Jump to content

Абдул Хамид Хан Бхашани

Абдул Хамид Хан Бхашани
Абдул Хамид Хан Бхасани
Абдул Хамид Хан Бхашани
Член парламента Бангладеш
В офисе
7 апреля 1973 г. - 15 августа 1975 г.
1-й президент Авами Лиги
В офисе
1949–1956
Генеральный секретарь
Предшественник Офис открыт
Преемник Гусейн Шахид Сухраварди
Член парламента Пакистана
В офисе
1954–1955
Член Законодательного собрания Ассама
В офисе
1936–1946
Преемник ММ Абул Касем
избирательный округ Красный (Юг)
Личные данные
Рожденный ( 1880-12-12 ) 12 декабря 1880 г.
Сираджгандж , Бенгалия , Британская Индия (ныне Раджшахи , Бангладеш )
Умер 17 ноября 1976 г. ( 1976-11-17 ) (95 лет)
Дакка , Бангладеш
Место отдыха Сантош , Тангайл , Бангладеш [ 1 ]
Национальность Британский индеец (1880–1947)
Пакистанец (1947–1971)
Бангладеш (1971–1976)
Политическая партия Национальная партия Авами (Бхасани) (1967–1976)
Другие политические
принадлежность
Персональный
Религия ислам
Номинал сунниты
Юриспруденция Ханафитский
Движение Деобанди
Образование Дарул Улум Деобанд
Учителя Абдул Бари Чишти
Мусульманский лидер
Ученик Сайид Насир ад-Дин аль-Багдади
Под влиянием
Арабское имя
Личное ( Изм ) Абд аль-Хамид
Абдул Хамид
Отчество ( Насаб ) ибн Шарафат ибн Карамат Али Хан
Сын Шарафы бин Карамы Али Хана
Эпитет ( прозвище ) Махлум Джананета
Мазлум Джаннита
Топонимический ( Нисба ) аль-Башани
Аль-Башани

Абдул Хамид Хан Бхашани (12 декабря 1880 — 17 ноября 1976), часто сокращаемый как Маулана Бхашани , был бенгальским политиком. Его политический срок охватывал периоды британской колониальной Индии , Пакистана и Бангладеш . Маулана Бхашани был широко известен под почетным титулом Мозлум Джананета , что означает лидер угнетенных, за его пожизненную позицию, защищающую интересы бедных. [ 2 ] Он приобрел массовую популярность среди крестьян по всей стране и помог создать Крестьянскую ассоциацию Восточного Пакистана . [ 3 ] Из-за его политического уклона влево, часто называемого исламским социализмом . [ 4 ] [ 5 ] его также называли «Красным Мауланой». [ 6 ] [ 7 ] Его считают одним из главных столпов независимости Бангладеш в 1971 году .

Выпускник Дарула Улума Деобанда и участник движения Халифат , протестующего против распада Османской империи , он возглавил успешную кампанию мусульман Ассама во время референдума в Силхете 1947 года , посредством которого Силхет решил стать частью национального проекта Пакистана. Он был основателем и президентом Пакистанской Авами Мусульманской Лиги (AML), которая позже стала Авами Лигой (AL). Однако позже, из-за разногласий с лидерами правого толка в ПОД, такими как Хусейн Шахид Сухраварди , по вопросу автономии Восточного Пакистана , он сформировал новую прогрессивную партию под названием Национальная партия Авами (ПЕА). Бхашани также не согласился с Сухраварди, когда последний, будучи премьер-министром Пакистана, решил присоединиться к возглавляемым США оборонным пактам СЕНТО и СЕАТО . Он не согласился с растущими связями Пакистана с Соединенными Штатами. [ 8 ]

Раскол левого лагеря на промосковскую и пропекинскую фракции в конечном итоге привел к распаду ПЕА на две отдельные партии; промосковская фракция, возглавляемая Музаффаром Ахмедом. После войны Пакистана с Индией в 1965 году он продемонстрировал некоторую поддержку режима фельдмаршала Аюб Хана в его внешней политике, ориентированной на Китай; но позже он возглавил массовое восстание против режима в 1968–69. [ 9 ]

