Церковь аббатства Сен-Совер в Редоне
![]() Хор и трансепт церкви аббатства Сен-Совер с «часовней герцога» на переднем плане, расположенной вдоль северного нефа. | |
![]() | |
47 ° 39'02 "N 2 ° 05'01" W / 47,65056 ° N 2,08361 ° W | |
Расположение | Редон , Иль и Вилен , Франция |
---|---|
Тип | Приходская церковь в готическом и романском стиле |
Высота | Колокольня: 57 метров; Романская башня: 27 метров. |
Дата начала | 11 век |
Выделенная дата | Редонское аббатство |
Церковь аббатства Сен-Совер — католическая церковь , расположенная в Редоне , во французском департаменте Иль и Вилен , в Бретань регионе . Церковь расположена к северу от бывшего аббатства Сен-Совер в Редоне , где она служила церковью аббатства до 1790 года. В то время аббатство было закрыто, а затем церковь была передана приходу. Монастырские постройки впоследствии стали средней школой.
Строительство началось в 11 веке. романский неф От этого периода сохранился , хотя пять пролетов укоротили его после пожара 1780 года. Особого внимания заслуживает трансепт , построенный в 12 веке. Его пересечение напоминает современные постройки на юго-западе Франции, а апсида датируется второй половиной 13 века. Его строительство следует очень единым и строгим принципам готической архитектуры Редона Иль-де-Франс. Колокольня . была построена по образцу апсиды, чтобы создать монументальный фасад Проект в конечном итоге остался незавершенным, осталась только колокольня, отделившаяся от церкви во время пожара 1780 года. Впоследствии на северной стороне апсиды была построена часовня, построенная примерно в середине 15 века для герцога Бретани Франциска I.
Церковь была признана историческим памятником в списке 1862 года , а колокольня была классифицирована аналогичным образом в 1875 году. В ней находится множество исторических памятников, в том числе могила герцога Бретани Франциска I. Он также содержит ретабло в стиле барокко в хоре , расположенном вокруг главного алтаря . Также присутствуют два органа: большой орган и хоровой орган.
Расположение
[ редактировать ]Церковь расположена на северной стороне аббатства Сен-Совер в Редоне , недалеко от ратуши.
История
[ редактировать ]Строительство церкви
[ редактировать ]Аббатство было основано в 832 году, а около 848 года там была построена церковь, посвященная Святому Стефану , расположенная к востоку от нынешнего здания. Норманны разорили его , а позже он был впервые восстановлен аббатом Риткандом (868-871) на нынешнем месте. Некоторые части северной стены нефа и северного рукава трансепта могут датироваться этим периодом. [ 1 ] Новая церковь была снова разрушена вместе с монастырем во время второго нормандского набега в 920 году. Монахи затем покинули аббатство и несколько лет странствовали по долине Луары , Бургундии и Пуату . [ 2 ]
Церковь была вновь перестроена в первой половине 11 века по принципам романской архитектуры . Это был один из самых впечатляющих зданий в герцогстве Бретань , в нем имелась апсида с передвижной и расходящимися часовнями . Примерно в середине 12 века была построена переходная башня, вдохновленная престижными зданиями Аквитании . [ 3 ]
В 1230 году пожар нанес серьезный ущерб романскому зданию. Король Англии Генрих III и Папа Римский поддержали реконструкцию церкви. Однако конфликт между герцогом Бретани Иоанном I и монахами привел к изгнанию последнего, что задержало начало строительства. Монахи вернулись в 1256 году, а строительство началось в 1260-1270 годах. К 1276 году нижние части центрального нефа и расходящиеся часовни были хорошо развиты, о чем свидетельствует получение распятия и двух серебряных статуй Богородицы и Святого Иоанна для главного алтаря. Верхние части, вероятно, были завершены или приближались к завершению около 1300 года, о чем свидетельствует наличие витражей в высоких окнах, изображающих герцогов Иоанна I , а также Иоанна II Бретонских , которые были установлены в 17 веке. [ 4 ]
Примерно десять лет спустя строительство возобновилось в западном конце здания. Целью было заменить романский фасад на более солидный. Однако была построена только северная башня, вероятно, завершенная, когда в 1341 году началась война за бретонское наследство . Триумф фракции Монфор привел к созданию герцогской часовни в церкви аббатства, посвященной Богоматери Благой Вести, подробнее обычно называемая «герцогской капеллой», около 1440 года. [ 5 ]
