Избирательная система Германии
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Германия |
---|
![]() |
![]() | Эту статью необходимо обновить . ( март 2023 г. ) |
Федеральная избирательная система Германии регулирует выборы членов национального парламента , называемого Бундестагом . Согласно принципам избирательного законодательства, закрепленным в ст. 38 Основного закона Германии выборы должны быть всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными. Кроме того, Основной закон Германии предусматривает, что выборы в Бундестаг должны проводиться каждые четыре года и что человек может голосовать и быть избранным по достижении 18 лет. Все остальные положения федеральных выборов регулируются Федеральным законом о выборах. Выборы всегда проходят в воскресенье. Голосование по почте возможно по запросу.
Немцы избирают своих членов парламента двумя голосами. Первый голос отдается прямому кандидату , который должен получить большинство голосов в своем избирательном округе. Второй голос используется для избрания партийного списка в каждом штате , установленного соответствующим партийным собранием. Таким образом, в Бундестаг входят места, представляющие каждый избирательный округ при первом голосовании, и места, распределяемые для сохранения пропорциональности на основе второго голосования. Обычной практикой является то, что прямые кандидаты также включаются в списки избирателей с более высоким рейтингом в качестве запасного варианта на случай, если они не выиграют свои округа.
Конституционная основа
[ редактировать ]Принципы, регулирующие избирательное право
[ редактировать ]Согласно статье 38, §1 конституции Германии, «делегаты немецкого парламента ( Бундестага ) [...] избираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием». Эти пять принципов избирательного права являются фундаментальными правами: о любом нарушении закона можно сообщить в Федеральный конституционный суд Германии в форме конституционной жалобы.
Выборы являются всеобщими, если в них может принять участие практически каждый гражданин: нет никаких ограничений, например, по уровню дохода, пола, здоровья или каких-либо других произвольных различий. Но согласно юрисдикции Федерального конституционного суда, установление минимального избирательного возраста совместимо с принципом единства выборов.
Исключение из активного избирательного права также – в узких пределах – соответствует Основному конституционному закону. Исключение пассивного избирательного права регулируется несколько менее строгими правилами.

Право голоса в принципе сохраняется за гражданами Германии и так называемыми «статусными немцами», которые являются беженцами и изгнанными лицами немецкого происхождения, поселившимися в Германии. Введение права голоса для иностранцев потребует изменения §20 конституции.
Выборы являются немедленными, если избиратели напрямую определяют результат. Однако процесс выборов на основе списков, составленных политическими партиями, совместим с принципом немедленных выборов.
Выборы считаются свободными, если правительство не оказывает давления на решение народа по содержанию. Согласно решению Федерального конституционного суда, принципу свободного голосования не будет нанесен ущерб, если обязательное голосование будет введено Федеральным законом о выборах. Однако предвыборная реклама за государственный счет была бы несовместима с этим принципом избирательного права. Однако федеральному правительству (состоящему из различных политических партий) разрешено осуществлять связи с общественностью, если строго сохраняется его нейтралитет.
Выборы являются конфиденциальными, если решение избирателя никому не известно. Закон о голосовании парламента Германии даже гласит, что ни один избиратель не имеет права объявлять свое решение на избирательном участке. Голосование по почте проблематично, поскольку тайна голосования не гарантируется; поэтому его следует рассматривать как исключительный случай. Поскольку в противном случае был бы нарушен более важный основной принцип выборов - всеобщее избирательное право , голосование по почте допускается.
В принципе выборы считаются равными, если все голоса выборщиков имеют одинаковый вес. Это не так, например, если избирательные округа значительно различаются по размеру или если способ политического контроля над этими округами приводит к преимуществам или недостаткам для определенных групп людей ( джерримандеринг ).
Для избирательного законодательства самым сложным с точки зрения конституционных принципов является равенство выборов. С одной стороны, определенное неравенство неизбежно, поскольку избирательные округа не могут быть одинакового размера, а явка также не является однородной. С другой стороны, Überhangmandate («навес» или дополнительные места в парламенте, которые партия получает в результате получения большего количества мест в округе, чем она имеет право в соответствии с принципом пропорционального представительства в парламенте) и негативы Stimmgewicht ( отрицательный вес голосов : нежелательный результат, изменяющий голос выборщика на противоположный предполагаемой политической воле, выраженной этим голосованием) может повлиять на принцип «один человек — один голос». 3 июля 2008 года Федеральный конституционный суд объявил парадокс негативов Штиммгевичта неконституционным. Суд предоставил на эти изменения три года, поэтому на федеральные выборы 2009 года это не повлияло. Изменения должны были быть внесены к 30 июня 2011 года, но соответствующее законодательство не было завершено к этому сроку. Новый закон о выборах был принят в конце 2011 года, но вновь признан неконституционным Федеральным конституционным судом на основании исков оппозиционных партий и группы из примерно 4000 частных лиц.
Наконец, четыре из пяти фракций в Бундестаге договорились о избирательной реформе, согласно которой количество мест в Бундестаге будет увеличено настолько, насколько это необходимо, чтобы гарантировать, что любые выступающие места будут компенсированы за счет распределения уравнивающих мест, чтобы обеспечить полную пропорциональность в соответствии с законом. доля политической партии в партийных голосах на национальном уровне. Бундестаг одобрил и принял новую избирательную реформу в феврале 2013 года.
