Абдул Хамид Хан Бхашани
Абдул Хамид Хан Бхашани | |
---|---|
Абдул Хамид Хан Бхасани | |
Член парламента Бангладеш | |
В офисе 7 апреля 1973 г. - 15 августа 1975 г. | |
1-й президент Авами Лиги | |
В офисе 1949–1956 | |
Генеральный секретарь | |
Предшественник | Офис открыт |
Преемник | Гусейн Шахид Сухраварди |
Член парламента Пакистана | |
В офисе 1954–1955 | |
Член Законодательного собрания Ассама | |
В офисе 1936–1946 | |
Преемник | ММ Абул Касем |
избирательный округ | Красный (Юг) |
Личные данные | |
Рожденный | Сираджгандж , Бенгалия , Британская Индия (ныне Раджшахи , Бангладеш ) | 12 декабря 1880 г.
Умер | 17 ноября 1976 г. Дакка , Бангладеш | (95 лет)
Место отдыха | Сантош , Тангайл , Бангладеш [ 1 ] |
Национальность | Британский индеец (1880–1947) Пакистанец (1947–1971) Бангладеш (1971–1976) |
Политическая партия | Национальная партия Авами (Бхасани) (1967–1976) |
Другие политические принадлежность |
|
Персональный | |
Религия | ислам |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский |
Движение | Деобанди |
Образование | Дарул Улум Деобанд |
Учителя | Абдул Бари Чишти |
Мусульманский лидер | |
Ученик | Сайид Насир ад-Дин аль-Багдади |
Под влиянием | |
Арабское имя | |
Личное ( Изм ) | Абд аль-Хамид Абдул Хамид |
Отчество ( Насаб ) | ибн Шарафат ибн Карамат Али Хан Сын Шарафы бин Карамы Али Хана |
Эпитет ( прозвище ) | Махлум Джананета Мазлум Джаннита |
Топонимический ( Нисба ) | аль-Башани Аль-Башани |
Независимость Бангладеш |
---|
События |
Организации |
Ключевые лица |
Связанный |
Портал Бангладеш |
Абдул Хамид Хан Бхашани (12 декабря 1880 — 17 ноября 1976), часто сокращаемый как Маулана Бхашани , был бенгальским политиком. Его политический срок охватывал периоды британской колониальной Индии , Пакистана и Бангладеш . Маулана Бхашани был широко известен под почетным титулом Мозлум Джананета , что означает лидер угнетенных, за его пожизненную позицию, защищающую интересы бедных. [ 2 ] Он приобрел массовую популярность среди крестьян по всей стране и помог создать Крестьянскую ассоциацию Восточного Пакистана . [ 3 ] Из-за его политического уклона влево, часто называемого исламским социализмом . [ 4 ] [ 5 ] его также называли «Красным Мауланой». [ 6 ] [ 7 ] Его считают одним из главных столпов независимости Бангладеш в 1971 году .
Выпускник Дарула Улума Деобанда и участник движения Халифат , протестующего против распада Османской империи , он возглавил успешную кампанию мусульман Ассама во время референдума в Силхете 1947 года , посредством которого Силхет решил стать частью национального проекта Пакистана. Он был основателем и президентом Пакистанской Авами Мусульманской Лиги (AML), которая позже стала Авами Лигой (AL). Однако позже, из-за разногласий с лидерами правого толка в ПОД, такими как Хусейн Шахид Сухраварди , по вопросу автономии Восточного Пакистана , он сформировал новую прогрессивную партию под названием Национальная партия Авами (ПЕА). Бхашани также не согласился с Сухраварди, когда последний, будучи премьер-министром Пакистана, решил присоединиться к возглавляемым США оборонным пактам СЕНТО и СЕАТО . Он не согласился с растущими связями Пакистана с Соединенными Штатами. [ 8 ]
Раскол левого лагеря на промосковскую и пропекинскую фракции в конечном итоге привел к распаду ПЕА на две отдельные партии; промосковская фракция, возглавляемая Музаффаром Ахмедом. После войны Пакистана с Индией в 1965 году он продемонстрировал некоторую поддержку режима фельдмаршала Аюб Хана в его внешней политике, ориентированной на Китай; но позже он возглавил массовое восстание против режима в 1968–69. [ 9 ]