Церковь аббатства после средневековья
[ редактировать ]
В 1640-х годах бенедиктинцы Сен-Мора взяли под свой контроль аббатство и инициировали программу реконструкции и модификации. Среди реализованных изменений было строительство односкатной крыши над амбулаторией, которая блокировала трифорий в круглой части , оставляя его открытым в прямых пролетах . большой ретабло . Кроме того, в хоре вокруг главного алтаря был установлен [ 5 ]
В 1780 году пожар опустошил церковь аббатства, в результате чего неф был укорочен на пять пролетов . Этим объясняется ее отделение от готической башни, которая изначально располагалась на фасаде. Кроме того, свод нефа был опущен, что привело к удалению боковых окон и объясняет отсутствие света внутри. [ 3 ]
В 1790 году аббатство было закрыто. Однако церковь продолжала использоваться для богослужений до 1794 года, когда она была преобразована в Храм Высшего Существа . Затем он был возвращен католическому богослужению во времена Первой Империи . [ 6 ]
10 ноября 1799 года Редон был взят шуанами после боев с республиканским гарнизоном, окопавшимся внутри церкви аббатства. [ 7 ] 4 июня 1815 года шуаны снова захватили город, но из-за отсутствия пушек не смогли выбить имперских солдат, окопавшихся в башне аббатства. [ 8 ]
В 1862 году здание было признано историческим памятником за церковь, а в 1875 году за колокольню. [ 9 ] Последний подвергся реставрации в 1898 году. [ 2 ] Церковь была восстановлена в 1910 году, а внесенные мауристами изменения впоследствии были сняты. [ 5 ] Раскопки, проведенные между 1913 и 1914 годами, не дали никаких реликвий или свидетельств паломничества. [ 2 ]
Церковь аббатства в 21 веке
[ редактировать ]Со времен Французской революции церковь аббатства Сен-Совер в Редоне была приходской церковью, принадлежащей в 2019 году приходу Сен- Конвойон в Пэи-де-Редон. Там месса служится каждое воскресенье в 10:30. [ 10 ] В сентябре 2019 года здесь прошла выставка на тему паломничества святого Иакова Компостелского . [ 11 ]
Архитектура
[ редактировать ]Фасад
[ редактировать ]
До пожара 1780 года на фасаде здания виднелась только северная башня, которая с самого начала строилась как отдельное строение. Первоначальный проект, вероятно, включал еще одну башню на противоположном конце фасада, которая должна была отражать северную башню. [ 12 ]
Башня построена из того же гранита, что и апсида , и имеет аналогичную декоративную схему, состоящую из гладких капителей-корзин , ложных аркатур, нанесенных с трех сторон и украшенных трилистниками и четырехлистниками . Однако на этапе колокола два фриза из четырехлистников с угловатыми следами, один в основании, другой вверху, а также кордон с фальцем в основании окон скорее отражают искусство начала XIV века. Различные сцены обслуживаются прямоугольной башней, расположенной в юго-западном углу башни, с винтовой лестницей . [ 13 ]
На южной стене башни три двери остаются не связанными с предполагаемым монументальным фасадом. В основании башни ребра стены предназначались для поддержки нефов романского нефа; они опираются на кронштейны в форме перевернутых конусов английского происхождения, которые также наблюдались в тот же период в трансепте Нотр-Дам де Генгам . На родство с церковью Генгама указывают и другие декоративные элементы, в том числе капители со стилизованной листвой и накладным декором. Весь шпиль , лишенный перил, но открытый небольшими слуховыми окнами и украшенный восьмигранными коньковыми башенками , также похож на здание Генгама. [ 14 ]
Бывший фасад, изображенный на гравюре 17 века, представлял собой сравнительно простую треугольную фронтонную стену, поддерживаемую контрфорсами по углам. [ 15 ]
Неф
