что касается возможных сценариев происхождения африканского крупного рогатого скота санга к югу от Сахары, то одомашненный тауриновый скот был завезен в Северную Африку, смешанный с одомашненным африканским скотом (Bos primigenius opisthonomous), в результате чего появилось потомство (самым старым из которых является египетский/суданский лонгхорн, некоторые из которых рассматриваются как крупный рогатый скот санга), или, что более вероятно, одомашненный африканский скот возник в Африке (включая египетского усача) и стал регионально диверсифицированным (например, тауриновый скот в Северной Африке, зебу в Восточной Африке). [ 32 ]
Разведение берберийских овец можно рассматривать как параллельное свидетельство одомашнивания их в раннем периоде голоцена. [ 33 ] Около Набта-Плайи , в Западной пустыне , между 11-м тысячелетием и 10-м тысячелетием до нашей эры полуоседлые африканские охотники-собиратели, возможно, самостоятельно одомашнили африканский скот в качестве надежного источника пищи и в качестве краткосрочной адаптации к засушливым условиям. период Зеленой Сахары, что привело к ограничению доступности съедобной флоры. [ 33 ] Окаменелости африканского Bos primigenius , датированные периодом между 11 тысячелетием и 10 тысячелетием до нашей эры, были найдены в Бир-Кисейбе и Набта-Плайя. [ 33 ]
В Западной пустыне, на археологическом участке E-75-6, в 10-м и 9-м тысячелетиях нашей эры африканские скотоводы, возможно, разводили североафриканский скот (Bos primigenius) и постоянно использовали водопой и колодец, а также в качестве источника воды. . [ 33 ] В северном регионе Судана , в Эль-Барге, окаменелости крупного рогатого скота, найденные в человеческом захоронении, служат подтверждающим доказательством присутствия крупного рогатого скота в этом районе. [ 33 ]
Хотя это не отменяет возможности миграции крупного рогатого скота с Ближнего Востока в Африку, большее количество африканского крупного рогатого скота в том же районе имеют митохондриальную гаплогруппу Т1 и атипичные гаплотипы, чем в других регионах, что обеспечивает поддержку африканцам независимо. одомашнивание африканского скота. [ 33 ] Судя по небольшому размеру выборки ( SNP из последовательностей целых геномов ), африканский крупный рогатый скот рано отделился от европейского крупного рогатого скота (таурин). [ 33 ] Африканский крупный рогатый скот, несущий гаплогруппу Y2, образует подгруппу внутри общей группы тауринового крупного рогатого скота. [ 33 ] Поскольку ближневосточное происхождение африканского крупного рогатого скота требует концептуального узкого места для поддержания этой точки зрения, разнообразие гаплогруппы Y2 и гаплогруппы T1 не подтверждает точку зрения о существовании узкого места и, следовательно, не подтверждает ближневосточное происхождение африканского крупного рогатого скота. . [ 33 ] В целом, эти формы генетических данных обеспечивают убедительную поддержку африканцам, самостоятельно одомашнивающим африканский скот. [ 33 ]
Козел
[ редактировать ]С Ближнего Востока, между 6500 и 5000 лет назад, овцы и козы распространились в Центральную Сахару. [ 34 ]
Овца
[ редактировать ]Самые ранние остатки одомашненных овец в Африке (7500–7000 лет назад) были обнаружены в восточной Сахаре, дельте Нила и холмах Красного моря (в частности, 7100–7000 лет назад). [ 35 ] Домашние овцы, которые, как полагают, происходят с Синайского полуострова (7000 лет назад), возможно, из-за нестабильности климата и нехватки воды мигрировали из Леванта в Ливию (6500-6800 лет назад), а затем в центральную часть реки Нил. долину (6000 л.н.), затем в Центральную Сахару (6000 л.н.) и, наконец, в Западную Африку (3700 л.н.). [ 35 ]
Пасторальное наскальное искусство и скотоводы
[ редактировать ]Среди тысяч археологических памятников, которые обычно имеют несколько различных периодов традиций наскального искусства (например, «Дикая фауна» , «Круглоголовый», «Пастораль», «Лошадь», «Верблюд»), присутствующих на одном месте, и почти 80% памятников, обнаруженных в каменных убежищах, наиболее Распространенной формой наскального искусства Сахары является гравировка и роспись пасторальных наскальных рисунков. [ 1 ] Пастухи Центральной Сахары, например, из региона Акакус, обладали чувством монументальности. [ 36 ] Пасторальные наскальные рисунки, относящиеся к более поздним временам, часто перекрывают наскальные рисунки Круглой Головы более ранних времен. [ 11 ] Между 7000 и 4000 годами назад традиция пасторального наскального искусства, возможно, сохранялась и, судя по раскопанным свидетельствам и образцам красок из региона Тадрарт-Акакус, возможно, достигла своего апогея в 6-м тысячелетии до нашей эры. [ 1 ] Наскальные рисунки Круглой Головы отличаются от гравированных и раскрашенных пасторальных наскальных рисунков. [ 2 ] В то время как пасторальное наскальное искусство в основном характерно для скотоводов и охотников с луком в сценах животноводства с различными животными (например, крупный рогатый скот, овцы, козы, собаки), наскальное искусство Круглой Головы можно охарактеризовать как довольно небесное. [ 2 ] Различные виды монументальных каменных сооружений (например, ряды, рукава, полумесяцы, кучи камней, замочные скважины, платформы, кольца, стоячие камни, каменные пирамиды/курганы) существовали в Центральной Сахаре, начиная со Среднего пастырского периода среди скотоводов и заканчивая Гараманты. [ 10 ] Скульптуры крупного рогатого скота, которые, возможно, служили религиозными символами , также были созданы в пасторальный период. [ 37 ]
