История Улан-Батора
История , Улан-Батора столицы Монголии , берет свое начало в 1639 году, когда он был впервые основан как передвижной монастырь.
Балбал . или древняя человеческая статуя была выбрана церемониальным местом основания ( Шав ) города, когда он обосновался в 1778 году на своем нынешнем месте В настоящее время современная каменная черепаха сидит на месте древнего балбала недалеко от площади Сухэ-Батора в центре города.
Предыстория
[ редактировать ]Человеческое поселение на городище Улан-Батор датируется нижним палеолитом . Археологические работы Алексея Окладникова в 1949 и 1960 годах выявили множество памятников палеолита на горах Богд-Хан-Уул, Буянт-Ухаа и Сонгинохайрхан. В 1962 году на горе Сонгинохайрхан были обнаружены различные палеолитические орудия, а также Буянт-Ухаа (23 каменных орудия), возраст которых ученые датируют от 300 000 до 40 000-12 000 лет назад. Окладников также обнаружил стоянку верхнего палеолита (40–12 тыс. лет назад) на юго-восточном подножии холма Зайсан на северной окраине горы Богд-Хан-Уул. Бьямбин Ринчен упоминает об этом как о вдохновении для своего доисторического романа « Заан Залуудай » . В нижних слоях этого бистратифицированного поселения, расположенного на территории современного Зайсанского мемориала, обнаружены орудия и материалы, изготовленные по леваллуазской технике . Эти люди верхнего палеолита охотились на мамонтов и шерстистых носорогов , кости которых в изобилии находят вокруг Улан-Батора.
красной охры Наскальные рисунки из эпохи бронзы (1-е тысячелетие до н.э.) можно найти в ущелье Их-Тенгер на северной стороне горы Богд-Хан-Уул, обращенной к городу. На картинах изображены человеческие фигуры, лошади, орлы и абстрактные узоры, такие как горизонтальные линии и большие квадраты с более чем сотней точек внутри. Тот же стиль живописи той же эпохи встречается очень близко к востоку от города Гачуурт, а также в Ховсгольском аймаке и южной Сибири, что указывает на общую южносибирскую кочевническую пасторальную культуру. Гора Богд Хан Уул, вероятно, была важным местом религиозного культа для этих людей. Квадратные гробницы бронзового века найдены в ущельях Шаджин Хурах и Тур Хурах на горе Богд Хан Уул, обращенных к городу.
К северу от Улан-Батора находятся огромные царские гробницы Ноин-Ула сюнну (хунну), возраст которых превышает 2000 лет. В районе Чингэлтэй найдена гробница хунну. Гробницы хунну в ущелье Белх возле монастыря Дамбадарджаалин находятся под защитой города. Однако гробницы хунну на горе Сонгинохайрхан находятся под национальной защитой. Деревянные чашки, тарелки, керамические сосуды и рог оленя с 12 ветвями были найдены в «Гробнице хуннуской царицы» ( Хунну Хатни Булш ) в ущелье Баруун Богиниин Ам горы Богд Хан Уул. Шесть гробниц вокруг этой гробницы имеют следы древнего грабежа. Ухуань н.э. осуществил крупномасштабное разграбление гробниц сюнну в 87-74 гг. до Территория Улан-Батора находилась Хунну Сяньбэй ( в сфере кочевых империй , таких как Хунну ) (209 г. до н. э.-93 г. н. э.), ( Сумбе) (93 г. н. э. — 4 век), Жужан (Нирун) (402-555 гг.), Гоктюрк ( 555–745), Уйгуров (745–840), Киданей (907–1125) и Монгольской империи (1206–1368). В Налайхском районе есть важное Стела Тонюкука (ок. 722 г. н.э.) с древнетюркской надписью орхонским алфавитом .
Монгольская империя
[ редактировать ]Ван Хан Тогрул (1130-1203) из кераитов , несторианский христианский назвал легендарным пресвитером Иоанном монарх, которого Марко Поло , как говорят, имел здесь свой дворец (Шварцвальд на реке Туул) и запрещал охоту в святая гора Богд Уул. Руины его дворца (15х27 метров с воротами, обращенными на юг) были найдены в Сонгинохайрханском районе в 1949 году и раскопаны Д. Навааном в 2006 году. Этот кирпичный дворец под влиянием китайской архитектуры позже также назывался Третьим дворцом Чингисхана или Есуи Хатун. дворец, где Чингисхан останавливался с Есуй-хатун перед нападением на тангутов в 1226 году. Водоотводный канал отводил воду с крыши через восточные и западные ворота комплекса. В 2003 году японцы и корейцы подготовили специальные программы об этом дворце, где произошли многие важные события из жизни Чингисхана. Отец Чингисхана Есухей стал здесь кровным братом с Тогрулом, а позже и сам Чингисхан стал здесь сыном Тогрула.
