Майская брошюра
Майская брошюра - это коллекция из шести анархистских эссе, написанных и опубликованной Полом Гудманом в 1945 году. Гудман обсуждает проблемы жизни в обществе, которое подавляет индивидуальный инстинкт через принуждение. Он предполагает, что люди сопротивляются таким условиям, восстанавливая свои естественные инстинкты и инициативу, и, «рисование линии», идеологическое разграничение, после чего человек должен отказаться от соответствия или сотрудничать с социальной конвенцией. В то время как темы майской брошюры - децентрализация , мир , социальная психология , освобождение молодежи - будут повторяться на протяжении всего его работы Гудмана , более поздняя социальная критика сосредоточилась на практических приложениях, а не на теоретических проблемах.
Первоначально брошюра была опубликована по частям в небольших нью -йоркских анархистских журналах и впервые была составлена в качестве набора среди литературных очерков в области искусства и социальной природы (1946). Эссе не были хорошо известны перед книгой Гудмана 1960 года «Абсурд» приводили к возрождению интереса к его творчеству, включая переиздание брошюры в рисунке линии (1962). Майская брошюра была основным вкладом Гудмана в анархистскую теорию и первичное влияние на Колина Уорда , который позже посвятил анархию в действии памяти Гудмана.
Публикация
[ редактировать ]
Прежде чем он стал одним из самых известных американских литературных анархистов своего времени, Пол Гудман впервые сформулировал свои политические убеждения в 1940-х годах. [ 1 ] Двигаемое его отказом от драфта Второй мировой войны , его анархо-пацифистских сверстников и безобразия социальных условий военного времени , Гудман написал эссе [ 2 ] Это станет майской брошюрой в мае и начале июня 1945 года, за исключением «Революции, социологии и войны», написанной в октябре. [ 3 ] Он начал эссе перед своим интервью в мае 1945 года и, согласно одной истории, взял с собой рукопись, когда он начал изображать себя непосредственным и непригодным для военных . [ 4 ] [ 5 ] Уволившись из партизанского обзора , поддерживающего войну и влиятельные нью-йоркские литературные круги за отказ отказаться от своего пацифизма , Гудман обратился к маргинальным, богемным общинам города. [ 6 ] Он опубликовал в нескольких маленьких анархистских журналах [ 7 ] и был влиятельным в кругах позади каждого. [ 6 ] [ 8 ] Три из этих журналов - почему? Анархистский бюллетень , реплика и политика - в результате опубликовали эссе в том, что впоследствии будет составлено как майская брошюра . [ 9 ]
Полная брошюра была впервые составлена и выпущена в книжном искусстве и социальной природе Гудмана 1946 года . [ 10 ] Отпечаток из публикации Irving Novick, Vinco, выпустил книгу, [ 11 ] который продается плохо. [ 12 ] Искусство и социальная природа установили анархистские эссе Гудмана вместе со своими литературными эссе. Автор считал, что темы перекрывались, поскольку он считал, что общественный порядок в основном предметом эстетики . [ 2 ] Майская брошюра была вступительной разделом книги, состоящей из коротких сочинений Гудмана с 1945 года. [ 13 ] Другой издатель, Александр Кац, читал «Революция, социолатрия и война» в политике и заинтересовался Гудманом. Кац купил непроданные копии книги при покупке Vinco, которую он переименовал в издательство Arts and Science, создав свой собственный отпечаток одного человека в конце 1940-х годов. [ 11 ]
Как взрослый Abrod (1960) начал карьеру Гудмана в качестве социального критика, [ 14 ] Гудман пересмотрел брошюру для переиздания и поменял свою последовательность эссе в своей книге 1962 года, в которой выровнялась линия . [ 15 ] После смерти Гудмана в 1972 году его литературный исполнитель Тейлор Стоер использовал эту пересмотренную версию в переиздании 1977 года « Результат линии» , которую Стоэр расширился, чтобы включить другие политические очерки Гудмана, [ 3 ] например, новое эссе о "кризисе и новом духе". [ 14 ] Майская брошюра была переведена и опубликована на немецком языке ( манифест Анархистиши ) в 1977 году. [ 16 ]
Синопсис
[ редактировать ]В майской брошюре Гудман обсуждает проблемы жизни в обществе, которые препятствуют индивидуальной инициативе и навязывают личные свободы , т. Е. Принудительные социальные условия. [ 17 ] Его тезис, с долг перед Вильгельмом Рейхом , заключается в том, что принудительное общество зависит от репрессий индивидуального инстинкта, которому противоядие предназначено для людей, чтобы выступить с инициативой и сформировать «естественное общество» в настоящем, а не ждать крупномасштабных структурных изменений Полем [ 18 ] Оригинальная брошюра с 49 страницами содержит шесть эссе:
Свободное общество не может быть заменой «нового порядка» для старого порядка; Это расширение сфер свободного действия, пока они не составляют большую часть социальной жизни. ... Свободное действие - жить в нынешнем обществе, как будто это было естественное общество.