В поздний период плейстоцена , а также в ранний и средний периоды голоцена в Западной Африке и Северной Африке , народы с суданским , мехтоидным и протосредиземноморским / протоберберским типами скелета (которые представляют собой устаревшие, проблематичные физические антропологические концепции) ) оккупировали эти регионы и, таким образом, оккупировали Центральную Сахару (например, Фоззиагиарен I, Имененнаден, Такаркори, Уан Мухуджиаг) и Восточная Сахара (например, Набта Плайя ). [ 38 ] Существуют различные типы каменных построек (например, Замочная скважина: 4300 г. до н.э. – 3200 г. до н.э.; Платформа: 3800 г. до н.э. – 1200 г. до н.э.; Конусообразная форма: 3750 г. до н.э.; Полумесяц – 3300 г. до н.э. – 1900 г. до н.э.; Выровненные структуры: 1900 г. до н.э. – Начало исламского правления. Период Кратерного Кургана: 1900 г. до н. э. – Начало исламского периода) в Нигере. [ 38 ] В Адрар-Бусе в Нигере наиболее распространенным типом (71,66%) курганов являются платформенные курганы; Вторым по распространенности (16,66%) типом курганов являются курганы конусовидной формы. [ 38 ] Более ранний «стиль наскального искусства с черным лицом» в наскальном искусстве Тассили рассматривался как разделяющий культурную близость с народом фулани. [ 38 ] Протоберберы, которые, как считается, мигрировали в Центральную Сахару из Северо-Восточной Африки, были связаны с последним «белолицым стилем наскального искусства» (например, бледнокожие фигуры, бусы, длинные платья, крупный рогатый скот, скотоводство). родственные виды деятельности), возникшие в Тассили-Н'Аджере в 3500 г. до н.э. [ 38 ] В 3800 году до нашей эры в Центральной Сахаре возникли самые ранние платформенные курганы, которые рассматривались как культурная практика, принесенная в Центральную Сахару протоберберами . [ 38 ] Несоответствия в представлении о том, что протоберберы мигрировали из Северо-Восточной Африки и принесли традицию платформенных курганов в Центральную Сахару, заключаются в том, что размеры типов скелета Центральной Сахары начинают соответствовать типам скелета Северо-Восточной Африки только после 2500 г. до н.э. а строительство курганов-платформ в Адрар-Бусе в Нигере началось в 3500 году до нашей эры. [ 38 ] В Западной Сахаре, вероятно, находятся очаги, связанные со скотоводством, керамика позднего неолита и наиболее распространенный тип курганов Западной Сахары – конусообразные курганы (которые возникли в Нигере около 3750 г. до н.э. и имеют связи со Средиземноморьем). связан с протоисторическими берберами [ 38 ] В Гоберо, Нигер, период , который можно охарактеризовать как скотоводческий, основан только на двух остатках крупного рогатого скота и отсутствии остатков овец/коз; до конца среднего голоцена имеются ограниченные свидетельства кочевого образа жизни; есть также анатомические свидетельства, указывающие на общую преемственность населения в середине голоцена в Гоберо. [ 38 ] Традиция курганов Центральной Сахары, вероятно, возникла в результате взаимодействия между культурно и этнически различными народами Центральной Сахары (например, как это изображено на наскальных рисунках Центральной Сахары) в контексте меняющейся и разнообразной экологии Центральной Сахары. [ 38 ] Черты (например, иерархия, социальная сложность) более ранней пасторальной культуры Центральной Сахары способствовали последнему развитию государственного образования в Западной Африке, Нубии и Сахаре. [ 38 ]

Около 10 000 лет назад система тропических муссонных дождей из к югу от Сахары Западной Африки изменила направление и двинулась на север, в Центральную Сахару . [ 17 ] По мере того, как система муссонных дождей продвигалась на север, в Центральную Сахару, в период , который сопровождался развитием саванной среды (сродни саванне современной Кении, Танзании и Зимбабве), эгалитарные чернокожие африканские охотники-собиратели также мигрировали на север. в Центральную Сахару (например, скальное убежище Уан Мухуджиаг , горы Акакус , Ливия ). [ 17 ] Позже, в 7000 г. до н. э., скотоводы мигрировали в Центральную Сахару вместе со своими пастушескими животными (например, крупным рогатым скотом, козами). [ 17 ] Скотоводы, возможно, мигрировали с Ближнего Востока (например, Месопотамии, Палестины) и из Восточной Сахары. [ 17 ] Пасторальная культура Сахары распространилась по всей Северной Африке (например, в Алжире, Чаде, Египте, Ливии, Мали, Нигере, Судане), в том числе в Нигере, где были найдены человеческие захоронения, керамика и наскальные рисунки. [ 17 ] В Уан Мухуджиаге скотоводческая культура, которую характеризуют как смешанная раса , возможно, зародилась раньше, чем 5500 лет назад. [ 17 ] В регионе обитали различные виды флоры (например, Typha ) и фауны (например, бегемоты, крокодилы, слоны, львы, жирафы, газели). [ 17 ] двух с половиной летний мальчик из Африки к югу от Сахары (определено путем исследования полного набора человеческих останков, который включал негроидный череп и остатки темной кожи Около 5600 лет назад в каменном убежище Уан Мухуджиаг около 5600 лет назад был мумифицирован ) (например, , бальзамирование , потрошение – удаление органов из брюшной полости, грудной клетки и грудной клетки с последующей заменой органическими консервантами для предотвращения разложения и заворачиванием в кожа антилопы и листья для изоляции) с использованием передовых методов мумификации . [ 17 ] Поскольку детская мумия Уана Мухуджиага была похоронена с ожерельем из скорлупы страусиных яиц , это может указывать на то, что это было сострадательное церемониальное захоронение, относящееся к загробной жизни . [ 