Американский журналист Дэн Коггин, пишущий для Time , выразил благодарность Бхашани «так же, как и любому другому человеку», за подстрекательство к массовому восстанию 1969 года в Восточном Пакистане , кульминацией которого стал крах режима Аюб Хана. [ 10 ] и освобождение шейха Муджибура Рахмана и других обвиняемых по делу о заговоре в Агартале . [ 11 ] По словам непрофессионала С. Ахтара Этишама, решение Бхашани бойкотировать всеобщие выборы в Пакистане 1970 года фактически привело к убедительной победе на выборах его бывшего оппонента Муджибура Рахмана . Авами Лига, не имея какой-либо реальной оппозиции в Восточном Пакистане, получила 160 из 162 мест в провинции и, таким образом, получила большинство в Национальной ассамблее Пакистана. [ 12 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мохаммад Абдул Хамид Хан родился в Дхангаре, деревне в Сираджгандж Махакуме ( букв. « подрайон » ) округа Пабна в Бенгалии , Британская Индия (современный район Сираджгандж в Бангладеш), в семье Хаджи Мохаммада Шарафата Хана и Мазираннесы Биби. .в бенгальской мусульманской семье. [ 13 ] Поскольку ранние биографические подробности Хамида подробно не зафиксированы, год его рождения является спорным между 1880 и 1885 годами. По словам его самого известного биографа Сайеда Абула Максуда, наилучшей оценкой является 1885 год. [ 14 ] Абдул Хамид по прозвищу Чега Миа был вторым ребенком у своих родителей; у него был старший брат по имени Амир Али Хан, младший брат по имени Исмаил Хан и сестра по имени Кулсум Ханам. [ 13 ]
Отец Абдул Хамида, Шарафат Хан, раньше был деревенским бакалейщиком, а также фермером. Он жил относительно лучше, чем обычные крестьяне. Его фамилия Хан и титул хаджи , дарованные мусульманам, совершившим хадж , позволяют предположить, что он снискал значительное уважение в своей общине; он умер молодым, в возрасте около 36 или 37 лет. [ 13 ] Абдул Хамид, еще ребенком в возрасте от 8 до 10 лет, потерял остальных членов своей семьи, включая бабушку, во время эпидемии холеры Сираджгандж 1894–1895 годов. [ 15 ] Поскольку Абдул Хамид потерял отца при жизни деда, он не имел права наследовать имущество своего отца согласно мусульманским обычаям. Его дядя Ибрагим Хан взял опеку над ним. [ 15 ] [ 16 ]
В Бенгалии, Британская Индия, земля раньше принадлежала заминдарам ( буквально « землевладельцы » ), назначенным британским правительством в Постоянном поселении . Большинство заминдаров вели себя репрессивно, взимая несправедливые суммы и незаконные налоги с бедных крестьян. Были также деревенские махаджаны ( букв. « ростовщики » ), к которым фермеры часто обращались за кредитами. Необузданные законом, махаджаны преследовали высокие интересы и совершали подделки. Эксплуатация часто приводила к восстаниям фермеров. За несколько лет до рождения Хамида, между 1872 и 1873 годами, в его родном районе Пабна произошло историческое крестьянское восстание. В детстве он пережил голод и видел, как многие из его близких друзей умерли от голода. Среда Хамида состояла из бедных крестьян-издольщиков.
Хамид получил начальное образование в своей деревне Паатшала , традиционной начальной школе. Он также был учеником Мауланы Абдул Бари Чишти в его медресе (основано в 1887 году ) в Сираджгандже. [ 17 ] Осиротевший Хамид привлек внимание Сайеда Насир уд-дина Багдади, пира из Ассама ( букв. « Суфийский проповедник » ), который находился в Сираджгандже. Багдади взял Абдул Хамида с собой в качестве талиб-э-илма ( букв. « ученик » ), когда тот вернулся на свою базу в Джалешваре , местности на Брахмапутре в районе Гоалпара штата Ассам , в 1904 году. [ 18 ] Регионы Гоалпара и Дхубри , расположенные на разветвленной реке Брахмапутра и позже ставшие ареной юношеской политической активности Хамида, представляют собой связующее звено между провинциями Бенгалия и Ассам с мусульманским большинством населения, говорящим на бенгальском языке. Этот регион в основном представлял собой леса, недавно возделанные крестьянами-мигрантами из Бенгалии. В Джалешваре Багдади давал Хамиду уроки арабского языка, урду, Корана, хадисов и фикха. Багдади отправил Абдул Хамида к Маулане Махмуд-уль Хасану в Дар уль-Улум Деобанд, исламской семинарии на севере Индии, для получения высшего образования в области исламского богословия. [ 19 ]
Хамид провел два года, с 1907 по 1909 год, в Деобанде. [ 19 ] Он изучал Коран и хадисы под руководством Мауланы Хоссейна Ахмада Мадани. Дар-уль-Улум Деобанд, одно из двух направлений мусульманского образования в Британской Индии, основанное антибританскими мусульманскими священнослужителями, в то время было рассадником антибританских идеалов. Другая тенденция, базирующаяся в Алигархе, раньше была пробританским правлением. Хамид путешествовал по северной Индии. Нетерпеливый по натуре, интерес Хамида к политике и человеческой жизни преобладал над теологией.