Майская брошюра [ 19 ]
- "Размышления о том, чтобы рисовать линию"
- «Об измене против природных обществ» - первоначально опубликовано в реторте , осень 1945 г. [ 9 ]
- «Справочный камень для либертарианской программы» - первоначально опубликовано в «Почему»? , Июнь 1945 года [ 9 ]
- "Естественное насилие"
- «Революция, социолатрия и война» - первоначально опубликовано в политике , декабрь 1945 года [ 9 ]
- «Единодушие»
На протяжении всей майской брошюры Гудман использует слово «либертарианский», ссылаясь на либертарианскую социалистическую (т. Е. Анархистскую) традицию, как и ее общий коннотацию в той эпоху. [ А ]
Первое короткое эссе «Размышления о рисовании линии» описывает изобретательность как необходимое условие либертарианства (анархизм). Гудман видит либертарианство как исполнение «естественных сил»: что люди производят искусство и общество, живя своей природой . «Свободное действие - жить в нынешнем обществе, как будто это было естественное общество», - гласит основной максимум брошюры. Гудман пишет, что новый порядок должен не просто заменить старый порядок, но вместо этого сферы свободных действий должны расширяться до тех пор, пока они не составит совокупность свободного общества, хотя Гудман также утверждает, что «любое подлинное освобождение» требует «полного изменения». Точное значение «свободного» и «естественного» в этом контексте является неточным, но обычно относится к способности работать во взаимной помощи без принудительного юридического давления, чтобы делать иначе. Его примеры ограничений принуждения включают ограничения промышленного труда вовремя и специальность , а также «отсутствие ободрения» взрослых в отношении детской сексуальности . Название «Рисование линии» относится к установлению пределов, как Линия в песке , за пределами которого человек будет действовать в сопротивлении. Но Гудман консервативно выступает за нелегианс вместо открытого восстания. Гудман воплотил эту позицию, проживая свободную, «сексуально полиморфную богемскую жизнь» в неповиновении общественных норм. [ 20 ]
Гудман недостатков современное общество и его внимание на промышленности для отчуждения человека от природы, что вызывает недостаток, принуждение и войну. [ 21 ] Он ссылается на этот компромисс Социотатрия », что массы, отчужденные от природы, обеспечивают промышленный прогресс в надежде на более высокий уровень жизни . [ 22 ] Таким образом, их бессознательные желания принуждаются к поведенческим нормам во имя институциональной власти. [ 23 ] Решением Гудмана является возвращение к природе, в котором люди воссоединяются со своими естественными побуждениями и полномочиями выполнять значимую работу, взаимную помощь и прямую демократию . Революционный потенциал этого перенаправления энергий лежит в отдельных решениях, [ 21 ] не обязательно коллективные действия. [ 24 ]
Во втором эссе обсуждается личные терапевтические преимущества небольших актов сопротивления. [ 25 ] Для Гудмана «измена против природных обществ» означало самообладание, в котором человек внутри знает, что его принуждают к их природе, но вместо этого «трусливо погибает от своего сердца» и соответствует. Он пишет, что эта способность предавать лучший инстинкт, что позволяет войне. [ 26 ]
«Справочный камень для либертарианской программы», третье эссе, поощряет либертарианцев (то есть анархистов) разбавить свои предрассудки против тюремных преступлений [ 27 ] и на самом деле выступают от имени таких преступлений, которые, как он, более вероятный политический характер. [ 28 ] Он хвалит маргинальное личное поведение («Акты свободы») как «наша самая сильная пропаганда» [ 27 ] и утверждает, что большинство тюремных преступлений являются политическими, не являющимися преступниками: свободные выражения, чьи репрессии поощряют робость. По его словам, если бы заключенные были освобождены, увеличение мелких преступлений, вероятно, сдержит большее, более впечатляющее преступление . Гудман отмечает, что это предложение невозможным, поскольку моральные отношения и собственность зависят от существования тюрьмы . [ 29 ]