Американский журналист Дэн Коггин, пишущий для Time , выразил благодарность Бхашани «так же, как и любому другому человеку», за подстрекательство к массовому восстанию 1969 года в Восточном Пакистане , кульминацией которого стал крах режима Аюб Хана. [ 10 ] и освобождение шейха Муджибура Рахмана и других обвиняемых по делу о заговоре в Агартале . [ 11 ] По словам непрофессионала С. Ахтара Этишама, решение Бхашани бойкотировать всеобщие выборы в Пакистане 1970 года фактически привело к убедительной победе на выборах его бывшего оппонента Муджибура Рахмана . Авами Лига, не имея какой-либо реальной оппозиции в Восточном Пакистане, получила 160 из 162 мест в провинции и, таким образом, получила большинство в Национальной ассамблее Пакистана. [ 12 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Мохаммад Абдул Хамид Хан родился в Дхангаре, деревне в Сираджгандж Махакуме ( букв. « подрайон » ) округа Пабна в Бенгалии , Британская Индия (современный район Сираджгандж в Бангладеш), в семье Хаджи Мохаммада Шарафата Хана и Мазираннесы Биби. .в бенгальской мусульманской семье. [ 13 ] Поскольку ранние биографические подробности Хамида подробно не зафиксированы, год его рождения является спорным между 1880 и 1885 годами. По словам его самого известного биографа Сайеда Абула Максуда, наилучшей оценкой является 1885 год. [ 14 ] Абдул Хамид по прозвищу Чега Миа был вторым ребенком у своих родителей; у него был старший брат по имени Амир Али Хан, младший брат по имени Исмаил Хан и сестра по имени Кулсум Ханам. [ 13 ]

Отец Абдул Хамида, Шарафат Хан, раньше был деревенским бакалейщиком, а также фермером. Он жил относительно лучше, чем обычные крестьяне. Его фамилия Хан и титул хаджи , дарованные мусульманам, совершившим хадж , позволяют предположить, что он снискал значительное уважение в своей общине; он умер молодым, в возрасте около 36 или 37 лет. [ 13 ] Абдул Хамид, еще ребенком в возрасте от 8 до 10 лет, потерял остальных членов своей семьи, включая бабушку, во время эпидемии холеры Сираджгандж 1894–1895 годов. [ 15 ] Поскольку Абдул Хамид потерял отца при жизни деда, он не имел права наследовать имущество своего отца согласно мусульманским обычаям. Его дядя Ибрагим Хан взял опеку над ним. [ 15 ] [ 16 ]

В Бенгалии, Британская Индия, земля раньше принадлежала заминдарам ( буквально « землевладельцы » ), назначенным британским правительством в Постоянном поселении . Большинство заминдаров вели себя репрессивно, взимая несправедливые суммы и незаконные налоги с бедных крестьян. Были также деревенские махаджаны ( букв. « ростовщики » ), к которым фермеры часто обращались за кредитами. Необузданные законом, махаджаны преследовали высокие интересы и совершали подделки. Эксплуатация часто приводила к восстаниям фермеров. За несколько лет до рождения Хамида, между 1872 и 1873 годами, в его родном районе Пабна произошло историческое крестьянское восстание. В детстве он пережил голод и видел, как многие из его близких друзей умерли от голода. Среда Хамида состояла из бедных крестьян-издольщиков.

Хамид получил начальное образование в своей деревне Паатшала , традиционной начальной школе. Он также был учеником Мауланы Абдул Бари Чишти в его медресе (основано в 1887 году ) в Сираджгандже. [ 17 ] Осиротевший Хамид привлек внимание Сайеда Насир уд-дина Багдади, пира из Ассама ( букв. « Суфийский проповедник » ), который находился в Сираджгандже. Багдади взял Абдул Хамида с собой в качестве талиб-э-илма ( букв. « ученик » ), когда тот вернулся на свою базу в Джалешваре , местности на Брахмапутре в районе Гоалпара штата Ассам , в 1904 году. [ 18 ] Регионы Гоалпара и Дхубри , расположенные на разветвленной реке Брахмапутра и позже ставшие ареной юношеской политической активности Хамида, представляют собой связующее звено между провинциями Бенгалия и Ассам с мусульманским большинством населения, говорящим на бенгальском языке. Этот регион в основном представлял собой леса, недавно возделанные крестьянами-мигрантами из Бенгалии. В Джалешваре Багдади давал Хамиду уроки арабского языка, урду, Корана, хадисов и фикха. Багдади отправил Абдул Хамида к Маулане Махмуд-уль Хасану в Дар уль-Улум Деобанд, исламской семинарии на севере Индии, для получения высшего образования в области исламского богословия. [ 19 ]

Хамид провел два года, с 1907 по 1909 год, в Деобанде. [ 19 ] Он изучал Коран и хадисы под руководством Мауланы Хоссейна Ахмада Мадани. Дар-уль-Улум Деобанд, одно из двух направлений мусульманского образования в Британской Индии, основанное антибританскими мусульманскими священнослужителями, в то время было рассадником антибританских идеалов. Другая тенденция, базирующаяся в Алигархе, раньше была пробританским правлением. Хамид путешествовал по северной Индии. Нетерпеливый по натуре, интерес Хамида к политике и человеческой жизни преобладал над теологией.