Правило пяти процентов и положение об основном мандате являются еще одним сильным вмешательством, поскольку они полностью отвергают влияние целых политических течений и их избирателей в парламенте.
Правило пяти процентов и навес ( нем . Überhangmandate ) в принципе одобрены Федеральным конституционным судом и немецкой судебной практикой.
Избирательное право
[ редактировать ]Право голоса
[ редактировать ]Избирательное право – это гражданское право голосовать. Избирать имеют право все граждане Германии старше 18 лет (ст. 38, абз. 2 Основного закона Федеративной Республики Германия ), если они прожили в Германии после достижения 14-летнего возраста не менее одного года. трехмесячный непрерывный период в течение 25 лет после выборов. [ 1 ]
Согласно ст. 20, абз. 2, с. 1 вся власть исходит от народа, то есть народа Германии. Следовательно, ст. 12 пункт. 1 Федерального закона о выборах Германии определяет в соответствии с конституционным законом, что только немцы в смысле ст. 116, абз. 1 имеют право голоса.
Исключены из избирательного права немцы,
- лишенные судом активного избирательного права в связи с осуждением за правонарушения в области государственной измены, компрометации демократического правового государства, угрозы внешней национальной безопасности, уголовного преступления против конституционных органов, а также уголовного преступления на выборы и избирательные бюллетени, а также преследуемые по обвинению преступления против национальной обороны. (§§ 13 № 1 BWahlG, 92a, 101, 108c, 109i, 45 Abs. 5 StGB)
- для которого на основании промежуточного судебного запрета был назначен опекун с ограниченной сферой деятельности (§ 13 № 2 BWahlG)
- которые оказались в убежище согласно §§ 63, 20 УК после совершения противоправного деяния и будучи недееспособными по решению уголовного суда
Право баллотироваться на выборах
[ редактировать ]Каждый немец, достигший совершеннолетия, в Германии 18 лет, имеет право баллотироваться на выборах согласно Основному закону Германии (статья 38, пункт 2 BL). Следует отметить, что возраст совершеннолетия может быть изменен простым федеральным законом.
Право баллотироваться на выборах предполагает право голоса. Однако некоторые граждане Германии не являются постоянными жителями Германии, а также не имеют права голоса как гражданин Германии, проживающий за границей. Они все еще могут быть избраны, если соответствуют всем остальным требованиям. Тем не менее, люди могут быть лишены права баллотироваться на выборах при определенных обстоятельствах. Это может произойти в случае тюремного заключения на срок более года, как это предусмотрено в § 45, подпункт 1 Strafgesetzbuch , немецкого уголовного закона.
Органы управления выборами
[ редактировать ]Наиболее важным органом управления выборами является федеральный ответственный за проведение выборов, назначаемый Федеральным министерством внутренних дел. В обязанности входит проведение избирательных процедур и председательство в избирательной комиссии. Эту должность обычно занимает руководитель Федерального статистического управления. Федеральному контролеру помогают избирательная комиссия и контролеры каждого Бундесланда , наблюдатели за выборами и избирательный комитет каждого округа, а также судьи по выборам и управляющий комитет каждого избирательного округа. Они назначаются федеральным правительством. Остальные члены избирательных комиссий назначаются ответственным за проведение выборов.
Органы управления выборами (ОО) являются институтами независимой общественной самоорганизации. В целом они считаются своего рода федеральным агентством. Федеральное министерство внутренних дел , высший федеральный орган власти, отвечает за принятие определенных правил, необходимых для проведения федеральных выборов. Однако Федеральное министерство внутренних дел не имеет полномочий издавать директивы против органов управления выборами.
Проверка выборов
[ редактировать ]В течение двух месяцев после федеральных выборов ( нем . Bundestagswahl ) любой избиратель может потребовать проверки выборов. Согласно сложившейся практике Федерального конституционного суда ( Bundesverfassungsgericht ) Комитет по контролю за выборами Бундестага , парламента Германии, должен отклонить запрос, если распределение мандатов не изменилось даже после удовлетворения запроса. Комитет по контролю за выборами лишь следит за тем, чтобы Федеральный закон о голосовании выполнялся должным образом; он не касается возможных нарушений Конституции.
Если Бундестаг отклонит вето, апелляция о проверке выборов может быть подана в Федеральный конституционный суд Германии в течение еще двух месяцев. К этому призыву должны присоединиться 100 избирателей, имеющих право голоса.
Пострадавшие члены теряют свое место в парламенте, если вето будет успешным. Этот член, в свою очередь, может подать иск против судебного решения.
Ни один призыв к контролю над выборами в отношении решений, принятых немецким Бундестагом , до сих пор не увенчался успехом.
Партийная структура
[ редактировать ]Членство
[ редактировать ]Политические партии должны основываться на членстве, и партия определяет свое членство на основе своего собственного устава, т. е. партия сама определяет, кто может вступать в партию, выходить из нее, а кто исключается из нее. [ 2 ] [ 3 ] Заявки на членство могут быть отклонены без обоснования, а устав партии может налагать требования и ограничения на членство, но не может дискриминировать по признаку пола, возраста, религии или этнической принадлежности. [ 2 ] Все партии взимают членские взносы, которые варьируются от 0,5% до 4,0% от зарплаты членов, со сниженными взносами для членов с низкими доходами. [ 2 ] Коллективного членства нет. [ 2 ] (Например, профсоюзы некоторых стран автоматически зачисляют своих членов в партии.)

