Сурьямал Мисран
Сурьямал Мисран | |
---|---|
![]() Памятная марка Сурьямалла Мишрана (1815-1868 гг.) | |
Рожденный | 19 октября 1815 г. Харна, штат Банди |
Умер | 11 октября 1868 г. Другие | (52 года)
Занятие | |
Язык | |
Национальность | штат Бунди |
Известные работы | Ванша Бхаскар
Вир Сацай |
Дети | 1 Мурари и Мисран (Райкави из Бунди) |
Кавираджа Сурьямалл Мисран (также пишется Сурьямалл Мисан ; 1815–1868) был Раджкави (поэтом-историком) королевства Бунди . [ 1 ] Он владел шестью языками, включая дингал , санскрит , пракрит , апабхрамша , и был знатоком грамматики , логики , истории и политики . [ 2 ] Его важные работы включают Ванш Бхаскар, Вир Сатсай, Балвант Вилас и Чандомаюх . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Великий поэт-историк Раджастхана Сурьямалл Мисран родился в деревне Харна округа Бунди 19 октября 1815 года нашей эры (VS 1872). Его отца звали Кавираджа Чандидан, а мать — Бхавани Бай. Родословную Сурьямалла Мишрана можно проследить до поэта Чандкоти, который был известен своим владением шестью языками. Он и его преемники, включая Бхана, поселившегося в Бунди, были великими поэтами. Среди них Кави Баданджи получил известность благодаря своим стихам на пингале (Бридж-Бхаша). [ 3 ]
Семья первоначально проживала в королевстве Мевар . Бхан, уважаемый предок Сурьямалла, занимал уважаемое положение в дарбаре Читторгарха и время от времени навещал Рао Сурьямала, правящего правителя Бунди . Во время одного из таких визитов Рао оказал Бхану большую честь как своему гостю, а во время охотничьей экспедиции Бхан и Рао Сурьямал встретили двух больших медведей, которых Рао Сурьямал умело расправился с помощью своего катара . Впечатленный, Бхан увековечил это событие в своих стихах, вызвав признательность Рао Сурьямала, который подарил ему слона , лошадь и значительную сумму денег. Рао Сурьямал убедил Бхана остаться у него в гостях на несколько месяцев. Однако по возвращении в Читторгарх Бхан рассказал историю о доблести и щедрости Сурьямала Ране Ратану Сингху , который из ревности попросил его покинуть свои владения. Затем Бхан вернулся в Бунди, где его тепло приняли и удостоили джагира в сасане и ценных подарков. Позже потомки Бхана сделали Бунди своим постоянным местом жительства. Кавираджа Чандидан, отец поэта Сурьямалла Мисрана, был десятым преемником в линии Бхана. [ 3 ]
Кавираджа Чандидан был плодовитым ученым и поэтом своего времени, владевшим пингалой, дингалой и санскритом. Вишну Сингх, тогдашний махараджа Бунди , и вотчину деревни в Сасане , лакх пасав титул Кавираджа , передал Чанди Дану . Чанди Дан составил три текста первостепенной важности, а именно Балавиграха , Саар Сагар и Ваншабхаран . [ 3 ]
Образование
[ редактировать ]Сурьямал с детства был наделен острой сообразительностью и необыкновенной памятью. Глубокие знания по многим дисциплинам он приобрел еще в детстве. Получив образование у ведущих ученых своего времени, Сурьямал Мисран хорошо разбирался в астрономии , религии , культуре , астрологии , философии и нескольких языках, а также обладал исключительными литературными дарованиями. О его глубокой склонности к музыке свидетельствует тот факт, что он обычно носил с собой вину . [ нужна ссылка ]
«Кабаны опустошают зелень, слоны мутят озеро, А лев теряется в любви своей львицы, не обращая внимания на кол
Не называйся сейчас Симхасом (львами), о Тхакур, пока ты ищешь чужой милости
Только те, чьи лапы упали слонам, достойны этого имени, а не кроткие».
