Кристиан Манси

Христиане манси — это группа ленапе (также известных как делавэры ), коренного народа в Соединенных Штатах , которые в основном говорят на языке манси и обратились в христианство, следуя учениям моравских миссионеров. Христианские манси также известны как моравские манси или моравские индейцы , моравские христианские индейцы или, в контексте, просто христианские индейцы . Поскольку Моравская церковь передала некоторые из своих миссий другим христианским конфессиям, таким как методисты, христианские манси сегодня принадлежат Моравской церкви, Методистской церкви , Объединенной церкви Канады и другим христианским конфессиям. [1]
Христианское племя Манси произвело на свет несколько людей, которые стали заметными фигурами в христианстве и нации Делавэр в целом, таких как Гелелеменд (вождь ленапе), Джон Генри Килбак (моравский христианский миссионер среди коренных народов на Аляске), Папунханк ( моравский дипломат и проповедник ленапе), Глихикан (вождь манси, моравский старейшина и христианский мученик) и Вашингтон Джейкобс (вождь моравской резервации Темзы ). [2]
Современные христианские общины манси включают моравцев Темзы , христианское племя манси в Канзасе и общину Стокбридж-Манси . [3] [4]
История
[ редактировать ]Начиная с 1740-х годов Моравская церковь отправляла христианских миссионеров к племенам североамериканских индейцев и открывала поселения при полной поддержке племен. [5] В ряды христианских манси с самого начала входили влиятельные вожди ленапе. [5] Подход моравских христиан заключался в сохранении культурных обычаев ленапе и одновременном ознакомлении ленапе с посланием Евангелия во всей полноте христианской веры. [5] Таким образом, моравские христианские миссионеры разработали орфографию для диалектов ленапе, а Дэвид Зейсбергер «составил словари различных коренных языков, переведя их на английский и немецкий». [5] [6]
Среднеатлантические штаты и Огайо
[ редактировать ]Манси — клан Волка ленапе , занимавший территорию, где встречаются современные Нью-Йорк , Пенсильвания и Нью-Джерси . Первый зарегистрированный контакт с европейцами произошел в 1524 году, когда Джованни да Верраццано приплыл в то место, которое сейчас является гаванью Нью-Йорка . Как и большинство коренных народов атлантического побережья, манси пострадали от заноса европейских болезней, таких как оспа и грипп , которые были эндемичны среди пришельцев, но к которым у них не было приобретенного иммунитета. Те, кто выжил, были вынуждены уйти вглубь страны из-за вторжения в европейские поселения.
К середине 18 века одна группа ленапе начала следовать учениям моравских миссионеров. Моравцы произошли от сосланных протестантов из Моравы, ныне Чехии, которые основали протестантскую из Херрнхута в немецкой земле Саксония конфессию . Они стремились защитить своих новообращенных, создавая на границе отдельные миссионерские деревни, отдельно от европейских поселенцев и других коренных жителей.
Самым выдающимся миссионером среди манси был Дэвид Зейсбергер . В 1772 году он повёл свою группу христиан Манси в страну Огайо , которая, как он надеялся, изолирует их от военных действий приближающейся американской революции . Однако в 1782 году отряд ополченцев Пенсильвании , разыскивая индейцев, совершавших набеги на поселения в западной Пенсильвании, наткнулся на группу из девяноста шести христиан-манси Зейсбергера, собирающих кукурузу, и окружил их в деревне Гнаденхюттен на востоке Огайо. . Манси заявили о своей невиновности в инцидентах и объяснили свои христианские убеждения и практику отказа от участия в боевых действиях и непротивления . Но ополченцы проголосовали и решили убить всех этих «индейцев», включая женщин и детей. Убитые известны как Моравские христианские индийские мученики. [7] [8] [9]
Пока американские ополченцы убивали моравских индейцев-христиан в Гнаденхуттене, гонец, посланный моравскими миссионерами в Сандаски 3 марта, достиг Шенбрунна 6 марта, чтобы сообщить, что все они переедут в Детройт. Двое моравских индейцев из Шенбрунна отправились рассказать об этом своим братьям в Гнаденхуттене, но по пути туда они увидели, что американские солдаты искалечены тело Йозефа Шебоша-младшего, моравца, мать которого была индейкой, а отец-европейцем. [10] Они похоронили его тело и быстро вернулись, чтобы предупредить своих братьев в Шёнбрунне, поскольку думали, что остальных в Гнаденхуттене постигла та же участь. [10] Моравские индейцы-христиане из Шенбрунна бежали в Сандаски до того, как американские ополченцы смогли добраться до Шенбрунна, где они планировали устроить еще одну резню. [10]
В 1798 году Дэвид Зейсбергер привел многих моравских индейцев-христиан обратно в Огайо, где они основали миссию Гошен недалеко от Шенбрунна . Зейсбергер жил там до своей смерти, после чего многие моравские индейцы-христиане переехали в Онтарио (ср. Делавэр в Моравиантауне ), а другие — в Канзас вместе с христианскими миссионерами, которые продолжали жить и работать среди них. [11] [12] Потомки Иакова и Эстер, выживших детей Израиля Велапаччехена (который принял мученическую смерть в резне в Гнаденхуттене ), составляют сегодня большинство христианского племени манси в Канзасе. [13]
Онтарио
[ редактировать ]После еще десяти лет борьбы большая часть христиан-манси последовала за Зейсбергером в Онтарио , Канада, где они основали новый дом в Фэрфилде, широко известном как Моравиантаун , вдоль реки Темзы . [14] Там они жили в относительном мире двадцать лет, поддерживая себя сельским хозяйством и промышленностью.