Политическая карьера
[ редактировать ]Ранняя политическая деятельность
[ редактировать ]Из Деобанда Хамид вернулся в Джалешвар, а затем на пару недель посетил Калькутту, столицу своей провинции. С приближением Первой мировой войны в Индии в то время царила политическая нестабильность. В Калькутте он встретил экстремистского антибританского рабочего из Брахманбарии. Затем в 1909 году он вернулся в Кагмари в Тангайле , местечке через реку Джамуна от Сираджганджа, и устроился на работу учителем в начальной школе. Богатый опытом путешествий по Северной Индии и Ассаму, он стал более политически сознательным. Он ненадолго связался с экстремистскими антибританскими организациями в Бенгалии, а также научился пользоваться оружием. Он организовал несколько набегов на репрессивных заминдаров. К 1913 году он отошел от экстремистской линии. Проведя пару лет в Кагмари, Хамид примерно в 1911 году переехал в Панчбиби в районе Богура (ныне район Джойпурхат ).
До этого Хамид действовал скорее как независимый активист без какой-либо политической принадлежности. Он встретился с Читтаранджаном Дасом , видным политиком, впервые в октябре 1917 года в Мименсингхе и решил присоединиться к прямой политике. Совершив хадж в следующем году, он стал основным членом Индийского национального конгресса в 1919 году и стал полностью политически активным. Заключение в том же году дало ему возможность встретиться в тюрьме со многими известными политиками.
Он участвовал в движении Халифат, как и многие молодые мусульмане. Влияние братьев Али: Мухаммеда Али и Шауката Али. Присоединился к партии Сварадж Читтаранджана Даса (1922).
В этот период Хамид вступил в конфликт с несколькими заминдарами в районе Раджшахи-Тангейл: заминдар из Допгата в Раджшахи (восстание Астан Моллы), уехал в Кагмари в Тангайле; заминдар из Сантоша, отстраненный от должности заместителем комиссара округа Мименсингх; снова уехал в Пабну; скрывался в районе Рангпур-Динаджпур. В конце 1926 года правительство Бенгалии объявило его персоной нон грата ; В результате он уехал в Ассам в 1926 году и поселился в Гагмари (позже переименованном в Хамидабад в его честь), недалеко от Джалешвара.
Ассам
[ редактировать ]Британцы победили бирманскую династию, правившую Ассамом, в Первой англо-бирманской войне в 1826 году. В качестве компенсации за войну Ассам перешел под британское правление, примерно через семьдесят лет после того, как это сделала Бенгалия. Британские правители приняли для Ассама другую, более благоприятную земельную систему. В результате многие крестьяне мигрировали в Ассам из Бенгалии, спасаясь от деспотических заминдаров. Гастарбайтеры оккупировали необитаемые районы, вырубали леса и возделывали землю. К тому времени, когда Бхасани прибыл в Ассам, поскольку их число росло, крестьяне-мигранты испытывали лишения и преследования со стороны коренных ассамцев. Так называемая «линейная система» запрещала мигрантам приобретать землю за пределами установленной границы. Бхасани открыто высказывался о правах бенгальских крестьян-мигрантов еще до того, как поселился в Ассаме в 1926 году. Уже будучи популярным среди бенгальских мигрантов, он организовал в 1924 году съезд фермеров-мигрантов в Бхасан Чар, косе на реке Брахмапутра, в районе Дхубри. На съезде он потребовал отмены линейной системы. Конвенция принесла ему нисба (букв. топоним) Бхасани , которую он будет носить с собой всю оставшуюся жизнь. [ 20 ] он также начал получать статус пира В то же время .
В ближайшие годы Бхасани организует несколько фермерских и крестьянских съездов. В декабре 1932 года он организовал огромный крестьянский съезд в Сираджгандже. Трехдневное мероприятие, проходившее на Майдане Кауахола, свежеубранном рисовом поле у реки Ямуна, привлекло около 350 000 крестьян. Съезд , открытый Шахидом Сухраварди , лидером Мусульманской лиги из Калькутты, принес Бхасани общенациональную известность. Съезд также встревожил британское правительство по поводу его возвышения.
