Jump to content

Концептуальная карта

(Перенаправлено с концептуальных карт )
Пример концептуальной карты об электричестве

Концептуальная карта или концептуальная диаграмма — это диаграмма , на которой изображены предполагаемые отношения между концепциями . [1] Концептуальные карты могут использоваться разработчиками учебных материалов , инженерами , техническими писателями и другими людьми для организации и структурирования знаний .

Концептуальная карта обычно представляет идеи и информацию в виде прямоугольников или кругов, которые соединяются помеченными стрелками, часто в виде нисходящей иерархической структуры, но также и в произвольной формы . картах [2] [3] Связь между понятиями может быть выражена посредством соединения таких фраз , как «причины», «требуется», «например» или «способствует». [4]

Техника визуализации этих отношений между различными понятиями называется картированием понятий . Концептуальные карты использовались для определения онтологии компьютерных систем, например, с помощью объектно-ролевого моделирования или унифицированного языка моделирования формализма .

Отличия от других визуализаций

[ редактировать ]
  • Тематические карты : как концептуальные карты, так и тематические карты представляют собой разновидности графа знаний , но тематические карты были разработаны специалистами по управлению информацией для семантической совместимости данных (первоначально для книжных указателей ), тогда как концептуальные карты были разработаны специалистами в области образования для поддержки обучения людей. [5] По словам исследователей концептуальных карт Джозефа Д. Новака и Боба Говина, их подход к составлению концептуальных карт основан на «теории обучения, которая фокусируется на концептуальном и пропозициональном обучении как основе, на которой люди конструируют свои собственные идиосинкразические значения». [6]
  • Интеллект-карты . И концептуальные карты, и тематические карты можно противопоставить интеллект-картам, которые ограничены древовидной структурой . [2] Концептуальные карты могут быть более свободной формы, [3] поскольку можно создать несколько хабов и кластеров, в отличие от интеллект-карт, которые возникают из одного центра. [2]

Концептуальное картирование было разработано профессором педагогики Джозефом Д. Новаком и его исследовательской группой в Корнелльском университете в 1970-х годах как средство представления новых научных знаний студентов. [7] Впоследствии он использовался как способ повысить значимость обучения в области естественных наук и других предметов, а также для представления экспертных знаний отдельных лиц и групп в сфере образования, правительства и бизнеса. Концептуальные карты возникли в образовательном движении, называемом конструктивизмом . В частности, конструктивисты считают, что учащиеся активно конструируют знания.

Работа Новака основана на когнитивных теориях Дэвида Осубеля , который подчеркивал важность предшествующих знаний для способности изучать (или усваивать ) новые концепции: «Наиболее важным фактором, влияющим на обучение, является то, что учащийся уже знает. Удостоверьтесь в этом и учите соответственно." [8] Новак учил шестилетних школьников составлять концептуальные карты, отражающие их ответы на такие вопросы, как «Что такое вода?» «Что вызывает смену времен года?» В своей книге «Учимся учиться » Новак заявил, что «осмысленное обучение предполагает ассимиляцию новых концепций и предложений в существующие когнитивные структуры».

Были предприняты различные попытки концептуализировать процесс создания концептуальных карт. [9] Макэлис предположил, что процесс явного выражения знаний с использованием узлов и связей позволяет человеку осознать то, что он знает, и, как следствие, иметь возможность модифицировать то, что он знает. [10] Мария Бирбили применила ту же идею, помогая маленьким детям научиться думать о том, что они знают. [11] Макэлиса Концепция арены знаний предполагает виртуальное пространство, где учащиеся могут исследовать то, что они знают и чего они не знают. [10]

Использовать

[ редактировать ]
IHMC CmapTools. Пример концептуальной карты, созданной с помощью компьютерной программы

Концептуальные карты используются для стимулирования генерации идей и, как полагают, способствуют творчеству . [4] Картирование концепций также иногда используется для мозгового штурма . Хотя концептуальные карты часто персонализированы и своеобразны, их можно использовать для передачи сложных идей.

Формализованные концептуальные карты используются при проектировании программного обеспечения , где обычно используются диаграммы на языке унифицированного моделирования среди аналогичных соглашений и методологий разработки.

Картирование концепций также можно рассматривать как первый шаг в построении онтологии , а также можно гибко использовать для представления формальных аргументов — аналогично картам аргументов .