«Сокровенная история монголов» упоминает эту местность во многих местах, например в параграфах 115 и 264:
(После победы над меркитами Темуджином и Джамухой)... Тогрул Хан вернулся домой, следуя по краю горы Бурхан-Халдун, минуя лес Огорт, продолжая путь мимо Гачуурт-сувчида и Улиастай-сувчида, охотясь по пути, пока не пришел к Черному Лес реки Туул. (ШМ 115)
Чингисхан... переправившись через реку Инд, преследовал Джалалдина Султана и хана Малика до земли индусов, но они бежали. Поэтому он взял в плен многих приграничных жителей индуистского региона и вернулся с множеством верблюдов и коз. Оттуда Чингисхан вернулся, проведя лето на реке Иртыш и осенью года Петуха (1225 г.) достиг Шварцвальда реки Туул, где разбил свой Ордо (царский лагерь) и перезимовал. (SHM 264) В следующем году он выступил против Си Ся, взяв с собой царицу Есуй .
В 1984 году в Дадарт-Ууле на горе Сонгинохайрхан была раскопана богатая гробница XIII века воина ростом 175 см (69 дюймов) в возрасте от 50 до 60 лет с богато украшенным золотым поясом. Он был похоронен с овечьей лопаткой, кинжалом с железным лезвием и деревянной ручкой, колчаном из коры длиной 65 см (26 дюймов) с тремя железными стрелами внутри, двумя легкими изогнутыми стременами (типа XIII века) и остатками чугунного котла-треножника. Его богато украшенный пояс, состоящий из 39 частей, со скарабеем на правом бедре привел к предположениям, что это могила Джамухи . Простую наскальную картину 13-го века, изображающую монгольскую женщину в характерном монгольском головном уборе, можно увидеть на северном склоне горы Богд-Хан-Уул. Говорят, что Абтай Саин Хан также поклонялся горе в 16 веке. Французский миссионер Жербийон разбил лагерь на месте Улан-Батора 5 августа 1698 года и на следующий день продолжил путь на север вдоль долины реки Сельбе (современный Сухэ-Баторский район). Он говорит в своем журнале:
5-го числа мы прошли пятьдесят ли , что на самом деле следует сократить до тридцати пяти ли (17 км), запад-северо-запад, из-за большого крюка, который мы сделали в горах, держась на юг и юго-запад, чтобы избежать болота равнин. Мы разбили лагерь на берегу Тулы , которая разделяется на множество рукавов, еще украшенных красивыми деревьями. По пути мы миновали множество ручьев, впадающих в Реку, и на расстоянии около тридцати ли следовали по краю высокой горы Хан-Алинь ( Гора Богд Хан Уул ), покрытой величественным сосновым лесом и ели, полные медведей, кабанов и оленей. Мы расположились лагерем в долине у подножия этой горы, на берегу той же реки. [ 1 ]
18 век
[ редактировать ]Маньчжурский посланник Тулишен написал отчет о своем путешествии по этому региону в 1712 году, описывая, как его группа отдыхала и ловила от десяти до двадцати лососей и щук в реке Ту-ла, в то время как некий Ко-ча-ер-тоо убил оленя с помощью ружье в «Хань-шане» (т. е. Хан-Ууле). Он также описывает «богатую и пышную» природу вокруг гор «Сунг-ки-на» (т. е. горы Сонгино Хайрхан). [ 2 ] До того, как монгольская знать Халха пришла и принесла присягу маньчжурскому императору в Долон Норе (бывшая летняя столица Хубилай-хана Ханаду ) в 1691 году, территория современного Улан-Батора находилась под контролем Тушит-хана Чахундорджа, брата Занабазара . В 1691 году старшему сыну Чахундоржа Галдандоржу был присвоен титул Джун Ван в Долон Норе и передана территория современного Улан-Батора. С этого времени оно стало четко разграниченным наследственным княжеством под названием Дархан Чин Вангийн Хошуу (Знамя Дархан Чин Вана). Центром Знамени была гора Богд-Хан-Уул, а его границы описаны в исторических записях того периода. [ 3 ] Галдандорж (1691-1692) был первым Дарханом Чин Ваном. Его преемниками являются: его старшие - Дондовдорж (1692-1743), Ринчендорж (1743-1755), Хаживдорж (1757-1759), Геджидорж (1759-1771), Цевдендорж (1771-1774), Сундевдорж (1774-1798), Нямбудорж. (1799-1832) вплоть до принца Дархана Чин Вана (1914-1921). С 1728 по 