Покинул Конгресс и присоединился к Мусульманской лиге в 1937 году. На выборах 1937 года он был избран от избирательного округа Южный Дубри в качестве кандидата от Мусульманской лиги. [ 21 ] Он впервые произнес речь на бангла в ассамблее Ассама, нарушив традицию. Ассамблея провинции Ассам представляла собой лоскутное одеяло из нескольких провинциальных партий, не имевших явного большинства. В последующие несколько лет лидерство в Палате представителей несколько раз переходило между коалицией, возглавляемой Конгрессом, возглавляемой Бордолоем, и коалицией, возглавляемой Мусульманской лигой, возглавляемой Садуллой. Бхасани был разочарован ими обоими.
В апреле 1944 года он был избран президентом Мусульманской лиги Ассама на ее сессии в Барпете и после этого посвятил себя Пакистанскому движению . [ 22 ] Он работал активистом на референдуме в Силхете, который должен был решить, принадлежит ли район Силхет Индии или Пакистану после раздела. Он сыграл важную роль в доставке Силхета в Пакистан. Он выступал за проведение аналогичных референдумов в других округах Ассама с мусульманским большинством. И индийский, и пакистанский лидеры были в разногласиях с Бхасани. Освобожденный из заключения, он был изгнан из Ассама правительством провинции Ассам в 1948 году, а его семья все еще находилась в Ассаме. Сохранил связь с Ассамом на всю жизнь.
Ранние дни Пакистана
[ редактировать ]После образования Индии и Пакистана в 1947 году, после ухода британцев, Бхашани спланировал свой курс действий против истеблишмента. 23 июня 1949 года он основал Мусульманскую лигу Авами Восточного Пакистана. [ 23 ] Бхасани был избран президентом, а Шамсул Хук - генеральным секретарем. 24 июля 1949 года он организовал первое собрание Народной мусульманской лиги в Арманитоле , Дакка , во время которого Яр Мохаммад Хан внес свой вклад и, наконец, основал партию в Дакке. [ нужна ссылка ]
31 января 1952 года он сформировал «Всепартийный комитет языкового движения» в библиотеке адвокатов Дакки. Он выступал за признание бангла национальным языком Пакистана. [ 24 ] Национальный демократический фронт был создан под его руководством 4 декабря 1953 года. Он переименовал Авами Мусульманскую лигу в Авами Лигу, удалив слово «мусульманин» из ее официального названия на сессии совета Авами Лиги, состоявшейся 21–23 октября 1955 года. [ 25 ]
Правительство Мусульманской лиги как в центре, так и в провинции Восточный Пакистан потеряло значительную популярность после Языкового движения 1952 года. Его считали неспособным или не заинтересованным в защите интересов Восточного Пакистана . После выборов, которые должны были состояться в провинции в 1954 году, возникла новая политическая партия, которая бросит вызов Мусульманской лиге. Он назывался Объединенным фронтом и включал в себя партию, возглавляемую Бхашани, и партию Кришака Срамика, возглавляемую А. К. Фазлулом Хуком , бывшим премьер-министром Бенгалии . Авами Лига под руководством Хусейна Шахида Сухраварди К альянсу также присоединилась . Объединенный фронт выиграл провинциальные выборы в Восточном Пакистане, победив Мусульманскую лигу. [ 26 ]
В мае 1954 года Бхашани отправился в Стокгольм . запретило ему возвращаться в Восточную Бенгалию Правительство Искандера Мирзы и заклеймило его как коммуниста . [ 27 ] С 7 по 23 мая 1956 года Бхашани объявил голодовку, требуя еды для голодающих людей.
Во время конференции Авами Лиги в Кагмари, состоявшейся 7–8 февраля 1957 года, Бхашани покинул власти Западного Пакистана , которые действовали негативно против Восточного Пакистана. [ 28 ] 24–25 июля 1957 г. Бхашани созвал конференцию общепакистанских демократических активистов. 25 июля он сформировал Национальную партию Авами . Бхашани был избран президентом, а Махмудул Хук Османи - генеральным секретарем.