17 ] Будучи самой ранней датированной мумией в Африке, детская мумия Уана Мухуджиага может быть старше мумий Древнего Египта как минимум на тысячу лет и может принадлежать к традиции мумификации в Центральной Сахаре, которая может датироваться сотнями или тысячами лет до мумификации. ребенка-мумии Уана Мухуджиага. [ 17 ] В Месаке Сеттафете (например, Вади Матендус ) были выгравированы наскальные изображения, изображающие крупный рогатый скот и человеческие формы с головами животных (например, шакала /собаки маски ), а также присутствие культуры крупного рогатого скота, и особенно рядом с расположенным по кругу набором камней. памятники, свидетельства принесения в жертву скота и глиняной посуды, приносимой в качестве ритуального подношения. [ 17 ] В районе долины Нила в Судане также была найдена украшенная сахарская керамика , датируемая 6000 годом до нашей эры и контрастирующая с местной керамикой, которая не была украшена. [ 17 ] Поскольку скотоводческая культура Центральной Сахары возникла на тысячи лет раньше, чем она достигла своего апогея в долине Нила, пасторальная культура Центральной Сахары породила культурный мотив человеческой формы в маске шакала, который может датироваться на тысячу лет раньше, чем 5600 лет назад (на основе даты). на проверенном органическом материале из расщелины стены каменного убежища) и появляется на тысячу лет раньше, чем в долине Нила, а керамика Центральной Сахары была найдена в долине Нила, скотоводческая культура Центральной Сахары может Внесли свой вклад в последнее развитие Древнего Египта (например, украшение керамики; скотоводство; погребальная культура и мифологический хранитель мертвых и бог бальзамирования Анубис ). [ 17 ] Хотя потомки народа Уана Мухуджиага, возможно, покинули этот регион через пятьсот лет после бальзамирования ребенка Уана Мухуджиага из-за растущей засушливости, и возможно возникновение демического распространения , более вероятно, что знания из Центральной Сахары пасторальная культура могла быть передана в долину Нила посредством культурного распространения около 6000 лет назад. [ 17 ]
Скотоводство, возможно, наряду с социальным расслоением и пасторальным наскальным искусством, возникло в Центральной Сахаре между 5200 и 4800 годами до нашей эры. [ 39 ] Погребальные памятники и места на возможных территориях, на которых существовали вождества, возникли в сахарском регионе Нигера между 4700 и 4200 годами до нашей эры. [ 39 ] Погребения крупного рогатого скота возникли в Набта-Плайя (6450 г. до н.э./5400 г. до н.э.), Адрар-Бусе (6350 г. до н.э.), в Чин-Тафидете и в Тудуфе (2400 г. до н.э. – 2000 г. до н.э.). [ 39 ] Таким образом, к этому времени религия крупного рогатого скота (например, мифы, ритуалы) и культурные различия между полами (например, мужчины ассоциировались с быками, насилием, охотой и собаками, а также захоронения в монументальных погребальных местах; женщины ассоциировались с коровами, рождением, уход за больными и, возможно, загробная жизнь). [ 39 ] Курганы с мегалитическими памятниками, предшествовавшие предполагаемым более ранним местам в Восточной Сахаре , возникли уже в 4700 году до нашей эры в сахарском регионе Нигера . [ 39 ] Эти мегалитические памятники в сахарском регионе Нигера и Восточной Сахаре, возможно, послужили предшественниками мастаб и пирамид Древнего Египта . [ 39 ] Во время додинастического Египта курганы присутствовали в различных местах (например, Накада , Хелуан ). [ 39 ] Между 7500 и 7400 годами до нашей эры, в эпоху позднего пастырского неолита, религиозные церемонии и церемониальные захоронения с мегалитами, возможно, послужили культурным прецедентом для последнего религиозного почитания богини Хатхор в династический период Древнего Египта. [ 27 ]
По крайней мере, к 4-му тысячелетию до нашей эры, как показывают расписные наскальные рисунки Тассили-н'Аджер, протофуланская культура могла присутствовать на территории Тассили-н'Аджер. [ 40 ] Крест Агадес , амулет плодородия , который носили женщины Фулани, может быть связан с шестиугольным украшением из сердолика, изображенным на наскальных рисунках в Тин Фелки. [ 40 ] В Тин Тазарифте изображение пальца может отсылать к руке мифического персонажа Кикалы, первого скотовода фулани. [ 40 ] [ 41 ] В каменном убежище Уан Дербуаэн на востоке Тассили шестая композиция может изображать белого быка, находящегося под чарами животных, родственных змеям, пересекающего U-образные ворота растительности к могущественной доброжелательной фигуре, чтобы отменить заклинание на быке. . [ 42 ] Шестая композиция была интерпретирована как изображение церемониального обряда Лотори пастухов фулани в Западной Африке к югу от Сахары. [ 42 ] Ежегодный церемониальный обряд Лотори, проводимый пастухами Фулани, проводится в выбранном месте и в выбранный период времени. [ 43 ] и увековечивает память быка и его возникновение в источнике воды. [ 40 ] [ 41 ] Церемониальный обряд Лотори способствует хорошему здоровью (например, предотвращает эпизоотии, предотвращает болезни, предотвращает бесплодие). [ 43 ] [ 42 ] и репродуктивный успех крупного рогатого скота за счет прохождения скота через ворота растительности и, таким образом, непрерывность пастбищного богатства кочевого скотовода Фулани. [ 43 ] Интерпретация шестой композиции как изображения церемониального обряда Лотори, наряду с другими формами доказательств, была использована для подтверждения вывода о том, что современные пастухи фулани, расположенные к югу от Сахары и в Западной Африке, происходят от народов Сахары. [ 42 ] С увеличением засушливости в пасторальный период, пасторальные рок-художники (например, Фулани ) из Центральной Сахары мигрировали в регионы Африки к югу от Сахары , такие как Мали . [ 37 ]