1921 год 21 знамя Тушит Хана Аймага каждые три года проводило «Хан Уулиин Чуулган» (Собрание Хан Уула) на северном склоне горы Богд Хан Уул , на месте Улан-Батора. Ассамблея обсудила широкий круг вопросов, включая финансы, военную перепись, налог на скот и юридические вопросы. Председателями Ассамблеи Хан-Уула было 26 человек, от Тушит-хана Ванджилдоржа (1728–1732) до принца (1914–1921). Всего было также 30 заместителей президента или спикеров. [ 4 ] Второй Джебцундамба Хутукту родился на горе Сонгинохаирхан в современном Улан-Баторе в 1724 году в семье Дархана Чин Ван Дондовдоржа и Цагаана Дари Баярта. Дондовдорж носил титулы Цзюнь Ван, Дархан Чин Ван, Хошой Чин Ван и Эфу и также сидел на троне Тушит-хана в течение двух лет (1700-1702). Он сыграл свою роль в том, чтобы Урга оказался на территории своего знамени. С 1733 по 1743 год он был одновременно Саидом (министром-губернатором) Урги и председателем собрания Хан-Уула. Одной из его жен была Амарлингуи Хичиенгуи, шестая дочь императора Канси, которую он получил замуж в 1697 году. Ее могила, храм Гундж (1740 г.), частично сохранилась в лесах к северо-востоку от Улан-Батора. Дондовдорж, выдающийся поэт, сочинил песню «Тумен эх», восхваляющую скаковую лошадь. [ 5 ] В 1696 году Занабазар и монгольская знать Халха вернулись из Долон Нора и расположились лагерем на северной стороне горы Богд-Хан-Уул. Ущелье, где стояли лагерем ханы и князья, называлось Тур Хурахын Ам (Ущелье Собрания Государств), а ущелье, где стояли лагерем монахи и настоятели, - Шаджин Хурахын Ам (Ущелье Собрания Религии). Дворяне и ламы продолжали встречаться в этом месте в течение следующих 330 лет. В Нухтин-Аме, на юге Улан-Батора, Занабазар (1635-1723) совершал посвящение и медитировал под деревом Джанчивсембе, тень которого была использована при выборе места для монастыря Гандан в 1838 году.
-
3000-летние картины красной охрой бронзового века.
-
Царские кубки с надписями из гробниц хунну (хунну) к северу от Улан-Батора.
-
Бронзовое зеркало с надписью, найденное в гробнице хунну (ок. 200 г. до н. э.) в Зун Сала, Улан-Батор.
-
Строительные материалы из Тэрэлджина Дорволджина (209 г. до н. э. – 93 г. н. э.) в пределах Большого Улан-Батора.
-
Стела Тоньюкука (722 г. н.э.) в Налайхском районе Улан-Батора.
-
Руины дворца Ван-хана XII века в Улан-Баторе.
-
Руины дворца Ван-хана XII века в Улан-Баторе.
-
Голова слона из руин Бухег Балгаса XIII века в Улан-Баторе.
-
Голова Будды из руин Бухег Балгаса XIII века в Улан-Баторе.
-
Простая наскальная живопись 13 века с изображением монгольской женщины на юге Улан-Батора.
Мобильный монастырь
[ редактировать ]Основанный в 1639 году как юртовый монастырь, Улан-Батор, тогда Оргео (дворец- юрта ), сначала был расположен у озера Ширит Цагаан Нуур (75 км к востоку от имперской столицы Каракорума ) на территории нынешнего Бурд-сума , Овёрхангай , примерно в 230 км ( В 143 милях) к юго-западу от нынешнего места Улан-Батора и был задуман монгольской знатью как резиденция первого Джебцундамба Хутухту , Занабазара , сына Тушит-хана Гомбодоржа (1597-1655). Гомбодорж был внуком Абтай Саин-хана (1554-1588), внуком Герсенза Джалаира Хуангтайзи (1513-1549), младшим сыном Даян-хана (1464-1517/1543?), 29-го Великого хана и потомком Хубилай-хана ( 1215-1549). Занабазар (1635-1723), известный как вундеркинд, способный в трехлетнем возрасте читать Джамбалцанджод (похвалу Манджушри), был основан в Урге в 1723 году. Там он был провозглашен «учителем множества», рукоположен Верховным ламой Венса Брулгу Лувсанданзанджамцем и получил имя Лувсанданмбииджалцан (Бло-бзанг-бстан-па'и-ргьял-мтшан). В 1651 году Занабазар вернулся в Монголию из Тибета и основал семь аймаки (монашеские отделения) в Урге. Это были отдел казначейства, отдел управления, отдел питания, отдел заслуженного врача, отдел Амдо, отдел Орлога и отдел Хуухен-нойона. На старости лет он основал в Урге еще четыре монашеских кафедры.