Четвертое эссе, «Естественное насилие», обвиняет «стерилизацию» естественного опыта, например, рождение, смерть и пол - в агрессивном отклонении, таких как война («война - это неестественное насилие»). [ 27 ]
Два последних эссе в майском брошюре более теоретические. Подобно другим эссе, впервые опубликованным в политике , «Революция, социолатрия и война», является анархистским ответом на марксистскую теорию . Гудман одобряет Карла Маркса, но социальную психологию не согласен с темами статизма и истории. [ 27 ] Обсуждая американскую общественную структуру, Гудман предлагает зависимость от небольших, коммунитарных групп, основанных на взаимной помощи вместо крупных штатов и корпораций. Гудман утверждает, что его общество 1940 -х годов было построено для обслуживания промышленного прогресса за счет индивидуального отчуждения от их естественных способностей. [ 30 ] Он писал, что эти внешние учреждения, с их узким акцентом на социально -экономический прогресс, являются слабыми заменителями небольших наборов людей, работающих во взаимности и децентрализованном синдикализме, чтобы реализовать свои личные желания. [ 31 ] Непосредственное создание этих небольших общин приведет к индивидуальному удовлетворению посредством значимой работы и прямого участия в принятии решений, таких как «здравомыслящие люди в безумном доме», уничтожая общество, которое выросло большим, анонимным, ориентированным на массовое потребление , и чьи решения Дизайн все чаще делался извне из -за пострадавших. [ 30 ] Гудман ожидает, что обычная агрессия будет облегчена от «природных учреждений», таких как дружеская конкуренция и взаимная взаимозависимость. [ 32 ]
«Единодушное», шестое и последнее эссе, утверждает, что только изобретение может разрешить естественный конфликт. «Если человек не может изобретать выход на выход, - спрашивает Гудман, - какое право имеет такой человек, чтобы быть либертарианцем по этому вопросу вообще?» Он ошибается от негативной критики за непродуктивно удручающую людей, где позитивная критика-тенор на протяжении всей социальной критики Гудмана-может предложить возможности для улучшения и самореализации . Он предлагает, чтобы люди связывали свои творческие усилия с их более глубокими, психоаналитическими потребностями - их природой - и с более широкой мудростью сообщества. [ 32 ] Гудман уделяет особое внимание единодушным, а не к грубому консенсусу, и пишет, что единодушие обнаруживается путем «обострения» точки конфликта, пока не появится новая идея. [ 33 ] Он дополнительно предполагает, что акт объединения социальных и политических отношений имеет терапевтические последствия. [ 32 ] Гудман рассматривает свой комментарий как стандартный анархизм, к которому он добавил элементы психоанализа . [ 34 ]
Темы и анализ
[ редактировать ]Основными темами майской брошюры включают то, как люди могут противостоять принудительным социальным условиям и изобретать решения социальных дилемм, осознавая их естественные способности. [ 13 ] Гудман полагал, что индивидуальная инициатива --социобиологические побуждения и животный инстинкт в неповиновении норм - и повседневного конфликта, который он создавал, чтобы стать целью жизни, основания для сообществ и черты воспитания. [ 35 ] Гудман предлагает, чтобы люди осознали свои естественные способности и применяли их творчески, а не позволяют им кооптироваться с принудительным давлением в обществе. Люди могут быть свободны в принудительном обществе, писал он, посредством преследования творческой работы, актов страсти или эмоций, и «спонтанного отдыха». [ 13 ] Обязанности гражданства , для Гудмана, влечет за собой разумные институциональные барьеры, которые отделяют людей от основных обстоятельств жизни. Он писал о «ведении мира» как «ведет войну». [ 36 ]