Политическая карьера

[ редактировать ]

Ранняя политическая деятельность

[ редактировать ]

Из Деобанда Хамид вернулся в Джалешвар, а затем на пару недель посетил Калькутту, столицу своей провинции. С приближением Первой мировой войны в Индии в то время царила политическая нестабильность. В Калькутте он встретил экстремистского антибританского рабочего из Брахманбарии. Затем в 1909 году он вернулся в Кагмари в Тангайле , местечке через реку Джамуна от Сираджганджа, и устроился на работу учителем в начальной школе. Богатый опытом путешествий по Северной Индии и Ассаму, он стал более политически сознательным. Он ненадолго связался с экстремистскими антибританскими организациями в Бенгалии, а также научился пользоваться оружием. Он организовал несколько набегов на репрессивных заминдаров. К 1913 году он отошел от экстремистской линии. Проведя пару лет в Кагмари, Хамид примерно в 1911 году переехал в Панчбиби в районе Богура (ныне район Джойпурхат ).

До этого Хамид действовал скорее как независимый активист без какой-либо политической принадлежности. Он встретился с Читтаранджаном Дасом , видным политиком, впервые в октябре 1917 года в Мименсингхе и решил присоединиться к прямой политике. Совершив хадж в следующем году, он стал основным членом Индийского национального конгресса в 1919 году и стал полностью политически активным. Заключение в том же году дало ему возможность встретиться в тюрьме со многими известными политиками.

Он участвовал в движении Халифат, как и многие молодые мусульмане. Влияние братьев Али: Мухаммеда Али и Шауката Али. Присоединился к партии Сварадж Читтаранджана Даса (1922).

В этот период Хамид вступил в конфликт с несколькими заминдарами в районе Раджшахи-Тангейл: заминдар из Допгата в Раджшахи (восстание Астан Моллы), уехал в Кагмари в Тангайле; заминдар из Сантоша, отстраненный от должности заместителем комиссара округа Мименсингх; снова уехал в Пабну; скрывался в районе Рангпур-Динаджпур. В конце 1926 года правительство Бенгалии объявило его персоной нон грата ; В результате он уехал в Ассам в 1926 году и поселился в Гагмари (позже переименованном в Хамидабад в его честь), недалеко от Джалешвара.

Британцы победили бирманскую династию, правившую Ассамом, в Первой англо-бирманской войне в 1826 году. В качестве компенсации за войну Ассам перешел под британское правление, примерно через семьдесят лет после того, как это сделала Бенгалия. Британские правители приняли для Ассама другую, более благоприятную земельную систему. В результате многие крестьяне мигрировали в Ассам из Бенгалии, спасаясь от деспотических заминдаров. Гастарбайтеры оккупировали необитаемые районы, вырубали леса и возделывали землю. К тому времени, когда Бхасани прибыл в Ассам, поскольку их число росло, крестьяне-мигранты испытывали лишения и преследования со стороны коренных ассамцев. Так называемая «линейная система» запрещала мигрантам приобретать землю за пределами установленной границы. Бхасани открыто высказывался о правах бенгальских крестьян-мигрантов еще до того, как поселился в Ассаме в 1926 году. Уже будучи популярным среди бенгальских мигрантов, он организовал в 1924 году съезд фермеров-мигрантов в Бхасан Чар, косе на реке Брахмапутра, в районе Дхубри. На съезде он потребовал отмены линейной системы. Конвенция принесла ему нисба (букв. топоним) Бхасани , которую он будет носить с собой всю оставшуюся жизнь. [ 20 ] он также начал получать статус пира В то же время .

В ближайшие годы Бхасани организует несколько фермерских и крестьянских съездов. В декабре 1932 года он организовал огромный крестьянский съезд в Сираджгандже. Трехдневное мероприятие, проходившее на Майдане Кауахола, свежеубранном рисовом поле у ​​реки Ямуна, привлекло около 350 000 крестьян. Съезд , открытый Шахидом Сухраварди , лидером Мусульманской лиги из Калькутты, принес Бхасани общенациональную известность. Съезд также встревожил британское правительство по поводу его возвышения.