[ редактировать ], построенный в 11 веке, Неф имеет три нефа . Его длина составляет шесть пролетов, но первоначальная конструкция была длиннее и имела двенадцать пролетов. Пять западных бухт были уничтожены пожаром в 1780 году. Длина оставшейся конструкции по-прежнему составляет 21 метр. Фасад центрального нефа первоначально имел два уровня: большие аркады и высокие окна, позволяющие свету освещать неф. Однако пожар 1780 года потребовал опустить свод и убрать эти окна, в результате чего в нефе стало совсем темно. Остались только полукруглые арки, простые арки которых ниспадают на просто скошенные абачи . Эти абаки опираются на очень тонкие, простые капители , форма которых после пожара была изменена, чтобы придать дорический стиль покрытому штукатуркой ансамблю . Капители венчают полуколонны, прикрепленные к предшествующим им квадратным опорам. [ 1 ]
Северная стена бокового нефа, северная стена трансепта и основание южного бокового коридора частично построены из небольшой кубической каменной кладки с плоскими каменными рядами и связями «елочка». Некоторые ученые утверждают, что этот архитектурный стиль может быть пережитком Каролингской церкви или, по крайней мере, предшественником романского строительства. [ 1 ]
Трансепт
[ редактировать ]Неф переходит в трансепт с выступающими рукавами. Четыре опоры нижнего уровня трансепта датируются 11 веком. Они поддерживают большой купол на скосах. Каждый пирс увенчан капителями , которые являются единственными оставшимися романскими капителями внутри церкви: по две на опору внутри трансепта и еще две на стороне, обращенной к нефу. Капители вырезаны в форме коринфских корзин, но украшены особенно стилизованными завитками или растительностью, иногда с треугольной маской. На северо-восточном пирсе южной столицы эта маска превратилась в человеческую фигуру. Это украшение очень симметрично. [ 16 ]
Переходная башня была построена в 12 веке, вероятно, между 1100 и 1130 годами. [ 17 ] Он включает в себя три уровня. Первый уровень глухой, стены украшены глухими аркадами , некоторые из которых опираются на колонны с капителями. Средний уровень слегка утоплен и представляет собой серию открытых аркатур с закругленными углами. Наконец, верхний уровень, который дальше утоплен от среднего уровня, открыт рядом нижних аркад, чем те, что находятся на среднем уровне. Помимо открытых и глухих аркатур, башня украшена неравномерно расположенными камнями разного цвета из тесаного камня среднего размера. Эта переходная башня является уникальной в Бретани. [ 1 ] и вдохновлен моделями Аквитании. [ 3 ] Капители на втором уровне украшены композициями из листьев, свитков или переплетений, напоминающими капители аббатства Сент-Круа в Кемперле . Однако они сильно повреждены, что позволяет предположить, что они, возможно, были вырезаны реставраторами из Кемперле. [ 16 ]
Прикроватная тумбочка
[ редактировать ]
Шевет состоит из трех прямых пролетов , за которыми следует пятисторонняя апсида, окруженная амбулаторией с пятью расходящимися часовнями . По обе стороны от первых пролетов амбулатории в двух трехпролетных нефах расположены прямоугольные часовни. Вся конструкция сводчатая с четырехсторонними ребрами . Ширина прямых пролетов хора уменьшается по мере продвижения к апсиде, что позволяет предположить, что готическое здание, вероятно, было построено на фундаменте романской церкви. [ 5 ]
Внешне шеве выглядит как особенно гармоничная пирамидальная композиция, напоминающая шеве базилики Сен-Дени , перепроектированной между 1230 и 1260 годами. Касательные расходящиеся часовни образуют единую корону с волнообразными контурами шеве, дополнительно усиленными застекленный трифорий , служащий единству ансамбля. Эта глазурованная полоса, простирающаяся от одной стороны шевета до другой, непрерывна и никогда не прерывается. Верхний уровень характеризуется высокими окнами с узором в виде трилистника. Всю конструкцию венчает ограждение с фризом из четырехлистников . [ 18 ] Внутри фасад состоит из трех уровней: большие двухвалковые аркады спускаются на опоры, состоящие из четырех полуколонн, через гладкие корзинчатые капители; большой ажурный трифорий средний уровень занимает ; наконец, широкие высокие окна освещают здание. Окна первых двух прямых эркеров состоят из трех стрельцов, пересекающихся в верхней части эркера, под влиянием английской архитектуры. Апсида состоит из ланцетов, увенчанных трилистниками. Общий эффект очень сдержанный, что хорошо соответствует движению упрощения в архитектуре районной готики в последней трети 13 века. [ 18 ]
«Шапель о Дюк» и часовня Сен-Рош.