Как передвижной монастырский город, его часто перемещали в различные места по рекам Селенге , Орхон и Туул , по мере необходимости снабжения и других нужд. Во время Джунгарских войн конца 17 века его даже перенесли во Внутреннюю Монголию . [ 6 ] По мере того как город рос, он перемещался все меньше и меньше. [ 7 ] Детализировать перемещения города можно следующим образом: Ширит Цаган Нур (1639 г.), Хошо Цайдам (1640 г.), Горы Хэнтий (1654 г.), Огомор (1688 г.), Внутренняя Монголия (1690 г.), Цецэрлегийн Эрдэнэ Толгой (1700 г.), Даагандель ( 1719 г.), Усан Сир (1720 г.), Их Тамир (1722 г.), Джаргалант (1723 г.), Эвен Гол (1724 г.), Худжиртбулан (1729 г.), Бургалтай (1730 г.), Согор (1732 г.), Тэрэлдж (1733 г.), река Улиастай (1734 г.) ), Хуйский округ (1736 г.), Хунцал (1740 г.), Удлег (1742 г.), Огоомор (1743 г.), Сельбе (1747 г.), река Улиастай (1756 г.), Сельбе (1762 г.), Хуйский округ (1772 г.), Сельбе (1778 г.). ). В 1778 году город переехал из Хуй Мандал и навсегда обосновался на своем нынешнем месте, недалеко от слияния и под Богд Хан Уулом . Туул и рек Сельбе [ 8 ] Одним из самых ранних упоминаний об Урге на Западе является рассказ шотландского путешественника Джона Белла в 1721 году:
То, что они называют Ургой, — это двор, или место, где проживают принц (Тушит-хан) и первосвященник (Богд Джебцундамба Хутугту), которые всегда располагаются лагерем на небольшом расстоянии друг от друга. Вокруг них стоят несколько тысяч палаток, которые время от времени убирают. Ургу часто посещают купцы из Китая, России и других мест. [ 9 ]
Еще одно раннее упоминание содержится в дневнике шведского исследователя Лоренца Ланге в 1722 году:
Что касается нашей торговли с Китаем, то она в настоящее время находится в очень тяжелом состоянии; и ничто в мире не могло бы нанести большего вреда нашим караванам, чем торговля, которая ведется в Урге; ибо из этого места ежемесячно, даже еженедельно, в Пекин привозят не только те же самые товары, какие привозят наши караваны, но и лучшего качества, чем те, которые привозят наши караваны; и в таких больших количествах, что товары, которые пекинские купцы, постоянно курсирующие между Пекином и Ургой для торговли с нашим народом, и товары, которые ламы монголов привозят из своих мест, ежегодно превышают в четыре или пять раз такой же ценности, как караваны, приходящие в Пекин во имя его царского величества. [ 10 ]
Ко времени смерти Занабазара в 1723 году Урга уже стал выдающимся монастырем Монголии с точки зрения религиозного авторитета. Совет семи самых высокопоставленных лам ( Хамба Номон-хан , Дед Хамба и пять Цордж ) принимал большую часть религиозных решений в городе. Он также стал торговым центром Внешней Монголии. С 1733 по 1778 год Урга в основном перемещалась в окрестностях своего нынешнего местоположения. В 1754 году Эрдэнэ Шанзодба Ям (Управление церковного имения) Урги получила все полномочия по надзору за административными делами шабинаров (мирских подданных Богда). Он также функционировал и будет продолжать функционировать как главный судебный суд города. Сундувдорж — Эрдэнэ Шанзодба в настоящее время . В 1758 году император Цяньлун назначил вице-генерала Халхи Санзайдоржа первым монгольским амбаном Урги с полными полномочиями «надзирать за Хурээ и хорошо управлять всеми шабинарами Хутугту». [ 11 ] В 1761 г. с этой же целью был назначен второй амбань — маньчжурский. В 1786 году в Пекине был издан указ, который давал право ургинским амбаням принимать окончательные решения по административным делам территорий Тушит-хана и Сэцен-хана. Благодаря этому Урга стал высшим гражданским органом власти в стране. На основании прошения монгольского губернатора Урги Санзайдоржа император Цяньлун официально признал ежегодную церемонию на горе Богд-Хан-Уул в 1778 году и предоставил ежегодные императорские пожертвования. Город был резиденцией не только Джебцундамба Хутугту, но и двух цинских амбаней , а в китайском торговом городе росли «четыре дерева», или в 4,24 км (2,63 мили) к востоку от центра города, в месте слияния рек Улиастай и Туул. . Этот торговый район держался на расстоянии, чтобы не преграждать путь паломникам и не осквернять священный город (как того требовал 4-й Богд Джебцундамба). Здесь были сельскохозяйственные поля и искусственные озера. У китайцев были большие, красиво оформленные магазины, торгующие разными товарами. Пара богато украшенных колонн высотой 11 метров с надписями (1783 г.), стоящих перед сохранившимся храмом Дари Эх (1778 г.) в бывшем районе Маймайчэн, сейчас находится под национальной защитой. Большой магазин Номтиин Пуус (Магазин благочестивого торговца) и руины еще одного старого китайского магазина все еще видны. 8 китайских и 6 монгольских, в том числе Храм Конфуция , Одон Астрологический храм В Маймайчэне было 14 храмов : , Мечеть китайских мусульман Белая Шляпа, Храм Гуаньинь , Гэсэр Сум ( Гуанди Храм ), Эрлег Хани Сум (Храм Повелителя Смерти). , Эрлизийн Сум (Храм смешанного народа) и Урчуудин Сум (Храм ремесленников). Заргачиин Ям (Судебная палата), расположенный к востоку от китайской мечети, занимался юридическими делами китайцев.