Покинул Конгресс и присоединился к Мусульманской лиге в 1937 году. На выборах 1937 года он был избран от избирательного округа Южный Дубри в качестве кандидата от Мусульманской лиги. [ 21 ] Он впервые произнес речь на бангла в ассамблее Ассама, нарушив традицию. Ассамблея провинции Ассам представляла собой лоскутное одеяло из нескольких провинциальных партий, не имевших явного большинства. В последующие несколько лет лидерство в Палате представителей несколько раз переходило между коалицией, возглавляемой Конгрессом, возглавляемой Бордолоем, и коалицией, возглавляемой Мусульманской лигой, возглавляемой Садуллой. Бхасани был разочарован ими обоими.

В апреле 1944 года он был избран президентом Мусульманской лиги Ассама на ее сессии в Барпете и после этого посвятил себя Пакистанскому движению . [ 22 ] Он работал активистом на референдуме в Силхете, который должен был решить, принадлежит ли район Силхет Индии или Пакистану после раздела. Он сыграл важную роль в доставке Силхета в Пакистан. Он выступал за проведение аналогичных референдумов в других округах Ассама с мусульманским большинством. И индийский, и пакистанский лидеры были в разногласиях с Бхасани. Освобожденный из заключения, он был изгнан из Ассама правительством провинции Ассам в 1948 году, а его семья все еще находилась в Ассаме. Сохранил связь с Ассамом на всю жизнь.

Ранние дни Пакистана

[ редактировать ]
Маулана Абдул Хамид Хан Бхашани с Бангабандху Шейхом Муджибуром Рахманом маршируют босиком, чтобы отдать дань уважения Шахид-Минару (памятнику мученикам) в Дакке 21 февраля 1954 года.
Маулана Бхашани после закладки камня в фундамент Шахида Минара 21 февраля 1956 года.

После образования Индии и Пакистана в 1947 году, после ухода британцев, Бхашани спланировал свой курс действий против истеблишмента. 23 июня 1949 года он основал Мусульманскую лигу Авами Восточного Пакистана. [ 23 ] Бхасани был избран президентом, а Шамсул Хук - генеральным секретарем. 24 июля 1949 года он организовал первое собрание Народной мусульманской лиги в Арманитоле , Дакка , во время которого Яр Мохаммад Хан внес свой вклад и, наконец, основал партию в Дакке. [ нужна ссылка ]

31 января 1952 года он сформировал «Всепартийный комитет языкового движения» в библиотеке адвокатов Дакки. Он выступал за признание бангла национальным языком Пакистана. [ 24 ] Национальный демократический фронт был создан под его руководством 4 декабря 1953 года. Он переименовал Авами Мусульманскую лигу в Авами Лигу, удалив слово «мусульманин» из ее официального названия на сессии совета Авами Лиги, состоявшейся 21–23 октября 1955 года. [ 25 ]

Правительство Мусульманской лиги как в центре, так и в провинции Восточный Пакистан потеряло значительную популярность после Языкового движения 1952 года. Его считали неспособным или не заинтересованным в защите интересов Восточного Пакистана . После выборов, которые должны были состояться в провинции в 1954 году, возникла новая политическая партия, которая бросит вызов Мусульманской лиге. Он назывался Объединенным фронтом и включал в себя партию, возглавляемую Бхашани, и партию Кришака Срамика, возглавляемую А. К. Фазлулом Хуком , бывшим премьер-министром Бенгалии . Авами Лига под руководством Хусейна Шахида Сухраварди К альянсу также присоединилась . Объединенный фронт выиграл провинциальные выборы в Восточном Пакистане, победив Мусульманскую лигу. [ 26 ]

В мае 1954 года Бхашани отправился в Стокгольм . запретило ему возвращаться в Восточную Бенгалию Правительство Искандера Мирзы и заклеймило его как коммуниста . [ 27 ] С 7 по 23 мая 1956 года Бхашани объявил голодовку, требуя еды для голодающих людей.

Во время конференции Авами Лиги в Кагмари, состоявшейся 7–8 февраля 1957 года, Бхашани покинул власти Западного Пакистана , которые действовали негативно против Восточного Пакистана. [ 28 ] 24–25 июля 1957 г. Бхашани созвал конференцию общепакистанских демократических активистов. 25 июля он сформировал Национальную партию Авами . Бхашани был избран президентом, а Махмудул Хук Османи - генеральным секретарем.