Поскольку партии могут отклонять заявки без обоснования, существует возможность неофициальной дискриминации. [ 2 ] Феминистская партия Die Frauen в своем уставе даже называет всех своих членов женщинами, но утверждает, что этот термин применим и к мужчинам. [ 2 ]
Управление
[ редактировать ]Собрания полного членства используются на местном или районном уровне, но большинство партий полагаются на собрания делегатов ( партейтаг или партийные съезды) выше уровня округа, хотя все существующие партии используют необязательные референдумы полного членства для принятия важных решений, таких как выбор руководства. . [ 2 ] [ 4 ]
Назначение кандидатов
[ редактировать ]Право партий выдвигать кандидатов
[ редактировать ]Только партии , которые были представлены в Бундестаге или Ландтаге не менее чем пятью делегатами с момента последних выборов, имеют право предлагать своих собственных кандидатов. Другие партии должны своевременно сообщить о своей кандидатуре Федеральному ответственному за контроль, т.е. не позднее, чем за 90 дней до дня выборов на периодических выборах в Бундестаг. Они должны были быть заранее приняты в качестве партии Федеральным избирательным комитетом.
Предложение кандидатов в избирательные округа
[ редактировать ]Кандидаты от партии должны быть избраны на демократических и тайных выборах собранием членов партии в избирательном округе или аналогичным советом, назначенным партией. Каждый член партии, имеющий право голоса, имеет право предлагать кандидатов. Кандидат не обязательно должен быть членом партии. После выборов в Бундестаг Германии в 2009 году ни один член другой партии не может быть выдвинут. Письменный протокол выборов должен быть представлен окружному инспектору, который отвечает за проверку предложения. Он указывает на возможные недостатки и предлагает исправить их.
Выдвижение на уездных выборах принимается только в том случае, если кандидат принадлежит к партии, представленной в Бундестаге или Ландтаге, или если партия представляет национальное меньшинство. В противном случае кандидат должен иметь не менее 200 подписей имеющих право голоса избирателей в округе . Не имеет значения, внесено ли предложение стороной или нет. Следовательно, кандидату не обязательно иметь поддержку партии в избирательном округе, если у него достаточно подписей. Кандидат на выборах в округе также должен назначить доверенное лицо и доверенное лицо, которым разрешено делать заявления лидеру выборов в округе.
Выдвижение кандидатуры на выборах округа может быть отозвано либо по совместному заявлению двух доверенных лиц, либо по заявлению большинства подписей кандидата. По заявлению двух доверенных лиц имя предложенного лица может быть изменено в случае, если первоначально предложенное лицо утратит право на участие или умрет. После утверждения номинации ее нельзя ни отозвать, ни изменить.
Если кандидат с прямым мандатом умирает до дня выборов, выборы в этом округе отменяются. В течение следующих шести недель выборы пройдут снова, что позволит партии умершего кандидата назначить нового кандидата. Эти дополнительные выборы проходят по тем же правилам, что и основные выборы. Это означает, что немцы, достигшие совершеннолетия в период между основными и дополнительными выборами, не имеют права голосовать.
Региональные списки кандидатов в депутаты для выборов в Федеральный парламент
[ редактировать ]Согласно Федеральному закону о выборах, выдвижение кандидатов в региональные списки осуществляется по той же системе, что и выдвижение кандидатов по округам. Кроме того, порядок регионального списка определяется тайными выборами.
Региональный список партии, которая не представлена ни в федеральном парламенте, ни в парламенте штата и которая не представляет национальное меньшинство, требует для своего допуска подписи не менее одной тысячной части имеющих право голоса избирателей штата, но не более 2000 подписей. . Для выдвижения доверенных лиц и изменения регионального списка применяются соответствующие правила, касающиеся выдвижения кандидатов от округов.
Для расчета избирательного барьера списки кандидатов на уровне штата от одной партии обычно считаются связанными, если только доверенные лица не подадут иное заявление федеральному инспектору по сбору информации.
Система голосования
[ редактировать ]
Избиратель имеет два голоса. Федеральная избирательная система различает «первые» и «вторые» голоса. Однако эти термины не относятся ни к иерархическому порядку важности голосов, ни к логической (хронологической) последовательности в действительном избирательном процессе. Согласно общественным опросам, от 70% (2002 г.) до 63% (2005 г.) избирателей ошибочно считали первый голос более важным, чем второй. В некоторых избирательных системах штатов, в которых есть две системы голосования, смоделированные по образцу федеральных выборов, голоса называются «голосованием за человека» и «голосованием за список». Важно, чтобы оба голоса имели разные функции.