После миграции из Центральной Сахары, к 4000 году до нашей эры, народы манде в Западной Африке основали свою аграрно-пастбищную цивилизацию Тичитт . [ 44 ] в Западной Сахаре. [ 45 ] Раскрашенное пасторальное наскальное искусство Тассили-н'Аджера , Алжир , и гравированное пасторальное наскальное искусство Нигера имеют сходство (например, цветовая маркировка крупного рогатого скота) с выгравированным рогатым скотом, изображенным на наскальном искусстве Дхар-Тичитт в Акреджите . [ 46 ] Выгравированные пасторальные наскальные изображения крупного рогатого скота Дхар Тичитта, которые выставлены в закрытых помещениях, которые, возможно, использовались для содержания скота в загонах, являются подтверждающим свидетельством того, что крупный рогатый скот имеет ритуальное значение для народов Дхар Тичитта . [ 46 ]

Ранний пастырский период
[ редактировать ]В Тадрарт-Акаке за периодом охотников-собирателей позднего Акака последовал засушливый период в 8200 году до нашей эры, который уступил место периоду прихода ранних пасторальных народов. [ 47 ] Ранний пастырский период длился с 6300 г. до н.э. по 5400 г. до н.э. [ 3 ] или от 7400 до 5200 п.н. [ 10 ] Одомашненный крупный рогатый скот был завезен в Центральную Сахару (например, Тадрарт-Акакус), и ему была предоставлена возможность стать социально выдающимся, создать излишки продовольствия, а также приобрести и накопить богатство, что привело к принятию скотоводческой экономики в некоторых странах Центральной Сахары. Сахарские охотники-собиратели позднего Акака. [ 6 ] В обмен культурная информация об использовании растительности (например, Cenchrus , Digitaria ) в Центральной Сахаре (например, Уан Табу, Уан Мухуджиаг) передавалась охотниками-собирателями позднего Акака с прибывшими ранними пасторальными народами. [ 6 ] В Тадрарт-Акаке поселения чаще всего располагались в закрытых помещениях. [ 6 ] Ранние скотоводческие народы, возможно, жили на открытых равнинах, чтобы собирать воду и получать доступ к источникам воды (например, озерам), а также жили в горах с каменистыми укрытиями в засушливые сезоны. [ 6 ] Территории, занимаемые ранними пасторальными народами, оставили после себя керамику на основе песчаника (например, черепки ), отличную от керамики позднего Акака (например, материал на основе песчаника по сравнению с материалом на основе гранита с поочередно вращающейся конструкцией штампа), а также костяные орудия. возможно, это произошло из останков домашнего скота. [ 6 ] Ранние пасторальные наскальные рисунки иногда можно найти поверх ранее созданных наскальных рисунков Круглой головы. [ 6 ] Хотя каменные орудия, возможно, также использовались ранними пасторальными народами, они не отличались от более ранних охотников-собирателей Центральной Сахары раннего Акака. [ 6 ] В коллективной памяти ранних пасторальных народов каменные убежища (например, Фоззигиарен, Имененнаден, Такаркори) в регионе Тадрарт-Акакус, возможно, служили монументальными местами для женщин и детей, поскольку именно там в основном были обнаружены их захоронения. [ 10 ] Наскальные изображения с гравировкой обнаружены на различных каменных сооружениях (например, каменных композициях, стоячих камнях, корбелях – церемониальных памятниках) на плато Мессак. [ 10 ]
В каменном убежище Такаркори ранние пасторальные народы использовали камины между 7400 и 6400 годами назад. [ 9 ] Ранние пастушеские народы установили многовековую погребальную традицию использования каменных убежищ в качестве специальных мест для захоронения умерших (например, женщин, детей), которая ко времени среднепасторальных народов перестала практиковаться. [ 9 ] Ранние пасторальные народы хоронили больше своих мертвецов по сравнению с поздними среднепасторальными народами, по крайней мере, частично из-за сезонного проживания и, возможно, обнаружения более ранних захоронений, сделанных ранними пасторальными народами. [ 9 ] Ранние пасторальные народы хоронили своих умерших в покрытых камнями курганах , где погребенные мертвецы были засыпаны камнями. [ 9 ]
Средний пастырский период
[ редактировать ]Во время и вскоре после засушивания в регионе Акакус, между 7300 и 6900 кал. Среднепасторальные народы. [ 16 ]
Средний пастырский период (5200 г. до н. э. – 3800 г. до н. э.) – это время развития большей части пастырского наскального искусства. [ 7 ] В районе Мессак на юго-западе Ливии были обнаружены останки крупного рогатого скота, расположенные вблизи гравированных пасторальных наскальных изображений, изображающих крупный рогатый скот (например, ритуалы принесения в жертву скота ). [ 8 ] Каменные памятники также часто встречаются рядом с этими гравированными пасторальными наскальными рисунками. [ 8 ] Полноценное скотоводческое хозяйство (например, молочное животноводство) развивалось в регионах Акакус и Месак на юго-западе Ливии. [ 8 ] Полуоседлые поселения использовались среднепасторальными народами сезонно в зависимости от погодных условий (например, муссонов ). [ 8 ] Вади -Бедис Меандр имел 42 каменных памятника (например, в основном корбели, каменные конструкции и платформы, курганы). Были обнаружены керамика (например, черепки) и каменные орудия труда, а также 9 памятников с наскальными рисунками. [ 8 ] С 5200 г. до н. э. по 3800 г. до н. э. происходили захоронения животных. [ 8 ] Было найдено девять украшенных керамических изделий (например, в основном с изображением