Рабы
Склавены Балканах (на латыни ) или Склабены ( различные формы на греческом ) были ранними славянскими племенами, которые совершали набеги, вторгались и селились на в раннем средневековье и в конечном итоге стали одними из прародителей современных южных славян . летописцы упоминают их Ранние византийские как варваров, появившихся на границах Византии вместе с антами ( восточными славянами ), другой славянской группой. Склавены отличались от антов и вендов ( западных славян ); однако их называли родственниками. В конце концов, большинство южнославянских племен приняли византийский или франкский сюзеренитет и попали под их культурное влияние и халкидонское христианство . Этот термин широко использовался как общий термин до появления отдельных племенных названий в 10 веке.
Таможня
[ редактировать ]У склавенов были схожие, если не идентичные, обычаи и культура с антами. Они были тщательно описаны такими летописцами, как Прокопий и Маврикий, чьи труды вносят большой вклад в наше понимание этих двух раннеславянских народов.
Морис пишет, что славяне были очень гостеприимным народом. Племена, плохо обращавшиеся с гостями, подвергались нападкам за бесчестие. Заключенных не держали вечно, и через определенный период времени пленникам разрешалось отпустить их на волю или присоединиться к общине. Поселения строились в труднодоступных лесах, озерах и болотах, поскольку на них было трудно напасть, и имели выходы во многих направлениях для бегства. Они выращивали много сельскохозяйственных культур, особенно просо, но также имели разный домашний скот. Морис хвалит их терпимость к дискомфорту, когда это необходимо, и верность замужних женщин своим мужьям. В «Стратегиконе» отмечалось, что анты и склавены были независимы, отказываясь подчиняться управлению или порабощению. [1] Они жили в условиях демократии, когда все вопросы были переданы на усмотрение народа. [2]
Религией склавенов, как и других славянских племен и народов, было славянское язычество .
Анты и склавены были опытными воинами, особенно в партизанской войне, используя преимущество местности. Они предпочитали сражаться в густом лесу вместо генерального боя, хотя зафиксированы также полевые сражения и осады. Их оружием были дротики, копья, луки с отравленными наконечниками и прочные деревянные щиты, но бронежилеты встречались редко. [2] [1]
Терминология
[ редактировать ]
Византийцы в общих чертах группировали многочисленные славянские племена, жившие в непосредственной близости от Восточной Римской империи, на две группы: склавеной и антов . [3] Склавены были названы так Прокопием , а Склавами - Иорданом и Псевдо-Мавриком (греч. Σκλαβηνοί ( Склабеной ), Σκλαυηνοί ( Склауэной ) или Σκλάβινοι ( Склабиной ); латынь: Sclaueni , Sclavi , Склауини , или Стлауэни - Склавены ) . Производный греческий термин Sklavinia(i) ( Σκλαβινίαι ; латынь: Sclaviniae ) использовался для обозначения славянских племен в Византийской Македонии и на Пелопоннесе; эти славянские территории изначально находились вне контроля Византии. [4] Однако к 800 году этот термин также относился конкретно к славянским мобильным военным колонистам, которые в качестве союзников поселились на территориях Византийской империи. Славянские военные поселения появились на Пелопоннесе , в Малой Азии и Италии .
Византийская историография
[ редактировать ]Прокопий . Наиболее подробно о склавенах и антах сообщает [5] О склавенах упоминают также Иордан ( фл. 551), Псевдо-Цезарий (560), Менандр Протектор (середина VI в.), Стратегикон (конец VI в.) и др.