С 1778 года в Урге могло проживать около 10 000 монахов. Они регламентировались монашеским уставом, получившим название «Внутренний устав Великого монастыря» или Йеке Куриен-у Дотоаду Дюрем (например, в 1797 году указом 4-го Джебцундамба запрещалось «петь, играть в стрельбу из лука, мягман, шахматы, ростовщичество и курение»). Казни были запрещены там, где можно было увидеть святые храмы Богдо Джебцундамы, поэтому смертная казнь проводилась на определенном расстоянии от города. В 1839 году пятый Богд Джебцундамба перенес свою резиденцию на холм Гандан, возвышенность к западу от рынков Баруун Дамнуурчин. Часть города была перенесена в соседний Толгоит. Причиной этого шага было то, что преобладающие северо-западные ветры принесли нечистый воздух рынков Баруун Дамнуурчин (известных своими многочисленными китайскими и русскими магазинами, а также борделями) на неприкосновенную священную территорию храмового комплекса Зуун Хурээ Богд Джебцундамбы. расположен к востоку от рынков. Несмотря на это, в 1855 году часть лагеря, переехавшая в Толгоит, была возвращена на место 1778 года, а 7-й Богд Джебцундамба навсегда вернулся в Зуун Хурээ. Монастырь Гандан процветал как центр философских исследований ( цанид ). Женщинам не разрешалось входить в этот район, а монахам Желтой Шляпы было запрещено ходить в мирские помещения ( хору ), где монахи секты Красных Шляпников свободно брали жен. Ургу посещали многие иностранные посланники и путешественники, в том числе Егор Федорович Тимковский (1820), Н. М. Пржевальский , Пётр Козлов , М. Де Бурболон (1860) и А. М. Позднеев. В состав русского посольства в составе 130 человек, прибывшего в Ургу в январе 1806 года, входили граф Юрий Головкин , граф Ян Потоцкий , Юлий Клапрот и Андрей Ефимович Мартынов . [ 12 ] В 1863 году российское консульство в Урге было открыто в недавно построенном двухэтажном здании на Консуловой горе. В том же году была открыта небольшая луковичная часовня Святой Троицы. Были протесты со стороны некоторых монахов Урги, которые жаловались, что Консульство на Консулском холме находится выше священного столба Богд Джебцундамбы. Большинство крупных монгольских ханов и дворян имели представительные резиденции в Урге, расположенные на юго-востоке и юго-западе хороо, мирские кварталы, которые они время от времени посещали. Юго-западные светские кварталы также включали тибетский и бурятский кварталы и имели ряд храмов Красной Шапки, шаманских святынь, а также храмов Желтой Шапки. (Юго-восточное Хороо) располагались кварталы ( Амбань Хан Хороо ) монгольских и маньчжурских правителей Урги В светских кварталах Зуун Омнод Хороо .
-
Картина Урги с изображением Гандана и Зуун Хури. Датируется 1809–1833 гг. (между основанием Гандана и строительством храма Майдар).
-
Фотография 1874 года храмов Дечингалав, Майдар, Бат Цагаан и Абтай-хана в центральной Урге.
-
Храмы Урги в 1900 году.
-
Деталь Маймайчэна и российского консульства на картине Джагдера 1913 года.
-
Деталь юго-восточного квартала мирян и прилегающих территорий на картине Джагдера 1913 года.
-
Деталь монастыря Манджушри на горе Богд Хан Уул на картине Джагдера 1913 года.
-
Цветная фотография 1913 г. Желтого дворца с Дечингалавским храмом (1739 г.). Справа от него находится меньшая золотая крыша храма Абтай-хангера (1585 г.). Слева - храм Майдар (1833 г.) и край большого храма Бат Цагаан (1654 г.).
-
Храм Майдар (1833 г.) Зуун Хури в Урге, фотография 1913 года.
-
Цветная фотография монастыря Гандан 1913 года.
-
Цветная фотография церемониальных ворот Зуун Хури, 1913 год.
-
Цветная фотография 1913 года: монгольские ламы Зуун Хурээ в буддийских одеждах/тогах.
-
Фотография монахов на холме Тасган, обращенная к городу на юг, 1913 года.
-
Фотография 1913 года: монголка рядом с Хаисом (живой изгородью) Зуун Хурэ.
-
Монгольские всадники на улицах Урги в 1920 году.
-
Тюрьма в Урге, 1920 год.