качающегося штампа/гладкого края, иногда с попеременным поворотным штампом) и шестнадцать каменных булав. [ 8 ] Некоторые каменные булавы, использовавшиеся буквально или символически для забоя скота (например, Bos taurus), церемониально устанавливались возле головы принесенного в жертву скота или каменных памятников. [ 8 ] Эти церемонии были показаны на раскопках, раскопавшихся на протяжении нескольких столетий. [ 8 ] Встречались также козы и копытные животные. [ 8 ] Хотя возможную причину (например, призыв к дождю, передачу культурной самобытности, смерть, высыхание Сахары, инициацию, брак, отгонное животноводство) проведения церемоний жертвоприношения скота невозможно проверить, вполне возможно, что они имели место. во время событий, когда отдельные пастырские группы собирались вместе. [ 8 ] В целом это можно охарактеризовать как африканский комплекс крупного рогатого скота. [ 8 ]
В скальном приюте Уан Мухуджиаг детской мумии Уана Мухуджиага , по самому глубокому угольному слою, где она была найдена, была датирована 7438 ± 220 лет назад, а по шкуре животного, в которую она была завернута, - 5405 ± 180 лет назад. радиоуглеродная датировка [ 48 ] который был откалиброван до 6250 кал BP. [ 16 ] Другая дата шкуры животного, изготовленной из кожи антилопы , которая сопровождалась остатками точильного камня и ожерельем из яичной скорлупы страуса , — 4225 ± 190 г. до н.э. [ 38 ]
В каменном убежище Такаркори среднепасторальные народы разработали экономическую систему, полностью ориентированную на скотоводство (Bos taurus) (например, гончарное дело, доение) между 6100 и 5100 лет назад. [ 9 ] Народы Среднего Пастушества, сезонно занимавшие каменные убежища, хоронили своих умерших в ямах разной глубины. [ 9 ] Тринадцать человеческих останков, а также две человеческие останки женщин, подвергшиеся неполной естественной мумификации, были найдены в каменном убежище Такаркори, датированные средним пастырским периодом (6100–5000 лет назад). [ 49 ] Более конкретно, что касается мумий, одна из естественно мумифицированных женщин была датирована 6090 ± 60 лет назад, а другая - 5600 ± 70 лет назад. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Эти две естественным образом мумифицированные женщины были самыми ранними датированными мумиями, прошедшими гистологическое исследование. [ 49 ] Две естественно мумифицированные женщины несли базальную гаплогруппу N. [ 52 ]
развитие мегалитических памятников (например, архитектуры ). В 5000 г. до н.э. в Центральной Сахаре усилилось [ 10 ] В Центральной Сахаре традиция курганов зародилась в средний пастырский период и трансформировалась в позднепасторальный период (4500 – 2500 лет назад). [ 53 ]

Поздний пастырский период
[ редактировать ]В позднепасторальный период животные, связанные с современной саванной, стали меньше появляться на наскальных рисунках Центральной Сахары, а животные, приспособленные для засушливой среды, и животные, связанные с современными сахелианами, стали чаще появляться на наскальных рисунках Центральной Сахары. [ 3 ] Камнеубежища в горных районах, возможно, стали использоваться нечасто, а водоемы (например, озера) на равнинах стали превращаться в себхи , в результате чего поселения в этих районах стали временными. [ 6 ] Следовательно, начало происходить развитие все более кочевых форм скотоводства и широкое распространение позднепасторальных поселений (например, Эдейен из Мурзука , Эрг Ван Каса, Месак Сеттафет , Тадрарт Акакус, Вади Танеззуфт ). [ 6 ] Некоторые камни и керамика, а также свидетельства скотоводства овикапридов были обнаружены на стоянках позднего пасторального периода. [ 6 ] В каменном убежище Такаркори, между 5000 и 4200 годами назад, поздние пасторальные народы пасли коз сезонно (например, зимой) и положили начало тысячелетней традиции создания мегалитических памятников, используемых в качестве погребальных мест, где людей хоронили в покрытых камнями курганах, которые обычно находились вдали от жилищ в 5000 г. до н.э. [ 9 ]
Последний пастырский период
[ редактировать ]Последний период пастырства (1500 г. до н. э. – 700 г. до н. э.) был переходным периодом от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни. [ 4 ] Последние пастушеские народы представляли собой разрозненные полумигрирующие группы, практиковавшие отгонное животноводство . [ 4 ] Курганы (например, конические курганы, v-типа) создавались отдельно от других, а курганы небольших размеров создавались вплотную друг к другу. [ 4 ] Народы последнего скотоводства держали мелких пастушеских животных (например, коз) и все чаще использовали растения. [ 4 ] [ 10 ] В каменном убежище Такаркори в 3000 году до н. э. народы Последнего Пастораля создали места захоронений для нескольких сотен человек, которые содержали неместные предметы роскоши и архитектуру барабанного типа, что открыло путь для развития гарамантийской цивилизации . [ 9 ] Последние пасторальные народы контактировали с гарамантами. [ 54 ] Позже Гарамантес приобрел монополию на оазисную экономику южного региона Ливии. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Галлинаро, Марина; Ди Лерния, Савино (ноябрь 2011 г.). «Работа на сайте ЮНЕСКО WH. Проблемы и практика наскального искусства тадрарт акакус (юго-запад Ливии, центральная Сахара)» . Журнал африканской археологии . 9 (2): 162, 167, 169, 173. дои : 10.3213/2191-5784-10198 . ISSN 1612-1651 . OCLC 7787754660 . S2CID 162084812 .
- ^ Jump up to: а б с д и Коулсон, Дэвид; Кэмпбелл, Алек (2010). «Наскальное искусство Тассили-н-Аджер, Алжир» (PDF) . Прихожане : 30, 33, 35.