История
[ редактировать ]6 век
[ редактировать ]


Ученый Мишель Казанский VI века определил пражскую культуру и группу Суков-Дзедзице как археологические культуры Склавень, а культуру Пенковку - как антов. [5] Первый славянский набег к югу от Дуная был записан Прокопием, который упоминает нападение антов, «живущих недалеко от склавенов», вероятно, в 518 году. [6] [7] В 530-х годах император Юстиниан, похоже, использовал метод «разделяй и властвуй» , и упоминается, что склавены и анты сражались друг с другом. [8]
Склавены впервые упоминаются в контексте военной политики на дунайской границе византийского императора Юстиниана I (годы правления 527–565). [9] В 537 году 1600 кавалеристов, состоящих в основном из склавенов и антов, были отправлены Юстинианом в Италию для спасения Велизария . [10] Где-то между 533–34 и 545 гг. (вероятно, до вторжения гуннов 539–40 гг.) [10] произошел конфликт между антами и склавенами в Восточной Европе . [11] Прокопий отметил, что эти двое «стали враждебными друг другу и вступили в битву» до победы склавенов. [10] Конфликту, вероятно, способствовали или инициировали византийцы. [11] Римляне также набирали конных наемников из обоих племен против остготов . [10] К 545 году два племени заключили мир. [12] Последний раз анты упоминаются как антивизантийские воюющие стороны в 545 году, а склавены продолжали совершать набеги на Балканы. [11] Между 545 и 549 годами склавены совершали набеги вглубь римской территории. [13] Летом 550 года склавены подошли вплотную к Найсу и рассматривались как большая угроза, однако их намерению захватить Салоники и окрестности было сорвано Германом . [14] После этого в течение года склавены проводили время в Далмации «как на своей земле». [14] Затем склавены совершили набег на Иллирик и вернулись домой с добычей. [15] В 558 году авары прибыли в Причерноморскую степь и разгромили антов между Днепром и Днестром. [16] Впоследствии авары объединились со склавенами. [17]
Дауренций (фл. 577–579), первый славянский вождь, записанный по имени, был отправлен аварским посольством с просьбой к своим славянам принять сюзеренитет авар и платить дань, поскольку авары знали, что славяне накопили огромное богатство после неоднократного грабежа Балкан. Сообщается, что Дауренций парировал: «Другие не завоевывают нашу землю, мы завоёвываем их [...] так будет всегда для нас», и приказал убить послов. [18] Затем Баян выступил (в 578 г.) против народа Даврентия с помощью византийцев и поджег многие из их поселений, хотя это не остановило славянские набеги вглубь Византийской империи. [19] В 578 году большая армия склавенов опустошила Фракию и другие области. [20] В 580-х годах анты были подкуплены для нападения на поселения Склавени. [21]
К 580-м годам, когда славянские общины на Дунае стали больше и организованнее, а авары начали оказывать свое влияние, набеги стали более масштабными и привели к постоянным поселениям. Иоанн Эфесский в 581 году отмечал: «Проклятый народ славян выступил и разграбил всю Грецию, области, окружающие Фессалоники, и Фракию, взяв многие города и замки, опустошая, сжигая, грабя и захватывая всю страну». По словам Флорина Курты , Иоанн преувеличивал интенсивность славянских вторжений, поскольку на него повлияло его заключение в Константинополе с 571 по 579 год. [22] более того, он воспринимал славян как божье орудие для наказания гонителей монофизитов . [22]
К 586 году им удалось совершить набеги на западный Пелопоннес , Аттику , Эпир , оставив лишь восточную часть Пелопоннеса, которая была гористой и труднодоступной. В 586 году нашей эры около 100 000 славянских воинов совершили набег на Салоники. Последняя попытка восстановить северную границу была с 591 по 605 год, когда окончание конфликтов с Персией позволило императору Морису перебросить части на север. Однако он был свергнут после военного восстания в 602 году, а полтора десятилетия спустя дунайская граница рухнула (см. Балканские кампании Мориса ).