Урга и Кяхтинская торговля
[ редактировать ]После Кяхтинского мира 1727 года Урга (Улан-Батор) была важным пунктом кяхтинской торговли между Россией и Китаем — в основном сибирскими мехами для китайской ткани, а затем и чая. Маршрут пролегал на юг до Урги, на юго-восток через Гоби до Калгана и на юго-восток через горы в Пекин. Урга также была пунктом сбора товаров, прибывавших с запада. Их либо отправляли в Китай, либо отправляли на север, в Россию, через Кяхту из-за юридических ограничений и отсутствия хороших торговых путей на запад.
К 1908 году [ 13 ] был русский квартал с несколькими сотнями купцов, русским клубом и неформальным русским мэром. К востоку от главного города находилось российское консульство, построенное в 1863 году, с православной церковью, почтой и 20 казачьими охранниками. Он был укреплен в 1900 году и ненадолго оккупирован войсками во время Боксерского восстания. По этим маршрутам существовала телеграфная линия на север до Кяхты и на юго-восток до Калгана, а также еженедельная почтовая связь. За российским консульством находился китайский торговый пост Маймайчэн, а неподалеку — дворец маньчжурского наместника. С ростом западной торговли в китайских портах торговля чаем в Россию пришла в упадок, некоторые китайские купцы уехали, и шерсть стала основным экспортным товаром. Промышленные товары по-прежнему поступали из России, но большая их часть теперь привозилась караванами из Калгана. Годовой товарооборот оценивался в 25 миллионов рублей, девять десятых в руках китайцев и одна десятая в руках русских.
Коммунистическая эпоха
[ редактировать ]Московская торговая экспедиция 1910-х годов оценила население Урги в 60 000 человек на основе исследования Николая Пржевальского 1870-х годов. [ 14 ] Во время фестиваля Наадам и крупных религиозных праздников население города выросло до более чем 100 000 человек. В 1919 году число монахов достигло 20 000 по сравнению с 13 000 в 1810 году. [ 14 ] В 1910 году амбань Сандо отправился подавлять крупную драку между ганданьскими ламами и китайскими торговцами, начавшуюся инцидентом в магазине Да И Ю в торговом районе Баруун Дамнуурчин. Он не смог взять лам под контроль и был вынужден бежать обратно в свои покои. В 1911 году, когда династия Цин в Китае приближалась к полному краху, монгольские лидеры в Их Хурээ для Наадама тайно встретились на горе Богд Хан Уул и решили положить конец 220-летнему маньчжурскому контролю над своей страной. 29 декабря 1911 года восьмой Джепцундамба Хутухту был объявлен правителем независимой Монголии и принял титул Богд-хана. [ 7 ] Хюри как резиденция Джебцундамба Хутугту был логичным выбором столицы нового государства. Однако в трехстороннем Кяхтинском соглашении 1915 года (между Россией, Китаем и Монголией) статус Монголии был изменен на простую автономию. В 1919 году монгольская знать, несмотря на сопротивление Богдо-хана, договорилась с китайским жителем Чэнь И об урегулировании «монгольского вопроса» по образцу эпохи Цин, но прежде чем это соглашение могло быть реализовано, Хюрэ был оккупирован войска китайского военачальника Сюй Шучжэна , заставившего монгольскую знать и духовенство полностью отказаться от автономии.
В 1921 году город дважды переходил из рук в руки. Сначала, 4 февраля 1921 года, смешанные русско-монгольские войска под предводительством белого русского военачальника Романа фон Унгерн-Штернберга захватили город, освободив Богд-хана из китайского плена и убив часть китайского гарнизона. За захватом Урги бароном Унгерном последовала очистка небольших банд Монголии от деморализованных китайских солдат и, в то же время, грабежи и убийства иностранцев, включая жестокий погром, уничтоживший еврейскую общину . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] 22 февраля 1921 года Богдо-хан вновь был возведен в звание Великого хана Монголии в Урге. [ 18 ] Однако в то же время, когда барон Унгерн брал под свой контроль Ургу, поддерживаемые Советским Союзом коммунистические монгольские силы во главе с Дамдином Сухэ-Батором в России формировались , и в марте они пересекли границу. Унгерн и его люди выехали в мае навстречу краснорусским и красным монгольским войскам, но в июне потерпели катастрофическое поражение. [ 19 ] В июле коммунистическая советско-монгольская армия стала второй завоевательной силой за шесть месяцев, вошедшей в Ургу. Монголия перешла под контроль Советской России. 29 октября 1924 г. по совету советского представителя в Монголии Т. Р. Рыскулова город был переименован в Улан-Батор (монгольский «красный герой»).
В социалистический период, и особенно после Второй мировой войны, большинство старых районов юр были заменены многоквартирными домами советского типа , часто финансируемыми Советским Союзом. Городское планирование началось в 1950-х годах, и большая часть города сегодня является результатом строительства с 1960 по 1985 год. [ 20 ] В 1956 году была завершена Трансмонгольская железная дорога , соединившая Улан-Батор с Москвой и Пекином, были построены кинотеатры, театры, музеи и т. д. С другой стороны, большинство храмов и монастырей досоциалистического Хюрэ были разрушены после антирелигиозных чисток конца 1930-х годов. Монастырь Гандан был вновь открыт в 1944 году, когда вице-президент США Генри Уоллес попросил показать монастырь во время своего визита в Монголию.