- ^ Jump up to: а б с д и Гуаньен, Мария (февраль 2015 г.). «Гравюры с животными в центральной Сахаре: доверенное лицо доверенного лица» . Экологическая археология . 20 (1): 1–2, 12. Бибкод : 2015EnvAr..20...52G . дои : 10.1179/1749631414Y.0000000026 . ISSN 1461-4103 . OCLC 8659976399 . S2CID 128628375 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мори, Люсия; и др. (октябрь 2013 г.). Жизнь и смерть в Фьюете . Издания Под знаменем Лилии. п. 374. дои : 10.1400/220016 . ISBN 9788878145948 . OCLC 881264296 . S2CID 159219731 .
- ^ Jump up to: а б с д Сукопова, Житка (2017). «Наскальные рисунки Центральной Сахары: размышления о чайниках и купулах» . Журнал засушливой среды . 143 : 10–12. Бибкод : 2017JArEn.143...10S . дои : 10.1016/j.jaridenv.2016.12.011 . ISSN 0140-1963 . OCLC 7044514678 . S2CID 132225521 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гарсеа, Елена А.А. (июль 2019 г.). «Культурная адаптация Уан Табу от верхнего плейстоцена до позднего голоцена» . Уан Табу в истории расселения Ливийской Сахары . All'Insegna del Giglio. стр. 232–235. ISBN 9788878141841 . OCLC 48360794 . S2CID 133766878 .
- ^ Jump up to: а б Галлинаро, Марина; Ди Лерния, Савино (2018). «Камни-ловушки или привязки (TS): многофункциональное устройство пасторального неолита Сахары» . ПЛОС ОДИН . 13 (1): e0191765. Бибкод : 2018PLoSO..1391765G . дои : 10.1371/journal.pone.0191765 . ISSN 1932-6203 . OCLC 7315414106 . ПМЦ 5784975 . ПМИД 29370242 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ди Лерния, Савино; и др. (2013). «Внутри «африканского животноводческого комплекса»: захоронения животных в голоценовой Центральной Сахаре» . ПЛОС ОДИН . 8 (2): e56879. Бибкод : 2013PLoSO...856879D . дои : 10.1371/journal.pone.0056879 . ISSN 1932-6203 . OCLC 828565064 . ПМЦ 3577651 . ПМИД 23437260 . S2CID 4057938 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лерния, Савино; Тафури, Мэри Энн (март 2013 г.). «Постоянные места смерти и мобильные ориентиры: голоценовый морг и изотопная запись из Вади Такаркори (юго-запад Ливии)» . Журнал антропологической археологии . 32 : 3–5, 8–14. дои : 10.1016/j.ja.2012.07.002 . hdl : 11573/491908 . ISSN 0278-4165 . OCLC 5902856678 . S2CID 144968825 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ди Лерния, Савино (июнь 2013 г.). «Места, памятники и пейзаж: свидетельства голоцена центральной Сахары» . Азания: Археологические исследования в Африке . 48 (2): 176, 179–181, 183–186. дои : 10.1080/0067270X.2013.788867 . hdl : 11573/514585 . ISSN 0067-270X . OCLC 5136086464 . S2CID 162877973 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ди Лерния, Савино (2012). «Мысли о наскальных рисунках горы Тадрарт-Акакус, юго-запад Ливии» (PDF) . Адорантен : 34–35. S2CID 211732682 .
- ^ Jump up to: а б с Ди Лерния, Савино (март 2017 г.). «Археология наскальных рисунков в Северной Африке» (PDF) . У Дэвида, Бруно; МакНивен, Ян Дж (ред.). Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков . Оксфордский справочник по археологии и антропологии наскальных рисунков. п. 16. дои : 10.1093/OXFORDHB/9780190607357.013.17 . ISBN 978-0-19-060735-7 . S2CID 134533475 .
- ^ Jump up to: а б с Хюйге, Д.; Ван Нотен, Ф.; Суинн, Д. (июнь 2010 г.). «Пересмотр выявленных стилей доисторического наскального искусства центральной Ливийской пустыни (Восточная Сахара) и их относительная хронология» . Признаки какого времени? Хронологические и палеоэкологические проблемы в наскальном искусстве Северной Африки . Королевская академия зарубежных наук: 222. ISBN. 9789075652512 . OCLC 840887024 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гуаньен, Мария (сентябрь 2014 г.). «Патина и окружающая среда в Вади-эль-Хайят: к хронологии наскального искусства Центральной Сахары» . Африканский археологический обзор . 31 (3): 408–409, 411, 413–414. дои : 10.1007/S10437-014-9161-8 . ISSN 0263-0338 . OCLC 5690447542 . S2CID 128480258 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барнетт, Терция; Гуаньен, Мария (декабрь 2014 г.). «Меняясь местами: наскальные рисунки и голоценовые пейзажи в Вади-эль-Аджале, юго-запад Ливии» . Журнал африканской археологии . 12 (2): 174–176. дои : 10.3213/2191-5784-10258 . ISSN 1612-1651 . OCLC 6876608321 . S2CID 161435510 .
- ^ Jump up to: а б с д Ди Лерния, Савино (январь 2002 г.). «Засушливые климатические явления и культурные траектории: корректировка пастырской экономики среднего голоцена в Ливийской Сахаре» . Засухи, продовольствие и культура: экологические изменения и продовольственная безопасность в поздней предыстории Африки . Издательство Kluwer Academic/Plenum. стр. 232, 235–237. дои : 10.1007/0-306-47547-2_14 . ISBN 0-306-47547-2 . OCLC 51874863 . S2CID 128088259 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гук, Крис; Мосли, Джиллиан (7 февраля 2003 г.). «Тайна черной мумии» . Небесное видение. OCLC 911956810 .
- ^ Всеобщая история Африки ЮНЕСКО. Методология и предыстория Африки (Сокращенное изд.). Издательство Калифорнийского университета. 1990. стр. 294–295. ISBN 0520066960 . OCLC 20056194 .