Первое голосование
[ редактировать ]Первое голосование позволяет избирателю проголосовать за прямого кандидата от своего округа , который претендует на прямой мандат в Бундестаге (см. иллюстрацию выше, № 2). При этом используется относительное большинство голосов , что означает, что мандат получает кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Если результаты голосования равны, решающим является жребий, вытянутый лидером региональных выборов. В этом случае голоса за остальных кандидатов недействительны. Основная функция первого голосования — персонализация выборов. Поскольку на данный момент существует 299 округов, одинаковое количество мандатов в Бундестаге распределяется между избранными кандидатами в каждом округе. Однако первое голосование не определяет власть партий в Бундестаге. За каждый прямой мандат в Бундесланде партия всегда получает на один мандат меньше при втором голосовании.
Размер и географическое расположение избирательных округов пересматриваются избирательной комиссией, назначаемой главой государства Германии. Окончательное решение принимает Бундестаг Германии, его можно найти в приложении к федеральному закону о выборах.
Второе голосование
[ редактировать ]Для распределения мест в немецком Бундестаге второе голосование важнее первого. Это второе голосование позволяет избирателю проголосовать за партию, кандидаты которой включены в региональный избирательный список. В зависимости от доли вторых голосов 598 мандатов распределяются между партиями, которые набрали не менее 5 процентов действительных вторых голосов (т.е. достигли избирательного порога ). Начиная с выборов в Бундестаг Германии 1987 года, распределение мест производилось по методу Харе-Нимейера . В связи с изменением закона, принятого в январе 2008 года, места теперь распределяются по методу Сент-Лаге/Шеперса .
Доля мест, которые партия получает в Бундестаге, примерно равна проценту голосов, которые партия получает на выборах. Расхождения возникают из-за навеса и избирательного порога. Согласно §6 абз. 1 п. 2 Федерального закона о выборах вторые голоса избирателей не учитываются, если эти избиратели отдают свои первые голоса успешному и автономному прямому кандидату (кандидату, не выдвинутому партией). Это правило призвано предотвратить двойное влияние на состав Бундестага .
Аналогичная проблема возникла на федеральных выборах в 2002 году. ПДС получила два прямых мандата в Берлине , но, набрав всего 4,0% вторых голосов, им не удалось преодолеть избирательный барьер. Вторые голоса избирателей, проголосовавших за этих прямых кандидатов, тем не менее, были засчитаны, поскольку в этом случае оба кандидата принадлежали к партии, подавшей региональный список в соответствующем Бундесланде . В своем решении от 23 ноября 1988 года ( Федеральный конституционный закон 79, 161) Федеральный конституционный суд указал законодательному органу на соответствующую лазейку в о выборах Федеральном законе . Отмена системы первого и второго голосов с возможностью разделения голосов – то есть возможности избирателя голосовать за прямого кандидата и за партию независимо – автоматически решила бы проблему.
Воздержание и испорченные голоса
[ редактировать ]Закон о парламентских выборах Германии не предусматривает явного воздержания; избирательный бюллетень без пометок считается испорченным голосом (разделяется на первое и второе голосование).
Кроме того, голоса испорчены, если намерение избирателя не может быть признано без сомнений, если избирательный бюллетень содержит дополнения или условия или если он не является официальным документом. После всеобщих выборов 2009 года в бюллетенях, предназначенных для другого избирательного округа, испорчен только первый голос, если они содержат правильный региональный список для второго голосования.
Закон о федеральных выборах в Германии не считает испорченными избирательные бюллетени, помеченные таким образом, что ставит под угрозу конфиденциальность избирательного бюллетеня (например, голоса, помеченные вертикальным крестом).
Существуют и другие причины недействительности голосования по почте: оба голоса признаются недействительными, если конверт для голосования по почте пуст, если он содержит несколько бюллетеней, помеченных по-разному, или если он действительно должен был быть отклонен (включая также те конверты для голосования, которые отличаются от остальных таким образом, что ставит под угрозу тайну выборов.) Напротив, голоса избирателей, которые умерли или потеряли право голоса до того, как состоялось голосование, явно остаются действительными.
Недействительные голоса, как и неопубликованные голоса, не влияют на результат голосования. Тем не менее их количество официально подсчитано и опубликовано.
Согласно § 4 Закона о статистике выборов, причина недействительности выборов также является критерием переписи, который должен быть указан в официальной статистике выборов. Наконец были опубликованы данные по двенадцати категориям (частично) недействительных избирательных бюллетеней (на выборах в Федеральный парламент в 2005 году).
Однако это касается только комбинаций трех основных категорий «пустые или перечеркнутые», «множественные крестики» и «другие причины», разделенных на первый и второй голоса. Таким образом, вряд ли можно установить причину недействительности; было ли это намерением, ошибкой или просто незнанием права голоса. Для сочетаний недействительных и действительных голосов в избирательном бюллетене также расшифрована принадлежность избранным (основным) партиям.
Недействительные голоса считаются неголосами при финансировании партий. Никаких денег за них стороны не получают. Поскольку финансирование партии ограничено, а общая сумма регулярно используется, расхождение действительных голосов за партии, принимающие участие в финансировании, практически невелико. Небольшое количество недействительных голосов, как правило, выгодно партиям, сбор средств которых превышает средний уровень (включая членские взносы), поскольку в бонусном фонде остается больше денег.