[ редактировать ]В северном нефе шеве находится часовня «Шапель о Дюк», названная в честь герцога Франциска I , покровителя аббатства, похороненного здесь в 1450 году. Часовня состоит из трех отсеков , самый северный из которых освещен окно с тремя ланцетами и сетью мехов и мушеток . Единственное окно освещает восточную сторону часовни. Стены поддерживаются мощными контрфорсами , которые соединяются в механизированные арки. Первоначально дорожка соединялась с остальной частью Чевета на востоке и с городской стеной на западе. Однако мавристы заменили ее односкатной крышей . [ 19 ]
За северным трансептом находится миниатюрная прямоугольная часовня уменьшенных размеров, посвященная Святому Роху и построенная в 16 веке. [ 19 ]
Мебель
[ редактировать ]Главный алтарь
[ редактировать ]
Главный алтарь аббатства был подарен кардиналом Ришелье между 1634 и 1636 годами, когда аббатство принадлежало конгрегации Сен-Мор . Он был создан скульптором Карисом Тугалом и отличается особой монументальностью: он состоит из алтаря, увенчанного тремя каменными фигурами. Вокруг этого алтаря довольно внушительное основание поддерживает четыре коринфские капители, которые обрамляют большую панель и поддерживают изогнутый карниз . Наверху четыре дополнительных коринфских капители окружают нишу, в которой находится еще одна статуя. скульптурный фронтон Венчает ансамбль . 30 августа 1907 года все сооружение было признано историческим памятником. [ 20 ]
Центральная статуя, расположенная над алтарем, символизирует добродетель Веры . Когда-то здесь был оборудован киворий , служивший подвесным евхаристическим резервом . [ 21 ]
Другие ретаблицы
[ редактировать ]Помимо монументального запрестольного образа главного алтаря, еще две ретабли расположены в первых капеллах с северной и южной сторон амбулатории . Оба были построены из мрамора примерно в середине 17 века, в период Мауризма. Они имеют структурное сходство с главным алтарем, с основанием, поддерживающим четыре колонны, увенчанные коринфскими капителями , которые обрамляют большую центральную картину и две ниши по обе стороны. Верхняя часть алтаря поддерживается антаблементом со скульптурным фризом , обрамленным небольшими колоннами, обрамляющими нишу . изогнутый карниз , поддерживаемый кариатидами Венчает ансамбль . Оба алтаря 30 августа 1907 года были внесены в список исторических памятников, как и главный алтарь. [ 22 ] [ 23 ]
Картины
[ редактировать ]В церкви Сен-Совер находятся три картины, которые с 14 мая 1984 года были признаны историческими памятниками. К ним относятся « Поклонение пастухов» , датированное первой четвертью 17 века, и две другие картины, изображающие Деву Марию с Младенцем. Иисус , оба из 17 века. Все три картины написаны на холсте, а «Богоматерь с Младенцем» имеет свою рамку. [ 24 ] [ 25 ]
-
Алтарь.
-
Алтарный образ Розария.
Статуи
[ редактировать ]
В аббатстве Сен-Совер находится несколько статуй и элементов статуй. Самая старая из них — статуя Мадонны из полихромного позолоченного камня, датируемая 15 веком. 9 апреля 1999 года он был внесен в список исторических памятников. [ 26 ] Голова Христа из орехового дерева, хранящаяся в ризнице, 17-го века вероятно, произошла от распятия . Статуя была внесена в список исторических памятников 14 мая 1984 года. [ 27 ] статуя Богородицы с Младенцем, выполненная из посеребрённого металла на стержне из грушевого дерева Наконец, в первой четверти XIX века была создана . 14 мая 1984 года он также был внесен в список исторических памятников. [ 28 ]
Крестильные купели
[ редактировать ]Купели были признаны историческими памятниками 14 мая 1984 года . В комплект входит мраморная чаша второй половины XIX века, закрытая медной крышкой и окруженная кованой решеткой XX века. [ 29 ]
Купель со святой водой
[ редактировать ]В северной части трансепта демонтированная капитель превращена в купель со святой водой . Капитель, вырезанная на трех из четырех граней, имеет коринфские формы и украшения. Он состоит из трех регистров: воротника из листвы, увенчанного более крупными листьями, трехлопастными на центральной стороне и простыми по бокам; выше два связанных стебля превращаются в спирали по углам и в центре корзины. Эта капитель, вероятно, возникла из апсиды романского шевета церкви. [ 16 ]