- ^ Дэвидсон, Бэзил (1991). Африка в истории: темы и очертания (Переработанное и дополненное изд.). Книги Кольера. стр. 1–25. ISBN 0684826674 . OCLC 1341240341 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сукопова, Житка (2020). «Доисторическая колонизация Центральной Сахары: охотники против пастухов и свидетельства наскальных рисунков» . Выражение : 58–60, 62, 66. ISSN 2499-1341 .
- ^ Jump up to: а б Абдулхамид, Луаи А. (2015). Художественные стили в гравюрах древнего наскального искусства в Вади-аль-Бакаре (Долине коров) в пустыне Сахара в Ливии . Университет Ньюкасла. стр. 27, 46–47, 49–50, 77–78. S2CID 131359526 .
- ^ Адду, Рашида (29 января 2019 г.). «7000 лет назад: первый бербер» . Алжир и трансатлантические отношения . Издательство Брукингского института. п. Без номера. ISBN 9780960012701 . OCLC 1085173896 . S2CID 159071329 .
- ^ Jump up to: а б с д Сукопова, Житка (16 января 2013 г.). «Центральная Сахара: климат и археология» . Круглые головы: самые ранние наскальные рисунки в Сахаре . Издательство Кембриджских ученых. п. 22. ISBN 9781443845793 . OCLC 826685273 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Приходова, Эдита; и др. (ноябрь 2020 г.). «Сахельское скотоводство с точки зрения вариантов, связанных с персистенцией лактазы» (PDF) . Американский журнал физической антропологии . 173 (3): 423–424, 436. doi : 10.1002/ajpa.24116 . ISSN 0002-9483 . OCLC 8674413468 . ПМИД 32812238 . S2CID 221179656 .
- ^ Ханотт, Оливье (декабрь 2019 г.). «Почему крупный рогатый скот имеет значение: прочная и необходимая связь» (PDF) . История крупного рогатого скота в Африке: почему разнообразие имеет значение . Межафриканское бюро Африканского союза по ресурсам животных. стр. 6, 8. S2CID 226832881 .
- ^ Jump up to: а б Барич, Барбара (декабрь 2018 г.). «Сахара» . Оксфордский справочник доисторических фигурок . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–110. ISBN 9780199675616 . OCLC 944462988 .
- ^ Jump up to: а б с Холл, А. (1998). «Рассвет африканского скотоводства: вступительная записка» . Журнал антропологической археологии . 17 (2): 81–83. дои : 10.1006/jaar.1998.0318 . ISSN 0278-4165 . OCLC 361174899 . S2CID 144518526 .
- ^ Ханотт, Оливье (2002). «Африканское скотоводство: генетические отпечатки происхождения и миграции» . Наука . 296 (5566): 338–339. Бибкод : 2002Sci...296..336H . дои : 10.1126/science.1069878 . ISSN 0036-8075 . OCLC 5553773601 . ПМИД 11951043 . S2CID 30291909 .
- ^ Jump up to: а б МакХью, Дэвид (1996). «Митохондриальное разнообразие и происхождение африканского и европейского крупного рогатого скота» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 93 (10): 5135. Бибкод : 1996PNAS...93.5131B . дои : 10.1073/pnas.93.10.5131 . ISSN 0027-8424 . OCLC 117495312 . ПМЦ 39419 . ПМИД 8643540 . S2CID 7094393 .
- ^ Осипиньская, Марта; Осипинский, Петр (2021). От Фараса до Собы: 60 лет судано-польского сотрудничества в спасении наследия Судана (PDF ) Польский центр средиземноморской археологии/Варшавский университет. п. 460. ИСБН 9788395336256 . OCLC 1374884636 .
- ^ Осипинский, Петр (30 декабря 2022 г.). «Раскопки перекрестка Среднего Нила – изучение предыстории бассейна Летти (Судан)» (PDF) . Польская археология в Средиземноморье . 31 : 55–56. doi : 10.31338/uw.2083-537X.pam31.13 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 1234-5415 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Григсон, Кэролайн (декабрь 1991 г.). «Африканское происхождение африканского скота? — некоторые археологические свидетельства» . Африканский археологический обзор . 9 : 119, 139. doi : 10.1007/BF01117218 . ISSN 0263-0338 . OCLC 5547025047 . S2CID 162307756 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Маршалл, Фиона; Вайсброд, Лиор (октябрь 2011 г.). «Процессы одомашнивания и морфологические изменения через призму осла и африканского скотоводства» . Современная антропология . 52 (С4). Пресс-журналы Чикагского университета: S397–S413. дои : 10.1086/658389 . S2CID 85956858 .
- ^ Перейра, Филипе (декабрь 2009 г.). «Прослеживая историю скотоводства коз: новые данные по ДНК митохондрий и Y-хромосомы в Северной Африке» . Молекулярная биология и эволюция . 26 (12): 2765–2773. дои : 10.1093/molbev/msp200 . ISSN 0737-4038 . OCLC 466762292 . ПМИД 19729424 . S2CID 23741227 .
- ^ Jump up to: а б Муйгай, Энн В.Т.; Ханотт, Оливье (март 2013 г.). «Происхождение африканских овец: археологические и генетические перспективы» . Африканский археологический обзор . 30:42 . дои : 10.1007/S10437-013-9129-0 . ISSN 0263-0338 . OCLC 5659261365 . S2CID 162199977 .
- ^ Канчельери, Эмануэле; Ди Лерния, Савино (23 января 2014 г.). «Возврат в центральную Сахару в начале голоцена: территориальный подход к охотникам-собирателям раннего Акака (юго-запад Ливии)» . Четвертичный интернационал . 320 : 59. Бибкод : 2014QuInt.320...43C . дои : 10.1016/J.QUAINT.2013.08.030 . ISSN 1040-6182 . OCLC 5146151649 . S2CID 128897709 .