Избирательный порог
[ редактировать ]Места в Бундестаге Германии, распределяемые по региональным спискам, предоставляются только партиям, преодолевшим пятипроцентный избирательный барьер от действительных на федеральном уровне вторых голосов. В качестве альтернативы, если партия выигрывает как минимум в трех избирательных округах, партия все равно получает места путем пропорционального представительства в соответствии с количеством полученных вторых голосов. Вторые голоса за партии, не отвечающие ни одному из требований, не будут учитываться при распределении мест между остальными партиями. Партии, которые таким образом имеют право на пропорциональное представительство, признаются партийными группами, поскольку партия должна набрать не менее пяти процентов голосов, чтобы считаться полноценной парламентской партией или фракцией.
Правило трех избирательных округов отдает предпочтение тем меньшим партиям, которые имеют региональную опору. Например, Немецкая партия (ДП) набрала лишь 3,3% вторых голосов, но смогла получить 15 мест, избрав десять членов от избирательных округов, в основном в центре партии, в Нижней Саксонии . В 1957 году ДП получила 3,4% вторых голосов, но избрала шесть членов от избирательных округов, что позволило им отправить в Бундестаг 17 членов. Правило трех избирательных округов не использовалось снова до 1994 года, когда ПДС получила четыре прямых мандата в Берлине, что позволило им направить в Бундестаг 30 делегатов, несмотря на то, что они имели только 4,4 процента вторых голосов. После очередного разрыва он был использован на выборах 2021 года , где преемница ПДС партия Die Linke получила 4,9 процента вторых голосов, но была спасена от исключения, выиграв ровно в трёх избирательных округах ( Берлин-Трептов-Кёпеник , Берлин-Лихтенберг и Лейпциг II ) и получила 39 мест.
Пункт призван минимизировать риск партийной раздробленности, которая частично стала причиной недееспособности Рейхстага в Веймарской республике . Этот пункт прямо не упоминается в конституции, поскольку это может вызвать конфликт с фундаментальным принципом равных голосов, который гласит, что каждый голос должен иметь равный вес. Тем не менее, по общему мнению, этот пункт важен для стабильности партийной системы, дееспособности парламента и правительства и в целом для политической стабильности государства. Таким образом, необходимо достичь баланса между двумя существующими конституционными целями. Федеральный конституционный суд одобряет положение о пороге, утверждая, что допускается нарушение конституционного принципа в определенных пределах, если это необходимо для достижения более важной конституционной цели, такой как соблюдение принципа избирательного права. По этой причине Федеральный конституционный суд разрешает устанавливать пороговое значение максимум в пять процентов. Таким образом, законодательный орган не имеет возможности его увеличить.
Партии национальных меньшинств, такие как SSW , получившая место на парламентских выборах 2021 года , теперь освобождены от избирательного барьера в связи с тем, что согласно конституционному закону защита меньшинств является обязательной. Однако это специальное положение не обязательно применимо к турецкой партии, поскольку турки еще не пользуются статусом национального меньшинства в Германии, в отличие от датской партии в земле Шлезвиг-Гольштейн, SSW или лужаек в Саксонии.
Распределение мест
[ редактировать ]Сначала из общего количества 598 мандатов выбирается количество успешных независимых прямых кандидатов и успешных прямых кандидатов, партия которых не прошла в Бундестаг Германии. На парламентских выборах 2002 года оба прямых кандидата были членами партии ПДС. Только на парламентских выборах 1949 года были успешны независимые прямые кандидаты.
Остальные пропорциональные мандаты (596 мест на выборах 2002 года и все 598 мест на выборах 2005 года) распределяются между партиями, получившими не менее пяти процентов или три прямых мандата по результатам всех вторых голосований в парламенте. Процедура Сент-Лаге/Шеперса (до федеральных выборов 2009 года это была процедура Хэра-Нимейера ). После этого полученные пропорциональные мандаты каждой партии распределяются по спискам кандидатов федеральной земли в соответствии с числом их вторых голосов в соответствующей федеральной земле, следуя той же процедуре.
Результат этой процедуры показывает, сколько пропорциональных мандатов получила каждая партия в каждом Бундесланде. После этого можно будет определить кандидатов, прошедших в Бундестаг.
Сначала победившие прямые кандидаты от партии получают свои мандаты в Бундесланде. Внутри Бундесланда, в котором количество полученных прямых мандатов одной партией меньше, чем количество полученных пропорциональных мандатов, разница устраняется с помощью списочных мандатов, т.е. кандидатов из списка Бундеслендеров в порядке появления, тогда как кандидаты, которые уже получили прямой мандат в своем округе (неважно, в каком Бундесланде) просто не учитывается.
Если партия в Бундесланде получает больше прямых мандатов, чем пропорциональных, все успешные кандидаты в округах получают дополнительные места в Бундестаге. Эти сиденья называются сиденьями с выступом . Следовательно, Бундестаг становится больше по количеству дополнительно полученных мест. Начиная с выборов 2013 года, другие партии получают равные места . В последние годы количество выступающих сидений составляло 13 в 1998 году, 5 в 2002 году, 16 в 2005 году, 24 в 2009 году и 33 в 2013 году. В 2017 году, после некоторой корректировки формулы, насчитывалось 111 выступающих и выравниваемых сидений. Теоретически возможное количество выступающих сидений не ограничено; это связано с тем, что одна или несколько партий могут получить места в округе, имея при этом сколь угодно мало голосов по спискам.