Хотя эссе не подсказывают конкретные действия, Гудман обычно предлагает такие подходы, как избежать общественного принуждения, так как можно избежать чего -либо опасного в повседневной жизни или «рисовать линию», идеологическое разграничение, за которым человек должен отказаться или сотрудничать с социальной конвенцией. [ 13 ] Чтобы развеять конфронтацию, которая поступает с рисованием линии, он выступает за то, чтобы люди делали то, что находится в пределах собственной неконфронтационной власти: реформировать себя, а не пытаться напрямую повлиять на других, убрать себя из принудительных ситуаций, чтобы вместо этого найти сродственные группы ближе к своей идентичности. [ 37 ] Гудман предпочитает эту анархистскую систему самоидентификации и корректировки собственных предрассудков, чтобы разрешить свободное мировоззрение, которое может позволить себе несколько противоречивых взглядов. [ 36 ] Он одновременно предлагает гражданское непослушание в качестве основного аспекта анархизма: что люди должны осуществлять моральную совесть, чтобы бросить вызов общественному принуждению, даже если это упражнение является заключенным в тюрьму. В свою очередь, это, в свою очередь, это поможет людям лучше отличить политических заключенных от общих преступников . [ 36 ] Эссе, как правило, поощряют о драфте и сопротивление войне , [ 6 ] Хотя он конкретно не обращается к проекту или своему пацифизму в этих эссе. [ 12 ]
Гудман, вероятно, написал эти эссе из своей необходимости оправдать свой черновик уклонения, согласно его литературному исполнителю Тейлору Стору. Политика Гудмана, полученная в результате его личной ситуации как медитации о том, как справиться, что Стоэр назвал видимым во всех эссе. Эти принципы в значительной степени служили Гудману хорошо, писал биографа Гудмана, и опора Гудмана в инстинкте иногда была одной из его самых очаровательных черт, за исключением случаев, когда он не мог определить свои более глубокие инстинкты и не мог ни сформулировать его путаницу, ни признать это. [ 12 ]
В то время как темы из майской брошюры - децентрализация , мир , социальная психология , освобождение молодежи - будут повторяться на протяжении всей его более поздней работы, его социальная критика стала сосредоточиться на практическом применении, а не на теоретических проблемах, таких как единодушие. [ 34 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Майская брошюра была главным вкладом Гудмана в анархистскую теорию. [ 19 ] Эссе были его первыми явно политическими делами [ 21 ] и его главные политические сочинения того периода. [ 38 ] Брошюра, с его заметным отсутствием классового анализа , отошла от радикальных соглашений. Партия Эроса , интеллектуальная история новых левых , отметила, что майская брошюра имела больше общего с писаниями о древнегреческой прямой демократии, чем на марксистском или синдикалистском радикализме рабочего класса. [ 39 ] Эссе оказали влияние на центральную позицию Нью -Йорка, почему? Группа , [ 8 ] которые были разочарованы традиционным анархизмом, отчужденным от растущего проворенного пыла и взволнованы политикой, которая ставит постепенные, индивидуальные изменения перед тысячелетним , коллективным конфликтом. Гудман переформулировал анархистскую политику для повышения вопросов выражения, таких как дискриминация и призыв, как экзистенциальные опасности для свободы и благополучия. [ 40 ] Ранняя анархистская мысль Гудмана также оказала влияние на политики развитие его пацифистской, ненасильственной , индивидуалистической социалистической политической позиции, антимассового общества. [ 6 ] Майская брошюра оказала основное влияние на британского анархиста Колина Уорда , который посвятил анархию 1973 года в действии памяти Гудмана. [ 41 ]