Концептуальные карты широко используются в образовании и бизнесе. Использование включает:

  • Ведение заметок и обобщение ключевых понятий, их взаимосвязей и иерархии из документов и исходных материалов.
  • Создание новых знаний: например, преобразование неявных знаний в организационный ресурс, картирование командных знаний.
  • Сохранение (удержание) институциональных знаний, например, выявление и отображение экспертных знаний сотрудников до выхода на пенсию.
  • Совместное моделирование знаний и передача экспертных знаний
  • Содействие созданию общего видения и общего понимания внутри команды или организации.
  • Учебный дизайн: концептуальные карты, используемые в качестве «предварительных организаторов» Аусубеля , которые обеспечивают начальную концептуальную основу для последующей информации и обучения.
  • Обучение: концептуальные карты, используемые аусубелианскими «продвинутыми организаторами» для представления контекста обучения и его связи с их работой, стратегическими целями организации и целями обучения.
  • Передача сложных идей и аргументов
  • Изучение симметрии сложных идей и аргументов и связанной с ними терминологии.
  • Подробное описание всей структуры идеи, хода мыслей или аргументации (с конкретной целью выявить недостатки, ошибки или пробелы в собственных рассуждениях) для пристального внимания других.
  • Улучшение метапознания (учиться учиться и думать о знаниях)
  • Улучшение языковых способностей
  • Оценка понимания учащимися целей обучения, концепций и взаимосвязей между этими концепциями. [12]
  • Разработка лексики

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Питер Дж. Хагер, Нэнси К. Корбин. Проектирование и реализация: научные, технические и управленческие презентации, 1997, с. 163.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Ланцинг, Ян (январь 1998 г.). «Картирование концепций: инструменты для отражения мысленного взора». Журнал визуальной грамотности . 18 (1): 1–14 (4). дои : 10.1080/23796529.1998.11674524 . Хотя изначально Новак начал с идеи иерархических древовидных концептуальных карт. Эта идея не поддерживается последователями методики Новака или вообще от нее отказались. ... Разница между концептуальными картами и интеллектуальными картами заключается в том, что интеллектуальная карта имеет только одну основную концепцию, тогда как концептуальная карта может иметь несколько. Это означает, что интеллектуальную карту можно представить в виде иерархической древовидной структуры.
  3. ^ Перейти обратно: а б Романтика, Нэнси Р.; Витале, Майкл Р. (весна 1999 г.). «Концептуальное картирование как инструмент обучения: расширение рамок обучения, ориентированного на учащихся». Преподавание в колледже . 47 (2): 74–79 (78). дои : 10.1080/87567559909595789 . JSTOR   27558942 . Шавельсон и др. (1994) выявили ряд вариантов представленной здесь общей методики разработки концептуальных карт. К ним относятся: (1) является ли карта иерархической или произвольной по своей природе, (2) концепции предоставляются или определяются учащимся, (3) учащимся предоставляется или разрабатывается собственная структура карты, (4) ) существует ограничение на количество строк, соединяющих понятия, и (5) соединительные звенья должны приводить к образованию полного предложения между двумя узлами.
  4. ^ Перейти обратно: а б Новак, Джозеф Д.; Каньяс, Альберто Х. (2008). Теория, лежащая в основе концептуальных карт, а также способы их создания и использования (Технический отчет). Пенсакола, Флорида: Институт человеческого и машинного познания . 2006-01 Ред. 2008-01 . Проверено 24 ноября 2008 г.
  5. ^ Гарридо, Пьедад; Трамуллас, Хесус (сентябрь 2004 г.). «Тематические карты: альтернатива или дополнение концептуальным картам?» (PDF) . В Каньясе, Альберто Х.; Новак, Джозеф Д.; Гонсалес Гарсия, Фермин Мария (ред.). Концептуальные карты: теория, методология, технология: материалы первой Международной конференции по концептуальному картированию, CMC 2004, Памплона, Испания, 14–17 сентября 2004 г. Памплона: Дирекция публикаций Общественного университета Наварры. CiteSeerX   10.1.1.469.1803 . ISBN  9788497690669 . OCLC   433188714 .
  6. ^ Новак и Говин 1984 , с. 7.
  7. ^ «Джозеф Д. Новак» . Институт человеческого и машинного познания (IHMC) . Проверено 6 апреля 2008 г.
  8. ^ Осубель, Д. (1968). Педагогическая психология: когнитивный взгляд . Холт, Райнхарт и Уинстон, Нью-Йорк.
  9. ^ Аль-Кунифед, Али; Вандерзее, Джеймс Х. (1990). «Сто ссылок, связанных с картированием понятий», Журнал исследований в области преподавания естественных наук, 27: 1069–75.
  10. ^ Перейти обратно: а б Макэлис, Р. (1998). «Арена знаний как расширение концептуальной карты: размышление в действии», Interactive Learning Environments , 6 (3), стр. 251–272.
  11. ^ Бирбили, М. (2006). «Картирование знаний: концептуальные карты в дошкольном образовании». Архивировано 14 сентября 2010 г. в Wayback Machine , Early Childhood Research & Practice , 8 (2), осень 2006 г.
  12. ^ Мазани, Терри. «Научная основа Национальной оценки прогресса в образовании 2015 г.» (PDF) . Проверено 1 ноября 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e9ebc371a47f61bcba191dad24ace54__1701204900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/54/5e9ebc371a47f61bcba191dad24ace54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Concept map - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)