7 век
[ редактировать ]В 602 году авары напали на антов; это последнее упоминание об Анте в исторических источниках. [23] В 615 г., во время правления Ираклия (годы правления 610–641), все Балканы считались Склавинией – населенной или контролируемой славянами. [24] В том же году Хацон возглавил нападение славян на Салоники. [25] Славяне обратились за помощью к аварам, в результате чего осада закончилась неудачей (617 г.). [25] В 626 году Сасаниды , авары и славяне объединили свои силы и безуспешно осадили Константинополь . [26] В том же году осады славяне использовали свою моноксилу , чтобы переправить через Босфор 3000 войск союзных Сасанидов , которые последние обещали аварскому хагану. [27] На основании De Administando Imperio также предполагается, что миграция белых хорватов и сербов могла быть частью второй славянской волны во время правления Ираклия. [28]

Констант II завоевал Склавинию в 657–658 гг., «взяв многих и подчинив себе». [29] и расселил пленных славян в Малой Азии ; в 664–665 годах 5000 из них присоединились к Абдулреману ибн Халиду . [30] Пербундос , вождь ринкиноев , могущественного племени недалеко от Салоник, планировал осаду Салоников, но был заключен в тюрьму и в конце концов казнен после побега из тюрьмы; Ринкинои, Стримониты , Сагудатаи и Другубитаи объединились, восстали и осадили Салоники на два года (676–678). [31]
Первая Болгарская империя была первым государством, которое империя признала на Балканах, и впервые юридически отказалась от претензий на часть своих балканских владений. [32] В 680 году византийский император Константин IV (годы правления 668–685), недавно разгромивший арабов , возглавил экспедицию во главе огромной армии и флота, чтобы отогнать булгар, но потерпел катастрофическое поражение от Аспаруха при Онглосе. , болотистая местность в дельте Дуная или вокруг нее, где булгары разбили укрепленный лагерь. [32] [33] Булгары продвинулись на юг, пересекли Балканские горы и вторглись во Фракию . [34] В 681 году византийцы были вынуждены подписать унизительный мирный договор, обязывающий их признать Болгарию независимым государством, уступить территории к северу от Балканских гор и платить ежегодную дань. [32] [35] Отношения между булгарами и местными славянами являются предметом споров в зависимости от интерпретации византийских источников. [36] Васил Златарский утверждает, что они заключили договор, [37] но большинство историков сходятся во мнении, что они были порабощены. [36] [38] Булгары имели превосходство в организационном и военном отношении и стали доминировать политически в новом государстве, но между ними и славянами существовало сотрудничество для защиты страны. Славянам было разрешено сохранить своих вождей, соблюдать свои обычаи, а взамен они должны были платить натуральную дань и предоставлять пехотинцев для армии. [39] Семь славянских племен были переселены на запад для защиты границы с Аварским каганатом , а севери были переселены в восточные Балканские горы для охраны проходов в Византийскую империю. [36] Численность булгар Аспаруха оценить трудно. Васил Златарски и Джон Ван Антверпен Файн-младший предполагают, что они были не особенно многочисленны и насчитывали около 10 000 человек. [40] [41] в то время как Стивен Рансиман считает, что это племя должно было иметь значительные размеры. [42]
Юстиниан II (годы правления 685–695) поселил до 30 000 славян из Фракии в Малой Азии, пытаясь увеличить военную мощь. Однако большинство из них вместе со своим лидером Небулом перешли на сторону арабов в битве при Себастополе в 692 году. [43]
8 век
[ редактировать ]Военные кампании в северной Греции в 758 г. при Константине V (годы правления 741–775) вызвали переселение славян в условиях булгарской агрессии; снова в 783 г. [44] Болгария в 773 году отрезала путь сообщения, долину Вардар , между Сербией и Византией. [45] Булгары ( потерпели поражение в 774 году , после того как император Константин V годы правления 741–775) узнал об их запланированном набеге. [46] , произошло крупное славянское восстание В 783 году в Византийской империи, простиравшейся от Македонии до Пелопоннеса , которое впоследствии было подавлено византийским патрикиосом Стауракиосом (фл. 781–800). [47] Далмация , населенная славянами во внутренних районах, в это время имела прочные связи с Византией. [48] В 799 году Акамерос , славянский архонт, участвовал в заговоре против императрицы Ирины Афинской . [49]