Гробницы
[ редактировать ]В церкви есть две гробницы, признанные историческими памятниками. Могила герцога Франциска I , умершего в 1450 году, находится в часовне к юго-востоку от хора. Он представляет собой каменный саркофаг , украшенный лепниной и панелями с резными накладками , дужки которых уже не видны. Над лепниной круглая арка увенчана ажурной галереей . Этот предмет признан историческим памятником с 30 августа 1907 года. [ 30 ]
В осевой капелле находится могила Рауля де Понбриана, аббата Сен-Совера, скончавшегося в 1422 году. Саркофаг, расположенный в арочной нише, украшен шестью панелями с накладками. Однако герб, изображенный на этих гербах, стерт. На плите, которая когда-то закрывала гробницу, было изображено изображение настоятеля, которое с тех пор было потеряно. Углубление увенчано гусеничной аркой с трилистниками и крокерами, за которой следует фриз с накладками на резных панелях. С 30 августа 1907 года все сооружение внесено в список исторических памятников, как и могила герцога. [ 31 ]
Колокольня
[ редактировать ]Старые колокола и конфликт с городом
[ редактировать ]В 15 веке в башне аббатства был установлен колокол с часами. Его статус был неясен до 17 века, когда было установлено, что город пользовался только часами и не был их владельцем. Примерно двадцать лет спустя, в 1690 году, звонари сломали два колокола, которые заменили монахи. Дальнейшая поломка колоколов в 1709 году привела к замене двух сломанных инструментов тремя другими, чтобы избежать чрезмерного использования колоколов, которые использовались как для обозначения часов, так и для звонков в офисы. Еще одна поломка колокола в 1740 году привела к конфликту между монахами и городом по поводу использования колоколов. Колокола были повторно установлены в следующем году, но не использовались до тех пор, пока в 1761 году не было достигнуто соглашение. [ 32 ]
Нынешние колокольни
[ редактировать ]В 2019 году на колокольне размещалось шесть колоколов первой половины XX века. Троих из них звали Гиацинт, Мария-Урсула и Тереза де Л'Анфан-Жезюс. На каждом из этих колоколов был изображен герб города и изображение Христа. [ 33 ]
Органы
[ редактировать ]В аббатстве Сен-Совер есть два органа : большой орган и хоровой орган.
Старые органы
[ редактировать ]Орган в аббатстве датируется 1490 годом, когда Франсуа Тайяр нанял его для наблюдения за его обслуживанием. В 1636 году орган пострадал от нашествия грызунов , которые прогрызли некоторые его части. Затем монахи поручили Николя Триболью, изготовителю органов , отремонтировать положительный орган и педальную клавиатуру . Вышеупомянутый документ дает представление о составе этих частей органа, которые были уничтожены во время пожара 1780 года и впоследствии заменены в 1841 году инструментом, заказанным у компании Le Maresquier и завершенным Le Logeais: [ 34 ]
|
|
Великий орган
[ редактировать ]Большой орган был построен в 1901 году Луи Дебьером и впоследствии восстановлен Ивом Севером в 1976 году. Состав органа следующий: [ 34 ]
|
|
|
|
|
Трансмиссия механическая, с пневмомашиной для большого органа. Консоль отдельная, но не перевернутая.
Хоровой орган
[ редактировать ]
Хоровой орган был изготовлен компанией Merklin-Gutschenritter и заменил изношенную фисгармонию в 1910 году. После вмешательства Гауду в 1935 году и Вольфа в 1950 году он претерпел глубокую модификацию Ива Севера в 1967 году. Его состав следующий: [ 35 ]
|
|
|
|
Трансмиссия механическая для ручных клавишных и пневматическая для педалборда. Инструмент в неоготическом футляре (работа Хареля, скульптора из Редона) помещен на землю в аркаде справа от хора. Им управляет перевернутая консоль.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Тийе 1982 , с. 77
- ^ Перейти обратно: а б с Отсье 2005 , с. 324
- ^ Перейти обратно: а б с Бонне и Рио, 2010 , с. 352
- ^ Bonnet & Rioult 2010 , стр. 352–353.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бонне и Рио, 2010 , с. 353
- ^ Тийе 1982 , стр. 75.
- ^ Собен 1989 , с. 79–85
- ^ Линьере, 2015 , стр. 169.
- ^ «Église Saint-Sauveur (Ancienne Basilique)» . Уведомление № PA00090666, на платформе открытого наследия, база данных Мериме , Министерство культуры Франции (на французском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2022 года.