Если делегат Бундестага, избранный в избирательном округе, в котором его политическая партия получила ряд лишних мандатов, уходит в отставку, его место остается свободным и не может быть использовано следующим кандидатом в партийном списке. В начале законодательного периода 2002 года Бундестаг состоял из 603 делегатов. Когда от СДПГ умерла делегат Анке Хартнагель и глава СДПГ в Кристоф Тюрингии Матчи подал в отставку, это постановление было принято. Как следствие, Бундестаг 15-го созыва состоял из 601 депутата.
Дебаты по поводу распределения выступающих и выравнивающих мест возобновились после того, как федеральные выборы в Германии 2021 года привели к созданию Бундестага с 736 членами, что сделало его крупнейшим свободно избираемым парламентом в мире. Кабинет Шольца представил закон о реформе 2023 года, фиксирующий размер Бундестага на уровне 630 членов, что будет достигнуто за счет устранения всех выступающих и выравниваемых мест, а также Grundmandatsklausel , который обеспечивает полное пропорциональное представительство партиям, получившим как минимум три места в округе. даже если пятипроцентный порог не будет достигнут. Вместо этого общее количество мест партии будет определяться строго ее долей Zweitstimmen (партийных голосов), а пятипроцентный порог является абсолютным. Если партия получит дополнительные места, то победители, набравшие наименьшее количество голосов, не пройдут в Бундестаг. Партии, представляющие группы меньшинств, по-прежнему освобождены от пятипроцентного порога. Закон является предметом конституционных оспариваний со стороны ХСС и левых, которые извлекают выгоду из предыдущей системы, хотя президент Франк-Вальтер Штайнмайер подписал закон после того, как лично определил, что считает его конституционным. [ 5 ] [ 6 ]
Классификация и оценка системы
[ редактировать ]Бундестаг, парламент Германии, избирался в соответствии с принципом пропорционального представительства смешанных членов до реформ 2023 года, которые ввели Zweitstimmendeckung, что, по сути, превратило его в пропорциональную систему по партийным спискам со степенью локализации.
В настоящее время крупные партии не рассматривают возможность введения мажоритарной системы голосования, как это было в начале первой большой коалиции в 1966 году.
Однако федеральная избирательная система в том виде, в каком она существовала до 2013 года, подвергалась серьезной критике. Выступающие места проблематичны в том смысле, что они искажают пропорциональное представительство (результат вторых голосов). Федеральный конституционный суд Германии счел, что эта отличительная черта совместима с желанием законодателя обеспечить регионально сбалансированный состав Бундестага. Тем не менее, одним из последствий нависания мест является парадоксальная возможность того, что партия может получить больше мест в Бундестаге, получив меньше вторых голосов в определенных штатах, или меньше мест, если они получат больше голосов. 3 июля 2008 года Федеральный конституционный суд признал возможность этого так называемого «отрицательного веса голосов» ( negatives Stimmgewicht ) неконституционным. [ 7 ] и реформы, проведенные в мае 2013 года, резко сократили эту возможность.
Дискуссии о внедрении мажоритарной системы голосования
[ редактировать ]К концу 1955 года ХДС/ХСС (политический союз партий Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза) вместе с немецкой партией ( нем . Deutsche Partei (DP) ) выдвинул первый проект, в котором описывалось возможное большинство голосов. система. Согласно этому проекту, 60 процентов мандатов должны были определяться большинством голосов и только 40 процентов - по пропорциональному представительству. Попытка Аденауэра положить конец зависимости ХДС/ХСС от СвДП (Либерально-демократической партии), а также ограничить перспективы СДПГ (Социал-демократической партии) на избрание не увенчалась успехом.
Когда к власти пришла первая Большая коалиция , существовала сильная тенденция (1966–1969), внутри обеих основных партий, ХДС и СДПГ отказаться от пропорционального представительства, которое существовало/применялось с момента основания Федеративной Республики Германия в 1949 году. Вместо этого, они предложили ввести мажоритарную систему голосования . Эти планы были даже частью коалиционного соглашения. Меньшая по размеру СвДП, у которой не было шансов получить большинство в избирательном округе, протестовала, потому что внедрение этой системы голосования поставило бы под угрозу ее дальнейшее существование. Однако в конечном итоге введение мажоритарной системы голосования провалилось, поскольку значительная часть СДПГ была убеждена, что это не означало бы улучшения перспектив власти. Пауль Люке (ХДС), федеральный министр внутренних дел, подал в отставку 2 апреля 1968 года. С тех пор попыток ввести мажоритарную систему голосования в Германии больше не предпринималось.
Прогноз
[ редактировать ]Парадоксов, возникающих при использовании метода наибольшего остатка, удалось избежать благодаря недавнему внедрению метода Сент-Лаге . Проблема « отрицательного веса голосов » (когда выбор избирателя голосовать за партию снижает вероятность того, что эта партия получит места в парламенте) все еще остается возможной. Но немецкие законодатели в мае 2013 года приняли реформы, которые резко сокращают эту вероятность, после решения Федерального конституционного суда в июле 2008 года, объявившего отрицательный вес голосов неконституционным.