В эссе изложены концептуальные позиции и убеждения, которые подходили бы на всю карьеру Гудмана, [ 21 ] а именно то, что его современное американское общество лишило его народ жизненно важных человеческих потребностей, что привело к тому, что их животные желают быть сублимированными в военный дух , материалистическое потребление и расизм . [ 42 ] Это создало то, что Гудман назвал «дилеммой», которая может либо соответствовать обществу, и заболеть лишением основных потребностей, либо не подтвердить и быть безумным как изгнание от жизненно важной общественной связи. [ 43 ] Гудмана 1962 года Утопические очерки и практические предложения обсуждают способы, которыми Мэй принципы брошюры могут выполняться в соответствии с прямыми действиями или политикой. [ 44 ]
Искусство и социальная природа и его краеугольный камень, майская брошюра , основала Гудмана как заслуживающего внимания теоретика культуры, [ 13 ] Несмотря на то, что его в основном игнорируют в его выпуске. [ 36 ] Гудман сохранит социальную критику майской брошюры анархистскую на всю оставшуюся жизнь [ 13 ] и продолжал совершенствовать свои идеи в работах, включая взросление абсурда , [ 36 ] Исследование отчужденной молодежи в Америке 1960 года, которое убедилось в его важности как основного теоретика культуры и опоры левой мысли во время контркультуры . [ 45 ] В майской брошюре увидела более широкую аудиторию, когда взросление абсурда вызвало возрождение письма Гудмана. [ 36 ] Благодаря своему влиянию, позиции нью -йоркских анархистских журналов 1940 -х годов предварительно преодолели активизм и личные позиции расширения прав и возможностей 1960 -х годов Нового левого. [ 6 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ С 19 -го века « Либертариан » ссылался на защитников за свободу воли или всех, кто обычно выступал за свободу . Во времена майской брошюры и, вызванного Гудманом, «либертарианский» был синонимом анархизма (антиавторитарный, либертарианский социализм). Определение термина стало более неоднозначным с конца 20-го века, поскольку американское либертарианское движение свободного рынка приняло то же имя. См. Marshall 1992 , p. 641 и Cohn 2009 , с. 4, 6; Для получения дополнительной информации см. Определение либертарианства .
- ^ Видмер 1980 , с. 37
- ^ Jump up to: а беременный Видмер 1980 , с. 38
- ^ Jump up to: а беременный Красиво 1979 , с. 170.
- ^ Stoehr 1977b , p. 18
- ^ Фишер 2010 , с. 10–11.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Honeywell 2011 , с. 10
- ^ Грэм 2007 , с. 42
- ^ Jump up to: а беременный Корнелл 2011 , с. 122
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Красиво 1979 , с. 34
- ^ Красиво 1979 , с. 33–34.
- ^ Jump up to: а беременный Stoehr 1994a , p. 61 ; Красиво 1979 , с. 14
- ^ Jump up to: а беременный в Stoehr 1977a , p. 376.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Смит 2001 , с. 179
- ^ Jump up to: а беременный Stoehr 1994b , p. 512.
- ^ Красиво 1979 , с. 34; Stoehr 2010 .
- ^ Красиво 1986 , с. 159
- ^ King 1972 , p. 86; Фишер 2010 , с. 11
- ^ King 1972 , p. 86
- ^ Jump up to: а беременный Корнелл 2011 , с. 112.
- ^ Видмер 1980 , с. 39
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Honeywell 2011 , с. 11
- ^ Герент 2002 , с. 311-312.
- ^ Глендер 2002 , с. 312
- ^ Корнелл 2016 , с. 163.
- ^ Видмер 1980 , с. 39–40.
- ^ Stoehr 2010 , с. 7
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Видмер 1980 , с. 40
- ^ Stoehr 2010 , с. 11–12.
- ^ Stoehr 2010 , с. 11
- ^ Jump up to: а беременный Кинг 1972 , с. 85
- ^ Видмер 1980 , с. 40–41.
- ^ Jump up to: а беременный в Видмер 1980 , с. 41
- ^ Видмер 1980 , с. 41–42.
- ^ Jump up to: а беременный Видмер 1980 , с. 42
- ^ King 1972 , pp. 86–87; Фишер 2010 , с. 12
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Смит 2001 , с. 180.
- ^ Смит 2001 , с. 179–180.
- ^ Stoehr 1994b , p. 511.
- ^ King 1972 , p. 88
- ^ Корнелл 2016 , с. 163–164.
- ^ Goodway 2006 , p. 322.
- ^ Фишер 2010 , с. 12
- ^ Stoehr 2010 , с. 6
- ^ Stoehr 2010 , с. 9
- ^ Смит 2001 , с. 178.
Ссылки
[ редактировать ]- Кон, Джесси (20 апреля 2009 г.). "Анархизм". В Несс, Иммануэль (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Уайли . С. 1–11. doi : 10.1002/9781405198073.wbierp0039 . ISBN 978-1-4051-9807-3 .