- ^ Jump up to: а б Айн-Шеба, Нагете (3 июня 2022 г.). «Наскальные рисунки Сахары: отражение изменения климата в Сахаре» (PDF ) Табона: Журнал предыстории и археологии . 22 : 312.doi : (22 ) 10.25145/j.tabona.2022.22.15 . ISSN 2530-8327 . S2CID 249349324 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Брасс, Майкл (июнь 2019 г.). «Появление мобильных пастырских элит в период от среднего до позднего голоцена в Сахаре» . Журнал африканской археологии . 17 (1): 16–20, 24. doi : 10.1163/21915784-20190003 . OCLC 8197260980 . S2CID 198759644 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хасан, ФА (2002). «Изменения палеоклимата, продуктов питания и культуры в Африке: обзор» . Засухи, еда и культура . Засухи, еда и культура. п. 17. дои : 10.1007/0-306-47547-2_2 . ISBN 0-306-46755-0 . OCLC 51874863 . S2CID 126608903 .
- ^ Jump up to: а б с д Департамент искусств Африки, Океании и Америки (октябрь 2002 г.). «Люди Фулани/Фульбе» . Метрополитен-музей.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Акрати, Ахмед (2008). «Отпечатки рук, следы и отпечатки эволюции» . Исследование наскального искусства . 25 (1): 4. ISSN 0813-0426 . OCLC 7128530168 . S2CID 128003222 .
- ^ Jump up to: а б с д Холл, Огюстен (январь 2016 г.). « А вот и невесты: чтение неолитических картин из Уана Дербуана (Тасили-н-Аджер, Алжир)» . Трабахос де Доистория . 73 (2): 222–225. дои : 10.3989/TP.2016.12170 . ISSN 0082-5638 . OCLC 7179753558 . S2CID 54009832 .
- ^ Jump up to: а б с Холл, Огюстен; Чанг, Гао (февраль 2021 г.). «Оружие, инструменты и предметы: системы материальной культуры в африканском наскальном искусстве» . Оружие и инструменты в наскальном искусстве: мировая перспектива . Книги Оксбоу. п. 30. дои : 10.2307/j.ctv13pk6wz . ISBN 9781789254914 . OCLC 1236250756 . S2CID 244880238 .
- ^ Абд-эль-Монием, Хамди Аббас Ахмед (май 2005 г.). Новая запись мавританского рок-арта (PDF) . Лондонский университет. п. 210. OCLC 500051500 . S2CID 130112115 .
- ^ Кеа, Рэй (26 ноября 2004 г.). «Расширения и сокращения: всемирно-исторические изменения и мировая система Западного Судана (1200/1000 г. до н.э. – 1200/1250 г. н.э.)» . Журнал исследований мировых систем . Х (3): 737–738. дои : 10.5195/JWSR.2004.286 . ISSN 1076-156X . S2CID 147397386 .
- ^ Jump up to: а б Смит, Эндрю (2001). «Сахаро-Суданский неолит» . Энциклопедия предыстории, том 1: Африка . Энциклопедия предыстории. стр. 245–259. дои : 10.1007/978-1-4615-1193-9_19 . ISBN 978-0-306-46255-9 .
- ^ Кремаски, Мауро; и др. (октябрь 2014 г.). «Скальное убежище Такаркори (юго-запад Ливии): архив голоценового климата и изменений окружающей среды в центральной Сахаре» . Четвертичные научные обзоры . 101 : 40, 56. Бибкод : 2014QSRv..101...36C . doi : 10.1016/J.QUASCIREV.2014.07.004 . ISSN 0277-3791 . OCLC 5903241925 . S2CID 129380392 .
- ^ Асенци, Антонио (январь 1998 г.). «Младенческая мумия Уан Мухуджиаг» . Мумии, болезни и древние культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 281. ИСБН 9780521580601 . ОСЛК 37181000 . S2CID 160070228 .
- ^ Jump up to: а б с Вентура, Лука; Меркурио, Чинция; Форначари, Джино (10 сентября 2019 г.). «Палеопатология двух мумифицированных тел из каменного убежища Такаркори (Южная Ливия, 6100–5600 лет назад)» (PDF) . Европейский конгресс патологии. стр. 5, 7.
- ^ Профико, Антонио; и др. (октябрь 2019 г.). «Медицинская визуализация как тафономический инструмент: естественно мумифицированные тела из каменного убежища Такаркори (Тадрарт Акакус, юго-запад Ливии, 61:00–5600 унций до н.э.)» . Журнал управления культурным наследием и устойчивого развития : 1. doi : 10.1108/jchmsd-06-2019-0066 . hdl : 11568/1033540 . OCLC 8547102666 . S2CID 210638746 .
- ^ Ди Винченцо, Фабио; и др. (2015). «Современные лучи для древних мумий. Компьютерная томография мумифицированных останков голоцена из Вади Такаркори (Акакус, юго-западная Ливия; Средняя пастораль)» . Журнал истории медицины . 27 (2): 575–88. ISSN 0394-9001 . OCLC 6006456486 . ПМИД 26946601 . S2CID 12933819 .
- ^ Вай, Стефания; и др. (5 марта 2019 г.). «Предковая митохондриальная линия N из неолитической «зеленой» Сахары» . Научные отчеты . 9 (1): 3530. Бибкод : 2019НатСР...9.3530В . дои : 10.1038/s41598-019-39802-1 . OCLC 8016433183 . ПМК 6401177 . ПМИД 30837540 . S2CID 71145116 .
- ^ Маскат, Иона (май 2012 г.). Мегалитизм и монументальность в доисторической Северной Африке . Мальтийский университет. S2CID 133240608 .
- ^ Jump up to: а б Кейта, Шомарка (1 января 2010 г.). «Краткое введение в геохимический метод, используемый для оценки миграции в биологической антропологии» . История миграции в мировой истории: междисциплинарные подходы . Брилл. стр. 57–72. ISBN 9789004186453 . OCLC 457129864 .