По словам Этишама , Бхашани сыграл решающую роль в решении оппозиции выдвинуть Фатиму Джинну кандидатом на президентских выборах в Пакистане 1965 года вместо Азама Хана . Фатима Джинна поначалу отнеслась с пренебрежением к попытке оппозиции выдвинуть ее кандидатуру, однако после личного вмешательства Бхашани она согласилась быть их совместным кандидатом. [ 29 ]

Несмотря на обещанную поддержку Фатимы Джинны , Бхашани, по спорным утверждениям, стал бездействовать во время президентской кампании оппозиции якобы из-за Аюб Хана прокитайских взглядов ; Шербаз Хан Мазари позже утверждал, что Бхашани был подкуплен Зульфикаром Али Бхутто . [ 30 ]

В 1969 году Бхашани начал движение за отзыв дела о заговоре Агарталы и освобождение шейха Муджиба . [ 31 ] Американский журналист Дэн Коггин, пишущий для Time , выразил благодарность Бхашани «так же, как и любому другому человеку», за подстрекательство к массовому восстанию 1969 года в Восточном Пакистане , кульминацией которого стал крах режима Аюб Хана. [ 10 ] В 1970 году Бхашани призвал к независимости Восточного Пакистана в соответствии с Лахорской резолюцией 1940 года . [ 32 ]

Бхашани со своей Национальной партией Авами организовал Международную конференцию Кисан с 23 по 25 марта 1970 года в районе Тоба Тек Сингх . Во время конференции он попросил правительство Пакистана провести референдум с вопросом, хотят ли они исламского социализма . Он предупредил, что может возникнуть партизанская война, если военное правительство не сделает этого. [ 5 ]

Война за независимость 1971 года

[ редактировать ]

Во время репрессий в марте 1971 года, в возрасте около 86 лет, Бхашани жил в своем доме в Сантоше, Тангайл. После репрессий он покинул свой дом и переправился через Джамуну в Сираджгандж, а также встретился с работниками конкурирующей фракции ПЕФ (Мозаффар) Сайфулом Исламом и Морадуцзаманом в Сираджгандже. Вскоре после его отъезда его дом в Сантоше был сожжен пакистанской оккупационной армией. Не зная о правительстве Муджибнагара, он планировал добраться до Лондона и сам создать временное правительство. В сопровождении этих двоих он отправился вверх по течению реки Джамуны из Сираджганджа на лодке и направился в Ассам, следуя своему знакомому речному маршруту.

Как прошлые связи Бхасани с Ассамом, так и его прокитайская принадлежность вызвали беспокойство среди индийских властей. Он был назначен председателем Сорбодолио Сонграм Парисад. Бхашани попросил Китай помочь Бангладеш в освободительной войне. На его запрос Китай не ответил. [ 33 ]

Карьера в независимом Бангладеш

[ редактировать ]

После обретения независимости Бхашани хотел играть роль ответственной оппозиции. [ нужна ссылка ] Прогрессивные силы быстро собрались вокруг него и укрепили Национальную партию Авами Кази Зафар Ахмед , генеральным секретарем которой стал . Но вскоре возникли фракционные разногласия среди прогрессивных сил, которые ослабили позиции Бхашани. [ нужна ссылка ] [ 34 ]

Бхашани резко критиковал авторитарный стиль правительства Авами Лиги и БАКСАЛ . [ 35 ] Он также предостерег шейха Муджибура Рахмана от постоянно растущей коррупции и политического хаоса в его собственном правительстве, происходящих без его ведома. Бхашани был глубоко потрясен убийством Муджиба, к которому он испытывал большую отцовскую привязанность и членов его семьи. Человек, который сообщил новость о кончине Муджиба, рассказал, как Бхашани плакал, а затем пошел в свою молитвенную комнату, чтобы вознести молитву.

В мае 1976 года он возглавил массовый «Великий марш» с требованием снести плотину Фаракка , построенную Индией, чтобы отвести поток вод Ганга внутрь своей территории, что спровоцировало высыхание реки Падма и опустынивание Бангладеш. [ 36 ] [ 37 ]

В то время правительство Бангладеш неофициально поддержало «Великий поход Фаракки» Бхашани. главнокомандующий ВМФ контр-адмирал М.Х. Хан . За логистику отвечал [ нужна ссылка ] Сотни тысяч людей всех слоев общества со всей страны собрались в Раджшахи, чтобы принять участие в Великом походе. [ нужна ссылка ]

Утром 16 марта 1976 года Бхашани обратился к собравшимся людям на Мадраше Майдане в Раджшахи , откуда начался Великий поход. [ нужна ссылка ] Сотни тысяч людей за сутки прошли пешком более 100 километров. Марш продолжился до Кансата, места недалеко от границы Индии и Бангладеш, недалеко от плотины Фаракка. [ нужна ссылка ]

«Великий поход Фаракки» Бхашани был первым народным движением против Индии народа Бангладеш, который требовал законного распределения воды Ганга. [ 38 ] С тех пор День Великого похода Фаракка ежегодно отмечается 16 марта в Бангладеш.