По словам Этишама , Бхашани сыграл решающую роль в решении оппозиции выдвинуть Фатиму Джинну кандидатом на президентских выборах в Пакистане 1965 года вместо Азама Хана . Фатима Джинна поначалу отнеслась с пренебрежением к попытке оппозиции выдвинуть ее кандидатуру, однако после личного вмешательства Бхашани она согласилась быть их совместным кандидатом. [ 29 ]
Несмотря на обещанную поддержку Фатимы Джинны , Бхашани, по спорным утверждениям, стал бездействовать во время президентской кампании оппозиции якобы из-за Аюб Хана прокитайских взглядов ; Шербаз Хан Мазари позже утверждал, что Бхашани был подкуплен Зульфикаром Али Бхутто . [ 30 ]
В 1969 году Бхашани начал движение за отзыв дела о заговоре Агарталы и освобождение шейха Муджиба . [ 31 ] Американский журналист Дэн Коггин, пишущий для Time , выразил благодарность Бхашани «так же, как и любому другому человеку», за подстрекательство к массовому восстанию 1969 года в Восточном Пакистане , кульминацией которого стал крах режима Аюб Хана. [ 10 ] В 1970 году Бхашани призвал к независимости Восточного Пакистана в соответствии с Лахорской резолюцией 1940 года . [ 32 ]
Бхашани со своей Национальной партией Авами организовал Международную конференцию Кисан с 23 по 25 марта 1970 года в районе Тоба Тек Сингх . Во время конференции он попросил правительство Пакистана провести референдум с вопросом, хотят ли они исламского социализма . Он предупредил, что может возникнуть партизанская война, если военное правительство не сделает этого. [ 5 ]
Война за независимость 1971 года
[ редактировать ]Во время репрессий в марте 1971 года, в возрасте около 86 лет, Бхашани жил в своем доме в Сантоше, Тангайл. После репрессий он покинул свой дом и переправился через Джамуну в Сираджгандж, а также встретился с работниками конкурирующей фракции ПЕФ (Мозаффар) Сайфулом Исламом и Морадуцзаманом в Сираджгандже. Вскоре после его отъезда его дом в Сантоше был сожжен пакистанской оккупационной армией. Не зная о правительстве Муджибнагара, он планировал добраться до Лондона и сам создать временное правительство. В сопровождении этих двоих он отправился вверх по течению реки Джамуны из Сираджганджа на лодке и направился в Ассам, следуя своему знакомому речному маршруту.
Как прошлые связи Бхасани с Ассамом, так и его прокитайская принадлежность вызвали беспокойство среди индийских властей. Он был назначен председателем Сорбодолио Сонграм Парисад. Бхашани попросил Китай помочь Бангладеш в освободительной войне. На его запрос Китай не ответил. [ 33 ]
Карьера в независимом Бангладеш
[ редактировать ]После обретения независимости Бхашани хотел играть роль ответственной оппозиции. [ нужна ссылка ] Прогрессивные силы быстро собрались вокруг него и укрепили Национальную партию Авами Кази Зафар Ахмед , генеральным секретарем которой стал . Но вскоре возникли фракционные разногласия среди прогрессивных сил, которые ослабили позиции Бхашани. [ нужна ссылка ] [ 34 ]
Бхашани резко критиковал авторитарный стиль правительства Авами Лиги и БАКСАЛ . [ 35 ] Он также предостерег шейха Муджибура Рахмана от постоянно растущей коррупции и политического хаоса в его собственном правительстве, происходящих без его ведома. Бхашани был глубоко потрясен убийством Муджиба, к которому он испытывал большую отцовскую привязанность и членов его семьи. Человек, который сообщил новость о кончине Муджиба, рассказал, как Бхашани плакал, а затем пошел в свою молитвенную комнату, чтобы вознести молитву.
В мае 1976 года он возглавил массовый «Великий марш» с требованием снести плотину Фаракка , построенную Индией, чтобы отвести поток вод Ганга внутрь своей территории, что спровоцировало высыхание реки Падма и опустынивание Бангладеш. [ 36 ] [ 37 ]
В то время правительство Бангладеш неофициально поддержало «Великий поход Фаракки» Бхашани. главнокомандующий ВМФ контр-адмирал М.Х. Хан . За логистику отвечал [ нужна ссылка ] Сотни тысяч людей всех слоев общества со всей страны собрались в Раджшахи, чтобы принять участие в Великом походе. [ нужна ссылка ]
Утром 16 марта 1976 года Бхашани обратился к собравшимся людям на Мадраше Майдане в Раджшахи , откуда начался Великий поход. [ нужна ссылка ] Сотни тысяч людей за сутки прошли пешком более 100 километров. Марш продолжился до Кансата, места недалеко от границы Индии и Бангладеш, недалеко от плотины Фаракка. [ нужна ссылка ]
«Великий поход Фаракки» Бхашани был первым народным движением против Индии народа Бангладеш, который требовал законного распределения воды Ганга. [ 38 ] С тех пор День Великого похода Фаракка ежегодно отмечается 16 марта в Бангладеш.