Отношения с Византией
[ редактировать ]В византийских литературных источниках (таких как Иоанн Эфесский ) упоминаются набеги славян на территории Греции в 580-х годах. Согласно более поздним источникам, таким как «Чудеса святого Димитрия» , Другубитаи , Сагудатаи , Белегезитай , Байунетай и Берзетай осадили Салоники в 614–616 годах. [50] Однако именно это событие имело на самом деле местное значение. [51] Совместными усилиями аваров и славян два года спустя город также не удалось взять. В 626 году объединенная аварская , булгарская и славянская армия осадила Константинополь . Осада была прорвана, что отразилось на могуществе и престиже Аварского ханства. Славянское давление на Салоники ослабло после 617/618 года, пока не началась осада Фессалоники (676–678) коалицией Рынкиноя, Сагудатая, Другубитаи и Струманоя. На этот раз белегезиты, также известные как велегезиты, не участвовали и фактически снабжали осажденных граждан Салоников зерном. Судя по всему, славяне расселились на местах более ранних поселений и, вероятно, позднее слились с местным населением греческого происхождения, образовав смешанные византийско-славянские общины . Стимулом к этому процессу послужило обращение в тот же период славянских племен на Балканах в православие. [52]
Ряд средневековых источников свидетельствуют о присутствии славян в Греции. По пути в Святую Землю в 732 году Виллибальд «достиг города Монемвасии , в земле Славинии ». Этот конкретный отрывок из Vita Willibaldi интерпретируется как указание на присутствие славян во внутренних районах Пелопоннеса . [53] Что касается чумы 744–747 годов, Константин VII писал в X веке, что «вся страна [Пелопоннеса] была славянизирована». [54] Другой источник того периода, « Хроника Монемвасии» , говорит о славянах, завоевавших западный Пелопоннес, но о том, что восточный Пелопоннес вместе с Афинами оставался в руках Византии на протяжении всего периода. [55] Однако такие источники далеки от идеала. [56] и их надежность обсуждается. Например, византинист Петр Чаранис считает « Хроники Монемвасии» надежным источником, но другие ученые отмечают, что они сильно преувеличивают влияние славянских и аварских набегов на Грецию в это время. [57]
Макс Фасмер , выдающийся лингвист и индоевропейист, дополняет исторические отчеты позднего средневековья, перечисляя 429 славянских топонимов только с Пелопоннеса. [53] [58] Степень, в которой наличие топонимов отражает компактное славянское поселение, является предметом споров. [59] и может представлять собой накопительный пласт топонимов, а не быть отнесен к самой ранней фазе расселения.
Отношения между славянами и греками, вероятно, были мирными, если не считать (предполагаемого) первоначального урегулирования и периодических восстаний. [60] Будучи земледельцами, славяне, вероятно, торговали с греками внутри городов. [55] Более того, славяне, конечно, не оккупировали всю внутреннюю территорию и не уничтожали греческое население, поскольку некоторые греческие деревни продолжали существовать внутри страны, вероятно, управляли сами собой и, возможно, платили славянам дань. [55] Некоторые деревни, вероятно, были смешанными, и вполне возможно, что некоторая степень эллинизации славян греками Пелопоннеса уже началась в этот период, прежде чем реэллинизация была завершена византийскими императорами. [61]
Когда византийцы не воевали на своих восточных территориях, они постепенно восстанавливали имперский контроль. Это было достигнуто благодаря системе тем , которая относится к административной провинции, в которой был сосредоточен армейский корпус под контролем стратега («генерала»). [62] Система тем впервые появилась в начале VII века, во времена правления императора Ираклия . По мере восстановления Византийской империи эта система была введена на все территории, находившиеся под контролем Византии. [62] Первая балканская фема возникла во Фракии в 680 году нашей эры. [62] вторая тема, « Эллада К 695 году возникла » (или «Элладики»), вероятно, в восточной части центральной Греции . [62] Подчинение славян в фемах было просто вопросом удовлетворения потребностей славянских элит и предоставления им стимулов для включения в имперскую администрацию.