История
[ редактировать ]Выборы 1-го Бундестага Германии (14 августа 1949 г.) . Избирательная система, действовавшая на выборах в Бундестаг в 1949 году, в последующие десятилетия существенно изменилась. Поскольку Парламентский совет не смог согласовать письменную формулировку системы голосования в Grundgesetz , Федеральный закон о выборах был ратифицирован главами правительств немецких земель. Право голоса предоставлялось с 21 года, право быть избранным — с 25 лет.
Конституционное число представителей насчитывало 400 человек плюс возможные выступающие места и 19 представителей Берлина. Федеральная территория была разделена на 242 избирательных округа, в каждом из которых имелся один прямой кандидат, избираемый на основе голосования относительного большинства, действующего до сих пор. В результате двух выступающих мест ХДС в Бундестаге в 1949 году насчитывалось 402 представителя.
Каждое немецкое государство сформировало свой собственный избирательный округ. Следовательно, количество представителей государства было определено заранее (без учета выступающих мест). Соответственно, пятипроцентный барьер и пункт Grundmandat (одного прямого мандата было достаточно для вступления в Бундестаг) действовали только в федеральных землях.
Использовалась система одного голосования. Используя этот единственный голос, избиратель избрал как партийный список штата, так и прямого кандидата от той же партии от своего избирательного округа. Таким образом, у избирателя не было возможности отдать отдельные, независимые голоса за человека или прямого кандидата и партию или список. Избиратель независимого прямого кандидата по сравнению с сегодняшней системой двух голосов не имел возможности проголосовать за партию, с риском того, что его голос в случае неуспеха кандидата будет потерян.
В случае выхода прямого кандидата из Бундестага соответствующий избирательный округ должен был провести перевыборы. Это происходило четырнадцать раз, первым из которых были дополнительные выборы в Кульмбахе в 1950 году .
Пропорциональные мандаты (Proporzmandate) распределялись с использованием метода Д'Ондта, который ставит в невыгодное положение небольшие партии. Эти партии оказались в еще более невыгодном положении, поскольку места распределялись по штатам.
Выборы 2-го Бундестага Германии (6 сентября 1953 г.) - В 1953 году впервые закон (Bundeswahlgesetz), разработанный Бундестагом Германии, стал основой для федеральных выборов. Этот закон содержал некоторые существенные изменения по сравнению с предыдущим законом о выборах :
Была введена система двойного голосования с соответствующей возможностью разделения голосов. Чтобы преодолеть избирательный барьер, партии необходимо было получить минимум 5% всех вторых голосов. Хотя порог для партий национальных меньшинств был преодолен, Südschleswigsche Landesverband (SSW) не смогла повторно пройти в парламент. Число пропорциональных мест увеличилось с 400 до 484, при этом 242 избирательных округа были сохранены. Следовательно, Бундестаг в равной степени представлен местами, за которые проголосовали напрямую, а также путем повторного голосования, игнорируя дополнительные мандаты второго голосования, возникшие в результате нависания мест . Число депутатов берлинского парламента увеличилось с 19 до 22. В случае выхода прямого кандидата из Бундестага новые выборы в его избирательном округе отпадали. Вместо этого кандидат, стоящий следующим в списке кандидатов штата («Landesliste»), заменит кандидата.
Выборы в 3-й Бундестаг Германии (5 сентября 1957 г.) . Сегодняшний закон о выборах в основном такой же, как и в 1957 году. Было введено двухэтапное распределение мест, связанное со списками кандидатов от земель, что привело к проблеме негативных вес голоса . В то же время недостаток мелких партий был явно уменьшен с помощью метода Д'Ондта. Grundmandatsklausel, в котором говорится, что партии необходимо не менее 5% вторых голосов, чтобы получить любое место в Бундестаге, был изменен: отныне для преодоления этого пункта требовалось как минимум три прямых мандата. С тех пор, как 1 января 1950 года Саар присоединился к Федеративной Республике Германия, к 242 уже существовавшим округам были добавлены пять избирательных округов, а число пропорционально распределенных мандатов увеличилось с 484 до 494. заочное голосование Также было введено .
Выборы 5-го Бундестага Германии (19 сентября 1965 г.) - Избирательные округа были перераспределены, их число увеличено с 247 до 248. Соответственно, количество пропорционально распределенных мандатов было увеличено с 494 до 496.
Выборы в Бундестаг Германии седьмого созыва (19 ноября 1972 г.) - путем изменения статьи 38 (2) Основного закона в 1970 г. возрастной ценз был снижен с 21 до 18 лет, а установленный законом возраст, дающий право быть избранным, был адаптирован к избирательному возрасту, которому на тот момент было 21 год. До этого, чтобы баллотироваться на выборах, нужно было быть 25 лет.
Выборы 8-го Бундестага Германии (3 октября 1976 г.) - Когда смена сек. 2 BGB ( Гражданский кодекс Германии ) вступил в силу 1 января 1975 года, возраст согласия был снижен с 21 до 18 лет. Это означает, что после выборов 1976 года граждане имеют право голосовать и баллотироваться на посты в возрасте 18 лет.