Демократическая революция
[ редактировать ]Улан-Батор был местом демонстраций, которые привели к переходу Монголии к демократии и рыночной экономике в 1990 году . 10 декабря 1989 года протестующие возле Молодёжного культурного центра призвали Монголию осуществить перестройку и гласность в их полном смысле. Лидеры диссидентов требовали свободных выборов и экономических реформ. 14 января 1990 года протестующие, число которых выросло с двухсот до более чем тысячи, встретились у музея Ленина в Улан-Баторе. 21 января последовала демонстрация на площади Сухэ-Батора. После этого в январе и феврале прошли демонстрации выходного дня, сопровождавшиеся формированием первых оппозиционных партий Монголии. 7 марта десять диссидентов собрались на площади Сухэ-Батора и объявили голодовку. К ним присоединились тысячи сторонников. 8 марта их стало еще больше, и толпа стала еще более неуправляемой; семьдесят человек были ранены и один убит. 9 марта правительство коммунистической Монгольской народно-революционной партии ушло в отставку. Временное правительство объявило о первых свободных выборах в Монголии, которые прошли в июле. МНРП выиграла выборы и вернулась к власти. [ 21 ]
После перехода Монголии к рыночной экономике в 1990 году город пережил дальнейший рост - особенно в районах гер, поскольку строительство новых многоквартирных домов в 1990-х годах практически прекратилось. [ нужна ссылка ] Население увеличилось более чем вдвое и превысило один миллион жителей, что составляет около 50% всего населения Монголии. [ нужна ссылка ] Это вызывает ряд социальных, экологических и транспортных проблем. В последние годы строительство новостроек набрало новые обороты, особенно в центре города, а цены на квартиры взлетели до небес.
протесты 2008 года
[ редактировать ]В 2008 году Улан-Батор стал ареной беспорядков после того, как Монгольская демократическая партия , Партия «Гражданская воля» и Республиканская партии оспорили победу Монгольской народно-революционной партии на парламентских выборах . В публичном митинге, проведенном оппозиционными партиями, приняли участие около 30 000 человек. После окончания митинга некоторые протестующие покинули центральную площадь и направились к расположенной неподалеку штаб-квартире Монгольской народно-революционной партии, напав на здание и подожг его. Нападению также подвергся полицейский участок. [ 22 ] Ночью участники беспорядков подожгли Дворец культуры, где были разграблены и сожжены театр, музей и Национальная художественная галерея. Сожженные машины, [ 23 ] Сообщалось об ограблениях банков и грабежах. [ 22 ] Организации в горящих зданиях подверглись вандализму и разграблению. Полиция применила слезоточивый газ, резиновые пули и водометы против протестующих, бросавших камни. [ 22 ] Было объявлено четырехдневное чрезвычайное положение, в столице введен комендантский час с 22:00 до 08:00, а продажа алкоголя запрещена. [ 24 ] после этих мер беспорядки не возобновились. [ 25 ] В ходе подавления беспорядков полицией были убиты пять человек и сотни арестованы. Правозащитные группы выразили обеспокоенность по поводу действий властей по поводу этого беспрецедентного инцидента. [ 26 ] [ 27 ]
Последние события
[ редактировать ]После подписания инвестиционного соглашения Ою Толгой в 2009 году началась первая фаза горнодобывающего бума в Монголии. Улан-Батор, как столица страны, стал одним из лучших в мире направлений для инвестиций. С 2009 по 2012 год позиции Улан-Батора в инвестиционном мире стремительно росли. Шахтеры и банкиры стекались в город, когда строительный и другие отрасли процветали. В сентябре 2011 года Улан-Батор был показан на телеканале CNNGo TV - в том же году в Монголии наблюдался самый быстрый рост ВВП в мире - 17,3%. За событиями в монгольском парламенте в Улан-Баторе стали внимательно следить иностранные инвесторы. Темпы роста замедлились после принятия SEFIL (Закона об иностранных инвестициях стратегических предприятий) в 2012 году. Хотя в 2013 году в закон были внесены поправки, темпы роста еще не вернулись к предыдущим уровням бума. Тем временем Улан-Батор неуклонно повышает свой международный авторитет на уровне политики и международных отношений. Улан-Батор регулярно принимает делегации ОБСЕ после того, как Монголия стала государством-участником ОБСЕ. Организация безопасности и сотрудничества в Европе в ноябре 2012 года. В апреле 2013 года Улан-Батор (как столица страны, председательствующей) успешно провел 7-ю Министерскую конференцию Сообщества демократий, на которой присутствовали 1215 делегатов из 104 стран. Аун Сан Су Чжи была одной из присутствующих. Здесь также прошли переговоры между Северной Кореей и Японией по вопросам похищений. В ноябре 2013 года Улан-Батор организовал первую встречу женщин-парламентариев стран Северо-Восточной Азии. В июне 2014 года здесь прошла первая международная конференция Улан-Баторского диалога по безопасности Северо-Восточной Азии. В августе 2014 года Улан-Батор принял Форум мэров Северо-Восточной Азии и стал городами-побратимами с Пекином. В августе и сентябре 2014 года Улан-Батор посетили Си Цзиньпин и Владимир Путин. В 2016 году в Улан-Баторе пройдет 11-я Азиатско-Европейская встреча (Саммит АСЕМ). В Улан-Баторе также начали проводиться международные музыкальные концерты на больших стадионах. Michael Learns to Rock , ONYX и корейская K-pop группа Все T-ara выступали в Улан-Баторе.