Политическая философия

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов он чувствовал, что интегрированный Пакистан больше не может поддерживаться из-за гегемонии Западного Пакистана . На конференции в Кагмари он попрощался с Западным Пакистаном, сказав Ас-саламу алейкум, что вскоре стало часто используемой цитатой. [ 28 ] Он отказался участвовать в национальных выборах 1970 года, заявив, что это только поможет увековечить правление Западного Пакистана. С 1969 года его любимыми лозунгами были «Свадхин Бангла Зиндабад» и «Азад Бангла Зиндабад» . Его мечта о независимой Бенгалии сбылась, когда Бангладеш стала независимым национальным государством в 1971 году. Он выступал за разделение государства и религии. Он был набожным мусульманином, сторонником социализма. Он выступил против Бангладешского Джамаат-и-Ислами и его политики. [ 39 ]

Журналистика

[ редактировать ]

Daily Ittefaq была самой популярной бенгальской газетой Бангладеш с начала 1970-х годов. Однако его предшественником был Weekly Ittefaq . После того, как британцы покинули Южную Азию в 1947 году, Мусульманская лига стала правящей политической партией. Вскоре начались оппозиционные движения, и была основана политическая партия под названием «Мусульманская лига Авами», одной из центральных фигур которой был Бхашани. На этом фоне Бхашани и Яр Мохаммад Хан начали издавать « Еженедельник Иттефак» в 1949 году. Популярное еженедельное издание представляло собой критику правительства Мусульманской лиги. [ 40 ] журналист Тофаззал Хоссейн Маник Миа Его редактором работал . Маник Миа стал редактором и издателем газеты 14 августа 1951 года. [ 41 ]

25 февраля 1972 года Бхашани начал издавать еженедельник «Хак Катха» , который вскоре получил широкое распространение. В нем открыто говорилось о нарушениях и злоупотреблениях правительства Народной лиги, созданного после обретения Бангладеш независимости. [ нужна ссылка ] Это был прокитайский и социалистический еженедельник. [ 42 ] Его редактировал Ирфанул Бари, подчиненный Бхашани. Впоследствии шейх Муджиб запретил еженедельник. [ нужна ссылка ]

Мазар (мавзолей) Бхашани и его жены.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Бхашани был женат трижды. Во время своего пребывания в Панчбиби примерно в 1911 году молодой и энергичный Хамид привлек внимание местного заминдара Шамсуддина Чоудхури (он же Шакируддин Чоудхури). Чоудхури назначил Хамида своим доверенным помощником. Позже, в конце 1925 года, перед переездом в Ассам, Хамид женился на дочери Чоудхури Алеме Хатун. [ 43 ] Хатун осталась его главной женой. Хатун унаследовала поместья своего отца и полностью пожертвовала их миссии Хаккул Эбад Бхашани. У них было две дочери и два сына. Его третья жена, Хамида Кханом (1918–1964), была дочерью Касимуддина Саркара, заминдара Канчанпура, связанного с крестьянским движением в Богре. У них родились сын и две дочери. [ 16 ]

Храм Абдул Хамида Хана Бхасани и его жены Алемы Хатун в Сантоше, Дакка.
Храм Абдул Хамида Хана Бхасани и его жены Алемы Хатун в Сантоше , Дакка .

Бхашани умер 17 ноября 1976 года в Дакке, Бангладеш, в возрасте 96 лет и был похоронен в Сантоше , Тангайл. [ 44 ]

Наследие

[ редактировать ]

Его поклонники в современной Бангладеш и за ее пределами считают Бхашани сторонником антиимпериалистической, необщинной и левой политики. [ 45 ] [ 46 ] В 2013 году правительство Авами Лиги Бангладеш сократило его присутствие в школьных программах. [ 47 ] В 2004 году Бхашани занял 8-е место в опросе BBC о величайшем бенгальце всех времен . [ 48 ]