Политическая философия
[ редактировать ]В начале 1950-х годов он чувствовал, что интегрированный Пакистан больше не может поддерживаться из-за гегемонии Западного Пакистана . На конференции в Кагмари он попрощался с Западным Пакистаном, сказав Ас-саламу алейкум, что вскоре стало часто используемой цитатой. [ 28 ] Он отказался участвовать в национальных выборах 1970 года, заявив, что это только поможет увековечить правление Западного Пакистана. С 1969 года его любимыми лозунгами были «Свадхин Бангла Зиндабад» и «Азад Бангла Зиндабад» . Его мечта о независимой Бенгалии сбылась, когда Бангладеш стала независимым национальным государством в 1971 году. Он выступал за разделение государства и религии. Он был набожным мусульманином, сторонником социализма. Он выступил против Бангладешского Джамаат-и-Ислами и его политики. [ 39 ]
Журналистика
[ редактировать ]Daily Ittefaq была самой популярной бенгальской газетой Бангладеш с начала 1970-х годов. Однако его предшественником был Weekly Ittefaq . После того, как британцы покинули Южную Азию в 1947 году, Мусульманская лига стала правящей политической партией. Вскоре начались оппозиционные движения, и была основана политическая партия под названием «Мусульманская лига Авами», одной из центральных фигур которой был Бхашани. На этом фоне Бхашани и Яр Мохаммад Хан начали издавать « Еженедельник Иттефак» в 1949 году. Популярное еженедельное издание представляло собой критику правительства Мусульманской лиги. [ 40 ] журналист Тофаззал Хоссейн Маник Миа Его редактором работал . Маник Миа стал редактором и издателем газеты 14 августа 1951 года. [ 41 ]
25 февраля 1972 года Бхашани начал издавать еженедельник «Хак Катха» , который вскоре получил широкое распространение. В нем открыто говорилось о нарушениях и злоупотреблениях правительства Народной лиги, созданного после обретения Бангладеш независимости. [ нужна ссылка ] Это был прокитайский и социалистический еженедельник. [ 42 ] Его редактировал Ирфанул Бари, подчиненный Бхашани. Впоследствии шейх Муджиб запретил еженедельник. [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Бхашани был женат трижды. Во время своего пребывания в Панчбиби примерно в 1911 году молодой и энергичный Хамид привлек внимание местного заминдара Шамсуддина Чоудхури (он же Шакируддин Чоудхури). Чоудхури назначил Хамида своим доверенным помощником. Позже, в конце 1925 года, перед переездом в Ассам, Хамид женился на дочери Чоудхури Алеме Хатун. [ 43 ] Хатун осталась его главной женой. Хатун унаследовала поместья своего отца и полностью пожертвовала их миссии Хаккул Эбад Бхашани. У них было две дочери и два сына. Его третья жена, Хамида Кханом (1918–1964), была дочерью Касимуддина Саркара, заминдара Канчанпура, связанного с крестьянским движением в Богре. У них родились сын и две дочери. [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Бхашани умер 17 ноября 1976 года в Дакке, Бангладеш, в возрасте 96 лет и был похоронен в Сантоше , Тангайл. [ 44 ]
Наследие
[ редактировать ]Его поклонники в современной Бангладеш и за ее пределами считают Бхашани сторонником антиимпериалистической, необщинной и левой политики. [ 45 ] [ 46 ] В 2013 году правительство Авами Лиги Бангладеш сократило его присутствие в школьных программах. [ 47 ] В 2004 году Бхашани занял 8-е место в опросе BBC о величайшем бенгальце всех времен . [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хак, Энамул (2012). «Бхасани, Маулана Абдул Хамид Хан» . В исламе Сираджуль ; Миа, Саджахан; Ханам, Махфуза ; Ахмед, Саббир (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (онлайн-изд.). Дакка, Бангладеш: Banglapedia Trust, Азиатское общество Бангладеш . ISBN 984-32-0576-6 . OCLC 52727562 . ОЛ 30677644М . Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ «Сегодня годовщина смерти Бхашани» . Дейли Стар . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Апхофф, Норман Томас ; Ильчман, Уоррен Фредерик (1972). Политическая экономия развития: теоретический и эмпирический вклад . Издательство Калифорнийского университета. стр. 168 . ISBN 978-05200-2062-7 .
