Мертвый
Автор | Терри Пратчетт |
---|---|
Художник обложки | Джош Кирби |
Язык | Английский |
Ряд |
|
Предмет |
|
Жанр | Фантастика |
Издатель | Victor Gollancz Ltd совместно с Колином Смайтом |
Дата публикации | 12 ноября 1987 г. |
Страницы | 304 |
Награды | Занял 65-е место в рейтинге Big Read. |
ISBN | 0-575-04171-4 |
ОКЛК | 16685210 |
Предшественник | Равные обряды |
С последующим | Источники |
«Морт» — фантастический роман британского писателя Терри Пратчетта . Опубликованный в 1987 году, это четвертый роман о Плоском мире и первый, в котором основное внимание уделяется персонажу Смерти , который в предыдущих романах появлялся только как второстепенный персонаж. Название представляет собой имя главного героя , а также игру слов: на французском и каталонском языке mort означает «смерть», а на румынском — «мертвый». Издание на французском языке называется Mortimer , а издание на каталонском языке — Morth .
В 2004 году Пратчетт заявил, что «Морт» был первым романом о Плоском мире, которым он был «доволен», заявив, что в предыдущих книгах сюжет существовал для поддержки шуток, но в «Морте » сюжет был неотъемлемой частью. [ 1 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Будучи подростком, Морт обладает характером и темпераментом, которые делают его неподходящим для семейного фермерского бизнеса. Отец Морта, Лезек, берет его на местную ярмарку найма в надежде, что Морт найдет место ученичества. Незадолго до последнего удара полуночи приходит Смерть и берет Морта в ученики. Смерть забирает Морта в свои владения, где он встречает пожилого слугу Смерти Альберта и его приемную дочь Изабель. Позже Морт сопровождает Смерть, когда он путешествует, чтобы забрать душу короля Сто Лата, который должен быть убит коварным герцогом Сто Хелит. После того, как Морт безуспешно пытается предотвратить убийство, Смерть предупреждает его, что все смерти предопределены, и что он не может вмешиваться в судьбу.
Смерть поручает Морту забрать душу принцессы Кели, дочери убитого короля, но вместо этого он убивает убийцу, которого герцог послал за ней. Кели жива, но вскоре после смерти убийцы люди начинают вести себя так, как будто что-то произошло, не зная почему, а именно, что это будут за приготовления к похоронам и траур. Вскоре она обнаруживает, что остальной мир больше не признает ее существования, если она не противостоит им, и даже тогда они сразу же после этого забывают ее. Впоследствии она нанимает волшебника Игнеуса Катвелла, который может видеть ее, поскольку он обучен видеть вещи, невидимые для обычных людей, чтобы сделать ее существование ясным для публики. В конце концов Морт обнаруживает, что его действия создали альтернативную реальность, в которой живет Кели, но он также узнает, что первоначальная реальность подавляет ее и в конечном итоге перестает существовать, убивая Кели. Консультируя Катвелла, Морт видит фотографию основателя Незримого университета Альберто Малича и отмечает, что он похож на Альберта.
Морт и Изабель отправляются в Стек, библиотеку во владениях Смерти, где хранятся биографии всех, кто когда-либо жил, чтобы исследовать Альберта, в конечном итоге обнаруживая, что он действительно Малич. Далее они узнают, что Малич боялся монстров, ожидающих его в загробной жизни, и выполнил обратную версию Обряда Ашкенте в надежде уберечь Смерть от него. Заклинание имело неприятные последствия и отправило его на сторону Смерти, где он и остался, чтобы отсрочить свою кончину. В это время Смерть, жаждущая насладиться тем, что значит быть человеком, отправляется в Анк-Морпорк, чтобы насладиться новыми впечатлениями, в том числе напиться, потанцевать, сыграть в азартные игры и найти работу. Морт, в свою очередь, начинает больше походить на Смерть, перенимая его манеры и аспекты своей личности, в то время как его собственные постепенно подавляются.
Отсутствие Смерти вынуждает Морта собрать следующие две души, которые расположены в разных частях Диска (в Агатовой Империи и Цорте соответственно) и должны умереть в ту же ночь, когда альтернативная реальность будет уничтожена. Прежде чем он и Изабель уйдут собирать души, Морт использует часть Смерти внутри себя, чтобы заставить Альберта создать заклинание, которое замедлит разрушение альтернативной реальности. После того, как Морт и Изабель уходят, Альберт возвращается в Невидимый университет под именем Малич. В это время его стремление жить на Диске возрождается, и он заставляет волшебников провести Обряд Ашкенте в надежде наконец вырваться из хватки Смерти. Ритуал вызывает Смерть и ту часть Смерти, которая захватила Морта, возвращая его в нормальное состояние. Не подозревая о предательстве Альберта, Смерть забирает его обратно к себе на службу, а Библиотекарь предотвращает побег волшебника.
Морт и Изабель отправляются во дворец Кели, где принцесса и Катвелл организовали поспешную церемонию коронации в надежде, что Кели сможет стать королевой до того, как альтернативная реальность будет разрушена. Поскольку реальность теперь слишком мала для заклинания Альберта, Морт и Изабель спасают Кели и Катвелла от уничтожения альтернативной реальностью. Они возвращаются во владения Смерти и обнаруживают, что их ждет разъяренная Смерть, последняя узнала о действиях Морта от Альберта. Смерть увольняет Морта и пытается забрать души Кели и Катвелла, но Морт вызывает его на дуэль за них. Хотя Смерть в конечном итоге выигрывает дуэль, он сохраняет жизнь Морту и отправляет его обратно на Диск.