Лишь 100 лет спустя была создана третья тема. В 782–784 годах генерал-евнух Стауракиос провел кампанию из Салоник на юг, в Фессалию и на Пелопоннес. [47] Он захватил много славян и переправил их в другие места, в основном в Анатолию (этих славян прозвали славянами ). [63] Однако неизвестно, была ли какая-либо территория возвращена имперской власти в результате кампании, хотя вполне вероятно, что некоторые были. [47] Где-то между 790 и 802 годами фема Македонии была создана с центром в Адрианополе (к востоку от современного географического образования ). [47] Серьезное и успешное восстановление началось при Никифоре I (802–811). [47] В 805 году тема Пелопоннеса . была создана [64] Согласно «Хроникам Монемвасии», византийский губернатор Коринфа в 805 году вступил в войну со славянами, уничтожил их и позволил коренным жителям заявить свои права. [64] Город Патры был восстановлен, а регион заселен греками. [65] В 9 веке продолжали возникать новые темы, хотя многие из них были небольшими и были вырезаны из оригинальных более крупных тем. Новые темы в 9 веке включали Фессалоники , Диррахий , Стримон и Никополь . [66] Из этих тем в интерьер перетекли византийские законы и культура. [66] К концу 9-го века большая часть Греции снова стала греческой в культурном и административном отношении, за исключением нескольких небольших славянских племен в горах, таких как Мелинги и Эзеритаи . [67] Хотя они оставались относительно автономными до времен Османской империи, такие племена были скорее исключением, чем правилом. [66]
Помимо военных походов против славян, процесс реэллинизации, начавшийся при Никифоре I, включал в себя (часто насильственное) переселение народов. [68] Многие славяне были переселены в другие части империи, например, в Анатолию, и отправлены на военную службу. [69] Взамен многие греки из Сицилии и Малой Азии были доставлены во внутренние районы Греции, чтобы увеличить количество защитников в распоряжении императора и разбавить концентрацию славян. [65] На Балканы были переселены даже негреки, например армяне . [63] Поскольку в последующие столетия все больше периферийных территорий Византийской империи, таких как Сицилия, южная Италия и Малая Азия, были потеряны, их грекоязычные жители вернулись в Грецию. Реэллинизация Греции путем переселения населения и культурной деятельности Церкви прошла успешно, что позволяет предположить, что славяне оказались в среде многих греков. [70] Сомнительно, что такое большое количество людей могло быть переселено в Грецию в 9 веке; несомненно, многие греки остались в Греции и продолжали говорить по-гречески на протяжении всего периода славянской оккупации. [70] Успех реэллинизации также предполагает, что число славян в Греции было намного меньше, чем в бывшей Югославии и Болгарии. [70] Например, Болгария не могла быть повторно эллинизирована, когда в 1018 году над булгарами была установлена византийская администрация, которая просуществовала более века, до 1186 года. [70]
В конце концов, византийцы вернули себе имперскую границу на севере вплоть до сегодняшнего региона Македонии , которая служила северной границей Византийской империи до 1018 года, хотя независимые славянские деревни остались. Поскольку славяне предположительно оккупировали всю внутреннюю часть Балкан, Константинополь был фактически отрезан от далматинских городов-государств, находящихся под его (номинальным) контролем. [71] Таким образом, Далмация стала иметь более тесные связи с Итальянским полуостровом из-за ее способности поддерживать контакты по морю, но ее также беспокоили славянские пираты. [71] Кроме того, Константинополь был отрезан от Рима , что способствовало растущему культурному и политическому разделению между двумя центрами европейского христианского мира . [71]
См. также
[ редактировать ]- Список средневековых славянских племен
- Сакалиба — средневековый арабский термин, обозначающий славян и других европейцев, происходящий от слов slavos/sklavenos.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Морис 500-е .