Выборы в 11-й Бундестаг Германии (25 января 1987 г.) - После федеральных выборов в Германии в 1987 году метод наибольшего остатка применялся Д'Ондта вместо метода , нейтральный по отношению к размеру партий. Таким образом, дискриминация мелких партий при распределении мандатов (Proporzmandate) может быть полностью отменена. Из-за парадоксов, возникающих при использовании метода наибольшего остатка, опасность отрицательного веса голосов распространилась на все федеральные штаты, даже на те, у которых нет выступающих мест . Право голоса для немцев, проживающих за границей, было введено во время этих выборов.
Выборы 12-го Бундестага Германии (2 декабря 1990 г.) - Незадолго до Бундестага 1990 года Федеральный конституционный суд постановил, что ситуация в недавно воссоединенной Германии представляет собой особый случай. Избирательный порог для всего избирательного округа был неконституционным. По этой причине партия должна была получить не менее 5% вторых голосов либо на старой федеральной территории, включая Западный Берлин, либо на новой федеральной территории, чтобы получить место в Бундестаге Германии (Нижняя палата парламента Германии). Это специальное положение действовало только на выборах 1990 года.
В федеральных землях , ранее входивших в состав Восточной Германии , включая Берлин, были добавлены 80 избирательных округов. Из-за этого число избирательных округов увеличилось до 328, количество пропорциональных мандатов — до 656. Другим последствием воссоединения Германии стала отмена специального регулирования для Западного Берлина . Это постановление предписывало, чтобы городской парламент Берлина избрал 22 представителя в Бундестаг в день федеральных выборов.
Выборы 15-го Бундестага Германии (22 сентября 2002 г.) - На выборах Бундестага в 2002 году количество округов было сокращено с 328 до 299, как и количество пропорциональных мандатов (с 656 до 598).
Выборы в Бундестаг Германии 17-го созыва (27 сентября 2009 г.) - На выборах в Бундестаг 2009 года метод Харе-Нимейера был заменен методом Сент-Лаге/Шеперса . Впервые партии больше не могли выдвигать кандидатов, которые были членами других партий. Был расширен круг немцев, проживающих за рубежом, имеющих право голоса.
Реформа выборов в Бундестаг Германии 2023 г. (17 марта 2023 г.) Избирательная система нижней палаты Германии была реформирована в 2023 году, чтобы заменить гибкое количество мест фиксированным размером в 630 мест, а также исключить исключение для трех округов из избирательного порога в 5%. [ 8 ] Выступающие были и регулируемые сиденья заменены на . [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Выборы родной страны – Германия» . Ваша Европа . Проверено 18 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Спайер, Тим; Кляйн, Маркус (2015). «Членство в партии в Германии: довольно формально, поэтому некруто?». В Гауе Аника; ван От, Эмили (ред.). Члены партии и активисты . Рутледж . стр. 84–99 . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ § 2 (1) PartG, «Партии являются объединениями граждан…». § 6 (2) части G: «Устав должен содержать положения о… вступлении в партию и выходе из нее…».
- ^ § 9 ЧастьG. § 17 ЧастьG.
- ^ «Штайнмайер подписывает закон о реформе избирательного законодательства» . Süddeutsche Zeitung (на немецком языке). 8 июня 2023 г.
- ^ Корнмайер, Клаудия (17 марта 2023 г.). «Что предусматривает новый закон о выборах» . tagesschau.de (на немецком языке).
- ^ «Федеральный конституционный суд – Решения – Неконституционность влияния отрицательного веса голоса в связи с перевесом мандатов и возможностью соединения списков посредством положений Федерального закона о выборах: Нарушение принципов равенства и прямоты выборов – Ошибка голосования не приведет к роспуску 16-го немецкого Бундестага» . 3 июля 2008 г.
- ^ «Германия принимает закон о сокращении своего XXL парламента» .
- ^ Проект федерального закона о выборах Германии 2023 года.
- Эрхард Х.М. Ланге: Избирательное право и внутренняя политика. История возникновения и анализ избирательного законодательства и дискуссий о избирательном праве в западной послевоенной Германии 1945–1956 гг. Хайн, Майзенхайм-ам-Глан, 1975 г., ISBN 3-445-01152-4
- Гельмут Николаус: Основные положения мандата, дополнительные мандаты и федерализм, пять исследований. Манутиус-Верлаг, Гейдельберг, 1996 г., ISBN 3-925678-66-2
- Дитер Нолен : Избирательное право и партийная система. 4-е издание, Леске и Будрич, Опладен, 2004 г., ISBN 3-8100-3867-9
- Вольфганг Шрайбер: Справочник избирательного права для Бундестага Германии. Комментарий к Закону о федеральных выборах, включая Закон об аудите выборов, Закон о статистике выборов, Федеральные правила о выборах, Постановление о федеральных машинах для голосования и другие вспомогательные избирательные правила. Хейманн, Кельн, 2002 г. (7-е издание), ISBN 3-452-25141-1
- Карл-Хайнц Зайферт: Федеральный закон о выборах. Статьи закона об голосовании Основного закона, Федерального закона о выборах, Федеральных правил о выборах и дополнительных законов о выборах. Вален, Мюнхен, 1976 г. (3-е издание), ISBN 3-8006-0596-1