Но они стали невольными жертвами во время войны 1812 года , когда американские солдаты сожгли их деревню дотла во время битвы на Темзе . Битва исторически хорошо известна как победа генерала Соединенных Штатов Уильяма Генри Харрисона и смерть вождя Текумсе шауни , союзника британцев, но разрушение Моравиантауна — это не более чем сноска. Манси бежали в дикую местность в поисках убежища, пока военные действия не прекратились, а затем вернулись, чтобы построить новый Фэрфилд через реку Темзу на юге, который теперь известен как Моравиантаун.
В 1903 году моравские христиане передали миссию Манси в Моравиантауне христианам-методистам — деноминации, которая в конечном итоге присоединилась к Объединенной церкви Канады . Сегодня многие христиане-манси по-прежнему принадлежат к этой объединенной протестантской конфессии. [1]
Висконсин
[ редактировать ]К 1830-м годам фракция христиан-манси выступала за переезд на американский Запад. В 1837 году некоторые манси из Фэрфилда отправились в Висконсин, чтобы присоединиться к другой христианской группе индейцев, индейцам Стокбриджа, сочетанию последних остатков могикан и народов ваппингеров восточного берега реки Гудзон в Нью-Йорке, откуда два племени стали известны под общим названием Стокбридж-Манси . Сейчас это община Стокбридж-Манси в округе Шавано, штат Висконсин .
Однако большая часть манси в конце концов вернулась в Канаду. [ нужна ссылка ] Христиане манси на юге Онтарио сегодня остаются моравцами Темзы и нацией манси-делавэр .
Канзас
[ редактировать ]Небольшая группа христиан-манси решила снова мигрировать, на этот раз на территорию Канзаса, чтобы присоединиться к своим нехристианским родственникам-ленапе. Они поселились сначала в округе Виандотт , затем в округе Ливенворт . Несколько семей поселились недалеко от Форт-Скотта в округе Бурбон . К 1857 году большая часть других ленапе (из Канзаса) была переселена на территорию Индии (ныне Оклахома).
Христианские манси, которых тогда насчитывалось менее ста, решили купить новую резервацию в округе Франклин у небольшой группы оджибва (чиппева), мигрировавшей из Мичигана. Договор 1859 года официально объединил реки Суон-Крик и Блэк-Ривер-Бэнд Чиппева и Кристиан-Манси в резервации площадью двенадцать квадратных миль вдоль реки Марэ-де-Сигнес недалеко от города Оттава . Договор от имени манси подписали Генри Донохью, Игнатиус Калеб и Джон Уильямс.
Хотя эти два племени жили в резервации и во всех отношениях правительство Соединенных Штатов считало их одним племенем, они сохраняли свою идентичность в культурных и религиозных практиках. Моравская церковь продолжала отправлять миссионеров в Манси.
Согласно Закону Дауэса , резервация индейцев-христиан Чиппева, как она была известна в договоре 1859 года, была выделена отдельным членам и потомкам племен на отдельных участках площадью 160 акров. В конце концов люди приняли ассимиляцию . В 1900 году была произведена последняя выплата федеральных средств, а все льготы и официальное признание коренных американцев были отменены. Некоторые представители христианского племени манси в Канзасе живут в резервации в Оттаве, штат Канзас, где они придерживаются своей христианской веры и наследия ленапе. [3]
Известные члены христианского племени манси
[ редактировать ]Христианское племя манси произвело на свет несколько человек, которые стали заметными фигурами как в христианстве , так и в стране делавэр в целом:
- Гелелеменд , вождь ленапе клана Черепахи [15]
- Джон Генри Килбак , моравский христианский миссионер среди коренных народов Аляски. [15]
- Папунханк , моравский христианский дипломат и проповедник ленапе. [16]
- Глихикан, вождь манси, моравский христианский старейшина и моравский христианский мученик [17]
- 96 моравских христианских индийских мучеников , которые практиковали непротивление и были убиты во время резни в Гнаденхуттене 8 марта 1782 года.