- ^ Хан, Навида (2009). За пределами кризиса: переоценка Пакистана . Рутледж. п. 255. ИСБН 978-1-136-51758-7 .
- ^ Jump up to: а б Иктидар, Хумейра (2011). Секуляризация исламистов?: Джамаат-и-Ислами и Джамаат-уд-Дава в городских районах Пакистана . Издательство Чикагского университета. п. 81. ИСБН 9780226384702 .
- ^ Уддин, Лейли (20 ноября 2015 г.). «Маулана Бхашани: Уроки свободы» . Дейли Стар . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Хан, Зишан. «Отведите меня к моему лидеру» . Дакка Трибьюн . Проверено 12 января 2016 г.
- ^ Рахман, Седур (2010). Исторический словарь Бангладеш . Пугало Пресс. п. 51. ИСБН 978-0-8108-7453-4 .
- ^ «Строительство нации | 1958–1969 Личности» . История Пакистана . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Коггин, Дэн (18 апреля 1969 г.). «Пророк насилия» . Время . п. 41. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ Мойз Хан (15 декабря 2022 г.). «Возвращение к заговору Агарталы» . Евразийский обзор (OpEd) . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Этишам, С. Ахтар (2008). Врач исследует жизнь на трёх континентах: взгляд из Пакистана . Издательство Алгора. п. 105. ИСБН 978-0-87586-635-2 .
- ^ Jump up to: а б с Средства 2014 , с. 30.
- ^ Средства 2014 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Средства 2014 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Нилу, шейх Шаукат Хоссейн (17 ноября 2016 г.). Легендарный герой Маулана Бхасани . Ежедневная революция (на бенгали).
- ^ Кумилай, Мухаммад Хифзур Рахман (2018). «2625 — Достопочтенный шейх Маулана Абдул Бари Аль-Джашти, да помилует его Всевышний». Аль-Будур Аль-Мудхийя в ханафитских биографиях (на арабском языке). Каир : Дар ас-Салих.
- ^ Средства 2014 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Средства 2014 , с. 35.
- ^ «Вспоминая Мулану Бхасани» . Дейли Стар . 17 ноября 2007 года . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Список членов Законодательного собрания Ассама с 1937 года Правительство Индии.
- ^ «Жизнеописание Бхашани» . Муктадхара . Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года.
- ^ «31. Пакистан/Восточный Пакистан/Бангладеш (1947-1971)» . uca.edu . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ Тирмизи, Фарук (21 февраля 2011 г.). «Печальная история Международного дня родного языка» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Бангладеш: величайшее достижение Авами Лиги на ее пути» . Бангладешская лига Авами . 11 июня 2023 г.
- ^ Хак, Сайед Бадрул (26 октября 2014 г.). «Вспоминая Шер-э-Бангла» . Дейли Стар . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Хоссейн, Мокерром (2010). От протеста к свободе: книга для нового поколения: рождение Бангладеш . Шахитья Пракаш. п. 127. ИСБН 978-0-615-48695-6 .
- ^ Jump up to: а б Ахмед, Салахуддин (2004). Бангладеш: прошлое и настоящее . Издательство АПХ. ISBN 9788176484695 .
- ^ Этишам, С. Ахтар (2008). Врач исследует жизнь на трёх континентах: взгляд из Пакистана . Издательство Алгора. п. 66. ИСБН 978-0-87586-634-5 .
Бхашани предложила имя мисс Фатимы Джинны... Но она презирала лидеров оппозиции... и без промедления уволила их, сказав им, что если бы они не извращенно и неумело не дотащили страну до нынешнего плачевного состояния, они бы не умоляли ее в ее возрасте, чтобы участвовать в выборах... Бхашани... была, пожалуй, единственным человеком в рядах оппозиции, к которому она относилась с некоторым уважением. Он пошел навестить мисс Джинну один... Он играл на струнах сердца пожилой женщины, говоря ей... твой брат создал Пакистан, и ты должен его спасти... Мисс Джинна согласилась облачиться в мантию спасительницы. .
- ^ Мазари, Шербаз Хан (1999). Путешествие к разочарованию . Карачи: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН 978-0-19-579076-4 .
Башани был первым, кто отказался от мисс Джинны. Его оправданием в то время было то, что, поскольку Китай (заграничный наставник его партии) имел дружеские отношения с режимом Аюб-хана, он не мог противостоять Аюб-хану. Однако позже стало ни для кого не секрет, что Бхутто... подкупил Башани в размере 500 000 рупий, чтобы обеспечить прекращение его поддержки со стороны КС. Несколько лет спустя я предъявил Башани это обвинение. Маулана не стал это отрицать.