Город становится все более англоязычным, и на улицах и рекламных щитах часто встречаются вывески на английском языке. Корейская культура также имеет сильное влияние в городе, о чем свидетельствуют многочисленные корейские предприятия в центре города и принятие корейского стиля среди большого количества городской молодежи.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Общая история путешествий , 1753, стр.61.
- ^ Стонтон, сэр Джордж Томас Рассказ о китайском посольстве к татарам Тургута 1821 г., Лондон, с. 30
- ^ «Мэдлэг» . Асуби.Мн. 2011-05-23. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ «Халха Очирбат Тушит Хан Аймак» . Асуби.мн. 10 августа 2010 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ «Монгольский народный айзам длинная песня ТУМЭН Э.Х. Центральный Халхский лонг певец Ч.Н. НАМДЖИЛ» . Ютуб. 07.11.2012 . Проверено 25 ноября 2013 г.
- ^ Этот Ширет цагаан нуур расположен в районе Бюрд в Овёрхангае. П. Энхбат, О. Пюрев, Улан-Батор , Улан-Батор 2001, с. 9ф
- ^ Перейти обратно: а б «Краткая история Улан-Батора» . Улан-Батор.мн. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Кон, Майкл Lonely Planet Монголия, 4-е издание, 2005 г. ISBN 1-74059-359-6 , с. 52
- ^ Джон Белл, Путешествие из Петербурга в России в различные части Азии (Том 1) , 1763, Лондон, с. 344
- ^ Джон Белл, Лоренц Ланге, Путешествие из Санкт-Петербурга в России в различные части Азии (Том 2) , 1788, Лондон, с. 233
- ^ Жужа Майер, Кристина Телеки, Монастыри и храмы Богдин Хури, Их Хуре или Урга. Архивировано 27 февраля 2009 г. в Wayback Machine , 2006 г., Улан-Батор, стр. 10. 25
- ^ Тимковский, Георгий Путешествие русской миссии через Монголию в Китай и проживание в Пекине в 1820-1821 гг. Том 1, 1827 г. Лондон, с. 128
- ^ Линдон Уоллес Бейтс, Русская дорога в Китай, 1910 г.
- ^ Перейти обратно: а б От Хутагтиин Хури до Ниислеля Хури. Архивировано 10 октября 2017 г. в Wayback Machine . Выступление директора Главного архивного управления Д. Ульзийбаатара.
- ^ ОДНАКО, КРИСТОФЕР. Яркий обзор .
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Палмер, Джеймс (2009). Кровавый Белый Барон . Книги Персея. ISBN 9780465014484 .
- ^ Бишер, Джейми. Белый террор: казачьи военачальники Транссиба . п. 276.
- ^ Кузьмин, С.Л. История барона Унгерна: опыт реконструкции. Москва: КМК, 2011, с. 165–200
- ^ Kuzmin, p.250-300
- ^ Агентство новостей Монсаме. Монголия . 2006, ISBN 99929-0-627-8 , с. 33-34
- ^ Россаби, Моррис Современная Монголия: от ханов к комиссарам и капиталистам 2005, University of California Press, ISBN 0-520-24419-2 . стр. 1-28
- ^ Перейти обратно: а б с "BBC.Монголия объявляет чрезвычайное положение" . Новости Би-би-си. 01 июля 2008 г. Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ «ABC News. Монголия принимает меры после того, как в ходе беспорядков погибли пять человек» . Abc.net.au. 2 июля 2008 г. Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ "BBC.Смертельные столкновения в столице Монголии. Ситуация стабилизировалась" . Новости Би-би-си. 2 июля 2008 г. Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ «Би-би-си. На улицах охваченной беспорядками Монголии спокойно» . Новости Би-би-си. 3 июля 2008 г. Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ «Amnesty International Сходит с рук монгольским властям убийство?» . Amnesty.org . 15 января 2009 г. Проверено 18 апреля 2012 г.
- ^ [1] Архивировано 6 января 2011 г. в Wayback Machine.