- Вашингтон Джейкобс, вождь моравской резервации Темзы . [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сен-Дени, Гай (2005). Кости Текумсе . McGill-Queen's Press. п. xvi. ISBN 978-0-7735-2843-7 .
- ^ Jump up to: а б Рики, Дональд (1 января 2009 г.). Коренные народы от А до Я: Справочник по коренным народам Западного полушария . Книгоиздатели коренных американцев. п. 1211. ИСБН 978-1-878592-73-6 .
- ^ Jump up to: а б «История Канзас-Манси» . Канзас Манси . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Обермайер, Брайс (2009). Племя Делавэр в народе чероки . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8032-2683-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Стил, штат Техас; Миллер, Джон (2006). Дэвид Зейсбергер, Дневник от 23 марта 1782 года . Университет Акрона .
- ^ Годдард, Айвз (1978). Справочник североамериканских индейцев: Языки . Смитсоновский институт . п. 160. ИСБН 978-0-16-048774-3 .
- ^ Дэвис, Синди (12 марта 2017 г.). «Событие знаменует резню моравских индейцев-делаваров в Гнадене» . Репортер «Таймс» . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Уилкокс, Фрэнк Н. (1933). Индийские тропы Огайо (2-е изд.).
Памятник моравским мученикам в Гнаденхуттене стоит на месте индийского города, где сейчас находится современное кладбище. Небольшие курганы отмечают могилы жертв, чьи кости были собраны верными миссионерами через некоторое время после резни. В Гошене, недалеко вверх по Тусаравасу, находится могила лидера Зейсбергера.
- ^ Стюарт, GT; Гэллап, Швейцария (1899 г.). Первопроходец Огненных Просторов . Историческое общество Огненных Просторов. п. 246.
На деревенском кладбище, где покоятся вековые умершие, стоит огромный гранитный памятник. Эта изящная шахта отмечает место упокоения девяноста христианских индийских мучеников, чья безжалостная резня представляет собой одну из самых мрачных страниц в американской истории.
- ^ Jump up to: а б с Мэнсфилд, Джон Брандт (1884). История округа Тускаравас, штат Огайо . Гордон Принтинг. стр. 295–303.
- ^ Кеннеди, Фрэнсис Х. (23 сентября 2008 г.). Места американских индейцев: исторический путеводитель . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 65. ИСБН 978-0-547-52367-5 .
- ^ Коллекции Исторического общества штата Канзас . Историческое общество штата Канзас. 1910. стр. 317–319.
- ^ Маст, Грег (6 марта 2020 г.). «Племя манси помнит историческую резню» . Оттава Геральд . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Зейсбергер, Дэвид (1721-1808) , bu.edu
- ^ Jump up to: а б «Вождь черепах Таманенд заключил мирный договор» . Пешеходный переход. 23 июня 2021 г. Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ Пойнтер, Ричард В. (2020). Пророк-пацифист: Папунханк и поиски мира в ранней Америке . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-1-4962-2356-2 .
- ^ Вальдеррама, Дэвид (25 августа 2010 г.). «Глихикан, капитан клана Волка Ленни Ленапе, спикер совета Каскаскунка и главный советник великого вождя Кусталога: замучен в 1782 году нашей эры» Ранняя христианская жизнь . Проверено 27 июля 2021 г.
- Перепись индейцев чиппева и христиан, 30 июня 1893 года . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление архивов и документации, здание Национального архива.
- Грей, Эльма Э. (1956). Христиане дикой природы — Моравская миссия к индейцам Делавэра . Торонто: Макмиллан.
- Олмстед, Эрл П. (1991). «Черные мундиры среди делавэров» — Дэвид Зейсбергер на границе Огайо . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета.
- Веслагер, Калифорния (1974). «Список зачисления чиппева и делавэр-манси, живущих в округе Франклин, штат Канзас, 31 мая 1900 года». Канзасский исторический ежеквартальный журнал . 40 (2): 234–40.