--Сурьямолл Мишран [ 4 ]
Он получил образование в дингале, санскрите, философии, истории и поэтике у разных гуру, помимо своего отца. Свами Сварупдас , Дадупанти, обучал его литературе йоги , веданты , ньяи и вайшешики . У Пандита Ашананда он изучил грамматику , стихи , поэзию , астрологию , Ашвадхаку и Чанакья Шастру. У Мухаммеда он научился игре на вине и персидскому языку у другого наставника. От другого мусульманского учителя он получил знания об исламской религии и культуре и читал персидские истории, такие как « Тарих-и-Фиришта» и « Акбар-Нама» Абул-Фазла. [ 5 ] Таким образом, Сурьямал Мисран с самого начала получил образовательную, литературную и историческую атмосферу, породив уникальное слияние знаний, мудрости и доблести. В своей книге «Ванш-Бхаскар» Сурьямалл выражает свое глубокое уважение к этим Гуру. [ 5 ] [ 3 ] Об одном из своих гуру, мусульманском ученом по имени Мохаммад, Сурьямалл пишет: [ 3 ]
Мой Гуру и Учитель Мухаммед является воплощением добродетели и стойким поклонником Аллаха. Именно от него я узнал секреты его религии. — Ванш-Бхаскар
Карьера
[ редактировать ]Сурьямалл сменил своего отца в суде в должности Кавираджи во время правления Махарао Раджи Рам Сингха. Он писал в основном на дингале , хотя время от времени использовал также санскрит , пракрит , магадхи , пингал и другие диалекты. [ нужна ссылка ]
Мисран был придворным поэтом ( Радж-Кави ) королевства Бунди , которым правил Хада Чауханс . [ 6 ] В поэтическом мире они известны как «Махакави». Он предпринял работу Ванса Бхаскара во время правления Махарао Рам Сингха. [ 7 ] Он намеревался написать «Ванс Бхаскар» в двух томах и двенадцати частях по аналогии с солнцем, у которого в году два солнцестояния и двенадцать месяцев. Он оставил произведение незавершенным на восьмой части второго тома из-за разногласий с королем, территория которого стала британским протекторатом, в то время как поэт поддержал Индийское восстание 1857 года . [ 8 ]
Сурьямал Мисран был тронут тяжелым положением простых раджпутских солдат. По крайней мере, в трех куплетах Вир Сатсай он выразил свою обеспокоенность женами храбрых солдат, которые просили у королевы пригоршню зерен вопреки обещанию, что головы их мужей покатятся перед ней, когда понадобится взамен. Вир-Сацай – это проникновенное выражение надежд и стремлений доблестных воинов Раджастана и их супруг. Он воспевает тех, кто непоколебимо предался опасной игре неповиновения и смерти, предпочитая достойное вымирание жизни в рабстве и позоре.
Прославление Мисраном местных героев помогло развить дух национализации в Раджастане.
Антибританские настроения
[ редактировать ]Сурьямал Мисран был сторонником сопротивления колониальным державам. По его мнению, подчинение британцам подразумевало утрату дхармы (веры и образа жизни). Он предупредил, что, если британцы останутся, никто не станет Джами ка Тхакуром (господином земли), и все станут Исаем (христианами). [ 5 ]
Сурьямал написал большинству королей и такуров Раджпутаны с просьбой выступить против британцев. Он представлял себе коалицию индуистских королей Индии, которые начнут войну и изгонят британцев раз и навсегда. [ нужна ссылка ]
Во время войны 1857 года против британцев Сурьямал прославлял мужество Аувы Тхакура Кушала Сингха , который дал приют солдатам Пурабии из Джодхпурского легиона , восставшим против Британской Ост-Индской компании и маршировавшим из Сирохи в сторону Британской Индии . [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]Хотя Сурьямал не испытывал недостатка в богатстве и ресурсах, он проводил дни в депрессии, поскольку у него не было детей, он чувствовал себя задыхающимся от растущей власти Великобритании над Индией. Последние дни его жизни прошли в кризисе. Он нашел прибежище в музыке и алкоголе , он погружался в алкоголь по ночам, и алкоголь вызывал у него болезни, постепенно его тело худело, и он скончался. Таким образом, он умер в Бунди 11 октября 1868 года (VS 1925 Ашадх Кришна Экадаши). Его смерть оплакивали жители и знать Раджастана и малва , как дань уважения ему было написано множество стихов. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]За свою жизнь Сурьямал Мисран женился шесть раз. На его первой свадьбе присутствовал Махарао Рам Сингх, сам король Бунди . [ нужна ссылка ]
Его причисляли к пяти драгоценностям ( панч-ратна ) Бунди . Книга его эпического творения «Ванш Бхаскар» также осталась незавершенной, которую позже завершил его приемный сын Кавираджа Мурари Дан. [ нужна ссылка ]
Сурьямал Мисран часто упоминается индийскими учеными как « Веда Вьяс » недавнего современного периода, поскольку его Ванша Бхаскар рассматривается как эпос, равный Махабхарате . [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Ванша Бхаскар
[ редактировать ]Монументальный труд Сурьямалла «Ванш-Бхаскар » представляет собой обширный источник знаний о войне, астрономии, йоге, религии и древних традиционных науках Индии, в то же время широко освещая историю Чауханов и других династий Раджастана. [ 3 ]
В XIX веке публикация Ванша Бхаскара оказала разрушительное воздействие на бардовскую поэзию в Бунди.