- ^ Перейти обратно: а б Прокопий 550-е гг .
- ^ Хапчик 2004 .
- ^ Лаут 2007 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс 2014 , с. 96.
- ^ Джеймс 2014 , с. 95.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 75.
- ^ Джеймс 2014 , с. 97.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Короткое 2001 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Академия 2003 , стр. 78–79.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 79.
- ^ Курта 2001 , стр. 84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 2001 , с. 86.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 87.
- ^ Кобылинский 2005 , стр. 536.
- ^ Кобылинский 2005 , стр. 537–539.
- ^ Курта 2001 , стр. 47, 91.
- ^ Курта 2001 , стр. 91–92, 315.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 91.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 2001 , с. 48.
- ^ Кобылинский 2005 , стр. 539.
- ^ Дженкинс 1987 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1991 , с. 41–44.
- ^ Тредголд 1997 , стр. 297–299.
- ^ Ховард-Джонстон 2006 , с. 33.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 64–66.
- ^ Стратос 1975 , с. 165
- ^ Стратос 1975 , с. 234
- ^ Курта 2006 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн 1991 , с. 67.
- ^ Уиттоу 1996 , стр. 270–271.
- ^ Bozhilov & Gyuzelev 1999 , p. 92.
- ^ Уиттоу 1996 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б с Bozhilov & Gyuzelev 1999 , p. 91.
- ^ Златарский 1970 , с. 198.
- ↑ Fine 1991 , стр. 67, 69.
- ^ Файн 1991 , с. 69.
- ^ Файн 1991 , с. 68.
- ^ Златарский 1970 , с. 188.
- ^ Рансимен 1930 , с. 28.
- ^ Тредголд 1998 , с. 26.
- ^ Власто 1970 , с. 9.
- ^ Живкович 2002 , стр. 230.
- ↑ Fine 1991 , стр. –77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Файн 1991 , с. 79.
- ^ Живкович 2002 , стр. 218.
- ^ Короткий 2006 , с. 110.
- ^ Файн 1991 , с. 41.
- ^ Короткометражка 2001 , с. 108.
- ^ Бинтлифф 2003 , стр. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1991 , с. 62.
- ^ Дэвис и Алкок 1998 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн 1991 , с. 61.
- ^ Файн 1983 , с. 62.
- ^ Ми, Патрик и Форбс 1997 .
- ^ Фасмер 1941 .
- ^ Вакалопулос 1970 , с. 6.
- ^ Файн 1991 , с. 63.
- ^ Хапчик 2004 , с. ?.
- ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1991 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Короткое 2006 , с. ?.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1991 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1991 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн 1991 , с. 83.
- ^ Fine 1991 , стр. 79–83.
- ^ Файн 1991 , с. 81.
- ^ Файн 1991 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1991 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн 1991 , с. 65.
Источники
[ редактировать ]- Византинославица . Том. 61–62. Академия. 2003. стр. 78–79.
- Бинтлифф, Дж.Л. (2003). «Этноархеология« пассивной » этнической принадлежности: арваниты Центральной Греции». В Брауне, Канзас; Хамилакис, Ю. (ред.). Полезное прошлое. Греческие метаистории . Лэнхэм-Боулдер: Lexington Books. стр. 129–144.
- Bozhilov, I.; Gyuzelev, V. (1999). History of Medieval Bulgaria 7th-14th Centuries (in Bulgarian). Sofia: Anubis. ISBN 954-426-204-0 .
- Курта, Флорин (2001). Становление славян: история и археология Нижнего Дуная, ок. 500–700 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139428880 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Дэвис, Джек Л.; Алкок, Сьюзен Э. (1998). Сэнди Пилос: Археологическая история от Нестора до Наварино . Остин: Издательство Техасского университета. п. 215. [ нужен лучший источник ]
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Хорошо, Джон В.А. (1983). Древние греки: критическая история . Хартфорд, Коннектикут: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674033146 .