- ^ Ахсан, Сайед Бадрул (17 ноября 2021 г.). «Мулана Бхашани в истории Бангладеш» . Бизнес-стандарт .
- ^ Джалал, Аиша (2014). Борьба за Пакистан: мусульманская родина и глобальная политика . Издательство Гарвардского университета. п. 158. ИСБН 9780674744998 .
- ^ Ахсан, Сайед Бадрул (26 марта 2015 г.). «26 марта 1971 года… и после» . bdnews24.com (Мнение) . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Освободительная война и Маулана Бхашани» . Дейлистар . 26 марта 2015 г.
- ^ Наир, П. Сукумаран (2008). Индо-Бангладешские отношения . Издательство АПХ. п. 54. ИСБН 9788131304082 .
- ^ «Великий поход Фаракки Бхасани» . Речь Мауланы Абдул Хамид Хана Энамула Хака . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года.
- ^ «30-летие Великого похода Фаракки» . Дейли Стар . Дакка. 15 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2015 г. . Проверено 10 декабря 2015 г.
- ^ «Сегодня день Фаракки» . Новая Нация . Дакка. 16 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 г. - через HighBeam Research .
«Великий поход» был первым народным движением против Индии, требующим законного распределения воды Ганга.
- ^ Макдермотт, Рэйчел Фелл (2014). Источники индийской традиции: современная Индия, Пакистан и Бангладеш . Издательство Колумбийского университета. п. 883. ИСБН 978-0-231-51092-9 .
- ^ Анвар, М. Таухидул (2012). «Пресса и политика» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Джахангир, Мухаммад (15 июня 2015 г.). «Маник Миа: Легендарный журналист» . «Дейли Стар» (комментарий) . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Басу, Субхо (2001). «Бангладеш» . В Джонсе, Дерек (ред.). Цензура: Всемирная энциклопедия . Том. Издательство I. Фицрой Дирборн. п. 176. ИСБН 1-57958-135-8 . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Средства 2014 , с. 52.
- ^ «Отмечена 39-я годовщина смерти Бхашани» . Дакка Трибьюн .
- ^ «Очерки и отчеты о Бангладеш» . Питер Кастерс о Бхашани . 3 июля 2020 г.
- ^ «Кто что сказал после 15 августа» . Дейли Стар . 17 августа 2014 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Аламгир, Мохиуддин (14 января 2013 г.). «Бхашани исключили из учебников бангла » Нью Эйдж Дакка. Архивировано из оригинала 11 декабря . Получено 10 декабря.
- ^ — «Слушатели называют «величайшего бенгальца» » . Би-би-си. 14 апреля 2004 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
— Хабиб, Харун (17 апреля 2004 г.). «Международный: Муджиб, Тагор, Бозе среди «величайших бенгальцев всех времен» » . Индус .
— «Бангабандху судил величайшего бангали всех времен» . Дейли Стар . 16 апреля 2004 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. . Проверено 25 июня 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Ислам, Сайфул (1998) [впервые опубликовано в феврале 1987 г.]. Независимость Индии [ Независимость Бхасани Индия ] (на бенгали) (3-е изд.). Дакка: বর্তমান সময়.
- Максуд, Сайед Абул (2014 г.) [Впервые опубликовано в мае 1994 г.]. Маулана Абдул Хамид Хан Бхасани [ Маулана Абдул Хамид Хан Бхасани ] (на бенгали) (2-е изд.). Дакка: Агаме Пракашани. ISBN 978-984-0416-41-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бхасани – Воспоминание о пропавшей горе , стихотворение Аль Махмуда
- Абдул Хамид Хан Бхашани
- 1880 рождений
- 1976 смертей
- Жители района Сираджгандж
- Бангладешские мусульмане
- Мусульмане-сунниты
- Выпускники Дарул Улума Деобанда
- Бенгальцы 20-го века
- Политики Авами Лиги
- Лауреаты премии ко Дню Независимости
- Активисты Пакистанского движения из Бенгалии
- Политики Национальной партии Авами
- Политики Всеиндийской мусульманской лиги
- Президенты Авами Лиги
- Ассамские ГНД 1937–1946 гг.
- Пакистанские MNA 1955–1958 гг.
- Основатели политической партии Бангладеш
- мусульманские социалисты
- Бенгальские мусульманские ученые ислама
- Активисты независимости Бангладеш
- Бангладешский бенгальский народ