- Корнелл, Эндрю (2011). «Новый анархизм появляется, 1940–1954». Журнал для изучения радикализма . 5 (1): 105–131. doi : 10.1353/jsr.2011.0002 . ISSN 1930-1189 . JSTOR 41889949 . S2CID 144581597 .
- - (2016). Непослушное равенство: американский анархизм в двадцатом веке . Калифорнийский университет . doi : 10.1525/9780520961845 . ISBN 978-0-520-28675-7 .
- Фишер, Майкл С. (2010). Введение . Новая Реформация: ноты неолитического консерватора . Гудман, Пол (2 -е изд.). PM Press . С. 5–29. ISBN 978-1-60486-056-6 .
- Гендер, Роберт Байрон (2002). Поздний модернизм и культурная политика Cold War America, 1946–1964 (Ph.D.). Колумбийский университет . ProQuest 304798813 .
- Гудвей, Дэвид (2006). Анархистские семена под снегом: левая либертарианская мысль и британские писатели от Уильяма Морриса до Колина Уорда . Ливерпульский университет издательство . doi : 10.5949/upo9781846312557 . ISBN 978-1-84631-025-6 .
- Грэм, Роберт, изд. (2007). «Пол Гудман: Рисование линии (1945)» . Анархизм: документальная история либертарианских идей . Тол. 2. Монреаль: Книги Черной Розы. С. 42–56. ISBN 978-1-55164-310-6 Полем OCLC 154704186 .
- Honeywell, Carissa (2011). «Пол Гудман: Поиск аудитории для анархизма в Америке двадцатого века» . Журнал для изучения радикализма . 5 (2): 1–33. doi : 10.1353/jsr.2011.0011 . ISSN 1930-1189 . JSTOR 41879237 . S2CID 144967664 . ProQuest 921727268 .
- Кинг, Ричард Х. (1972). "Пол Гудман" . Партия Эрос: радикальная социальная мысль и сфера свободы . Университет Северной Каролины Пресс . С. 78–115. ISBN 978-0-8078-1187-0 .
- Маршалл, Питер (1992). Требование невозможного: история анархизма . HarperCollins . ISBN 978-0-00-217855-6 .
- Хорошо, Том (1979). Адам и его работа: библиография источников у Пола Гудмана (1911–1972) . Пресс чучела . ISBN 978-0-8108-1219-2 .
- - (1986). «Адам и его работа: библиографическое обновление» . В Паризи, Питер (ред.). Художник настоящего: Эссе о Поле Гудмане . Пресс чучела . С. 153–183. ISBN 978-0-8108-1843-9 .
- Смит, Эрнест Дж. (2001). "Пол Гудман" . В Хансоме, Пол (ред.). Американские культурные теоретики двадцатого века . Словарь литературной биографии . Тол. 246. Гейл . С. 177–189. ISBN 0-7876-4663-6 . Gale Mzrhfv506143794 .
- Стор, Тейлор (26 марта 1977 г.). «Хитрый, мошенничество или полет». Нация . Тол. 224. С. 373–376. EBSCO HOST 11198430 .
- - (1977b). "Введение" . Рисование линии: политические очерки Пола Гудмана . Свободные издания жизни. с. IX - XXXII. ISBN 0-914156-17-9 .
- - (1994a). Здесь сейчас следующее: Пол Гудман и происхождение гештальт -терапии . Джосси-Басс . ISBN 978-0-7879-0005-2 .
- - (1994b). "Пол Гудман" . В Делеоне, Дэвид (ред.). Лидеры 1960 -х годов: биографический сборник источников американской активности . Greenwood Press . С. 509–516. ISBN 978-0-313-27414-5 .
- - (2010). Предисловие . Рисование линии еще раз: анархистские сочинения Пола Гудмана . Гудман , Пол . Stoehr, Taylor (ed.). PM Press . С. 5–18. ISBN 978-1-60486-057-3 .
- Видмер, Кингсли (1980). Пол Гудман . Твейн . ISBN 0-8057-7292-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст в рисунке линии (1962) из Hathitrust (общественное достояние)
- Полный текст при рисовании линии еще раз (2010), заимствовано из интернет -архива