- Ховард-Джонстон, доктор юридических наук (2006). Восточный Рим, Сасанидская Персия и конец античности: историографические и исторические исследования . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-0860789925 .
- Хапчик, Деннис П. (2004). Балканы: от Константинополя к коммунизму . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-6417-5 .
- Каймакамова, Милиана; Саламон, Мацей (2007). Византия, новые народы, новые державы: зона византийско-славянского контакта, с девятого по пятнадцатый век . Towarzystwo Wydawnicze "Historia Iagellonica". ISBN 978-83-88737-83-1 .
- Кобылинский, Збигнев (2005). «Славяне». В Фуракре, Поль (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 1, около 500–700 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 524–544. ISBN 978-1-13905393-8 .
- Джеймс, Эдвард (2014). Европейские варвары 200-600 гг . н.э. Рутледж . ISBN 978-1-317-86825-5 .
- Янкович, Джордже (2004). «Славяне в Северном Иллирике VI века» . Вестник Сербского археологического общества . 20 : 39–61.
- Дженкинс, Ромилли Джеймс Хилд (1987). Византия: Имперские столетия, 610–1071 гг . н.э. Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-6667-1 .
- Лаут, Эндрю (2007). Греческий Восток и Латинский Запад: Церковь 681–1071 гг. н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 9780881413205 .
- Морис (500-е). Стратегикон Мориса .
- Ми, Кристофер; Патрик, Майкл Атертон; Форбс, Хэмиш Александр (1997). Грубое и каменистое место: ландшафт и история поселений полуострова Метана, Греция: результаты исследовательского проекта Метана, спонсируемого Британской школой в Афинах и Ливерпульским университетом . Ливерпуль, Великобритания: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 9780853237419 .
- Прокопий (550-е гг.). История войн .
- Рансиман, Стивен (1930). История Первого Болгарского царства . Дж. Белл и сыновья.
- Стратос, Андреас Николау (1968). Византия в седьмом веке . Том. 1. Адольф М. Хаккерт. ISBN 9789025607487 .
- Стратос, Андреас Николау (1968). Византия в седьмом веке . Том. 2. Адольф М. Хаккерт. ISBN 978-0-902565-78-4 .
- Стратос, Андреас Николау (1975). Византия в седьмом веке . Том. 3. Адольф М. Хаккерт.
- Тредголд, Уоррен (1998). Византия и ее армия, 284–1081 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-3163-8 .
- Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-2630-2 .
- Вакалопулос, Апостолос Э. (1970). Истоки греческой нации: византийский период, 1204–1461 гг . Перевод Моулза, Ян. Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 6.
- Фасмер, Макс (1941). «Славяне в Греции» . Берлин: Издательство Академии наук.
- Власто, АП (1970). Вхождение славян в христианский мир: Введение в средневековую историю славян . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521074599 .
- Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Чигоя Стампа. ISBN 9788675585732 .
- Живкович, Тибор (2002). Южные славяне под византийским господством 600–1025 [ Южные славяне под византийским господством (600–1025) ]. Белград: Исторический институт САНУ. ISBN 9788677430276 .
- Златарский, Василь Н. (1970). на История б'лгарската д'ржава през средневекове . Наука и искусство.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чекич, Джордже (2014). «Были ли Склавинии государствами?» . Труды Matica Srpska Za Social Sciences (на сербском языке) (149): 941–947. дои : 10.2298/ZMSDN1449941D .
- Кардарас, Георгиос (2018). «Склавены и анты. Некоторые заметки об особенностях между ними» . Славия Восточная . LXVII (3): 377–393.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Византийские источники по истории народов Югославии» . Зборник Радова . Византолошский институт САНУ: 19–51. 1955. (Общественное достояние)