Смерть убеждает богов изменить первоначальную реальность так, чтобы Кели правил вместо герцога, который был случайно убит во время дуэли Смерти и Морта из-за разрушения его прижизненного мерца. Морт и Изабель, которые влюбились друг в друга на протяжении всей истории, женятся, и Кели делает их герцогом и герцогиней Сто Хелит, а Катвелл становится хозяином спальни королевы. Смерть присутствует на свадебном приеме Морта и Изабель, где он предупреждает Морта, что ему придется убедиться, что судьба первоначального герцога исполнилась, и представляет ему созданную им альтернативную реальность, теперь уменьшенную до размера большой жемчужины, прежде чем двое часть на дружеских условиях.
Персонажи
[ редактировать ]- Смерть
- Мертвый
- Изабель
- Бинки, лошадь смерти
- Альберт
- Несколько
- Катвелл
Адаптации
[ редактировать ]Стивен Бриггс адаптировал роман для сцены в 1992 году. [ 2 ]
Роман был адаптирован как графический роман « Морт: Большой комикс» , опубликованный в 1994 году.
Роман был адаптирован Робином Бруксом для BBC Radio Four . Программа, рассказанная Антоном Лессером , с Джеффри Уайтхедом в роли Смерти, Карлом Прекоппом в роли Морта, Клэр Корбетт в роли Изабель и Элис Харт в роли принцессы Кели, программа впервые транслировалась в четырех частях в середине 2004 года и часто повторялась, в последний раз на Radio 4. Дополнительный . [ 3 ]
состоялась премьера немецкоязычной музыкальной адаптации 15 декабря 2007 года в Гамбурге . [ 4 ]
Английская музыкальная адаптация Морта была представлена в Гилфорде в августе 2008 года Молодёжным музыкальным театром Великобритании . Адаптацию подготовила Дженифер Токсвиг (сестра Сэнди Токсвиг ), а композитором - Доминик Хаслам. [ 5 ] Новая постановка режиссера Люка Шеппарда была поставлена в Гринвичском театре в 2011 году.
Отмененная адаптация
[ редактировать ]После фильма «Принцесса и лягушка » аниматоры Диснея Джон Маскер и Рон Клементс планировали, что их следующим проектом станет анимационная версия « Морта» , но неспособность получить права на экранизацию помешала им продолжить работу над проектом и вместо этого создать «Моану» . [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Дэйв Лэнгфорд сделал рецензию на Морта для «Белого карлика № 96» и заявил, что «После немного менее успешного эксперимента в «Равных обрядах » Пратчетт разглядел сочетание веселья с извилистым сюжетом, и остальные из нас, потенциальных юмористов, ненавидят его за это. " [ 7 ]
, проводимом BBC в 2003 году В конкурсе Big Read , зрители проголосовали за «Самую любимую книгу нации»; «Морт» вошел в сотню лучших и был выбран самым популярным из романов Пратчетта. [ 8 ]
Отзывы
[ редактировать ]- Обзор Фарена Миллера (1987) в Locus , № 322, ноябрь 1987 г. [ 9 ]
- Обзор Джона Уоллеса (1954 -) (1988) в Vector 142
- Обзор Энди Робертсона (1988) в Interzone , № 23, весна 1988 г.
- Рецензия Алана Фрейзера (1989) в Inferno в мягкой обложке, № 76.
- Рецензия Роберта Деверо (1989) в 2 часа ночи, осень 1989 г.
- Обзор [на немецком языке] Бертольда Гизе (1990) в журнале Science Fiction Times, август 1990 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Ноти (ведущий); Терри Пратчетт (гость) (4 июля 2004 г.). Терри Пратчетт . Книжный клуб . Радио Би-би-си 4 . Событие происходит в 3:27/28:48. Архивировано из оригинала 28 апреля 2023 года . Проверено 25 марта 2016 г.
Первые пару книг представляли собой веселые шутки в адрес фэнтезийной вселенной. Сюжет на самом деле был создан для того, чтобы не дать передней и задней части книги столкнуться друг с другом посередине. , я понял И затем, по словам Морта , что для того, чтобы книга работала, она должна работать как книга независимо от юмора.
- ^ «Goodreads: Морт: Игра» . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Морт на сайте BBC Radio Lists
- ^ «Морт – Дас Мюзикл» . 2008. Архивировано Klosterwall 29 декабря 2008 года.
11, 20095, Гамбург (Hauptbahnhof).
- ↑ Музыкальный сайт Toksvig/Haslam Musical , британская адаптация, август 2008 г.
- ↑ первый трейлер полинезийской басни «Моана». Disney представляет на Cnet.com
- ^ Лэнгфорд, Дэйв (декабрь 1987 г.). «Критическая масса». Белый карлик (96). Мастерская игр : 13.
- ↑ BBC – The Big Read – 100 лучших книг , апрель 2003 г., дата обращения 9 мая 2009 г.
- ^ Миллер, Фарен (ноябрь 1987 г.). «Название: Морт» . Локус . Публикации Локуса.