  1. ^ Хак, Энамул (2012). «Бхасани, Маулана Абдул Хамид Хан» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN  984-32-0576-6 . OCLC   52727562 . ОЛ   30677644М . Проверено 21 августа 2024 г.
  2. ^ «Сегодня годовщина смерти Бхашани» . Дейли Стар . Проверено 17 ноября 2016 г. .
  3. ^ Апхофф, Норман Томас ; Ильчман, Уоррен Фредерик (1972). Политическая экономия развития: теоретический и эмпирический вклад . Издательство Калифорнийского университета. стр. 168 . ISBN  978-05200-2062-7 .
  4. ^ Хан, Навида (2009). За пределами кризиса: переоценка Пакистана . Рутледж. п. 255. ИСБН  978-1-136-51758-7 .
  5. ^ Jump up to: а б Иктидар, Хумейра (2011). Секуляризация исламистов?: Джамаат-и-Ислами и Джамаат-уд-Дава в городских районах Пакистана . Издательство Чикагского университета. п. 81. ИСБН  9780226384702 .
  6. ^ Уддин, Лейли (20 ноября 2015 г.). «Маулана Бхашани: Уроки свободы» . Дейли Стар . Проверено 12 января 2016 г.
  7. ^ Хан, Зишан. «Отведите меня к моему лидеру» . Дакка Трибьюн . Проверено 12 января 2016 г.
  8. ^ Рахман, Седур (2010). Исторический словарь Бангладеш . Пугало Пресс. п. 51. ИСБН  978-0-8108-7453-4 .
  9. ^ «Строительство нации | 1958–1969 Личности» . История Пакистана . Проверено 10 мая 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б Коггин, Дэн (18 апреля 1969 г.). «Пророк насилия» . Время . п. 41. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
  11. ^ Мойз Хан (15 декабря 2022 г.). «Возвращение к заговору Агарталы» . Евразийский обзор (OpEd) . Проверено 10 мая 2023 г.
  12. ^ Этишам, С. Ахтар (2008). Врач исследует жизнь на трёх континентах: взгляд из Пакистана . Издательство Алгора. п. 105. ИСБН  978-0-87586-635-2 .
  13. ^ Jump up to: а б с Средства 2014 , с. 30.
  14. ^ Средства 2014 , с. 31.
  15. ^ Jump up to: а б Средства 2014 , с. 32.
  16. ^ Jump up to: а б Нилу, шейх Шаукат Хоссейн (17 ноября 2016 г.). Легендарный герой Маулана Бхасани . Ежедневная революция (на бенгали).
  17. ^ Кумилай, Мухаммад Хифзур Рахман (2018). «2625 — Достопочтенный шейх Маулана Абдул Бари Аль-Джашти, да помилует его Всевышний». Аль-Будур Аль-Мудхийя в ханафитских биографиях (на арабском языке). Каир : Дар ас-Салих.
  18. ^ Средства 2014 , с. 34.
  19. ^ Jump up to: а б Средства 2014 , с. 35.
  20. ^ «Вспоминая Мулану Бхасани» . Дейли Стар . 17 ноября 2007 года . Проверено 21 июня 2020 г.
  21. ^ Список членов Законодательного собрания Ассама с 1937 года Правительство Индии.
  22. ^ «Жизнеописание Бхашани» . Муктадхара . Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года.
  23. ^ «31. Пакистан/Восточный Пакистан/Бангладеш (1947-1971)» . uca.edu . Проверено 16 августа 2023 г.
  24. ^ Тирмизи, Фарук (21 февраля 2011 г.). «Печальная история Международного дня родного языка» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 24 января 2016 г.
  25. ^ «Бангладеш: величайшее достижение Авами Лиги на ее пути» . Бангладешская лига Авами . 11 июня 2023 г.
  26. ^ Хак, Сайед Бадрул (26 октября 2014 г.). «Вспоминая Шер-э-Бангла» . Дейли Стар . Проверено 11 января 2016 г.
  27. ^ Хоссейн, Мокерром (2010). От протеста к свободе: книга для нового поколения: рождение Бангладеш . Шахитья Пракаш. п. 127. ИСБН  978-0-615-48695-6 .
  28. ^ Jump up to: а б Ахмед, Салахуддин (2004). Бангладеш: прошлое и настоящее . Издательство АПХ. ISBN  9788176484695 .
  29. ^ Этишам, С. Ахтар (2008). Врач исследует жизнь на трёх континентах: взгляд из Пакистана . Издательство Алгора. п. 66. ИСБН  978-0-87586-634-5 . Бхашани предложила имя мисс Фатимы Джинны... Но она презирала лидеров оппозиции... и без промедления уволила их, сказав им, что если бы они не извращенно и неумело не дотащили страну до нынешнего плачевного состояния, они бы не умоляли ее в ее возрасте, чтобы участвовать в выборах... Бхашани... была, пожалуй, единственным человеком в рядах оппозиции, к которому она относилась с некоторым уважением. Он пошел навестить мисс Джинну один... Он играл на струнах сердца пожилой женщины, говоря ей... твой брат создал Пакистан, и ты должен его спасти... Мисс Джинна согласилась облачиться в мантию спасительницы. .