- ^ «Приходские мессы | Приходы Сен-Конвойон и Сен-Мелен в стране Редон» (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ «Приходы Сен-Конвойон и Сен-Мелен в районе Редон-Эвентс в сентябре 2019 года» (на французском языке). Архивировано из оригинала 19 июня 2024 года . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Бонне и Рио, 2010 , с. 361
- ^ Bonnet & Rioult 2010 , стр. 361–362.
- ^ Бонне и Рио, 2010 , с. 362
- ^ Тийе, Луиза-Мари (1982a). Романская Бретань . Ночь времен (на французском языке). Полет. 52. Камень, который поворачивается: Зодиак. стр. 73–79.
- ^ Перейти обратно: а б с Отсье 2005 , с. 325
- ^ Отиссье 2005 , с. 326
- ^ Перейти обратно: а б Bonnet & Rioult 2010 , стр. 358–359.
- ^ Перейти обратно: а б Бонне и Рио, 2010 , с. 360
- ^ «Autel, retable (maître-autel)» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2022 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Масе де Лепине 1987 , с. 291-305
- ^ «Аутель, ретабл» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Аутель, ретабл» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Таблица: Поклонение Берже» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ «Две картины и их рамы: Богородица с Младенцем Иисусом» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 29 ноября 1998 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Статуя: Vierge à l'Enfant» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Фрагмент статуи: Тет де Христос» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ "статуя (статуэтка): Vierge à l'Enfant" . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Купели, их крышка и ограждение (сетка) купели» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Гробница Франциска I, герцога Бретани» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2022 года . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Гробница Рауля де Понбриана» . www.pop.cultural.gouv.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ «Очень долгая ссора колоколов» . redon.maville.com (на французском языке) . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Готре, Лео (20 апреля 2019 г.). «Редон. Когда город жил под ритм своих колоколов » Ouest-France.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 29 ноября 1998 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Органы Редона: Большой орган аббатства Сен-Совер» . Орг де Редон (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 августа 2022 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Морвезен, Сабина (2006). Органы в Иль и Вилен. Национальный реестр органов (на французском языке). Ренн: Presss Universitaires de Rennes . п. 205. ИСБН 2-7535-0153-Х .
Библиография
[ редактировать ]- Отсье, Энн (2005). Романская скульптура в Бретани: 11-12 вв. (на французском языке). Ренн: Presss Universitaires de Rennes . стр. 323–326. ISBN 2-7535-0066-5 .
- Бонне, Филипп; Риу, Жан-Жак (2010). «Редон. Аббатство Сен-Совер». Готическая Бретань (на французском языке). Париж. стр. 352–364. ISBN 978-2-7084-0883-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Десенё, Марк (1998). Роман Бретань (на французском языке). Эдиларж . стр. 37–39. ISBN 978-2-7373-2262-4 .
- Галле, Ив (2006). «Opus anglicanum, opus francigenum? Апсида церкви аббатства Редон и распространение сияющей готики в Бретани». Архитектура и монументальная скульптура 12.-14. Jahrhunderts, Festschrift Питера Курманна (на французском языке). Берн: Питер Лэнг. стр. 143–161.
- Масе де Лепине, Франсуа (1987). «Вклад в изучение евхаристических подвесок в XVIII веке: О некоторых статуях веры, сохранившихся в Бретани» . Монументальный бюллетень (на французском языке): 291–305. ISSN 2275-5039 . Архивировано из оригинала 19 июня 2024 года.
- Линьере, Орельен (2015). Шуаны и вандейцы против Империи, 1815 год. Другая Стодневная война (на французском языке). Париж: Editions Vendémiaire. ISBN 978-2-36358-187-7 .
- Субен, Моник (1989). La chouannerie в районе Редон: 1794–1799 (на французском языке). Издание Rue des Scribes. ISBN 978-2-906064-13-3 .
- Тийе, Луиза-Мари (1982). «Редон. Аббатство Сен-Совер». Романская Бретань . Ночь времен (на французском языке). Полет. 58. Ла Пьер-Ки-Вир: Сен-Леже-Вобан. стр. 73–79.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Религиозные ресурсы: Колокольни Франции.
- Ресурсы по архитектуре: Мериме.
- История и описание бенедиктинского аббатства Сен-Совер-де-Редон [ архив ], Опись культурного наследия Бретани