Его публикация едва не положила конец деятельности бардов в Бунди, потому что каждый поэт, с которым я встречался, декламировал стихи из Вамсабхаскара. Я поинтересовался старинными семьями бардов, но мне сказали, что за последние 70 лет их библиотеки распались. На самом деле мне показали огромную массу отдельных страниц сборника бардовских песен, купленного у Баниа за две копейки. [ 9 ]
Работы Сурьямала Мисрана оставались влиятельными даже спустя столетие. Гьясирам Мишра (из Матхуры), которому была предоставлена такая же должность в суде Бунди, основал свою работу «Вамса Прадипака» » Сурьямалла на «Ванш Бхаскаре . [ 9 ]
Выдающиеся композиции Сурьямала Мисрана:
- Ванш Бхаскар
- Вир Сацай
- Дхату Рупавали
- Балвант Вилас
- Рам Ранджат
- Чанд Маюх
- Сати Расо
- Сати Суджас
Премия Сурьямала Мишрана Шикхара
[ редактировать ]Премия Сурьямала Мишрана Шикхара в память о поэте-историке XIX века Сурьямале Мисране вручается на основании благодарности комитета, состоящего из Раджастхани Бхаши Сахитьи и Академии санскрити Биканера ( правительства Раджастхана ) за особый вклад в литературу Раджастхана. . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В последние годы его образ ставился в театре, особенно в спектакле Раджендры Панчала « Катха Сукави Сурьямалл Ки» в исполнении группы Перафин из Кота . [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 19.10.1990 Марка [1] . indianpost.com
- ^ Перейти обратно: а б С. Мукерджи (январь 1999 г.). Словарь индийской литературы, один, начало 1850 г. Orient Longman Ltd.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шарма, Вишну Датт (1976). Торговый центр Сурья Мишра . Академия Сахитья. ISBN 978-81-260-0395-2 .
- ^ Сисир Кумар Дас (1991). История индийской литературы . Академия Сахитья. ISBN 81-7201-006-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сетия, Мадху (2005). «Британское верховенство: реакция и ответ поэтов Раджастана девятнадцатого века» . Социолог . 33 (12.11): 14–28. ISSN 0970-0293 . JSTOR 3518063 .
- ^ [2] Торговый центр Haveli Surya Mishran (Сет Джи Ка Чаураха, Бунди, Раджастхан)
- ^ Ванш Бхаскар Сурьямалл Месан Двара Пранит
- ^ Энциклопедия индийской литературы. [Sl]: Сахитья Академи, 1996.
- ^ Перейти обратно: а б Шастри, Хара Прасад (1913). Предварительный отчет об операции по поиску г-жи. из Бардских хроник . Азиатское общество Бенгалии.
- ^ «Премия Сурямолл Месан Шикхар» . 1 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ "Дом" . 1 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Датт, К.К. (1999). Кто есть кто из индийских писателей: 1999: В 2 т. Том. 1 час ночи . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-0873-5 .
- ^ «Музыкальный спектакль «Катха Сукави Сурьямал Ки» поставлен » Трибуна 15 февраля 2017 года . Получено 26 апреля.
- ^ «Катха Сукави Сурьямалл Ки» . Metawards.com. Архивировано из оригинала 6 января 2018 года.