  30. ^ Мазари, Шербаз Хан (1999). Путешествие к разочарованию . Карачи: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН  978-0-19-579076-4 . Башани был первым, кто отказался от мисс Джинны. Его оправданием в то время было то, что, поскольку Китай (заграничный наставник его партии) имел дружеские отношения с режимом Аюб-хана, он не мог противостоять Аюб-хану. Однако позже стало ни для кого не секрет, что Бхутто... подкупил Башани в размере 500 000 рупий, чтобы обеспечить прекращение его поддержки со стороны КС. Несколько лет спустя я предъявил Башани это обвинение. Маулана не стал это отрицать.
  31. ^ Ахсан, Сайед Бадрул (17 ноября 2021 г.). «Мулана Бхашани в истории Бангладеш» . Бизнес-стандарт .
  32. ^ Джалал, Аиша (2014). Борьба за Пакистан: мусульманская родина и глобальная политика . Издательство Гарвардского университета. п. 158. ИСБН  9780674744998 .
  33. ^ Ахсан, Сайед Бадрул (26 марта 2015 г.). «26 марта 1971 года… и после» . bdnews24.com (Мнение) . Проверено 24 января 2016 г.
  34. ^ «Освободительная война и Маулана Бхашани» . Дейлистар . 26 марта 2015 г.
  35. ^ Наир, П. Сукумаран (2008). Индо-Бангладешские отношения . Издательство АПХ. п. 54. ИСБН  9788131304082 .
  36. ^ «Великий поход Фаракки Бхасани» . Речь Мауланы Абдул Хамид Хана Энамула Хака . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года.
  37. ^ «30-летие Великого похода Фаракки» . Дейли Стар . Дакка. 15 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 г. . Проверено 10 декабря 2015 г.
  38. ^ «Сегодня день Фаракки» . Новая Нация . Дакка. 16 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 г. - через HighBeam Research . «Великий поход» был первым народным движением против Индии, требующим законного распределения воды Ганга.
  39. ^ Макдермотт, Рэйчел Фелл (2014). Источники индийской традиции: современная Индия, Пакистан и Бангладеш . Издательство Колумбийского университета. п. 883. ИСБН  978-0-231-51092-9 .
  40. ^ Анвар, М. Таухидул (2012). «Пресса и политика» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
  41. ^ Джахангир, Мухаммад (15 июня 2015 г.). «Маник Миа: Легендарный журналист» . «Дейли Стар» (комментарий) . Проверено 23 января 2016 г.
  42. ^ Басу, Субхо (2001). «Бангладеш» . В Джонсе, Дерек (ред.). Цензура: Всемирная энциклопедия . Том. Издательство I. Фицрой Дирборн. п. 176. ИСБН  1-57958-135-8 . Проверено 23 января 2016 г.
  43. ^ Средства 2014 , с. 52.
  44. ^ «Отмечена 39-я годовщина смерти Бхашани» . Дакка Трибьюн .
  45. ^ «Очерки и отчеты о Бангладеш» . Питер Кастерс о Бхашани . 3 июля 2020 г.
  46. ^ «Кто что сказал после 15 августа» . Дейли Стар . 17 августа 2014 года . Проверено 20 июня 2020 г.
  47. ^ Аламгир, Мохиуддин (14 января 2013 г.). «Бхашани исключили из учебников бангла » Нью Эйдж Дакка. Архивировано из оригинала 11 декабря . Получено 10 декабря.
  48. ^ «Слушатели называют «величайшего бенгальца» » . Би-би-си. 14 апреля 2004 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
    Хабиб, Харун (17 апреля 2004 г.). «Международный: Муджиб, Тагор, Бозе среди «величайших бенгальцев всех времен» » . Индус .
    «Бангабандху судил величайшего бангали всех времен» . Дейли Стар . 16 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. . Проверено 25 июня 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Ислам, Сайфул (1998) [впервые опубликовано в феврале 1987 г.]. Независимость Индии [ Независимость Бхасани Индия ] (на бенгали) (3-е изд.). Дакка: বর্তমান সময়.
  • Максуд, Сайед Абул (2014 г.) [Впервые опубликовано в мае 1994 г.]. Маулана Абдул Хамид Хан Бхасани [ Маулана Абдул Хамид Хан Бхасани ] (на бенгали) (2-е изд.). Дакка: Агаме Пракашани. ISBN  978-984-0416-41-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b6fde29b6d7decedea3c33695bb50b0__1722910140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/b0/5b6fde29b6d7decedea3c33695bb50b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abdul Hamid Khan Bhashani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)